Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА РЕСУРСАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА'

ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА РЕСУРСАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕР / КОРПОРАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов Анатолий Николаевич, Хандримайлов Алексей Алексеевич, Малахова Ольга Юрьевна

Актуальность исследования обусловлена цивилизационными трансформациями, а также социальным и отраслевым заказом на формирование инженера путей сообщения нового формата: технического специалиста, способного осуществлять профессиональное таргетирование, при этом интериоризируя ценности и постулаты корпоративной культуры ОАО «Российские железные дороги», приобретая и наращивая человеческий капитал, позволяющий быть эффективным работником и успешной, состоявшейся личностью. В связи с этим авторами проводилась поисковая работа, направленная на изучение потенциала образовательного процесса транспортного вуза, в котором возможно сформировать у будущего инженера спектр корпоративных компетенций, при этом приобрести и нарастить человеческий капитал. По результатам исследования, на основе научно-методического изучения литературы в обозначенном проблемном поле, а также с использованием результатов экспериментальной работы были разработаны эффективные методологические основы, способы и формы формирования корпоративных компетенций будущего инженера путей сообщения в процессе его профессиональной подготовки - своеобразная модель интериоризации целей, принципов и ценностей корпоративной культуры ОАО «Российские железные дороги». Приведены результаты экспериментальной работы, которые позволили оценить эффективность сконструированной и реализованной модели. Новизна работы обеспечивается определением и обоснованием потенциала транспортного вуза в процессе формирования корпоративных компетенций будущего инженера, а также разработкой и апробацией модели исследуемого процесса. Вывод: образовательный процесс транспортного вуза обладает весомым потенциалом в процессе его профессионального становления, приобретения им корпоративных компетенций, что обеспечивает его профессиональный рост, наращивание практического и коммуникативного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попов Анатолий Николаевич, Хандримайлов Алексей Алексеевич, Малахова Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CORPORATE COMPETENCIES OF A FUTURE ENGINEER BY THE RESOURCES OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF A TECHNICAL UNIVERSITY

The relevance of the research is due to the civilizational transformations, as well as the social and industry order for the formation of a new format railway engineer: a technical specialist capable of professional targeting, while internalizing the values and postulates of the corporate culture of the open Joint Stock company JSC Russian Railways (JSC Russian Railways), acquiring and increasing human capital, allowing to be an effective employee and a successful, accomplished personality. In this regard, the authors conducted a search work aimed at studying the potential of the educational process of a transport university, in which it is possible to form a range of corporate competencies for a future engineer, while acquiring and increasing human capital. According to the results of the study, based on the scientific and methodological study of literature in the designated problem field, as well as using the results of experimental work, effective methodological foundations, methods and forms of formation of corporate competencies of a future railway engineer in the process of his professional training were developed - a kind of model of internalization of the goals, principles and values of the corporate culture of JSC «Russian Railways». The results of experimental work are presented, which made it possible to evaluate the effectiveness of the designed and implemented model. The novelty of the work is provided by the definition and justification of the potential of the transport university in the process of forming the corporate competencies of the future engineer, as well as the development and testing of the model of the process under study. Conclusion: the educational process of a transport university has a significant potential in the process of its professional formation, acquisition of corporate competencies, which ensures its professional growth, building up practical and communicative experience.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА РЕСУРСАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА»

Увеличению детских знаний и углублению эмоций поможет сравнение изобразительных образов с литературными и музыкальными. Игровые приемы («путешествие», «перевоплощение», «оживление») придают познавательному процессу природосообразный, увлекающий характер, который стимулирует активность ребенка в усвоении нового.

Обучение изобразительным умениям и навыкам требует практических методов - показ способов рисования с объяснением, обследование, упражнения, экспериментирование, описание, совет, поощрение. Очень интересным и продуктивным приемом может стать показ композиционных вариантов, когда воспитатель наглядно демонстрирует, как может поменяться восприятие произведения, если изменить его композицию (например, на фланелеграфе, или с помощью презентации, путем остановки кадра мультфильма, педагогического рисунка).

