Научная статья на тему 'Методика профессионального обучения как фактор развития деятельности и личности педагога'

Методика профессионального обучения как фактор развития деятельности и личности педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1436
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО+ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО+ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНО+ СТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО+ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕ+ ЯТЕЛЬНОСТИ / МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Владимир Викторович

В статье рассмотрены основные структурные компоненты профессионально+педагогической деятельности, ее содержание, педагогическая культура как сущностная характеристика личнос+ ти и деятельности педагога профессиональной школы, аксиологические основания профессио+ нально+педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика профессионального обучения как фактор развития деятельности и личности педагога»

Кузнецов В.В.

Оренбургский государственный университет E-mail: vvkusnetsov@yandex.ru

МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

В статье рассмотрены основные структурные компоненты профессионально-педагогической деятельности, ее содержание, педагогическая культура как сущностная характеристика личности и деятельности педагога профессиональной школы, аксиологические основания профессионально-педагогической деятельности.

Ключевые слова: профессионально-педагогическая деятельность, педагогические функции педагога профессиональной школы, компоненты профессионально-педагогической деятельности, педагогическая культура, аксиологические основания профессионально-педагогической деятельности, методика профессионального обучения.

Анализ исследований, посвященных изучению методологических основ методики профессионального обучения, показывает, что эта наука выступает идеальным инструментом и фактором развития профессионально-педагогической деятельности, а значит и личности педагога (Эрганова Н.Е., Кузнецов В.В.).

Учеными в области методики профессионального обучения (Г.И. Саранцев и др.) установлено, что предметом методической науки является система, составляемая целями обучения, содержанием предметного образования, методами, средствами и формами обучения. Методическая подготовка педагога заключается в том, чтобы он овладел деятельностью, которая обусловлена структурой и функциями методики обучения предмету как самостоятельной научной области [6, с. 63].

Обычно под деятельностью понимают труд, работу, какое - либо занятие. Философы деятельность понимают как «способ существования человека». Психологи считают, что деятельность - это мотивированный процесс использования тех или иных средств для достижения цели. Чаще всего под деятельностью понимают активность человека, направленную на преобразование исходного материала в конечный продукт в течение какого-либо времени [4].

Профессионально-педагогическая деятельность, как и любая, с точки зрения психологов имеет цель, мотивы, способы и приемы. Особенности профессионально-педагогической деятельности определяется содержанием целей, предметом, на который она направлена, средствами и способами, с помощью которых она осуществляется и результатами. Этим она отличается от педагогичес-

кой, экономической, юридической и любой другой деятельности [2].

Целью профессионально-педагогической деятельности является подготовка конкурентоспособных выпускников начальной профессиональной школы, способных удовлетворять потребности работодателя.

Именно этой цели добиваются педагоги начальной профессиональной школы - преподаватели общепрофессиональных и специальных дисциплин, мастера производственного обучения, работая по единой образовательной программе, в соответствии с государственными образовательными стандартами.

Указанная цель профессионально-педагогической деятельности определяет средства и способы ее осуществления в начальной профессиональной школе.

К таким средствам относится:

- учебное оборудование: станки, инструменты, материально-техническая база учебных мастерских;

- оснащение учебных кабинетов современных оборудованием, техническими средствами, позволяющими на высоком методическом уровне преподавать теоретические общепрофессиональные и специальные дисциплины;

- наличие социальных партнеров и работодателей, заинтересованных в профессиональной подготовке квалифицированных рабочих на базе той или иной начальной профессиональной школы;

- принятая концепция формирования конкурентоспособных рабочих.

Динамику развития можно фиксировать через смену приемов и способов преподавания, совершенствования педагогических тех-

нологий, новых методик в подаче учебного материала, обогащения характеристик учебно-воспитательного процесса и т.п.

Педагог профессионального обучения, который работает на творческом уровне профессионально-педагогической деятельности, как правило, включается в индивидуальную работу по развитию профессионального училища или лицея, обобщает собственный педагогический опыт, разрабатывает методические рекомендации по использованию современных технологий, средств обучения, а иногда и защищает кандидатскую диссертацию, обобщив собственные результаты в профессиональной подготовке рабочих того или иного профиля.

