помогали им в борьбе с бюрократической волокитой, работали над устранением недостатков на производстве и его рациональным совершенствованием, поскольку многие из них являлись выходцами из среды инженерно-технической интеллигенции.
Институты КПК оказали заметное воздействие на внутрипартийный климат, проведя частичные, адресные реабилитации бывших членов ВКП(б) из числа «пассивных» и «механически выбывших». Играя роль своеобразного «амортизатора» чисток, они создали предпосылки для будущего обновления кадрового состава партийной организации. В то же время контрольно-репрессивная функция всегда оставалась в их деятельности доминирующей, соответствуя требованиям жесткой линии «политической целесообразности» и отражая противоречия сталинского времени.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шпионам и изменникам родины нет и не будет пощады: сб. ст. М., 1937.
2. Лубянка. Сталин и Главное управление госбезопасности НКВД. Архив Сталина. Док. высш. ор-
ганов парт. и гос. власти. 1937-1938 / под ред. академика А. Н. Яковлева. М, 2004.
3. Рос. гос. архив социал.-полит. истории (РГАСПИ).
4. Хлевнюк О. В., Горлицкий Й. Холодный мир: Сталин и завершение сталинской диктатуры. М., 2011.
5. Гос. архив Ивановской обл. (ГАИО).
6. Центр документации новейшей истории Ярославской области (ЦДНИ ЯО).
7. Призыв. 1937. (Владимир, изд. с 1917 г.)
8. Сев. рабочий. 1937. (Ярославль, изд. с 1917 г.)
9. Хлевнюк О. В. Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры. М., 2010.
10. Материалы февральско-мартовского пленума ЦК ВКП(б) 1937 // Вопр. истории. 1995. № 11-12.
11. Рабочий край. 1937. (Иваново, изд. с 1917 г.)
12. Гос. архив новейшей истории Костромской обл. (ГАНИКО).
13. Верой и правдой. ФСБ: страницы истории. Ярославль, 2001.
14. Материалы к отчету Обкома ВКП(б) V областной партконференции. Иваново, 1937.
К ВОПРОСУ О КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКЕ СЕПГ В ВОСТОЧНОЙ ГЕРМАНИИ
ON THE PROBLEM OF THE CULTURAL POLICY OF THE SOCIALIST UNITY PARTY IN EAST GERMANY
В. В. Нефёдов
В статье анализируется культурная политика Социалистической единой партии Германии (СЕПГ), влиявшая на общество в Германской Демократической Республике (ГДР).
Ключевые слова: развитие личности, Восточная Германия, социализм.
V. V. Nefedov
The article presents the analysis of the cultural policy of the Socialist Unity Party of Germany (Sozialistische Einheitspartei Deutschlands, SED) which influenced the society of the German Democratic Republic (GDR).
Keywords: personality development, East Germany, socialism.
Писатель из Восточной Германии Г. Кант писал, что «история - это часть жизни, она не умирает. И мы должны осознавать ее, если хотим сохранить ясность сознания» [1]. Опыт изучения руководства СЕПГ культурными процессами в ГДР как составной части коллективного опыта стран просоветского блока в осуществлении культурной политики правящими партиями этих государств особенно важен для стран Европейского союза, так как эта часть Германии была исключена из единой теперь ФРГ и развивалась автономно, не учитывая особенностей западной общества и его идеологии.
После мая 1945 г. в период преобразований в Восточной Германии в области культуры были решены следующие задачи:
1) преодоление в сознании людей нацистской идеологии;
2) коренная реформа народного образования;
3) уничтожение привилегий в области культуры;
4) централизация и расширение сети культурных учреждений;
5) ориентация деятелей культуры на союз с людьми труда;
6) перевоспитание старой интеллигенции и начало формирования просоветской интеллигенции;
7) создание возможностей для развития литературы и издательского дела, кино и театра, радио и музыки, прикладного и изобразительного искусства, культурно-массовой работы и народного творчества.
Послевоенный раскол Германии привел к тому, что немецкой нации были предложены две альтернативные концепции государственного развития, каждая из которых была направлена на избавление немцев от претензии на особый путь в истории. Перед западными и восточными немцами стояла задача обретения новой национальной идентичности через принятие и освоение западной или коммунистической модели.
Основным содержанием начального этапа культурных преобразований в ГДР была борьба за создание культуры нового социума и внедрение метода «соцреализма»; воспитание мыслящих и действующих людей; осуществление более тесной связи деятелей культуры и искусства с жизнью.
Формирование и развитие культуры ГДР имело свои особенности:
1. Культурная политика руководства СЕПГ начинала складываться в условиях созданной на руинах высокоиндустриальной и в то же время имевшей пережитки нацистского прошлого страны.
