© Саламатова М.С.
DOI: 10.24411/2309-1592-2020-10022 УДК 342.81
РЕФОРМА ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В КОНСТИТУЦИИ 1936 ГОДА: НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Саламатова Марина Сергеевна, кандидат исторических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики
и управления «НИНХ», e-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена изучению реформы советской избирательной системы 1930-х гг., процессу разработки проекта XI главы Конституции 1936 г. Избирательная система, основанная на принципах невсеобщего, неравного, непрямого и нетайного избирательного права, введенная большевиками в 1918 г. устарела, и стала одной из причин проведения конституционной реформы. Разработка и обсуждение изменений избирательной системы в проекте Конституции 1936 г. выявили разнообразные позиции как среди руководства страны, так и населения. Большинство членов подкомиссии по избирательной системе и граждане, участвовавшие во всенародном обсуждении, высказались за сохранение ограничений в избирательных правах. Инициатором введения всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права выступил лично Сталин, причинами отмены ограничений в советской избирательной системе стала уверенность руководства страны в абсолютной подконтрольности общества и отсутствии необходимости введения дополнительных механизмов обеспечения лояльных правящей партии составов Советов, а также желание достичь пропагандистского эффекта, продемонстрировать демократизм и преимущество советского строя перед буржуазными системами.
Ключевые слова: всеобщее, равное, прямое избирательное право; конституционная комиссия; всенародное обсуждение Конституции; советская избирательная система; Сталинская Конституция; разработка проекта Конституции.
Конституционные реформы XX века в России вызывали оживленные общественные дискуссии, и создание Конституции СССР 1936 г. не стало исключением. Материалы работы конституционной комиссии 1935 - 1936 гг. длительное время были недоступны исследователям, с открытием архивных фондов ситуация изменилась. В последние два десятилетия история разработки Конституции 1936 г. нашла отражение в работах В.М. Курицына, О.Д. Максимовой, Ю.Н. Жукова, Е.А. Шершневой и других исследователей . Вполне исчерпывающе исследованы вопросы
1 Максимова О. Д. Разработка и всенародное обсуждение проекта Конституции СССР 1936 года// Пробела в российском законодательстве. 2014. №3. С.46-51; Курицын В. М. История отечественного государства и права. 1929 г. - 22 июня 1941 г. Форсированная модернизация страны и формирование военно-технической базы будущей победы в Великой Отечественной войне. М., 2009; Жуков Ю.Н. Иной Сталин. М., 2003;
11 2
подготовки конституционной реформы, процедуры создания сталинской Конституции, роли государственных руководителей в создании проекта Конституции, работы комиссии и подкомиссий. Несмотря на значительные достижения исследователей в изучении создания Конституции 1936 г., ряд вопросов остался неизученным, среди них реформа советской избирательной системы, причины отмены ограничений избирательного права и введения всеобщего, равного, прямого, тайного избирательного права в СССР. Восполнению этого пробела посвящена настоящая статья. На основе документов подкомиссии по избирательной системе комиссии по выработке проекта Конституции СССР 1936 г., реконструируется процесс разработки XI главы Конституции 1936 г., уточняется роль членов комиссии в создании и обсуждении проекта, анализируются предложения изменений избирательной системы, поступивших от населения (в рамках т.н. всенародного обсуждения).
Реформируемая советская избирательная система просуществовала с момента принятия первой советской Конституции 1918 г. и основывалась на принципах невсеобщего, неравного и непрямого избирательного права, а также производственно-территориального принципа организации выборов и открытом голосовании. Введение избирательных цензов, неравного и непрямого представительства в 1918 г., противоречило программным дореволюционным требованиям большевиков, и вызвало шквал критики в России и за рубежом. К. Каутский обвинял основателей советского государства в извращении марксистской теории отмечая, что «Маркс все время говорит о всеобщем избирательном праве, о праве всего народа, а не об избирательном праве одного какого-нибудь привилегированного класса» 1. Ленин, парируя, категорически отвергал обвинения Каутского в неправильном истолковании Маркса, полагая, что именно большевики, следуют не только букве, но и духу марксизма в понимании классовой борьбы и диктатуры пролетариата. По мнению вождя пролетарской революции, всеобщее избирательное право в буржуазных парламентских республиках носит формальный характер, поскольку не может быть подлинного равенства между эксплуатируемым и эксплуататором. «Чистой демократии» буржуазии противопоставляется демократия советская, которая является подлинной, «включающей в советы огромные массы эксплуатируемого и трудящегося населения» 2.
