2009.02.033. МЕЛЕРТ У. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ГДР. MÄHLERT U. Krótka historia NRD / Centrum studiów niem. i europ. im Willy Brandta uniw. Wroclawskiego. - Wroclaw: Wydaw. uniw. Wroclawskiego, 2007. - 152 s. - (Acta univ. Wratislaviensis; N 2944). -Bibliogr.: s. 137-149.
Ключевые слова: ГДР, 1949-1990 гг., история.
В монографии специалиста по истории ГДР, референта Фонда исследований диктатуры СЕПГ в Берлине Ульриха Мелерта, изданной в Центре германских и европейских исследований Вроц-лавского университета, рассматривается история Германской Демократической Республики от ее образования в 1949 г. до объединения с Федеративной Республикой Германия в 1990 г. и создания единого германского государства. Разбирается также предыстория образования ГДР. Автор задается вопросом, была ли ГДР «лишь эпизодом, "припиской" в истории образовавшегося в 1871 г. немецкого национального государства, которую после 1949 г. почти непрерывно продолжила Федеративная Республика Германии» (с. 7).
Книга написана на основе разнообразных источников и литературы и состоит из шести глав. Первая глава («Путь к диктатуре») посвящена событиям от окончания Второй мировой войны до образования ГДР и установления в ней диктатуры Социалистической единой партии Германии (СЕПГ). После окончания войны и падения Третьего рейха в Восточной Германии развернулся процесс демократизации, были проведены соответствующие преобразования. Это привело к созданию нового социалистического государства, что случилось после визита делегации СЕПГ в Москву в сентябре 1949 г. Как утверждает автор, в 1945 г. «невозможно было предвидеть такое развитие ситуации» (с. 11). 27 сентября 1949 г. И.В. Сталин передал делегации СЕПГ, ожидавшей его решения 10 дней, свое личное согласие на создание ГДР. После этого события стали разворачиваться стремительно. Лидеры социалистов не только создали ГДР 7 октября 1949 г., но и перенесли парламентские выборы на 1950 г. Проведение в жизнь подобных решений было ничем не затруднено из-за того, что должности министров и вице-министров были гарантированы социалистам. Создание демократии под контролем СЕПГ произошло без участия общественного
мнения. В ноябре 1949 г. самозванный парламент избрал одного из основателей СЕПГ О. Гротеволя премьер-министром, а другого основателя партии В. Пика - президентом ГДР. Так произошло создание нового «рабоче-крестьянского государства», пишет автор (с. 40).
Во второй главе («ГДР в 1950-е годы») анализируется политическое развитие молодой Германской Демократической Республики. В 1950-х годах в ГДР формально существовала многопартийная система, но на деле решающее слово было за партией СЕПГ. В 1950 г. генеральным секретарем ЦК СЕПГ стал В. Ульбрихт. Аппарат СЕПГ играл определяющую роль во всех эшелонах власти. За короткое время все общественные и экономические структуры, вся политическая культура ГДР были преобразованы по советскому образцу. Ничего не меняло существование различных политических партий, так как все партии, кроме СЕПГ, «ничем не отличались от массовых организаций» (с. 43).
И.В. Сталин признал создание ГДР «поворотом в истории Европы», при котором сосуществование стремящихся к миру СССР и ГДР «исключает возможность новых войн в Европе...» (с. 44). Раздел страны на 15 административных округов сделал возможным дальнейшую централизацию политической системы, а также реорганизацию партийного и государственного аппарата, которой сопутствовала «чистка» личного состава. Особое значение должно было обрести вооружение ГДР и идеологическая борьба с широкими слоями общества. Средством борьбы стали репрессии. Экономика страны развивалась на основе пятилетних планов. Изменилось отношение к представителям средних слоев общества, вынужденным работать на смешанных предприятиях с участием государства. 17 июня 1953 г. в ответ на политику властей в более чем 250 городах ГДР прошли стачки и демонстрации. Звучали экономические требования, требования демократии, единства и свободных выборов. После этого руководство ГДР вынуждено было начать проводить «новый курс», который выразился в том, что власть стала избегать конфронтаций с народом и проводила более завуалированную политику. А подъем уровня жизни и политическая «оттепель» должны были «успокоить взбудораженное общество и, возможно, в конечном итоге нейтрализовать его» (с. 57).
