Научная статья на тему 'Разработка и всенародное обсуждение проекта Конституции СССР 1936 года'

Разработка и всенародное обсуждение проекта Конституции СССР 1936 года Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
12747
1648
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ СССР 1936 ГОДА / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР / СТАЛИН / ВКП(Б)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Максимова Ольга Дмитриевна

Задача: установить основные причины создания проекта Конституции СССР 1936 года; выяснить, как работала конституционная комиссия; выявить особенности законотворческого процесса в Советском государстве на примере создания изучаемого проекта. Проблемы создания Конституции СССР 1936 года изучались в трудах: Ю.С. Кук ушкина, О.И. Чистякова, Ю.Н. Жукова, В.М. Курицына, Е.А. Шершневой, С.С. Хромова, Ш. Фитцпатрик, П. Соломона. Материалы и методы. В статье использовались архивные материалы о разработке проекта Конституции СССР 1936 года, данные материалы обрабатывались путем сравнительно-правовых, исторических и формально-юридических методов. Выводы. Одной из важных причин принятия Конституции 1936 года были недостатки законодательного процесса по Конституции СССР 1924 года, в частности чрезмерная перегруженность законодательной функцией Совнаркома Союза ССР, из-за чего советское правительство не имело времени заниматься вопросами управления. С 1936 года единственным высшим законодательным органом ставится Верховный Совет СССР. В состав конституционной комиссии, сформированной по решению VII съезда Советов СССР для разработки проекта, вошли лидеры партии и государства. Наряду с конституционной комиссией была создана рабочая группа в составе А.И. Стецкого, Я.А. Яковлева и Б.М. Таля для доработки и редактирования текста Конституции. В ее работе принял участие И.В. Сталин, его мнение было решающим при формулировании основных положений Конституции 1936 года. Возможность последующего использования результатов научной работы: материалы статьи могут быть использованы для анализа развития отечественного конституционного права, статья также может быть интересна тем, кто интересуется особенностями законодательной деятельности отечественного государства. Оригинальность, ценность статьи. В статье содержатся архивные материалы, которые подтверждают применение демократических процедур, которые были использованы в процессе разработки проекта Конституции СССР 1936 года, в частности материалы о процедуре всенародного обсуждения и какие именно предложения и поправки были внесены гражданами СССР в проект конституции. Из статьи можно узнать, какие именно положения проекта конституции вызвали наибольший интерес у населения страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development and public discussion of the draft Constitution of the USSR in 1936

Purpose: To identify the main reasons behind the creation of the draft Constitution of the USSR in 1936; figure out how to work the Constitutional Commission; reveal features of the legislative process in the Soviet state by creating a project under study. Background: Problems in creating the Soviet Constitution in 1936 were studied by authors: Y.S. Kukushkin, O.I. Chistyakov, Y.N. Zhukov, V.M. Kuritsyn, E.A. Shershneva, S.S. Khromov, S. Fitzpatrick, P. Solomon. Materials and Methods: The article used archival materials on the development of the draft Constitution of the USSR in 1936, these materials were processed by comparative legal, historical and formallegal methods. Conclusions: One of the important reasons for the adoption of the 1936 Constitution were shortcomings in the legislative process under the Constitution of the USSR in 1924, particularly overburdened legislative function of the CPC of the USSR, which is why the Soviet government did not have time to deal with management issues. Since 1936, only the highest legislative body put the USSR Supreme Soviet. The composition of the Constitutional Committee, formed to address the VII Congress of Soviets of the USSR to develop the project, entered the party and state leaders. Along with the Constitutional Committee, a working group of A.I. Stetsky, I.A. Yakovlev and B.M. Tal for revision and editing of the text of the Constitution. I.V. Stalin took part it’s work, his opinion was decisive in the formulation of the main provisions of the 1936 Constitution. Practical implication: Article materials can be used to analyze the development of domestic constitutional law, the article may also be of interest to those interested in the peculiarities of the legislative activity of the domestic state. Originality/ value: This article contains archival materials, which confirm the application of democratic procedures that were used in the process of drafting the Constitution of the USSR in 1936, in particular material on the procedure nationwide discussion and which proposals and amendments were made citizens of the USSR in the draft constitution. From the article you can find out which provisions of the draft constitution aroused the greatest interest among the population.

Текст научной работы на тему «Разработка и всенародное обсуждение проекта Конституции СССР 1936 года»

3'2014

Пробелы в российском законодательстве

2.2. РАЗРАБОТКА И ВСЕНАРОДНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА КОНСТИТУЦИИ СССР 1936 ГОДА

Максимова Ольга Дмитриевна, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Московский гуманитарный университет. Подразделение: кафедра теории и истории государства и права. E-mail: [email protected]

Аннотация

Задача: установить основные причины создания проекта Конституции СССР 1936 года; выяснить, как работала конституционная комиссия; выявить особенности законотворческого процесса в Советском государстве на примере создания изучаемого проекта.