К моменту введения советской избирательной системы в 1918 г. большинство электоральных систем мира имели существенные
Шершнева Е. А. Создание Конституции СССР 1936 года. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2011.
1 Каутский К. Диктатура пролетариата. От демократии к государственному рабству. Большевизм в тупике. М., 2002. С. 56.
о
Ленин В. И. Пролетарская революция и ренегат Каутский // ПСС., т. 37. С. 257.
ограничения, в начале XX в. общепринятыми в мире являлись высокий возрастной, гендерный, профессиональный (для военнослужащих и государственных служащих) цензы, ценз оседлости. Менее распространенными являлись образовательный, имущественный и моральный цензы. И потому наличие ограничений в советской избирательной системе не выглядело экстраординарным, необычным для мировой избирательной практики выглядело содержание советских избирательных цензов 1.
Во-первых, отметим радикальную демократизацию технических цензов и отмену дискриминационных цензов. Возрастной ценз был понижен до 18-ти лет, отменен ценз гражданства, гендерный и имущественный цензы также были отменены 2. От отмены или понижения этих цензов выиграли наиболее дискриминируемые в дореволюционной России слои населения - молодежь, женщины, национальные меньшинства. Предоставив им избирательные права, большевики привлекли на свою сторону активную, молодую часть населения, ранее не реализовавшую свою политическую активность в легальном поле. В данном случае следует признать, что это являлось разрывом как с дореволюционными российскими традициями, так и общемировым опытом.
Вместе с тем, в рамках советской избирательной системы продолжали действовать охранные цензы, к числу которых можно отнести политический и трудовой цензы. Политический ценз не был оригинален, как отмечалось выше, во многих избирательных системах он действовал и продолжает действовать. Для России его использование также было традиционным. В 1918 г. с помощью политического ценза отстранялись от выборов служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранного отделения, а также члены царствовавшего дома.
Несомненной новизной и оригинальностью отличался трудовой ценз, который был нацелен на устранение из числа участников выборов лиц, влияние которых на политику могло оказаться опасным для молодого советского государства («классовых врагов»). Введение трудового ценза представляется вполне логичным в рамках большевистской доктрины «диктатуры пролетариата» и предоставления прав только «трудящимся». Трудовой ценз, по сути, был анти имущественным. От участия в выборах отстранялись граждане, обладавшие каким-либо имуществом или
1 Саламатова М.С. Российские и зарубежные избирательные цензы в первой трети XX
в.: буква закона и реальность // QUAESTIO ROSSICA Vol. 5. 2017. № 3. С.708-726. DOI 10.15826/qr.2017.3.246 Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918) // СУ РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582.
доходами: 1) лица, прибегающие к наемному труду, с целью извлечения прибыли; 2) лица, живущие на нетрудовые доходы, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.; 3) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники 1.
Помимо цензовых ограничений, большевики ввели непрямое и неравное представительство на выборах в Советы. Конституция 1918 г. предусматривала пятикратное преимущество городского населения над сельским как при созыве съездов областных и губернских съездов советов, так и Всероссийского съезда Советов (ст.53 и 25 Конституции 1918 г.).
Советская избирательная система также использовала традиционную для России многостепенность выборов, прямыми выборы были только в низовые Советы - сельские и городские. Для крестьян количество выборных этапов не только не уменьшилось по сравнению с дореволюционной системой, но даже увеличилось. До революции, для крестьян предусматривались трех степенные выборы. Конституция 1918 г. для избрания в высший советский орган - Всероссийский съезд Советов предусматривала уже четыре этапа (сельский Совет, волостной, уездный, губернский (или окружной) съезды, Всероссийский съезд Советов). Жители городов получили значительное преимущество перед крестьянским населением, выборы для них проходили в два этапа: городской Совет сразу выбирал представителей на губернский или окружной съезд Советов, на Всероссийский съезд Советов городские Советы также выбирали депутатов непосредственно 2.
Все особенности советской избирательной системы как новаторские, так и традиционные вполне успешно использовались большевиками для обеспечения преимущества на выборах городским пролетарским слоям, и формированию лояльных правящей партии составов Советов и съездов всех уровней. Наряду с этим очевидно, что многие принципы были явно устаревшими и не демонстрировали передовой характер советского государственного строя.