Третья глава («1960-е годы - консолидация в тени Стены») посвящена созданию Берлинской стены и его последствиям. 13 ав-
густа 1961 г. в полицию Западного Берлина начали поступать сведения об огораживании восточной части города. В течение нескольких дней была сооружена мощная стена, разделившая Берлин на две части. А для того чтобы жители Восточного Берлина не переходили в его западную часть, партийное руководство приняло решение создать пограничный смертоносный барьер. В пограничной зоне за время существования стены погибло около 700 человек. Создание Берлинской стены было важным событием в истории ГДР. Оставшиеся там жители «вынуждены были приспосабливаться к существовавшей системе» (с. 73).
Социально-экономические преобразования в ГДР осуществлялись недостаточно решительно и последовательно из-за сохранения командно-административной системы и сложных отношений с ФРГ и Западным Берлином. В политической сфере и культуре наметилась демократизация. Однако в 1965 г., когда Л. Брежнев объявил, что десталинизация закончилась, во всем советском блоке оживились догматические силы. В руководстве СЕПГ появилось мнение, что либерализация в ГДР зашла слишком далеко. Это сопровождалось критикой заимствованной на Западе молодежной культуры, которая подрывала «социалистическую мораль» (с. 77).
Отличительной чертой 1960-х годов была «попытка освобождения продуктивных сил «научно-технической революции» и их использования для общества, а особенно для экономики» (с. 79). В 1965 г. была проведена реформа системы образования, призванная гарантировать всем жителям ГДР право на образование и увеличить практическое значение высшего образования. В то время руководству страны удалось несколько повысить уровень жизни граждан, увеличить оборот розничной торговли и сделать так, чтобы «фотоаппараты, холодильники и стиральные машины не были недоступным благом» (с. 80).
Четвертая глава («1970-е годы - эра Хонеккера») посвящена политическому и социально-экономическому развитию ГДР в период деятельности Эриха Хонеккера на посту первого (с 1976 г. -генерального) секретаря ЦК СЕПГ, председателя Государственного совета ГДР и председателя национального совета обороны. В 1971 г. Э. Хонеккер стал первым секретарем ЦК СЕПГ. Назначение Хо-неккера было связано с тем, что политика его предшественника Ульбрихта по строительству «национально окрашенного социа-
лизма» не нравилась советским лидерам. Этому назначению отвечала цель тайной миссии члена Политбюро ЦК СЕПГ В. Ламберца, который в апреле 1971 г. в обстановке строжайшей секретности выступил перед советскими военными чинами с политическим докладом об обстановке в ГДР. Вероятно, он встречался и с представителями советских верхов, поскольку после возвращения из Москвы дал понять, что «все прошло успешно и решение принято» (с. 83). Речь шла о смещении Ульбрихта и назначении на его место Хонеккера.
На VIII съезде СЕПГ в июне 1971 г. Э. Хонеккер главной задачей партии назвал «дальнейшее повышение материального и культурного уровня жизни нации» (с. 86). Курс партии в целом не изменился, а официальная пропаганда постоянно подчеркивала, что ГДР необходимо учиться у СССР, с которым она состоит в нерушимом союзе, и повторяла старый тезис о классовой борьбе. Тем не менее большинство жителей ГДР черпали оптимизм прежде всего из девиза «Немцы за одним столом», появившегося после создания в Бонне в 1966 г. большой коалиции и улучшения отношения ФРГ к ГДР и Восточной Европе в целом. Но курс федерального канцлера ФРГ В. Брандта на улучшение отношений с ГДР был с беспокойством воспринят руководством СЕПГ, а надеждам жителей ГДР на объединение Германии в то время не суждено было сбыться. Но руководство партии ощущало давление со стороны общества. В результате в 1966-1972 гг. для жителей Западного Берлина практически закрылся переход в его восточную часть. Но с подписанием Э. Хонеккером Заключительного акта Совещания в Хельсинки в 1975 г., по которому СЕПГ обязалась соблюдать права человека, ситуация улучшилась. Многие немцы получили возможность не только переходить и переселяться из одной части Берлина в другую, но и почти свободно выезжать за границу. Автор отмечает, что ни партия, ни органы безопасности «ничего не могли в данном случае изменить...» (с. 95).
