Научная статья на тему 'Берлин в августе 1961 г. : установление пограничного режима'

Берлин в августе 1961 г. : установление пограничного режима Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1936
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМАНСКИЙ ВОПРОС / ФРГ / ПОГРАНИЧНЫЙ РЕЖИМ / ВАРШАВСКИЙ ДОГОВОР / США / ЦРУ / "ХОЛОДНАЯ ВОЙНА" / ГДР / ЗАПАДНЫЙ БЕРЛИН / "БЕРЛИНСКАЯ СТЕНА"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Платошкин Николай Николаевич

Возведение стены между восточной и западной частями Берлина в 1961 г. было одним из ключевых моментов в развитии «холодной войны» между СССР и Западом. Западная пропаганда изображала этот акт стремлением тоталитарного режима к изоляции. В действительности он был вызван массовой скупкой жителями Западного Берлина продовольственных товаров в ГДР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Berlin, August 1961: The Ascent of the Borderline Regime

The erection of the Berlin Wall was a crucial moment in the history of the Cold War. It was interpreted by Western propaganda as an act of the totalitarian regime's self-isolation. Actually it was caused by mass purchases of food products in the GDR by West Berliners.

Текст научной работы на тему «Берлин в августе 1961 г. : установление пограничного режима»

Н.Н. Платошкин

БЕРЛИН В АВГУСТЕ 1961 г.: УСТАНОВЛЕНИЕ ПОГРАНИЧНОГО РЕЖИМА

Платошкин Николай Николаевич - кандидат исторических наук, доцент Московского гуманитарного университета.

Западный Берлин к августу 1961 г. стал представлять для ГДР смертельную опасность. Так как в столице восточногерманского государства не было никакой границы, отделяющей ее от Западного Берлина, то жители последнего (используя явно невыгодный курс марки ГДР по отношению к марке ФРГ) массово скупали в столице ГДР более дешевые товары и, прежде всего, продовольствие. Отсутствие границы создавало благоприятные возможности для резидентуры ЦРУ США в Западном Берлине, являвшейся самым крупным подразделением американской разведки за рубежом. Агенты ЦРУ спокойно доставляли информацию о советских войсках в Германии, переходя пешком из одной части города в другую. Можно было не полагаться на ненадежную и опасную радиосвязь. Наконец, именно через Западный Берлин фирмы ФРГ сманивали квалифицированных специалистов из ГДР в ФРГ. Таким образом, Западная Германия экономила на образовании десятки миллиардов марок. В свою очередь ГДР же с помощью собственного бесплатного образования по сути готовила кадры для другого государства.

Власти ГДР просили СССР разрешить установление в городе пограничного режима, который существовал к тому времени на всех остальных границах Германской Демократической Республики. Москва долго не соглашалась, стремясь избежать обострения отношений с Западом. Но сам Запад такого обострения явно не боялся.

В июне 1961 г. все более жестким становился тон дипломатической полемики между СССР и Западом по германскому вопросу. 8 июня советское правительство направило США, Великобритании, Франции и ФРГ ноты про-

теста против предполагавшегося заседания в Западном Берлине бундесрата ФРГ1...

Н.С. Хрущёв, правда, все еще надеялся, что президент США Дж. Кеннеди готов к компромиссу. И 14 июня 1961 г. многим показалось, что политологический анализ Хрущёва не столь уже далек от действительности. Лидер демократов в сенате США Мэнсфилд вдруг предложил сделать весь Берлин вольным городом под опекой международного сообщества.2.. Но уже 15 июня правительство ФРГ отвергло идеи Мэнсфилда.

Хрущёв, в свою очередь, выступая в Кремле 21 июня 1961 г. по случаю 20-й годовщины начала Великой Отечественной войны, подверг канцлера ФРГ К. Аденауэра критике и предостерег его от повторения опыта двадцатилетней давности. Уже на следующий день госсекретарь США Раск упрекнул советского лидера в незнании причин Второй мировой войны и твердо пообещал, что войска США из Берлина не уйдут.