Конституционная реформа начала обсуждаться руководством страны в декабре 1934 - январе 1935 г. Ю.Н. Жуков отмечает, что первоначальный замысел изменений затрагивал ограниченный круг вопросов, в частности, предлагалось внести изменения в избирательную систему и «уточнить социально-экономические основы» 3. Идея о проведении конституционной реформы начала реализовываться в решениях VII Всесоюзного съезда Советов, проходившего в январе -
1 Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918) // СУ РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582.
2 Там же.
3 Жуков Ю.Н. Иной Сталин. М., 2003. С.120.
115
феврале 1935 г. Так, Седьмой Всесоюзный съезд Советов 6 февраля 1935 г. предложил ЦИК СССР создать конституционную комиссию в составе 31 человека под председательством И. Сталина. 7 июня 1935 г. на первом заседании конституционной комиссии были созданы 12 подкомиссий: по общим вопросам (возглавил И.В. Сталин), редакционная (И.В. Сталин), экономическая (В.М. Молотов), финансовая (В.Я. Чубарь), правовая (Н.И. Бухарин), по избирательной системе (К.Б. Радек), судебных органов (А.Я. Вышинский), центральных и местных органов власти (И.А. Акулов), народного образования (А.А. Жданов), труда (Л.М. Каганович), обороны (К.М. Ворошилов), внешних дел (М.М. Литвинов) \ На первом заседании конституционной комиссии И. Сталин сообщил о намерении провести широкую конституционную реформу 2. Как отмечают исследователи, по ряду вопросов обозначились «принципиальные, идейные разногласия между группой Сталина и видными в прошлом ортодоксальными партийными деятелями, не желавшими поступиться своими принципами»
3
Одним из вопросов, по которому выявились разногласия, стала избирательная система. Разработка XI главы «избирательная система» вызвала дискуссии между членами профильной подкомиссии. Состав подкомиссии, вырабатывавшей проект главы избирательной системы, был вполне традиционным для советского времени, в нее вошли руководители советских и партийных органов: Р.А. Алимов, Л.П. Берия, А.И. Икрамов, П.П. Любченко, В.И. Порайко, А.Н. Поскребышев, А.Р. Рахимбаев, И.С. Уншлихт, А.Г. Червяков, С.И. Чугунов, Д.И. Шостак 4 Наибольшие разногласия в подкомиссии К. Радека вызвала отмена избирательных цензов. Большинство членов комиссии, включая самого К.Б. Радека предлагало оставить часть прежних ограничений круга избирателей (священнослужителей, зажиточных крестьян и т.д.) 5. Хотя в подкомиссии высказывались мнения и за отмену ограничений избирательного права. Так, председатель СНК Украины П.П. Любченко настаивал на отмене ограничений избирательных прав по классовому признаку 6. Помимо цензов, обсуждаемым вопросом стал круг субъектов пассивного избирательного права. Подкомиссия предложила расширить круг
1 РГАСПИ. Ф.558. Оп.1. Д.3275. Л. 16-19.
2 РГАСПИ. Ф.558. Оп.1. Д.3275. Л. 15.
Жуков Ю.Н. Иной Сталин. М., 2003. С. 197. Курицын В. М. История отечественного государства и права. 1929 г. - 22 июня 1941 г. Форсированная модернизация страны и формирование военно-технической базы будущей победы в Великой Отечественной войне. М., 2009. С.87.
4 РГАСПИ. Ф.558. Оп.1. Д.3275. Л. 32.
5 РГАСПИ. Ф.558. Оп.1. Д.3275. Л. 6-11, 41-48.
6 РГАСПИ. Ф.558. Оп.1. Д.3275. Л. 20-26.
субъектов пассивного избирательного права, и предоставить право выдвижения кандидатов не только партийным, профсоюзным организациям, комсомолу и другим общественным организациям, но и гражданам, путем самовыдвижения 1.
В целом, в проекте, разработанном подкомиссией К. Радека предлагалось отменить неравные, многостепенные выборы с открытым голосованием, но оставить ограничения для отдельных групп граждан. И в случае принятия XI главы в варианте, предложенном подкомиссией К. Радека, советское избирательное право стало бы равным, прямым, тайным, но не всеобщим 2.
