Научная статья на тему 'Модель организации безопасного пространства в образовательно-воспитательной среде учреждений интернатного типа'

Модель организации безопасного пространства в образовательно-воспитательной среде учреждений интернатного типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДЕТИ-СИРОТЫ / МОТИВАЦИЯ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SAFETY OF ABILITY TO LIVE / CULTURE OF SAFE ABILITY TO LIVE / CHILDREN-ORPHANS / MOTIVATION OF SAFE ABILITY TO LIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Звагельская Т. А., Малашихина И. А.

В статье раскрывается сущность понятия культура безопасной жизнедеятельности, уровни культуры безопасной жизнедеятельности детей-сирот: индивидуальный, общественный, общественно-государственный. Представлена модель овладения навыками культуры безопасной жизнедеятельности, ее структура

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF THE ORGANIZATION OF SAFE SPACE IN THE OBRAZOVATELNO-EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF ESTABLISHMENTS INTERNATNOGO OF TYPE

In article the essence of concept culture of safe ability to live, levels cultures of safe ability to live of children-orphans reveals: individual, public, socially-state. The model of mastering by skills of culture of safe ability to live, its structure is presented

Текст научной работы на тему «Модель организации безопасного пространства в образовательно-воспитательной среде учреждений интернатного типа»

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗОПАСНОГО ПРОСТРАНСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

Т.А. ЗВАГЕЛЬСКАЯ,

кандидат педагогических наук СГУ И.А. МАЛАШИХИНА,

доктор педагогических наук, профессор СГУ

Аннотация. В статье раскрывается сущность понятия культура безопасной жизнедеятельности, уровни культуры безопасной жизнедеятельности детей-сирот: индивидуальный, общественный, общественно-государственный. Представлена модель овладения навыками культуры безопасной жизнедеятельности, ее структура.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, культура безопасной жизнедеятельности, дети-сироты, мотивация безопасной жизнедеятельности.

MODEL OF THE ORGANIZATION OF SAFE SPACE IN THE OBRAZOVATELNO-EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF ESTABLISHMENTS INTERNATNOGO OF TYPE

T.A. ZVA GELSKAJA,

the candidate of pedagogical sciences of the Stavropol state university

I.A. MALASHIHINA,

the doctor of pedagogical sciences, the professor of the Stavropol state university

The summary. In article the essence of concept culture of safe ability to live, levels cultures of safe ability to live of children-orphans reveals: individual, public, socially-state. The model of mastering by skills of culture of safe ability to live, its structure is presented.

Key words: safety of ability to live, culture of safe ability to live, children-orphans, motivation of safe ability to live.

Безопасность жизнедеятельности людей рассматривается современной наукой как комплексный интегральный показатель, отражающий состояние экологических, социально-экономических, физических, духовных и социальных факторов системы жизнеобеспечения и охраны здоровья населения. В условиях современного реформирования общества и образования сложились системные предпосылки для критического ухудшения безопасной обстановки, в которой находятся воспитанники интернатных учреждений. Причиной этого является снижение нормальных показателей по социально-бытовым, духовно-нравственным, экологическим, гигиеническим, психологическим, физиологическим и другим условиям существования детей и подростков и населения в целом.

Отсюда очевидно: общество и вместе с ним органы образования должны принять мобилизационные меры по организации безопасности жизнедеятельности детей, представляющих в своей сущности будущее любого государства, его демографические, трудовые и интеллектуальные ресурсы. В этой ситуации одним из ключевых вопросов является необходимость изменения подхода к формированию безопасности

жизнедеятельности людей. При этом сравнительно пассивные попытки поддержания имеющегося уровня безопасности должны быть заменены активным подходом к ее формированию и совершенствованию, повышению уровня духовно-нравственного, физического, психического здоровья и социального благополучия детей, подростков, молодежи.

