ШЕУДЖЕН НУРДИН АСЛАНОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, кафедра теории и истории права и государства Краснодарский университет МВД России
UPOROV, IVAN V. - Doctor of History, Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia ([email protected]).
SHVETS, ANNA A. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Deputy Head of the Theory Department and History of Law and State, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia ([email protected]).
SHEUDZHEN, NURDIN A. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of Theory and History of Law and State, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia ([email protected]).
УДК 342.8 DOI: 10.24412/2411-2275-2024-1-30-38
МЕЛЬНИКОВ П.А.
ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ ВЫБОРНОСТИ
В СОВЕТСКОЙ РОССИИ
Ключевые слова: Конституция, РСФСР, Советы, народное представительство, избирательные права, ценз, всеобщность.
В статье осуществлен анализ норм отечественных республиканских конституций советского периода российской государственности, выявлены представляющие интерес особенности регулирования базисных основ реализации избирательного права. Результаты исследования показали, что избирательные права граждан стали обладать защитой высокого юридического уровня; содержащиеся и применяемые в конституционных актах с 1918 по 1993 гг. различные избирательные цензы имели тенденции как демократизации, так и ужесточения; выделены их отличительные особенности; сделаны выводы о влиянии на формирование правообеспечительных основ выборности современной России советского опыта конституционного строительства и интеграционном либо временном характере отдельных механизмов в ее избирательной системе.
MELNIKOV, P.A.
FORMATION OF CONSTITUTIONAL FOUNDATIONS OF ELECTABILITY IN SOVIET RUSSIA Key words: Constitution, RSFSR, Soviets, people's representation, electoral rights, census, universality.
The article analyzes the norms of domestic republican constitutions of the Soviet period of Russian statehood, and identifies interesting features of the regulation of the basic principles of the implementation of electoral rights. The results of the study showed that the electoral rights of citizens began to enjoy protection of a high legal level; contained and applied in constitutional acts from 1918 to 1993. various electoral qualifications had tendencies of both democratization and tightening; their distinctive features are highlighted; conclusions are drawn about the influence of the Soviet experience of constitutional construction on the formation of the legal framework for the election of modern Russia and the integration or temporary nature of individual mechanisms in its electoral system.
Революционные события 1917 г. обусловили кардинальные изменения основ российской государственности. Страна входила в новую историческую эпоху и нуждалась в преобразовании государственного устройства, порядка формирования власти, в определении нового статуса и роли человека в обществе. С победой в октябре 1917 г. Большевиков, существенную роль в указанном процессе стала играть доктрина диктатуры пролетариата. В последующем конституционная юридическая мысль развивалась под ее влиянием вплоть до прекращения эпохи власти Советов.
Следует констатировать многоаспектность поднимаемых вопросов в научных трудах, посвященных исследованию избирательной системы России (в советский период - РСФСР) с 1918 по 1993 гг. В данной статье внимание преимущественно сфокусировано на формировании конституционных основ реализации пассивных избирательных прав.
Как известно, в РСФСР поочередно были приняты и действовали четыре Конституции (1918 г., 1925 г., 1937 г. и 1978 г.). Считаем возможным каждый из приведенных конституционных актов, с учетом даты его принятия, отнести к одному из двух условных периодов: 1918-1937 гг. и 1937-1993 гг. В качестве критерия разделения используется оценка степени реализации принципа всеобщности избирательного права.
Однако стоит отметить противоречивость мнений в юридической науке по данному аспекту. Например, Л.Г. Берлявский и В.А. Бондарев утверждают тезис о введении всеобщего избирательного права уже в Конституции РСФСР 1918 г. [1, с. 37]. Более распространенной точкой зрения однако же является признание не всеобщности выборов в период действия Конституций РСФСР 1918 г. и 1925 г. В частности, А.А. Дмитриевцева пишет об исключении всеобщности в силу отстранения от участия в выборах так называемых «лишенцев» [2, с. 18]; Д.В. Валуев - о проводимой большевиками идее ограничения прав политических оппонентов [3, с. 123-124]; В.А. Стуров - о лишении избирательных прав отдельных категорий ввиду прагматичных интересов действующей власти [4, с. 440]; Т.В. Герасименко - об установлении крайне специфичных условий для обладания избирательными правами и осуществления их [5, с. 78]; М.С. Саламатова - о
нарушении принципа всеобщности избирательного права, как одном из обвинений, предъявлявшихся большевикам европейскими социал-демократами [6, с. 148].
Сложившаяся в раннем Советском государстве жесткая цензовая политика в отношении ряда категорий ее населения не удивительна. Еще в 1903 г. на II съезде РСДРП озвучивалась позиция о возможности революционного пролетариата ограничить политические права высших классов, как высшие классы ограничивали когда-то его политические права (диктовать это могли интересы обеспечения успеха революции) [7, с. 182].
С учетом вышеизложенного требуют внимания выводы Е.С. Кузнецовой о нескольких этапах развития пассивного избирательного права при социалистической правовой системе в России [8, с. 118] и Г.Н. Крижановской о расширении в Конституциях РСФСР перечня закрепляемых и гарантируемых демократических ценностей в процессе эволюции советской государственности [9, с. 148].