Хрущёв все еще не оставлял надежды переубедить Кеннеди. Была организована встреча зятя Хрущева и главного редактора «Известий» А. Аджубея с американским президентом. Кеннеди сказал, что, если он отдаст приказ об уходе войск США из Берлина, его подвергнут импичменту.3... Аджубей повторил предложение об оставлении части американских войск в Берлине (при условии, что тогда в восточной части города останется и советский контингент). Но США не были готовы к компромиссу.

28 июня 1961 г. Министерство почт и транспорта ГДР опубликовало постановление, согласно которому с 1 августа все иностранные самолеты, использующие воздушное пространство ГДР, должны были сообщать радиосвязью свои координаты и маршрут полета восточногерманским властям. Государственный департамент США немедленно отреагировал предупреждением, что американские самолеты, летающие в Западный Берлин и обратно в рамках трех воздушных коридоров, как и раньше, не будут ничего заранее объявлять о своих маршрутах.

Хрущёв, однако, все еще не переставал надеяться на переговоры с Западом. В своем выступлении на митинге советско-вьетнамской дружбы 28 июня 1961 г. он говорил, что на Западе есть трезво мыслящие люди, не желающие развязывать из-за Берлина третью мировую войну. К таким относился наиболее известный военачальник Великобритании времен Второй мировой

1. Западный Берлин с точки зрения международного права не являлся частью ФРГ и проводить там заседания любых государственных органов Западной Германии было незаконно. - Прим. авт.

2. Dokumentation zur Deutschend/rage. Von der Atlantik-Charta bis zur Berlin-Sperre 1961. Halbband II. Bonn-Wien-Zürich. 1970, S. 573-574.

3. Foreign Relations o/the United States, Volume V, p. 265.

войны фельдмаршал Монтгомери, предложивший вывести с территории всех европейских государств иностранные войска.

Между тем В. Ульбрихт продолжал требовать от Н.С. Хрущёва созыва саммита Организации Варшавского Договора (ОВД). 28 июня 1961 г. из Москвы вернулся член Политбюро ЦК СЕПГ Флорин, сообщивший Ульбрихту, что Президиум ЦК КПСС готовит решение о созыве высшего органа ОВД -Политического Консультативного Комитета (ПКК). Собственно, никакого другого выхода у советского руководства уже не было.

В Москве еще не знали, что бывший госсекретарь США при Трумэне Ачесон, назначенный Кеннеди специальным советником по Берлину, посоветовал президенту (опять-таки 28 июня) твердо указать русским на их место. Ачесон рекомендовал не идти с СССР ни на какие переговоры по Берлину. 30 июня Кеннеди дал указание госсекретарю и министрам обороны и финансов подготовить предложения по возможным военным (выделено автором), экономическим и другим акциям против «советского блока», если напряженность вокруг Берлина будет возрастать..4. Мир неумолимо сползал к ядерной войне.

30 июня 1961 г. помощник Кеннеди по вопросам национальной безопасности Банди составил меморандум, в котором просил госсекретаря и директора ЦРУ разъяснить, какие «подготовительные мероприятия должны быть осуществлены, чтобы мы продолжали нести нестабильность в Восточную Германию и Восточную Европу».....ЦРУ, однако, оценивало свои возможности достаточно реалистически. На заседании в штаб-квартире американской разведки еще 22 июня 1961 г. констатировалось, что возросший потенциал Министерства госбезопасности (МГБ) ГДР превосходит силы американской агентуры. ЦРУ опасалось, что открытые провокации против ГДР (а обсуждалась больше всего необходимость содействия росту потока беженцев на Запад) приведут к полной советской блокаде Берлина, а это, в свою очередь, поставит крест на всей агентурной работе американской разведки в Восточной Германии.

Резкое ухудшение советско-американских отношений обрадовало ФРГ. 8 июня 1961 г. министр по общегерманским вопросам в кабинете Аденауэра Леммер высказался за «обострение международного противоборства вокруг Берлина». 14 июня бундестаг ФРГ принял новое таможенное законодательство, рассматривавшее ГДР как часть ФРГ. 28 июня западногерманский генерал Хойзингер доложил Кеннеди, что семь дивизий бундесвера полностью осна-

4.. Foreign Relations of the United States, Volume V, p. 266.

