Научная статья на тему 'ИНСТИТУТ ЛИШЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ: ОТ КОНСТИТУЦИИ 1918 ГОДА К КОНСТИТУЦИИ 1936 ГОДА'

ИНСТИТУТ ЛИШЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ: ОТ КОНСТИТУЦИИ 1918 ГОДА К КОНСТИТУЦИИ 1936 ГОДА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
822
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ / КОНСТИТУЦИЯ РСФСР 1918 ГОДА / БОРЬБА С "КЛАССОВЫМИ ВРАГАМИ" / КОЛЕБАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Саламатова Марина Сергеевна

Статья посвящена исследованию эволюции института лишения избирательного права в период становления советского государства, а также факторов, влиявших на трансформацию круга участников выборов. Институт лишения избирательных прав, введенный Конституцией РСФСР 1918 года, как превентивная мера для защиты революции, являлся важнейшей частью советского избирательного права на протяжении двух десятилетий. Несмотря на неизменность конституционных норм, определявших категории граждан, ограниченных в избирательных правах, законодательство чутко реагировало на изменения политической и экономической ситуации в стране, положения непролетарского населения. Анализ архивных документов показывает, что лишение избирательных прав находилось в центре политических дискуссий в 1920-е гг. Интерес государства к институту лишения избирательных прав обуславливался его значимостью в политической системе советского общества, являясь инструментом определения «классовых врагов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТ ЛИШЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ: ОТ КОНСТИТУЦИИ 1918 ГОДА К КОНСТИТУЦИИ 1936 ГОДА»

М.С. Саламатова *

ИНСТИТУТ ЛИШЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ: ОТ КОНСТИТУЦИИ 1918 ГОДА К КОНСТИТУЦИИ 1936

ГОДА

Аннотация. Статья посвящена исследованию эволюции института лишения избирательного права в период становления советского государства, а также факторов, влиявших на трансформацию круга участников выборов. Институт лишения избирательных прав, введенный Конституцией РСФСР 1918 года, как превентивная мера для защиты революции, являлся важнейшей частью советского избирательного права на протяжении двух десятилетий. Несмотря на неизменность конституционных норм, определявших категории граждан, ограниченных в избирательных правах, законодательство чутко реагировало на изменения политической и экономической ситуации в стране, положения непролетарского населения. Анализ архивных документов показывает, что лишение избирательных прав находилось в центре политических дискуссий в 1920-е гг. Интерес государства к институту лишения избирательных прав обуславливался его значимостью в политической системе советского общества, являясь инструментом определения «классовых врагов».

Ключевые слова: лишение избирательных прав, Конституция РСФСР 1918 года, борьба с «классовыми врагами», колебания политического курса, избирательное законодательство.

Первая советская Конституция, принятая 10 июля 1918 года, заложила основы новой избирательной системы одной из наиболее оригинальных в мировой практике. В советской избирательной системе самым невероятным образом переплетались традиционные, архаичные и совершенно новые принципы, несвойственные другим системам. К традиционным принципам советской избирательной системы относились цензовость, неравное и непрямое представительство. Архаичными чертами характеризировался институт избирательных собраний с открытым порядком голосования. Несомненной новизной советской избирательной системы обладал производственный порядок проведения выборов.

Одним из ключевых институтов избирательного права советского государства являлось лишение избирательных прав. Отстранение значительной части населения от участия в выборах с помощью избирательных цензов являлось общепринятой мировой практикой в первой трети XX в., и в этом смысле, введение избирательных цензов большевиками не отличалось новизной. Однако содержание цензов, выполняемые функции в избирательной и политической системах определяло их специфику в мировой электоральной практике 1.

* Саламатова Марина Сергеевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Новосибирского государственного университета экономики и управления, salamatova.m@mail.ru

1 Подробнее, см. Саламатова М. Российские и зарубежные избирательные цензы в первой трети XX в.: буква закона и реальность // QUAESTIO ROSSICA Vol. 5. 2017. № 3. С.708-726.

В последние два десятилетия институт лишения избирательных прав в Советской России пережил настоящий «исследовательский бум». Историками и правоведами в 2000-е годы реконструированы политика государства по отношению к лишенным избирательных прав, особенности ее воплощения в различных регионах, проведен анализ правового положения этой группы, изучен социальный облик различных групп и категорий лишенцев, их поведение, жизненные стратегии и процесс адаптации в советском обществе 2. При этом в большинстве работ институт лишения избирательных прав рассматривается в качестве самостоятельного феномена, преимущественно как часть дискриминационной и социальной политики советского государства. Между тем, лишение избирательных прав являлось неотъемлемой частью советской избирательной системы, и для осмысления ее сущностных особенностей, важно исследовать становление и эволюцию законодательства в этой сфере, проблемы его толкования и применения местными органами власти, рассмотреть факторы, влиявшие на трансформацию круга участников выборов.

Определение круга лиц, лишенных избирательных прав с момента создания государства находилось в центре внимания политического руководства страны, и воспринималось как первоочередная задача, связанная с завоеванием и удержанием власти. О желании оградить Советы от «социально-чуждых» элементов свидетельствуют как высказывания большевиков, так и первые акты советского государства. Уже в декабре 1917 г. НКВД издал специальное обращение «Ко всем Советам рабочих, солдатских, крестьянских и батрацких депутатов», в котором рекомендовалось «не избирать в Советы крестьянских депутатов кулаков, торговцев и других эксплуататоров» 3. Эта идея нашла отражение и в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», которую большевики намеревались внести на обсуждение Учредительного собрания в качестве основополагающего документа. Как отмечает Д. В. Валуев, во многих первых советских актах, принятых большевиками настойчиво

2 Валуев Д. В. Лишенцы в системе социальных отношений (1918-1936 гг.). (на материалах Смоленской губернии и Западной области). Смоленск, 2007; Тихонов В. И., Тяжельникова В. С., Юшин И. Ф. Лишение избирательных прав в Москве в 1920-1930-е годы. Новые архивные материалы и методы обработки. М., 1999; Маргиналы в социуме. Маргиналы как социум. Сибирь (1920-е - 1930-е годы). М., 2017; Дуксин П. А. Лишение избирательных прав граждан по советскому законодательству 20-30-х гг. XX века // Конституционное и муниципальное право. 2009. №5. С. 20-23; Белоновский В. Н., Кальгина А. А. Правовое положение лишенцев и степень их угрозы советской власти // Образование. Наука. Научные кадры. 2014. №3. С. 15-19. Москаленская Д. Н. Лишение и восстановление в избирательных правах православных церковнослужителей Западной Сибири в середине 1920-х - середине 1930-х гг. // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 403. С. 82-86.

