ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 27 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES
№ 27 2012
УДК 94(47)
ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ «БИТТЕРФЕЛЬДСКОГО ПУТИ»
© В. В. НЕФЁДОВ Московский государственный педагогический университет, кафедра новой и новейшей истории e-mail: [email protected]
Нефёдов В. В. - Формирование концепции «Биттерфельдского пути» // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского.
2012. № 27. С. 851-857. - В статье анализируется становление и развитие так называемого «Биттерфельдского пути» в ГДР во второй половине ХХ в. Прослеживается эволюция культуры Восточной Германии, акцентируется внимание на противоречивой партийно-государственной политике в отношении культуры, в условиях «холодной войны», а также в период реализации новой культурной политики. Автор в ходе исследования приходит к выводу, что власть стремилась подчинить своему контролю различные виды культурной организации.
Ключевые слова: культура, властные органы, культурное законодательство, командно-административные методы, внедрение партийных сил.
Nefedov V. V. - The formation of the conception of «Bitterfelds way's» // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im. V.G. Belinskogo. 2012. № 27. P. 851-857. - The article analyzes the process of formation and development of the of «Bitterfelds way’s» at the second part of the XXth century. The article observes the evolution of culture law and the course of new cultural policy. The article results in stating that the authorities aimed at controlling cultural societies.
Keywords: cultura, authorities, cultural law, commanding and administrative methods, introduction of party members.
Автор впервые выдвигает точку зрения, что в ГДР в «добиттерфельдский» период упор делался на распространение идеологии СЕПГ среди граждан ГДР через культуру, которую создаёт творческая интеллигенция. В «биттерфельдский» период была предпринята попытка творить «социалистическую культуру» для трудящихся руками самих трудящихся (хотя бы частично). В «постбиттерфельдский» период акцент был перенесён с «классовых аспектов» на художественные достоинства произведений литературы. Эти тезисы - в самой сжатой форме - стали основной концепцией данной статьи.
В процессе культурного развития в республике происходило соединение духовной и материальной культур, искусства с созидательным трудом людей. Отметив этот момент, конференция СЕПГ по вопросам культуры, состоявшаяся в 1960 г. в Берлине, записала в своих решениях: «...единство политики, экономики и культуры обеспечивалось и обеспечивается, кроме всего прочего, хорошим руководством. Лучшие результаты должны быть обеспечены усовершенствованным руководством и обобщены. Речь идёт о том, чтобы руководители всех организаций и учреждений не только теоретически признавали это единство, но и своей практической работой помогали осуществлять основные культурные задачи семилетнего плана». [1. С. 415]
Данная конференция 1960 г. по вопросам культуры рекомендовала при создании произведений искусства исходить из разносторонних проблем трудового народа республики, его учёбы и жизни. Из суммы опыта людей труда, из полноты мыслей и чувств в процессе взаимного обогащения и отдачи добивается художник жизненной правдивости, которая делает его способным участвовать в духовном формировании нового человека и укреплять его веру в победу и красоту жизни; в связи с этим на конференции была отмечена позитивная роль «сельских академий» в жизни общества. они давали возможность населению сёл получить специальные технические и экономические познания в области сельского хозяйства. «Сельские академии» способствовали реальному культурном росту слушателей, воспитанию у них мировоззрения в духе установок руководства СЕПГ. Главным методом обучения в них была научно-популярная лекция. Различный образовательный уровень слушателей требовал, чтобы обучение было наглядным и доступным для всех. При обучении в «сельских академиях» широко использовались кинофильмы, диапозитивы, карты, модели, художественная литература. Важную роль в обучении в них играли экскурсии, обмен опытом, способствовавшие тому, чтобы слушатели не только получали знания, но и применяли их в реальной жизни.
