Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ В РОССИИ XX ВЕКА: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОПЫТ'

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ В РОССИИ XX ВЕКА: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
114
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ / ИНСТИТУТ ВЫБОРОВ / НАРОДНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / МЕХАНИЗМЫ И ПРИНЦИПЫ ИНСТИТУТА ВЫБОРОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Митяева Юлия Владимировна, Видова Татьяна Александровна

В статье рассматриваются изменения в избирательной системе России в 1917-1991 годах. Авторы анализируют особенности развития представительного института, формирования принципов и механизмов института выборов. Дается оценка избирательным системам революционного и советского периода истории России. Авторы делают вывод о том, что в исследуемый период были созданы и реализованы те механизмы выборного института, которые необходимы для осуществления важнейшего конституционного принципа народовластия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATIVE INSTITUTION IN RUSSIA OF THE 20TH CENTURY: HISTORICAL PARALLELS, POLITICAL EXPERIENCE

The article examines the changes in the electoral system of Russia in 1917-1991. The authors analyze the peculiarities of the development of a representative institution, the formation of the principles and mechanisms of the institution of elections. The evaluation of the electoral systems of the revolutionary and Soviet period of Russian history is given. The authors conclude that during the study period, all the mechanisms of the electoral institution that are necessary for the implementation of the most important constitutional principle of democracy were created and implemented.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ В РОССИИ XX ВЕКА: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОПЫТ»

УДК 342.82

DOI 10.23672/u5987-3133-7461 -t

Митяева Юлия Владимировна

кандидат политических наук, доцент кафедры правовых и гуманитарных дисциплин, филиал частного образовательного учреждения высшего образования, «Московский университет имени С.Ю. Витте», г. Рязань jmitt@yandex.ru

Видова Татьяна Александровна

кандидат исторических наук, доцент,

заместитель заведующего кафедрой правовых и гуманитарных дисциплин, филиал частного образовательного учреждения высшего образования «Московский университет имени С.Ю. Витте», г. Рязань tatyanabron@yandex.ru

Yulia V. Mityaeva

Candidate of Political Sciences, Associate Professor of the Department of Legal and Humanitarian Disciplines, branch of a Private Educational Institution of Higher Education, «University of Moscow named after S.Yu. Witte», Ryazan jmitt@yandex.ru

Tatiana A. Vidova

Candidate of Historical Sciences,

Associate Professor,

Deputy Head of the Department

of Legal and Humanitarian Disciplines,

branch of a Private Educational Institution

of Higher Education,

«University of Moscow

named after S.Yu. Witte», Ryazan

tatyanabron@yandex.ru

Представительный институт

в россии xx века: исторические параллели, политический опыт

Representative institution

in russia of the 20th century: historical parallels, political experience

Аннотация. В статье рассматриваются изменения в избирательной системе России в 1917-1991 годах. Авторы анализируют особенности развития представительного института, формирования принципов и механизмов института выборов. Дается оценка избирательным системам революционного и советского периода истории России. Авторы делают вывод о том, что в исследуемый период были созданы и реализованы те механизмы выборного института, которые необходимы для осуществления важнейшего конституционного принципа народовластия.

Ключевые слова: избирательная система России, институт выборов, народное представительство, механизмы и принципы института выборов.

Annotation. The article examines the changes in the electoral system of Russia in 1917-1991. The authors analyze the peculiarities of the development of a representative institution, the formation of the principles and mechanisms of the institution of elections. The evaluation of the electoral systems of the revolutionary and Soviet period of Russian history is given. The authors conclude that during the study period, all the mechanisms of the electoral institution that are necessary for the implementation of the most important constitutional principle of democracy were created and implemented.

Keywords: the electoral system of Russia, the institution of elections, people's representation, mechanisms and principles of the institution of elections.