Таким образом, благодаря развитию профессионально-педагогической деятельности происходит изменение ее внутреннего строения: целей, содержания, способов, приемов и результатов и самого педагога профессионального обучения. Последний благодаря приобретению социально важных личных качеств осваивает современные информационные и коммуникативные технологии.

К способам осуществления профессионально-педагогической деятельности следует отнести методы и формы преподавания общепрофессиональных и специальных дисциплин, методику практического обучения будущих рабочих, принятые в начальной профессиональной школе показатели и критерии качества учебно-воспитательного процесса.

Результат профессионально-педагогической деятельности представляет собой конечный продукт процесса преобразования: конкурентоспособный работник, который был выращен из мало что умеющего делать школьника, а теперь в совершенстве овладел рабочей профессией, приобрел высокий рабочий разряд (не ниже 4-го).

Профессионально-педагогическая деятельность включает сам процесс преобразования и его результат:

1) отбор и структурирование содержания учебной дисциплины, исходя из поставленной педагогом цели;

2) изложение отобранного учебного материала;

3) управление процессом принятия решения будущими рабочими относительно технико-технологических задач;

4) фиксацию достигнутых результатов будущими рабочими.

Профессионально-педагогическая деятельность преподавателя выступает как процесс реализации системы педагогических функций и решения различных по природе педагогических задач. Преподаватель теоретического обучения, осуществляя профессионально-педагогическую деятельность, с одной стороны, реализует проектировочную, конструктивную, прогностическую, коммуникативную, управленческую и другие функции, а с другой - оценивает успешность их выполнения, сопоставляя с поставленными в ходе образовательно-воспитательного процесса задачами. Например, если речь идет о преподавателе машиностроительных дисциплин, который работает в профессиональном училище и преподает будущим рабочим спец-технологию, т.е. владеет необходимыми инженерно-техническим знаниями, то его деятельность будет инженерно-педагогической.

В ней можно выделить следующие структурные компоненты:

- педагогический;

- инженерно-технический;

- производственно-технологический.

Тайна успешности профессионально-педагогической деятельности мастера производственного обучения заключается в понимании каждого конкретного ученика, в оказании своевременной помощи для преодоления возникающих трудностей при овладении трудовыми приемами.

Общий результат профессионально-педагогической деятельности складывается из промежуточных результатов, определяемых после каждого практического занятия в учебных мастерских. Именно мастер осознает, сколько надо «дотянуть» еще его ученику, чтобы вырасти настолько, чтобы иметь право повысить свою рабочую квалификацию.

В содержании инженерно-педагогической деятельности мастера производственного обучения можно выделить два значимых компонента:

- педагогический компонент - организация обучения и воспитания;

- производственно-технологический компонент - разработка производственнотехнической документации, обеспечение производственного процесса в учебных мастерских, обслуживание материально-технической базы лабораторий и кабинетов, освоение новых технологических процессов, техники.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, настройка, наладка, ремонт оборудования, освоение новых технологий и т.д. - все это специфические виды труда мастера производственного обучения. Рядом с ним преподавателю приходится выполнять различную по сложности методическую работу, и чаще всего проектную, связанную с созданием пакета учебно-методической, технологической документации (инструкционные карты, чертежи, разработка методики преподавания и пр.).

Совместными усилиями ученых Санкт-Петербурга и Екатеринбурга были выделены восемь составных частей, которые дают возможность рассматривать профессиональнопедагогическую деятельность мастера производственного обучения как особую.

К ним относятся: деятельность, предваряющая учебно-воспитательный процесс; практическое обучение; внеурочная воспитательная работа; производственно-технологическая деятельность; обеспечение режима работы учебной группы и училища; повышение квалификации; профориентация; техническое творчество.

Образовательный процесс в начальной профессиональной школе имеет свою специфику и особенности. Они придают профессионально-педагогической деятельности особую привлекательность. Характеристиками образовательного процесса в профессиональном училище являются:

- производственная направленность;

- продуктивный характер;

- универсальность.