Использование разнообразных форм и методов, их эффективное сочетание придают процессам восприятия искусства и детского рисования творческий и развивающий характер.

Понятно, что каждый педагог избирательно подойдет к предлагаемому материалу. Но эта избирательность не должна нанести ущерба содержанию занятий, реализации их учебно-воспитательных задач.

Выводы. Важнейшим условием успешности технологий ознакомления дошкольников с искусством и сопровождения детской изобразительной деятельности является искусствоведческая и методическая компетентность педагога. Изобразительное искусство в условиях систематической работы дошкольного учреждения становится средством творческого и личностного развития детей.

Литература:

1. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие: учебник и практикум для вузов / [Е.А. Дубровская и др.]; под редакцией Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. - 2-е издание, исправленное и дополненное. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 179 с.

2. Запорожец, А.В. Психология действия: Избранные психологические труды / А.В. Запорожец. - Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000. - 731 с.

3. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. - Москва: Владос, 2006. - 270 с.

4. Лыкова, И.А. Современные подходы к проектированию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». От концепции к практике / И.А. Лыкова. - Москва: Цветной мир, 2019. - 104 с.

5. Микляева, Н.В. Интеграция образовательного процесса на основе художественно-эстетического воспитания / Н.В. Микляева, С.Н. Теплюк. - Москва: Сфера, 2013. - 128 с.

6. Погодина, С.В. Теория и технология развития детского художественного творчества. Учебник / С.В. Погодина. -Москва: Academia, 2014. - 384 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Попов Анатолий Николаевич

Оренбургский институт путей сообщения (филиал)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» (г. Оренбург); заместитель директора Хандримайлов Алексей Алексеевич Оренбургский институт путей сообщения (филиал)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» (г. Оренбург); кандидат педагогических наук, доцент Малахова Ольга Юрьевна Оренбургский институт путей сообщения (филиал)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» (г. Оренбург)

ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА РЕСУРСАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена цивилизационными трансформациями, а также социальным и отраслевым заказом на формирование инженера путей сообщения нового формата: технического специалиста, способного осуществлять профессиональное таргетирование, при этом интериоризируя ценности и постулаты корпоративной культуры ОАО «Российские железные дороги», приобретая и наращивая человеческий капитал, позволяющий быть эффективным работником и успешной, состоявшейся личностью. В связи с этим авторами проводилась поисковая работа, направленная на изучение потенциала образовательного процесса транспортного вуза, в котором возможно сформировать у будущего инженера спектр корпоративных компетенций, при этом приобрести и нарастить человеческий капитал. По результатам исследования, на основе научно-методического изучения литературы в обозначенном проблемном поле, а также с использованием результатов экспериментальной работы были разработаны эффективные методологические основы, способы и формы формирования корпоративных компетенций будущего инженера путей сообщения в процессе его профессиональной подготовки - своеобразная модель интериоризации целей, принципов и ценностей корпоративной культуры ОАО «Российские железные дороги». Приведены результаты экспериментальной работы, которые позволили оценить эффективность сконструированной и реализованной модели. Новизна работы обеспечивается определением и обоснованием потенциала транспортного вуза в процессе формирования корпоративных компетенций будущего инженера, а также разработкой и апробацией модели исследуемого процесса. Вывод: образовательный процесс транспортного вуза обладает весомым потенциалом в процессе его профессионального становления, приобретения им корпоративных компетенций, что обеспечивает его профессиональный рост, наращивание практического и коммуникативного опыта. Ключевые слова: инженер, корпоративные компетенции, образовательный процесс технического вуза. Annotation. The relevance of the research is due to the civilizational transformations, as well as the social and industry order for the formation of a new format railway engineer: a technical specialist capable of professional targeting, while internalizing the values and postulates of the corporate culture of the open Joint Stock company JSC Russian Railways (JSC Russian Railways), acquiring and increasing human capital, allowing to be an effective employee and a successful, accomplished personality. In this regard, the authors conducted a search work aimed at studying the potential of the educational process of a transport university, in which it is possible to form a range of corporate competencies for a future engineer, while acquiring and increasing human capital. According to the results of the study, based on the scientific and methodological study of literature in the designated problem field, as well as using

