Научная статья на тему 'Влияние советского Союза на послевоенное развитие культуры Восточной Германии (1945-1949 гг. )'

Влияние советского Союза на послевоенное развитие культуры Восточной Германии (1945-1949 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
802
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ЕДИНАЯ ПАРТИЯ ГЕРМАНИИ / КУЛЬТУРА ГЕРМАНИИ / СОВЕТСКАЯ ГЕРМАНИЯ / ПОСЛЕВОЕННАЯ ГЕРМАНИЯ / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА В ВОСТОЧНОЙ ГЕРМАНИИ / ИСТОРИЯ ГЕРМАНИИ / THE SOCIALIST UNIFIED PARTY OF GERMANY / CULTURE OF GERMANY / SOVIET GERMANY / POST-WAR GERMANY / CULTURAL POLICY IN EAST GERMANY / HISTORY OF GERMANY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нефедов Вячеслав Викторович

В последние годы в исторических исследованиях значительную актуальность приобрело изучение проблем культуры стран социалистического содружества. Вместе с тем изучение культуры Германской Демократической Республики содержит значительные лакуны, особенно это касается периода с 1945 по 1949 г. В определенной степени их может восполнить обращение к источникам советского периода. Тем не менее, этого недостаточно. Необходим современный взгляд на культуру Восточной Германии после Второй мировой войны. Предметом исследования является политика Социалистической единой партии Германии в период становления социалистической культуры. Цель настоящего исследования изучение влияния Советского Союза и идей Октябрьской революции на послевоенное культурное развитие Восточной Германии (1945-1949 гг.). Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования материалов советских и немецких книг, газет и журналов. Основным методом, используемым в работе, является социопрагматический, который позволяет объективно исследовать процессы, происходившие в советской зоне оккупации Германии. Исследованы общественные процессы, происходившие с 1945 по 1949 г. в Восточной Германии, определена степень влияния Советского Союза и идей Октябрьской революции на культурную политику Социалистической единой партии Германии. Изучение советского влияния на культурную политику Социалистической единой партии Германии в немецком социуме позволило определить его как достаточно высокое. Проведенное исследование подтверждает выводы о том, что партийные деятели Социалистической единой партии Германии стремились вести культурную политику в Восточной Германии по советскому образцу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of Soviet Union on the post-war culture development of Eastern Germany (1945-1949)

The study of cultural problems in the countries of the socialist community has acquired considerable relevance in historical research recently. At the same time there are considerable gaps in the study of culture of German Democratic Republic. For the period from 1945 to 1949 it is especially true. Appeal to the sources of the Soviet period can make it partly up. Nevertheless, this is insufficient. A modern view of the culture of East Germany after Second World War is necessary. The policy of Socialist Unified Party of Germany at the socialist culture formation period is the subject of this research. The consideration of the influence of Soviet Union and ideas of October Revolution on the postwar cultural development of East Germany (1945-1949) is the aim of this research. The realization of research tasks based on the using of Soviet and German books, newspapers and magazines is achieved. Sociopragmatic method, that allows to objectively investigate the processes in Soviet occupation zone of German is the main in this work... The study of cultural problems in the countries of the socialist community has acquired considerable relevance in historical research recently. At the same time there are considerable gaps in the study of culture of German Democratic Republic. For the period from 1945 to 1949 it is especially true. Appeal to the sources of the Soviet period can make it partly up. Nevertheless, this is insufficient. A modern view of the culture of East Germany after Second World War is necessary. The policy of Socialist Unified Party of Germany at the socialist culture formation period is the subject of this research. The consideration of the influence of Soviet Union and ideas of October Revolution on the postwar cultural development of East Germany (1945-1949) is the aim of this research. The realization of research tasks based on the using of Soviet and German books, newspapers and magazines is achieved. Sociopragmatic method, that allows to objectively investigate the processes in Soviet occupation zone of German is the main in this work. Social processes that occurred from 1945 to 1949 in East Germany are investigated. The degree of influence of Soviet Union and the ideas of October Revolution on the cultural policy of Socialist Unified Party of Germany is determined. The study of the Soviet influence on the cultural policy of Socialist Unified Party of Germany in the German society allowed to determinate its level as quite high. The study confirms the conclusions of researchers that party persons of SUPG sought to conduct cultural policy in East Germany based on the Soviet sample. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Влияние советского Союза на послевоенное развитие культуры Восточной Германии (1945-1949 гг. )»

DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-178-175-181 УДК 94

ВЛИЯНИЕ СОВЕТСКОГО СОЮЗА НА ПОСЛЕВОЕННОЕ РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ВОСТОЧНОЙ ГЕРМАНИИ (1945-1949 гг.)

Вячеслав Викторович НЕФЕДОВ

Фонд содействия развитию русской культуры 442250, Российская Федерация, Пензенская обл., г. Белинский, пл. Советская, 8-1

E-mail: nefslava@mail.ru

Аннотация. В последние годы в исторических исследованиях значительную актуальность приобрело изучение проблем культуры стран социалистического содружества. Вместе с тем изучение культуры Германской Демократической Республики содержит значительные лакуны, особенно это касается периода с 1945 по 1949 г. В определенной степени их может восполнить обращение к источникам советского периода. Тем не менее, этого недостаточно. Необходим современный взгляд на культуру Восточной Германии после Второй мировой войны. Предметом исследования является политика Социалистической единой партии Германии в период становления социалистической культуры. Цель настоящего исследования - изучение влияния Советского Союза и идей Октябрьской революции на послевоенное культурное развитие Восточной Германии (1945-1949 гг.). Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования материалов советских и немецких книг, газет и журналов. Основным методом, используемым в работе, является социопрагматический, который позволяет объективно исследовать процессы, происходившие в советской зоне оккупации Германии. Исследованы общественные процессы, происходившие с 1945 по 1949 г. в Восточной Германии, определена степень влияния Советского Союза и идей Октябрьской революции на культурную политику Социалистической единой партии Германии. Изучение советского влияния на культурную политику Социалистической единой партии Германии в немецком социуме позволило определить его как достаточно высокое. Проведенное исследование подтверждает выводы о том, что партийные деятели Социалистической единой партии Германии стремились вести культурную политику в Восточной Германии по советскому образцу.

Ключевые слова: Социалистическая единая партия Германии; культура Германии; советская Германия; послевоенная Германия; культурная политика в Восточной Германии; история Германии

В условиях наличия глобальных трендов на эгалитаризацию духовной жизни представляется целесообразным обратиться к опыту созданной вскоре после крушения гитлеровского «Третьего рейха» Германской Демократической Республики (ГДР). Достижение ею определенных успехов в различных областях культуры, осуществленное под руководством Коммунистической партии Германии, а с 1946 г. - Социалистической единой партией Германии (СЕПГ), решавшей неоднозначную проблему не только выкорчевывания и окончательного искоренения нацистской культуры, но и преодоления имевшей определенное влияние «классической буржуазной культуры», принадлежит к своеобразным историческим феноменам, требующим аргументированного научного объяснения. Совершенный одной третью частью Германии как одной из ведущих континентальных держав в весьма короткое время переход от нацистской по духу и содержанию культуры к культуре, превозносившей идеалы социализма и коммунизма, минуя, во

многих случаях неизбежный, период общедемократической культуры, является уникальным случаем для Западной Европы. Данный опыт быстрой «переделки» внутреннего наполнения культуры вполне допустимо рассматривать как универсальный и применять в наше время и в дальнейшем при смене правящих режимов.

