Научная статья на тему 'Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов'

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
6609
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КБЖ) / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ / КОЛЛЕКТИВНЫЙ И ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УРОВНИ КБЖ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сурова Людмила Витальевна

Дано определение понятия «культура безопасности жизнедеятельности», «культура безопасности жизнедеятельности студентов». Обоснованно, что основными уровнями ее формирования являются индивидуальный, коллективный и общественно-государственный. Установлены задачи образования и воспитания в области безопасности и мероприятия по формированию культуры безопасности жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сурова Людмила Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов»

Л.В. Сурова

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Дано определение понятия «культура безопасности жизнедеятельности», «культура безопасности жизнедеятельности студентов». Обоснованно, что основными уровнями ее формирования являются индивидуальный, коллективный и общественно-государственный. Установлены задачи образования и воспитания в области безопасности и мероприятия по формированию культуры безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: культура безопасности жизнедеятельности (КБЖ), индивидуальный, коллективный и общественно-государственный уровни КБЖ.

На фоне возрастающего числа различных аварий, катастроф и стихийных бедствий, являющихся причинами высокой смертности, массовых увечий и длительной утраты работоспособности, все большее значение приобретают проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности, защиты жизни и здоровья человека.

Развитие современного общества предъявляет высокие требования к высшему образованию. Для современного уровня развития промышленных и социальных технологий недостаточно просто высокого уровня соблюдения правил техники безопасности, т.к. существует потребность не только в знаниях, умениях и навыках обеспечения безопасности жизнедеятельности, но и безопасной реализации любого вида деятельности, понимания целей и последствий своих действий для общества и окружающей природной среды. Это значит, что важнейшей целью образовательного процесса в области безопасности является формирование у будущих специалистов мышления, основанного на глубоком осознании главного принципа - безусловности приоритетов безопасности при решении любых профессиональных и личностных задач. Следовательно, возникает необходимость в формировании особого вида культуры, учитывающего специфику деятельности человека, культуры безопасности жизнедеятельности (КБЖ).

Объединение понятий «культура» и «безопасность» впервые было выполнено Международным агентством по атомной энергии в 1986 г. в процессе анализа причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Признано, что отсутствие культуры безопасности явилось одной из основных причин этой аварии. В дальнейшем данный термин был уточнен в «Общих положениях обеспечения безопасности атомных станций» (ОПБ-88). В данном документе отмечено, что культура безопасности характери-

зуется квалификационной и психологической подготовленностью персонала, а ее формирование является одним из фундаментальных принципов управления и подлежит нормативному регулированию в атомной энергетике России. В настоящее время сложилось понимание того, что данная категория должна быть применима не только к персоналу потенциально опасных объектов, но и к каждому человеку в отдельности, обществу в целом. От ценностных установок людей, мотивов их поведения, личностных и профессиональных качеств и способностей и зависит в определяющей степени эффективность мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности, снижению индивидуальных, коллективных и глобальных рисков.

Проведенный нами теоретический анализ показал, что «культура безопасности жизнедеятельности» отсутствует сегодня не только как строгое, научное, обоснованное понятие, но и не имеет единой терминологии. Теоретики и практики образовательной области «БЖД» видят цель вузовской дисциплины БЖД в «формировании культуры личной безопасности» (Л.Б. Генералов, В.Н. Мошкин), «массовой культуры безопасности» (В.Г. Ляшко, Л.Б. Снегирев), «культуры безопасности» (С. Данченко, Ю. Иванов, В.В. Сапронов, Ж-М. Шлере), «культуры безопасности жизнедеятельности» (В.Я. Сюньков, Н.С. Тарасиков, М.И. Хабнер) [1; 2].

