Научная статья на тему 'Гуманитарный фактор и культура в ГДР'

Гуманитарный фактор и культура в ГДР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / DEVELOPMENT OF INDIVIDUALITY / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PEOPLE'S EDUCATION / ВОСТОЧНАЯ ГЕРМАНИЯ / EAST GERMANY / СОЦИАЛИЗМ / SOCIALISM / ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКТОР / HUMANITARIAN FACTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нефёдов Вячеслав Викторович

В статье анализируется гуманитарный фактор и роль СЕПГ в развитии народного образования в ГДР как составной части общей культурной революции в Республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanitarian Factor and Culture in the GDR

The article examines the humanitarian factor and the role of SED in the development of peoples education in the GDR as a component of the general culture revolution in the Republic.

Текст научной работы на тему «Гуманитарный фактор и культура в ГДР»

ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКТОР И КУЛЬТУРА В ГДР

| В. В. Нефедов

Аннотация. В статье анализируется гуманитарный фактор и роль СЕПГ в развитии народного образования в ГДР как составной части общей культурной революции в Республике.

Ключевые слова: развитие личности, народное образование, Восточная Германия, социализм, гуманитарный фактор.

Summary. The article examines the humanitarian factor and the role ofSED in the development of people's education in the GDR as a component of the general culture revolution in the Republic.

Keywords: development of individuality, people's education, East Germany, socialism, humanitarian factor.

Вскоре после Второй мировой войны

на территории Восточной Германии была проведена школьная реформа. В ее основу лег «Закон о демократизации немецкой школы», в соответствии с которым из школы были удалены все преподаватели с нацистским прошлым.

К сентябрю 1945 г. был опубликован приказ № 40 о порядке возобновления работы школы. Этот приказ наметил ясную перспективу дальнейшего развития школы [1, с. 130-131]. Согласно приказу, все частные школы переходили в ведение местных магистратов. Рекомендовалось наряду с новыми учебниками использовать некоторые старые, издававшиеся до 1933 г., но лишь после их утверждения Советской военной администрацией в Германии (СВАГ).

Обучение религии могло осуществляться лишь религиозными общинами - школа отделялась от церкви, то есть было сделано то же самое, что и в 1918 г. в Советской России. Было узаконено бесплатное обучение в непол-

ной восьмилетней средней школе. Преподавание предписывалось вести по единым учебным планам, программам и учебникам.

Обычную повседневную помощь немецким антифашистам в области народного образования оказывали сотрудники СВАГ, советские педагоги. Они делились своим опытом и помогали претворять в жизнь новые принципы и гуманные идеи прогрессивной педагогической науки в условиях послевоенной немецкой действительности. Советские педагоги активно участвовали в оборудовании школьных помещений, решали проблему питания школьников, выполняли пожелания и просьбы школьных комиссий и т.д.

Левые силы в Восточной Германии высоко оценивали тот факт, что сотрудники СВАГ не навязывали свою точку зрения, а всегда выступали лишь как добрые советчики. СВАГ никогда не навязывала немецкому народу своих взглядов на образование. Подготовленные

261

фундаментальная наука вузам

262

немецкими органами законы утверждались СВАГ без всякого промедления.

По решениям четырех оккупационных держав в Восточной Германии важные перемены произошли и в сфере высшего образования.

4 сентября 1945 г. приказ СВАГ № 50 «О подготовке высших учебных заведений к началу занятий» предписывал Центральному управлению народного образования, президентам земель и провинций, а также бургомистрам городов советской зоны оккупации обеспечить подготовку высшей школы к возобновлению занятий, устранить милитаристские и нацистские доктрины в обучении и воспитании студентов, осуществлять подготовку таких кадров, которые были бы способны на практике проводить демократические принципы в советском духе.

Глава Центрального управления народного образования П. Вандель писал об этом приказе, что он был краеугольным камнем учебной и научной деятельности для высших учебных заведений советской зоны. Характеризуя роль представителей СВАГ, он отмечал, что советские люди действовали благородно, как представители первого в мире Советского государства.

В самом начале работы новых вузов стало очевидным их принципиальное отличие от ранее существовавших здесь заведений высшей школы. Впервые в истории Германии было не только введено бесплатное обучение, но и установлены государственные стипендии. Постепенно изменился социальный состав студентов.