В ряде документов СЕПГ при «сельских академиях» рекомендовалось создавать отделы культуры, которые должны были знакомить работников сельского хозяйства с достижениями мировой культуры, в особенности с литературой и искусством СССР и стран просоветского блока, и готовить кадры для культурной работы на селе (массовиков, культурных организаторов, руководителей художественных хоров и ансамблей). Выполняя эти установки ЦК СЕПГ, созданные при «сельских академиях» отделы культуры проводили значительную работу. «Так создаются многообразные отношения между членами кооператива, отношения, которые повышают культурный и духовный уровень всех членов кооператива», [2. С. 23]
- отмечал в своей монографии учёный Ф. К. Фрей-ер. «Сельские академии» делали попытки развивать традиционные художественные ремёсла, но не всегда успешно. Позднее в прессе республики художественные ремёсла были названы искусством, которое «низкопробно и второстепенно». [3] В информации «О развитии художественных ремёсел в ГДР» дежурный референт посольства СССР в ГДР В. Скворцов заметил позднее, 14 ноября 1983 г., что необходимо «более конкретное определение общественного назначения этого вида изобразительного искусства, более целенаправленное использование его специфических возможностей для повышения общественной действенности, стимулирование возрастающей роли социального заказа». [4]
Первый сельский клуб в ГДР был открыт 17 марта 1957 г. в общине Адерштедт (район Бранденбург, округ Галле). Затем сельские клубы стали открываться и в других деревнях и сёлах. Руководство СЕПГ поддержало это начинание. В январе 1959 г. 4-й пленум ЦК СЕПГ принял решение о создании сельских клубов повсеместно. Клубы стали центрами культурной жизни на селе. Одной из главных задач сельских клубов было объединение культурных сил и средств общины с целью создания планомерной культурной жизни на селе. Перед клубами стояли задачи расширения кругозора, эстетического воспитания, формирование потребностей, организации достойного отдыха работников сельского хозяйства. В клубах проводились лекции на разные темы, отмечались праздники, выступали артисты, приезжавшие из городов, художественные коллективы разных сёл, проводилась различная работа с молодёжью, «дни детей», работали многочисленные кружки по интересам. Большое место в работе сельских клубов занимала работа с книгой, при этом особое внимание обращалось на популяризацию литературы по сельскохозяйственной тематике, по профессиям, уделялось время и для художественных книг. В сельских клубах организовывались читательские конференции, тематические вечера и встречи с писателями.
В руководство клубами объединялись в ГДР представители всех партий и организаций, входивших в Национальный фронт демократической Германии. Это помогало объединить в клубах интересы неоднородных социальных слоёв. О популярности сельских
клубов говорил и рост их количества. Если в 1957 г. был 1 сельский клуб, в 1958 г. - 90 клубов, то в 1960 г. в республике уже насчитывалось 4037 таких учреждений. [2. С. 92] Одной из новых форм культурной работы в сельской местности было соревнование за «красивую социалистическую деревню». В условия этого соревнования входили такие понятия, как «атмосфера учёбы, культурной, здоровой социальной жизни в деревне», «использование достижений науки, широкое обобщение лучших методов труда, внедрение их в производство», «социалистическая деревня должна быть красивой, а её люди - умными». [5] Изучение работы новых форм и методов культурной деятельности в деревне позволяет сделать вывод о том, что в них были тесно взаимосвязаны заботы о росте экономики села и росте культурного уровня жителей деревень. В культурной жизни республики принимали участие не только СЕПГ, но и все системные партии ГДР. К примеру, на VIII съезде Либерально-демократической партии Германии (ЛДПГ), проходившем в июле 1960 г., председатель комиссии по культуре и работе с интеллигенцией В. Теленкамп отмечал, что «культура ГДР - в настоящем смысле этого слова - гуманистическая культура, перед которой стоит задача стать высшей формой человеческой культуры. Наши важнейшие стремления в области культуры - дать всему народу без исключения и, прежде всего рабочим и крестьянам, знания и образование. Оно отвечает интересам всей нации». [6. С. 205]