3 Ко всем советам рабочих, солдатских, крестьянских и батрацких депутатов от 24 декабря 1917 г. «Об организации местного самоуправления» // СУ РСФСР 1917. №12. Ст.179.

123

проводится идея ограничения прав политических оппонентов 4. Основатели советского государства в своих выступлениях и работах также постоянно обращались к идее ограничения прав свергнутых классов. В. И. Ленин в статье «Очередные задачи советской власти», написанной в апреле 1918 г. подчеркивая разницу пролетарского и буржуазного демократизма, отмечал, что «избирателями являются трудящиеся и эксплуатируемые массы, буржуазия исключается» 5.

Ключевым моментом в институционализации лишения избирательных прав стали разработка и принятие Конституции 1918 г. Дебаты о круге лиц, подлежавших поражению в правах, разгорелись в ходе работы над проектом создания первой советской Конституции. По свидетельству Г. С. Гурвича -участника комиссии по работе над проектом Конституции 1918 г., ряд членов комиссии высказывались за отстранение от участия в выборах не только представителей «социально враждебных групп» - священников, торговцев, частных предпринимателей, бывших служащих полиции, но и значительной части «буржуазной» интеллигенции - врачей, инженеров, офицеров старой армии, управляющих предприятиями, бывших чиновников царского правительства и т. д. Однако, в конце концов, было решено сохранить за ними право голоса 6.

В окончательном варианте Конституции РСФСР, принятой 10 июля 1918 г. V Всероссийским съездом Советов, лишение избирательных прав было закреплено в 65 статье, в которой определялись семь категорий граждан, ограниченных в избирательных правах:

а) лица, прибегающие к наемному труду, с целью извлечения прибыли;

б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;

в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;

г) монахи, духовные служители церквей и религиозных культов;

д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома;

е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой;

ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором 7.

Круг лиц, подлежавших лишению избирательных прав не претерпел изменений и в Конституции 1925 г., ограничения просуществовали без малого двадцать лет - до принятия сталинской Конституции 1936 г. Отметим три обстоятельства, связанные с введением избирательных цензов в

4 Валуев Д. В. Лишенцы в системе социальных отношений (1918 - 1936 гг.). (на материалах Смоленской губернии и Западной области). Смоленск, 2007. С.18.

5 Ленин В. И. Очередные задачи советской власти // ПСС. Т.36. С. 178.

6 Гурвич Г. С. История советской Конституции. М., 1923. С. 47.

7 Конституция (Основной Закон) РСФСР. Принята V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. №51. Ст.582.

124

Конституции РСФСР 1918 г., предопределившие последующие изменения в избирательном законодательстве и создавшие основу для произвольного применения этой меры на практике. Первое из них связано с возможностью расширительного толкования категорий лиц, ограниченных в избирательных правах и перечисленных в 65 статье Конституции. Дополнительную и легальную возможность расширительного толкования содержала статья 23 Конституции РСФСР 1918 г., которая предполагала «лишать отдельных лиц или группы прав, которые пользуются ими в ущерб интересам социалистической революции» 8. Это положение позволяло ограничить в избирательных правах любую группу или категорию граждан, которая в определенный момент времени могла представлять политическую или социальную угрозу власти. Появление среди лишенцев категорий административно-ссыльных, бывших белых офицеров и более мелких категорий было связано именно с применением 23 статьи Конституции.

Второе обстоятельство, связанное с определение круга лиц, подлежавших лишению избирательных прав, касалось срока действия ограничительной меры. В Конституции 1918 г. не содержалось информации о сроке действия ограничительной меры (кроме осужденных), и оставалось неясным, являлась ли она пожизненной или могла быть изменена. Основной закон фиксировал состояние, занятие человека в настоящем времени, логично было бы предположить, что прекращение деятельности, связанной с попаданием в число лишенцев, должно было вести и к изменению правого статуса. Впоследствии в избирательном законодательстве и тем более на практике, ситуация была неоднозначной, многократно менялась, и зависела от политической конъюнктуры.

Третье обстоятельство было связано с размером торговли, «нетрудового дохода» и привлечением наемного труда. Конституция 1918 г. не определяла их размера, что также порождало неопределенность в применении 65 статьи. Даже незначительный размер торговли, временное привлечение наемных работников позволяли распространить действие этой статьи на широчайший круг крестьян и кустарей. Эта неопределенность впоследствии также создала возможность произвольно устанавливать круг «нетрудовых элементов» в зависимости от изменения политической и экономической ситуации в стране, то расширяя, то несколько сужая круг, лиц, подлежащих лишению избирательных прав.

Несмотря на значимость меры по отстранению «социально-чуждых» от участия в выборах, первоначально руководство страны полностью полагалось на местные органы власти, считая, что они исходя из ситуации в конкретном уезде или губернии, точнее определят лиц, угрожавших формированию лояльных власти составов советов. В первых избирательных актах, принимаемых высшими советскими органами, круг лиц, лишенных

8 Конституция (Основной Закон) РСФСР. Принята V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. №51. Ст.582.

избирательных прав, обозначался в самом общем виде. Так, первая инструкция о выборах, принятая ВЦИК 2 декабря 1918 г., регламентировавшая перевыборы волостных и сельских советов, подчеркивала неотложность удаления из советов «всех тех эксплуататорских элементов, помещиков, кулаков, мироедов, которые были лишены своей собственности в процессе революции» 9.

Отсутствие сколько-нибудь конкретных указаний о круге лиц, подлежавших лишению прав, создавало основу для обращений местных органов власти в наркомат внутренних дел, занимавшийся организацией выборов в начале 1920-х гг. В первую очередь возникали вопросы о лишении прав лиц, не перечисленных в 65 статье Конституции 1918 г., чье участие в выборах местные власти считали нежелательным. Заместитель наркома внутренних дел М. В. Владимирский отмечал, что чаще всего возникали вопросы о праве участия в выборах лиц, выполнявших различные административные должности в деревне в дореволюционное время - бывших волостных старшин, сельских старост, сотских и даже десятских, волостных писарей. Массовыми были обращения и о критериях определения кулацких хозяйств, владельцев которых не следовало допускать до выборов 10.

Судя по расплывчатости и невнятности разъяснений наркомата, центральные власти в этот период, сами не вполне отчетливо представляли круг лиц, подлежавших лишению прав. Противоречивостью отличались разъяснения заместителя наркома внутренних дел в отношении лиц, занимавших административные должности при царском режиме. С одной стороны, Владимирский отмечал, что они не лишаются прав в соответствии с советской Конституцией, вместе с тем, подчеркивал, что это только формально «эти лица не принадлежали к штату полиции, но фактически выполняли полицейские обязанности» 11. Разъяснение об определении трудового характера крестьянства получилось еще менее понятным: «установить какие-либо общие нормы, при помощи которых можно было бы определить, кого из крестьян отнести к середнякам, кого к кулакам, конечно, невозможно», предлагая определять размер трудового хозяйства исходя из местных условий 12. Подобные разъяснения вряд ли могли помочь местному работнику в определении круга лишенцев, вероятнее всего они использовали другой универсальный совет Владимирского развивать «классовое чутье» при выявлении врагов советской власти.