Мероприятия в области школьного дела и высшего образования Германии были важнейшей составной частью борьбы за искоренение фашистской идеологии, но ими, конечно, не исчер-

пывалась деятельность, направленная на создание предпосылок духовного возрождения народа в этой части Германии. К примеру, приказом СВАГ № 24 было отменено ограничение пользования публичными библиотеками, введенное во время Гитлера. Впервые после долгих лет запрета появились издания марксистской литературы.

Вскоре после образования в 1949 г. ГДР немецкие руководители Восточной Германии взяли себе за основу проведение культурных преобразований в просоветском духе.

Особое внимание уделялось развитию системы образования в духе «строительства социализма». В 1952 г. СЕПГ приняла решение внедрить «политехническое образование» по образцу Советского Союза. Целью образования объявлялось формирование «социалистической личности». Расширенное обучение марксизму-ленинизму шло рука об руку с повышением уровня технических знаний.

Ученики в ГДР должны были превосходить учеников ФРГ во всех областях, важных для общественного и технического прогресса. Главным результатом стало увеличение доли школьников, которые посещали школу более 8 лет (с 16 до 85 % в 1951-1970 гг.) [2, с. 480].

Происходила идеологизация высшего образования и университетов. Вместе с тем сохранялись прежние правила немецких университетов, где разрешалась деятельность религиозных общин. В стипендиальной политике дети рабочих и крестьян имели явный приоритет. «Профилирование» вузов с учетом потребностей экономики было нацелено на региональную отраслевую ориентацию исследований.

Руководство СЕПГ активно и целеустремленно содействовало развитию фи-

зической культуры и спорта. Ульбрихт лично агитировал в пользу занятий спортом и физкультурой в свободное время. В 1950 г. он основал в Лейпциге Немецкий институт физкультуры и спорта. В 1952 г. появились первые детские и спортивные юношеские школы, а с середины 1950-х гг. - спортивные клубы.

В 1963 г. в Берлине состоялся VI съезд СЕПГ. В отчетном докладе ЦК СЕПГ VI съезду партии «Программа социализма и историческая задача СЕПГ», с которым выступил В. Ульбрихт, был отмечен значительный идеологический рост народного образования ГДР [3, s. 216-232]. Образование и культура должны были стать достоянием всех граждан. Они должны были позволить им овладеть современными производительными силами, чтобы использовать их для все более полного удовлетворения общественных и культурных личных потребностей.

В начале 1967 г. IV партконференция по проблемам высшей школы обосновала необходимые изменения в системе высшего образования в ГДР и обсудила основные направления профилирования и повышения качества исследовательской работы, обучения и образования. Надо было увязать содержание и структуру высшего образования с потребностями развития общества, народного хозяйства и научно-технического прогресса. В связи с этим нужно было преодолеть раздробленность в научно-исследовательской работе и обучении и сосредоточить больше сил и средств на проблемах научно-технической революции, добиться более высокой отдачи в области исследований и в обучении. Одновременно выдвигалась задача подготовки высококвалифицированных специалистов, способных решать перспективные задачи.

В ходе реформы высшего образования были разработаны и постепенно введены новые учебные программы, планы общеобразовательного и профессионального обучения. В учебные программы были включены новые дисциплины. Для более основательной подготовки студентов к своей будущей деятельности вводились научно-производственные и исследовательские занятия.

Эти изменения были связаны с перестройкой частично устаревших структур и форм руководства в университетах и институтах. Своей идеологической работой ячейки СЕПГ помогали преодолевать устаревшие привычки, традиции и индивидуализм в научно-исследовательской работе и обучении и добиваться единства научных исследований, обучения, научно-производственных занятий и современных методов обучения и образования.

В июне 1968 г. 6-й пленум ЦК СЕПГ принял решение о дальнейшем развитии единой системы образования. На основе этих решений работники органов народного образования, педагоги и ученые разработали новые мировоз- 263 зренческие и научные основы общего образования, учитывающие потребности общества, более тесного сплочения сил на базе научно-технического прогресса. Главная суть этих основ сводилась к требованиям учитывать в программах обучения достижения науки, техники и культуры, самым тесным образом обеспечить единство образования и воспитания, развития коллектива и личности.

В 1969 г. были открыты десять высших инженерных школ. Одновременно были введены новые учебные планы в профессионально-технических учебных заведениях.