Актуальность исследования института выборов в России связана с необходимостью научного анализа механизмов этого общественного института, существующего в России на протяжении более столетия, что позволяет подойти к оценке современного избирательного процесса, его сущности и особенностей, выстроенных с учетом российских традиций и ментальности.

Начало формирования элементов института выборов, основанных на принципе всесословного представительства, было положено во второй половине XIX - начале XX века. Так, земская и городская реформы 1864-1870 годов предусматривали серьезные изменения в избирательном

процессе. XX век для Российского государства был ознаменован революционными преобразованиями, в результате которых впервые был сформирован общегосударственный законодательный орган - Государственная Дума, а граждане получили возможность реализовать свои политические права через систему партийного представительства [2, с. 76-79]. Именно в это время начинает складываться система избирательного права, утвердившая политические свободы населения и порядок формирования созданных представительных органов власти [8, т. 2, с. 262-263]. Хотя новая избирательная система была, безусловно, прогрессивна для царской России, но в ней по-прежнему не

применялись такие базовые принципы, как: принцип всеобщности и принцип равенства, при том? что действовал архаичный имущественный ценз для избирателей.

Следующие изменения вновь были связаны с революцией, теперь уже 1917 года. Выборы в земские и городские органы самоуправления стали всеобщими, равными, прямыми при тайном голосовании, а сословный и имущественный цензы были упразднены. Согласно «Положению о выборах в Учредительное собрание», вводилась система выборов по партийным спискам, отменялись ограничения по национальному, религиозному основаниям, цензы оседлости, грамотности, а активное избирательное право стало доступным для женщин и военнослужащих. Впервые вводились такие элементы избирательной системы, как избирательные округа, избирательные участки, определялся порядок работы избирательных комиссий, единая форма избирательного бюллетеня, избирателям выдавались избирательные удостоверения, по которому гражданин мог проголосовать. Можно с уверенностью констатировать, что в этот исторический период формирования Российской республики избирательное законодательство было одним из самых прогрессивных и отвечающих запросам времени.

Советский период развития электоральной системы зачастую оценивается однобоко, акцентируя внимание, зачастую, на подмене демократических норм в номинальные процедуры, что не совсем корректно, так как, несмотря на то, что институт выборов формировался в условиях доминирования одной политической партии, но, тем не менее, в этот период начался процесс институа-лизации электоральных отношений, а руководство советского государства уделяло большое внимание вопросам строительства «советской демократии» и соответствующим выборным механизмам. В связи с чем, научный интерес представляет изучение эволюционирования механизмов института выборов и их поэтапной модернизации в рамках современной избирательной системы.

Целью представленного научного исследования является анализ развития электоральной системы России в дореволюционный и советский период и рассмотрение поэтапной модернизации ее элементов.

Выдвинутая цель научного исследования предполагает реализацию следующих задач:

1. Проведение историко-правового анализа формирования электоральной системы в царской России, основанной на принципе всесословности.

2. Раскрытие изменений избирательной системы в революционный период и их последующего включения в советское избирательное право.

3. Рассмотрение избирательного процесса в советский период с учетом специфики политической системы.

4. Оценка произошедших за XX столетие изменений института выборов и их влияния на действующие выборные механизмы в РФ.

Объектом исследования выступают электоральные отношения, формирующиеся в дореволюционный и советский период развития отечественной избирательной системы. Предметом исследования является механизмы и принципы института выборов в указанный исторический период времени.

Февральская революция 1917 года сокрушила самые основы Российской империи. Монархия перестала существовать. Главным органом власти стало избранное из членов Государственной думы Временное правительство. Одной из приоритетных задач оно провозгласило подготовку к созыву Учредительного собрания [3]. Цель созыва Учредительного собрания состояла в утверждении конституционных основ нового политического и государственного устройства, выработанных Временным правительством.