В первой общероссийской инструкции о перевыборах городских и сельских советов, утвержденной декретом ВЦИК 31 августа 1922 г., дословно воспроизводилось содержание ст. 65 Конституции РСФСР 1918 г., чем руководство страны демонстрировало нежелание вмешиваться в процесс

9 Постановление ВЦИК Советов от 2 декабря 1918 г. «О порядке выборов волостных и сельских Советов (Инструкция)» // СУ РСФСР. 1918. №86. Ст. 901.

10 Владимирский М. Организация Советской власти на местах. М., 1921. С.16.

11 Владимирский М. Организация Советской власти на местах. М., 1921. С.16.

12 Как выбирать Советы // Вестник комиссариата внутренних дел. 1918. №10. С.12;

126

определения круга лишенцев, делегируя полномочия местным органам

13

власти .

Отсутствие указаний центральных органов должно было компенсироваться местным нормотворчеством. Так в 1921 г. перед выборами в советы вместо общероссийской инструкции вышло циркулярное постановление Президиума ВЦИК от 8 февраля, согласно которому «порядок производства выборов определяется местными инструкциями, которые должны быть разработаны Губисполкомами в соответствии с Конституцией РСФСР и сообразно всей совокупности местных властей» 14.

Однако инструкции губернских исполкомов и ревкомов, за редчайшим исключением не конкретизировали круг лиц, подлежавших лишению избирательных прав, возлагая в свою очередь ответственность за его определение на местных советских и партийных работников, занимавшихся лишением прав на практике. В большинстве губернских инструкций круг лишенцев определен в самом общем виде. Так, в инструкциях о перевыборах советов Нижегородской, Петроградской, Смоленской, Тамбовской, Пермской губерний, утвержденных соответствующими губернскими исполкомами или Президиумами губисполкомов 1920, 1921 и 1922 г. дословно воспроизводился перечень категорий лиц, подлежавших лишению прав, определенных Конституцией РСФСР 1918 г.15

Исключением стали инструкции ряда территорий, в которых только закончились боевые действия Гражданской войны. Очевидно, что расширение круга лишенцев носило превентивный характер, местные исполкомы стремились не допустить к участию в выборах непосредственных противников. Так, во «Временной инструкции по выборам в советы», утвержденной Сибревкомом 1921 г. дополнительно оговаривались особые категории, которые на территории Сибири подлежали лишению избирательных прав. К ним, в частности, относились: «комсостав Колчаковской милиции и все сотрудники Колчаковской контрразведки; состоящие менее года на службе в Советских учреждениях и в Красной армии, бывшие офицеры и чиновники Колчаковской армии, а также служащие и чиновники учреждений Колчаковского правительства» 16.

Отчасти ситуация начала меняться в 1923 г., высшие партийные и советские органы впервые проявили отчетливый интерес к определению круга лиц, не допускавшихся к участию в выборах. Так, в июне 1923 г. в

13 Декрет ВЦИК от 31 августа 1922 г. «Инструкция о перевыборах городских и сельских советов и о созыве волостных, уездных и губернских съездов советов» // СУ РСФСР. 1922. №56. Ст. 706.

14 Циркулярное постановление Президиума ВЦИК от 8 февраля 1921 г. «О регулярных перевыборах Советов и о созыве в установленные сроки Съездов Советов» // СУ РСФСР. 1921. №11. Ст.72.

15 Государственный архив Российской Федерации (далее - ГА РФ). Ф.Р.-393. Оп.22. Д.7. Л. 1-2; 5-7; 21-22 (об); 27, 55-57; Ф.-Р.-1235. Оп.95. Л.346-348.

16 Государственный архив Новосибирской области (далее - ГАНО) Ф.1-П. Оп.1. Д.169. Л.12.

период подготовки к новым выборам при отделе агитации и пропаганды ЦК РКП(б) была создана специальная комиссия по политическому руководству избирательной кампанией 17. В итоговом документе этой комиссии -инструкции о порядке составления и проверки лиц, лишенных избирательных прав, утвержденной 21 августа 1923 г., круг лишенцев не был конкретизирован, но действие ст.65 Конституции было распространено на представителей дореволюционной и нэпманской буржуазии 18. Особое внимание уделялось лояльности к советской власти как условию обретения прав, при этом, по-прежнему степень усмотрения местных властей в этом вопросе не ограничивалась какими-либо критериями или условиями 19.

Подобные общие указания не снимали вопросов по конкретизации круга лиц, подлежавших лишению избирательных прав на местах, о чем свидетельствует переписка наркомата внутренних дел с губернскими исполкомами. Последние просили детализировать круг «бывших», ограниченных в избирательных правах 20. Наркомат внутренних дел и ВЦИК, участвовавшие в разработке избирательной инструкции 1924 г., отреагировали на просьбы губернских исполкомов, и определили свою позицию, путем перечисления должностей государственного аппарата, подлежавших лишению избирательных прав 21. В избирательной инструкции о перевыборах Советов, утвержденной декретом ВЦИК от 11 августа 1924 г. был сформулирован конкретный перечень должностных лиц, подлежавших лишению прав. Несмотря на очевидный прогресс в конкретизации круга «бывших», инструкция сохраняла неопределенность в отношении чиновников, не включенных в перечень: «все остальные чиновники и деятели царского и контреволюционного правительств избирательного права не лишаются, но если отдельные лица из них не доказали своей лояльности в отношении советской власти они могут быть вносимы избирательными комиссиями, в списки лиц, лишенных избирательных прав, на основании ст.23 Конституции РСФСР» 22. Эта формулировка сводила на нет все усилия по уточнению круга чиновников, подлежавших лишению прав, поскольку не содержала критериев лояльности к советской власти, и позволяла произвольно применять ее местным властям.

Не менее сложным для губернских исполкомов был вопрос о лишении прав лиц, прибегавших к наемному труду, нетрудовому доходу или торговли в дореволюционный период. При рассмотрении этого вопроса центральные органы также предлагали исходить из общего смысла Конституции 1918 г. и

17 Российский государственный архив социально-политической истории (далее -РГАСПИ). Ф.17. Оп.66. Д.441. Л. 5-98.

18 РГАСПИ. Ф.17. Оп.66. Д.441. Л. 13.

19 РГАСПИ. Ф.17. Оп.66. Д.441. Л. 14.

20 ГА РФ. Ф.Р.-393. Оп.1а. Д.95. Л.46.