.5.. Bailey G., Kondraschow S.A., Murphy D. Die unsichtbare Front. Der Krieg der Geheimdienste im geteilten Berlin. - B., 1997. - S. 469.

щены и готовы «немедленно выполнить любую миссию» (в начале июля 1961 г. армия ФРГ насчитывала 311 тыс. солдат и офицеров).

3 июля, выполняя указание Кеннеди, командующий американскими войсками в Европе генерал Кларк приказал берлинскому гарнизону армии США быть готовым к чрезвычайным обстоятельствам. Кларк потребовал от солдат «мужества, решимости и добровольных жертв»-6... Американцы, сея нестабильность в ГДР, боялись, что СЕПГ отплатит им той же монетой в Западном Берлине, поэтому еще с середины июня в городе проводились учения по борьбе с беспорядками.

3-4 июля 1961 г. в Берлине проходил 13-й пленум ЦК СЕПГ. Ульбрихт сообщил партийному руководству, что Хрущев скоро подпишет мирный договор с ГДР и тем самым берлинский вопрос будет решен. Первый секретарь ЦК СЕПГ заверил членов высшего партийного органа, что после подписания мирного договора ГДР будет контролировать все (в том числе и воздушные) коммуникации Западного Берлина с внешним миром.

Эту точку зрения подтверждает и депеша советского посла в ГДР Первухина в Москву от 4 июля, в которой предлагались конкретные меры по подготовке перехода к ГДР прав по контролю за наземными и воздушными путями западных союзников в Берлин. В частности, Первухин инициировал разработку совместного порядка действий ВВС СССР и ГДР в случае отказа Запада в будущем признать за Восточной Германией право контролировать три воздушных коридора между ФРГ и Западным Берлином. Предполагалось общими усилиями обнаруживать и перехватывать западные самолеты, если те предварительно не сообщали бы о своих маршрутах.7..

США по-прежнему старались создать в ГДР климат внутренней нестабильности. 12 июля 1961 г. посол США в ФРГ Доулинг сообщал в госдепартамент о растущей напряженности в «зоне» (т.е. ГДР). Довольно провокационно американский дипломат вопрошал: неужели США опять, как в 1953 г., будут спокойно взирать на «народное восстание» в ГДР? Это означало бы, по мнению Доулинга, «конец нашего авторитета и влияния в Германии».8..

13 июля Совет национальной безопасности США обсуждал возможную реакцию на заключение СССР мирного договора с ГДР. Госсекретарь Раск и министр обороны Макнамара предлагали рассмотреть все возможные меры (в том числе и военные).

Подготовка к войне шла и в военных штабах НАТО. Во время заседания Совета блока 5-7 июля 1961 г. в Париже обсуждался вопрос о том, привле-

6. Mehls E., Mehls H. 13. August. - B., 1979. - S. 13.

7. Bailey G., Kondraschow S.A., Murphy D. Die unsichtbare Front. Der Krieg der Geheimdienste im geteilten Berlin. - B., 1997. S. 471.

8. Ibidem, S. 472.

кать ли бундесвер для участия в вооруженном прорыве возможной блокады Берлина. Министерство обороны ФРГ считало, что пробиваться в Берлин должны войска западных держав, а представители последних предлагали использовать в первом эшелоне западногерманскую армию. 13 июля в Вашингтон прилетел министр обороны ФРГ Штраус, который настойчиво просил предоставить в распоряжение бундесвера ядерное оружие. Американские и западногерманские военные договорились о совместных мерах против «зоны» - от экономического бойкота до «ограниченных боевых действий». Примерно в это же время упоминавшийся выше Леммер согласовал с руководством бундесвера и сотрудниками федерального ведомства печати и информации ФРГ развернутый план психологической войны против ГДР. Целью была полная дискредитация СЕПГ и отрыв партии от основной массы населения республики.

Трудно понять, чем руководствовались американские дипломаты и военные, подготовившие к очередному заседанию Совета национальной безопасности 19 июля 1961 г. состоявший из нескольких этапов план самой настоящей войны против ГДР. Сначала (и безотлагательно) предполагалось нарастить численность американских войск в Европе. Затем Пентагон намеревался «остановить» войска ОВД к концу 1961 г. (предполагалось, что коммунисты вторгнутся в Западную Европу в ответ на попытку Запада прорваться в Берлин). И, наконец, прямо говорилось о ведении в это же время ограниченной войны обычными средствами против СССР. В Вашингтоне всерьез полагали, что советско-американская война ограничится Германией и не приведет к применению ядерного оружия.