Достижению этой цели были подчинены выборы, проведенные на основании «Положения о выборах в Учредительное собрание», разработанного в июле-сентябре 1917 г. Статья 1 «Положения» впервые в истории России закрепляла наиболее демократичные принципы участия населения в избрании членов Учредительного собрания: выборы были всеобщими, без различия пола, равными и прямыми при тайном голосовании [4, с. 136]. Активное и пассивное избирательное право совпадало. Это означало, что лица, которые могли избирать, могли также быть избраны членами Учредительного собрания.

Избирательным правом обладали исключительно граждане России. Возрастной ценз устанавливался в 20 лет. Избирательного права лишались глухонемые, душевнобольные, судимые, банкроты, военные преступники, а также члены семьи Романовых.

Выборы в Учредительное собрание проводились «с применением начал пропорционального представительства». Для проведения выборов Россия делилась на территориальные округа, создавались избирательные участки. «Положение» определяло компетенцию и порядок работы избирательных комиссий всех уровней. Устанавливалась единая форма избирательного бюллетеня, каждому избирателю выдавалось именное удостоверение, по предъявлению которого он допускался к голосованию.

В результате выборов 12 ноября 1917 года было избрано 707 депутатов Учредительного собрания. Более 50 % мест (52,3 %) получили эсеры, 24,8 % - большевики, 5,7 % - левые эсеры, остальные партии и организации - менее чем по 5 %. Неудовлетворенность результатами выборов заставила большевиков, не желавших отказываться от власти, разогнать Учредительное собрание.

Таким образом, можно отметить, что, несмотря на то, что «Положение о выборах в Учредительное

собрание» соответствовало уровню самых передовых законов своего времени, оно оказалось нереализованным вследствие политики большевиков, которые начали разрабатывать новое советское право.

Установление монополии власти большевиков, ликвидация внутрипартийной оппозиции наложили свой отпечаток на избирательное законодательство и процедуру выборов. Первая советская Конституция 1918 года оформила установление диктатуры пролетариата. В связи с этим избирательное право не было всеобщим, оно даровалось только трудящимся классам. Согласно Статье 65, избирательного права были лишены лица, прибегающие к наемному труду или живущие на нетрудовые доходы, частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, духовенство, бывшие служащие царской полиции, жандармерии и охранки, члены царской фамилии, а также умалишенные и преступники [5].

Для трудящихся действовали принципы всеобщности, отсутствие цензов по половому, национальному, конфессиональному признакам, признаку оседлости. Устанавливался для них лишь один, естественный ценз - возрастной, притом очень низкий - 18 лет. Особенностью Конституции 1918 года являлось то, что право избирать и быть избранным предоставлялось и иностранным трудящимся, проживающим на территории страны.

В Конституции был закреплен принцип неравенства избирательных прав для городских и сельских жителей. Всероссийский съезд Советов из представителей городских советов избирался 1 депутат на 25000 избирателей, а из представителей губернских съездов Советов - 1 депутат на 125000 жителей (Статья 25). Такое неравенство избирательных прав городского и сельского населения было необходимо для установления диктатуры пролетариата.

Конституция РСФСР 1918 года также закрепила институт отмены выборов, появившийся в избирательном законодательстве России еще до революции. Отдельная (пятнадцатая) глава Конституции регламентировала вопросы проверки выборов, их отмены, что, безусловно, придавало особую значимость этому институту и превратило его в открытую процедуру проверки правильности выборов [11, с. 80] Таким образом, можно говорить о том, что с 1918 года начало действовать советское избирательное право - совокупность юридических норм, закрепляющих право граждан избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти, а также право отзыва избирателями депутатов, не оправдавших их доверие [1, с. 38].

Дальнейшие изменения в избирательной системе связаны с введением Конституции СССР 1936 года. Она провозглашала демократические принципы выборов: всеобщие, равные, прямые, тайные [6, с. 312]. Выдвижение кандидатов, агитация, обеспечение явки избирателей носило классовый характер, идеологически обосновывалось. Широко применялось квотирование.