21 ГА РФ. Ф.Р.-393. Оп.47. Д.119. Л. 1-49.

22 Декрет ВЦИК от 11 августа 1924 г. «Инструкция о перевыборах городских и сельских Советов и о созыве волостных (районных), уездных (окружных) и губернских (областных) съездов Советов»// СУ РСФСР. 1924. №71. Ст. 695.

128

распространить действие на «всех эксплуататоров, независимо от времени, когда они этим занимались» 23. Эта позиция также была закреплена в избирательной инструкции 1924 г. 24 Размеры или критерии торговли, нетрудового дохода уточнены в инструкции не были, поэтому под ее действие подпадали абсолютно все: от мельчайших торговцев до бывших промышленников. Нарком внутренних дел А.Г. Белобородов, комментируя принятое решение, призывал местные власти подходить к лишению прав «исходя из классового чутья, а не оперировать только юридическими понятиями», отмечая, что «классовая сущность новой и старой буржуазии одинаково враждебны советскому строю» 25.

Определение круга лиц, подлежавших лишению прав, оказалось в центре оживленных политических дискуссий советских и партийных органов в избирательные кампании 1925/26 и 1926/27 гг. Несмотря на то, что объявление политики «оживления Советов» осенью 1924 г. и последовавшая в конце декабря 1924 г. отмена результатов выборов не имели непосредственного отношения к определению круга лиц, подлежавших лишению прав 26. Меры, направленные на некоторую либерализацию политической жизни страны, в первую очередь касались ограничения административного давления на избирателей и укрепление доверия населения к власти 27. Либеральные изменения в избирательной системе предпринимались в рамках общеполитического контекста развития страны, являясь отражением внутрипартийных дискуссий 1924 - 1925 гг. Хотя центральное место во внутрипартийных дискуссиях наследников Ленина занимали проблемы выбора вектора экономического развития страны, границы расширения нэпа, допустимые пределы сотрудничества с различными социальными группами. Тем не менее, опосредованно эти дискуссии влияли на определение границ социально близких и социально чуждых новой власти.

В целом, новый курс был направлен на предоставление большей свободы единоличному накоплению в деревне, что вело к усилению расслоения в деревне, росту зажиточных хозяйств. Несмотря на неоднозначность отношения к этим мерам низовых советских работников, на

23 ГА РФ. Ф.Р.- 393. Оп. 53. Д. 155. Л. 36-45. Оп.1а, Д. 156. Л. 17-32.

24 Декрет ВЦИК от 11 августа 1924 г. «Инструкция о перевыборах городских и сельских Советов и о созыве волостных (районных), уездных (окружных) и губернских (областных) съездов Советов»// СУ РСФСР. 1924. №71. Ст. 695.

25 Белобородов А. Выборы в Советы // Власть Советов. 1924. №5. С. 10-11.

26 Подробнее об отмене выборов, Саламатова М. С. Отмена выборов 1924 года в Советской России: новые материалы и интерпретации // Genesis: исторические исследования. 2017. № 1. С. 53-66.

27 Постановление Президиума Центрального Исполнительного Комитета от 29 декабря 1924 г. «О перевыборах в Советы в тех районах, где имели место неправильности в работе избирательных комиссий» от 29 декабря 1924 г.// СЗ СССР. 1925. №1. Ст. 3.

129

необходимости реализации перечисленных мер особенно настаивали председатель ЦИК СССР М. Калинин и нарком земледелия А. Смирнов 28.

В контексте экономической либерализации, вполне логичными выглядели и меры по расширению сотрудничества с этими слоями в рамках избирательных кампаний. По верному наблюдению Е.Г. Гимпельсона «расширявшийся нэп толкал на политические уступки» 29. Обозначенные меры предопределили изменения в круге лиц, лишенных избирательных прав в избирательной инструкции, принятой ВЦИК в 1925 г. В обсуждении инструкции участвовали помимо высших и центральных советских органов (ВЦИК, наркоматы внутренних дел и юстиции), широкий круг губернских и краевых исполкомов. Наибольшие дискуссии сосредоточились вокруг обсуждения определения трудового характера крестьянских хозяйств и кустарей, которым можно было предоставлять избирательные права. В этом вопросе центральные органы занимали значительно более либеральную позицию, чем региональные исполкомы, не разделявшие мнения о целесообразности предоставления кулакам и торговцам избирательных прав. Заместитель наркома внутренних дел Болдырев, равно как и представители ВЦИК, не видел опасности в «некотором расширении круга лиц, пользующихся избирательным правом» за счет кустарей, крестьян,

30

применявших наемный труд, торговцев первого разряда» .

В окончательной редакции инструкции о выборах городских и сельских советов, принятой декретом ВЦИК от 13 октября 1925 г., относительно определения круга лиц, подлежащих лишению прав, в большей степени нашла отражение точка зрения руководства страны. Круг избирателей был расширен в соответствии с принятыми решениями об «оживлении советов» и экономической либерализации за счет крестьян, ремесленников, которые в ограниченном объеме использовали наемный труд (не лишались прав те, кто применял труд не более одного взрослого или двух учеников). Впервые наделялись избирательными правами торговцы -выбиравшие патент первого разряда (торговавшие вразнос), вспомогательный персонал церквей и те, кто бесплатно выполняли определенные обязанности при церквях 31.

Смягчение курса большевиков не затронуло лишь категорию бывших полицейских, чиновников царского и контреволюционных правительств, список лишаемых избирательных прав по п. «д», практически не изменился, по сравнению с инструкцией 1924 г. Более того, несмотря на общее сужение

28 Калинин М. Основные вопросы нашей внутренней политики // Власть Советов. 1925. С. 6-7.

29 Гимпельсон Е. Г. Нэп: была ли возможность «выжить»? // НЭП в контексте исторического развития России XX века. М.: издательский центр Института российской истории РАН. 2001. С. 39.

30 ГА РФ. Ф.Р.-1235. Оп.103. Д.76. Л.65-66.

31 Декрет ВЦИК «Об утверждении Инструкции о выборах городских и сельских Советов и о созыве съездов Советов»; Инструкция о выборах городских и сельских Советов и о созыве съездов Советов от 13 октября 1925 г.// СУ РСФСР. 1925. №79. Ст. 603.

130

круга лишенных избирательных прав, в инструкции 1925 г. появилась совершенно новая категория - члены семей лишенцев, о которой ничего не упоминалось ни в Конституциях РСФСР 1918 и 1925 гг., ни в предыдущих инструкциях о перевыборах в советы. С введением этой категории лишение избирательных прав приобрело наследственный характер.