Значимость рассмотрения культуры в демократической Германии обусловлена перманентно усиливающейся и никогда не исчезающей совсем остротой проблематики взаимоотношений духовной и политической сфер общества, функционирования культуры в рамках государства. Культура ходит рука об руку с политикой. При всех расхождениях между ними в идеалах и интересах государство почти всегда стремится поставить культуру к себе на службу и использовать ее в своих интересах как орудие мощного политического воздействия. Все это в новейшее время было особенно характерно для режимов советского типа. В силу же наличия подобных задач во многих странах в настоящее

© Нефедов В.В., 2019

175

время изучение позитивного опыта прошлого остается весьма актуальным, тем более, что культурная жизнь Восточной Германии и относящаяся к ней политика правящей СЕПГ не раз подвергались явно необъективному анализу и изучались односторонне и тенденциозно. Некоторые исследователи сосредоточивали внимание на их деструктивных, то есть разрушительных, составляющих. Они были обусловлены установками на искоренение расходящихся с официальной социалистической идеологией элементов культуры, тогда как меры по воспроизводству собственных, выражающих эту идеологию культурных ценностей, выработке специфических художественных идеалов, стимулированию и активизации процессов, составлявших генезис новой культуры, в историографии освещены слабо и нуждаются в дальнейшем объективном рассмотрении.

Немалая часть достижений культуры демократической Германии периода социализма остается полезной и востребованной до сегодняшнего дня. «Очищенные» и идеализированные культурные формы (кино, театральные постановки, архитектурные сооружения и другие) служат источником представления сегодняшних людей о восточногерманском «социализме цветов» ГДР1. Поскольку эта идеализация служит базой воспроизводства левых движений в Европе, важно показать сущность и характерные черты культуры «советской Германии» и культурной политики ее правящей партии, тесно связанной с советской идеологией.

С формальной стороны, на политической арене демократической Германии царила многопартийность. Фактически же монополия СЕПГ на власть была закреплена в конституциях ГДР.

Кроме того, феноменология культуры на востоке Германии служит благодатным материалом для изучения психологических аспектов отнюдь не всегда «мирного» воздействия, производимого на ее созидателей и реципиентов государством.

Опыт осуществленных перемен в культурной ориентации немалой части населения страны, осуществленных в демократической Германии в условиях преодоления культурного наследия гитлеризма и за относительно

1 Neues Deutschland. 1989. 27 Februar; Einheit.

1989. 6 Oktober.

короткий срок, может быть использован и сегодня в странах, ступивших на путь кардинальной общественной трансформации.

Исследователи культурного строительства в государствах советского блока не раз обращали внимание на общность в них ряда черт этого процесса. Однако его национальные особенности, в частности, в советской зоне оккупации Германии, а затем и в суверенной ГДР, и особенно специфики руководства им со стороны правящей партии Пика -Гротеволя, а также применения советских рецептов, заслуживают особого внимания историков.

Культурная жизнь Восточной Германии в послевоенный период во многом определялась многочисленными контактами с Советским Союзом, как с «большим братом», широкими возможностями использования опыта Советского Союза и его помощью в культурном развитии.

Общая же его направленность определялась заданными ленинской теорией и основными составляющими культурной революции в других социалистических странах установками на партийное руководство культурным развитием.

Надо было уделять непрестанное внимание культурному просвещению масс как условию их овладения властью, что предполагало создание новой системы образования и просвещения. Надо было в срочном порядке заняться перевоспитанием старых кадров и сформировать интеллигенцию нового социума, безусловно, преданной идеалам марксизма-ленинизма.

Трудной поначалу казалась задача, связанная с созданием культуры, свободной от частнособственнических взглядов.

Перестройка повседневной жизни и повседневных отношений, преодоление влияния старой идеологии и утверждение марксистско-ленинской идеологии - все это надо было решать не в ближайшие годы, а в ближайшие месяцы, начиная с мая 1945 г.