Демократичность выборов обеспечивалась признанием их состоявшимися при явке избирателей не менее 50 %, которая, как правило, составляла более 90 %.

Конституция СССР 1977 года в части, касающейся избирательной системы и организации выборов, повторяла положения предыдущих лет: всеобщее, равное и прямое избирательное праве при тайном голосовании. Кандидаты в депутаты выдвигались государственными, партийными, общественными, профессиональными и воинскими организациями. Выборы депутатов в Советы народных депутатов производились по избирательным округам. Проведение выборов обеспечивали избирательные комиссии [7].

Однако повсеместной практикой было то, что избиратели не выбирали, а лишь одобряли выдвинутую единственную кандидатуру. Поэтому выборы во многом были формальными, служили обеспечению полновластия правящей партии. Лишь во второй половине 1980-х годов, в связи с перестройкой политической системы, ситуация стала постепенно изменяться. Первым практическим шагом на пути к развитию института выборов стала возможность выдвижения альтернативных кандидатов в местные Советы народных депутатов (1987 год).

На XIX Всероссийской конференции КПСС 1988 года была принята резолюция «О демократизации советского общества и реформе политической системы». В ней выдвигались принципы, способствовавшие обновлению избирательной системы: неограниченное количество кандидату р , ш и рокое и свободное их обсуждение, строгое соблюдение процедуры выборов, регулярная отчетность депутатов, возможность их отзыва.

01 декабря 1988 года Верховным Советом СССР были приняты законы «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР» и «О выборах народных депутатов СССР». Конституционно закреплялась возможность выбора депутатов в одномандатных избирательных округах из нескольких кандидатов. Число кандидатов в народные депутаты не ограничивалось.

Таким образом, избирательные кампании 1987 и 1989 годов стали важными этапами на пути к реформированию высших представительных органов государственной власти на демократической основе. Однако структурные изменения всех составных элементов и процедур выборов окончательно сложились уже после распада СССР.

Россия сегодня - это государство, стремящееся постоянно совершенствовать свою избирательную систему, которая бы максимально отвечала запросам общества в открытости, доступности, эффективности проведения выборов на любом уровне [9; 10]. Однако у большинства избирателей нет желания разбираться в особенностях правового регулирования избирательного процесса и в тех мерах защиты результатов голосования, которые были внедрены в этот процесс в последнее время. Причиной, по которой большинство российских избирателей не доверяет

институту выборов как механизму, включающему каждого гражданина в управление государством, является формализация в оценке исторического опыта в этом вопросе.

Для большинства наших сограждан советский период однозначно закрепил формулу «государство все решает» и, как следствие, сформировалось понимание себя в этом процессе как «винтика системы», от которого ничего не зависит. Незнание и нежелание разобраться в том, каким образом в России складывались механизмы организации и проведения выборов, почему и как они менялись с течением времени, каким запросам общества и политической власти они отвечали, привело к тому, что сегодня электоральными настроениями руководят штампы и популистские высказывания отдельных политиков. Поэтому важнейшей задачей является необходимость сформировать в обществе понимание элементов института выборов, их эффективность, основанное на нашем, российском, историческом опыте.

Исследование развития избирательной системы России в межреволюционный и советский период XX века позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на многие политические потрясения, процесс модернизации избирательных механизмов не прерывался и прогрессировал. Опыт, который получила Россия в течение XX века, - это формирование выборных механизмов, соответствовавших историческому контексту и мировым стандартам в этой сфере. После революции 19051907 годов и избрания Государственной Думы начало формироваться избирательное законодательство, однако оно еще не включало принципы всеобщности и равенства. Механизм выборов по-прежнему оставался многоступенчатым и носил сословные и цензовые ограничения.

