Научная статья на тему 'СЕПГ и культурные процессы в ГДР'

СЕПГ и культурные процессы в ГДР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
625
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСТОЧНАЯ ГЕРМАНИЯ / EAST GERMANY / КРЕНЦ / СЕПГ / SED / KRENZ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нефёдов Вячеслав Викторович

В статье анализируется политика СЕПГ, повлиявшая на культуру и развитие личности в ГДР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SED and Cultural Processes in the GDR

The article examines the policy of the SED that influenced culture and development of the individuality in the GDR

Текст научной работы на тему «СЕПГ и культурные процессы в ГДР»

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ

СЕПГ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ГДР

В. В. Нефёдов

Аннотация. В статье анализируется политика СЕПГ, повлиявшая на культуру и развитие личности в ГДР.

Ключевые слова: Восточная Германия, Кренц, СЕПГ.

Summary. The article examines the policy of the SED that influenced culture and development of the individuality in the GDR.

Keywords: East Germany, Krenz, SED.

234

Данная статья освещает один из драматических периодов новейшей истории Германской Демократической Республики, которая сама уже вошла в историю и более не существует на политической карте мира. Автор попытался провести анализ событий, случившихся в этой стране в период после празднования 40-летнего юбилея ее образования и вплоть до отстранения от власти много лет находившейся у руля правления партии СЕПГ. Автор делает попытку выяснить, были ли эти события фатально неизбежными, и можно ли было сохранить государственность ГДР. Актуальность статьи заключается в том, что в современной исторической науке проблематикой ГДР занимается незначительное число ученых-германистов, а культурная история этого государства до сих пор остается своеобразной лакуной в общей проблематике исследований ГДР.

...9 октября 1989 года в газете ЦК ССНМ «Юнге вельт» было опубликовано открытое письмо президента Союза писателей ГДР Германа Канта. Последние строки этого письма заста-

вили читателей задуматься. Г. Кант писал: «Много недель назад проводился опрос. Требовалось одной фразой сказать, что ты считаешь лучшим в ГДР. Я хорошо помню свой ответ на этот вопрос, тем более что я сформулировал его в одной фразе, которую вряд ли можно сократить. „То, что она есть", - сказал я тогда. Если бы теперь меня спросили, что я считаю худшим в ГДР, я бы, наверное, ответил: „То, что она есть такая, как сейчас"» [1]. Полагаю, что последовавшие за этим события можно считать своеобразным рефреном к письму Канта.

18 октября 1989 г. на пленуме ЦК СЕПГ состоялась отставка Хонеккера с поста партийного лидера. Последним Генеральным секретарем ЦК СЕПГ был назначен Эгон Кренц, считавший необходимым смену партийной программы, выработанной еще в 1976 г. На этом пленуме Кренц подчеркнул тезис о том, что социалистическая ГДР была и остается суверенной страной [2]. Позднее Э. Кренц писал, что «планируемый на 1990 г. XII съезд партии следует подготовить честным общенародным обсуждени-

Преподаватель XX

1 / 2012

Исторические науки

ем, которое должно охватить все темы: социальная защищенность и справедливость, принцип оплаты по труду, ценовая политика, общественные и личные свободы, социалистическая демократия, коллективность и индивидуальность, солидарность поколений, любовь к родине и интернационализм» [3, с. 79]. Заметим, что в 1990 г. этому съезду партии уже не суждено было состоялся в ГДР.

27 октября 1989 г. Кренц встретился с первыми секретарями окружных комитетов СЕПГ. Всего на совещании выступило 8 окружных секретарей. В общей тенденции никаких расхождений не было. Процесс обновления, по их мнению, шел слишком медленно. СЕПГ оказалась не подготовлена к этому перелому в обществе. Ставилась под сомнение ее ведущая роль в республике. Люди высказывали недоверие к искренности СЕПГ и ее способности к повороту, к ЦК, к легитимности народных представителей, требовали отмены всех форм духовной опеки [4].