Установленные в Конституции РСФСР 1918 г. основы избирательной системы отражали ее место в мировой практике, как одной из наиболее оригинальных, переплетающих традиционные, архаичные и совершенно новые принципы, не свойственные другим системам [3, с. 122]. При этом нормы, декларируемые в Конституциях 1918 г. и 1925 г., носили общий характер, что сказывалось на правоприменении [4, с. 439]. Подчеркнем, правоприменение первых электоральных конституционных норм не было совершенным и однообразным. Принимавшиеся избирательные инструкции имели цель детализировать положения конституционных актов, но реагировали практически на все социально-политические и экономические изменения, происходившие в государстве [10, с. 85].
В последующем действующая в РСФСР с 1918 по 1937 гг. избирательная система устарела и стала одной из причин проведения конституционной реформы [11, с. 112]. В ходе нее (1936-1937 гг.) были провозглашены полная победа социализма и ликвидация эксплуататорских классов, что стало условием для введения всеобщего избирательного права [3, с. 137]. Научное сообщество в своем большинстве считает Конституцию РСФСР 1937 г. самой демократичной в мире (вместе с Конституцией СССР 1936 г.) [9, с. 150]. При этом заявленный лозунг отрицания социально-легальных и цензовых ограничений сформировал советское избирательное право последующих лет [12, с. 4]. Разумеется, политика отмены избирательных цензов не имела абсолютного характера. Но, по верному замечанию М.А. Разиной и С.В. Скутневой, Конституции РСФСР 1937 г. и 1978 г. уже не содержали норм о поражении в избирательных правах каких-либо социальных слоев [13, с. 158].
Формирование современных основ материального и процессуального избирательного права России актуализирует необходимость изучения советского электорального опыта, особенно в части конституционных механизмов защиты пассивных избирательных прав граждан. Для осмысления обозначенных выше процессов в рамках проводимого исследования, полагаем, необходимо обратиться к анализу норм отечественных республиканских конституций советского периода. В Конституциях РСФСР 1918, 1925, 1937 и 1978 гг. закреплялись и планомерно преобразовывались правообеспечивающие юридические конструкции как электорального характера, так и общего. Несомненно, ряд гарантий общего характера влияли на возможность реализации избирательных прав. Рассмотрим указанные конструкции применительно к каждому конституционному акту в соответствии с ранее предложенными периодами и приведем выявленные характерные черты.
В Конституции РСФСР 1918 г. среди атуальных норм перечислим следующие:
1) «Правом избирать и быть избранными в Советы пользуются независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т.п., следующие обоего пола граждане ...» (раздел 4, глава 13, ст. 64);
2) «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет .» (раздел 2, глава 5, ст. 22);
3) «Из лиц, не вступивших в число российских граждан, пользуются активным и пассивным избирательным правом также лица, указанные в ст. 20» (раздел 4, глава 13, примечание 2 ст. 64);
4) «. Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика предоставляет все политические права российских граждан иностранцам ...» (раздел 2, глава 5, ст. 20) [14].
В Конституции РСФСР 1925 г. среди искомых норм выделим следующие:
1) «Правом избирать и быть избранными в советы пользуются, независимо от пола, вероисповедания, расы, национальности, оседлости и т.п., следующие граждане ...» (раздел 4, глава 6, сектор А, ст. 68);
2) «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, исходя из равенства прав граждан, независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет .» (раздел 1, глава 1, ст. 13);
3) «Из лиц, не вступивших в число граждан Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, пользуются активным и пассивным избирательным правом лица, указанные в ст. 11 настоящей Конституции» (раздел 4, глава 6, сектор А, примечание ст. 68);
4) «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика . предоставляет все политические права иностранцам ...» (раздел 1, глава 1, ст. 11) [15].
Сравнительно-правовой анализ приведенных предписаний позволяет сделать ряд выводов. Очевидно, что приведенный юридические конструкции практически идентичны и довольно лаконичны, что примечательно для избирательной системы молодого советского государства в отсутствии развитой научной школы конституционализма. Гендерный вопрос впервые в российской истории получил свое разрешение установлением соответствующих гарантий равенства на конституционном уровне. Обращает на себя внимание предоставление иностранным гражданам юридической возможности избирать и избираться в Советы без каких-либо ограничений по их уровню. Полагаем, указанное обстоятельство несло в себе определенные риски для государственного суверенитета страны, однако нивелировалось провозглашенной идеологией диктатуры пролетариата и пролетарским интернационализмом.
В Конституции РСФСР 1937 г. среди наиболее важных норм перечислим следующие:
1) «Выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся ... производятся избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании» (глава 12, ст. 138);
2) «Равноправие граждан РСФСР, независимо от их национальности и расы, во всех областях ... общественно-политической жизни является непреложным законом» (глава 11, ст. 127);
3) «. все граждане РСФСР . независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности, имеют право участвовать в выборах депутатов и быть избранными ...» (глава 12, ст. 139);
4) «Женщине в РСФСР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях ... общественно-политической жизни» (глава 11, ст. 126);
5) «Женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами» (глава 12, ст.141);
6) «Граждане всех других союзных республик пользуются на территории РСФСР одинаковыми правами с гражданами РСФСР» (глава 1, ст. 18) [16].