Проблемы создания Конституции СССР 1936 года изучались в трудах: Ю.С. Кукушкина, О. И. Чистякова, Ю.Н. Жукова, В.М. Курицына, Е.А. Шершневой, С. С. Хромова, Ш. Фитцпатрик, П. Соломона.

Материалы и методы. В статье использовались архивные материалы о разработке проекта Конституции СССР 1936 года, данные материалы обрабатывались путем сравнительно-правовых, исторических и формально—юридических методов.

Выводы. Одной из важных причин принятия Конституции 1936 года были недостатки законодательного процесса по Конституции СССР 1924 года, в частности чрезмерная перегруженность законодательной функцией Совнаркома Союза ССР, из-за чего советское правительство не имело времени заниматься вопросами управления. С 1936 года единственным высшим законодательным органом ставится Верховный Совет СССР.

В состав конституционной комиссии, сформированной по решению VII съезда Советов СССР для разработки проекта, вошли лидеры партии и государства. Наряду с конституционной комиссией была создана рабочая группа в составе А. И. Стецкого, Я.А. Яковлева и Б.М. Таля для доработки и редактирования текста Конституции. В ее работе принял участие И. В. Сталин, его мнение было решающим при формулировании основных положений Конституции 1936 года.

Возможность последующего использования результатов научной работы: материалы статьи могут быть использованы для анализа развития отечественного конституционного права, статья также может быть интересна тем, кто интересуется особенностями законодательной деятельности отечественного государства.

Оригинальность, ценность статьи. В статье содержатся архивные материалы, которые подтверждают применение демократических процедур, которые были использованы в процессе разработки проекта Конституции СССР 1936 года, в частности материалы о процедуре всенародного обсуждения и какие именно предложения и поправки были внесены гражданами СССР в проект конституции. Из статьи можно узнать, какие именно положения проекта конституции вызвали наибольший интерес у населения страны.

Ключевые слова: Конституция СССР 1936 года, законодательный процесс, Верховный Совет СССР, И.В. Сталин, ВКП(б).

DEVELOPMENT AND PUBLIC DISCUSSION OF THE DRAFT CONSTITUTION OF THE USSR IN 1936

Maksimova Olga Dmitrievna, PhD at law, associate professor. Position: associate professor. Place of employment: Moscow humanitarian university. Department: theory and history of state and law chair. E-mail: [email protected]

Annotation

Purpose: To identify the main reasons behind the creation of the draft Constitution of the USSR in 1936; figure out how to work the Constitutional Commission; reveal features of the legislative process in the Soviet state by creating a project under study.

Background: Problems in creating the Soviet Constitution in 1936 were studied by authors: Y.S. Kukushkin, O.I. Chistyakov, Y.N. Zhukov, V.M. Kuritsyn, E.A. Shershneva, S.S. Khromov, S. Fitzpatrick, P. Solomon.

Materials and Methods: The article used archival materials on the development of the draft Constitution of the USSR in 1936, these materials were processed by comparative legal, historical and formal- legal methods.

Conclusions: One of the important reasons for the adoption of the 1936 Constitution were shortcomings in the legislative process under the Constitution of the USSR in 1924, particularly overburdened legislative function of the CPC of the USSR, which is why the Soviet government did not have time to deal with management issues. Since 1936, only the highest legislative body put the USSR Supreme Soviet.

The composition of the Constitutional Committee, formed to address the VII Congress of Soviets of the USSR to develop the project, entered the party and state leaders. Along with the Constitutional Committee, a working group of A.I. Stetsky, I.A. Yakovlev and B.M. Tal for revision and editing of the text of the Constitution. I. V. Stalin took part it’s work, his opinion was decisive in the formulation of the main provisions of the 1936 Constitution.

Practical implication: Article materials can be used to analyze the development of domestic constitutional law, the article may also be of interest to those interested in the peculiarities of the legislative activity of the domestic state.

Originality/ value: This article contains archival materials, which confirm the application of democratic procedures that were used in the process of drafting the Constitution of the USSR in 1936, in particular material on the procedure nationwide discussion and which proposals and amendments were made citizens of the USSR in the draft constitution. From the article you can find out which provisions of the draft constitution aroused the greatest interest among the population.

Keywords: Constitution of the USSR in 1936, the legislative process, the Supreme Soviet of the USSR, I.V. Stalin, the CPSU (b).

Конституция СССР 1936 года, заслужившая определение как одна из самых демократических советских конституций, несомненно, привлекает внимание исследователей,1 поэтому, не ставя перед собой задачу

1 О разработке Конституции СССР 1936 года можно узнать из следующих работ: История национально-государственного строительства в СССР. 1917-1978. М., 1979; Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М., 1987; Жуков Ю.Н. Иной Сталин. М., 2003; Курицын В.М. История отечественного государства и права. 1929 г.- 22 июня 1941 г. Форсированная модернизация страны и формирование военно-технической и социально-политической базы будущей победы в Великой Отечест-

46

ПРОЕКТ КОНСТИТУЦИИ 1936 ГОДА

Максимова О.Д.