Абсурдным считал такой военный сценарий США министр обороны ФРГ Штраус. Он не понимал, почему американцы уверены, что будущая война будет вестись ограниченными силами и только вдоль автобана Хельмштедт (граница ФРГ) - Берлин? Но министру обороны ФРГ стало окончательно не по себе, когда он узнал, что США планируют сбросить на территорию ГДР атомную бомбу. Позднее Штраус писал в мемуарах, что «к счастью» такие планы 13 августа 1961 г. (когда ГДР установила в Берлине нормальный пограничный режим) превратились в «ничто».

7 июля министр госбезопасности ГДР Эрих Мильке распорядился привести личный состав министерства в состояние повышенной готовности. Мильке предполагал, что Запад (т.е. США) неадекватно информирован о положении в Берлине и может пойти на полномасштабную войну.

В начале июля 1961 г. Хрущёв убедился, что Кеннеди нельзя побудить сесть за стол переговоров только просьбами. Советский лидер решил несколько повысить тональность словесного противоборства. Выступая 8 июля перед выпускниками военных академий в Кремле (такая аудитория была, разумеется, подобрана не случайно), Хрущёв подверг критике политику запад-166

ного давления на ГДР и СССР. Почему, собственно, США, Великобритания и Англия не нотифицируют предварительно полеты своих военных и гражданских самолетов в Западный Берлин? Ведь если советский самолет летит из Москвы в Лондон через Копенгаген, то об этом в обязательном порядке уведомляются датские власти. В чем же разница между ГДР и Данией? В который раз Хрущёв подтвердил, что новый статус Западного Берлина ни в коем случае не изменит сложившийся там капиталистический уклад жизни, если сохранения этого уклада желают сами западные берлинцы. СССР по-прежнему желал скорейших переговоров, но военному шантажу не поддавался. Чтобы это было понятно, Хрущёв объявил о прекращении проводившейся демобилизации части Вооруженных Сил СССР и повышении на У военных расходов.

17 июля 1961 г. три западные державы передали СССР меморандум по германскому вопросу. В американской ноте вновь говорилось, что США не откажутся от своих прав в Берлине и будут защищать их от любых попыток отменить эти права в одностороннем порядке.

Итак, Запад публично продекларировал свою готовность воевать за Берлин, и Хрущёв снова оказался в очень трудном положении. Отступать он уже не мог, а дать ГДР все права по контролю над западными коммуникациями в Берлине опасался, так как не исключал в этом случае полномасштабной военной конфронтации с Западом. Хрущёва вполне устроило бы в тот критический момент хотя бы формальное предложение США сесть за стол переговоров. Но Кеннеди, похоже, решил, что Хрущёва надо унизить окончательно, чтобы продемонстрировать всему миру триумф западной демократии над советским коммунизмом.

24 июля 1961 г. американский президент отдал приказ направить в Европу шесть дивизий и принять надлежащие меры для содержания в боевой готовности авиационные соединения, необходимые для поддержки этого дополнительного контингента.9... Похоже, что Кеннеди был готов к большой войне, хотя и ожидал ее в конце 1961 г. (до этого времени шесть дивизий нельзя было перебросить в Европу и привести их в боевое состояние).

25 июля Кеннеди произнес свою известную речь, которая окончательно похоронила все надежды на решение берлинского вопроса путем переговоров. Американский президент заявил, что не позволит коммунистам «выдавить нас» из Берлина. Предполагалось ускорить ведущееся уже с января 1961 г. наращивание вооруженных сил США. Численность сухопутных войск, объявил Кеннеди, вырастет с 875 тыс. до 1 млн. военнослужащих, а численность ВВС - на 63 тыс. человек. Военный бюджет США с 43,8 млрд.

