Р.В. Зарубина ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
В настоящее время формирование культуры безопасности в нашем государстве является одной из основных проблем. В XXI веке сохраняются традиционные опасности и угрозы и возникают новые. Усиливаются акты терроризма, возрастает число социальных противоречий, увеличивается уязвимость городских инфраструктур к природным и энергетическим катастрофам. Мировую общественность волнуют постоянно увеличивающееся число инфекционных заболеваний. В связи с этими фактами в настоящее время все более остро встают вопросы нашей безопасности.
Сегодня понимание важности этой проблемы формируется на всех уровнях государства и общества. По словам первого заместителя министра РФ по чрезвычайным ситуациям Р. Цаликова «Безопасность - необходимое условие дальнейшего развития цивилизации» [7]. Перед человечеством стоят вопросы создания новых более эффективных систем и технологий управления безопасности.
Наше государство в последние годы уделяет большое внимание вопросам формирования культуры безопасности жизнедеятельности на всех уровнях, так как обеспечение безопасности населения является одним из главных элементов высокого уровня жизни. МЧС России при поддержке Минобрнауки России активно использует различные методы и средства для формирования у населения культуры безопасности. Примером может служить обучение и воспитание в семье, при проведении занятий по курсу ОБЖ, а также подготовка учащихся во всех учебных заведениях и общественных движениях.
В настоящее время разрабатываются совершенные средства и способы защиты от чрезвычайных ситуаций и принимаются меры по увеличению надежности технических объектов и созданию алгоритмов безопасного управления ими. Но в создавшихся условиях эти способы оказываются малоэффективными.
Исследованием проблем безопасной жизнедеятельности, культуры безопасной жизнедеятельности в социальной, социально-политической сферах занимаются ведущие ученые
B.Я. Ананчук., А.В. Василенко., Б.В. Григорьев., В.И. Деркач., А.О. Деркачев., О.Г. Коломиец., Т.Н. Марчук., В.Р. Мединский, Ю.Н. Мотин., В.Н. Мошкин., С.А. Проскурин., Б.Г. Путилин.,
C.В. Смульский и др.
Многие ученые, исследуя процессы безопасности жизнедеятельности, управления безопасностью жизнедеятельности, неизбежно приходят к выводу, что необходимо формировать культуру безопасной жизнедеятельности через социальную сферу. Для этого необходимо четко регламентировать социальные нормы поведения и скоординировать поведение людей. У людей необходимо не только сформировать определенную совокупность знаний и умений, но и добиться того, чтобы данный процесс являлся приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, государства. Этого можно добиться путем формирования нового миропонимания, системы идеалов и ценностей, норм и традиций безопасного поведения, то есть воспитания единой культуры безопасности жизнедеятельности [7].
В основу определения культуры безопасности жизнедеятельности должны быть положены: мировоззренческая основа, система ценностей; традиции, устойчивые правила поведения членов общества; духовные, интеллектуальные и материальные результаты деятельности людей в сфере безопасности.
Концептуальные основы безопасности жизнедеятельности являются основополагающими для культуры безопасной жизнедеятельности [2]. Её основу составляют: Концепция национальной безопасности России, Закон РФ "О безопасности", концептуальная модель системы «Природа - Человек - Культура - Общество».
В словаре дана такая формулировка: под культурой безопасности жизнедеятельности понимается уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвы-
чайных ситуаций, степенью защищенности от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности [1].
Формирование культуры безопасности и приобретение компетенций в области безопасности может явиться кардинальным способом повышения безопасности. Культура как совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности должна включать в себя культуру безопасности [2].
Культура безопасности личности - это совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение индивида к природе, личной, общественной и национальной безопасности.
Культура безопасности общества - это совокупность разделяемых всеми членами общества и его социальными группами взглядов и убеждений, касающихся риска, аварий и угрозы здоровью, свод убеждений, норм, установок, а также достижений социальной и технологической практики, которая ориентирована на минимизацию риска.