Уже, начиная с 1917 года, Положением Временного правительства о выборах в Учредительное собрание были отменены такие архаичные цензы, как имущественный, оседлости, грамотности, национальности и конфессиональности. Ушла в прошлое куриальная система представительства, которая ущемляла права избирателей разных сословий. Важнейшим достижением стало право участвовать в выборах женщинам, достигшим 20-летнего возраста, а также военнослужащим. Эти изменения, несомненно, были прогрессивными даже в сравнении с мировыми стандартами того времени.

Россия была разделена на избирательные округа, в структуре появились избирательные участки и избирательные комиссии всех уровней, их полномочия были закреплены законодательно.

Несмотря на утверждение Советской власти, согласно положениям первой российской конституции 1918 года, многие передовые принципы избирательного законодательства были сохранены и дополнены снижением возрастного порога до 18 лет и возможностью независимо от социального происхождения и прошлого рода занятий участвовать в выборах депутатов. Демократической чертой стало также закрепление контроля и

возможности отмены результатов выборов в случае зафиксированных нарушений и жалоб.

Таким образом, можно говорить, что уже в середине 1920-х годов начался процесс институализа-ции отношений в области организации и проведения выборов в органы власти, о чем свидетельствует принятое в 1925 году Положение о Всероссийской Центральной Избирательной Комиссии. Данный элемент избирательной системы доказал свою важность на протяжении всего периода проведения выборов в Советском Союзе и перешел в нынешний институт.

Безусловно, рассматриваемые нами изменения, происшедшие в избирательном процессе начала XX века в России, отражали изменения политической системы нового советского государства и служили, в первую очередь, диктатуре пролетариата, но это черта избирательной системы любого государства, прошедшего через революцию для смены формы государственного правления -отражать интересы победившего класса. Существенным рывком в модернизации избирательной системы стало учреждение и закрепление в Конституции СССР 1936 года демократических принципов выборов: всеобщих, равных, прямых при тайном голосовании.

Многие десятилетия избирательная система советского государства реализовывала принцип од-нопартийности. Этот принцип носил и носит резко отрицательный характер в избирательном процессе, однако он привнес в российскую избирательную практику определенные акценты, которые свойственны электоральным оценкам выборов и по сей день, а именно: на первый план вышла не партийная принадлежность кандидатов, а их личностные качества, харизма, лидерские способности. Кроме того, в обществе сформировалось устойчивое понимание и принятие того факта, что в политической жизни достаточно и одной партии, если она обеспечивает стабильное развитие государства. Можно говорить, что отсутствие интереса к партийной идентификации и стремление, прежде всего, к стабильности в политической жизни - это современные черты в избирательном процессе сегодняшней России, пришедшие из политического опыта советского периода.

За прошедшую вековую историю формирования, модернизации избирательной системы России были созданы и реализованы все те механизмы выборного института, которые необходимы для осуществления важнейшего конституционного принципа народовластия. Безусловно, так же, как и опыт зарубежных стран в этом вопросе, российская избирательная система отвечала, прежде всего, запросам своего «большинства», если на западе это была диктатура буржуазии, то в России - диктатура пролетариата. Квотирование, ограничения по гендерному основанию, национальности, расовому признаку, многоступенчатость выборов и многое другое - это то, что было характерными особенностями в большинстве избирательных систем мира в XX веке. Исторический контекст важен для того, чтобы понять эволюционирует ли общество в своем движении

демократизации политических процессов, в том числе и избирательного процесса или стагнирует.

Ретроспективное представление механизмов избирательной системы российского общества, их трансформации, модернизация позволяют нам утверждать, что существующая избирательная модель в Российской Федерации включает на сегодняшний день самый передовой опыт как

Литература:

1. Бутырская И.Г. Становление и развитие избирательной системы в России / И.Г. Бутырская, Е.В. Сорокина // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2016. № 14-3. С. 133-144.

2. Головастова Ю.А. Изменение формы правления в России в ходе первой русской революции: предпосылки, сущность, последствия / Ю.А. Голо-вастова, Т. А. Видова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 7. С. 76-79.