9. Foreign Relations of the United States, Volume V, p. 267.

долл. будет за год доведен до 51,64 млрд. 50% американских стратегических бомбардировщиков Б-52 и Б-47 были переведены на боевое дежурство, чтобы быть готовыми к вылету по тревоге в течение 15 минут. В 2-3 раза увеличивалось количество мобилизованных в армию и выделялось 1,8 млрд. долл. на пополнение запасов обычных вооружений и боеприпасов. Кеннеди советовал американским семьям готовиться к ядерной войне и строить себе бомбоубежища.

27 июля 1961 г. Хрущёв беседовал с советником Кеннеди по германским делам Макклоем. Советский лидер четко дал понять, что в Москве восприняли выступление Кеннеди как фактическое объявление войны, и этой войны в СССР не боятся. Если США перебросят в Европу одну дивизию, то Советский Союз ответит двумя. В Советском Союзе сожалеют, что Кеннеди встал на путь ультиматума. Макклой, как рассказывал позднее Хрущёв руководителям братских коммунистических партий стран ОВД в Москве, «замялся» и пытался рассеять опасения советского лидера. Но чувствовалось, что он и сам считал, что Кеннеди явно «перегнул палку».

26 июля 1961 г. в Москве был получен проект выступления Ульбрихта на предстоящем заседании ПКК ОВД. Лидер СЕПГ предлагал закрыть границу в Берлине-10.. Ничего другого Ульбрихт уже предложить и не мог: он прямо сказал советскому послу, что в противном случае коллапс ГДР будет неизбежным и произойдет в ближайшее время. Действительно, если в июне 1961 г. в ФРГ через Берлин ушли 19 198 граждан ГДР, то в июле - уже 30 415. Помимо экономических причин, переходу на Запад способствовал страх перед войной, которая, казалось, уже висела в воздухе.

В ГДР решили начать действовать постепенно, не дожидаясь решений ПКК ОВД в Москве. 31 июля 1961 г. обер-бургомистр Восточного Берлина Фридрих Эберт предложил своему западноберлинскому коллеге Брандту урегулировать проблему «гренцгенгеров»-11..: они должны были получать зарплату в валюте той части города, где они постоянно проживали. Брандт инициативу Эберта проигнорировал, и ГДР была вынуждена действовать в одностороннем порядке. «Гренцгенгерам» предписали платить за коммунальные услуги, детские сады и образование в западных марках. Эта мера была абсолютно логичной, так как «гренцгенгеры» извлекали материальную выгоду из ненормального политического положения в немецкой столице.

.10.. Harrison H. Ulbricht and the concrete «Rose»: new archival evidence on the dynamics of Soviet-East German relations and the Berlin crisis 1958-61. Washington. - 1993. -Р. 52.

11.. Так называли жителей столицы ГДР, которые работали в Западном Берлине. -Прим. авт.

В конце июля СЕПГ организовала массовую кампанию против «торговцев людьми» (так называли в ГДР тех, кто на профессиональной основе организовывал переброску граждан республики на Запад). В течение только одной недели на 37 предприятиях восточного Берлина были образованы «Комитеты против торговли людьми». Правоохранительные органы ГДР с конца июля по 9 августа 1961 г. провели судебные процессы, в ходе которых 25 граждан ГДР, 2 гражданина ФРГ и 1 житель Западного Берлина были приговорены в общей сложности к 99 годам тюремного заключения.

Для того чтобы прекратить бегство граждан ГДР в ФРГ, можно было либо перекрыть воздушное сообщение Западного Берлина с Западной Германией, чтобы беженцы переполнили западную часть Берлина и вызвали в ней хаос, либо ввести нормальный пограничный режим в самом Берлине. Первый вариант означал неминуемую войну с Западом и поэтому был отвергнут Хрущёвым. Советский лидер дал, наконец, согласие на введение в Берлине пограничного режима, но потребовал от Ульбрихта действовать постепенно и с учетом реакции Запада. Лидеры СССР и ГДР условились, что меры ГДР затронут только немцев, но не персонал западных держав в разделенном городе. Хрущёв потребовал от Ульбрихта гарантий, что погранвойска и армия ГДР смогут самостоятельно поддерживать пограничный режим в Берлине и не втянутся в вооруженные столкновения с войсками США, Великобритании и Франции.

