Выводы. В ходе исследования была разработана модель, включающая методологические основы, способы и формы, реализация которых позволит успешно выстроить процесс формирования корпоративных компетенций будущего инженера на основе его включения в разнообразные формы работы для активизации его учебного интереса, реализации научно-исследовательского потенциала, интенсификации творческого начала, развития лидерских качеств.
Самыми удачными считаем такие компоненты: методологические основы, способы и формы, реализация которых позволят будущему инженеру не только стать высококвалифицированным специалистом, но и влиться в сплоченный коллектив Компании, внести свой вклад в упрочение ее позиций в конкурентном транспортном пространстве страны и мира. Экстраполируя теоретический опыт на процесс формирования профессиональных компетенций будущего инженера, а также на основании собственного практического опыта [10; 12; 13], можно сделать вывод о том, что в дидактическо-воспитательном процессе транспортного вуза имеется значительный потенциал для успешного протекания исследуемого процесса, при этом молодой человек приобретает устойчивые ценностно-смысловые и профессиональные ориентиры.
Обладание корпоративными компетенциями вкупе с компетенциями, приобретаемыми в рамках реализации Основной профессиональной образовательной программы соответствующей специальности, позволит будущему инженеру не только эффективно и качественно выполнять свои трудовые обязанности, но и обрести свое место в коллективе, реализовать свои профессиональные потенции, достигнуть карьерных высот, при этом выгоду приобретают все: инженер, предприятие, Компания в целом. И эта выгода не только материальная: мотивированный, полноценно включенный в общий трудовой процесс инженер, ясно осознающий свою профессиональную нужность, востребованность, всегда приносит многократно больший вклад в общий успех, в коллективный производственный результат.
Литература:
1. Архангельская, О.В. Компетенции руководителей при управлении персоналом / О.В. Архангельская, В.Н. Глазков, О.А. Архангельская // Мир транспорта. - 2014. - № 4. - С. 148-153.
2. Белякова, О.Б. Золотое правило нравственности как главный принцип человеческого общежития / О.Б. Белякова // материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Наука и культура России». - Самара: СамГУПС, 2006. - С. 78-79.
3. Везетиу, Е.В. Классификация профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности / Е.В. Везетиу // Современная медиадидактика: направления, проблемы, поиски. -Ялта: КФУ, 2020. - С. 45-50.
4. Вешнева, И.В. Трансформация образования: тенденции, перспективы / И.В. Вешнева И.В., Р.А. Сингатуллин // Высшее образование в России. - 2016. - № 2. - С. 142-147.
5. Возможности инновационных образовательных технологий при формировании профессиональных компетенций будущих технических специалистов / Е.И. Панов. А.А. Хандримайлов, А.Н. Попов, О.Ю. Малахова // материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф. «Наука и образование транспорту». - Самара: СамГУПС, 2020. - С. 201-204
6. Егорова, Ю.Н. Подготовка профессионала железнодорожной отрасли с позиции современных образовательных технологий / Ю.Н. Егорова, О.Ю. Малахова // Школа будущего. - 2015. - № 1. - С. 18-24.
7. Ежова, Т.В. Актуализация личностных смыслов содержания профессионального образования / Т.В. Ежова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60. - С. 138-141.
8. Криволапов, В.Г. Междисциплинарный подход в образовательном процессе транспортного вуза в контексте формирования корпоративных компетенций / В.Г. Криволапов, А.В. Адер, О.Ю. Малахова // Современная медиадидактика: направления, проблемы, поиски. - Ялта: КФУ, 2020. - С. 5-11.
9. Кузнецова, Е.Н. Компетентностно-ориентированные образовательные стандарты: проблемы реализации / Е.Н. Кузнецова // Высшее образование в России. - 2016. - № 5. - С. 150-155.
10. Малахова, О.Ю. Философско-педагогические аспекты выбора социокультурных ориентиров личности в современном российском образовании / О.Ю. Малахова, А.Н. Попов // Материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. «Наука и образование транспорту». - Самара: СамГУПС, 2018. - С. 286-288.
11. Маслов, В.П. Оценка идентичности работников железнодорожных предприятий / В.П. Маслов, И.В. Щербаков //Мир транспорта. - 2019. - 3 1. - С. 216-233.