вЕК

фундаментальная наука вузам

264

Новые принципы нашли свое отражение как в новых учебных планах, так и в учебных пособиях. Целью политехнического обучения отныне стала подготовка к получению профессии. Более широкое общее образование, обучение новым основным профессиям и профессиональное обучение с экзаменом на аттестат зрелости имели своей целью подготовку молодых квалифицированных кадров. Они должны были быть способными решать в последующие годы и десятилетия значительно более высокие и сложные задачи. Тем самым был начат новый этап в профессиональном обучении.

Введение учебных и воспитательных планов в детских садах и значительное расширение сети детских учреждений сыграло большую роль в систематической подготовке большинства детей дошкольного возраста к десятиклассной политехнической средней школе.

Съезд заявил, что высокая образованность граждан и постоянное совершенствование их знаний во все большей мере становятся одним из определяющих признаков социалистической жизни в ГДР, важным элементом формирования всесторонне развитой личности - социалистического немца.

Было решено к 1975 г. в основном завершить переход к всеобщему 10-летнему образованию и закончить разработку программы обучения, выпуск учебников и других учебных пособий для 10-летних общеобразовательных политехнических школ. Это включало интенсификацию всего учебного процесса с тем, чтобы дать молодежи широкое общее образование, вооружить ее знанием основ социалистического мировоззрения, а

также привить ей принципы социалистической морали и этики.

В «эру Хонеккера» духовная жизнь и культура ГДР продолжали в целом оставаться под влиянием политики СЕПГ. Главным инструментом формирования общественного мнения и настроений являлись СМИ. Работники народного образования напряженно трудились в деле обеспечения высокого общеобразовательного уровня молодежи и ее воспитания, стремясь дать ей хорошую подготовку к жизни и труду.

Повысился уровень обучения и воспитания в школах. В 1972 г. было закончено введение новых учебных планов. Многие парторганизации проводили вместе с беспартийными учителями, родителями, ССНМ и шефскими бригадами от предприятий большую работу по воспитанию у молодежи этических и моральных качеств и норм поведения. Обучение тесно увязывалось с разъяснением вопросов политической борьбы. Партия поставила задачу воспитывать учащихся в духе коммунистической морали, уважения физического труда и рабочего человека. Большое внимание уделялось воспитанию у школьников понимания важности дружбы с СССР.

В соответствии с решением секретариата ЦК райкомы партии начали проводить (с 1971 г. перед началом учебного года) совещания актива народного образования. Перед учителями, воспитателями, функционерами народного образования, представителями парторганизаций, госорганов, массовых организаций и предприятий выступали первые секретари райкомов и другие ответственные работники с докладами по идеологическим вопросам в свете решений VIII съезда, по актуальным политическим пробле-

ф

мам и о задачах в различных областях общественного развития.

Важное место в воспитательной работе с подрастающим поколением стал занимать праздник совершеннолетия для учащихся 8 класса. Продолжив традицию немецкого рабочего движения, это мероприятие дополнило воспитание молодежи в семье, в школе, в пионерской организации и ССНМ. Таким образом, праздник совершеннолетия стал составной частью системы образования и общественной жизни в ГДР. Для сравнения, если в 1954-1955 гг., когда были созданы комитеты по вопросам праздника совершеннолетия, в этом акте участвовало 20% учащихся восьмых классов, то в 1973-1974 гг. -уже 96%. К 1974 г. около 4 млн. подростков участием в праздничных мероприятиях совершеннолетия выразили свою приверженность делу республики.

В конце июня 1973 г. руководство СЕПГ приняло решение о задачах по повышению уровня воспитания в пионерской организации имени Эрнста Тельмана. В нем указывалось, что школа, пионерская организация и родители вместе должны нести ответственность за воспитание детей. К началу 1975 г. 80% всех пионерских отрядов имели шефские бригады. Пионеры-тельмановцы имели свою газету "Trommel" («Барабан»), принимали участие в движении антиимпериалистической солидарности.

В области народного образования был в основном завершен переход к обязательному среднему образованию в объеме общеобразовательной политехнической школы-десятилетки. Задача добиться того, чтобы 90% всех успешно окончивших 8 классов продолжали учебу в девятых классах, была выполнена в 1973 г. В 1975 г. в работе

классных активов и школьных советов, которые играли важную роль в вопросах образования и воспитания молодого поколения, участвовали 677 тыс. граждан республики.

С 1971 по 1975 гг. на дневные отделения высших и средних специальных учебных заведений было принято 282,5 тыс. человек. 220 тыс. выпускников очного обучения приступили за этот период к работе в народном хозяйстве, культурной и других сферах.