Результаты выборов в Советы 1925/26 гг. вызвали новую волну оживленных дискуссий о круге участников выборов. Высшее партийное руководство серьезно обеспокоили составы городских и сельских Советов, снижение числа депутатов от ВКП(б) в Советах всех уровней. В. М. Молотов констатировал: «Мы приходим в недоумение над составом некоторых городских советов. В небольших городах советы получились совершенно нерабочие, в них преобладают мещанские элементы. В деревне повсюду в советах зажиточное крестьянство и кулаки» 32. Партийный состав многих городских советов и вовсе обескуражил партийное руководство. В ряде городов коммунистов не избрали в новые советы, или их было менее десяти

33

процентов .

Не меньшие опасения вызывали и термидорианские настроения населения. Многие крестьяне, кустари, нэпманы выражали оптимизм и связывали определенные надежды на расширение нэпа и сохранение проводимого курса. В «Докладной записке о требованиях различных слоев населения на перевыборах 1925/26 гг.», составленной информационным отделом ОГПУ 16 апреля 1926 г., отмечалась высокая активность, проявленная не только зажиточной частью деревни, но и непролетарским населением городов - мелкими городскими собственниками и торговцами. Но особую озабоченность чекистов вызывали выдвигаемые «требования политического характера - приравнение их в правах к рабочим (в отношении права выбирать по союзам, поступление детей в школы)» 34. Активность мелких торговцев вызывала опасения еще и потому, что «предоставление избирательных прав торговцам первого разряда рассматривается всей торговой средой как уступка со стороны власти, которая в дальнейшем будет расширяться» 35. Конечно, итоги выборов 1925 г. не были единственным основанием для изменения отношения к мелким собственникам города и деревни, но они стимулировали ужесточение выборного законодательства и в целом отношение к этим слоям населения.

Для обсуждения итогов выборов 1925/26 гг. и определения позиции в отношении их участников, по инициативе И. В. Сталина была создана комиссия Оргбюро ЦК ВКП(б) под руководством В. М. Молотова 36. В ходе работы комиссии обсуждение итогов выборов и круга лиц, подлежавших лишению прав, вызвало ожесточенные дискуссии. Более радикальную

32 РГАСПИ. Ф.17. Оп.164. Д.54. Л.18.

33 РГАСПИ. Ф.17. Оп.164. Д.56. Л.57.

34 РГАСПИ. Ф.17. Оп.85. Д.5. Л.19.

35 РГАСПИ. Ф.17. Оп.85. Д.5. Л.21

36 РГАСПИ. Ф.17. Оп.164. Д.54. Л. 7-8.

позицию по оценке итогов избирательной кампании и расширению круга лишенцев заняли партийные работники - В. М. Молотов, Л. М. Каганович и В.А. Карпинский 37. Они предлагали радикально расширить круг лишенцев, включив в него всех крестьян, использовавших сезонный наемный труд, кустарей использовавших любой наемный труд, включая учеников, торговцев всех разрядов, всех представителей духовенства, включая вспомогательный персонал церквей, всех «бывших», включая мелких чиновников царского государственного аппарата и даже лиц свободных профессий 38. Руководители высших и центральных советских органов (А.С. Енукидзе, А.С. Киселев, С.Д. Асфендиаров, А.Г. Белобородов) занимали более умеренную позицию, предлагая взвешенно подходить к лишению прав различных категорий населения, выступая категорически против огульного лишения прав крестьян и кустарей, лиц свободных профессий 39. А.С. Киселев, отстаивая избирательные права лиц свободных профессий, выражает недоумение по поводу объекта эксплуатации врачей,

40

акушерок, преподавателей и художников .

В итоговом документе, выработанном комиссией Оргбюро ЦК ВКП(б) под руководством В.М. Молотова - в проекте постановления «Об исправлении избирательной инструкции», представленном 20 июня 1926 г., отражена компромиссная точка зрения между сторонниками и противниками радикального расширения круга лишенцев. В проекте указывалось на необходимость «предохранить советы в деревне и в городе от засорения их эксплуататорскими элементами» путем исключения из числа избирателей «растущие капиталистические элементы» 41. В документе содержались постатейные рекомендации исправления избирательной инструкции. Крестьян и кустарей было рекомендовано лишить избирательных прав в случае использования постоянного и сезонного наемного труда, исключая особые условия (болезнь, мобилизации, особые условия производства). Также было рекомендовано распространить лишение прав на торговцев всех разрядов, включая торговавших с лотков. В проекте предусматривалось введение новой категории - бывших белых офицеров. Мотивировалось это решение сложным политическим положением, соотношением классовых сил внутри Союза и в международном масштабе, которые не позволяли оставить избирательные права бывшим белым офицерам. Высказывались пожелания расширить категорию священнослужителей за счет вспомогательного персонала церквей. Наряду с этим, лица свободных профессий избирательных прав не лишались, что, вероятно, было уступкой противникам

42

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

радикального расширения круга, подлежавших лишению прав .

37 РГАСПИ. Ф.17. Оп.164. Д.54. Л.12-54

38 РГАСПИ. Ф.17. Оп.164. Д.54. Л. 41-44, 74-80

39 РГАСПИ. Ф.17. Оп.164. Д.54. Л. 62-66, 38-40, 67-69

40 РГАСПИ. Ф.17. Оп.164. Д.54. Л.67-69.

41 РГАСПИ. Ф.17. Оп.164. Д.55. Л.67.

42 РГАСПИ. Ф.17. Оп.164. Д.55. Л.68-77.

Рекомендации комиссии были утверждены постановлением июльского объединенного пленума ЦК и ЦКК ВКП(б) в 1926 г.43

В инструкции о выборах городских и сельских советов, принятой декретом ВЦИК 4 ноября 1926 г. были учтены перечисленные выше замечания и рекомендации, высказанные комиссией В. М. Молотова. В соответствии с партийными директивами круг лиц, подлежавших лишению прав, был существенно расширен. Ожидаемо, что наиболее пристальное внимание в инструкции уделено условиям применения наемного труда крестьянами и кустарями, и ремесленниками, признакам трудового хозяйства.

С 1926 г. крестьяне и ремесленники лишались избирательных прав за применение наемного труда, за исключением отдельно оговоренных случаев (для крестьян - болезнь, мобилизация, избрание на общественную должность, требующую отрыва от производства; для кустарей и ремесленников -условия производства). По новой инструкции в полном соответствии с партийными директивами лишались избирательных прав все частные торговцы, вне зависимости от разряда патента, который они выбирали, а также священнослужители и вспомогательный персонал церквей, независимого от того, получали ли они за исполнение своих обязанностей вознаграждение. Инструкция 1926 г. ликвидировала существовавшую неопределенность в отношении тех, кто ранее торговал, прибегал к наемному труду, жил на нетрудовые доходы. В ней четко говорилось о лишении избирательных прав, лиц, занимавшихся торговлей, использовавших наемный труд, вне зависимости от срока давности, что значительно расширило круг лишенцев.