В ходе всенародного обсуждения вопрос об избирательной системе вызвал высокий интерес граждан. В «информационной сводке предварительных итогов поступивших предложений и дополнений, вносимых трудящимися к проекту новой Конституции СССР» от 15 октября 1936 г. были обобщены 13 721 предложения, высказанные в ходе Всенародного обсуждения, из них 1161 неповторяющихся предложения. К X главе «Основные права и обязанности граждан» было высказано наибольшее число предложений - 6354, к XI главе «Избирательная система» - 3014, к I главе «Общественное устройство» - 1061, к VI главе «Органы государственного управления союзных республик» - 15, к VII главе «Высшие органы государственной власти автономных советских социалистических республик» - 11 3.
При этом, наибольшее обсуждение вызвал проект ст.135 Конституции, вводившей всеобщее избирательное право. Большинство предложений касались оставить ограничения избирательных прав для категорий, ранее лишенных избирательных прав (священнослужителей, лиц, прибегавших к наемному труду, с целью извлечения прибыли; лиц, живущих на нетрудовые доходы; частных торговцев, торговых и коммерческих посредников) 4 Граждане выражали недоумение как священники, кулаки, бывшие белогвардейцы получат равные со всеми остальными советскими гражданами права? 5. Таким образом, представления об избирательном праве граждан в ходе обсуждения и подкомиссии К. Радека совпали, и предполагали сохранение ограничений в избирательных правах «прежних эксплуататорских классов».
Инициатором введения всеобщего избирательного права стал лично Сталин, он выступил за отмену ограничений в избирательных правах по
1 РГАСПИ. Ф.558. Оп.1. Д.3275. Л. 64-71.
2 РГАСПИ. Ф.558. Оп.1. Д.3275. Л. 88.
3 ГАРФ. Ф.Р.-3316. Оп.40. Д.28. Л.1-2.
4 ГАРФ. Ф.Р.-3316. Оп.40. Д.28. Л.108 - 110, 142, 162.
5 Фитцпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город. М., 2008. С. 158-159.
социальным основаниям и тайное голосование на выборах 1. Подчеркнем, что это являлось принципиальной позицией Сталина уже на первоначальном этапе разработки проекта Конституции. Так, в письме И. Сталина от 25 января 1935 г. о необходимости проведения конституционной реформы, направленном членам Политбюро, говорилось, что «систему выборов надо менять не только в смысле уничтожения ее многостепенности. Ее надо менять еще и в смысле замены открытого голосования закрытым. Мы можем и должны пойти в этом деле до конца, не останавливаясь на полдороге. Обстановка и соотношение сил в нашей стране в данный момент таковы, что мы можем выиграть политически в этом деле» 2.
С чем была связана позиция Сталина по дальнейшей демократизации советской избирательной системы? Причины отмены института лишения прав в 1936 г. достоверно неизвестны, в исторических и правовых исследованиях высказываются различные версии 3. Представляется, что основной причиной отмены ограничений в советской избирательной системе стала уверенность Сталина в абсолютной подконтрольности общества и отсутствии необходимости введения дополнительных механизмов способных обеспечить подконтрольные правящей партии составы Советов, иными словами, Сталин не опасался, что с введением прямого, равного, всеобщего избирательного права, граждане изберут противников власти, оппозицию и т.д.
Несмотря на крайнюю противоречивость избирательной кампании 1934/35 гг., когда лозунги в предвыборных передовицах и директивных статьях 1934 г. отражали парадоксальность и неоднозначность тенденций политического развития страны. Новый лозунг о том, что «перевыборы 1934 г. пройдут под лозунгом построения бесклассового общества» уживался с ранее известным «выборы пройдут в острой борьбе с враждебными классовыми силами, остатки капиталистических классов пытаются проникнуть в советы для использования их в своих целях» 4.
1 РГАСПИ. Ф.558. Оп.1. Д.3275. Л. 6, 154 - 155.
2 Жуков Ю.Н. Иной Сталин. М., 2003. С. 120-121.
Фитцпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город. М., 2008. С. 158 - 160; Дорожкина Я. Б. Избирательные кампании по выборам в Верховные и местные советы в Западной Сибири (1937-1941 гг.): диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Новосибирск, 2004. 211 с.; Курицын В. М. История отечественного государства и права. 1929 г. - 22 июня 1941 г. Форсированная модернизация страны и формирование военно-технической базы будущей победы в Великой Отечественной войне. М., 2009; Жуков Ю.Н. Иной Сталин. М., 2003; Шершнева Е. А. Создание Конституции СССР 1936 года. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2011.
