СЕПГ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ГДР В 1949-1950 гг.
В.В. Нефёдов
Аннотация. В статье анализируется политика СЕПГ в сфере образования и культуры в 1949-1950 гг.
Ключевые слова: культурная политика в Восточной Германии, СЕПГ, ГДР.
Summary. The article analyzes cultural policy of the SED in the field of people's education and culture in the GDR in 1949-1950.
Keywords: cultural policy in East Germany, SED, GDR.
После образования ГДР руководству ЦК СЕПГ надо было выработать свою концепцию культурной политики в Восточной Германии. Анализу этой проблемы и посвящена данная статья, в которой автор впервые использовал материалы архивов, относящиеся к изучаемой теме. В правительственном заявлении премьер-министра ГДР от 13 октября 1949 г. говорилось, что правительство республики было намерено всеми силами содействовать развитию культуры и народного образования. Премьер-министр О. Гротеволь заявил: «...Поднимающийся уровень жизни должен идти нога в ногу с развитием культурной жизни. Достижения культуры должны стать достижениями для всех слоев нашего народа. Правительство видит свою почетную задачу в продолжении начатой школьной реформы, причем особое внимание будет уделено содействию учебе рабочих и крестьян. Правительство отдает себе отчет в том огромном влиянии, которое оказывают работ-
ники умственного труда на развитие нашей хозяйственной и культурной жизни» [1]. Поэт И. Р. Бехер откликнулся на создание ГДР так: «Впервые в немецкой истории возникло государство, которое служит свободному прогрессивному развитию немецкого народа, а тем самым и всему человечеству» [2, з. 73].
Возрастала и роль общественных организаций. Так, с 23 по 27 ноября 1949 г. в ГДР проходил II Конгресс Культурбунда, закрепивший изменения, произошедшие в его характере и общественной роли [3, з. 25-26]. Открывший работу конгресса Гротеволь выступил с докладом «Германская Демократическая Республика и интеллектуалы». Он уделил большое внимание указу НЭК от 31 марта 1949 г., подчеркнув при этом, что проявленная руководством СЕПГ позиция должна способствовать единству интеллектуалов и придать их партийности прочный фундамент. Как отмечалось в справке советского сотрудника Биричева «Немецкие на-
255
256
циональные премии 1949 года» от 12 декабря 1949 г., участники Конгресса, выступили за единство Германии: ГДР - это временная «база для борьбы за осуществление национальной идеи немецкого народа: достижения политического, экономического и культурного единства Германии» [4, л. 22]. В «Справке об Обществе германо-советской дружбы» от 21 января 1950 г. старший референт отдела информации СКК в Германии капитан Л. Афонин привел интересную цифру: «Общество провело свыше 5 000 собраний в городах, селах, на предприятиях и учреждениях, посвященных 70-летию со дня рождения И.В. СТАЛИНА» [там же, л. 32].
Интересны в связи с этим предостережения писателя Т. Манна, высказанные им 1 августа 1950 г. в ответе обербургомистру Веймара Бухтенкир-хену на приглашение принять участие в веймарских торжествах: «Обе стороны (СССР и США) должны стараться как-то смягчить и обезвредить последствие раздела мира на 2 лагеря, которое грозит человечеству одичанием. (...) Со своей стороны коммунизм должен устранить много злого, много невыносимого для социального смысла и отречься от иезуитской веры в оправдание любых средств для достижения своей цели овладеть миром. Только таким образом можно спасти мир, в котором народы могут выполнять обязанности и только так можно сохранить человечество (в первую очередь, в ГДР) от глубочайшего унижения» [там же, л. 8].