Пятая глава («Последняя декада») посвящена развитию ГДР в 1979-1989 гг. После 30 лет существования ГДР стало очевидным, что ни в одной другой стране советского блока нет такого высокого уровня жизни. В 1979 г. каждая третья семья в ГДР имела автомобиль, 90% жителей имели телевизоры, почти в каждом доме был холодильник. Страна могла конкурировать с западноевропейскими
промышленными государствами. Положительные результаты принесла программа строительства жилья. Государство «инвестировало большие средства в сферу здравоохранения и образование» (с. 96).
Несмотря на это, в обществе росло недовольство отсутствием демократии и диктатом партии. К тому же в начале 1980-х годов экономика ГДР находилась на пороге кризиса. Некоторые товары стали дефицитными, а автомобилей, цветных телевизоров и стиральных машин приходилось ждать в порядке очереди много лет. Плановая экономика исчерпала себя, и только западные кредиты какое-то время помогали ей существовать. Старания руководства СЕПГ удержать власть не принесли ощутимых результатов. С 1989 г. начала формироваться политическая оппозиция. В том же году в период выборов в городские органы власти выявились неформальные политические объединения, появившиеся в предшествующие годы. В центре их внимания были такие проблемы, как права человека и плюрализм. В этой непростой ситуации руководство СЕПГ было склонно разрешить свободные выборы. Впервые за много лет правящая партия получила менее 99% голосов, но и «эта цифра была, как и в прежние годы, сфальсифицирована» (с. 112).
В шестой главе («Дорога к немецкому единству») рассматривается путь ГДР от падения диктатуры СЕПГ в конце 1989 г. до ее объединения с ФРГ в октябре 1990 г. В течение нескольких недель в конце 1989 г. СЕПГ постепенно потеряла власть. 1 декабря из конституции был убран тезис о ее «руководящей роли». К тому времени партийная верхушка утратила контроль над рядовыми членами партии, которые были возмущены материальными привилегиями ее лидеров, коррупцией. Они все чаще выходили из партии, и в начале декабря 1989 г. СЕПГ потеряла сразу 600 000 членов. Партийные «низы» все громче требовали замены всего руководства, что и произошло 3 декабря 1989 г. А в городах и селах проводились «круглые столы» с участием различных партий для контроля над местными органами власти. Берлинская стена утратила свое значение, и многие жители ГДР побывали в ФРГ и Западном Берлине. Их реакция на увиденный мир свидетельствовала о том, что «общество страны между Одером и Эльбой быстро потеряло интерес к "другой", реформированной ГДР» (с. 123).
18 марта 1990 г. прошли выборы в Народную палату ГДР, в результате которых СЕПГ была полностью оттеснена от руково-
дства страной и стала оппозиционной партией. Большой процент голосов получили христианские демократы, которых поддерживала одноименная партия из ФРГ. Автор полагает, что результаты выборов в Народную палату «были вотумом доверия для объединения ГДР с Федеративной Республикой» (с. 126). 23 августа 1990 г. Народная палата большинством голосов постановила, что до 3 октября ГДР присоединится к ФРГ. Далее события развивались очень быстро, были подготовлены соответствующие документы, и 3 октября 1990 г. ГДР прекратила свое существование. Немцы Восточной Германии «ощутили результаты этого молниеносного перелома со всеми его последствиями» (с. 130). Ушли в прошлое дефицит в экономике и отсутствие демократии, но многие люди потеряли работу и оказались на грани социальной деградации.
Автор приходит к выводу о том, что раздельное существование ГДР и ФРГ наложило такой глубокий отпечаток на сознание немцев, что «они еще не достигли желаемого внутреннего единства» (с. 30).
О. В. Бабенко