Под культурой безопасности жизнедеятельности ряд исследователей понимает синтез знаний, чувств, традиций, идеалов, которые обеспечивают не только самосохранение социумов, но и их развитие. Она ставит целью интегрировать опыт, знания, навыки, типы организации и тому подобное, связанные безопасностью, передаваемые от поколения к поколению, от человека к человеку, от одного общества другому. Соединение понятий «культура» и «безопасность» как раз и конкретизирует собственно культурное из всего содержания социальной жизни, является жизнесберегающим фундаментом человеческого единства. Оно позволяет задавать границы присутствия человека, определяемые локальными значениями смыслов ценностей культуры: экологической, экономической, социальной, политической, нравственной и других. Кконцептуализация этих пространств в рамках отдельных наук структурирует сферы человеческого присутствия, создающие безопасные условия жизнедеятельности индивида в целостности. Воспитание культуры безопасности жизнедеятельности рассматривается ими как «поиск человеческой универсальности», благодаря чему достигается целостность мировоззрения.

Культура безопасности жизнедеятельности - это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности во всех сферах жизнедеятельности. Культура безопасности жизнедеятельности студентов - интегральное качество личности, определяющее ее направленность на развитие потребности в безопасности на основе совокупности профессиональных и специфических знаний, постоянного совершенствования умений и навыков безопасной реализации профессиональной и социальной деятельности. Являясь составной частью общей культуры культура безопасности жизнедеятельности должна носить регулируемый характер, нацеленный на конкретный результат - обязательное выполнение человеком норм поведения в социуме, что само по себе является категорией нравственности, которая в современном обществе, с его девальвацией ценностей терпит крах.

В современном обществе возникли противоречия между увеличением опасностей, которые являются следствием интенсивной деятельности человека, и отсутствием культуры безопасного существования социума в среде обитания; снижением на шкале индивидуальных ценностей ценности здоровой и продолжительной жизни и необходимостью высокого уровня здоровья в современных условиях для создания семьи, профессиональной карьеры и материального обеспечения.

Образование и воспитание должно быть построено на началах культуры безопасности. Хотя воспитание в области безопасности осуществлялось всегда (от момента рождения человека до конца его жизни - родителями и близкими, обществом и государством), но происходило это разрозненно, а, главное, стихийно. Новая эпоха требует формирования культуры безопасности на основе применения научных подходов и системного включения вопросов безопасности в образование молодежи. Становление новой культуры безопасности, опирающееся на повышение степени развитости личности и общества, возможно в результате преобразования сознания всех слоев общества. Образование при этом должно носить опережающий характер, позволяющий обществу (профессиональному коллективу, нации, мировому сообществу) перейти от приоритета защиты в сложившихся ситуациях к приоритету предотвращения этих ситуаций, к устранению причин угроз, к обеспечению безопасности своей жизнедеятельности.

Основными задачами образования и воспитания в области безопасности являются:

• для детей дошкольного возраста - привитие норм безопасного поведения в окружающей обстановке;

• для учащихся общеобразовательных учреждений - формирование ответственного, уважительного отношения к собственной безопасности и безопасности других людей, бережного отношения к окружающей среде, осознание приоритетности обеспечения безопасности во всех сферах деятельности;

• для учащихся учреждений начального профессионального образования - формирование понимания необходимости обеспечения безопасных условий труда, соблюдения экологических норм;

• для студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования - развитие способностей принятия грамотных (с точки зрения безопасности) решений при управлении производством, учебным процессом, организации деятельности коллектива, формирование профессионально значимых (с данных позиций) характеристик;

• для людей старшего поколения, занятых в сферах производства и обслуживания, - формирование осознанного выполнения норм и правил трудовой и технологической дисциплины;

• для неработающего населения - формирование ответственного отношения к собственной безопасности, безопасности своей семьи и окружающих людей.

Сущность культуры безопасности жизнедеятельности - это известная истории совокупность разнообразных материальных и духовных моделей жизнедеятельности, составляющих основу безопасного развития личности, общества, государства, человечества в целом. Ряд исследователей выделяют три структурных уровня КБЖ: индивидуальный, коллективный, общественно-государственный [3; 4]. Составными элементами культуры безопасности жизнедеятельности являются: на индивидуальном уровне - это мировоззрение, нормы поведения, индивидуальные ценности и подготовленность человека в области безопасности жизнедеятельности; на коллективном уровне - корпоративные ценности, профессиональная этика и мораль, подготовленность персонала в указанной области; на общественно-государственном уровне - традиции безопасного поведения, общественные ценности, подготовленность всего населения в сфере безопасности жизнедеятельности.