В начале 1950-х гг. интерес молодежи Восточной Германии к Советскому Союзу сильно возрос. Показательно в этом отношении «Письмо секретаря ЦК ВЛКСМ Н. А. Михайло-
ва М. А. Суслову о прекращении переписки советской молодежи с зарубежной молодежью» от 6 февраля 1951 г.: «В соответствии с указанием ЦК ВКП (б) Антифашистский комитет советской молодежи в 1950 году прекратил организацию переписки между советской и зарубежной молодежью. На письма, поступавшие в Антифашистский комитет советской молодежи, организовывались ответы только в том случае, если содержание писем представляло политический интерес, причем всегда с разрешения секретариата ЦК ВЛКСМ. (...) Несмотря на то, что Антифашистский комитет советской молодежи прекратил организацию переписки, количество писем, поступающих из-за границы в адрес Комитета, не сократилось. Только в январе 1951 года в Комитет поступило 1378 писем из 14 стран, в том числе из Австралии - 1, Англии - 3, Болгарии -94, Германской демократической республики - 225» [5, л. 1]. Далее в письме Михайлов сетовал, что «ответы на письма за границу направляются, минуя Антифашистский комитет советской молодежи» [там же, л. 2].
Быстро расширялись ряды общества германо-советской дружбы. К январю 1950 г. в обществе было 787 159 человек, а в июне 1950 г. - уже 1 243 655 человек. Секции общества германо-советской дружбы устанавливали контакты с соответствующими секциями Всесоюзного общества по культурным связям с заграницей. Издательство общества германо-советской дружбы только за период с 1947 по 1952 г. выпустило в свет 311 книг тиражом 8,5 млн экземпляров.
ЦК СЕПГ не оставался в стороне от общественных организаций. Программа «Повышение научного уров-
ня работы библиотек» на 1953 г. предусматривала необходимость координации работы библиотек, особенно на селе, в народных школах и домах культуры, использование опыта работы библиотек СССР, повышение общего образования и квалификации работников библиотек, создание условий для их обучения на заочных отделениях и курсах повышения квалификации. Ученый О.В. Ягов заметил: «Опыт советской культурной работы на селе в ГДР, конечно же, использовали, но вскоре они в этом вопросе значительно преуспели и превзошли СССР» [6].
В справке «Мероприятия правительства Германской Демократической Республики в области культуры и народного образования в 1949-51 годы», подготовленной посольством СССР в ГДР 6 марта 1952 г. приводятся такие данные: «В 1950 году на народное образование было ассигновано 1.384,8 млн н. м., а всего на развитие культуры, народное образование, здравоохранение и социальное обеспечение в 1950 году было ассигновано 5.761,7 млн н. м.» [4, л. 7-8]. Для претворения в жизнь этой части правительственной программы Народная палата и правительство ГДР приняли ряд законов и постановлений по всем вопросам развития культуры, науки и народного образования. То большое значение, которое придавалось этим вопросам правительством ГДР, ясно видно из ассигнований на культурное развитие республики и народное образование по бюджету на 1950-1951 гг. и по 5-летнему плану.
В 1950 г. ассигнования на эти цели возросли на 28,5% до суммы в 7.416,1 млн немецких марок, составив 32,9% всего бюджета. При этом расходы на
народное образование в 1950 г. возросли на 35%. В 5-летнем плане на 1950-1955 гг. было предусмотрено увеличение расходов на развитие культуры и народное образование к 1955 г. на 48% по сравнению с 1950 г.
В 1950-е гг. в ГДР были приняты различные меры по усилению существовавших и созданию новых правительственных учреждений, ведавших вопросами культуры и народного образования. При образовании первого правительства ГДР было создано министерство народного образования во главе с членом СЕПГ П. Ванделем. В 1949-1950-е гг. была несколько изменена структура этого министерства. Еще раньше, 31 марта 1949 г., был создан при Народной экономической комиссии комитет содействия интеллигенции. После образования ГДР он был преобразован в комитет содействия немецкой интеллигенции при Совете Министров ГДР. Его функции -контроль над исполнением всех мероприятий правительства ГДР по предоставлению различных льгот привилегированной интеллигенции. Был создан ряд новых государственных органов. Важнейшими из них стали: комиссия по делам искусств при Совете Министров республики и управление по делам литературы и издательств при правительстве ГДР.
Комиссия по делам искусств имела статус самостоятельного статс-секре-тариата. Ее председатель нес ответственность перед премьер-министром. Комиссия разрабатывала планы развития культуры в ГДР на основании 5-летнего плана, содействовала популяризации классиков немецкой культуры, произведений современных немецких авторов, а также произведений из СССР, «стран народной
257
258
демократии» и других государств. Другой ее задачей была борьба за реализм в искусстве против «формализма» и «космополитизма». Она же занималась вопросами художественной самодеятельности и подготовки кадров. В ее ведении находились крупнейшие театры, музеи страны, а также все художественные высшие и средние учебные заведения. Комиссия имела в землях и районах управления по делам искусств при органах народного образования. В ее распоряжение в 1952 г. было выделено 216 млн немецких марок [4, л. 8-9].