2. Осуществление культурных преобразований в ГДР облегчалось грамотностью населения и наличием кадров интеллигенции. Но, с другой стороны, это и осложняло задачу, так как при нацистском господстве интеллигенция в основной своей массе идеологически была нацелена против людей труда. Церковь, школы, СМИ, театры оказывали при Гитлере определенное влияние на идеологическое воспитание немецкого народа.
3. Нацизм нанес значительный ущерб немецкой культуре, отравил сознание людей, поэтому созидание новой культуры начиналось с борьбы против остатков нацистской идеологии, за возрождение немецкой гуманистической культуры и собирание культурных сил на службу Советскому Союзу.
4. Приступая к формированию собственной концепции культуры, руководство СЕПГ имело возможность использовать опыт культурного строительства в СССР. Значительную помощь в становлении культуры нового социума в Восточной Германии оказала Советская военная администрация и Союзная контрольная комиссия в Германии.
5. Одна из особенностей культурных преобразований ГДР состояла в том, что они происходили в условиях параллельного существования ГДР и ФРГ - государств с разными государственными идеологиями. В условиях противостояния с идеологическим влиянием с Запада, с несогласными гражданами самой ГДР в республике повсеместно внедрялось марксистско-ленинское мировоззрение для всех ее жителей. По мере укрепления позиций СЕПГ в качестве правящей партии в Восточной Германии сложились новые нормы общественной и личной жизни, велась борьба за преодоление остатков западной идеологии, морали и поведения, против всех инакомыслящих. Попытки идеологов Западной Германии пропагандировать идею о «немецкой нации, единой в культурном отношении», оставить культурную составляющую в виде «крыши» над двумя германскими государствами, входившими
в зоны влияния СССР и США, вызывали немедленную реакцию со стороны ГДР. С установлением «рабоче-крестьянской власти» и «строительством социалистического общества» в ГДР проповедовали с подачи СССР тезис о «социалистической немецкой нации».
6. Развитие культурных процессов в ГДР происходило в условиях формального наличия многопартийной системы. Политика руководства СЕПГ в области культуры обычно находила поддержку у всех системных партий и других организаций республики, объединенных в Национальном фронте ГДР.
7. После начала «перестройки» в СССР руководство КПСС стало меньше уделять внимание процессам, происходившим в ГДР, после чего СЕПГ была отстранена от власти в республике, а вопрос о единстве Германии должен был решиться в Восточном Берлине - в руки правящих властей в столице ГДР был вложен ключ от единого немецкого государства.
8. После отставки Хонеккера руководство СЕПГ, а затем и ПДС в 1989-1990 гг. культурной политике в ГДР практически не уделяли прежнего внимания.
Анализ истории развития культуры ГДР показывает, что в 1940-1950-е гг. руководящую роль в процессе формирования культурного пространства республики ЦК СЕПГ выполнял хоть и единолично, но с оглядкой на руководство ЦК КПСС и Советского Союза. СЕПГ, направлявшая процесс развития культуры в соответствии с догматическим пониманием учения марксизма-ленинизма, специально не выделяла культурную политику, а считала ее составной частью своей политической деятельности.
Основой руководящей роли СЕПГ в области культуры было то центральное положение, которое любой работавший человек занимал в странах советского блока. Руководствуясь положениями марксистско-ленинской теории о главенствующей роли правящей партии в области культуры, руководство СЕПГ определяло цели культурной жизни и намечало перспективы развития культуры на своих съездах. Оно осуществляло организационную работу для решения поставленных задач, обеспечивало подбор и расстановку кадров, активно вмешивалось в деятельность других системных партий, разрешенных в ГДР, создавало учреждения культуры, идеологические и материальные условия для ее развития.
Преобразования в просоветском духе требовали от граждан ГДР постоянного повышения их общеобразовательного и культурного уровня для активного участия в новой жизни после победы над нацизмом. Это вызвало необходимость совершенствования среднего и высшего образования, совершенствования преподавания, роста идейно-теоретического и научно-методического уровня педагогических кадров, активизации художественной самодеятельности и нашло свое отражение во второй реформе высшей школы, законе о среднем образовании, появлении «сельских академий», сельских клубов, развертывания культурной работы на предприятиях, сельскохозяйственных производственных кооперативах и по месту жительства. Граждане ГДР стали не только объек-
том, но и субъектом культуры. Также в данный период, по мнению ученого В. А. Власова, «как в Советской России, так и за ее рубежами острые дискуссии вызывал вопрос о политизации школы» [2].