детального изучения вопроса о разработке проекта, обратим внимание на некоторые значимые моменты, связанные с созданием этого основного закона

Во-первых, попробуем выяснить, когда был поставлен вопрос о необходимости изменения Конституции СССР 1924 года. С.С. Хромов пишет, что «летом 1934 г. Сталин приступил к работе над подготовкой проекта новой конституции. В августе этого года помощник генсека Чечулин направил по поручению генсека в особый сектор ЦК ВКП (б) просьбу срочно прислать Конституцию СССР, действующую в стране с 1924 г».* 2 Представляется, что на основании такого факта как просьба прислать для ознакомления Конституцию СССР 1924 года делать вывод о начале работ над новой конституцией не совсем обосновано. Кстати, дата, указанная С. Хромовым совпадает с началом разработки в Политбюро по предложению Енукидзе вопроса едином союзном уголовном законе, о чем было указано выше в настоящей работе.

Исследователь Жуков, подробно рассмотревший вопрос о создании Конституции 1936 года в своей работе «Иной Сталин», утверждал, что между 23 декабря 1934 года и 16 января 1935 года в стране произошла смена курса. «Решительный отказ от ориентации на мировую революцию, провозглашение приоритетной защиты национальных интересов СССР и требование закрепить все это в конституции».3 Впервые поворот к новому курсу проявился, по мнению автора, 25 июня

1934 года, когда Политбюро ЦК включило в повестку дня VII съезда Советов СССР доклад по конституционным вопросам. Жуков считает, что «слова Сталина в докладе на XVII съезде партии о возможности использовать парламентаризм и буржуазную демократию оказались далеко не случайными и имели отношение не только к европейским странам. Именно от даты произнесения их, скорее всего, следует вести отсчет медленно вызревавшей идеи конституционной реформы в СССР».4 Жуков обращает внимание, что проект постановления ЦИК СССР о созыве очередного съезда Советов СССР и по конституционным вопроса в январе 1935 года готовил Енукидзе, но он, похоже, не поддерживал замыслы Сталина. Поэтому 14 января

1935 года подготовка этого документа была поручена Молотову. 25 января того же года Сталин направил членам и кандидатам в члены Политбюро, а также Енукидзе и Жданову письмо, раскрывающее его замысел. «Рассылая записку Енукидзе, считаю нужным сделать следующие замечания. По-моему, дело с конституцией Союза ССР обстоит куда сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Во-первых, систему выборов надо менять не только в смысле уничтожения ее многостепенности. Ее надо менять еще в смысле замены открытого голосования закрытым (тайным) голосованием. Мы можем и должны пойти в этом деле до конца, не останавливаясь на полдороге. Остановка и соотношение сил в нашей стране в данный момент таковы, что мы можем только выиграть политически на этом деле. Во-вторых, надо иметь в виду, что конституция Союза ССР выработана в основном в 1918 г. понятно, что конституция, выработанная в таких условиях не может соответствовать нынешней обстановке и нынешним потребностям. Таким

венной войне. М., 2009; Шершнева Е.А. Создание Конституции СССР 1936 года. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.

2 Хромов С.С. По страницам личного архива Сталина. М., 2009. С. 42.

3 Жуков Ю. Н. Указ. соч. С. 114.

4 Там же. С. 115.

образом, изменения в конституции надо провести в двух направлениях: а) в направлении улучшения ее избирательной системы; б) в направлении уточнения ее социально- экономической основы.

Предлагаю:

Собрать через день-два после открытия VII съезда Советов пленум ЦК ВКП(б) и принять решение о необходимых изменениях в конституции Союза СССР.

Поручить одному из членов Политбюро ЦК ВКП(б) (например, Молотову) выступить на VII съезде Советов от имени ЦК ВКЙ(б) с мотивированным предложением: а) одобрить решение ЦК ВКП(б) об изменениях конституции Союза ССР; б) поручить ЦИК Союза ССР создать конституционную комиссию для выработки соответствующих поправок к конституции с тем, чтобы одна из сессий Союза ССР утвердила исправленный текст конституции, а будущие выборы органов власти производились на основе новой избирательной системы. Сталин».5 Таким образом, по Жукову получается, что замысел об изменении Конституции постепенно вызревал у Сталина после XVN съезда партии в течение второй половины 1934 года и в январе 1935 года.

В.М. Курицын категорично утверждает, что XVN съезд партии в 1934 году принял решение о подготовке новой Конституции СССР.6 Причинами этого решения он называет международное положение СССР и стремление изъять конституционные положения о мировой революции, а также необходимость отразить новую социальную структуру советского общества.