Относительно данного конституционного акта Е.А. Никифорова пишет о более системном изложении норм избирательного права и закреплении основных характеристик избирательной системы [17, с. 174]. Очевидно, автор сделала данный вывод при его сравнении с первыми советскими конституциями, и он оправдан. В частности, в ст. 138 Конституции РСФСР 1937 г. перечислены ключевые принципы избирательного права: всеобщность, равенство, прямое и тайное голосование. Указанные демократические принципы являются основополагающей составляющей российской избирательной системы по сегодняшний день. Признание равенства по признаку гендера не претерпело изменений. Кроме того, в ст. 141 Конституции РСФСР 1937 г. особенно подчеркивается равенство мужчин и женщин в использовании избирательных прав. В свою очередь, абсолютный характер субъективных политических прав иностранцев был ограничен гражданами союзных республик СССР.
В Конституции РСФСР 1978 г. среди искомых норм перечислим следующие:
1) «Вся власть в РСФСР принадлежит народу» (раздел 1, глава 1, ст. 2);
2) «Граждане РСФСР имеют право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и
местного значения. Это право обеспечивается возможностью избирать и быть избранными в Советы народных депутатов и другие выборные государственные органы ...» (раздел 2, глава 6, ст. 46);
3) «Выборы депутатов во все Советы народных депутатов производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании» (раздел 4, глава 11, ст. 91);
4) «... все граждане РСФСР ... имеют право избирать и быть избранными ...» (раздел 4, глава 11, ст. 92);
5) «Граждане РСФСР равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств. Равноправие граждан РСФСР обеспечивается во всех областях . политической . жизни» (раздел 2, глава 5, ст.32);
6) «Женщина и мужчина имеют в РСФСР равные права. Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей . в общественно - политической ... деятельности ...» (раздел 2, глава 5, ст. 33);
7) «Граждане РСФСР различных рас и национальностей имеют равные права» (раздел 2, глава 5, ст. 34) [18].
Относительно данного конституционного акта Е.А. Никифорова также констатирует его более высокую степень систематизации и обобщения нормативного материала о выборах [17, с. 175]. Соглашаясь с этим, подчеркнем, что правообеспечивающие юридические конструкции Конституции РСФСР образца 1937 г. трансформировались в новом конституционном акте, но содержательно остались без изменений. Добавим, в ст. 46 Конституции РСФСР 1978 г. предусматривалась юридическая новация о возможности участвовать в управлении государственными и общественными делами и форма, обеспечивающая эту возможность -избирать и быть избранными.
Признание равенства по признаку гендера не претерпело изменений. Однако Конституция РСФСР 1978 г. уже не содержала каких-либо правообеспечивающих юридических конструкций для участия в выборах публичных органов власти иностранных граждан, а также граждан союзных республик СССР.
Отдельно следует рассмотреть положения Конституции РСФСР 1978 г. в последней редакции от 10 декабря 1992 г., именуемой в дальнейшем «Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России»:
1) «Вся власть в Российской Федерации принадлежит многонациональному народу Российской Федерации» (раздел 1, глава 1, ст. 2);
2) «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей, свободно избираемых на основе всеобщего прямого равного избирательного права при тайном голосовании» (раздел 2, глава 5, ст. 47);
3) «Выборы народных депутатов проводятся . на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании» (раздел 4, глава 11, ст. 91);
4) «. право избирать и быть избранными имеют граждане Российской Федерации .» (раздел 4, глава 11, ст. 92);
5) «Выборы Президента Российской Федерации осуществляются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании» (раздел 5, глава 13-1, ст. 121-1);
6) «Президентом Российской Федерации может быть избран только гражданин Российской Федерации ... обладающий избирательным правом» (раздел 5, глава 13-1, ст. 121-2);
7) «Одновременно с Президентом Российской Федерации избирается вице-президент Российской Федерации. Вице-президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации ... обладающий избирательным правом» (раздел 5, глава 13-1, ст. 121-7);
8) «Все равны перед законом и судом. Равенство прав и свобод гарантируется государством независимо от расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности
к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы» (раздел 2, глава 5, ст. 34) [19].
Период перестройки 80-х годов с проводимыми реформами отразился на нормах Основного закона страны. Так, вводимый институт президентства и заложенные конституционные основы его выборности определили вектор будущего развития политической системы в целом. Исключением является фигура вице-президента Российской Федерации, которая не получила своего развития в иерархии государственной власти с принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. В остальном правообеспечивающие юридические конструкции, в сравнении с Конституцией РСФСР в редакции 1978 г., подверглись незначительной корректировке, содержательно остались без изменений.
Таким образом, получившие впервые в 1918 г. статус конституционного активное и пассивное избирательное право стали обладать защитой высокого юридического уровня и оказали влияние на формирование правообеспечительных основ выборности в современной России.