27 апреля 1979 г. в заключительном слове на X Пленуме ЦК СЕПГ «Навстречу 30-летию образования ГДР» Хонеккер констатировал, что «наш народ может гордиться достигнутым за 30-лет жизненным уровнем. Я имею в виду при этом как материальный, так и культурный уровни, поскольку нельзя отделять один от другого, оба они взаимосвязаны» [4, с. 22]. 22 июня 1979 г. Хонеккер встретился с деятелями культуры и искусства ГДР, перед которыми выступил с речью. Глава ГДР отметил, что «...подъем науки, образования и культуры является прочной органической составной частью всей политики нашей партии, направленной на благо народа» [там же, 265 с. 35]. 6 октября 1979 г. Хонеккер выступил с обширной речью на торжественном собрании, посвященном 30-летию ГДР [5, s. 578-597]. Он отметил, что в Германской Демократической Республике права человека, и прежде всего право на образование, не только записаны в конституции, но и стали реальностью. К каждому гражданину предъявляется требование совместно принимать участие в труде, планировании и управлении», а «в отношении духовной и культурной жизни, расцвета искусства или здравоохранения можно подобным образом провести восходящую линию развития в течение этих десятилетий» [4, с. 59].

ф

фундаментальная наука вузам

В сфере культуры и образования непреложным законом оставались принципы и нормы «социалистического реализма». Несмотря на заверения Хонеккера, либерализации культурной жизни не произошло. Идеологический контроль партийно-государственных чиновников лишал свободы творческой деятельности, порождал критические настроения в кругах деятелей народного образования. СЕПГ использовала ситуацию для ужесточения культурной политики.

В то же время монополия СЕПГ на образование нарушалась альтернативной культурой, которая развивалась вне официальных структур и учреждений образования и культуры ГДР. Ее задачами не являлось противостояние официальной культуре или сознательная оппозиция режиму СЕПГ. Акции и инициативы альтернативной культуры были попыткой создания свободного от государственной регламентации культурного пространства.

В 1970-е гг. росло число публикаций «самиздата», которые печатались на пишущей машинке, иногда - в церковных 266 типографиях. В 1980-е гг. таким образом, издавалось 30 литературных, около 30 информационно-культурных журналов. Их названия - «Контекст», «Или-или», «Удар» и другие - отражали эстетическую программу, прежде всего молодого поколения творческой интеллигенции. Устраивались авторские чтения литературных произведений; например, в Берлине еженедельно проводились 1-2 таких чтения с участием от 50 до 120 слушателей.

В мастерских художников, на частных квартирах, в церковных зданиях проводились выставки работ авторов, ищущих новые формы творчества. В 1980-е гг. существовало около 20 неофи-

циальных галерей в Берлине, Дрездене, Лейпциге и других крупных городах ГДР. Все это было неотъемлемой частью неформального народного образования граждан республики [6, с. 108-123].

7 октября 1984 г. Хонеккер выступил с речью по случаю 35-летия ГДР. В ней он отметил, что «в нашей стране широко открыты двери к знанию и образованию перед всеми детьми народа и перед всеми взрослыми» [7, s. 1].

Таким образом, на примере развития народного образования в ГДР мы видим, что, учитывая гуманитарный фактор, СЕПГ решала большие задачи развития своего народного образования как составной части культурной революции в республике, опиралась на сотрудничество с Советским Союзом, учитывая опыт советского народного образования. Это сотрудничество и этот опыт не были свободны от идеологической составляющей, однако, в то же время прогрессивный опыт школы ГДР был заимствован далеко за ее пределами.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. За антифашистскую демократическую Германию. - М., 1969.

2. История Германии в 3-х тт. / Под ред. Б. Бонвеча и Ю. В. Галактионова. - Кемерово, 2005. - Т. 2.

3. Protokoll der Verhandlungen des VI. Parteitages der Sozialistischen Einheitspartei Deutschlands 15. bis 21 Januar 1963. Bd. I. - Berlin, 1963.

4. Хонеккер Э. Избранные речи и статьи. 1978-1985 гг. - М., 1986.

5. Honecker E. Reden und Aufsatze. - В.: Dietz Verlag, 1975-1982. - Bd. 6.

6. Щербина Д. Г. Развитие социалистической культуры в ГДР // Некоторые вопросы новой и новейшей истории. - Днепропетровск, 1973.

7. Neues Deutschland. - 1984. - 8 Okt. |

]EK

ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.