Постоянно дополнявшийся перечень бывших чиновников, которые лишались прав по ст. 69, п. «д» Конституции РСФСР 1925 г., также претерпел изменения. В соответствии с рекомендациями партии в число лишенцев были включены бывшие белые офицеры и военные чиновники белых армий, а также руководители контр-революционных банд. В примечании к этому пункту говорилось, что «те из бывших белых офицеров и военных чиновников, которые впоследствии состояли в рядах Красной Армии и Красного флота и принимали активное участие в вооруженной защите советских республик» не должны лишаться избирательных прав 44. Однако, что подразумевалось под «активным участием», не было конкретизировано, и позднее эта формулировка не раз становилась поводом для многочисленных запросов краевых и губернских исполкомов.

Несмотря на детализацию круга лиц, подлежавших и не подлежавших лишению прав в избирательной инструкции от 4 ноября 1926 г., после ее принятия ВЦИК, ЦИК СССР, НКВД и даже ЦК ВКП(б) захлестнула волна запросов от различных ведомств, губернских областных и краевых

43 РГАСПИ. Ф.17. Оп. 85. Д.19. Л.83-84.

44 Декрет ВЦИК от 4 ноября 1926 г. «Об утверждении Инструкции о выборах городских и сельских Советов и о созыве съездов Советов»// СУ РСФСР. 1926. №75. Ст. 577.

133

исполкомов 45. Как и ранее, вопросы ведомств, а также краевых и губернских исполкомов преимущественно касались определения круга «бывших», условий применения наемного труда и извлечения нетрудового дохода. Из новых добавились запросы об определении круга священнослужителей и членов семей различных категорий лишенцев.

Относительно категории «бывших» позиция губернских исполкомов не была однозначной. Ряд региональных исполкомов стремились охватить возможно больший круг «бывших». Так, Смоленский, Курский, Новгородский губернские исполкомы считали необходимым лишать избирательных прав работников бывших земств, приравнивая их к классным чинам бывшего министерства внутренних дел. ВЦИК издал циркуляр, специально разъяснявший, что работники бывшего местного самоуправления (земского, городского) независимо от должности, которую они занимали, не являлись чинами министерства внутренних дел и не подлежали лишению

46

прав 46.

Однако в случае, когда лишение прав массовых категорий «бывших» создавали проблемы в работе аппарата регионов, губернские исполкомы занимали прямо противоположную позицию и добивались исключения их из круга лиц, подлежавших лишению прав. Наиболее массовой категорией, подлежавшей лишению прав в 1926 г., стала категория бывших белых офицеров и военных чиновников белых правительств. Саратовский, Астраханский губисполкомы, Уральский областной исполком и Сибирский краевой исполком считали нецелесообразным лишение прав бывших белых офицеров, работавших в советском аппарате 47. Особая заинтересованность в положительном решении данного вопроса объясняется тем, что в Сибири, на Урале, в отличие от многих других регионов, проблемы с квалифицированными специалистами стояли очень остро, и заменить одномоментно значительное количество сотрудников не представлялось возможным.

Массу вопросов губернских исполкомов и ведомств вызвало определение круга лиц, живущих на нетрудовые доходы. Нередко поводами становились совершенно нелепые и ничтожные вопросы. Так, оживленную и обширную переписку, длившуюся более полугода в 1926/27 гг. между «Продэкспортом», наркоматом торговли и ВЦИК вызвал вопрос лишения избирательных прав сборщиков яиц 48. Уральский областной избирком уточнял, нужно ли лишать избирательных прав биржевых маклеров, наркомат юстиции, отвечавший на запрос, выразил недоумение о причине возникновения этого вопроса, поскольку биржевые маклеры на тот момент являлись должностными лицами советских государственных учреждений

45 ГА РФ. Ф.Р.-1235. Оп.104. Д.1055. Л.12-27.

46 ГА РФ. Ф.Р.-1235. Оп.105. Д.135. Л. 4, 6-14.

47 ГА РФ. Ф.Р.-1235. Оп.105. Д.174. Л. 255-270.

48 ГА РФ. Ф.Р.- 1235. Оп.104. Д.262. Л.187-228.

134

(товарных и фондовых бирж) 49. Еще более нелепый вопрос заинтересовал Смоленский губисполком, является ли получение алиментов на воспитание детей нетрудовыми доходами 50.

Несмотря на то, что избирательная кампания 1928/29 гг. проводилась в заметно изменившейся экономической и политической ситуации в стране, обстановке действия чрезвычайных мер, «решительного наступления на кулака» и «полной изоляции частно-капиталистических элементов города и деревни от участия в выборах», определение круга лиц, подлежавших лишению избирательных прав, происходило в соответствии с инструкцией ВЦИК от 4 ноября 1926 г. 51

Местные исполкомы и избиркомы уточняли у центральных органов вопросы о лишении прав небольших групп населения или даже отдельных лиц. Например, обсуждались вопросы о лишении прав бывших директоров отделений обществ попечительства в тюрьмах, бывших служащих речной полиции 52, бывших улусных голов, получивших за свою деятельность награды от бывшего царского правительства, бывших попечителей калмыцкого народа 53. У региональных исполкомов вызывали сомнения лишение прав сборщиков утильсырья, сторонников различных сект и языческих верований 54. Представляется, что причиной появления запросов по столь незначительным поводам стало нежелание местных исполкомов и ведомств брать на себя ответственность за определение круга «классовых врагов». Основные проблемы у местных властей при определении круга участников выборов лежали не в плоскости законодательства, а его применения.

В 1930-е гг. определение круга лиц, лишенных избирательных прав, не вызывало сколько-нибудь значимых дискуссий, в избирательные кампании 1930/31 и 1934/35 гг. интерес высших партийных и советских органов к этой проблеме был явно утрачен. Определение круга лиц, подлежавших лишению избирательных прав, в инструкции о выборах в советы, утвержденной Президиумом ВЦИК 20 октября 1930 г., осуществлялось с учетом постановления СНК от 21 мая 1929 г. «О признаках кулацких хозяйств» и постановления ЦИК СССР от 22 марта 1930 г. «Об устранении нарушений избирательного законодательства СССР» 55. Наиболее детально в инструкции от 20.10.1930 г. определен круг лиц, использовавших наемный труд,

49 ГА РФ. Ф.Р.-1235. Оп.105. Д.174. Л. 129-133.

50 ГА РФ. Ф.Р.-1235. Оп.105. Д.174. Л. 251-252.

51 Задачи предстоящих перевыборов Советов (к совещанию оргработников при ВЦИК) // Власть Советов. 1928. №19 - 20. С. 6.