Неотъемлемую историческую роль в становлении механизма защиты избирательных прав следует отвести и проводимой цензовой политике в советский период. С 1918 по 1993 гг. в конституционных актах содержались и применялись различные избирательные цензы. Анализ положений Конституций РСФСР 1918 г., 1925 г., 1937 г. и 1978 г. позволил выделить тенденцию демократизации, либо ужесточения каждого из избирательных цензов.
Так, самый распространенный избирательный ценз - возрастной. В ст. 64 Конституции РСФСР 1918 г., ст. 68 Конституции РСФСР 1925 г., ст. 139 Конституции РСФСР 1937 г., ст. 92 Конституции РСФСР 1978 г. (все редакции) он был установлен для кандидатов в Советы на уровне 18 лет [14,15,16,18,19] (с учетом принятых 13 марта 1948 г. поправок в ст. 139 Конституции РСФСР 1937 г. и действовавших до принятия Конституции РСФСР 1978 г. для кандидатов в депутаты Верховного Совета РСФСР и депутаты Верховного Совета АССР - 21 год [20, с. 23]), в ст.ст. 121-2 и 121-7 Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России для кандидатов на должность Президента Российской Федерации и Вице-президента Российской Федерации - от 35 до 65 лет [19].
Примечательно, что в период действия Конституции РСФСР 1918 г. местным Советам делегировалась возможность с утверждения центральной власти понижать возрастной ценз, установленный на федеральном уровне (ст. 64, примечание 1) [14]. В последующем схожих норм конституционным регулированием не предусматривалось. В целом же допустимо заключить -возрастной ценз на протяжении большей части советского периода сохранял идентичные параметры для представительных коллегиальных органов публичной власти и существенно отличался с установлением нижнего и верхнего порога для Президента Российской Федерации и Вице-президента РСФСР (1989). Подчеркнем, конституционное закрепление верхнего возрастного порога для высшего должностного лица государства в России имело место только в последней редакции конституции советской эпохи.
Следующий избирательный ценз - здоровье (дееспособность). Избирательных прав лишались в период с 1918 г. по 1989 г. умалишенные (п. «е» ст. 65 Конституции РСФСР 1918 г., п. «е» ст. 69 Конституции РСФСР 1925 г., ст. 139 Конституции РСФСР 1937 г., ст. 92 Конституции РСФСР 1978 г. в редакции до 27 октября 1989 г.) [14, 15, 16, 18]; с 1918 г. по 1937 г. и с 1991 г. по 1993 г. душевнобольные (п. «е» ст. 65 Конституции РСФСР 1918 г., п. «е» ст. 69 Конституции РСФСР 1925 г., ст. 92 Конституции РСФСР 1978 г. в редакции после 1 ноября 1991 г.) [14, 15, 18]; с 1989 г. по 1991г. психически больные граждане и лица, находящиеся по решению суда в местах принудительного лечения (ст. 92 Конституции РСФСР 1978 г. в редакции от 27 октября 1989 г.) [18]; с 1918 г. по 1925 г. лица, состоящие под опекой (п. «е» ст. 65 Конституции РСФСР 1918 г.) [14]. Отметим, приведенные категории граждан поражены в политических правах ввиду наличия психических проблем со здоровьем, что является их объединяющим критерием, хотя они и были текстуально обозначены в конституционных актах разными формулировками. Именно критерий психического здоровья и в дальнейшем оказывал влияние на возможность обладания избирательными правами. С совершенствованием юридической техники законодатель стал применять к ним более гуманный термин «недееспособность».
Следующий избирательный ценз может быть определен как криминально-опосредованный. Его регламентация в истории советского государства была различной. Так, лишались
избирательных прав в период с 1918 г. по 1937 г. лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором (п. «ж» ст. 65 Конституции РСФСР 1918 г., п. «ж» ст. 69 Конституции РСФСР 1925 г.) [14, 15]; с 1937 г. по 1978 г. лица, осужденные судом с лишением избирательных прав (ст. 139 Конституции РСФСР 1937 г.) [16]; с 1989 г. по 1991 г. лица, содержащиеся по решению суда либо с санкции прокурора в местах лишения свободы (ст. 92 Конституции РСФСР 1978 г. в редакции после 27 октября 1989 г.) [18]; с 1991 г. по 1993 г. лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда (ст. 92 Конституции РСФСР 1978 г. в редакции после 01 ноября 1991 г.) [18].
В период с 1978 г. по 1989 г. криминально-опосредованный избирательный ценз конституционным регулированием не устанавливался. Подчеркнем, с 1918 г. вплоть до 1989 г. конституционными актами граждане вовсе не лишались избирательных прав в связи с нахождением в местах лишения свободы. Введенная в ст. 92 Конституции РСФСР 1978 г. поправка от 27 октября 1989 г. являлась новеллой и, по верному замечанию В.А. Трояна, ее формулировка содержательно приближена к современной конституционной норме в России [21, с. 35]. В контексте данной тенденции, на наш взгляд, допустимым является вывод об известном ужесточении криминально-опосредованного ценза в России.