Демократическая республика под руководством СЕПГ пыталась обеспечить ликвидацию неоднородностей и диспропорций в потреблении и производстве культурных ценностей между всеми гражданами страны, социальными группами, нациями, мужчинами и женщинами; не только создать условия для пользования своими гражданами благами

культуры, но и превратить их в активных участников культурного процесса; обеспечить материальную базу культуры, подготовку ее работников; концентрировать силы и средства для ускоренного развития культуры в том направлении, в котором было наиболее заинтересовано руководство СЕПГ; воспитывать у граждан республики «пролетарский интернационализм». В то же время руководство правящей марксистской партии опиралось на советский тезис, согласно которому культура должна быть «социалистическая по своему содержанию и национальная по форме» [1].

По примеру руководства Коммунистической партии Советского Союза Центральный комитет СЕПГ ставил во главу своей культурной политики следующие основные принципы.

1. Рабочие труженики (а на деле - партийно-государственное руководство республики) должны были осуществлять руководящую роль в области культуры - так же, как и в области экономики и политики (это классовая теория классиков марксизма).

2. Работники культуры и искусства должны быть тесно связаны с жизнью рядовых граждан. Они должны были отправляться набираться опыта на заводы и фабрики, шахты и сельхозпредприятия.

3. Главная задача общества в демократической Германии - формирование предпосылок для создания «социалистической немецкой нации»2.

27 июня 1945 г. И.Р. Бехер послал военному коменданту Большого Берлина письмо, в котором рассказал ему основные теоретические принципы будущей деятельности Культурбунда, то есть «Союза деятелей культуры по демократическому обновлению Германии» [2, с. 44].

Прежде всего, это полное удаление из общественного обихода немцев идеологии гитлеризма и реваншизма, а также и связанной с ними морали. Поиск и удаление всех исторических фактов, позволивших допустить в Германии милитаризм и нацизм, воспитание нового образа мышления и поведения, возрождение гуманистических традиций немецкой культуры [3, 8. 206]. В тот же день приказом Главноначальствующего Совет-

ской военной администрации в Германии (СВАГ) был утвержден состав Центрального управления народного образования и культуры в советской зоне оккупации3.

По согласованию с Советской военной администрацией в Германии был установлен срок начала занятий в школах - 1 октября 1945 г. [3, 8. 117-120]. 25 августа 1945 г. был обнародован приказ № 40 о порядке и общих принципах возобновления работы школ и иных учреждений культуры. Из этого приказа мы видим конкретную перспективу дальнейшего развития школ и культурных учреждений [3, 8. 130-131]. Всего по численному составу работников культуры в советской зоне оккупации к концу 1945 г. был заметен рост по сравнению с 1939 г. [4, 8. 36].

Приказ Главноначальствующего СВАГ от 8 сентября 1945 г. предписывал немедленное и повсеместное уничтожение литературы периода гитлеризма «в целях быстрейшего искоренения идей нацизма и милитаризма» . Литератор Л. Ренн настаивал немедленно избавляться от «расового безумия Гитлера»5. Однако он советовал писателям отражать в своем творчестве личностные изменения и зарождение сомнений в нацизме у солдат «Третьего рейха» [5, 8. 126].

Увидевший свет в мае 1946 г. закон о реформе образования и культуры основывался на базовом тезисе В.И. Ленина о необходимости «полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества» [6, с. 232]. Он определял обязательную монополию государства в деле культурного воспитания его граждан, непременные принципы гуманизма и интернационализма, демократии, беспримерного служения народу на основе самостоятельности

мышления и личной ответственности за свои

„6

действия представителей новых поколений . Идеи и постулаты лидера Октябрьской революции о важности для молодежи жизнерадостности и бодрости, совместных и разнообразных занятий физическим и духовным са-

2 Geschichte der deutschen Arbeiterbewegung: in 8 Bd. Berlin: Dietz Verlag, 1966. Bd. 8. S. 229.

3 За антифашистскую демократическую Германию: сб. док. 1945-1949 гг. / Министерство иностранных дел СССР, Министерство иностранных дел ГДР. М.: Политиздат, 1969. С. 108.

4 Там же. С. 147.

5 Berliner Zeitung. 1959. 5 April.

6 За антифашистскую демократическую Герма-

нию: сб. док. 1945-1949 гг. ... С. 248.

