Л.В. Сурова
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Дано определение понятия «культура безопасности жизнедеятельности», «культура безопасности жизнедеятельности студентов». Обоснованно, что основными уровнями ее формирования являются индивидуальный, коллективный и общественно-государственный. Установлены задачи образования и воспитания в области безопасности и мероприятия по формированию культуры безопасности жизнедеятельности.
Ключевые слова: культура безопасности жизнедеятельности (КБЖ), индивидуальный, коллективный и общественно-государственный уровни КБЖ.
На фоне возрастающего числа различных аварий, катастроф и стихийных бедствий, являющихся причинами высокой смертности, массовых увечий и длительной утраты работоспособности, все большее значение приобретают проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности, защиты жизни и здоровья человека.
Развитие современного общества предъявляет высокие требования к высшему образованию. Для современного уровня развития промышленных и социальных технологий недостаточно просто высокого уровня соблюдения правил техники безопасности, т.к. существует потребность не только в знаниях, умениях и навыках обеспечения безопасности жизнедеятельности, но и безопасной реализации любого вида деятельности, понимания целей и последствий своих действий для общества и окружающей природной среды. Это значит, что важнейшей целью образовательного процесса в области безопасности является формирование у будущих специалистов мышления, основанного на глубоком осознании главного принципа - безусловности приоритетов безопасности при решении любых профессиональных и личностных задач. Следовательно, возникает необходимость в формировании особого вида культуры, учитывающего специфику деятельности человека, культуры безопасности жизнедеятельности (КБЖ).
Объединение понятий «культура» и «безопасность» впервые было выполнено Международным агентством по атомной энергии в 1986 г. в процессе анализа причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Признано, что отсутствие культуры безопасности явилось одной из основных причин этой аварии. В дальнейшем данный термин был уточнен в «Общих положениях обеспечения безопасности атомных станций» (ОПБ-88). В данном документе отмечено, что культура безопасности характери-
зуется квалификационной и психологической подготовленностью персонала, а ее формирование является одним из фундаментальных принципов управления и подлежит нормативному регулированию в атомной энергетике России. В настоящее время сложилось понимание того, что данная категория должна быть применима не только к персоналу потенциально опасных объектов, но и к каждому человеку в отдельности, обществу в целом. От ценностных установок людей, мотивов их поведения, личностных и профессиональных качеств и способностей и зависит в определяющей степени эффективность мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности, снижению индивидуальных, коллективных и глобальных рисков.
Проведенный нами теоретический анализ показал, что «культура безопасности жизнедеятельности» отсутствует сегодня не только как строгое, научное, обоснованное понятие, но и не имеет единой терминологии. Теоретики и практики образовательной области «БЖД» видят цель вузовской дисциплины БЖД в «формировании культуры личной безопасности» (Л.Б. Генералов, В.Н. Мошкин), «массовой культуры безопасности» (В.Г. Ляшко, Л.Б. Снегирев), «культуры безопасности» (С. Данченко, Ю. Иванов, В.В. Сапронов, Ж-М. Шлере), «культуры безопасности жизнедеятельности» (В.Я. Сюньков, Н.С. Тарасиков, М.И. Хабнер) [1; 2].
Под культурой безопасности жизнедеятельности ряд исследователей понимает синтез знаний, чувств, традиций, идеалов, которые обеспечивают не только самосохранение социумов, но и их развитие. Она ставит целью интегрировать опыт, знания, навыки, типы организации и тому подобное, связанные безопасностью, передаваемые от поколения к поколению, от человека к человеку, от одного общества другому. Соединение понятий «культура» и «безопасность» как раз и конкретизирует собственно культурное из всего содержания социальной жизни, является жизнесберегающим фундаментом человеческого единства. Оно позволяет задавать границы присутствия человека, определяемые локальными значениями смыслов ценностей культуры: экологической, экономической, социальной, политической, нравственной и других. Кконцептуализация этих пространств в рамках отдельных наук структурирует сферы человеческого присутствия, создающие безопасные условия жизнедеятельности индивида в целостности. Воспитание культуры безопасности жизнедеятельности рассматривается ими как «поиск человеческой универсальности», благодаря чему достигается целостность мировоззрения.
Культура безопасности жизнедеятельности - это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности во всех сферах жизнедеятельности. Культура безопасности жизнедеятельности студентов - интегральное качество личности, определяющее ее направленность на развитие потребности в безопасности на основе совокупности профессиональных и специфических знаний, постоянного совершенствования умений и навыков безопасной реализации профессиональной и социальной деятельности. Являясь составной частью общей культуры культура безопасности жизнедеятельности должна носить регулируемый характер, нацеленный на конкретный результат - обязательное выполнение человеком норм поведения в социуме, что само по себе является категорией нравственности, которая в современном обществе, с его девальвацией ценностей терпит крах.
В современном обществе возникли противоречия между увеличением опасностей, которые являются следствием интенсивной деятельности человека, и отсутствием культуры безопасного существования социума в среде обитания; снижением на шкале индивидуальных ценностей ценности здоровой и продолжительной жизни и необходимостью высокого уровня здоровья в современных условиях для создания семьи, профессиональной карьеры и материального обеспечения.
Образование и воспитание должно быть построено на началах культуры безопасности. Хотя воспитание в области безопасности осуществлялось всегда (от момента рождения человека до конца его жизни - родителями и близкими, обществом и государством), но происходило это разрозненно, а, главное, стихийно. Новая эпоха требует формирования культуры безопасности на основе применения научных подходов и системного включения вопросов безопасности в образование молодежи. Становление новой культуры безопасности, опирающееся на повышение степени развитости личности и общества, возможно в результате преобразования сознания всех слоев общества. Образование при этом должно носить опережающий характер, позволяющий обществу (профессиональному коллективу, нации, мировому сообществу) перейти от приоритета защиты в сложившихся ситуациях к приоритету предотвращения этих ситуаций, к устранению причин угроз, к обеспечению безопасности своей жизнедеятельности.