Следующий избирательный ценз - гражданство. В избирательной системе РСФСР он вводился поэтапно. Учитывая ранее рассмотренные правообеспечительные нормы советских конституций, подытожим: в период с 1918 г. по 1937 г. ценз гражданства в РСФСР не применялся; с 1937 г. по 1978 г. - применялся только в отношении граждан зарубежных стран и не распространялся на граждан иных советских республик в рамках СССР; с 1978 г. по 1993 г. запрет на участие в выборах иностранных граждан носил абсолютный характер. Соответственно существовала тенденция к ужесточению ценза гражданства в избирательной системе РСФСР, что затем отразилось и в действующей с 1993 г. Конституции Российской Федерации.
Следующий избирательный ценз - несовместимость. Анализ советских конституций позволил сделать вывод об отсутствии в избирательной системе РСФСР до 1978 г. такого ценза. Этот аспект претерпел изменение с введением ст. 92 Конституции РСФСР 1978 г., в которой установилось следующее ограничение пассивных избирательных прав: «Гражданин РСФСР не может, как правило, быть избран более чем в два Совета народных депутатов» [18]. Отметим двоякость и неоднозначность такой юридической конструкции из-за формулировки «не может, как правило», придающая конституционному предписанию больше рекомендательный, а не обязательный характер. По замечанию А.А. Белкина, законодательством не устанавливалось, кто должен был определять допустимость в конкретном случае исключения из правила или нет [12, с. 8].
В приведенной редакции норма просуществовала до введения 27 октября 1989 г. поправок в Конституцию РСФСР 1978 г., в которых оговорка «как правило» уже не предусматривалась. Этими же поправками вводилось еще одно ограничение пассивных избирательных прав: «Лица, входящие в состав Совета Министров РСФСР, Советов Министров автономных республик, исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов, за исключением председателей этих органов, руководители ведомств, отделов и управлений исполнительных комитетов местных Советов, судьи и государственные арбитры не могут быть депутатами в Совете, которым они назначаются или избираются» [22]. В последующих редакциях Конституции РСФСР 1978 г. ст. 92 в приведенной части корректировалась в зависимости от изменения структуры публичной власти в стране.
С введением же поправками от 24 мая 1991 г. института президентства в рамках рассматриваемого ценза для кандидатов на высшую государственную должность вводились отдельные ограничения:
1) запрет одновременно быть народным депутатом, занимать другие должности в государственных, коммерческих и общественных органах и организациях;
2) запрет на ведение предпринимательской деятельности [23].
В целом за рассмотренный период прослеживается тенденция к ужесточению избирательного ценза несовместимости.
Следующий избирательный ценз - кратность сроков. Указанный ценз введен в избирательную систему РСФСР на закате советской эпохи 24 мая 1991 г. вместе с институтом
президентства, ограничив для одного и того же лица возможность занимать должность Президента РСФСР более двух сроков подряд (в последующем ст. 121.2 Конституции РСФСР 1978 г.) [23]. Соответственно, выявить какую-либо тенденцию в части количественного ценза не представляется возможным.
Следующий избирательный ценз - оседлость. Отметим, в период с 1918 г. по 1978 г. избирательными правами граждане РСФСР пользовались независимо от оседлости (ст. 64 Конституции РСФСР 1918 г., ст. 68 Конституции РСФСР 1925 г., ст. 139 Конституции РСФСР 1937 г.) [14, 15, 16]. С 1978 г. по 1993 г. в Конституции РСФСР не содержалось идентичной оговорки, однако за гражданами РСФСР признавалось равенство перед законом независимо от места жительства, в том числе в политической жизни общества (ст. 32 Конституции РСФСР 1978 г. в редакции до 21 апреля 1992 г., ст. 34 Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России 1978 г. в редакции от 21 апреля 1992 г.) [18, 19]. Соответственно, к гражданам РСФСР на выборах ценз оседлости не применялся.
В свою очередь, в период с 1918 г. по 1937 г. одним из условий реализации своих субъективных политических прав для иностранцев являлось проживание на территории РСФСР (ст. 20 Конституции РСФСР 1918 г., ст. 11 Конституции РСФСР 1925 г.) [14, 15]. На основании изложенного допустимо заключить наличие ценза оседлости в избирательной системе РСФСР на раннем этапе ее развития к ограниченному кругу субъектов и его отсутствие с 1937 г. вплоть до принятия Конституции Российской Федерации 1993 года.
Следующие избирательные цензы - трудовой и политический (классовый). В избирательной системе РСФСР применялись в период с 1918 г. по 1937г. Позиция относительно данных цензов в юридической науке неоднозначна. Одни авторы (например, Н.С. Петрищева) определяют их как единый «классово-трудовой ценз», который является одновременно строгим и слишком общим, неопределенным, оставляющим неясности в отношении многих общественных прослоек [24, с. 190]. Большинство же (например, М.С. Саламатова) рассматривают эти цензы как самостоятельные. На наш взгляд, трудовой и политический цензы имеют отличные друг от друга критерии для соотнесения условий обладания избирательными правами с конкретными социальными группами. Однако применительно к советской политической системе, установленной Конституциями РСФСР 1918 г. и 1925 г., цензы взаимосвязаны и анализировать их следует совместно.
В своем исследовании Д.В. Валуев обозначил, что введенное Конституцией РСФСР 1918 г. лишение избирательных прав по социальному признаку имело целью устранить экономически самостоятельных и авторитетных в дореволюционном обществе людей от участия в активной политической жизни [25, с. 14].