Другими словами культура безопасности жизнедеятельности - это состояние развития каждого человека, живущего в обществе, или любой социальной группы. Она характеризуется отношением к вопросам обеспечения собственной безопасной жизнедеятельности и деятельностью по снижению уровня опасности. На начальном уровне именно личность является объектом формирования культуры безопасности жизнедеятельности.
Реакция человека на опасности, которые возникают при взаимодействии с окружающей средой, позволяет ему найти необходимые меры безопасности. В отличии от животных человек может найти необходимые меры безопасности выбрать необходимый вариант поведения, так как может предвидеть события и оценить их последствия.
Каждый человек в повседневной жизни и при воздействии опасностей проявляет свои личные качества. Благодаря этим качествам человек не допускает развития опасных и чрезвычайных ситуаций и уменьшает их негативные последствия. Безопасность поведения группы людей или общества зависит от личных качеств и свойств, составляющих их людей. Необходимо больше внимания уделять подготовке людей к умелым действиям в ЧС природного и техногенного характера, учитывая региональные особенности. В 2007 году в стране было проведено более 150 тысяч учений и тренировок, в которых приняли участие около 12 миллионов человек, обучение прошли около 40 тысяч должностных лиц.
Так как на учёбе или на работе человек проводит большую часть времени, то и свои качества и способности человек более полно реализует в учебной или производственной сфере. Согласно статистике, именно, там люди и встречаются с большим количеством масштабных угроз и опасностей. Поэтому формировать культуру безопасности жизнедеятельности более высокого уровня необходимо в этих сферах.
Для успешной реализации мер по сохранению жизни людей, проживающих в современных условиях, по обеспечению личной и коллективной безопасности определяющую роль играют уровень знаний каждого человека об опасностях окружающего мира и способах защиты от них. Наиболее результативно такая подготовка может осуществляться через образование.
Общеизвестно, что основа формирования культуры безопасности жизнедеятельности - это образование как триединый процесс воспитания, обучения и развития личности [4].
Школьный и студенческий возраст наиболее благоприятны для формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества [3]. Курсы ОБЖ и БЖД должны содействовать воспитанию «личности безопасного типа» - личности, осознающей исключительную важность вопросов безопасности в настоящее время. А в будущем - стремится решать эти вопросы разумно и при этом сочетать личные интересы с интересами общества.
В 2007 году около 15 миллионов учащихся прошли обучение по курсу ОБЖ и дисциплине БЖД. На различных уровнях проведено более 20 тысяч соревнований «Школа безопасности» и 500 полевых лагерей «Юный спасатель», в которых участвовали около двух миллионов человек. Школы города Таганрога также принимают участие во Всероссийском детско-юношеском общественном движении «Школа безопасности».
Многие проблемы в школе помогает решать курс ОБЖ, главной целью которого является «...формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение способностей сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных угрожающих жизни условиях и привитие навыков по оказанию помощи пострадавшим». Так говорится в письме Минобразования Российской Федерации «Об организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях России» (от 14.07.98 № 1133/14-12) [5].
Целью преподавания курса БЖД в высших учебных заведениях является формирование правильного понимания смысла жизни, своего места и роли в ней, овладение приемами и способами самосовершенствования и основами обеспечения безопасности жизнедеятельности, получение практических навыков поведения в сложных ситуациях на благо себя, своей Родины и других людей, исходя из собственных сил и возможностей [10].
Огромное значение представляют также практические навыки защиты и сформированность культуры безопасного поведения. Меры безопасности, предпринимаемые человеком, не должны включать только защиту в уже сложившейся ситуации, так как она устраняет лишь часть угроз. Прежде всего, необходимо научиться предотвращать потенциальные опасности, ликвидировать их причину, а также преобразовывать окружающую среду, которая порождает эти опасности.