4 Обращение ЦИК СССР. О выборах в советы 1934 - 1935 гг. // Власть Советов. 1934. №18. С.2
Подведение итогов выборов показало, что власть настроена на реализацию лозунга о построении бесклассового общества и демонстрацию в официальной статистике сокращение численности лишенцев.
Отсутствие заинтересованности власти в расширении круга лишенцев в кампанию 1934/35 гг. отчетливо проявились в динамике их численности. Официальная статистика, материалы печати и архивные материалы, свидетельствуют о значительном сокращении числа лишенцев в 1934 - 1935 гг. В целом, по СССР их доля составила 2,1% в городе и 2,6% - в сельской местности, по РСФСР - 1,9 и 2,3% соответственно \ По данным Центризбиркома на 29 декабря 1934 г. число лишенцев в сельской местности составило 439 833 человека (2,3% от взрослого населения), что означало сокращение их числа в абсолютном выражении более чем в два раза по сравнению с 1931 г. Причинами снижения численности лишенцев в стране, секретарь Центризбиркома П. Зайцев назвал восстановление в правах детей лишенцев, естественную убыль различных категорий «бывших» и восстановление в правах лишенцев, проявивших лояльность к
3
советской власти .
Таблица 1. Численность лиц, подпадавших под действие избирательных цензов в РСФСР 1922-1935 гг.*__
избирательные Общая численность Численность лиц, Численность лиц,
кампании лиц, отстраненных от отстраненных от отстраненных от
участия в выборах участия в выборах в участия в выборах в
городах сельской местности
абс.знач. доля от населения старше 18-ти лет абс.знач. доля от населения старше 18-ти лет абс.знач. доля от населения старше 18-ти лет
1922 1 100 000 2,1 300 000 5 800 000 1,4
1923 1 000 000 2 300 000 5 700 000 1,3
1924 843 217 1,7 302 378 5,1 540 839 1,3
1925/26 700 621 1,63 284 591 4,8 416 030 1,0
1926/27 1 980 784 3,9 590 048 6,9 1 390 747 3,3
1928/29 2 433 390 4,54 727 365 7,2 1 706 025 3,9
1930/31 1 842 619 3,7 473 356 4,6 1 369 263 3,5
1934/35 - 2,1 - 1,9 - 2,3
*Таблица составлена с использованием следующих данных: Избирательная кампания по РСФСР в 1923 г. М., 1924. С.5-7; Выборы в Советы РСФСР в 1925 - 1926 гг. Ч.1 (горсоветы, сельские советы, волсъезды, волисполкомы и ревизионные комиссии). М., 1926. С.6-7; Итоги выборов в Советы РСФСР в 1929 г. Вып.2. Выборы в городские Советы. Статистический сборник. М., 1930. С.5; Итоги выборов в Советы РСФСР в 1929 г. Вып.1. Выборы в сельские, волостные, районные органы власти. Статистический сборник. М., 1930. С.12; Итоги выборов в Советы РСФСР в 1930 - 1931 гг. Стат.
1 Выборы в Советы в Союзе СССР. 1934 - 1935 гг. М., 1935. С.19 - 20; ГАРФ. Ф.Р.-1235. Оп.112. Д.5, Л.7; Зайцев П. Итоги выборов в советы // Советское строительство. 1935. №2. С.12.
2 ГАРФ. Ф.Р.-1235. Оп.112. Д.5. Л.7.
3 „
Зайцев П. Итоги выборов в советы // Советское строительство. 1935. №2. С.12.
119
справочник. М., 1931. С.31-32. Выборы в Советы в Союзе СССР. 1934 - 1935 гг. М., 1935. С.19-20; ГАРФ. Ф.Р.- 393, Оп.1а, Д.156. Л.16-20; ГАРФ. Ф.Р.-3316. Оп. 20. Д. 918. Л. 60 - 62. ГАРФ. Ф.Р.-1235. Оп.104. Д.23. Л.334; Оп.112. Д.5. Л.7.