Управление по делам литературы и издательств ставило своей задачей содействие развитию литературы, поддерживавшей официальную идеологию СЕПГ. Оно выдавало лицензии на издательства, утверждало планы их работы, распределяло бумагу, просматривало все предназначенные для выпуска в свет произведения. Это управление должно было содействовать, прежде всего, изданию книг из СССР и стран Восточного блока. Оно также имело свои органы в землях и районах Восточной Германии.
Кроме того, при министерстве народного образования было создано центральное управление по научной литературе. Оно состояло из представителей государственной плановой комиссии, всех министерств и бюро информации. Задача управления - получать из-за границы и из ФРГ научную литературу и распределять ее внутри ГДР с учетом 5-летнего плана. Оно же занималось переводами научной литературы на немецкий язык, особенно произведений из СССР. Все эти органы работали в сотрудничестве с разными партиями ГДР и массовыми организациями. Прямого диктата
СЕПГ еще не бьло. У граждан республики, в порядке убывания, можно выделить все три типа адаптивного поведения: пассивное подчинение, бегство от неблагоприятного фактора и активное противодействие путем формирования адаптивных реакций.
Правительство ГДР продолжало финансовое укрепление школы. В 1950-1951 гг. и в течение всей пятилетки вплоть до 1955 г. расходы на общеобразовательную школу составили от 33% до 50% всех расходов на народное образование в республике. По постановлению правительства было улучшено материальное снабжение школ. Для бесплатного предоставления ученикам книг и учебных пособий было выделено 12 млн марок ГДР [4, л. 11].
В конце 1950 г. был принят закон об обязательном школьном обучении в ГДР, де-юре подтвердивший сложившийся ранее порядок школьного обучения в республике. Закон обеспечивал получение всеми детьми в ГДР школьного обучения. Для помощи детям переселенцев, отстававшим, как правило, в учебе от своих сверстников, были созданы особые классы с интернатами. Для усиления связи школы с населением в учебных заведениях были созданы родительские советы, которые избирались на общем собрании родителей. В заседаниях родительских советов принимали участие представители пионеров, молодежи и профсоюзов.
Таким образом, процесс культурной жизни ГДР был тесно связан с развитием экономики, политики и международных условий развития республики, в первую очередь, с многочисленными контактами с СССР. Этот процесс, преобразова-
ний в области культуры ГДР под руководством СЕПГ, имел свои национальные черты и особенности. Данная проблема осуществления преобразований в области культуры ГДР облегчалась грамотностью населения; наличием материальной базы культуры и кадров интеллигенции; существованием культурного наследия; возможностью использования опыта «старшего брата» - Советского Союза и помощи СССР в культурном развитии; официальной поддержкой политики СЕПГ в области культуры всеми партиями национального фронта республики. В то же время имелись существенные факторы, затруднявшие преобразования в сфере культуры. Это, прежде всего, влияние западной культуры, распад гуманистической культуры в период господства нацизма; почти полное отсутствие идеологических предпосы-
лок для просоветской культуры, что в значительной мере затрудняло и использование интеллигентов старой школы для революционно-демократической культуры.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Neues Deutschland. - 13.10.1949.
2. Becher J. R. Befreiung: deutsche Kultur und nationale Einheit. - Berlin, 1950.
3. Jaeger M. Kultur und Politik. Ein historischer Abriss. - Koeln, 1982.
4. Архив внешней политики РФ (АВП РФ). - Ф. 742. - Оп. 31. - Пор. 65. - Инд. № 800. - Папка 108; Оп. 37. - Пор. 138. -Папка 219. - Лл. 25-26; Ф. 82. - Оп. 34. -Пор. 38. - Папка 122.
5. Российский Центр хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИД-НИ). - Ф. 17. - Оп. 137. - Д. 507.
6. Переписка В.В. Нефедова и О.В. Ягова // Из личного архива автора (13.12. 2010). ■
259