Культура безопасности - это составная часть общей культуры. Значит наиболее фундаментальные свойства культуры, как целого, в той или иной степени присущи его части - культуре безопасности. Так как культура не передаётся генетически то родителей к детям, а приобретается человеком в течение всей его жизни, поэтому общество должно воспитывать её в каждом человеке.
Вследствие этого возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, формирования культуры безопасного поведения и выработки привычек здорового образа жизни.
Значительные усилия необходимо направить на привитие культурных норм и социальных ценностей подрастающему поколению. Так как молодёжь лучше обучается путем проведения бесед, лекций, просмотра учебных фильмов, то воспитать чувство высокой ответственности за подготовку к защите от различных опасностей нужно, используя эти методы. У нас в стране уделяется большое внимание вопросам совершенствования образовательного процесса и улучшению учебно-методической и материальной базы. Однако продукции, необходимой для формирования культуры безопасности жизнедеятельности в учебных учреждениях явно не хватает.
Необходимо разработать широкий перечень продукции, включающий плакаты и проспекты, компьютерные тесты, мультимедийные и электронные учебники, компьютерные мультфильмы и обучающие программы по безопасности жизнедеятельности для учреждений среднего и высшего образования и др. Вся эта продукция должна быть разработана с учетом региональных особенностей.
Наконец, не вызывает сомнения то, что именно система социальных и государственных ценностей и приоритетов служит системообразующим фактором обеспечения безопасности жизнедеятельности [2]. Стало быть, данную категорию необходимо рассматривать и на уровне общества и государства. Необходимо также сказать о том, что система социальных и государственных ценностей является объединяющим обстоятельством обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Сегодня культура безопасной жизнедеятельности не является какой-то специальной академической дисциплиной, так как ещё находится на стадии становления. Но уже сейчас она представляет собой творческое применение современных мировоззренческих и методологических принципов к осмыслению путей достижения, как безопасной цивилизации, так и безопасной личности.
«Культура безопасной жизнедеятельности», как учебная дисциплина интегрирует в себе достижения следующих наук: психологии, права, физиологии, гигиены и ряда других. Она также объединяет в себе такие дисциплины, как охрана труда, гражданская оборона, охрана окружающей среды т.д. [6].
«Культура безопасной жизнедеятельности», как научное направление решает комплексные проблемы безопасной жизнедеятельности и становится методологической базой для других наук,
таких, как этика, антропология, эргономика, точные науки и др. «Культура безопасной жизнедеятельности», как область научных знаний создаёт необходимые условия для дальнейшего существования всей цивилизации через формирование безопасного общества. Она включает специальные структуры и отношения: безопасный стиль жизни, безопасную власть и политику.
В последнее время проблемы безопасной жизнедеятельности современной России обострились. Вследствие этого ни одно социальное явление не рассматривается в отрыве от культурологического аспекта безопасности. Поэтому необходимо изучать культуру не просто, как составляющую понятия культуры безопасной жизнедеятельности, но и закрепить её в сознании людей, как постоянную потребность. Необходимо выработать у человека потребность в самосовершенствовании и саморазвитии себя, как личности безопасного типа [10].
В последние годы стало недопустимым неумение человека обеспечить свою безопасность в реальных природных, техногенных и социальных условиях. Поэтому возросла необходимость подготовки граждан к безопасному поведению в повседневной жизни, к рациональным действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях. Необходимо изменить сам тип жизнедеятельности людей, а также индивидуальное и коллективное сознание.
В основе осознания современных проблем безопасности лежит познание. Познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают: опыт, мировоззрение, интересы и потребности [9]. Познавательная деятельность личности всегда связана с объектами и явлениями, которые имеют жизненное значение и интересны для личности. Таким образом, роль познавательной деятельности огромна в воспитании личности безопасного типа.
Главным условием формирования личности безопасного типа поведения являются образовательные и воспитательные аспекты. Нужно передавать совместный духовный опыт по обеспечению безопасной жизнедеятельности человека, общества, человечества последующим поколениям.