52 ГА РФ. Ф.Р.-1235. Оп.106. Д.235. Л.182-186.

53 ГА РФ. Ф.Р.-3316. Оп.16а. Д.421. Л.25-37; Д.416. Л.48-54.

54 ГА РФ. Ф.Р.-3316. Оп.16а. Д. 416. Л.147-149, 250-289.

55 Постановление Президиума ЦИК от 22 марта 1930 г. «Об устранении нарушений избирательного законодательства Союза ССР» от 22 марта 1930 г.// СЗ СССР. 1930. №19. Ст. 212. Постановление СНК СССР от 21 мая 1929 г. «О признаках кулацких хозяйств, в которых должен применяться кодекс законов о труде» // СЗ СССР. 1929. №34. Ст.301.

135

владевших промысловыми и промышленными предприятиями, сдававших в наем сельскохозяйственные машины, арендовавших землю и т.д., подпадавших под категорию «кулаков» 56.

В инструкции о выборах Советов, утвержденной Президиумом ВЦИК 1 октября 1934 г. круг участников не претерпел изменений, за исключением терминологии, которая была приведена в соответствие с новыми реалиями коллективизированной и «раскулаченной» деревни. Если в избирательной инструкции 1930 г. отсутствовало понятие «кулак», хотя при определении круга крестьян, подлежавших лишению прав, были сформулированы основные экономические характеристики крестьянского хозяйства, подпадавших под «кулацкие». В инструкции ВЦИК от 1 октября 1934 г. появились «кулаки, выселенные за противосоветские и противоколхозные

57

выступления из пределов сел и поселков, в которых они ранее проживали» 57.

Выборы 1934/35 гг. стали последними, когда применялись избирательные цензы, введенные в Конституции 1918 г. При подготовке проекта новой Конституции отмена цензов стала одним из дискуссионных вопросов. В ходе работы комиссии над проектом Конституции (подкомиссия по избирательной системе под руководством К. Б. Радека) обсуждение вызвал вопрос об ограничении в избирательных правах «прежних эксплуататорских классов», члены комиссии склонялись к сохранению цензов. Интересно, что за радикальную демократизацию советской избирательной системы - отмену ограничений в избирательных правах по социальным основаниям высказался Сталин 58. Всенародное обсуждение проекта Конституции также показало неоднозначную реакцию общества на ликвидацию института лишения избирательных прав. Граждане выражали недоумение как священники, кулаки, бывшие белогвардейцы получат равные со всеми остальными советскими гражданами права? 59 Сталин, комментируя итоги всенародного обсуждения, и возможность ограничить в правах «бывших людей», сказал: «теперь, когда прежние эксплуататорские классы ликвидированы, советский строй должен быть достаточно прочен, чтобы устранить эти ограничения» 60.

Причины отмены института лишения избирательных прав в 1936 г. достоверно неизвестны, в исторических и правовых исследованиях высказываются различные версии 61. Представляется, что основной причиной

56 Постановление ВЦИК от 20 октября 1930 г. «Об утверждении инструкции о выборах в советы и на съезды советов РСФСР» // СУ РСФСР. 1930. №54. Ст.654.

57 Постановление ВЦИК от 1 октября 1934 г. «Об утверждении инструкции о выборах в советы и на съезды советов РСФСР» // СУ РСФСР. 1934. №36. Ст.226;

58 РГАСПИ. Ф.558. Оп.1. Д.3275. Л.6, 154-155.

59 Фитцпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город. М., 2008. С. 158 - 159.

60 Сталин И. В. О проекте Конституции СССР. Доклад на чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов 25 ноября 1936 г. // Полное собрание сочинений. Т. XIV. С.178.

61 Фитцпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город. М., 2008. С. 158 - 160; Дорожкина Я. Б. Избирательные кампании по

136

отмены ограничений в советской избирательной системе стала уверенность Сталина в абсолютной подконтрольности общества и отсутствии необходимости введения дополнительных механизмов способных обеспечить подконтрольные правящей партии составы Советов, иными словами, власть не опасалась, что с введением прямого, равного, всеобщего права, граждане изберут противников власти, оппозицию и т.д. Желание продемонстрировать преимущества советского строя, доказать его демократичность, достигнув пропагандистского эффекта, стало второй причиной. Какими бы не были реальные причины отмены ограничения в избирательных правах, Конституция СССР, принятая 5 декабря 1936 г., провозгласила полную победу социализма в стране, ликвидацию эксплуататорских классов, и ввела всеобщее избирательное право.

Ограничения избирательных прав, введенные в первой советской Конституции 1918 г. как временная мера, направленная против противников «диктатуры пролетариата», просуществовали два десятилетия. Хотя действие советских избирательных цензов распространялось на относительно небольшое число граждан (в 1925 г. в РСФСР были ограничены в избирательных правах - 700 621 чел., в 1929 г. - 2 344 390 чел., составлявшие 1,63 и 3,9% от численности взрослого населения соответственно) 62, определение круга лиц, подлежавших лишению прав, было в центре внимания руководства страны. Интерес власти к институту лишения избирательных прав обуславливался его значимостью в политической системе советского общества, он долгие годы служил инструментом определения «классовых врагов».

Несмотря на стабильность конституционных норм, определявших категории граждан, подпадавших под действие цензов, избирательное законодательство, находясь под влиянием политической и экономической конъюнктуры, вносило существенные изменения в круг лиц, подлежавших ограничению прав. Избирательное законодательство на протяжении рассматриваемого периода чрезвычайно чутко реагировало на изменения ситуации в стране, в положении различных социальных слоев - «бывших», непролетарского населения. Первоначально лишение избирательных прав использовалось как мера отстранения от выборов реальных противников, их круг преимущественно определялся местными инструкциями, исходя из особенностей регионов.

Середина 1920-х гг. стала переломным моментом в формировании законодательства об ограничении избирательных прав. Экономическая либерализация 1925 г., объявление политики «оживления Советов» привели к расширению круга избирателей за счет мелких собственников города и деревни, использовавших наемный труд крестьян, кустарей, а также мелких торговцев. Изменение курса на ограничение роста частного сектора и

выборам в Верховные и местные советы в Западной Сибири (1937-1941 гг.): диссертация на соискание ученой степени канд. ист. наук. Новосибирск, 2004.

62 ГА РФ. Ф.Р.-3316. Оп.20. Д.918. Л. 60-62.

вытеснение мелких собственников города и деревни в 1926 г. усилило административный нажим на непролетарские слои населения и значительно расширило круг лиц, подлежавших лишению прав. Начиная с кампании 1926/27 г. лишение избирательных прав из превентивной меры, становится мерой социально-экономического давления на наиболее хозяйственно активные слои города и деревни. К концу 1920-х гг. существенно расширили круг пораженных в правах за счет ужесточения условий использования наемного труда, производства и торговли. К этому периоду все категории «классовых врагов», в т.ч. потенциальных были выявлены, далее увеличивать круг лиц, подлежавших ограничению в правах, не меняя Конституции, было невозможно.