the results of experimental work, effective methodological foundations, methods and forms of formation of corporate competencies of a future railway engineer in the process of his professional training were developed - a kind of model of internalization of the goals, principles and values of the corporate culture of JSC «Russian Railways». The results of experimental work are presented, which made it possible to evaluate the effectiveness of the designed and implemented model. The novelty of the work is provided by the definition and justification of the potential of the transport university in the process of forming the corporate competencies of the future engineer, as well as the development and testing of the model of the process under study. Conclusion: the educational process of a transport university has a significant potential in the process of its professional formation, acquisition of corporate competencies, which ensures its professional growth, building up practical and communicative experience.

Key words: engineer, corporate competencies, educational process of the university.

Введение. В 2010 году в ОАО «Российские железные дороги» (Компании «РЖД») приняты корпоративные компетенции. Данное решение связано с реализацией миссии Компании, ориентированной на развитие конкурентоспособного транспортного бизнеса - приоритетную стратегическую цель в контексте повышения привлекательности железнодорожного транспорта для грузоотправителей и пассажиров.

Под термином «компетенция» понимается совокупность знаний, навыков, деловых и личностных качеств, позволяющих работнику успешно действовать при реализации поставленных задач. Говоря о смысловом наполнении данного понятия в контексте сферы железнодорожного транспорта, необходимо сделать акцент на важности и сложности этапа реформирования Компании: меняются целевые векторы, ключевые принципы работы, перераспределяются ответственность и полномочия сотрудников. В данном контексте стратегически необходимо обеспечить корреляцию между корпоративными доминантами (принципами, компетенциями, поведенческими моделями) и спецификой их реализации в конкретных условиях. В связи с данным положением одним из основных векторов профессиональной подготовки будущего инженера путей сообщения в условиях современного социально-профессионального заказа является формирование сотрудника, понимающего и принимающего ценности корпоративной культуры Компании, обладающего корпоративными компетенциями, могущего реализовывать их в трудовой деятельности.

Означенные выводы детерминируют приоритетную задачу - необходимость формирования корпоративных компетенций будущего инженера, поскольку сотрудник, определивший и обосновавший свое место в профессиональной сфере, понимающий значимость корпоративных целей и доминант, способен мотивированно осуществлять таргетирование и достигать собственные цели с опорой на ценностные ориентиры Компании, личные профессиональные (карьерные) планы и свою жизненную позицию. В контексте этого вывода требуют теоретического обоснования и практического исследования ключевые основы формирования корпоративных компетенций будущего технического специалиста в контексте современных социокультурных вызовов и специфики его предполагаемой трудовой деятельности.