Механизмом реализации целей, содержания, планов, программ воспитания культуры безопасности является деятельность педагога, школьников и других субъектов педагогического процесса. Совместная деятельность педагога и школьников является системообразующим фактором воспитания культуры безопасности. Деятельность педагога и школьников объединяет основные компоненты воспитания культуры безопасности: цели воспитания, содержание воспитания, средства и результаты воспитания.
Цели, содержание и средства воспитания культуры безопасности являются основными компонентами деятельности педагога и школьников в процессе распредмечивания культуры безопасности и совершенствования на этой основе готовности учащихся к безопасной жизнедеятельности.
Переход от цели воспитания к содержанию, средствам и результатам воспитания культуры безопасности можно представить в виде алгоритма последовательных действий всех участников проектирования и осуществления процесса воспитания. В процессе деятельности педагога и учащихся осуществляется управление педагогическим процессом: диагностика, планирование, стимулирование, организация, коррекция воспитания культуры безопасности. Исходным пунктом управления в воспитании культуры безопасности является диагностика процесса и результатов подготовки школьников к безопасной жизнедеятельности.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что составными частями культуры безопасности жизнедеятельности являются:
• на индивидуальном уровне: идеология, нормы поведения, личные качества и подготовленность человека к опасностям и угрозам;
• на коллективном уровне: коллективные ценности, профессиональные морально-этические нормы, готовность коллектива к опасностям и угрозам;
• на общественно-государственном уровне: коллективные ценности, нормы безопасного поведения, подготовленность людей в сфере безопасности жизнедеятельности.
Культура безопасности - это определённый уровень развития творческих сил и способностей человека к профилактике рисков, предупреждению и уменьшению вреда, причиняемого вредными и опасными факторами жизнедеятельности ему лично, а также ущерба другим людям и обществу в целом. Наше государство формирует общенациональную идеологию безопасности, нормативно-правовую базу, развивает научно-техническую деятельность в области управления рисками, вырабатывает социальную рекламу безопасности [7].
Можно сделать вывод, что формирование культуры безопасности жизнедеятельности носит масштабный характер. В процессе формирования такой культуры важна и обратная связь с населением, так как важно не только воздействие на людей, формирование их мировоззрения и сознания в области безопасности, но и оценивать, какой результат имеет это воздействие. Нужно чаще проводить социологические исследования среди населения по проблемам безопасности жизнедеятельности, а в практической работе эффективно использовать их результаты.
Примером таких мероприятий является вовлечение в деятельность по обеспечению безопасности граждан общественных организаций и общества в целом. Необходимо придать государственной политике в данной сфере общенациональный характер. То есть более активно реализо-вывать общегосударственные и региональные программы, направленные на предотвращение чрезвычайных ситуаций и смягчение их последствий.
В России усилиями МЧС создана и эффективно функционирует единая система подготовки населения в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. РСЧС охватывает все население России - от детей до людей пенсионного возраста. РСЧС основывается на Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О гражданской обороне», а также соответствующие постановления Правительства РФ по вопросам обучения населения в области безопасности жизнедеятельности [5].
Кроме того, нужно осуществлять подготовку по БЖД не только специалистов высших и средних учебных заведений, но и деканов, заведующих кафедрой, заместителей деканов по воспитательной работе, завучей, чтобы они могли организовать работу в области обеспечения безопасности жизнедеятельности среди студентов.
Нужно повсеместно развивать сервис безопасности, а также услуги и товары, которые должны обеспечить безопасность человека. Необходимо научить людей пользоваться услугами страховых компаний для снижения рисков и формирования положительного общественного мнения в области обязательного противопожарного страхования и страхования от рисков чрезвычайных ситуаций, как элемента культуры безопасности.