12. Попов, А.Н. Педагогический потенциал интерактивной технологии в формировании универсальных компетенций студентов транспортного вуза / А.Н. Попов, А.А. Хандримайлов, О.Ю. Малахова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70. - Ч. 3. - С. 250-253.
13. Потенциал образовательной среды транспортного вуза в формировании современной технической интеллигенции: социокультурный и компетентностный подходы / А.Н. Попов, Ю.Н. Егорова, О.Ю. Малахова, А.А. Ярцев // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 3. - С. 87-89.
14. Уиддет, С. Руководство по компетенциям / С. Уиддет, С. Холлифорд. - М., ГИППО, 2003. - 144 с.
Педагогика
УДК 373.31
кандидат филологических наук, старший преподаватель Прудникова Татьяна Ивановна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); студентка Волкова Виктория Олеговна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)
ЯЗЫКОВОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы развития речи младших школьников. В работе актуализируется выстраивание алгоритма работы над развитием лексической компетенции младших школьников. Ключевые слова: младший школьник, развитие речи, русский язык, речь, учитель.
Annotation. This research is dedicated to the study of the problem of speech development in primary schoolchildren. The work updates the building of the algorithm for working on the progress of the lexical competence of primary schoolchildren. Key words: junior school student, speech development, Russian language, speech, teacher.
Введение. Речь ребенка - ключевой момент в его развитии. Развитие речи ребенка - это систематическая работа над ее содержанием и логичностью, обучение детей построению предложений, тщательный выбор нужного слова и его формы, постоянная работа над грамматическим оформлением мыслей. Это нужно делать на каждом уроке.
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является официальным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, способствует формированию у учащихся представлений о языке как основное средство человеческого общения, явление национальной культуры и основа национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у младших школьников формируется положительное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека [5, С. 11-12].
Развитый язык - одно из важнейших средств активной человеческой деятельности в современном обществе, а для учащегося - средство успешной школы.
Слово - это способ познать реальность. С одной стороны, четкое понимание речи во многом зависит от обогащения ребенка новыми идеями и представлениями; с другой стороны, хорошее владение языком, словом способствует познанию сложных взаимоотношений в жизни общества. Дети с развитым языком все более успешно учатся по школьным предметам.
Изложение основного материала статьи. Проблема языкового развития младших школьников является ведущей в современной методике изучения русского языка в начальной школе.
При работе над развитием языка обычно различают следующие области: работа над звуковой стороной языка, работа над словарным запасом, работа над предложениями и выражениями в смысле развития языка, развитие связной речи [2, С. 7].
Развитие речи учащихся - база учебного процесса для младших школьников. Среди всего многообразия упражнений, которые использует учитель для улучшения языковой речевой культуры учащихся, особое место занимают лексические упражнения, направленные на расширение активного словарного запаса учащихся, а также развитие их умения выбирать из словарного запаса слова для выражения своих чувств и эмоций, которые лучше всего подходят по содержанию высказывания и облегчают, делая его не только правильным и точным, но выразительным.
Во время лексических упражнений ученикам раскрывается богатство словарного запаса родного языка и средств его выражения, дети выучивают значительное количество слов разных категорий, сложных грамматических форм и тех смысловых нюансов, которые связаны с изменением в виде слов. В то же время дети учатся использовать новые слова в своей речи, составлять с ними словосочетания и предложения или включать их в разговорную речь.
Итоговая цель словарной работы - активировать максимальное количество выученных слов, научить их правильно, а также подбирать единственное необходимое слово.
Речь - важнейшее средство общения и получения необходимой информации. Уровень речевого развития также используется как один из важнейших условий умственного развития ученика. Как усвоение материала по разным предметам, так и общее умственное развитие ученика оценивается по тому, как он может представить ту или иную тему в своей речи - в письменном эссе, в сообщении, в сочинении, в ответе на вопрос.
Таким образом, речь находится в неразрывной связи с мышлением. Она развивается на основе мышления, поскольку с его помощью реализуется мысль; с другой стороны, сама речь, развиваясь, способствует определению мысли, совершенствует ее. Это и есть диалектическая связь между развитием мышления и речи в процессе обучения [7, С. 324].