Изложение основного материала статьи. Вопросы, связанные с определением будущим специалистом своего места в корпоративном пространстве организации, находятся в сфере научных интересов педагогов, управленцев, социологов. Отечественные и зарубежные педагогические теоретические исследования и практика (О.В. Архангельская, В.Н. Глазков, И.В. Вешнева, Н.В. Горбунова, Е.В. Везетиу, Р.А. Сингатуллин, Т.В. Ежова, Ю.Н. Егорова, О.Б. Белякова, В.П. Маслов, С. Уиддет, С. Холлифорд и др.) сыграли большую роль в изменении концептуального взгляда и инструментария, связанных с формированием компетенций специалиста (в т.ч. корпоративных). Так, И.В. Вешнева, Р.А. Сингатуллин исследуют причины, тенденции и перспективы трансформации высшего образования, что, на их взгляд, важно для выработки правильной стратегии развития образования в России [4]. Педагог Е.В. Везетиу подчеркивает корреляционную зависимость приобретения студентами знаний и умений с их последующей профессиональной успешностью [3]. Педагог Ю.Н. Егорова подчеркивает необходимость использования современных образовательных технологий в процессе подготовки будущего инженера-железнодорожника [6]. Нам близка научная позиция профессора Т.В. Ежовой, которая полагает важным учет использования системного подхода в подготовке кадров высшей квалификации [7]. Ученые В.П. Маслов, И.В. Щербаков исследуют устойчивую систему, созданную в ОАО «РЖД» по управлению персоналом и социальной сферой с использованием значительных материальных и финансовых ресурсов, которая в свою очередь способствует корпоративной консолидации и актуализирует проблему оценки идентичности работника как одного из направлений деятельности служб (субъектов) управления человеческими ресурсами [11]. Таким образом, психолого-педагогическое сообщество, в целом, солидарно в том, что руководитель для решения совокупности поставленных перед ним задач с учетом инновационного развития профессионального и творческого потенциала своей организации, повышения эффективности и результативности ее производственной деятельности должен обладать корпоративными компетенциями.

Рассмотренные позиции обусловливают актуальность изучения сущности и смыслового наполнения корпоративных компетенций ОАО «РЖД», путей их формирования, при этом следует максимально использовать потенциал образовательного пространства вуза. На наш взгляд, в контексте этого положения требуют теоретического осмысления вопросы формирования корпоративной компетентности будущего инженера с учетом специфики железнодорожной отрасли, поскольку данный процесс в педагогической науке изучен недостаточно.

Основным противоречием является диссонанс между требованиями педагогической практики в научно-методическом обеспечении процесса формирования корпоративных компетенций будущего инженера путей сообщения и недостаточной проработкой теоретико-методологических основ данного процесса во время его обучения в вузе. Эта проблема актуальна и недостаточно исследована. Цель работы: разработать модель формирования корпоративной компетентности будущего инженера, реализация которой позволит ему обрести и укрепить свои позиции в профессиональной сфере, стать полновесной частью коллектива, а также нарастит его человеческий капитал на основе возможностей образовательного процесса транспортного вуза. Задачи: проанализировать теоретические исследования в обозначенном проблемном поле; артикулировать дефиницию понятия «профессиональная компетентность будущего инженера»; исследовать дидактические и воспитательные возможности образовательного процесса транспортного вуза, реализация которых будет способствовать формированию заявленного интегративного качества будущего инженера, при этом нарастит его человеческий капитал.

Выбор методов исследования обусловлен целью и задачами нашей теоретико-поисковой работы: теоретический междисциплинарный анализ литературы по проблеме исследования, изучение нормативно-правовой базы (федерального уровня, образовательной и транспортной направленности), сравнение, обобщение, классификация, систематизация, педагогическое моделирование, анализ традиционного и инновационного педагогического опыта, наблюдение, изучение результатов деятельности студентов, педагогический эксперимент.

Формирование современного инженера неотъемлемо связано со становлением его как гуманистически ориентированной, всесторонне развитой личности, а также его профессиональной подготовкой, осуществляемой в системе высшего технического образования. В этих условиях расширяются исследования сущности, принципов и путей профессионально-личностного становления молодых инженеров, ориентирующиеся на широкий спектр их интересов и необходимость успешного вхождения в трудовой коллектив Компании. В центре этих исследований - проблема свободы

выбора профессии, обеспечение конкурентоспособности работника в транспортной сфере, а также поиск и нахождения себя в многообразных трудовых отношениях, мире корпоративной культуры и собственном мире.

Обратимся к рассмотрению корпоративных компетенций Компании «Российские железные дороги», которые составляют формулу «5К + Л»:

1. Компетентность. Обладание профессиональными компетенциями.

Наиболее предпочтительным является альянс компетенций, приобретенных в процессе вузовской подготовки, приобретенного практического опыта и навыков наставнической работы, предполагающей преемственность поколений.