Этот переход должен быть связан с изменением отношения людей к своей безопасности жизнедеятельности, осознанием ее уникальной ценности, возможности ее активной коррекции, т.е. управления процессом формирования безопасного пространства и индивидуального стиля жизни. Культуру безопасной жизнедеятельности (КБЖ) можно также определить как уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защиты от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности. Очевидно, что в качестве носителя начального уровня КБЖ целесообразно рассма-

тривать личность ребенка-сироты как совокупность достаточно устойчивых и значимых качеств человека, приобретаемых в процессе развития в социуме и проявляемых в ходе жизнедеятельности. Кроме того, безусловно то, что доминанта безопасного поведения коллектива людей, социальных групп, общества в целом будет в существенной степени зависеть от качеств составляющих их индивидов.

На наш взгляд, при формировании у детей-сирот культуры безопасной жизнедеятельности последнюю необходимо рассматривать на индивидуальном, коллективном и общественно-государственном уровнях. При рассмотрении свойств объектов формирования КБЖ на индивидуальном уровне следует учитывать, что устойчивый успех любой деятельности индивида зависит прежде всего от его мировоззрения, системы ценностей и идеалов. Поэтому от того, какое место в системе ценностей личности ребенка-сироты занимают вопросы обеспечения собственной безопасности, безопасности окружающих людей, природной и техногенной среды, зависит безопасность его жизнедеятельности. Немалую роль в этом процессе играют качества людей. Под ними понимают индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Это темперамент, характер (черты характера), воля, эмоциональная сфера, способности человека и др. Часть из них генетически предопределены и слабо изменяются под влиянием социальной среды, другие формируются социальной средой. Из психологии известно, что успех любой деятельности зависит от мотивации, стремления, желания осуществлять деятельность, достигать высоких результатов [1].

Таким образом, развитие культуры безопасной жизнедеятельности на индивидуальном уровне должно включать формирование идеалов и ценностей в области безопасной жизнедеятельности; развитие врожденных и формирование приобретенных качеств личности, обеспечивающих возможность действенного предупреждения угроз и опасностей, а также защиты от них; привитие знаний, умений и навыков обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности [2].

На коллективном уровне формирование культуры безопасной жизнедеятельности в интернатных учреждениях должно включать в себя установление безопасности жизнедеятельности как одной из высших ценностей организации, создание атмосферы психологической настроенности на безопасность, развитие у воспитанников данных учреждений чувства персональной ответственности за безопасность. Возникает необходимость в профессиональном отборе, обучении и подготовке персонала специализированных учреждений в каждой сфере деятельности, влияющей на безопасность, снижение рисков опасных ситуаций и аварий; четкой регламентации

действий, особенно связанных с высокими рисками, контроле за соблюдением трудовой и технологической дисциплины, охране труда.

На общественно-государственном уровне развитие КБЖ должно осуществляться путем формирования системы социальных ценностей и приоритетов, социального сознания в области безопасности жизнедеятельности, развития нормативного правового поля, проведения политики обеспечения безопасности в специализированных учреждениях, совершенствования системы духовно-нравственного и патриотического воспитания, пропаганды, социальной рекламы, общественного и государственного стимулирования в области безопасности жизнедеятельности, страховых механизмов обеспечения безопасности и др. [3]. Для успешного овладения навыками культуры безопасной жизнедеятельности в интернатном заведении как целостной социально-педагогической системе, ориентированной на улучшение качества организации безопасного пространства детей, условий духовно-нравственного становления личности воспитанников, формирование индивидуального стиля безопасного образа жизни, нами представлена модель инструмента формирования компетентности данной категории лиц, построенная на основе анализа современного состояния курса, особенностей работы в специализированных учреждениях интернатного типа и с учетом требований модернизации образования. Модель должна предусматривать формирование компетенций ребенка-сироты, к которым относятся: формирование базовой компетенции, которая предполагает умение использовать анализ, сопоставление, систематизацию, способность принимать решения, прогнозировать, соотносить результаты действия с выдвигаемой целью; формирование личностной компетенции, которая предусматривает такие качества, как ответственность, организованность, целеустремленность; формирование социальной компетенции: ребенок должен научиться безопасно организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, уметь взаимодействовать в социуме, руководствуясь социально значимыми ценностями.