В 1930-е годы лишение избирательных прав в качестве самостоятельной дискриминационной меры исчерпало себя поскольку являлось сравнительно мягкой ограничительной акцией, по сравнению с широко применяемыми репрессивными мерами (раскулачивание и высылки, заключение и т.д.). Государство утратило интерес к институту лишения избирательных прав в 1930-е гг., и потому отмена избирательных цензов в Конституции 1936 года стало логичным завершением его существования в советской избирательной системе.

Библиографический список

1. Ко всем советам рабочих, солдатских, крестьянских и батрацких депутатов от 24 декабря 1917 г. «Об организации местного самоуправления» // СУ РСФСР. - 1917. - №12. - Ст.179.

2. Конституция (Основной Закон) РСФСР. Принята V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г. // СУ РСФСР. - 1918. - №51. - Ст.582.

3. Постановление ВЦИК Советов от 2 декабря 1918 г. «О порядке выборов волостных и сельских Советов (Инструкция)» // СУ РСФСР. - 1918. - №86. - Ст. 901.

4. Циркулярное постановление Президиума ВЦИК от 8 февраля 1921 г. «О регулярных перевыборах Советов и о созыве в установленные сроки Съездов Советов» // СУ РСФСР. - 1921. - №11. - Ст.72.

5. Декрет ВЦИК от 31 августа 1922 г. «Инструкция о перевыборах городских и сельских советов и о созыве волостных, уездных и губернских съездов советов» // СУ РСФСР. - 1922. - №56. - Ст. 706.

6. Декрет ВЦИК от 11 августа 1924 г. «Инструкция о перевыборах городских и сельских Советов и о созыве волостных (районных), уездных (окружных) и губернских (областных) съездов Советов» // СУ РСФСР. - 1924. - №71. - Ст. 695.

7. Постановление Президиума ЦИК СССР от 29 декабря 1924 г. «О перевыборах в Советы в тех районах, где имели место неправильности в работе избирательных комиссий» от 29 декабря 1924 г. // СЗ СССР - 1925. - №1. - Ст. 3.

8. Декрет ВЦИК от 13 октября 1925 г «Об утверждении Инструкции о выборах городских и сельских Советов и о созыве съездов Советов» // СУ РСФСР. - 1925. - №79. -Ст. 603.

9. Декрет ВЦИК от 4 ноября 1926 г. «Об утверждении Инструкции о выборах городских и сельских Советов и о созыве съездов Советов» // СУ РСФСР. - 1926. -№75. -Ст.577.

10. Постановление СНК СССР от 21 мая 1929 г. «О признаках кулацких хозяйств, в которых должен применяться кодекс законов о труде» // СЗ СССР. - 1929. - №34. -Ст.301.

11. Постановление Президиума ЦИК от 22 марта 1930 г. «Об устранении нарушений избирательного законодательства Союза ССР» от 22 марта 1930 г.// СЗ СССР.

- 1930. - №19. - Ст. 212.

12. Постановление ВЦИК от 20 октября 1930 г. «Об утверждении инструкции о выборах в советы и на съезды советов РСФСР» // СУ РСФСР. - 1930. - №54. - Ст.654.

13. Постановление ВЦИК от 1 октября 1934 г. «Об утверждении инструкции о выборах в советы и на съезды советов РСФСР» // СУ РСФСР. - 1934. - №36. - Ст.226.

14. Белобородов А. Выборы в Советы // Власть Советов. - 1924. - №5. - С. 10-11.

15. Белоновский В. Н., Кальгина А. А. Правовое положение лишенцев и степень их угрозы советской власти // Образование. Наука. Научные кадры. - 2014. - №3. - С. 15-19.

16. Валуев Д. В. Лишенцы в системе социальных отношений (1918-1936 гг.). (на материалах Смоленской губернии и Западной области). - Смоленск: Маджента, 2012. -155 с.

17. Владимирский М. Организация Советской власти на местах. - М.: Госиздат, 1921. - 147 с.

18. Гимпельсон Е. Г. Нэп: была ли возможность «выжить»? // НЭП в контексте исторического развития России XX века. - М.: издательский центр Института российской истории РАН. - 2001. - С. 39-56.

19. Гурвич Г. С. История советской Конституции. - М.: Госиздат, 1923. - 212 с.

20. Дорожкина Я. Б. Избирательные кампании по выборам в Верховные и местные советы в Западной Сибири (1937-1941 гг.): дис. ... канд. ист. наук. - Новосибирск, 2004. -211 с.

21. Дуксин П. А. Лишение избирательных прав граждан по советскому законодательству 20-30-х гг. XX века // Конституционное и муниципальное право. - 2009.

- №5. С. 20-23.

22. Задачи предстоящих перевыборов Советов (к совещанию оргработников при ВЦИК) // Власть Советов. - 1928. - №19-20. - С. 6-7.

23. Как выбирать Советы // Вестник комиссариата внутренних дел. - 1918. - №10. -

С.12.

24. Калинин М. Основные вопросы нашей внутренней политики // Власть Советов.

- 1925. - С.6-7.

25. Ленин В. И. Очередные задачи советской власти // Полное собрание сочинений. 5-е изд. - М.: Издательство политической литературы, 1974. - Т. 36. - С. 165-208.

26. Маргиналы в социуме. Маргиналы как социум. Сибирь (1920-е - 1930-е годы). -2-е изд. - М.: РОССПЭН, 2017. - 600 с.

27. Москаленская Д. Н. Лишение и восстановление в избирательных правах православных церковнослужителей Западной Сибири в середине 1920-х - середине 1930-х гг. // Вестник Томского государственного университета. -2016. - № 403. - С. 82-86.

28. Саламатова М. Российские и зарубежные избирательные цензы в первой трети XX в.: буква закона и реальность // QUAESTIO ROSSICA. - Vol. 5. - 2017. - № 3. - С.708-726.

29. Саламатова М. С. Отмена выборов 1924 года в Советской России: новые материалы и интерпретации // Genesis: исторические исследования. -2017. - № 1. - С.53-66.

30. Сталин И. В. О проекте Конституции СССР. Доклад на чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов 25 ноября 1936 г. // Полное собрание сочинений. - T.XIV. - С. 178-224.

31. Тихонов В. И., Тяжельникова В. С., Юшин И. Ф. Лишение избирательных прав в Москве в 1920-1930-е годы. Новые архивные материалы и методы обработки. - М., 1999. - 256 с.

32. Фитцпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город. - М., 2008. - 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.