Во второй половине 50-х гг. в обстановке обострения идеологической борьбы, в том числе и в области искусства, писатели и художники ГДР, стоявшие на просоветских позициях, проявили политическую состоятельность. Определённое значение имели выступления Бехера, Брехта и Зегерс на IV съезде писателей в 1956 году. Партийная конференция по вопросам культуры в 1957 г. свидетельствовала о взросшем самосознании части интеллигенции. Ко времени
V съезда СЕПГ (1958 г.) удалось достичь значительной консолидации деятелей культуры. Съезд дал сигнал дальнейшему усилению и углублению идейного воспитания граждан ГДР. Он призвал всех граждан республики овладевать достоянием немецкой культуры прошлого, всем наиболее значительным, что было в современной культуре. Первоочередной задачей литературы и искусства становилось художественное исследование новых явлений в жизни рабочих, т. н. «производственной темы». В то же время в первой половине 50-х гг. методы оценки новых художественных явлений были разработаны ещё в недостаточной степени. В культуре, искусстве и художественной критике главным был субъективизм. В 1950 г. Ф. Вольф отмечал, что «мы ещё не позаботились о критериях, которые помогли бы верно оценивать новые задачи и новую ситуацию». [7. С. 294]
Однако, на ряд тем, прежде всего, на бегство людей из Восточной Германии, было наложено табу. Хотя анализ материалов, связанных с конкретным изучением случаев ухода на Запад, социологические исследования, проводимые как в ГДР, так и на Запа-
де, вновь и вновь свидетельствовали, что, как отмечал Ю. А. Квицинский «в 90 из 100 случаев дело не в идеологии, а в экономике. Сумеют Н. С. Хрущёв обогнать Америку, а В. Ульбрихт - ФРГ, число переселенцев на Запад резко сократится и, наверное, начнётся даже обратное движение в ГДР. Не сумеют - так ГДР при существующих условиях рано или поздно опустеет и погибнет». [8. С. 192] Пианист В. Д. Ашкенази, впервые посетивший Восточную Германию в 1957 г., отметил, что «Поездка в ГДР стала моими первыми зарубежными гастролями. увидев их уровень жизни, особенно после города Горького, может быть, именно тогда я принял решение покинуть СССР навсегда». (Из личной беседы авт. ст. с В. Д. Ашкенази в БЗК в Москве 15.04.2009).
1957-й и 1958-й гг. прошли в ГДР под лейтмотивом решающего утверждения «соцреализма» как единственного разрешённого метода художественного описания жизни.
Под влиянием итогов ХХ1 съезда КПСС, 24 апреля 1959 г. состоялась 1-я Биттерфельдская конференция писателей и рабочих, организованная издательством «Mitteldeutscher Ferlag». Её участники приняли во внимание выступление Е. А. Фурцевой (с
1960 г. - министра культуры СССР) на форуме советской правящей партии, которая заявила: «Приходится сожалеть, что до сих пор в литературе и искусстве не нашли достойного отражения такие героические дела, как освоение десятков миллионов гектаров целины, строительство комсомольцами домен и шахт, великий поход молодых патриотов на новостройки Востока, создание первых искусственных спутников Земли и космической ракеты». [9]
Её участники выступили с обращением к мастерам искусств: идти на производство и изучать на месте труд рабочих; они высказались за преодоление разрыва между производством и культурой. Конференция, принимая во внимание документы V съезда СЕПГ, призвала деятелей культуры ГДР быть ближе к повседневной жизни республики, активнее откликаться на требования рабочего человека, удовлетворять его нужды. Конференция обратилась также и к другим работающим гражданам с призывом идти в литературу и искусство. К рабочим был обращён призыв: «Берись за перо, коллега!». Для своего времени Биттерфельдская конференция сыграла известную роль - она дала новый импульс развитию народных талантов - только до августа 1961 г. в ГДР были созданы 270 литературных кружков среди рабочих, широко развивалась сеть кружков художественной самодеятельности.
Хотя в реализации «биттерфельдского пути» («Bitterfelder Weg») появились некоторые тенденции пережиточно-пролеткультовского типа, в основе бит-терфельдского движения лежали правильные принципы, которые позволили преодолеть упрощенческие тенденции в литературе и искусстве. Сильной его стороной явилось сотрудничество между интеллигенцией и рабочими, которое принесло достаточно полезного для развития культуры ГДР - многие мастера искусства ближе познакомились с повседневной жизнью
простых граждан, получили существенные жизненные импульсы для своей работы, а из рабочей среды вышло немало авторов, ставших одарёнными мастерами в литературе.