Выступая на заседании ПКК, Ульбрихт уже официально попросил страны - участницы Варшавского Договора согласиться на введение на всех границах ГДР, включая границы в Берлине, режима, соответствующего режиму границ других социалистических государств с западными соседями-12...

Ульбрихт совершенно правильно предполагал, что Запад не пойдет из-за этого на развязывание войны. Единственное, что было возможным, - так это экономическое эмбарго против ГДР. Но к этому СССР и ГДР готовились заранее. Совет Министров СССР 1 июня 1961 г. принял решение оказать ГДР экстренную экономическую помощь в случае объявления ей торгового бойкота.

Со своей стороны председатель КГБ А.Н. Шелепин предложил Хрущёву 29 июля целый ряд мероприятий против Запада в других частях мира, чтобы отвлечь американцев от Берлина. В основном речь шла о пропаганде устра-

.12.. Harrison H. Ulbricht and the concrete «Rose»: new archival evidence on the dynamics of Soviet-East German relations and the Berlin crisis 1958-61. Washington. - 1993. -P. 56.

шающего толка: в частности, предполагалось убедить США, что в СССР уже построен самолет с атомным двигателем..13...

Совещание ПКК ОВД единогласно одобрило предложение Ульбрихта о введении в Берлине нормального пограничного режима. В опубликованном коммюнике социалистических стран Запад в очередной раз призывался к серьезным переговорам по берлинскому вопросу и заключению мирного договора с Германией. Западу опять гарантировалось сохранение существующего в Западном Берлине социально-экономического строя. О закрытии границы в немецкой столице в коммюнике ничего не говорилось: было подготовлено специальное заявление на этот счет, которое предполагалось опубликовать накануне введения пограничного режима.

5-6 июля 1961 г. министры иностранных дел США, Великобритании, Франции и ФРГ вырабатывали в Париже совместную позицию по берлинской проблеме. Было решено начать с СССР переговоры в октябре или ноябре. Но сам СССР об этом ничего не узнал, так как озабоченные своим престижем западные страны решили пока ничего не объявлять об этом предложении. Тем самым была упущена последняя возможность сохранить в Берлине статус-кво.

7 августа 1961 г. Ульбрихт созвал чрезвычайное заседание Политбюро ЦК СЕПГ и объявил о согласии государств - участников ОВД на введение в ночь с 12 на 13 августа пограничного режима в Берлине. Народная палата (парламент) ГДР должна была санкционировать этот шаг 11 августа. Примечательно, что на Западе у Ульбрихта нашелся авторитетный единомышленник. Весьма влиятельный председатель комитета по международным делам сената США Уильям Фулбрайт еще 3 августа 1961 г. публично выразил удивление по поводу того, что восточные немцы до сих пор не закрыли границу в Берлине, хотя у них есть на это полное право.

Международное положение в начале августа 1961 г. обострилось еще больше. 1 августа Штраус на пресс-конференции в Нью-Йорке объявил, что Запад должен готовиться к гражданской войне в Германии. 7 и 11 августа в Восточном Берлине было совершено два крупных поджога, в том числе в главном вузе столицы ГДР - Университете имени Гумбольдта. Американские и западногерманские военные завершали отработку плана вооруженного прорыва из ФРГ в Западный Берлин по автобану Хельмштедт-Берлин. 10 августа 1961 г. командующий сухопутными войсками НАТО в Центральной Европе генерал бундесвера Шпейдель (служивший раньше в гитлеровском вермахте) инспектировал собранный для этой цели воинский контингент на границе с ГДР.

13. Bailey G., Kondraschow S.A., Murphy D. Die unsichtbare Front. Der Krieg der Geheimdienste im geteilten Berlin. - B., 1997. - S. 475.

СССР и ГДР также готовились к самому худшему, хотя Хрущёв и был уверен, что американцы все же спасуют в последний момент. Но чтобы в США не возникало слишком авантюристических мыслей, в ГДР начались (под видом учений) передвижения советских войск и Национальной народной армии ГДР поближе к границам Западного Берлина. 10 августа 1961 г. маршал Конев был назначен новым командующим Группой советских войск в Германии (ГСВГ), и на Западе сразу поняли, что русские готовы в случае чего идти до конца. В тот же день Конева посетили коменданты западных секторов Берлина, с тревогой наблюдавшие за передвижениями вверенных теперь Коневу частей. Маршал успокоил гостей: идут учения, и Западному Берлину абсолютно ничего не угрожает.