мосовершенствованием7 и другие подобные мысли нашли в политике Восточного Берлина свое отражение в становлении «социалистического немца» как образцового гражданина ГДР [7, с. 20-24; 8].

Приказом СВАГ № 50 от 4 сентября 1945 г. предписывалось в области высшего образования и культуры осуществлять «подготовку таких кадров, которые были бы способны на практике проводить демократические принципы»8. По мнению президента Центрального управления народного образования и культуры П. Ванделя, представители советской администрации, которые принимали активное участие в его претворении в жизнь и практической реализации на практике, проявили себя с самой лучшей стороны как «подлинные представители первого в мире рабоче-крестьянского государства» [9, 8. 248]. 15 октября 1945 г. Йенский университет первым из всех высших учебных заведений возобновил деятельность всех своих факультетов9.

Из числа советских офицеров и гражданского персонала советской администрации, владевших немецким языком, были созданы лекторские группы в Восточном Берлине и во всех пяти землях советской зоны оккупации. В университетских аудиториях перед студентами и преподавателями они читали лекции по историографии, психологии, педагогике, филологии, истории ВКП(б) и о «социалистическом реализме».

Подводя итог культурно-образовательному развитию, Немецкая экономическая комиссия сделала объективные выводы в своем постановлении 31 марта 1949 г.: «В Советской зоне уже сейчас работают 19 высших учебных заведений против всего 13 в 1939 г. Более четверти всех учащихся наших вузов - дети рабочих и крестьян. В 1948 г. было выдано стипендий на сумму, в 100 раз превышающую расходы на стипендии в кайзеровской Германии и в 15 раз те же расходы в Веймарской республике»10.

2 октября 1945 г. приказом № 85 советская военная администрация в Германии обязала Центральное управление народного об-

7 Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине: в 5 т. М., 1984. Т. 5. С. 46.

8 За антифашистскую демократическую Германию: сб. док. 1945-1949 гг. ... С. 143-144.

9 Там же. С. 143.

10 Там же. С. 616.

разования и культуры осуществить конкретные меры по учету и охране музейных ценностей и возобновлению деятельности музеев11.

Особой формой культурно-просветительной работы стали поездки в Страну Советов делегаций немецких деятелей культуры и ученых, которые тщательно отбирались по двум каналам. Этим занимались непосредственно СВАГ и руководство СЕПГ [10, с. 90-99]. Запланированная ранее советской стороной культурная программа обеспечивала ознакомление немецкой интеллектуальной элиты с самыми разными сферами жизни советских граждан, непременно обращая внимание на успешное строительство социалистического общества в СССР12.

14 мая 1945 г. генерал Н.Э. Берзарин обсудил с деятелями искусства и руководителями театров вопрос об открытии берлинских театров13. 6 июня 1945 г. состоялось новое совещание с деятелями искусства. Позднее западногерманская газета "Frankfurter Illustrierte" писала: «Поразительной представляется помощь русских в области культуры, вопреки всем кажущимся непреодолимым трудностям, темп восстановления деятельности учреждений культуры прямо-таки

14

захватывает дух» .

Возрождению сценического искусства в Восточной Германии способствовали регулярные гастроли советских артистов. Хореограф И.А. Моисеев вспоминал, что «с 1945 г. за рубежом наш ансамбль стали называть «послом мира и добра», начали мы в Финляндии, потом продолжили в Восточной Германии. Энергия наша, дарившая радость, красоту и профессиональный блеск, пробивала любую «броню» и растапливала любой лед недоверия, а ведь перед этим мы воевали и с финнами, и с немцами!»15.

Население советской зоны вновь получило доступ к шедеврам немецкой и мировой культуры. Как подчеркнул дирижер Э.Э. Клас,

11 За антифашистскую демократическую Германию: сб. док. 1945-1949 гг. ... С. 161-162.