2. Качество и безопасность. Безусловная ориентация на обеспечение безопасности для всех участников перевозочного процесса. Предоставление транспортных услуг оптимального качества.

3. Клиентоориентированность. Подход, предполагающий максимальный учет требований и потребностей клиентов Компании. Постулирование их безусловной приоритетности в выстраивании взаимовыгодных взаимодействий.

4. Корпоративность и ответственность. Наличие навыков командной работы, ориентированной на корпоративные цели, ценности и приоритеты. Стремление достигать желаемого результата за счет консолидации собственного профессионально-личностного потенциала и интенций коллег.

5. Креативность и инновационность. Разработка и внедрение инноваций, могущих обеспечить стабильную работу и конкурентные преимущества Компании. Творческий, новаторский (в т.ч. солидарный) подход к реализации своих трудовых обязанностей.

6. Лидерство. Реализация собственного лидерского потенциала.

Способность и умение принимать ответственные управленческие решения, коррелирующие с собственными и корпоративными доминантами.

Корпоративные компетенции являются полновесной частью корпоративной культуры, которая является совокупностью установленных правил, норм деятельности, доминант и ценностей, определяющих отношения сотрудников с внешней конкурентной средой и внутри коллектива. Именно корпоративная культура солидаризирует сотрудников Компании, мотивирует их на личностно и общественно значимый труд, позволяющий каждому работнику выстраивать и собственную профессиональную, карьерную траекторию, и приносить максимальную пользу Компании. Корпоративные компетенции, как значимая часть корпоративной культуры, вытекают из ценностей бренда, показывают, какими умениями и деловыми качествами должны обладать работники для воплощения этих ценностей в жизнь.

Первая ценность Компании - мастерство. Необходимо делать свою работу на самом высоком профессиональном уровне. Для этого от каждого сотрудника требуются компетентность и клиентоориентированность. Вторая ценность -целостность. Её воплощение невозможно без корпоративности и ответственности, нацеленности каждого на качество и безопасность. Третья ценность - обновление. Развитие и обновление Компании, использование новых возможностей требуют креативности и лидерства от работающих в ней людей. Ценности бренда и компетенции характеризуют целевое состояние корпоративной культуры ОАО «Российские железные дороги» [1]. Таким образом, модель компетенций помогает управлять процессом назначений - отбирать и продвигать руководителей с необходимыми Компании деловыми качествами.

Оценка сформированности компетенций сотрудников проходит в Корпоративном университете ОАО «РЖД», а также в центрах оценки, мониторинга персонала и молодёжной политики (ЦОМП). В данной связи одной из приоритетных проблем становится вузовская подготовка будущего инженера, обладающего рассмотренными корпоративными компетенциями, а также способного в полной мере реализовать данную стратегию.

Мы исследовали представления студентов транспортного вуза относительно необходимости обладания названными корпоративными компетенциями, а также их взгляды на пути их формирования (выборка составила 168 человек: (студенты Оренбургского института путей сообщения 1-4 курсов очного обучения). Поскольку одной из задач нашего исследования являлось выявление потенциала образовательного процесса вуза в формировании корпоративных компетенций будущего инженера, мы провели теоретико-практическую работу, направленную на поиск и обоснование компонентов: методологических основ, способов и форм, реализация которых позволит успешно выстроить данный процесс. К числу таких компонентов мы отнесли:

- научно-исследовательскую работу студентов (участие в студенческом научном обществе ОрИПС; научных мероприятиях: конференциях, форумах, круглых столах, олимпиадах);

- тесное взаимодействие с отраслевыми предприятиями (организация всех видов практики; участие в конкурсах профессиональной направленности; организация лекций, тренингов, деловых игр);

- аналитическую работу, направленную на ознакомление с нормативно-правовой и технической документацией в рамках организации качественного и безопасного перевозочного процесса;

- дополнительное образование;

- организацию внеаудиторных мероприятий, направленных на расширение образовательного и профессионального кругозора будущих инженеров (экскурсии на транспортные предприятия; мастер-классы с сотрудниками Компании);

- организацию и проведение творческих мероприятий, позволяющих реализовать лидерский потенциал и креативные интенции (профсоюзная работа, студсовет, фестивали, волонтерство, бинарные занятия).