Между тем еще 9 августа в ГДР был образован специальный штаб во главе с секретарем ЦК СЕПГ по вопросам безопасности Эрихом Хонеккером для срочной подготовки мер по введению пограничного режима. В заседаниях штаба участвовали представители Посольства СССР в ГДР и ГСВГ.

Перед Хонеккером стояла очень сложная задача. Требовалось в кратчайшие сроки перекрыть и надежно укрепить 164 км границ Западного Берлина с ГДР, 44,75 км из которых проходило прямо по городу. Причем секторальная граница шла по дачам, пустырям, городским каналам и прямо по жилым домам. Иногда сам дом входил в состав столицы ГДР, а тротуар перед ним принадлежал уже Западному Берлину. На одной из улиц города - Брунненштрас-се - можно было попасть из восточной части в западную и обратно через систему обычных подвалов. К августу 1961 г. в Берлине существовал 81 контрольно-пропускной пункт для пешеходов (промежутки между ними охранялись не очень плотно). Обе части города связывали линии метро и городской железной дороги. Только на один железнодорожный вокзал столицы ГДР Фридрихштрассе каждый день приходили 285 поездов из Западного Берлина с 50 тыс. пассажиров.

Хонеккер с присущей ему энергией взялся за дело. 9 августа 1961 г. Министерство обороны ГДР создало оперативную группу для координации участия армейских частей в закрытии границы. Из округов Шверин и Потсдам к Западному Берлину были переброшены две мотострелковые дивизии, солдаты и офицеры которых думали, что участвуют в обычных учениях.

11 августа глава МГБ ГДР Мильке сообщил руководящим сотрудникам своего министерства, что в «ближайшие дни» будут предприняты некие решительные меры, которые потребуют от госбезопасности «полной боевой готовности».

Согласно разработанному Хонеккером плану, первыми на границу с Западным Берлином должны были прибыть бойцы «боевых дружин рабочего класса» (по сути, это были партийные и профсоюзные активисты с берлинских заводов, вооруженные старыми советскими автоматами ППШ). При

поддержке курсантов полицейских школ они должны были образовать передний край оцепления. Сотрудники народной полиции (второй эшелон) должны были прикрывать тылы рабочих дружин и быстро рассеивать возможные скопления людей. Еще дальше в тылу (но в пределах видимости из Западного Берлина) демонстрировали свое присутствие части армии ГДР, которые должны были противодействовать вооруженным попыткам прорыва границы. В случае боевых действий со стороны западных держав на помощь Национальной народной армии ГДР должны были оперативно выдвинуться советские войска.

В ночь на 12 августа план по введению пограничного режима был одобрен советской стороной, и в 16.00 12 августа Ульбрихт как председатель Государственного совета ГДР и председатель Национального совета обороны подписал соответствующий приказ. В полночь 12 августа советские и восточногерманские войска были приведены в состояние боевой готовности. Августовская ночь в тот год была уже довольно прохладной - термометр показывал 13.° тепла. Небо было затянуто тучами, что облегчало маскировку выдвижения войск и полиции к границе. Находившиеся той ночью на марше войска армии ГДР через посыльных получили приказ срочно изменить направление и двигаться к границам Западного Берлина. Боевые патроны у солдат уже были, так как формально они находились на учениях.

В час ночи 13 августа во многих берлинских квартирах зазвонили телефоны и дверные звонки. Специальные посыльные по тревоге подняли бойцов боевых дружин рабочего класса (в сущности, это были сугубо гражданские люди, лишь изредка стрелявшие из карабинов на стрельбищах в свободное от работы время).

Штаб во главе с Хонеккером собрался еще в 22.30 12 августа. В полночь вдоль всей границы с Западным Берлином было погашено электрическое освещение, и выдвижение сил со стороны ГДР проходило под покровом темноты.