12 За дружбу между народами Германии и СССР. Беседа с профессором Эрнстом Никишем // Огонек. 1949. № 49. С. 10.

13 Отважный воин-освободитель, друг нашего народа комендант Берзарин // ГДР. 1967. № 11. С. 4-7.

14 General Bersarin befiehlt: "Vorhang auf' // Frankfurter Illustrierte. 1954. 20 September.

15 Из личной беседы автора с И.А. Моисеевым в ГАБТ РФ. 2004. 10 июня.

этому способствовала «Россия, которая победила самое страшное животное. Так я думаю о фашизме»16.

Возрождение киноиндустрии в Восточной Германии было связано с деятельностью созданной в конце 1945 г. группы "Filmaktiv". Советская военная администрация, советские литератор А.Л. Дымшиц [11] и режиссеры А.Н. Андриевский, Г.В. Александров, И.З. Трауберг и другие оказали неоценимую помощь восточногерманским кинематографистам. Ведущими темами творчества последних стали антинацистская («Брак в тени», режиссер К. Метциг, 1947 г.; «Дело Блюма», режиссер Э. Энгель, 1948 г.; «Ротация», режиссер В. Штаудте, 1949 г.); история немецкого революционного движения и послевоенная жизнь («Где-то в Берлине», режиссер Г. Лампрехт, 1946 г.; «Судьбы женщин», режиссер З. Дудов, 1952 г. и др.).

С 1947 по 1949 г. в Восточном Берлине выходил литературно-публицистический журнал "Ost und West", издававшийся А. Канторовичем по советской лицензии. В рамках дискуссии 1948-1949 гг. между сторонниками различных художественных методов в "Neues Deutschland", "Aufbau", "Tägliche Rundschau" при поддержке советских деятелей культуры были подвергнуты критике «искусство для искусства» и абстракционизм и обоснована необходимость реализма.

На I съезде писателей в советской зоне оккупации Анна Зегерс выступила в поддержку преобразований в просоветском духе. Она назвала это «новой возможностью» для писателей всей Германии, освобожденной от нацизма: «Писатель может теперь направлять свою волшебную лампу, свой талант на ту точку, которая важнее всего как общественное явление. Он может осветить эту точку так ярко, что его соотечественники, его потрясенный и потерявший веру народ, волей или неволей взглянут на то, что для всех важнее всего» [12, S. 42]. Во вновь созданных издательствах "Dietz" и "Aufbau" стали регулярно печатать произведения советских писателей, мастеров «социалистического реализма». Средства массовой информации Восточной Германии обращали внимание читателей на «Мать» А.М. Горького, на романы М.А. Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина», на поэзию В.В. Маяковского,

16 МК-Эстония. 2010. 5 апр.

роман Н.А. Островского «Как закалялась сталь» - книгу, которая нашла огромный отклик у молодежи.

Таким образом, под влиянием идей Октябрьской революции, под влиянием Советского Союза сразу же после победы советского народа в Великой Отечественной войне, особенно в период с апреля 1946 г. по октябрь 1949 г., руководство СЕПГ провело определенную работу, связанную с формированием и дальнейшем складыванием основной концепции по вопросам проведения культурной политики в Восточной Германии. Важную помощь руководящей партии в советской зоне оказывал Культурбунд.

Была проведена существенная работа по привлечению на свою сторону части прогрессивной интеллигенции, в дальнейшем активно помогавшей стать СЕПГ правящей партией в демократической Германии. СЕПГ вырабатывала свою концепцию в области политики и культуры в тесном взаимодействии со СВАГ. По-другому быть не могло: только советская военная администрация обладала административными и правовыми возможностями проведения реформ в советской зоне. Но успех их реализации во многом зависел от СЕПГ. Тем не менее, эта партия не была просто «штурмовым отрядом» советской военной администрации. В своих действиях она обладала определенным минимумом самостоятельности и сама могла решать целый ряд вопросов. Более того, принимая основополагающие решения, СВАГ не могла не учитывать мнение СЕПГ, да и информация о фактическом положении дел поступала в советскую военную администрацию из партийных источников. Конечно, решающее слово оставалось за СВАГ, но как оно будет произнесено, где и какие будут расставлены акценты - это, в определенной мере, зависело именно от Центрального комитета СЕПГ.