Е.А. Шершнева, специально изучавшая вопрос о создании Конституции СССР 1936 года, приходит к выводу, что «исходной директивой в осуществлении конституционной реформы стало письмо И.В. Сталина членам и кандидатам в члены Политбюро от 25 января 1935 года, в котором был определен механизм реализации правотворческой инициативы, осуществленной впоследствии на практике, а не постановление VI съезда Советов СССР от 6 февраля 1935 года «О внесении некоторых изменений в Конституцию Союза ССР», как считается в существующей исторической и историко-правовой литературе».7

С данной точкой зрения можно поспорить, так как противопоставление письма Сталина и постановления VI съезда Советов не совсем правомерно, поскольку письмо и постановление документы разного уровня и юридического значения. Здесь было бы лучше сказать, что вопрос о разработке впервые был поставлен в партийных органах, возможно впервые в указанном письме Сталина от 25 января 1935 года, а официальное оформление эта идея получила на VI съезде Советов.

Итак, современные научные исследования позволяют утверждать, что замысел новой конституции у И.В. Сталина возник либо на XVII съезде партии, либо во второй половине 1934 года - в начале 1935 года в партийных кругах, а затем был официально провозглашен на VII съезде Советов СССР в феврале 1935 года. О том, как это происходило на съезде Советов можно узнать из стенограммы.

VII Всесоюзный съезд Советов 6 февраля 1935 года предложил ЦИК СССР создать конституционную ко-

5 Жуков Ю.Н. Указ соч. С. 120-121.

6 см.: Курицын В.М. История отечественного государства и права. 1929 г.- 22 июня 1941 г. Форсированная модернизация страны и формирование военно-технической и социально-политической базы будущей победы в Великой Отечественной войне. М., 2009. С. 60.

7 Шершнева Е.А. Указ. соч. С. 15.

47

3'2014

Пробелы в российском законодательстве

миссию в составе 31 человека под председательством Сталина. 8 июня 1935 года центральные газеты опубликовали сообщение о прошедшем накануне первом заседании конституционной комиссии и создании на нем 12 подкомиссий. Их возглавили: Сталин две - по общим вопросам и редакционную, Молотов - экономическую, Чубарь - финансовую, Бухарин - правовую, Радек - по избирательной системе, Вышинский - судебных органов, Акулов - центральных и местных органов власти, Жданов - народного образования, Каганович - труда, Ворошилов - обороны, Литвинов -внешних дел. На заседании присутствовали только 22 из 30 членов комиссии. Они избрали заместителями председателя комиссии Молотова и Калинина, секретарем Акулова с замом Поскребышевым. На заседании комиссии Сталин продемонстрировал настойчивое стремление провести конституционную реформу в гораздо больших масштабах, нежели можно было судить по его же записке от 25 января. Он предложил разделить существовавшую и закрепленную основным законом единую конструкцию власти, в силу этой своей сущности и называвшуюся советской, на две самостоятельные ветви - законодательную и исполнительную. Создать принципиально иную, ничем не отличающуюся от традиционных, классических

западноевропейских.8

О том, какой вклад был внесен членами конституционной комиссии в разработку проекта, пишет Курицын. «Конституционная комиссия встала на путь подготовки принципиально нового документа - единой общегосударственной конституции, охватывающей все стороны государственной жизни. В разработанных Бухариным предложениях к проекту конституции была сделана попытка закрепить плюрализм форм собственности и равный правовой статус. Бухарин исходил из идеи сохранения политики нэпа, что коренным образом противоречило политике Сталина и его сторонников, правильность которой Бухарин только что признал в своем «покаянном» выступлении на XVII съезде ВКП(б)».9 Бухарин предложил закрепить политические и личные права, социально-экономические и культурные права, в том числе право на выбор и смену профессии, хотя свободный выбор места работы противоречил проводимой партией политике ускоренной индустриализации. Зато предложенные Бухариным статьи о праве на отдых, бесплатное образование и социальное обеспечение были включены в проект конституции. Подкомиссия по вопросам избирательного права по председательством Радека предложила предоставлять право выдвигать кандидатов в депутаты Советов не только партийным органам, профсоюзам, комсомолу и иным общественным организациям, но и гражданам, даже предоставить гражданам право самовыдвижения. Председатель СНК Украины Любченко настаивал на отмене ограничений избирательных и иных политических прав граждан по классовому признаку.10

О дальнейшей работе над проектом Ю. Жуков пишет: «Осенью 1935 года обнаружилось, что обозначились принципиальные, идейные разногласия между группой Сталина и видными в прошлом ортодоксальными партийными деятелями, не желавшими поступиться своими принципами. Потому-то Сталину и пришлось отказаться от дальнейшего делового сотрудничества со всеми членами комиссии, поручив

8 См.: Кабанов В.В. Из истории создания конституции СССР 1936 года // История СССР. 1976. № 6. С. 118.

9 Курицын В.М. Указ. соч. С. 65-66.