М.С. Саламатова дополняет, что применение политического ценза происходило по нарастающей, с лишением избирательных прав все большего количества категорий, реально или потенциально опасных для режима [6, с. 151]. При этом трудовой ценз был анти имущественным и имел целью устранение из числа участников выборов лиц, влияние которых на политику могло оказаться опасным для молодого советского государства [11, с. 114]. Тем самым в советском обществе возникла социально неполноправная категория населения [1, с. 37], а лишение избирательных прав носило несколько хаотичный характер [26, с. 6].
Предметно рассмотрим положения Конституций РСФСР 1918 г. и 1925 г. в части политического и трудового цензов.
Во-первых, основной задачей государства провозглашалось беспощадное подавление эксплуататоров в целях уничтожения паразитических слоев общества (п. «е» ст. 3 Конституции РСФСР 1918 г.) [14] и гарантирование диктатуры пролетариата в целях подавления буржуазии (ст. 1 Конституции РСФСР 1925 г.) [15]. Эксплуататорам же не может быть места ни в одном из органов власти, так как власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству (ст. 7 Конституции РСФСР 1918 г.) [14]. Эффективным правовым инструментом для выполнения этих задач являлось предписание о лишении отдельных лиц и отдельных групп прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции (ст. 23 Конституции РСФСР 1918 г., ст. 14 Конституции РСФСР 1925 г.) [14, 15].
Во-вторых, отныне вся власть принадлежала всему рабочему населению страны (ст. 10 Конституции РСФСР 1918 г.) [14], а труд признавался обязанностью всех граждан (ст. 18 Конституции РСФСР 1918 г., ст. 9 Конституции РСФСР 1925 г.) [14, 15]. Подчеркнем, осуществление трудовой деятельности являлось еще одним условием при реализации субъективных политических прав для иностранных граждан в РСФСР до 1937 г. (ст. 20 Конституции РСФСР 1918 г., ст. 11 Конституции РСФСР 1925 г.) [14, 15].
В-третьих, в ст.ст. 64-65 Конституции РСФСР 1918 г. и ст.ст. 68-69 Конституции РСФСР 1925 г. соответственно перечислялись категории граждан, пользующиеся избирательными правами и лишенные их.
С принятием Конституции РСФСР 1937 г. в избирательной системе РСФСР трудовой и политический цензы не применялись, выборы признавались всеобщими, избирательные права предоставлялись независимо, в том числе, от социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности (ст. 139) [16]. Лишение избирательных прав в качестве самостоятельной дискриминационной меры исчерпало себя [3, с. 137].
Таким образом, ряд избирательных цензов, применяемых в период с 1918 г. по 1993 г., интегрировался в избирательную систему современной России. Иные конституционные механизмы имели временный характер и утрачивали свою необходимость.
Литература и источники
1. Берлявский Л.Г., Бондарев В.А. Категория «лишенец» в советском избирательном праве // Избирательное законодательство и практика. 2019. № 2. С. 37-40.
2. Дмитриевцева А.А. Выборы в советы в Тамбовской губернии в первое десятилетие советской власти: 1917-1928 гг.: Автореферат дис. ... канд. ист. наук. Саратов, 2012. 25 с.
3. Саламатова М.С. Институт лишения избирательных прав в Советской России: от Конституции 1918 года к Конституции 1936 года // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. 2018. № 3. С. 122-140.
4. Стуров В.А. Условия лишения избирательных прав по Конституциям РСФСР 1918 и 1925 годов // Актуальные проблемы государственно-правовых преобразований в России: история и современность: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к 250-летию со дня рождения выдающегося государственного деятеля, реформатора и учёного М.М. Сперанского (Белгород, 28 января 2022 года). Белгород, 2022. С. 437-441.
5. Герасименко Т.В. Принципы выборов в советской избирательной системе // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2011. № 1 (19). С.78-81.
6. Саламатова М.С. Советская избирательная система 1918-1936 гг.: преемственность и новации // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. 2013. № 6. С. 142-163.
7. Второй съезд РСДРП: июль-август 1903 г.: [протоколы] / под. ред. С.И. Гусева и П.Н. Лепешинского. М.: Партийное издательство, 1932. 595 с.
8. Кузнецова Е.С. Становление и совершенствование института пассивного избирательного права. Актуальные вопросы правового регулирования // Закон и право. 2017. № 3. С. 117-121.
9. Крижановская Г.Н. Закрепление и развитие демократических ценностей в конституциях России: сравнительный анализ // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2019. № 3 (8). С. 148-152.
10. Ергина Н.М. Лишение избирательных прав в кампанию выборов в Советы 1928-1929 гг. в национальных регионах Поволжья (на примере сельских местностей Мордовии и Татарстана) // Известия Алтайского государственного университета. 2011. № 4-1 (72). С. 84-89.
11. Саламатова М.С. Реформа избирательной системы в Конституции 1936 года: новые материалы // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. 2020. № 4. С. 112-122.
12. Белкин А.А. Избирательные ограничения // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1992. № 1. С. 3-15.