Список литературы

1. Сталин И.В. Политический отчет ЦК XVI съезду ВКП(б), разд. 3, пункт 2 // Правда. 1930. 28 июня.

2. Павлова-Сильванская М.П. Германская Демократическая Республика. 30 лет на пути социализма. М., 1979. 64 с.

3. Becher J.R. An den Militärkommandanten der Stadt Berlin, 27. Juni. 1945 // Becher L., Prokop G.

Jochannes R. Becher: Bildchronik seines Lebens. Berlin, 1963. 303 S.

4. Uhlig G. Der Beginn der antifaschistischdemokratischen Schulreform 1945-1946. Berlin: Akademie-Verlag, 1965. 282 S.

5. Renn L. Weshalb keine Literatur über den Krieg? // Neue Deutsche Literatur. 1956. № 1. 172 S.

6. Ленин В.И. Замечания на второй проект программы Плеханова // Полн. собр. соч.: в 55 т. М.: Политиздат, 1979. Т. 6. С. 212-235.

7. Зегерс А. Рождение нового человека // Новое время. 1950. № 46. С. 20-24.

8. Miller R. Das moralische Antlitz des sozialistischen Menschen. Berlin: Dietz Verlag, 1959. 53 S.

9. Wandel P. Unsere Hochschulen des Volkes - ein Werk der Einheit der Arbeiterklasse // Hochschulwesen. 1966. № 4. S. 26.

10. Тюльпанов С.И. Сотрудничество СВАГ и СЕПГ в борьбе за демократию и социализм // Единство, рожденное в борьбе. Л., 1976. 207 с.

11. Alexander Dymschitz. Wissenschaftler, Soldat, Internationalist / hrsg. von K. Ziermann. Berlin, 1977. 304 S.

12. Seghers A. Glauben an Irdisches. Essays aus vier Jahrzehnten. Leipzig, 1969. 287 S.

Поступила в редакцию 07.06.2018 г. Отрецензирована 01.10.2018 г. Принята в печать 12.11.2018 г.

Информация об авторе

Нефедов Вячеслав Викторович, кандидат исторических наук, вице-президент. Фонд содействия развитию русской культуры, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: nefslava@mail.ru

Для цитирования

Нефедов В.В. Влияние Советского Союза на послевоенное развитие культуры Восточной Германии (19451949 гг.) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2019. Т. 24, № 178. С. 175-181. БО! 10.20310/1810-0201-2019-24-178-175-181.

DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-178-175-181

THE INFLUENCE OF SOVIET UNION ON THE POST-WAR CULTURE DEVELOPMENT OF EASTERN GERMANY (1945-1949)

Vyacheslav Viktorovich NEFEDOV

Foundation for the Help of Development of Russian Culture 8-1 Sovetskaya Sq., Belinsky 442250, Penza Region, Russian Federation E-mail: nefslava@mail.ru

Abstract. The study of cultural problems in the countries of the socialist community has acquired considerable relevance in historical research recently. At the same time there are considerable gaps in the study of culture of German Democratic Republic. For the period from 1945 to 1949 it is especially true. Appeal to the sources of the Soviet period can make it partly up. Nevertheless, this is insufficient. A modern view of the culture of East Germany after Second World War is necessary. The policy of Socialist Unified Party of Germany at the socialist culture formation period is the subject of this research. The consideration of the influence of Soviet Union and ideas of October Revolution on the postwar cultural development of East Germany (1945-1949) is the aim of this research. The realization of research tasks based on the using of Soviet and German books, newspapers and magazines is achieved. Sociopragmatic method, that allows to objectively investigate the processes in Soviet occupation zone of German is the main in this work. Social processes that occurred from 1945 to 1949 in East Germany are investigated. The degree of influence of Soviet Union and the ideas of October Revolution on the cultural policy of Socialist Unified Party of Germany is determined. The study of the Soviet influence on the cultural policy of Socialist Unified Party of Germany in the German society allowed to determinate its level as quite high. The study confirms the conclusions of researchers that party persons of SUPG sought to conduct cultural policy in East Germany based on the Soviet sample.