Опираясь на результаты эмпирических и теоретических исследований [5; 9; 12; 16], мы рассматриваем процесс формирования корпоративных компетенций как синтез смыслов и личностных качеств, как результат выбора человеком норм деятельности и поведения, что влияет на формирование его личностного отношения профессии, социуму, культуре, самому себе, накладывает отпечаток на процесс психического, профессионального и культурного развития. Результат приобретения корпоративных компетенций проявляется в становлении, росте, интеграции и реализации в трудовой деятельности профессионально значимых личностных качеств и способностей, знаний и умений, но, главное - как активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности - творческой самореализации в профессии.

В программу исследования выделенных компонентов была включена и проективная методика «Открытые предложения», которая позволила студентам проанализировать представления о себе «сегодняшнем» и об «идеальном»: инженере железнодорожного транспорта, овладевшем спектром корпоративных компетенций. Полученные продолжения исходного предложения были дифференцированы на описания через функции, качества, социальную значимость будущей профессии и прогнозируемую траекторию личностного развития.

Результаты данной выборки полученных определений эталонных профессионально-личностных образов показали, что, описывая инженера, наделенного корпоративными компетенциями, студенты в 68% ответов используют функции; 28% -профессиональные и личностные качества; 4% - социальную значимость данного процесса. Общим для студентов всех курсов в «портретах» инженера, нашедшего себя в профессиональном плане, является доминирование функциональных описаний (компетентен; опытен; умеет применять на практике имеющиеся знания и опыт; готов к непрерывному повышению профессиональной квалификации; обладает чертами лидера и т.д.).

Выводы. В ходе исследования была разработана модель, включающая методологические основы, способы и формы, реализация которых позволит успешно выстроить процесс формирования корпоративных компетенций будущего инженера на основе его включения в разнообразные формы работы для активизации его учебного интереса, реализации научно-исследовательского потенциала, интенсификации творческого начала, развития лидерских качеств.

Самыми удачными считаем такие компоненты: методологические основы, способы и формы, реализация которых позволят будущему инженеру не только стать высококвалифицированным специалистом, но и влиться в сплоченный коллектив Компании, внести свой вклад в упрочение ее позиций в конкурентном транспортном пространстве страны и мира. Экстраполируя теоретический опыт на процесс формирования профессиональных компетенций будущего инженера, а также на основании собственного практического опыта [10; 12; 13], можно сделать вывод о том, что в дидактическо-воспитательном процессе транспортного вуза имеется значительный потенциал для успешного протекания исследуемого процесса, при этом молодой человек приобретает устойчивые ценностно-смысловые и профессиональные ориентиры.

Обладание корпоративными компетенциями вкупе с компетенциями, приобретаемыми в рамках реализации Основной профессиональной образовательной программы соответствующей специальности, позволит будущему инженеру не только эффективно и качественно выполнять свои трудовые обязанности, но и обрести свое место в коллективе, реализовать свои профессиональные потенции, достигнуть карьерных высот, при этом выгоду приобретают все: инженер, предприятие, Компания в целом. И эта выгода не только материальная: мотивированный, полноценно включенный в общий трудовой процесс инженер, ясно осознающий свою профессиональную нужность, востребованность, всегда приносит многократно больший вклад в общий успех, в коллективный производственный результат.

Литература:

1. Архангельская, О.В. Компетенции руководителей при управлении персоналом / О.В. Архангельская, В.Н. Глазков, О.А. Архангельская // Мир транспорта. - 2014. - № 4. - С. 148-153.