10 См.: там же. С. 66, 67, 68.

подготовку текста нового основного закона лишь тем, кому он мог полностью доверять. То есть входившими в подкомиссии: по общим вопросам А.И. Стецкому, по экономическим - Я.А. Яковлеву, а также Б.М. Талю, до того момента вообще непричастному к деятельности какой-либо комиссии».11

Приведенное мнение Жукова уточним следующим образом: принципиальные разногласия между группой Сталина и видными в прошлом партийными деятелями, такими как Бухарин и Радек, уже давно обнаружились, еще в 1920-е годы. Однако их все же привлекли к работе над проектом новой Конституции. Этот факт можно скорее всего объяснить тем, что для работы над Конституцией СССР 1936 года были привлечены лучшие силы большевистской партии, несмотря на имеющиеся между ними разногласия. Это лишний раз показывает, какое значение придавалось этой работе. Обратим также внимание на то, какие посты занимали деятели, которые разрабатывали документ, получивший название «Черновой набросок» и лично редактировавшийся Сталиным в апреле 1936 года. А.И. Стец-кий - член ЦК ВКП(б), в 1936 году занимал пост заведующего отделом партийной пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) и одновременно являлся главным редактором журнала «Большевик». Я.А. Яковлев - член ЦК ВКП(б), в 1934-1936 годах являлся заведующим Сельскохозяйственным отделом при ЦК ВКП(б), до этого в 1929-1934 годах - нарком земледелия СССР и с 1929 по 1931 год - председатель Всесоюзного Совета сельскохозяйственных коллективов. Таким образом, Яковлев был одним из главных организаторов колхозного строя в СССР.11 12 Б.М. Таль - в 1936 году был заведующим отделом печати и издательств ЦК ВКП(б) и членом редколлегии газеты «Правда». Обратим также внимание на тот факт, что они были расстреляны в 1938 году.

Известным фактом в истории разработки проекта Конституции СССР 1936 года является личное участие Сталина. В архиве сохранились «Черновой набросок» проекта конституции и поправки, внесенные в него Сталиным 17 апреля 1936 года. 13

Эти поправки коснулись, в частности, вопросов общественного устройства (политической системы, экономической основы государства, собственности, высших органов власти).

Большинство этих поправок носит характер детализации, разъяснения кратких формулировок в тексте «Чернового наброска». Тем не менее, есть примеры, когда Сталин фактически вводит новую статью в проект Конституции. Например, на полях этого документа появился текст следующего содержания: «Наряду с общественным хозяйством и общественной социалистической собственностью на средства производства допускается законом мелкое частное хозяйство единоличного крестьянина и кустаря, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда, равно как частную собственность на продукцию этого хозяйства. Хозяйственная жизнь СССР определяется и направляется государственным планом и руково-

11 Жуков Ю.Н Указ. соч. С. 197.

12 Подробнее о деятельности Наркомата земледелия СССР, созданного в конце 1929 года для проведения аграрных преобразований см.: Цыганкова А. А. Реализация аграрно-земельной политики Народным комиссариатом земледелия СССР в период коллективизации сельского хозяйства (1929-1936 гг.). Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2011.

13 Подробнее о поправках Сталина см.: Максимова О.Д. Законотворчество в СССР в 1922-1936 годах. М., 2014. С.358-363

48

ПРОЕКТ КОНСТИТУЦИИ 1936 ГОДА

Максимова О.Д.

дствуется интересами увеличения общественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости СССР и усиления его обороноспособности. В СССР осуществляется принцип социализма: от каждого по способностям, каждому по труду». 14

Важнейшей новеллой Конституции СССР 1936 года, которая внесла в систему высших органов власти можно считать установление единственного высшего законодательного органа власти Верховного Совета СССР. Причем правительство СССР - Совет Народных Комиссаров совершенно утратило законодательные полномочия и стало органом исполнительной власти.

Одним из самых ярких моментов в истории создания Конституции СССР 1936 года было всенародное обсуждение проекта Основного закона, состоявшееся перед утверждением Конституции СССР на VIII Чрезвычайном съезде Советов в декабре 1936 года. В Государственном архиве РФ имеется материал, который позволяет выяснить, какие поправки вносились гражданами СССР в проект, и какие нормы Конституции вызвали наибольший интерес со стороны населения страны.

В справке, составленной и.о. заворготделом П. Тумановым по указанию И.С. Уншлихта под названием «Информационная сводка № 3/13 предварительных итогов поступивших предложений и дополнений, вносимых трудящимися к проекту новой Конституции СССР на 15 октября 1936 г.» были обобщены материалы ЦИКов союзных и автономных республик, областных и крайисполкомов, 505 центральных и местных газет и писем, поступивших в ходе всенародного обсуждения проекта Конституции Союза ССР.15

К рассматриваемому сроку было учтено 13721 предложение, 1161 из них - неповторяющиеся. Наибольшее количество предложений поступило к главам X «Основные права и обязанности граждан» - 6354, к XI «Избирательная система» - 3014 и к I главе «Общественное устройство» - 1061, а наименьшее - к главам VI «Органы государственного управления союзных республик» и VII «»Высшие органы государственной власти автономных Советских Социалистических республик» - 15 и 11, соответственно.