Keywords: The Socialist Unified Party of Germany; culture of Germany; Soviet Germany; post-war Germany; cultural policy in East Germany; history of Germany

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Stalin I.V. Politicheskiy otchet TSK XVI s"ezdu VKP(b), razd. 3, punkt 2 [The political report of the Central Committee to the 16th Congress of of the All-Union Communist Party (Bolsheviks), section 3, point 2]. Pravda [The Truth], 1930, June 28. (In Russian).

2. Pavlova-Silvanskaya M.P. Germanskaya Demokraticheskaya Respublika. 30 let na puti socializma [The German Democratic Republic. 30 Years on the Path of Socialism]. Moscow, 1979, 64 p. (In Russian).

3. Becher J.R. An den Militärkommandanten der Stadt Berlin, 27. Juni. 1945. In: Becher L., Prokop G. Jochannes R. Becher: Bildchronik seines Lebens. Berlin, 1963, 303 p. (In German).

4. Uhlig G. Der Beginn der antifaschistisch-demokratischen Schulreform 1945-1946. Berlin, Akademie-Verlag, 1965, 282 p. (In German).

5. Renn L. Weshalb keine Literatur über den Krieg? Neue Deutsche Literatur, 1956, no. 1, 172 p. (In German).

6. Lenin V.I. Zamechaniya na vtoroy proekt programmy Plekhanova [Comments on the second project of the Plekhanov's programm]. Polnoe sobranie sochineniy: v 55 t. [Completed Works: in 55 vols.]. Moscow, Politizdat Publ., 1979, vol. 6, pp. 212-235. (In Russian).

7. Zegers A. Rozhdenie novogo cheloveka [The born of a new man]. Novoe vremya [New Time], 1950, no. 46, pp. 20-24. (In Russian).

8. Miller R. Das moralische Antlitz des sozialistischen Menschen. Berlin, Dietz Verlag, 1959, 53 p. (In German).

9. Wandel P. Unsere Hochschulen des Volkes - ein Werk der Einheit der Arbeiterklasse. Hochschulwesen, 1966, no. 4, 26 p. (In German).

10. Tyulpanov S.I. Sotrudnichestvo SVAG i SEPG v bor'be za demokratiyu i socializm [The cooperation of Soviet Military Administration in Germany and Socialist Unity Party of Germany in the struggle for democracy and socialism]. Edinstvo, rozhdennoe v bor'be [Unity Born in the Struggle]. Leningrad, 1976, 207 p. (In Russian).

11. Ziermann K. (ed.). AlexanderDymschitz. Wissenschaftler, Soldat, Internationalist. Berlin, 1977, 304 p. (In German).

12. Seghers A. Glauben an Irdisches. Essays aus vier Jahrzehnten. Leipzig, 1969, 287 p. (In German).

Received 7 June 2018

Reviewed 1 October 2018

Accepted for press 12 November 2018

Information about the author

Nefedov Vyacheslav Victorovich, Candidate of History, Vice-President. Foundation for the Help of Development of Russian Culture, Moscow, Russian Federation. E-mail: nefslava@mail.ru

For citation

Nefedov V.V. Vliyanie Sovetskogo Soyuza na poslevoennoe razvitie kul'tury Vostochnoy Germanii (1945-1949 gg.) [The influence of Soviet Union on the post-war culture development of Eastern Germany (1945-1949)]. Vestnik Tambovsko-go universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2019, vol. 24, no. 178, pp. 175-181. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-178-175-181. (In Russian, Abstr. in Engl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.