В продолжение этих процессов в 1960-1970-е гг. главное внимание руководства СЕПГ было обращено: на культуру труда, разумную организацию свободного времени, культуру отношений между людьми, культурно-эстетическое образование и воспитание граждан республики, подъем культурного уровня жителей сельской местности, усиление роли литературы и искусства в жизни общества, на охрану окружающей среды, повышение ответственности партийных органов за развитие культуры.
В ГДР были устранены противоположности в области культуры, свойственные западному обществу, преодолевались различия в культурной жизни города и села, устранялись различия в культурном уровне интеллигенции и других слоев общества.
В культуре Восточной Германии нашла свое достойное место немецкая культура прошлого, развивалась культура единственного этнического славянского национального меньшинства республики - лужицких сербов. Сохранение гуманистического наследия национальной и мировой культуры включало в себя борьбу против искажения культурного наследия, за приумножение всего позитивного, что было сделано ранее в культуре ГДР.
В 1970-1980-е гг., когда ГДР получила международно-дипломатическое признание, а давление извне, прежде всего со стороны Западной Германии, при канцлере В. Брандте несколько ослабло, то есть когда Восточной Германии не мешали самостоятельно жить и развиваться, а во главе СЕПГ и республики встал Хонеккер (не такой догматик, как Ульбрихт), появилось чувство гордости у граждан ГДР и понятие «восточногерманский патриотизм». ГДР смогла добиться многих успехов. Вследствие этого, после ухода Брандта с поста канцлера ФРГ, особенно после возвращения в Бонне к власти в ФРГ ХДС-ХСС во главе с Г. Колем, нажим и натиск на ГДР вновь усилился.
В 1980-е гг. руководство СЕПГ обращало внимание на расширение культурных связей с СССР и странами Восточного блока, также охотно шло на контакты с западными немцами (Хонеккер даже посетил Западную Германию с официальным визитом в 1987 г.). Возросла гордость граждан ГДР за свою республику, включая появление «восточногерманского патриотизма». В то же время ЦК СЕПГ не всегда держал руку на пульсе времени, вследствие чего у граждан ГДР появилось понятие «внутренней эмиграции»: будучи у себя дома, они охотно смотрели и слушали телевидение и радио Западной Германии.
Горбачев вовсе не стремился к установлению на востоке Германии свободной парламентской демократии и воссоединению обеих частей страны. Он хотел лишь до-
биться «обновленного социализма». В русле новых процессов возникла общественная динамика, после которой не было во власти и самого Горбачева. Он для Германии сыграл очень позитивную роль, но результата ожидал совсем иного, нежели получил в действительности, ведь в 1985 г. Горбачев занял пост генерального секретаря ЦК КПСС не для того, чтобы объединять Германию, а чтобы спасти социализм.
Руководство СЕПГ выступало против попыток западных идеологов считать ФРГ единственной наследницей культурного немецкого наследия, против теорий отрицания культуры прошлого как «эксплуататорской». Бережное отношение к традициям исходило из общего понимания проблем к усвоению культурного наследия.
Большое внимание в ГДР уделялось выявлению действительного соотношения традиций и современности. В 1970-1980-е гг. осуществление духовного единства наследия и традиций с современными культурными процессами во время правления Э. Хонеккера оставалось основой культурной политики ГДР.
Руководство СЕПГ, держа под контролем политику в области официальной культуры, на каждом этапе развития страны исходило из «общих закономерностей социалистического строительства» и особенностей их проявления в ГДР, конкретных условий внутреннего и внешнего положения республики, расстановки сил на международной арене. Формирование культуры ГДР на различных этапах ее существования на протяжении 40 лет происходило в тесной связи с решением социальных, экономических и международных проблем. Позитивный опыт, накопленный в республике в области образования и воспитания подрастающего поколения использовался за ее пределами, к примеру, в Финляндии, странах африканского континента и Латинской Америки.
Немецкая национальная культура в ГДР развивалась как составная часть культуры стран Восточного блока. Сотрудничество с этими странами, в первую очередь с СССР, относительно благоприятно сказывалось на достижениях культуры ГДР, способствовало взаимообогащению культур народов данных государств. Успехи в развитии культуры ГДР оказывали определенное идеологическое воздействие на культуру ФРГ. Разносторонняя практическая деятельность по развитию культуры ГДР проходила в условиях непрерывной работы со стороны руководства СЕПГ, связанной с вопросами культурного строительства, обобщения накопившегося опыта развития культуры в условиях противостояния с западной идеологией.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кант Г. Объяснимое чудо. М., 1982. С. 11.
2. Власов В. А. Школа и общество. Пенза, 1997.
С. 192.