К примеру, чувства очень разных по социальному положению, биографии и душевному складу людей точно определил В. Нойхауз, жизненный путь которого был близок судьбе главного персонажа его романа «Украденная юность» (1959 г.), имевшего большой успех: «С того часа, когда я решил для себя положить конец фашистской войне, я искал нового, спасительного берега, где человек живёт как человек, а жизнь человеческая обретает свой подлинный смысл». [10. С. 159] Это собрание сыграло большую роль в литературной жизни ГДР последующих лет, хотя в некоторых областях творчества вскоре дали себя знать тенденции узкой трактовки принятых на нём решений. Тенденции эти были со временем преодолены. Положительным итогом Биттерфельдской конференции стало укрепление связи писателей с жизнью рабочих, с жизнью республики, которое проявилось уже в самое ближайшее время.
Ю. Бармичев, 3-й секретарь посольства СССР в ГДР, 30 июля 1960 г. в информации «О положении в Союзе писателей ГдР» также констатировал позитивные моменты в жизни мастеров слова Восточной Германии: «средний тираж книг в ФРГ составляет 2-3 тыс. экз., против 8-10 тыс. экз. в ГДР, а западногерманские писатели в материальном отношении живут хуже писателей ГДР». [11] Позднее, в итоговой информации «Х11-е дни советской книги в ГДР» от 9 декабря 1983 г., подготовленной первым секретарём посольства СССР в ГДР И. Хохловым, были приведены другие показатели: «В 1982 г. в ГДР были изданы свыше 360 названий научных и художественных книг только советских авторов. Их общий тираж 6,2 млн. экземпляров, что превышает треть населения республики». [12] Естественно, что тиражи немецких авторов, видимо, превышали эту цифру.
Журнал Союза писателей ГДР «Neue deutsche Literatur» (в 1953-1959 гг. его редактором была к. Вольф) поместил на своих страницах множество произведений начинающих литераторов из среды рабочих и крестьян. однако, большинство «биттер-фельдских» сочинений не оставили заметного следа в литературе. Литературный процесс, несмотря на повышенное внимание руководства СЕПГ, следовал другой логике. Западногерманские критики, к примеру, отрицали появление «рабочих» и «крестьянских» писателей и поэтов, их успехи в творчестве, намеренно сосредотачивая внимание на слабых, беспомощных стихах и рассказах, чтобы на этом основании отрицательно оценить литературу ГДР в целом.
Тем не менее, при всём интересе к прошлому, как недавнему, так и более отдалённому, главное внимание писатели стали обращать внимание к современности, к теме строительства нового социума. Сложность отражения будней состояла не только в том, что это было поле, ещё не освоенное литературой («Поезд новой немецкой литературы...идёт по целине», - писал
Э. Штриттматтер), [13. С. 161] но в известном смысле и в том, что здесь отсутствовала напряжённость обнажённых трагических коллизий, характерных для времени войны и нацизма. Чем глубже проникали перемены в общественные отношения, тем значительнее становились изменения в духовной сфере. Особенно непросто для молодого искусства было уловить сдвиги в сознании, в психологии людей, проявляющиеся в процессе труда и в отношении к труду. Между тем, именно повседневная трудовая деятельность становилась главным содержанием человеческого бытия; минуя эту сферу реальной действительности, писатель уже не мог глубоко познать и показать истинный облик своего современника. Поэт Г. Дейке отметил, что «конфликты, недостаточно обдуманные или поверхностно решённые, впоследствии возникают вновь, и с большей остротой». [14]
Своеобразной летописью трудовых будней ГДР с первых дней её существования послужили сборник репортажей О. Гоче «На улицах, которые мы строили сами» (1959 г.), книга Р. Хастед «Дни с Зеппом Цахом» (1959 г.); написанный В. Нойхаузом вместе с бригадиром химического комбината в Биттерфельде Г. Гланте «Дневник одного бригадира» (1960 г.), «Биттерфель-дские истории» (1961 г.) Э. Нойча, очерки Ф. Фюмана «Подъёмный кран и синий Петер» (1961 г.).