Проанализирована была также статистика поступивших предложений по статьям. Наибольший отклик был получен по статье 135-й - 2366 предложений, а также по статьям проекта 120-й (1567) и 119-й (1169).

Далее приводятся примеры поправок, предложенных гражданами СССР по проекту Конституции по статьям16. Например, применительно к статье 1 главы I поступило следующее предложение: «В первой статье вместо «социалистическое государство рабочих и крестьян» лучше сказать «социалистическое государство трудящихся», так как слова «рабочий» и «крестьянин» устарели и уже не выражают действительного содержания». Есть ссылка на автора К.Данелия, опубликовавшего свой проект поправки в грузинской газете «Коммунист», 20 июля 1936 г. Всего поступило 301 аналогичное предложение, из них 55 отслежено по газетам, 241 - по выступлениям на собраниях и 5 - по письмам в ЦИК.

Старший лейтенант из Кременчуга Я.Горелик сформулировал свое предложение к вышеупомянутой ста-

14 ГАРФ. Ф.3316, оп.40, д.5, л.4

15 ГАРФ. Ф. 3316. Оп.40. Д.28. Л.л. 1-2.

16 Там же. Л.л. 3-6, 9, 13, 64, 103, 108-110, 116, 142, 145, 155, 163

тье следующим образом: «СССР есть социалистическое государство трудящихся города и села». Аналогичных предложений поступило: а) по газетам - 8, б) по выступлениям - 9, в) по письмам - 1.

В газете «Вестник» (г. Кривой Рог) встречена следующая поправка: «Нашу страну было бы правильно назвать государством рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции». Аналогов выявлено: в газетах - 4, в выступлениях на собраниях - 16.

Косолапов из г. Вольска Саратовского края предложил статью 1 Конституции изложить: «Союз Советских Социалистических республик есть социалистическое государство рабочих, крестьян, целью которых является построение коммунистического общества». Зафиксировано 16 похожих предложений: в газетах - 10, на собраниях - 5, в письмах - 1.

Некоторые авторы поправок считали необходимым отразить историческую основу социалистического строя, «как символ единения труда с наукой», предлагая следующую редакцию: «Союз Советских Социалистических Республик есть образовавшееся на научной основе марксизма-ленинизма социалистическое государство трудящихся». Или утвердить в тексте конституции роль партии большевиков в создании советского государства, добавив к статье 1 слова: «созданное самими трудящимися под руководством ВКП(б) в непримиримой классовой борьбе».

Немало поправок поступило к статье 5, устанавливающей две формы собственности. Зысман через газету «Правда» указывает на необходимость признания собственности общественных организаций - профессиональных союзов, спортивных, оборонных организаций молодежи. Эту идею поддержали ораторы на 5 выступлениях.

Были и сторонники отнесения колхозной собственности к государственной, например, Мазур из колхоза им. Постышева (с. Текия, Киевская область): «Колхозную собственность считать государственной собственностью». Поступило 5 аналогичных предложений.

К статье 7 поступило более 30 предложений следующего характера: «Разрешить рабочим и служащим так же, как и колхозникам, обзаводиться приусадебной землей и домашними животными». Вдвое большее число (62) предложений поступило за передачу леса, «который находится в колхозном массиве земли ... в пользование колхоза».

Предложения к статье 77 касались вопросов создания союзных нарокматов. В том числе:

Наркомата просвещения - 130 предложений.

Наркомата финансов - 41.

Наркомата авиации и воздушных путей - 35.

Наркомата культурно-просветительского - 2.

Наркомата науки и искусств - 6.

Наркомата здравоохранения - 10.

670 предложений поступило к статье 119: «Предоставлять ежегодные отпуска всем колхозникам». Кроме того, суть 221 предложения к этой статье отражает выдержка из газеты «Оренбургская коммуна»: «Предлагаю статью 119 дополнить пунктом: «За долголетнюю работу устанавливается дополнительный отпуск и повышенная оплата труда». Рабочий Дорофеев». Поступали предложения о снятии возрастного ценза при получении образования: «Предлагаю статью 119 дополнить пунктом: «Граждане СССР имеют право на образование независимо от возраста». Гусейн Кальби Ага - стахановец, слесарь металлокомбината, Газета «Вышка», Баку».