Модель имеет трехуровневую структуру. На первом уровне — знаниевом, реализуя интеграционную функцию предмета, используя знания смежных научных областей, учащиеся интернатных учреждений получают специальные знания (что такое опасные ситуации, безопасное поведение, чрезвычайная ситуация, первая медицинская помощь). На втором уровне происходит реализация деятельностной парадигмы и формирование умений и навыков безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях. Важной частью этого уровня является использование технологий, позволяющих научить детей-сирот основам анализа чрезвычайных ситуаций и выбора модели правильного поведения. Третий уровень по-

зволяет проверить сформированность таких базовых социально-гражданственных ценностей, как жизнь, патриотизм, толерантность, гуманизм. В конечном счете модель позволяет реализовать следующие цели: воспитать ответственность за личное и общественное здоровье; сформировать у ребенка-сироты навыки безопасной трудовой и повседневной деятельности; воспитать качества, характерные для настоящего гражданина, патриота, гуманиста.

Таким образом, культуру безопасной жизнедеятельности ребенка-сироты можно рассматривать как развитие сущностных характеристик его личности, направленных на обеспечение собственной безопасности, умений и навыков культуры поведения в раз-

личного рода условиях и ситуациях, угрожающих жизни, здоровью как его самого, так и других.

Литература

1. Мошкин В.Н. Воспитание готовности к успеху и безопасности: Учеб. пособие по курсу «Педагогика». — Барнаул, 1999.

2. Миньков Н.И. Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях. / Н.И. Миньков, И.Д. Костен-ко. — Самара, 1994. Ч. 1, 2.

3. Мишин Б. Концепция курса ОБЖ для 12-летнего общего среднего образования. / Б. Мишин, В. Сапронов, А. Смирнов, Л. Шершнев // Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. № 1, 3.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА

М.А. КИСЕЛЕВ

Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор

В.А. КАЛЬНЕЙ

Аннотация. В статье рассматривается образ современного менеджера, сложившийся в нынешнее время. Изложены основные обязанности менеджера в организации. Выявлен перечень основных ролей менеджера в его повседневной работе. Рассматривается ряд основных функций менеджера, среди которых: организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы; распределение заданий и инструктаж подчиненных; контроль за ними; подготовка и чтение отчетов; проверка и оценка результатов работы; ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений; решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных; знакомство с текущей корреспонденцией; ответы на звонки и прием посетителей; проведение собраний и представительство; заполнение форм отчетности; ведение переговоров; повышение квалификации.

Ключевые слова: менеджер, руководитель, качество менеджера, функции менеджера, партнеры, пассивный руководитель, активный руководитель, подчиненные.

PROFESSIONAL PORTRAIT OF THE MODERN MANAGER

M.A. KISELEV

The summary. In article the image of the modern manager developed in present time is considered. Questions with the basic duty of the manager in the organization are taken up. The list of dominant roles of the manager in the daily work is revealed. Are considered a number of the basic functions of the manager among which: the organization and planning of activity of collective and own work; distribution of tasks and instructing of subordinates; the control over them; preparation and reading of reports; check and an estimation of results of work; acquaintance with all novelties in the world of business, technics and technology, promotion and consideration of new ideas and offers; the decision of the questions which are falling outside the limits the competence of subordinates; acquaintance to the current correspondence; answers to calls and reception of visitors; carrying out of meetings and representation; filling of forms of the reporting; negotiating; improvement of professional skill.

Key words: the manager, the head, quality of the manager, function of the manager, partners, the passive head, the active head, subordinates.

В работе руководителя много привлекательных сто- является захватывающей и увлекательной. Менед-рон: она предоставляет большие возможности для жеру приходится часто решать сложнейшие задачи развития личности, придает человеку достоинство, в условиях критических ситуаций и неопределенных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.