Производственная направленность определяется заказами работодателя, необходимым объемом изготовляемой продукции в ходе учебного процесса, а также обязательным наличием производственного оборудования. Производственная направленность определяется качеством изготовляемой продукции, ее соответствием нормам и мировым стандартам, материально-техническим или иным обеспечением образовательного процесса. Ввиду необходимости оборудования специальных кабинетов и мастерских, лабораторий, ремонта, наладки оборудования, его настройки, модернизации деятельность преподавателя или мастера становится специфической.

Продуктивный характер образовательного процесса заключается в обязательном про-

ектировании и производстве какой-либо продукции, имеющей спрос. Эта практическая ценность является плодотворной для системы начального профессионального образования.

Под универсальностью следует понимать всестороннюю, всеохватывающую учебнопредметную деятельность, включающую решение как чисто педагогических задач, так и задач комплексного характера в виде управления учебно-производственными работами, осуществления оценочных функций технологических объектов либо изготовляемой продукции, ее сбыта, маркетинговой деятельности, оценки результатов образовательного процесса.

Культура личности преподавателя или мастера производственного обучения предполагает глубокое знание педагогом своего дела, его профессиональную зрелость, умение строить свои отношения в педагогическом училище или лицее, поддерживать добрые отношения с воспитанниками, их родителями.

Как справедливо отметил К. Д. Ушинс-кий, повлиять наличность другого человека сможет только высокоразвитая личность.

Любая культура, в том числе и педагогическая, может рассматриваться как результат личностного развития, отражающего степень освоения культурного опыта человечества. Уровень развития духовых сил преподавателя или мастера, характер его ценностей, взглядов на педагогический процесс, личность будущих рабочих во многом определяют педагогическую культуру, уровень ее сформированности у профессионально-педагогических работников.

Рассматривая педагогическую культуру педагога профессиональной школы как целостную динамическую систему можно представить ее в виде компонентов, каждый из которых позволяет характеризовать личность, общение и профессионально-педагогическую деятельность педагога профессиональной школы.

В структуре педагогической культуры профессионально-педагогического работника училища или лицея особую роль играет мировоззренческий компонент, убеждения, интересы, предпочтения, ориентации преподавателя или мастера (В.В. Кузнецов). В качестве основания мировоззренческой компоненты на сегодняшний день можно принять идеологию прагматизма (от лат. pragma - делать действие), которая подразумевает направленность на практические результаты.

Педагог профессиональной школы, который овладел высоким уровнем педагогической культуры, может влиять на своих воспитанников, формировать профессиональную культуру будущих рабочих благодаря совокупности мировоззренческого, аксиологического, практического, творческого и рефлексивно-проектировочного компонентов [3].

В условиях структурного социально-экономического кризиса, охватывающего все сферы производства, это может быт путеводной нитью для сохранения всего лучшего, что было накоплено профессионально педагогической школой за прошедший период.

Вместе с тем, идеология прагматизма позволяет наметить пути и способы развития творческой деятельности. Эта идеология позволяет выделить в государственном образовательном стандарте только самое важное, необходимое, позволяющее человеку выжить в условиях социально-экономических преобразований. Это позволяет сохранить контингент молодых педагогов и рабочих, успешно решающих сложные социально-экономические задачи.

Далее необходимо говорить о ценностной аксиологической составляющей профессионально-педагогической деятельности. Каждый педагог несет в себе ценности рукотворного опыта, который он может передать своим ученикам. В этом изменении ценностной структуры есть особенность педагогической культуры.

Говоря о ценностной составляющей профессионально-педагогической деятельности необходимо отметить, что каждый педагог (преподаватель или мастер производственного обучения) несет в себе ценности рукотворного опыта, который он может передать своим ученикам. Не случайно поэтому первым компонентом педагогической культуры педагога профессиональной школы мы выделили аксиологический.

Сегодня очень важно, что педагог в себе может нести инновационные ценности: организатора процесса обучения, менеджера, маркетолога.