Значительный читательский резонанс и острые споры в критике вызвал роман Б. Рейман «Вступление в будни» (1961 г.), в котором писательница поставила задачу воздействия рабочего коллектива на молодое поколение, выросшее в послевоенных условиях и принимающее социальные достижения ГДР как нечто естественное, само собой разумеющееся. Рассказывая о молодой девушке и двух юношах, направленных после окончания школы на крупное промышленное предприятие, Б. Рейман показывает зарождение новых отношений между личностью и трудовым коллективом, сложный процесс, в ходе которого появляется дух коллективизма, уважение к труду, преодолевается юношеский эгоцентризм. В этом произведении, во многом ещё незрелом, читателей привлекала искренность, внутренняя убеждённость писательницы. Особенно удался в повести образ мастера Хамана -рабочего и наставника молодёжи, человека высоких нравственных качеств. В критике раздавались голоса, отрицавшие эстетическую ценность книги на том основании, что Б. Рейман обратилась в ней к «производственной тематике», к «рабочему человеку». Молодую писательницу поддержала А. Зегерс, решительно заявив о праве писателя выбирать материал для своих книг «из сферы производства». Выступление Зегерс имело большое значение для правильной ориентации литературы.
Союз писателей ГДР, собравшийся на свой
V съезд в мае 1961 г., прошёл под знаком повышенных требований к литературному творчеству, ещё раз подтвердил представление об искусстве «соцреализма» как высокохудожественном искусстве. Писательский форум подвёл итоги литературного развития первого десятилетия существования ГДР. С основным докла-
дом «О глубине и широте в литературе» на съезде выступила Зегерс. Отметив, что в определённые периоды развития литературы ГДР внимание было привлечено в большей мере к её широте, чем к глубине, она говорила о необходимости создания произведений подлинной эстетической ценности, в которых широта и глубина сочетались бы, не противореча, друг другу. Подчёркивалась главная мысль съезда - необходимость дальнейшего совершенствования писательского мастерства, подъёма художественного уровня. Первый период становления литературы ГДР закончился. Он принёс свои определённые плоды, подготовил условия для дальнейшего развития.
Немалые успехи были достигнуты художниками, стремившимися отобразить в живописи, графике и скульптуре преобразования, происходившие в жизни республики, показать духовные черты новых людей, строителей нового общества, героев труда и созидания. К примеру, художественные дрезденские выставки с этого времени становятся длительно действующими, привлекая сотни тысяч посетителей.
В традиционном для немецкой литературы жанре «романа воспитания», переосмысленном в свете современности, написаны книги Э. Штриттматтера «Чудодей» и Г. Иобста «Найдёныш». В 1960 г. удачно дебютировал большим социальным романом «Приключения Вернера Хольта» Д. Ноль. В. Бредель обнародовал 1-й том своего трёхтомного романа «Новая глава», посвящённого первым годам развития республики после второй мировой войны. С новыми произведениями выступили Г. Мархвица, Ф. Фюман, Б. Фелькнер и другие. Впоследствии стали говорить о существовании двух различных немецких культур
- западногерманской и культуры ГДР. Именно так -«Две культуры» - называлась статья в американском издании «Нью стейтсмен». [15]
В политическом плане Ульбрихт считал своим долгом официально быть всегда и во всём единым с советским руководством. К концу 50-х гг. в ГДР с немецкой основательностью учили русский язык, переводили и издавали советскую литературу, записывали большинство взрослого населения в отделения общества германо-советской дружбы. Неуклюжие лозунги и призывы всегда и во всём смотреть в рот «старшему брату» многими немцами воспринимались скептически.
Немалую роль в развитии культуры ГДР сыграла общественно-политическая организация «национальный фронт демократической Германии». Агитпункты, клубы, читальни, кинотеатры и телевизионные залы национального фронта превратились в настоящие очаги культуры не только в городах, но и в рабочих посёлках и деревнях.
Культура Восточной Германии росла и укреплялась в противостоянии с западной идеологией, с отдельными гражданами ГДР, несогласными с единовластием ЦК СЕПГ. Правящая партия и привилегированная интеллигенция дали в этот период твёрдый отпор попыткам проникновения некоммунистической идеологии из Западной Германии, проводили разъяс-
нительную и воспитательную работу с той частью мастеров культуры и интеллигенции, которая не всегда правильно понимала указания руководства СЕПГ и была с ними несогласная. Значительную роль в направлении деятелей культуры в их творчестве сыграли созванные по инициативе ЦК СЕПГ в 1957 и в 1960 гг. конференции по культуре, «биттерфельдский путь» в литературе и искусстве. Большое значение для развития культуры Восточной Германии имело расширение всех форм культурного сотрудничества с СССР, которое было активизировано после подписания 26 апреля 1956 г. соглашения между СССР и ГДР о культурном и научном сотрудничестве.