На службе находилось и все руководство берлинской организации СЕПГ (следует отметить, что решение выдвинуть в первый эшелон рабочих было довольно рискованным с организационной точки зрения: ведь они находились не в казармах, а дома, и их надо было собрать и вооружить буквально за считанные минуты).

В полночь министр транспорта ГДР Крамер отдал распоряжение о прекращении железнодорожного сообщения между двумя частями города. В 1 час 10 минут остановилась первая электричка, и ее пассажиров попросили выйти из вагонов. К двум часам ночи железнодорожники ГДР уже полностью прервали движение.

По плану Хонеккера на взятие всей границы с Западным Берлином под контроль отводилось всего 30 минут. После этого за 180 минут требовалось 172

перекрыть и укрепить 68 из 81 КПП на секторальной границе. Около половины второго ночи народная полиция заняла все вокзалы на секторальной границе и полностью закрыла 13 из них. Через полчаса были взяты под контроль Бранденбургские ворота. Примерно с 3 часов ночи началось инженерное оборудование новой границы: перерезались рельсы железной дороги, устанавливались противотанковые надолбы на улицах, появлялись проволочные заграждения. На самых ключевых переходах были размещены бронетранспортеры. Ровно в 6 часов утра граница с Западным Берлином была взята под плотный контроль.

С организационной точки зрения вся операция прошла блестяще. Несмотря на то что 13 августа было воскресным днем, все рабочие дружины организованно прибыли на отведенные для них места. Берлинская парторганизация СЕПГ ранним утром направила на 28 вокзалов городской железной дороги и станций метро группы агитаторов, которые разъясняли собравшимся на работу «гренцгенгерам» новое положение в Берлине.

А оно было таково: количество КПП для проезда автотранспорта и прохода пешеходов резко ограничивалось, теперь их оставалось 13. Гражданам ГДР отныне требовалось специальное разрешение для прохода в Западный Берлин. «Миролюбивые» граждане Западного Берлина (т.е. все жители западных секторов, не замеченные в деятельности, направленной против ГДР) могли при предъявлении своего удостоверения личности свободно проходить в столицу ГДР (с 23 августа для них также был введен разрешительный порядок). Для иностранцев, в том числе персонала западных стран в Берлине, полностью сохранялся прежний режим (т.е. свободное пересечение границы). Министр внутренних дел ГДР Марон в своем распоряжении от 12 августа просил граждан ГДР, не работавших в Берлине, временно воздержаться от поездок в столицу.

В 1 час 11 минут 13 августа 1961 г. информационное агентство ГДР АДН распространило заявление правительств стран - участниц Варшавского Договора, в котором содержалась просьба ОВД к правительству ГДР установить вокруг Западного Берлина пограничный режим для предотвращения подрывной деятельности против всего социалистического содружества. Таким образом, строго юридически ГДР действовала по просьбе своих военных союзников.

На Западе долгое время использовали установление в Берлине нормального пограничного режима для пропагандистской войны против СССР и ГДР. «Берлинская стена» (стена в Берлине начала сооружаться позднее - с 19 августа 1961 г.) была превращена в символ противостояния двух систем. Однако сейчас никто почему-то не критикует на Западе стену, возведенную Израилем на границе палестинской автономии, или стену на границе США с Мексикой. Видимо, стереотипы «холодной войны» по-прежнему определяют политику

стран НАТО, что, к сожалению, продемонстрировали и события на Кавказе в августе 2008 г.

Литература

1. Dokumentation zur Deutschlandfrage. Von der Atlantik-Charta bis zur Berlin-Sperre 1961. Halbband II. Bonn-Wien-Zürich. 1970. - 851 S.

2. Foreign Relations of the United States, Kennedy Administration, Volume V. Washington, 1998, ..www.state.gov..

3. Bailey G., Kondraschow S.A., Murphy D. Die unsichtbare Front. Der Krieg der Geheimdienste im geteilten Berlin. 1997. - 589 S.

4. Harrison H. Ulbricht and the concrete «Rose»: new archival evidence on the dynamics of Soviet-East German relations and the Berlin crisis 1958-61. Washington, 1963, 140 p.

5. Mehls E., Mehls H. 13. August. Berlin. 43 S.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.