Основными задачами образования и воспитания в области безопасности являются:
• для детей дошкольного возраста - привитие норм безопасного поведения в окружающей обстановке;
• для учащихся общеобразовательных учреждений - формирование ответственного, уважительного отношения к собственной безопасности и безопасности других людей, бережного отношения к окружающей среде, осознание приоритетности обеспечения безопасности во всех сферах деятельности;
• для учащихся учреждений начального профессионального образования - формирование понимания необходимости обеспечения безопасных условий труда, соблюдения экологических норм;
• для студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования - развитие способностей принятия грамотных (с точки зрения безопасности) решений при управлении производством, учебным процессом, организации деятельности коллектива, формирование профессионально значимых (с данных позиций) характеристик;
• для людей старшего поколения, занятых в сферах производства и обслуживания, - формирование осознанного выполнения норм и правил трудовой и технологической дисциплины;
• для неработающего населения - формирование ответственного отношения к собственной безопасности, безопасности своей семьи и окружающих людей.
Сущность культуры безопасности жизнедеятельности - это известная истории совокупность разнообразных материальных и духовных моделей жизнедеятельности, составляющих основу безопасного развития личности, общества, государства, человечества в целом. Ряд исследователей выделяют три структурных уровня КБЖ: индивидуальный, коллективный, общественно-государственный [3; 4]. Составными элементами культуры безопасности жизнедеятельности являются: на индивидуальном уровне - это мировоззрение, нормы поведения, индивидуальные ценности и подготовленность человека в области безопасности жизнедеятельности; на коллективном уровне - корпоративные ценности, профессиональная этика и мораль, подготовленность персонала в указанной области; на общественно-государственном уровне - традиции безопасного поведения, общественные ценности, подготовленность всего населения в сфере безопасности жизнедеятельности.
Развитие КБЖ на индивидуальном уровне должно включать формирование идеала и ценностей в области безопасности жизнедеятельности; развитие врожденных и формирование приобретенных качеств личности, обеспечивающих возможность действенного предупреждения реализации угроз и опасностей, а также защиты от них, привитие знаний, умений и навыков обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности; мотивирование безопасной жизнедеятельности.
На коллективном уровне формирование КБЖ должно включать в себя установление безопасности жизнедеятельности как одной из высших ценностей организации; создание атмосферы психологической настроенности на безопасность; развитие у работников чувства персональной ответственности в вопросах безопасности; проведение необходимого подбора, обучения и подготовки персонала в каждой сфере деятельности, влияющей на безопасность; моральное и материальное стимулирование деятельности персонала, направленной на снижение рисков опасных ситуаций и аварий; четкую регламентацию действий, особенно связанных с высокими рисками; контроль соблюдения трудовой и технологической дисциплины, охрану труда.
На общественно-государственном уровне развитие КБЖ должно осуществляться путем формирования системы социальных ценностей и приоритетов; социального сознания в области безопасности жизнедеятельности; развития нормативного правового поля; проведения политики обеспечения безопасности общества и человека, природной и техногенной сфер; развития науки и искусства в области экологии; снижения рисков, защиты от ЧС; привлечения религиозных институтов; совершенствования системы духовно-нравственного и патриотического воспитания; пропаганды, социальной рекламы, общественного и государственного стимулирования в области безопасности жизнедеятельности; страховых механизмов обеспечения безопасности и др.
Общие результаты жизнедеятельности привели человечество к глобальному кризису. Для благополучного выхода из кризиса в устойчивое развитие необходимо изменить степень развитости личности и общества в области обеспечения безопасности, для чего дополнить используемые до настоящего времени способы жизнедеятельности в этой области (защита, преобразование окружающей среды) третьим способом - преобразованием собственного сознания. Миропонимание, адекватное новой эпохе ноосферы, должно изменить систему ценностей и целей жизнедеятельности
людей, переключить их с максимального удовлетворения постоянно и не-
158
ограниченно растущих материальных потребностей на духовное развитие, на здоровый образ жизни, традиции кулинарии, социальные нормы отдыха (системы выходных, отпусков, освобождения от активной деятельности по возрасту и состоянию здоровья), традиции физической культуры и спорта, оздоровительного туризма и иных форм активного отдыха, традиции общенациональных и народных праздников, карнавалов, массовых гуляний, разнообразные формы развлекательного, игрового и интеллектуального досуга и т.п.
Источники
1. Кайгородов П.И. Концептуальные основы интегративного курса «Основы культуры безопасной жизнедеятельности» Электронный журнал «Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты» Выпуск 1, 2002.Раздел 11 Педагогика, дидактика, лингвокультурология.
2. Мошкин В.Н., Калачев Г.А. Модель процесса воспитания культуры безопасности студентов //
Педагогический университетский вестник Алтая: научно-педагогический журнал БГПУ Электронный журнал зарегистрирован в научно-техническом центре «Информрегистр», № 0229905552. Барнаул, 2006. № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.um-
altai. т/ тй/ oumal/vestnik/, свободный.
3. Цаликов Р.И. Культура безопасности жизнедеятельности системообразующий фактор снижения рисков ЧС. Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности» № 4, 2008.
4. Ярош Н.И., Корчагина УП. Культура безопасности жизнедеятельности. Материалы Х региональной научно-технической конференции «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону». СевКавГТУ, 2006.
Зарегистрирована 01.09.2010 г.