Данные официальной статистики о сокращении численности лишенцев в 1935 г. вызывают определенные сомнения. Обсуждая вопрос о численности лишенцев в кампанию 1934/35 гг. нужно принимать во внимание два обстоятельства. Первое - реальное сокращение их численности за счет восстановления в правах детей и части лишенцев в городах и сельской местности. Второе - рост контингента заключенных и спецпереселенцев (их число составляло не менее 1,5 - 2 млн. чел.) 1, которые автоматически должны были попадать в число лишенцев, увеличивая их численность. Выскажем предположение, что последние категории исключались из официальной статистики лишенцев, которая не демонстрировала резкого роста категории заключенных. Вероятнее всего, официальная статистика фиксировала только количество лишенцев, проживавших в городах и сельской местности, а находившихся в спецпоселениях или в местах лишения свободы не учитывала. Выяснение реальной численности лишенцев в кампанию 1934/35 гг. осложняет отсутствие сведений в абсолютных показателях по различным регионам и городам. В официальной статистике, сведения о лишенцах приводились в относительных показателях2.
Несмотря на неоднозначность статистических данных, официально объявленная численность лишенцев должна была отражать общий курс на построение бесклассового общества. Очевидно, что руководство страны к 1934 г. утратило всякий интерес к институту лишения избирательных прав, что было связано с тектоническими экономическими и политическими изменениями в стране на рубеже десятилетий. К концу 1920-х гг. режим выявил все категории «классовых врагов», в т.ч. потенциальных, например, членов их семей, и ограничил их во всех возможных правах. Далее было нецелесообразно увеличивать число лишенцев, и расширять дополнительные ограничения в правах, сопутствующие этой мере. Лишение избирательных прав в качестве самостоятельной дискриминационной меры исчерпало себя поскольку являлось сравнительно мягкой ограничительной акцией, по сравнению с теми репрессивными мерами, которые стали широко применяться в 1930-е гг. (раскулачивание и высылки, заключение и т.д.). В 1930-е гг. лишение избирательных прав сохранилось в качестве сопутствующей ко всем
1 Ивницкий Н.А. Репрессивная политика советской деревни в деревне (1928-1933 гг.) М., 2000.; Красильников С.А. На изломах социальной структуры. Маргиналы в послереволюционном российском обществе (1917 - 1930-е гг.). Новосибирск, 1998.
2 Итоги выборов в Советы РСФСР в 1930/31 гг. Статистический сборник. М. 1931. С. 24; 78-79; 162-163. Выборы в Советы в СССР 1934 - 35 гг. М., 1935. С. 87-88
120
прямым репрессиям мерой, но власти постепенно утратили к ней интерес в этом качестве. Все это обусловило изменения в определении круга лишенцев и динамике их численности. Согласимся с мнением Е.А. Шершневой, что «преобразования избирательной системы были радикальными, но они явились логичным продолжением предшествующего развития избирательной системы, связанного с расширением избирательных прав лишенцев» 1.
Второй причиной отмены ограничений избирательного права стало желание продемонстрировать преимущества советского строя, доказать его демократичность, достигнув пропагандистского эффекта. Кроме того, был и политический контекст, начиная с 1934 г., процесс лишения избирательных прав перестал напрямую отождествляться с выявлением «классового врага» и поиск «врагов» вышел за пределы круга лишенцев. В предвыборной печати 1934 г. исчезла риторика, связанная с неправильным определением круга лишенцев, характерная для кампаний второй половины 1920-х гг. и 1930 г. В целом, в советской печати 1934 - 1935 гг. напрямую не отождествлялся процесс лишения избирательных прав и выявление классового врага. Исследователи уже отмечали трансформацию образа «врага народа» в 1930-е гг., Н. Б. Арнаутов отмечает, что с «декабря 1934 г. социальные образы кулака и церковника уводились на периферию пропаганды, на центральное место выдвинулись образы политических врагов» 2. Фактически это означало, что поиск классовых врагов выходил за пределы круга лишенцев, и это делало бессмысленным существование института лишения избирательных прав.
Разработка и обсуждение изменений избирательной системы в проекте Конституции 1936 г. выявила разнообразные позиции как среди руководства страны, так и населения. Окончательный вариант XI главы Конституции 1936 г., предложенный Сталиным, оказался демократичнее представлений как членов подкомиссии К. Радека, так и мнения самих граждан. Закрытый характер принятия решений руководством страны не позволяет точно определить причины демократизации избирательной системы. Однако какими бы не были причины отмены ограничений в избирательных правах, Конституция СССР, принятая 5 декабря 1936 г., подвела черту под двадцатилетним существованием института лишения избирательных прав, и вводила всеобщее, равное, прямое, тайное
1 Шершнева Е. А. Создание Конституции СССР 1936 года. Автореф. канд. юрид. наук. М., 2011. С.26.