Имевшиеся успехи в культурной жизни республики создали условия для закрепления партийного руководства со стороны ЦК СЕПГ, его открытого и неявного вмешательства практически во все культурные процессы в ГДР.
В ночь с 13 на 14 августа 1961 г. по всему периметру границы Западного Берлина власти ГДР при поддержке СССР закрыли доступ в Западный Берлин и из него. Впоследствии здесь выросла Берлинская стена, просуществовавшая 28 лет. Это позволило обеспечить безопасность государственных границ ГДР и способствовало экономической и политической стабилизации Восточной Германии.
Свыше 40 тыс. граждан ГДР, которые во времена открытой границы работали в Западном Берлине, были включены в производственный процесс и культурную жизнь уже собственно в ГДР и её столице
- Восточном Берлине. Перемены коснулись и министерства культуры ГДР - в 1961 г. Г. Бентцин был назначен новым министром культуры.
В изменившихся условиях руководство СЕПГ придавало большое значение массовому увеличению сети клубов и домов культуры в городах и сёлах. В
1961 г. в ГДР действовали 1155 домов культуры и клубов, в которых было проведено свыше 420 тыс. разных мероприятий. На низовом уровне вопросами культуры занимались районные власти республики. Это вменялось в обязанности совета района, который определял все дела коммун. В его состав, как правило, входило 3 человека - бургомистр, сотрудница и секретарша. Подчас свои обязанности они выполняли формально.
В марте 1962 г. национальный совет национального фронта ГДР выпустил документ «Историческая задача ГДР и будущее Германии», в котором было объявлено, что ГДР и ФРГ не могут быть объединены.
Выдвинутая руководством СЕПГ задача «строительства развитого социалистического общества» в ГДР поставила и новые задачи в области культуры. 15-21 января 1963 г. в Берлине состоялся VI съезд СЕПГ. Съезд констатировал, что в стране победили новые производственные отношения и построены основы нового общества. Партия дала поручение государственной власти ГДР улучшить её хозяйственноорганизационную и культурно-воспитательную деятельность, совершенствовать руководство экономикой, наукой и культурой и шире развернуть народовластие граждан республики. В условиях закрытой
границы граждане ГДР быстро и во многом преуспели. Из Золушки социалистического лагеря ГДР быстро становилась его витриной, в ГДР начал расти свой патриотизм и государственная гордость.
Съезд СЕПГ постановил продолжать преобразования в области идеологии и культуры. Главным содержанием своей идеологической и культурной деятельности руководство СЕПГ считало повышение сознания всех граждан и достижение присущего в ГДР обществу высокого уровня образования и культуры.
VI съезд принял программу партии - план дальнейшего строительства нового социума в ГДР, определивший конкретные задачи СЕПГ на ближайший исторический период. В новой программе СЕПГ перед деятелями культуры была поставлена качественно новая задача - способствовать «духовному формированию человека социалистического общества и развитию социалистической культуры». [16. С. 134] Образование и культура должны были стать достоянием всех граждан. Они должны были позволить им овладеть современными производительными силами, чтобы использовать их для всё более полного удовлетворения общественных и культурных личных потребностей.
В связи с VI съездом СЕПГ творческие союзы ГДР провели определённую работу по смотру достижений различных отрядов художественной интеллигенции. С большим успехом прошли по стране вечера лирики молодых авторов.
Через два месяца после VI съезда состоялась встреча творческой интеллигенции с руководителями СЕПГ и правительства республики, на которой с большим докладом на тему «Партийность и народность литературы и искусства в ГДР» выступил член политбюро и секретарь ЦК СЕПГ К. Хагер. Основная идея доклада состояла в том, чтобы усилить влияние членов СЕПГ на беспартийных граждан республики, привлечь их к литературному и самодеятельному творчеству. Такого рода встречи и беседы проводились и в дальнейшем.