13. Разина М.А., Скутнева С.В. Женщины как участники избирательного процесса в СССР в период с 1936 по 1988 гг. // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее: Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции в 3 частях, 05 февраля 2018 г. Ч. 3. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. С. 157-160.
14. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918 г.) // СУ РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582.
15. Постановление XII Всероссийского Съезда Советов от 11.05.1925 г. «Об утверждении текста Конституции (Основного Закона) РСФСР» (вместе с «Конституцией (Основным Законом) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики») // СУ РСФСР. 1925. № 30. Ст. 218.
16. Постановление Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21.01.1937 «Об утверждении Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» (вместе с Конституцией) // СУ РСФСР. 1937. № 2. Ст. 11.
17. Никифорова Е.А. Систематизация норм избирательного права в советских конституциях и подходы действующей Конституции Российской Федерации // Право и государство: проблемы методологии, теории и истории: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции (Краснодар, 13 ноября 2015 г.). Краснодар, 2015. С. 173-178.
18. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (принята ВС РСФСР 12.04.1978 г.) // Ведомости ВС РСФСР. 1978. № 15. Ст. 407.
19. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России (принята ВС РСФСР 12.04.1978 г.) (ред. от 10.12.1992 г.) // Свод законов РСФСР. 1988. Т. 1. С. 13.
20. Закон РСФСР от 13.03.1948 г. «Об изменении и дополнении текста Конституции (Основного Закона) РСФСР» // Сборник законов РСФСР и указов Президиума ВС РСФСР, 1946-1954 гг. М.: Изд-во «Известия Советов депутатов трудящихся СССР», 1955. С. 14-23.
21. Троян В.А. Генезис конституционного гарантирования избирательного права в России: советский период // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2020. № 7 (122). С. 33-37.
22. Закон РСФСР от 27.10.1989 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» // Ведомости ВС РСФСР. 1989. № 44. Ст. 1303.
23. Закон РСФСР от 24.05.1991 г. № 1326-1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 22. Ст. 776.
24. Петрищева Н.С. Классово-трудовой ценз в системе избирательного права советской России (1918-1924) // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2012. № 2-2. С. 190-194.
25. Валуев Д.В. Лишенцы в системе социальных отношений (1918-1936 г.г.): На материалах Западного региона РСФСР: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Брянск, 2003. 23 с.
26. Саввин А.М. Институт лишения избирательных прав в РСФСР в 20-30-е годы XX века // История. Историки. Источники: электронный научный журнал. 2022. № 3. С. 1-17.
References and Sources
1. Berlyavskij L.G., Bondarev V.A. Kategoriya «lishenec» v sovetskom izbiratel'nom prave // Izbiratel'noe zakonodatel'stvo i praktika. 2019. № 2. S. 37-40.
2. Dmitrievceva A.A. Vybory v sovety v Tambovskoj gubernii v pervoe desyatiletie sovetskoj vlasti: 1917-1928 gg.: Avtoreferat dis. ... kand. ist. nauk. Saratov, 2012. 25 s.
3. Salamatova M.S. Institut lisheniya izbiratel'nyh prav v Sovetskoj Rossii: ot Konstitucii 1918 goda k Konstitucii 1936 goda // Istoriko-pravovye problemy: novyj rakurs. 2018. № 3. S. 122-140.
4. Sturov V.A. Usloviya lisheniya izbiratel'nyh prav po Konstituciyam RSFSR 1918 i 1925 godov // Aktual'nye problemy gosudarstvenno-pravovyh preobrazovanij v Rossii: istoriya i sovremennost': Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, priurochennoj k 250-letiyu so dnya rozhdeniya vydayushchegosya gosudarstvennogo deyatelya, reformatora i uchyonogo M.M. Speranskogo (Belgorod, 28 yanvarya 2022 goda). Belgorod, 2022. S. 437-441.
5. Gerasimenko T.V. Principy vyborov v sovetskoj izbiratel'noj sisteme // Vestnik Altajskoj akademii ekonomiki i prava. 2011. № 1 (19). S.78-81.
6. Salamatova M.S. Sovetskaya izbiratel'naya sistema 1918-1936 gg.: preemstvennost' i novacii // Istoriko-pravovye problemy: novyj rakurs. 2013. №
6. S. 142-163.
7. Vtoroj s"ezd RSDRP: iyul'-avgust 1903 g.: [protokoly] / pod. red. S.I. Guseva i P.N. Lepeshinskogo. M.: Partijnoe izdatel'stvo, 1932. 595 s.
8. Kuznecova E.S. Stanovlenie i sovershenstvovanie instituta passivnogo izbiratel'nogo prava. Aktual'nye voprosy pravovogo regulirovaniya // Zakon i pravo. 2017. № 3. S. 117-121.
9. Krizhanovskaya G.N. Zakreplenie i razvitie demokraticheskih cennostej v konstituciyah Rossii: sravnitel'nyj analiz // Vestnik Sankt-Peterburgskogo voennogo instituta vojsk nacional'noj gvardii. 2019. № 3 (8). S. 148-152.