49

3'2014

Пробелы в российском законодательстве

Больше количество предложений (135) поступило к статье 120. Эти требования звучали следующим образом: «На случай старости, болезни и временной потери трудоспособности колхозники пользуются социальным обеспечением за счет государства».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Более 70 авторов призывали изложить статью 120 в следующей (или аналогичной) редакции: «Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни ми потери трудоспособности. Это право обеспечивается широким развитием советской системы социального обеспечения трудящихся: - государственного социального страхования рабочих, - общественного обеспечения колхозников, а также бесплатной медицинской помощью и предоставлением в бесплатное пользование трудящимися широкой сети курортов».

118 авторов писем и ораторов призывали дополниться стать 131 следующим содержанием: «Лица, покушающиеся на общественную собственность, а также подстрекающие или понуждающие к хищению социалистической собственности, являются врагами народа». А 94 человека, считали необходимым дополнение, закрепляющее высшую меру наказания в тексте Конституции: «Лица, покушающиеся на общественную собственность, караются со всей строгостью революционной законности вплоть до высшей меры наказания».

Почти 200 предложений к статье 132 касались терминологии: термин «всеобщая воинская повинность является законом» заменить «всеобщая воинская обязанность является законом». 281 автор предлагал «допустить женщин к несению воинской обязанности наравне с мужчинами».

Ограничение в правах служителей культа предлагалось зафиксировать в статье 135. В 1164 статьях, письмах, выступлениях предлагалось примерно следующее: «Не имеют права участвовать в выборах и быть избранными служители культа всех толков и вероисповеданий, занимающихся этой профессией в настоящее время. (Общее собрание колхоза «Северная верфь» Ленинградской области)».

Дополнения к статье 142 касались в основном частоты, с которой депутат должен отчитываться пере избирателями (всего 305 предложений): «Каждый депутат должен отчитаться: 1. Один раз в год - 16 предложений. 2. Один раз в 6 месяцев - 103. 3. Один раз в 34 месяца - 167. 4. Один раз в 1-2 месяца - 19».17

Как видно из приведенных материалов, лидерами по количеству поправок являлись статьи 135, 120 и 119. Эти нормы касались прав граждан СССР. Следовательно, самыми важными правами с точки зрения советских граждан в 1936 году были избирательное право, право на социальное обеспечение в старости и право на отдых.

После всенародного обсуждения, которое «приняло действительно всенародный характер. По неполным данным, которые удалось собрать Организационному отделу ЦИК, только с 15 августа по 19 октября проект новой Конституции обсуждали более 48 тысяч пленумов Советов, около 80 тысяч секций и депутатских групп Советов, более 400 тысяч собраний трудящихся, в которых участвовало свыше 51,5 миллионов человек, т.е. 55 % всего взрослого населения страны».18

17 Там же. Л. 3, 4, 5, 6, 9, 13, 64, 103, 108, 109, 110, 116, 142, 145, 155, 163

18 История национально-государственного строительства в СССР. 1917-1978. М., 1979. С. 359.

Торжественное принятие Конституции СССР 1936 года, как известно, состоялось на специально созванном VI11 Чрезвычайном съезде Советов. Как происходило принятие Конституции на VI11 съезде Советов СССР, было рассмотрено в первом параграфе предыдущей главы.

Самым примечательным в Конституции СССР с точки зрения целей настоящего исследования было то, что она провозгласила в качестве единственного высшего законодательного органа страны Верховный Совет, не предоставив законодательные полномочия даже его Президиуму. В статье 32 закреплялось: «Законодательная власть СССР осуществляется исключительно Верховным Советом СССР». Таким образом, хотя бы формально этим был сделан несомненный шаг вперед по пути упорядочения законодательной деятельности и укрепления законности. Данный шаг особенно примечателен по сравнению с той ситуацией, которая существовала в сфере законотворчества, начиная с 1930 года, когда правовые акты стали издаваться совместными постановлениями ЦК ВКП(б) и СНК СССР. Разработка актов велась партийными органами без участия высших советских органов власти, а большинство законодательных актов утверждалось лишь на уровне Президиума ЦИК СССР. На практике, как известно, упорядочения законодательной деятельности сразу после принятия Конституции СССР в 1936 году не произошло. Однако эта проблема не относится к теме настоящего исследования. Во всяком случае, можно утверждать, что Конституция СССР 1936 года является пусть и формальной, но попыткой восстановить и установить высокий авторитет закона в обществе и законодательной деятельности на основе принципа разделения властей. Безусловно, престиж закона и законодателя был сильно подорван в начале 30-х годов, но любое государство не может существовать без нормально работающего права, поэтому путем принятия Конституции в 1936 Политбюро ЦК ВКП(б) во главе со Сталиным старались как-то исправить нанесенный праву и законодательству урон.

Если проанализировать процесс подготовки и принятия Конституции 1936 года, то можно заметить следующие важные новшества в законодательной работе. Во-первых, нововведением в законодательной работе следует признать масштабное всенародное обсуждение проекта перед его утверждением VI11 съездом Советов. Данная процедура дала материал для совершенствования содержания основного закона, выявила наиболее востребованные обществом положения и, несомненно, способствовала популяризации Конституции среди широких масс населения.