Сразу же после этого собрания Кренц получил письмо от министра народного образования ГДР Маргот Хонеккер, супруги ушедшего в отставку Эриха Хонеккера. Почти 20 лет Кренц и М. Хонеккер дружески сотрудничали. Но их отношения были омрачены с тех пор, когда она возложила на ССНМ, которым ранее руководил Кренц, ответственность за многие недостатки в школах, хотя они, в сущности, относились к компетенции системы народного образования. Попытка М. Хонеккер провести с Педагогическим конгрессом в июне 1989 г. что-то вроде съезда СЕПГ по народному образованию не привела к улучшению политической атмосферы. Напротив,

тогда многие расценили этот конгресс как насмешку над педагогами.

Вскоре после этого письма Кренц удовлетворил просьбу М. Хонеккер об ее отставке с поста министра. Президент США Дж Буш заявил на пресс-конференции 7 ноября 1989 г.: «То, что Кренц сказал о политических реформах, звучит воодушевляющее и противоречит прежним оценкам. Он твердо держится своей линии» [5]. 7 ноября 1989 г. Э. Кренц предложил создать комиссию политбюро ЦК СЕПГ по вопросам культуры. Руководить ею должен Клаус Хепке. Также планировалось создать комиссию по вопросам науки и образования во главе с Грегором Ширмером. Планировалось, что председатели обеих комиссий могли бы в будущем участвовать в заседаниях политбюро и секретариата, хотя они и не входили в состав ЦК. Однако канцлер ФРГ Коль уже тогда позволял себе прямо вмешиваться в дела Восточной Германии.

8 ноября 1989 г. на Х пленуме ЦК СЕПГ Э. Кренц вполне объективно заявил, что «недооценка индивидуальности и компетентности в профессиональной и общественной деятельности часто приводила к игнорированию духовного богатства и губила творческое отношение» [3; с. 263]. Тогда же Кренц признал для себя, что «с нашей стороны подход к инакомыслящим осложняло сочетание неуверенности и высокомерия» [там же].

9 ноября 1989 г. в «Нойес Дойч-ланд» было опубликовано воззвание Кристы Вольф к отъезжающим из ГДР на Запад: «Что же мы можем вам обещать? Нелегкую, но полезную и интересную жизнь» [6].

Этот призыв известной писательницы поддержали и подписали: от

295

1 / 2012

Преподаватель XXI

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ

296

«Нового форума» Бербель Болей, от «Демократического прорыва» Эрхард Нойберт, от Социал-демократической партии Ута Форстхауэр, от «Демократии» Ганс-Юрген Фшибек, от «Инициативы за мир и права человека» Герхард Попе, а также такие известные деятели культуры республики, как Фолькер Браун, Рут Бергхаус, Кристоф Хайн, Штефан Гейм и Курт Мазур.

Хотя до конца 1980-х гг. в ГДР никаких массовых выступлений не было, восточногерманское население так полностью и не адаптировалось к режиму ЦК СЕПГ. Политика «перестройки» и гласности в СССР подорвали основу существования правящего режима руководства СЕПГ. Восточногерманские лидеры рано осознали потенциальную опасность и отказались от «перестройки» в Восточной Германии. Но руководство СЕПГ не могло утаить от граждан ГДР информацию об изменениях в других странах советского блока. Передачи западногерманского телевидения, которые жители ГДР смотрели значительно чаще, чем восточногерманскую телепродукцию, широко освещали не всегда удачный ход преобразований в СССР.

В конце 1989 г. народное недовольство вылилось в демонстрации протеста в самой ГДР. «Демонстрации по понедельникам» быстро стали традиционными; сотни тысяч людей выходили на улицы крупных городов ГДР (наиболее массовые выступления состоялись в Лейпциге) с требованиями политической либерализации. Руководство ГДР разделилось по вопросу о том, как поступать с недовольными; кроме того, стало ясно, что оно теперь было предоставлено само себе. Хонеккер, только что оправившийся от серьезной операции, выступил за

применение силовых методов в отношении протестующих. Но большинство членов политбюро СЕПГ были не согласны с его мнением.