2. Белякова, О.Б. Золотое правило нравственности как главный принцип человеческого общежития / О.Б. Белякова // материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Наука и культура России». - Самара: СамГУПС, 2006. - С. 78-79.

3. Везетиу, Е.В. Классификация профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности / Е.В. Везетиу // Современная медиадидактика: направления, проблемы, поиски. -Ялта: КФУ, 2020. - С. 45-50.

4. Вешнева, И.В. Трансформация образования: тенденции, перспективы / И.В. Вешнева И.В., Р.А. Сингатуллин // Высшее образование в России. - 2016. - № 2. - С. 142-147.

5. Возможности инновационных образовательных технологий при формировании профессиональных компетенций будущих технических специалистов / Е.И. Панов. А.А. Хандримайлов, А.Н. Попов, О.Ю. Малахова // материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф. «Наука и образование транспорту». - Самара: СамГУПС, 2020. - С. 201-204

6. Егорова, Ю.Н. Подготовка профессионала железнодорожной отрасли с позиции современных образовательных технологий / Ю.Н. Егорова, О.Ю. Малахова // Школа будущего. - 2015. - № 1. - С. 18-24.

7. Ежова, Т.В. Актуализация личностных смыслов содержания профессионального образования / Т.В. Ежова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60. - С. 138-141.

8. Криволапов, В.Г. Междисциплинарный подход в образовательном процессе транспортного вуза в контексте формирования корпоративных компетенций / В.Г. Криволапов, А.В. Адер, О.Ю. Малахова // Современная медиадидактика: направления, проблемы, поиски. - Ялта: КФУ, 2020. - С. 5-11.

9. Кузнецова, Е.Н. Компетентностно-ориентированные образовательные стандарты: проблемы реализации / Е.Н. Кузнецова // Высшее образование в России. - 2016. - № 5. - С. 150-155.

10. Малахова, О.Ю. Философско-педагогические аспекты выбора социокультурных ориентиров личности в современном российском образовании / О.Ю. Малахова, А.Н. Попов // Материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. «Наука и образование транспорту». - Самара: СамГУПС, 2018. - С. 286-288.

11. Маслов, В.П. Оценка идентичности работников железнодорожных предприятий / В.П. Маслов, И.В. Щербаков //Мир транспорта. - 2019. - 3 1. - С. 216-233.

12. Попов, А.Н. Педагогический потенциал интерактивной технологии в формировании универсальных компетенций студентов транспортного вуза / А.Н. Попов, А.А. Хандримайлов, О.Ю. Малахова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70. - Ч. 3. - С. 250-253.

13. Потенциал образовательной среды транспортного вуза в формировании современной технической интеллигенции: социокультурный и компетентностный подходы / А.Н. Попов, Ю.Н. Егорова, О.Ю. Малахова, А.А. Ярцев // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 3. - С. 87-89.

14. Уиддет, С. Руководство по компетенциям / С. Уиддет, С. Холлифорд. - М., ГИППО, 2003. - 144 с.

Педагогика

УДК 373.31

кандидат филологических наук, старший преподаватель Прудникова Татьяна Ивановна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); студентка Волкова Виктория Олеговна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ЯЗЫКОВОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы развития речи младших школьников. В работе актуализируется выстраивание алгоритма работы над развитием лексической компетенции младших школьников. Ключевые слова: младший школьник, развитие речи, русский язык, речь, учитель.

Annotation. This research is dedicated to the study of the problem of speech development in primary schoolchildren. The work updates the building of the algorithm for working on the progress of the lexical competence of primary schoolchildren. Key words: junior school student, speech development, Russian language, speech, teacher.

Введение. Речь ребенка - ключевой момент в его развитии. Развитие речи ребенка - это систематическая работа над ее содержанием и логичностью, обучение детей построению предложений, тщательный выбор нужного слова и его формы, постоянная работа над грамматическим оформлением мыслей. Это нужно делать на каждом уроке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.