Развитие КБЖ на индивидуальном уровне должно включать формирование идеала и ценностей в области безопасности жизнедеятельности; развитие врожденных и формирование приобретенных качеств личности, обеспечивающих возможность действенного предупреждения реализации угроз и опасностей, а также защиты от них, привитие знаний, умений и навыков обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности; мотивирование безопасной жизнедеятельности.

На коллективном уровне формирование КБЖ должно включать в себя установление безопасности жизнедеятельности как одной из высших ценностей организации; создание атмосферы психологической настроенности на безопасность; развитие у работников чувства персональной ответственности в вопросах безопасности; проведение необходимого подбора, обучения и подготовки персонала в каждой сфере деятельности, влияющей на безопасность; моральное и материальное стимулирование деятельности персонала, направленной на снижение рисков опасных ситуаций и аварий; четкую регламентацию действий, особенно связанных с высокими рисками; контроль соблюдения трудовой и технологической дисциплины, охрану труда.

На общественно-государственном уровне развитие КБЖ должно осуществляться путем формирования системы социальных ценностей и приоритетов; социального сознания в области безопасности жизнедеятельности; развития нормативного правового поля; проведения политики обеспечения безопасности общества и человека, природной и техногенной сфер; развития науки и искусства в области экологии; снижения рисков, защиты от ЧС; привлечения религиозных институтов; совершенствования системы духовно-нравственного и патриотического воспитания; пропаганды, социальной рекламы, общественного и государственного стимулирования в области безопасности жизнедеятельности; страховых механизмов обеспечения безопасности и др.

Общие результаты жизнедеятельности привели человечество к глобальному кризису. Для благополучного выхода из кризиса в устойчивое развитие необходимо изменить степень развитости личности и общества в области обеспечения безопасности, для чего дополнить используемые до настоящего времени способы жизнедеятельности в этой области (защита, преобразование окружающей среды) третьим способом - преобразованием собственного сознания. Миропонимание, адекватное новой эпохе ноосферы, должно изменить систему ценностей и целей жизнедеятельности

людей, переключить их с максимального удовлетворения постоянно и не-

158

ограниченно растущих материальных потребностей на духовное развитие, на здоровый образ жизни, традиции кулинарии, социальные нормы отдыха (системы выходных, отпусков, освобождения от активной деятельности по возрасту и состоянию здоровья), традиции физической культуры и спорта, оздоровительного туризма и иных форм активного отдыха, традиции общенациональных и народных праздников, карнавалов, массовых гуляний, разнообразные формы развлекательного, игрового и интеллектуального досуга и т.п.

Источники

1. Кайгородов П.И. Концептуальные основы интегративного курса «Основы культуры безопасной жизнедеятельности» Электронный журнал «Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты» Выпуск 1, 2002.Раздел 11 Педагогика, дидактика, лингвокультурология.

2. Мошкин В.Н., Калачев Г.А. Модель процесса воспитания культуры безопасности студентов //

Педагогический университетский вестник Алтая: научно-педагогический журнал БГПУ Электронный журнал зарегистрирован в научно-техническом центре «Информрегистр», № 0229905552. Барнаул, 2006. № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.um-

altai. т/ тй/ oumal/vestnik/, свободный.

3. Цаликов Р.И. Культура безопасности жизнедеятельности системообразующий фактор снижения рисков ЧС. Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности» № 4, 2008.

4. Ярош Н.И., Корчагина УП. Культура безопасности жизнедеятельности. Материалы Х региональной научно-технической конференции «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону». СевКавГТУ, 2006.

Зарегистрирована 01.09.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.