10. Ergina N.M. Lishenie izbiratel'nyh prav v kampaniyu vyborov v Sovety 1928-1929 gg. v nacional'nyh regionah Povolzh'ya (na primere sel'skih mestnostej Mordovii i Tatarstana) // Izvestiya Altajskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 4-1 (72). S. 84-89.
11. Salamatova M.S. Reforma izbiratel'noj sistemy v Konstitucii 1936 goda: novye materialy // Istoriko-pravovye problemy: novyj rakurs. 2020. № 4. S. 112-122.
12. Belkin A.A. Izbiratel'nye ogranicheniya // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Pravovedenie. 1992. № 1. S. 3-15.
13. Razina M.A., Skutneva S.V. Zhenshchiny kak uchastniki izbiratel'nogo processa v SSSR v period s 1936 po 1988 gg. // Nauka i obrazovanie: sohranyaya proshloe, sozdayom budushchee: Sbornik statej XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii v 3 chastyah, 05 fevralya 2018 g. Ch. 3. Penza: MCNS «Nauka i Prosveshchenie», 2018. S. 157-160.
14. Konstituciya (Osnovnoj Zakon) Rossijskoj Socialisticheskoj Federativnoj Sovetskoj Respubliki (prinyata V Vserossijskim s"ezdom Sovetov 10.07.1918 g.) // SU RSFSR. 1918. № 51. St. 582.
15. Postanovlenie XII Vserossijskogo S"ezda Sovetov ot 11.05.1925 g. «Ob utverzhdenii teksta Konstitucii (Osnovnogo Zakona) RSFSR» (vmeste s «Konstituciej (Osnovnym Zakonom) Rossijskoj Socialisticheskoj Federativnoj Sovetskoj Respubliki») // SU RSFSR. 1925. № 30. St. 218.
16. Postanovlenie Chrezvychajnogo XVII Vserossijskogo S"ezda Sovetov ot 21.01.1937 «Ob utverzhdenii Konstitucii (Osnovnogo Zakona) Rossijskoj Sovetskoj Federativnoj Socialisticheskoj Respubliki» (vmeste s Konstituciej) // SU RSFSR. 1937. № 2. St. 11.
17. Nikiforova E.A. Sistematizaciya norm izbiratel'nogo prava v sovetskih konstituciyah i podhody dejstvuyushchej Konstitucii Rossijskoj Federacii // Pravo i gosudarstvo: problemy metodologii, teorii i istorii: Materialy V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Krasnodar, 13 noyabrya 2015 g.). Krasnodar, 2015. S. 173-178.
18. Konstituciya (Osnovnoj Zakon) Rossijskoj Sovetskoj Federativnoj Socialisticheskoj Respubliki (prinyata VS RSFSR 12.04.1978 g.) // Vedomosti VS RSFSR. 1978. № 15. St. 407.
19. Konstituciya (Osnovnoj Zakon) Rossijskoj Federacii - Rossii (prinyata VS RSFSR 12.04.1978 g.) (red. ot 10.12.1992 g.) // Svod zakonov RSFSR. 1988. T. 1. S. 13.
20. Zakon RSFSR ot 13.03.1948 g. «Ob izmenenii i dopolnenii teksta Konstitucii (Osnovnogo Zakona) RSFSR» // Sbornik zakonov RSFSR i ukazov Prezidiuma VS RSFSR, 1946-1954 gg. M.: Izd-vo «Izvestiya Sovetov deputatov trudyashchihsya SSSR», 1955. S. 14-23.
21. Troyan V.A. Genezis konstitucionnogo garantirovaniya izbiratel'nogo prava v Rossii: sovetskij period // Nauka i obrazovanie: hozyajstvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. 2020. № 7 (122). S. 33-37.
22. Zakon RSFSR ot 27.10.1989 g. «Ob izmeneniyah i dopolneniyah Konstitucii (Osnovnogo Zakona) RSFSR» // Vedomosti VS RSFSR. 1989. № 44. St. 1303.
23. Zakon RSFSR ot 24.05.1991 g. № 1326-1 «Ob izmeneniyah i dopolneniyah Konstitucii (Osnovnogo Zakona) RSFSR» // Vedomosti SND RSFSR i VS RSFSR. 1991. № 22. St. 776.
24. Petrishcheva N.S. Klassovo-trudovoj cenz v sisteme izbiratel'nogo prava sovetskoj Rossii (1918-1924) // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya i pravo. 2012. № 2-2. S. 190-194.
25. Valuev D.V. Lishency v sisteme social'nyh otnoshenij (1918-1936 g.g.): Na materialah Zapadnogo regiona RSFSR: Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. Bryansk, 2003. 23 s.
26. Savvin A.M. Institut lisheniya izbiratel'nyh prav v RSFSR v 20-30-e gody XX veka // Istoriya. Istoriki. Istochniki: elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2022. № 3. S. 1-17.
МЕЛЬНИКОВ ПАВЕЛ АЛЕКСЕЕВИЧ - аспирант кафедры конституционного и международного права юридического института, Белгородский государственный национальный исследовательский университет ([email protected]). MELNIKOV, PAVEL A. - Ph.D. Student of the Department of Constitutional and International Law of the Law Institute of the Belgorod State National Research University ([email protected]).