При разработке лингвистических упражнений учитель акцентирует внимание на некоторых формах умственной работы: на анализе и синтезе, индукции и дедукции, на выделении существенных характеристик, на обобщении и конкретизации, на выявлении причинно-следственные связи между явлениями, противостояние, противостояние и противостояние, для решения психических проблем [3, С. 167].
Воспитывать в детях познавательный интерес, слышать, воспринимать окружающий мир - так, заложив фундамент для развития мышления и речи в целостности, заложит основу для речевых упражнений.
Основная задача уроков русского языка - научить умению использовать языковые средства целесообразно и правильно для выражения своих мыслей. Разнообразные проблематичных заданий, исследовательские задания, лингвистические игры помогают интенсифицировать учебный процесс, сделать его интересным. Практика показывает, что младших школьников нужно как можно чаще ставить на роль автора, давать возможность выразить себя, раскрыть свою личность, раскрыть свое мнение к происходящему, раскрыть свои чувства, эмоции, ответить на вопросы, волнующие детей. Поэтому на занятиях в начальной школе необходимы дидактические ролевые игры, а также написание устных рассказов, письменных сочинений и презентаций, во время которых особенно активизируются умственные способности детей, развиваются воображение, речь и мышление [1, С. 254].
Также очень важно устанавливать приблизительное соответствие различных типов упражнений на развитие речи. Планируя развитие речи учащихся, преподаватель должен решить, как часто читать устные или письменные задания, презентации, рецензии на книги, составлять устные рассказы и т.д.
Принцип систематического обучения требует, чтобы каждая новая воспитательная работа была шагом вперед по сравнению с тем, что уже было изучено, с опорой на предыдущие. От простого к сложному, от известного к неизвестному -так можно обучить любому навыку, в том числе речевому.
Результат всей работы, посвященной развитию языка учащихся, зависит от трех основных факторов:
- от внимания к речи, к образцам русского языка, к детскому чтению, к правильной и выразительной речи других, то есть от речевая среда;
- от организации детской вокальной практики: разносторонней, интересной, целеустремленной, четко контролируемой педагогом;
- на умение учителя опираться при развитии речи на теоретическую часть, грамматическую, элементы лексикологии, стилистики и так далее.
Успех в овладении языком, в конечном счете, является ключом к успеху во всем школьном образовании и в развитии детей, потому что через язык широкий мир науки и жизни открывается для ученика [4, С. 318].
Каждый преподаватель должен ясно высказать задачи, связанные с развитием речи учащихся, определить основные направления работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО, освоить методику развития речи младших школьников и применить новые технологии обучения. Благодаря этому у младших школьников сформируется положительная эмоциональная позиция к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильно выстроенная речь - показатель общей культуры человека [6, С. 8].
В процессе обучения детская речь обогащается различными книжными структурами, словарный запас значительно увеличивается. На всех уроках учащиеся слышат учебные и научные выступления и сами пытаются использовать различные словесные конструкции.
Однако речь учеников по-прежнему требует доработки, чтобы разнообразить использование словесных структур. «Методика отвечает потребностям социального развития; современному младшему школьнику недостаточно знать правила грамматики, он должен свободно выражать свои мысли, обладать высокой культурой речи» [8, С. 272].
Методы языкового развития учащихся можно разделить на группы:
- имитативные методы;
- метод конструирования;
- метод конструирования.
Первый метод, имитативный, предполагает разбор готовых текстов, синтез собственных лингвистических структур, а также исследовательскую деятельность: подбор слов, составление текстов по образцу, создание предложений и всего текста в зависимости от моделей, вывод правил, а в некоторых случаях и творчество, например рассказы и презентации.
Коммуникативный метод связан с коммуникативной функцией языка. Данный метод содержит в себе следующие виды упражнений:
- создание речевых ситуаций;
- ролевые игры, работа, походы и экскурсии;
- рисование иллюстраций;
- создание рассказов по воображению;
- возможность выбора различных жанров: репортажи, выступления на радио [8, С. 285].
Коммуникативный метод тесно связан с первыми двумя. В системе данного метода типы текста анализируются и моделируются, а затем по этим моделям конструируются ваши собственные тексты.
Распространены также словесные техники. К ним относятся: шаблон речи, повторение, объяснение, направление, оценка деятельности обучающихся, вопрос.