В современных условиях, в результате мощного информационного воздействия на людей огромную роль в воспитании положительного отношения к вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности играют современные информационно-телекоммуникационные технологии. У нас в стране существует Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН), которая предназначена для обучения населения в области безопасности жизнедеятельности. Это особенно необходимо в местах массового пребывания людей для своевременного оповещения и оперативного информирования граждан об угрозах террористических акций, чрезвычайных ситуаций, а также для мониторинга обстановки и состояния правопорядка. В городе Ростове-на-Дону также существует такой информационный центр, включающий пункты уличного оповещения и информирования населения. Но такие пункты должны быть не только в областных городах, но и других городах и крупных населённых пунктах области. Это обеспечит информирование населения о различных угрозах и опасностях и сократит сроки доведения необходимой информации до населения, а также будет способствовать формированию культуры безопасности жизнедеятельности.
Надо учитывать все перечисленные выше особенности и в дальнейшем развивать систему безопасности жизнедеятельности человека и общества. Соблюдая принцип высшего приоритета жизни человека необходимо в области безопасности жизнедеятельности направить работу на уменьшение человеческих жертв и пострадавших.
В нынешних условиях нельзя рассматривать проблемы безопасности человека, общества, государства, мирового сообщества обособленно, в отрыве друг от друга. Поэтому нужно применять на практике принцип: «Безопасность индивидуума невозможна без обеспечения общественной безопасности» [8].
В соответствии с принципом оптимизации затрат при реализации политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и в целях уменьшения ущерба для хозяйственных объектов следует соблюдать равновесие между затратами, выгодами и рисками.
Государственная политика области обеспечения безопасности жизнедеятельности должна осуществляться с учетом региональных особенностей (природных, этнокультурных, политико-экономических и других). Она должна строиться, сочетая интересы государственных органов, частных предпринимателей и общественных организаций и распределяя ответственность между ними. Необходимо стремиться к объединению всех национальных сил.
Поэтому деятельность по формированию культуры безопасности должна носить системный, междисциплинарный характер. Необходимо проводить мероприятия по разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Приведем слова первого лица государства, подчеркивающего исключительную важность вопросов безопасности в обеспечении устойчивого инновационного развития России.
«Подлинное торжество закона возможно лишь при условии безопасной жизни людей. И я сделаю всё, чтобы безопасность граждан была не только гарантирована законом, но и реально обеспечена государством » - президент России Д.А. Медведев (из выступления на церемонии вступления в должность Президента России 7.05.2008 г., Москва, Кремль).
Деятельность по формированию культуры безопасности жизнедеятельности очень трудоемкий и долгосрочный процесс. В области обеспечения безопасности определяющим является человеческий фактор. Поэтому для предотвращения возможных угроз необходимо формирование культуры безопасности. Вследствие этого только совместными, комплексными, скоординированными усилиями органов государственной власти, общественных организаций и научных сообществ мы сможем повысить уровень культуры людей в области безопасности жизнедеятельности, усилить сплоченность общества перед различными опасностями, повысить уровень нравственного и патриотического воспитания молодежи, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности населения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Безопасность деятельности: Энциклопедический словарь / под ред. засл. деят. науки и техники РФ, д-ра техн. наук, проф. О. Н. Русака. СПб.: Информационно-издательское агентство "ЛИК", 2003.
2. Девисилов В.А. Концептуальные основы образования в области безопасности // Высшее образование в России. 2008, № 9. С. 27-31
3. Латчук В.Н., Марков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 кл.: метод. пособие. М.: Дрофа, 2000.
4. Латчук В.Н., Марков В.В., Мишин Б.И., Миронов С.К., Колодницкий Г.А., Хабнер М.И. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной школы по основам безопасности жизнедеятельности. М.: Дрофа, 2001.
5. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Книга для учителя / под ред. А.Т. Смирнова., Б.А. Мишина. М.: Просвещение, 2001.
6. Мишин Б.И. Книга для учителя основ безопасности жизнедеятельности. М.: АСТ, 2002.
7. Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности // Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. № 8. С. 13-16.
8. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. 318 с.
9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
10. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Л.А. Михайлова. М.: Изд. центр «Академия», 2009.