24-25 апреля 1964 г. в Биттерфельде была проведена конференция идеологической комиссии при политбюро ЦК СЕПГ и министерства культуры. Деятели искусства и писатели, участники коллективов художественной самодеятельности, сотрудники домов культуры и клубов, а также представители бригад рабочих и крестьян в промышленности и сельском хозяйстве обсудили конкретные задачи дальнейшего осуществления культурных преобразований в ГДР.
Конференция отметила положительные моменты культурной политики руководства СЕПГ, развития культуры и духовной жизни в ГДР. Под руководством правящей партии изменились отношения между рабочими и деятелями искусства. Доставшееся в наследство от прошлого непонимание между ними было, в основном, преодолено. Биттерфельдская конференция подтвердила, что культурная политика ЦК СЕПГ в соответствии с решениями VI съезда была направлена на дальнейшее формирование тесно связанной с народом немецкой национальной культуры. Она указала пути идейного углубления художественного творче-
ства и художественной самодеятельности. Конференция призвала к развитию новой культуры на основе марксистско-ленинских принципов.
Под давлением руководства СЕПГ многие деятели искусства и писатели стали уделять в своём творчестве больше внимания художественному воплощению образов рабочих, сознательных строителей нового общества на немецкой земле. Их произведения обогащали духовную и культурную жизнь, способствуя развитию нового образа жизни и мышления. В ходе этого процесса выросло новое поколение деятелей искусства.
Этим вопросам был посвящён VI съезд СЕПГ, в 1963 г. была проведена встреча членов политбюро ЦК СЕПГ и президиума совета министров ГДР с деятелями литературы и искусства. Однако, принятых мер оказалось недостаточно. Итогом подобных умонастроений стало постановление ЦК КПСС от 9 января 1965 г. «О некоторых мероприятиях по дальнейшему укреплению дружественных отношений между СССР и ГДР».
В дальнейшем подобное положение дел было несколько исправлено. Культурная политика СЕПГ, которая осуществлялась во взаимодействии с ССНМ, содействовала укреплению связей работающих граждан с искусством. В целом уровень культуры людей в республике повысился, возрос интерес к достижениям искусства и литературы. Подъёму культурного уровня, культурных и духовных потребностей граждан в значительной мере способствовало движение под лозунгом «Работать, учиться и жить по-социалистически». Секретариат ЦК СЕПГ дал в марте 1965 г. оценку уровня художественного народного творчества и определил меры по его дальнейшему развитию. Многие отделения СЕПГ и профсоюзные комитеты предприятий помогали коллективам и кружкам художественной самодеятельности, оказывая влияние, прежде всего, на усиление идейно-политического воздействия их творчества.
Коллективы художественной самодеятельности способствовали укреплению творческого содружества между профессиональными артистами и участниками художественной самодеятельности, благодаря чему повышался её уровень. Художественное творчество многих граждан на предприятиях, в учебных заведениях и в жилых районах, на селе стало важным элементом культурной жизни республики.
После мартовского (1965 г.) пленума ЦК СЕПГ, согласно его решениям был составлен проект перспективного плана культурно-идеологической работы правящей партии до 1970 года. Черновики планов после их обсуждения комиссиями министерства культуры республики были переданы для обсуждения всем заинтересованным гражданам ГДР. После полного изучения высказанных замечаний эти предварительные планы стали затем основой для разработки проектов дальнейших планов местными органами власти, заводами и фабриками, учреждениями культуры. К основным направлениям перспективных планов до 1970 г. в культурно-идеологической сфере были отнесены:
1) дальнейшее развитие художественной самодеятельности масс и участие их в кружках, секциях и в группах народного творчества; активизация участия трудящихся в культурной жизни предприятий, общин и жилых районов;
2) главная задача работы в клубах и домах культуры - пропаганда произведений искусства и литературы в целях развития новой личности;
3) в литературе и искусстве учёт новых достижений в области естественных наук и техники; обращать особое внимание на пропаганду лучших произведений литературы, музыки, театра, живописи и архитектуры в сельской местности;
4) улучшить планирование и руководство в области культуры;
5) домам культуры и клубам определить профиль работы, привлекать к работе в культурных учреждениях учителей школ, членов общества «урания», учёных, техников, агрономов, композиторов и музыкантов;
6) местные органы власти должны не только финансировать культурные государственные учреждения, но и руководить их культурно-политической деятельностью;
7) выполнение культурно-политических установок руководства СЕПГ должно быть согласовано с требованиями экономики и материальными возможностями.