Таким образом, можно сделать вывод, что методы, предлагаемые в методике, направлены на сохранение содержания речи, развитие культуры поведения детей, обогащение словарного запаса и закрепление речевых навыков.
Синтаксис - это правила соединения слов. Основная единица синтаксиса - предложение. Предложение обычно соответствует полному утверждению. Он может действовать как отдельное сообщение, представляющее собой минимальную длину текста [9, С. 162].
Предложение состоит из одного или нескольких слов, которые появляются в различном порядке, в морфологических формах, предусмотренных грамматикой русского языка. Предложение обладает смысловой и интонационной полнотой и функционирует как единица коммуникации и сообщения.
Предложения используются для разных целей в зависимости от ситуации общения, и говорящий или писатель строит утверждения, которые соответствуют этим целям. Синтаксические структуры могут выражать сообщение, могут быть направлены на достижение информации или могут побуждать участников к действию. Таким образом, предложения делятся на повествовательные, вопросительные, побудительные.
Работа с предложениями играет важную роль в развитии детской речи, это главное звено в системе практики, которая готовит детей к письму.
В работе над суждением в начальных классах условно выделяют пять направлений:
- формирование понятия «суждение»;
- изучение структуры предложения;
- обучение младших школьников умению использовать в своей речи предложения, различающиеся по назначению высказывания и интонации;
- развитие умения правильно использовать слова при выстраивании предложения;
- формирование умения письменно и устно формулировать предложения.
Все эти рабочие области взаимодействуют между собой и каждую из них можно рассматривать отдельно только с целью более детального изучения разных сторон предложения.
Самый высокий уровень языковой системы - синтаксический. На синтаксическом уровне происходит взаимодействие всех уровней языковой системы, поскольку взаимосвязь лексического значения слова, его морфологических свойств и комбинаторных способностей в структуре фразы, предложения.
Осуществление регулярной работы над синтаксисом способствует повышению изученности орфографии и речи младших школьников, более целенаправленной деятельности при проведении синтаксического анализа, обеспечивает неразрывную взаимосвязь начальной и средней школы в общей системе обучения русскому языку.
Для повышения эффективности выполняемой работы используются самые разные приемы формирования синтаксической конструкции высказывания:
- повтор предложения за учителем;
- ответы на вопросы;
- сравнение двух и более предложений;
- составление предложений по картинке, образцу;
- разработка предложений по предложенной модели.
Использование разных методик дает возможность чередовать несколько видов заданий, что способствует установлению дифференцированного подхода и поддерживает интерес ребенка к урокам, повышает положительную мотивацию.
Процесс усвоения учениками синтаксической структуры предложения разворачивается постепенно и напрямую отражает характер мышления детей: умение структурировать ситуацию, выделять в ней основные смысловые компоненты, устанавливать между ними смысловые связи.
Работа над развитием речи на уроках русского языка вносит весомый вклад в формирование всесторонне развитой и социально активной личности ученика. Эта работа развивает у ребенка мышление, его воображение, память, воспитывает уважительное отношение к родному слову.
Процесс усвоения младшими школьниками синтаксической конструкции предложения протекает постепенно и напрямую отражает характер мышления учеников (умение создавать ситуацию, выделять в ней основные моменты и устанавливать между ними смысловые связи).
В процессе изучения русского языка у младших школьников формируется положительное эмоциональное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общероссийской культуры. На уроках русского языка младшие школьнки получают начальное понимание норм русского литературного языка и правил речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе подходящих языковых средств для успешного решения проблемы.
Таким образом, проблемы, связанные с развитием речи младших школьников, давно привлекают внимание ученых. Освоение грамотной речи - сложный процесс, поэтому ее формирование - важный этап в жизни школьников.
Выводы. Анализ психологической, педагогической литературы показал, что проблема речевого развития актуальна по большей части для начальной школы. Именно в этот период ученики начинают усваивать нормы литературного языка, учатся использовать языковые средства в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.
Языковое развитие - неотъемлемая часть обучения русскому языку. Задачи языкового развития конкретно решаются в определенной системе, основанной на лингвистических знаниях и понимании языкового опыта учащихся.