3. Декларация Временного правительства о его составе и задачах, марта 1917 г. URL : https:// constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5201

4. Положение о выборах в Учредительное собрание Июль-сентябрь 1917 г // Российское законодательство X-XX вв. : в 9 т. М. : Юридическая литература, 1987. Т. 9. С. 136.

5. Конституция (основной закон) РСФСР, принята 10 июля 1918 года. URL : http://www.hist. msu.ru/ER/Etext/cnst1918.htm

6. Кукушкин Ю.С. Конституция (Основной закон) СССР, утв. 05 декабря 1936 г. / Ю.С. Кукушкин, О.И. Чистяков. Очерк истории Советской Конституции. М. : Политиздат, 1987. С. 312.

7. Конституция (Основной Закон) СССР 1977 года. URL : http://k.sssr.su/1977/4

8. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства : в 2 т. СПб., 2003.

9. Митяева Ю.В. Голосование по месту пребывания: «плюсы и минусы» / Ю.В. Митяева // Выборы: теория и практика. 2017. № 4(44). С. 11.

10. Митяева Ю.В. Новации избирательного законодательства 2017 года / Ю.В. Митяева // Выборы: теория и практика. 2017. № 2(42). С. 38.

11. Саламатова М.С. Институт отмены выборов в Советской России: особенности правового регулирования и практики реализации (1918-1936 гг.) / М.С. Саламатова // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. 2016. № 16. С. 79-97.

зарубежных стран, так и лучшее из собственного исторического опыта в вопросе организации и проведения выборов. Единственное расхождение, на наш взгляд, состоит в том, что динамика модернизации избирательных процедур резко опередила общественно-политическую динамику, которой до сих пор свойственны стереоти-пизация, популизм и слабое развитие гражданских инициатив.

Literature:

1. Butyrskaya I.G. Formation and development of the electoral system in Russia / I.G. Butyrskaya, E.V. Sorokina // Fundamental and applied research in the modern world. 2016. № 14-3. P. 133-144.

2. Golovastova Yu.A. Change of the form of government in Russia during the first Russian Revolution: prerequisites, essence, consequences / Yu.A. Golovastova, T.A. Vidova // Humanities, socio-economic and social sciences. 2019. № 7. P. 76-79.

3. Declaration of the Provisional Government on its composition and Tasks, March 1917. URL : https:// constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5201

4. The regulations on the elections to the Constituent Assembly July-September 1917 // Russian legislation of the X-XX centuries : in 9 vols. M. : Yuri-dicheskaya literatura, 1987. Vol. 9. P. 136.

5. The Constitution (Basic Law) of the RSFSR, adopted on July 10, 1918. URL : http://www.hist. msu.ru/ER/Etext/cnst1918.htm

6. Kukushkin Yu.S. The Constitution (Basic Law) of the USSR, approved on December 5, 1936 / Yu.S. Kukushkin, O.I. Chistyakov. An essay on the history of the Soviet Constitution. M., Politizdat, 1987. P. 312.

7. The Constitution (Basic Law) of the USSR of 1977. URL : http://k.sssr.su/1977/4

8. Mironov B.N. Social history of Russia during the Empire period (XVIII - early XX century). Genesis of the individual, the democratic family, civil society and the rule of law : vol. 2. SPb., 2003.

9. Mityaeva Yu. V. Voting at the place of stay: «pros and cons» / Yu.V.Mityaeva // Elections: theory and practice. 2017. № 4(44). P. 11.

10. Miyaeva Yu.V. Innovations in electoral law of 2017 / Yu.V. Miyaeva // Elections: theory and practice. 2017. № 2(42). P. 38.

11. Salamatova M.S. Institute of cancellation of elections in Soviet Russia: features of legal regulation and practice of implementation (1918-1936) / M.S. Salamatova // Historical and legal problems: a new perspective. 2016. № 16. P. 79-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.