11-й пленум ЦК СЕПГ в декабре 1965 г. обсудил вопросы идеологии и культуры. Он дал необходимую оценку усилившейся идеологической кампании ФРГ против ГДР. Используя концепции «деидеологизации» и «либерализации» восточногерманского социума, страны Запада стремились подорвать стабильность в Восточной Германии и поставить под сомнение все достижения в ГДР. Руководство СЕПГ выступило против любых попыток некоммунистического понимания роли культуры и искусства в республике и противопоставления деятелей искусства и писателей
- партии и власти. Опираясь на большинство лояльных деятелей культуры, ЦК СЕПГ сделал выводы относительно дальнейшей культурной политики партии. Подвергнув критике отдельные произведения кино, театра и литературы, руководство СЕПГ поставило одновременно новые задачи перед писателями, деятелями искусства, функционерами партии, государства, профсоюзов и других общественных организаций в области культуры - действовать методом «социалистического реализма». Художественное воплощение новых общественных процессов требовало от деятелей культуры чёткой партийной позиции, тесной связи с практикой жизни общества.
Таким образом, это собрание ЦК СЕПГ, которое было названо «пленумом сплошной рубки», вновь попыталось обозначить границы литературной свободы и превратилось фактически в суд над критически мыслящими писателями - нападкам на пленуме подвергся С. Гейм за «полностью ошибочное изложение» событий 17 июня 1953 г., которое он дал в романе «5 дней в июне», опубликованном в ФРГ - секретарь ЦК СЕПГ
Э. Хонеккер сделал вывод, что ряд теле- и радиопередач «фактически совпадают с линией противника распространять среди интеллигенции и молодёжи скептицизм и аморальность посредством так называемой либерализации». [17] Руководство СЕПГ выступило также против известного автора-исполнителя песен В. Бирмана.
Немного позднее, в апреле 1967 года, на VII съезде СЕПГ, была предпринята ещё одна попытка оживить «биттерфельдскую» культурную политику. Развитие культуры ГДР по «биттерфельдскому пути» было включено на съезде в официальную партийную программу. Требуемое, согласно «биттерфельдскому пути», объединение профессионального и любительского искусства привело к растущему сопротивлению со стороны некоторых видных деятелей культуры ГДР
- таких, как К. Вольф, С. Гейм и П. Хакс, а также к полемике об общественных задачах искусства. Особенно художники опасались усиления пропагандистских тенденций и вмешательства идеологического аппарата в дела свободного культурного творчества. В результате прокламируемое сотрудничество писателей и народных предприятий в 1960-е годы было достаточно ограниченным. Также и художники без особого воодушевления отправлялись создавать свои полотна на заводы и фабрики.
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Kulturkonferenz 1960. Protokoll. Berlin, 1960.
2. Freyer Friedrich Karl. Sozialistische Kulturarbeit auf dem Lande. Berlin, 1962.
3. Bildende Kunst. 1983. № 8.
4. Архив внешней политики РФ (АВП РФ). Ф. 742. Оп. 28. Дело №43. Папка 119, л. 103.
5. Genossenschaftsbauer. 30.01.1960.
6. Dokumente des 8. Parteitages der LDPD. 5-8 Juli, 1960. Weimar, 1960.
7. Wolf F. Aufsaetze 1945-1953. Berlin; Weimar, 1968.
8. Квицинский Ю. А. Время и случай. Заметки профессионала. М., 1999.
9. Правда.1959. 30 января.
10. Junge Schriftsteller der DDR in Selbstdarstellungen. Leipzig, 1965.
11. АВП РФ. Ф.742. Оп. 5. Пор. №65. Инв. №800. Папка 42. Л. 165.
12. АВП РФ. Ф.742. Оп. 5. Пор. №65. Инв. №800. Папка 42. Л. 165.
13. Штриттматтер Э. Литература сегодня. // Вопросы литературы. 1964. №5.
14. «Мечта о счастливом годе». М., 1959.
15. New statesmen. 1956. 6 октября.
16. Programm der Sozialistischen Einheitspartei Deutschlands. Berlin, 1963.
17. Neues Deutschland.1965. 26 декабря.