Основная цель преподавания русского языка в начальной школе - это развитие у учеников способности свободно и связно выражать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с ситуацией общения. Главное условие развития речи младшего школьника - разнообразие методов и приемов обучения, применяемых на гуманитарных курсах, и их умелое применение преподавателем, ведь эффективность учебного процесса зависит от того, насколько точно, ясно, лаконично и целенаправленно, в соответствии с заданной речевой ситуацией, ребенок способен выражать свои мысли и эмоции.
В данной статье были исследованы особенности речевого развития с точки зрения психологии, педагогики и лингвистики. Использование разных техник в обучении дает возможность чередовать несколько видов деятельности, что способствует установлению дифференцированного подхода и поддерживает интерес ребенка к урокам, повышает положительную мотивацию.
Литература:
1. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М., 1961. - 466 с.
2. Воробьева, В.И. Сочинения по картинам в начальных классах. Уч.-метод.пос.д/учителей общеобр. школы [Текст] / В.И. Воробьева, С.К. Тивикова. - М.: Астрель, 2003. - 223 с.
3.Выготский, Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. [Текст] / Л.С. Выготский. - «Лабиринт», М., 1999. - 352 с.
4. Жинкин, Н.И. Язык. Речь. Творчество. [Текст] / Жинкин Н.И. - М.: Лабиринт, 1998. - 368 с.
5. Примерные программы по учебным предметам [Текст]. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010. - 400 с.
6. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиноой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 120 с. - (Стандарты второго поколения).
7. Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: [По спец. 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»]. 2-е изд., перераб. [Текст] / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. - М.: Просвещение, 1987. - 414 с.
8. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. - М: Издательский центр «Академия», 2007. - 348 с.
9. Соловейчик, М.С. Русский язык и начальных классах: Теория и практика обучения: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; под ред. М.С. Соловейчик. - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 302 с.
Педагогика
УДК 373.31
кандидат филологических наук, старший преподаватель Прудникова Татьяна Ивановна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); студентка Одинец Юлия Сергеевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения. В ходе изложения статьи дано пояснение понятию «творческие способности», раскрыты особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста, а также обоснована роль литературных произведений в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: творческие способности, младший школьный возраст, уроки литературного чтения, литературные произведения, творческая личность.
An^tatton. This study is devoted to the study of the problem of the development of creative abilities of primary school children in the lessons of literary reading. In the course of the presentation of the article, an explanation of the concept of «creative abilities» is given, the features of the development of creative abilities of children of primary school age are revealed, as well as the role of literary works in the development of creative abilities of children of primary school age is substantiated.
Key words: creative abilities, primary school age, literary reading lessons, literary works, creative personality.
Введение. Проблема развития творческой личности в начальном звене была и остается актуальной. Государству нужны не отличные исполнители, а интеллектуально развитые, творчески одаренные личности. Современный учебно-воспитательный процесс направлен на воспитание ученика-субъекта культуры и собственной жизнетворчества. Школа, учитель, классный руководитель должны обеспечить формирование творческих способностей, духовное развитие и саморазвитие личности, научить воспитанников искусству творить себя и свою жизнь. Большую роль в этом процессе играют уроки литературного чтения. Как показывает практика, в современных условиях глобальной компьютеризации общества у большинства учащихся интерес к чтению постепенно исчезает. Проблема чтения едва ли не самой важной учебно-воспитательного процесса в школе. Читательские умения начинают и фактически заканчивают формироваться у учащихся на уроках литературного чтения в начальных классах. Именно поэтому к традиционной системе обучения нужно внедрять упражнения и задания, которые будут способствовать формированию творческих способностей.
Изучением проблемы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста занимались такие ученые и педагоги, как Л.В. Агеева, А.В. Запорожец, А.Н. Лук, А.М. Матюшкина, Н.А. Шелякина, Д.Б. Эльконин и другие. Различные аспекты развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках чтения нашли глубокое осмысление в трудах Н.И. Кудряшевой, Л.В. Никитиной, Е.А. Юсковой, Я.А. Пономарева и других.
Способность ребенка к саморазвитию, его творческая активность - главные условия успешности в дальнейшей жизни. Если ребенок в школе не научится самостоятельно творить, то в будущем он будет так же безынициативным, пассивным.