2 и ^
Арнаутов Н. Б. Образ «врага народа» в системе советской социальной мобилизации:
идеолого-пропагандистский аспект (декабрь 1934 г. - ноябрь 1938 г.). Автореф. дис. на соискание ученой степени к.и.н. Томск, 2010. С. 14 - 15.
избирательное право 1. Тем самым реализовав дореволюционные программные требования российских социал-демократических партий, и заложив основные принципы современной избирательной системы России.
Библиографический список
1. Арнаутов Н. Б. Образ «врага народа» в системе советской социальной мобилизации: идеолого-пропагандистский аспект (декабрь 1934 г. - ноябрь 1938 г.). Автореф. дис. канд.ист.наук. Томск, 2010. - 24 с.
2. Выборы в Советы РСФСР в 1925-1926 гг. Ч.2. Съезды Советов и исполнительные комитеты. М.: Издательство НКВД, 1926. 188 с.
3. Выборы в Советы в Союзе СССР. 1934 - 1935 гг. М.: Издательство «Власть Советов» при Президиуме ВЦИК, 1935. - 135 с.
4. Дорожкина Я. Б. Избирательные кампании по выборам в Верховные и местные советы в Западной Сибири (1937-1941 гг.): дис. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 2004. - 211 с.
5. Жуков Ю.Н. Иной Сталин: политические реформы в СССР в 1933-1937 гг. М.: Вагриус, 2003. - 510 с.
6. Зайцев П. Итоги выборов в советы // Советское строительство. 1935. №2. С.10-14.
7. Ивницкий Н.А. Репрессивная политика советской деревни в деревне (1928-1933 гг.) М.: Изд-во РАН, 2000. 350 с.
8. Избирательная кампания по РСФСР в 1923 г. К XI Всероссийскому съезду советов РСФСР. М.: издательство НКВД, 1924. 43 с.
9. Итоги выборов в Советы РСФСР в 1929 г. Вып.1. Выборы в сельские, волостные, районные органы власти. Статистический сборник. М.: Издательство «Власть Советов», 1930. - 401 с.
10. Итоги выборов в Советы РСФСР в 1929 г. Вып.2. Выборы в городские Советы. Статистический сборник. М.: Издательство «Власть Советов», 1930. 153 с.
11. Итоги выборов в советы РСФСР в 1930-31 гг. Статистический сборник. М.: Всероссийская Центральная избирательная комиссия, 1931. 198 с.
12. Каутский К. Диктатура пролетариата. От демократии к государственному рабству. Большевизм в тупике. М.: Антидор, 2002. - 314 с.
13. Красильников С.А. На изломах социальной структуры: Маргиналы в послереволюционном российском обществе (1917 - конец 1930-х годов). Учеб. пособ. Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. ун-та, 1998. - 90 с.
14. Курицын В. М. История отечественного государства и права. 1929 г. - 22 июня 1941 г. Форсированная модернизация страны и формирование военно-технической базы будущей победы в Великой Отечественной войне. М.: Юнити, 2009. - 246 с.
15. Ленин В. И. Пролетарская революция и ренегат Каутский // Полное собрание сочинений. 5-е изд. М.: Издательство политической литературы, 1969. Т. 37. С. 235338.
16. Максимова О. Д. Разработка и всенародное обсуждение проекта Конституции СССР 1936 года // Пробела в российском законодательстве. 2014. №3. С.46-51.
1 Конституция СССР, утвержденная постановлением VIII Чрезвычайного Съезда СССР от 5 декабря 1936 г. Ст.136. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. № 283. 06.12.1936
12 2
17. Обращение ЦИК СССР. О выборах в советы 1934 - 1935 гг. // Власть Советов. 1934. №18. С.2
18. Саламатова М. Российские и зарубежные избирательные цензы в первой трети XX в.: буква закона и реальность // QuAESTIO ROSSICA. - Vol. 5. 2017. № 3. С.708-726.
19. Фитцпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город. М.: Росспэн, 2008. - 336 с.
20. Шершнева Е. А. Создание Конституции СССР 1936 года. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2011. - 26 с.