Во-вторых, в состав конституционной комиссии, сформированной по решению VII съезда Советов СССР, вошли лидеры партии и государства, включая Сталина. Так что по своему составу эта законопроектная комиссия была одной из самых авторитетных в истории Советского государства. Новым было также создание наряду с конституционной комиссией рабочей группы в составе Стецкого, Яковлева и Таля, которые не были юристами, но зато были весьма подкованными в деле редактирования документов. То есть была создана группа для доработки и редактирования текста Конституции. В ее работе принял участие лично Сталин, так что его мнение было решающим при формулировании основных положений Конституции 1936 года. Отсутствие юристов в составе конституционной комиссии и даже в рабочей группе, возможно, объясняется тем, что сами юристы значительно отставали

50

ПРОЕКТ КОНСТИТУЦИИ 1936 ГОДА

Максимова О.Д.

по своему мировоззрению от требований времени. Так, юрист Кумыкин и в 1935 году продолжал пропага-дировать идею о слиянии законодательной деятельности с исполнительной, о чем было упомянуто выше. Несмотря на то, что такой подход к середине 1930-х годов был явно устаревшим. Таким образом, упреки политиков - руководителей партии большевиков в адрес советских юристов в том, что юридическая теория значительно отстала от политики Советского государства, можно считать вполне обоснованными. Вообще, складывается, впечатление, что юристы в первой половине 30-х годы никак не могли отказаться от идеологических догм, сложившихся во время Октябрьской революции. И, несмотря на призывы руководства партии пересмотреть взгляды, продолжали упорно отстаивать старые позиции, которые они озвучивали в первые годы после Октябрьской революции.

Необходимость восстановления законности в СССР была поставлена как задача партией большевиков с 1932 года. Данный факт может рассматриваться в какой-то мере как официальное признание неправомерности процесса создания важных нормативных актов в начале 1930-х годов со стороны партии, а также нормотворчества местных органов власти в период коллективизации. Последствием такого признания явилась разработка нового механизма принятия законов в период подготовки проекта Конституции 1936 года взамен старого. Тем более что старый порядок, по сути, исчерпал свой потенциал. Одним из главных инициаторов разработки новой Конституции явился И.В.Сталин.

Одной из важных причин принятия Конституции 1936 года были недостатки законодательного процесса по Конституции 1924 года, которые выявились еще в период нэпа в 1920-е годы: например, чрезмерная перегруженность законодательной функцией Совнаркома Союза ССР, из-за чего советское правительство не имело достаточно времени заниматься вопросами управления. Необходимость восстановления законности после проведения в стране сплошной коллективизации и индустриализации была не единственной причиной принятия новой Конституции СССР в 1936 году, однако, данная причина может считаться одной из значимых.

Список литературы:

1. Жуков Ю.Н. Иной Сталин. М., 2003

2. История национально-государственного строительства в СССР. 1917-1978. М., 1979

3. Кабанов В.В. Из истории создания конституции СССР 1936 года // История СССР. 1976. № 6. С. 118.

4. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М., 1987

5. Курицын В.М. История отечественного государства и права. 1929 г.- 22 июня 1941 г. Форсированная модернизация страны и формирование военнотехнической и социально-политической базы будущей победы в Великой Отечественной войне. М., 2009

6. Максимова О.Д. Законотворчество в СССР в 19221936 годах. М., 2014.

7. Хромов С.С. По страницам личного архива Сталина. М., 2009

8. Цыганкова А. А. Реализация аграрно-земельной политики Народным комиссариатом земледелия СССР в период коллективизации сельского хозяйства (19291936 гг.). Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2011.

9. Шершнева Е.А. Создание Конституции СССР 1936 года. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.

Рецензия

на статью Максимовой О. Д. «Разработка и всенародное обсуждение проекта Конституции СССР 1936 года»

Тема статьи представляется актуальной для анализа законодательного процесса в Советском государстве. В качестве интересных моментов можно выделить: рассмотрение вопроса о том, когда именно было решено создавать проект новой конституции СССР; сведения о составе конституционной комиссии и о деятельности рабочей группы, которая редактировала проект; данные о результатах всенародного обсуждения, которые приводятся автором статьи на основе изучения архивных материалов.

Статья имеет теоретическое значение, так как содержит сведения об особенностях законодательной деятельности в отечественном государстве. Согласно Конституции СССР 1924 года высшими законодательными органами власти были: съезд Советов СССР, ЦИК СССР, Президиум ЦИК СССР и СНК СССР, но после принятия Конституции 1936 года единственным высшим законодательным органом СССР становится Верховный Совет.

Статья может быть полезна для изучения истории отечественного конституционного права, рекомендуется для публикации в журнале, ранее не публиковалась.

Заведующий кафедрой теории и истории государства и права Московского гуманитарного университета, д.ю.н., профессор Ю.В. Пуздрач

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.