Новое руководство СЕПГ попыталось стабилизировать ситуацию, пойдя навстречу некоторым особенно распространенным требованиям демонстрантов: было предоставлено право на свободный выезд из страны и провозглашены свободные выборы. Как известно, эти шаги оказались недостаточными, и Кренц, пробыв на посту главы партии 46 дней, ушел в отставку. В изменившихся политических условиях новое руководство СЕПГ уже не смогло сдержать распада своей партии. За два последних месяца 1989 г. из нее вышло около половины членов (900 тыс. из 2 млн. человек). Народной палатой ГДР было принято решение изъять из конституции положение «О руководящей роли рабочего класса и его марксистско-ленинской партии в жизни страны». Состоявшийся в середине декабря 1989 г. чрезвычайный съезд СЕПГ осудил бюрократические методы прежнего руководства партии, факты злоупотребления властью, коррупции и личного обогащения. Съезд избрал новое партийное руководство: из прежнего состава ЦК в новое правление партии (101 человек) вошло всего три человека. Изменилось и название партии - она стала именоваться «Социалистическая единая партия Германии - Партия демократического социализма». Однако вскоре первая часть названия вышла из широкого употребления. Председателем партии стал Г. Гизи - юрист по профессии, защищавший в эпоху Хо-неккера нескольких восточногерманских диссидентов и объявивший о коренной перестройке в партии.

Преподаватель XX

1 / 2012

Исторические науки

В течение 1990 г. СЕПГ, а затем ПДС практически уже не определяли культурную политику в Восточной Германии. Творческие союзы были предоставлены самим себе. Данный съезд СЕПГ-ПДС провозгласил программной целью партии «демократический социализм». В заявлениях съезда отдельно отмечалось, что СЕПГ-ПДС не является больше «классовой партией» и открыта для всех, кто стремится к обществу социальной справедливости. Вслед за реорганизацией СЕПГ-ПДС произошли другие важные перемены в политической жизни ГДР. Были созданы новые партии и организации, заявившие о своем намерении бороться за места в будущем парламенте страны. Большую активность проявляли Социал-демократическая партия, а также организации «Новый форум», «Демократическое пробуждение», «Объединение левых», «Инициатива за мир и права человека» и другие.

В развернувшейся предвыборной борьбе четыре бывших союзника СЕПГ (ПДС) - Христианско-демокра-ти че ский союз, Либерально-демокра-ти че ская партия, Национально-демократическая партия и Демократическая крестьянская партия - объявили о своем выходе из Национального фронта ГДР и из союза с бывшей правящей партией. Основными пунктами программ данных партий стал отказ от пути развития ГДР как государства с центрально планируемой экономикой, а также курс на воссоединение с ФРГ. Все оппозиционные к СЕПГ

(ПДС) партии пользовались активной поддержкой со стороны политических и государственных учреждений Западной Германии. Ведущие деятели ФРГ, включая канцлера Г. Коля, принимали прямое участие в митингах и демонстрациях, проводившихся на территории ГДР.

Таким образом, к осени 1989 г. в Восточной Германии, равно как и в некоторых других странах просоветского блока, произошла так называемая «бархатная революция», приведшая к смене руководства ГДР. Впоследствии эти действия привели к объединению Германии. Анализируя указанные процессы, можно сделать двоякий вывод: с одной стороны, эти события вовсе не были фатально неизбежными и вполне можно было сохранить государственность ГДР, реформируя имевшуюся социалистическую систему; с другой стороны, сдача позиций СССР в Восточной Германии, мощный прессинг со стороны Запада в целом и со стороны ФРГ в особенности, привели к тому, что культурные процессы в ГДР были прерваны, а республика вошла в состав единой Германии.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Junge Welt. - 9.10.1989.

2. Neues Deutschland. - 19.10.1989.

3. Кренц Э. Осень 1989 года. - М., 2009.

4. Neues Deutschland. - 28.10.1989.

5. Neues Deutschland. - 8.11.1989.

6. Neues Deutschland. - 9.11.1989. ■

237

1 / 2012 Преподаватель |_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.