ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЛИЦЕЯ
ПРАШКЕВИЧ Ю.А.
В настоящее время на рынке труда наметилась положительная тенденция - начал расти спрос на рабочие профессии, а также на должности руководителей первичных коллективов: бригадиров, мастеров, технологов и др., а значит на выпускников учреждений базового профессионального образования.
Now on a labor market the positive tendency was outlined - demand for working trades, and also for posts of heads of primary collectives has started to grow: foremen, masters, technologists, etc., so on graduates of establishments of base vocational training.
Однако современная молодежь не особо стремиться на производство, объясняя это тем, что «не хочется по 8 часов в день не только работать, но и находиться за проходной».
Психология молодых людей меняется, становится иной. Ее отличительные черты: недостаток трудолюбия, инфантильность, боязнь замкнутого пространства, нетерпимость, стремление к быстрому достижению своих целей [3].
По мнению ученых и практиков, большинство юношей и девушек нетерпимы к неблагоприятным производственным факторам - повышенной или пониженной температуре, влажности, запыленности и др. Помимо этого, у них недостаточно развиты ответственность, целеустремленность, внимательность, усидчивость. А у молодых преподавателей и мастеров производственного обучения зачастую в дефиците требовательность, принципиальность, способность регулярно «постегивать» учащихся к труду и контролировать их деятельность.
Причины общеизвестны. Это городские, урбанизаторские условия жизни, хронический недостаток ручного труда, отставание профессиональной педагогики от жизни [5].
Сегодня не представляет больших трудностей сформировать у учащихся профессиональные знания, умения навыки, а также способность быстро ориентироваться в меняющейся производственно - технической и социальной обстановке. Но этого не достаточно. Требуется еще производственно - волевая подготовка будущих рабочих [2]. Поэтому преподаватели и мастера производственного обучения создают такие частные методики обучения, разрабатывают учебно-методическую документацию: образовательные программы, учебные планы и рабочие программы, которые позволяют перестроить образовательный процесс.
Научно-поисковая работа в профессиональном лицее показала, что можно воспитать рабочего высокой квалификации - сформировать новый тип рабочего, обладающего широкими общеобразовательными, общепрофессиональными и специальными знаниями, навыками умениями, дающими ему возможность удовлетворять потребности работодателя, самостоятельно овладевать недостающими знаниями и умениями, быть конкурентоспособным, отвечать требованиям рынка труда [4].
Именно в таких рабочих нуждается сегодня работодатель, который ждет от выпускников профессиональных лицеев и училищ высокого уровня развития таких профессионально важных качеств, как наблюдательность, эмоциональная устойчивость, целеустремленность, дисциплинированность, самоконтроль и др.
Однако в профессиональных лицеях и училищах, по данным И.П. Смирнова и Е.В. Ткаченко [8], опросивших 25 тыс. учащихся и 5 тыс. преподавателей учреждений начального профессионального образования, приобретают рабочую профессию те, кто в основном испытывает финансовые затруднения, растет в неблагополучных семьях. Так, почти 2/3 родителей учащихся -рабочие, колхозники фермеры. Достаточно высокая доля безработных родителей - 12%, среди которых 63% отцов. Отсюда довольно низкий уровень обучаемости и воспитанности будущих
рабочих. Чтобы сформировать у них высокое профессиональное мастерство, преподаватели и мастера производственного обучения должны иметь серьезную психолого-педагогическую подготовку. Педагог начальной профессиональной школы - посредник между обществом и будущим рабочим. Он управляет самым сложным процессом - процессом формирования будущего токаря, швеи, повара, столяра, слесаря [6].
Общество возлагает на педагога профессионального обучения особую ответственность. Ему доверятся молодой человек, когда он наиболее податлив на внушения. В его руках, по выражению В.Г. Белинского, участь целой жизни. Перспективы, виды, современные формы профессионально - педагогической профессии целиком определяются развитием экономики России, потребностью страны в высококвалифицированных рабочих [5].
Изменения в деятельности профессиональных образовательных учреждений, занимающихся подготовкой рабочих, во многом определяются поведением работодателя на рынке труда. Если он будет вкладывать финансовые ресурсы в развитие профессиональных учебных заведений, то профессиональные лицеи и училища изменят свое лицо, станут более привлекательными и престижными для учащихся общеобразовательных школ.
Подъем экономики России во многом зависит от наличия в стране высококвалифицированной рабочей силы. Сегодня рабочими, владеющими 4-м, 5-м, 6-м разрядами как правило, являются люди пенсионного или предпенсионного возраста. Много взрослых людей, приобретающих рабочую профессию в учебных центрах предприятий, имеют высшее профессиональное образование. Что же касается системы начального профессионального образования, то она очень нуждается в преподавателях и мастерах производственного обучения, способных добиться у своих выпускников высокой рабочей квалификации - 5-го и 6- го разрядов. Так как работодателю сейчас нужен конкурентоспособный выпускник начальной профессиональной школы, который, во-первых, приносил ему прибыль, во-вторых, был опытным, квалифицированным работником, в-третьих, был способен самостоятельно приобретать необходимые профессиональные знания и умения, то подготовить нового типа работника можно только в таких профессиональных лицеях и училищах, в которых работают преподаватели и мастера производственного обучения выпускники профессионально-педагогических вузов, факультетов, те, кто приобретают специальность «Профессиональное обучение».
Именно эта специальность предполагает, что молодой человек имеет высокую профессиональную квалификацию 4-го, 5-го, 6-го рабочих разрядов и достаточно высокий уровень пси-холого-педагогической подготовки, позволяющей сформировать конкурентоспособного учащегося - будущего рабочего [7].
Перспективы профессионально-педагогической профессии состоят в том, что буквально в ближайшее десятилетие, с ростом экономики, появлением спроса на квалифицированных рабочих резко возрастет необходимость в таких профессиональных лицеях, училищах, колледжах которые способны не только обеспечивать высокое качество теоретического и практического обучения, но и целенаправленно развивать те личностные и профессиональные характеристики личности, которые в совокупности представляют конкурентоспособность.
Библиографический список:
1. Анисимов П.Ф. Современный специалист со средним профессиональным образованием: мнение производственников / П.Ф. Анисимов, Н.Л. Гунявина // Социологические исследования.- 2002.- №12.- с.100-107.
2. Батышев С.Я. Управление профессиональной подготовкой и повышением квалификации рабочих / А.Г. Соколов, А.И. Рябицкий, С.Я. Батышев.- М: Педагогика, 1995.208с.
3. Богомолов Ю. Комплексный подход к профессиональной подготовки и переподготовки кадров в России // Проблемы теории и практики управления.- 1993.- № 2. С. 62-67
4. Кузнецов В.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность.: учебное пособие для студ. Высш. учеб. заведений /В.В. Кузнецов.- М.: Издательский центр «Академия», 2 007.- 176 с.
5. Новиков А.М. Основания педагогики.- М, 2010.
6. Самойленко П.И., Гериш Т.В. Стратегия среднего технического образования: подготовка кадров для наукоемких отраслей промышленности//Специалист. - 2006. - №2- с.8-10.
7. Фисин Ю.М. К проблеме производственно - волевой подготовки студентов // Специалист.-2006.- №8- с.28- 31.
8. Смирнов И.П. Тенденции в образовании: глазами социолога исследования членов Российской академии образования // Профессиональное образование. Столица. 2009. №8. С. 43-45.
Ключевые слова: конкурентоспособность, рабочая профессия.
Keywords: competitiveness, working trade.