В России начало XXI в. связано с острой нехваткой в развитых промышленных территориях (Урал, Сибирь и т. п.) опытных рабочих, имеющих высокую квалификацию (не ниже 4 разряда). Это связано как с макроэко-

номическими изменениями, так и с отношением общества к рабочим. В условиях низкой заработной платы преподавателей и мастеров очень важно, чтобы отношение к педагогическому труду базировалось на таких ценностях, как:

1) понимание ценности рукотворного опыта;

2) овладение способами адекватной передачи этого опыта;

3) понимание особенностей подросткового и юношеского возраста;

4) осознание необходимой профессиональной подготовки конкурентоспособных рабочих в условиях профессионального училища или лицея.

Практический компонент педагогической культуры преподавателя или мастера раскрывает характер их взаимодействия с воспитанниками, используемые методы, формы преподавания, педагогические технологии, а также владение педагогической техникой, современными средствами обучения, базирующиеся на преимуществах персональных компьютеров. Важную роль играют сформированные педагогические способности, наличие педагогического опыта.

Данный компонент педагогической культуры называют чувственно-практическим. Именно чисто «инструментальные» личностные характеристики педагога профессиональной школы во многом определяют успех в формировании профессионального мастерства рабочих - токарей, фрезеровщиков, слесарей, поваров, швей и т.п.

В практический компонент педагогической культуры обязательно входят чисто профессиональные основания, связанные с владением педагогом профессиональной школы той рабочей профессии, которой он обучает учащихся профессиональных училищ и лицеев, взрослых безработных и т. п. Без владения педагогом рабочей профессией, которой он учит, говорить о каком-либо владении педагогической культурой просто нельзя. Особенно это касается мастеров производственного обучения, которых готовят в профессионально-педагогических и индустриально-педагогических колледжах.

Культура профессионально-педагогической деятельности - технологический составляющий компонент педагогической культуры воспитываются не агитацией, а тренажем.

Работа над совершенствованием преподавания общепрофессиональных и специальных дисциплин может быть связана с такой деятельностью студента как творческий поиск более эффективной учебной работы. Это связано с умением педагога экономить свои усилия и затраты, повышать коэффициент полезного действия педагогического труда.

Практический компонент культуры педагогического труда проявляется в оформлении учебного кабинета, например, специальной технологии или учебной мастерской (для токарей, слесарей, столяров, швей, поваров и т.п.). Профессиональная педагогика, которую изучают будущие педагоги профессиональной школы, есть сплав науки и искусства, и именно педагогическое искусство - важнейший составной компонент педагогической культуры. Он проявляется во владении педагогом приемами, педагогического мастерства; умение говорить (по А. С. Макаренко), общаться, двигаться по учебной аудитории, владеть педагогическим тактом, «читать человека, обучаемого словно книгу».

Креативный компонент педагогической культуры тесно связан с практическим (технологическим). Занимаясь изобретательством и рационализаторством, такие педагоги естественно приносят большую помощь своим воспитанникам, которые именно за это влюблены в своих педагогов. Однако, не принижая достоинства технического творчества будущих рабочих, которые изготавливают на различных конкурсах прекрасные изделия, важно считать, что успех в профессиональнопедагогической деятельности во многом определяется творческим компонентом педагогической культуры, а именно, - педагогическим творчеством.

Рефлексивно-проектировочный компонент педагогической культуры проявляется в самореализации сущностных сил педагога.

Известно из исследований психологов, что процесс самореализации скалывается из ряда взаимосвязанных этапов (Р. Берне): I этап - самопознание;

II этап - самооценка; III этап - саморегуляция; IV этап - самоутверждение.

Только узнав себя, адекватно оценив, можно осознанно регулировать деятельность других, утверждаясь и правоте своей педагогической позиции. В этом раскрывается педагог профессиональной школы, его ум-

ственный и профессионально-нравственный потенциал.

Таким образом, педагогическая культура педагога профессионального обучения невозможна без его саморазвития, которое представляет собой сквозную характеристику его личности. Она при достаточно высоком уровне развития личности позволяет педагогу транслировать своим обучаемым то, что он сам находится в постоянном развитии. Саморазвитие педагога профессионального обучения - это не есть простая производная от его опыта, как технологического, так и педагогического, но это

- показатель уровня постоянства его самоанализа, на основе которого он определяет индивидуальную траекторию своего личностного развития. Наличие у педагога высокой педагогической культуры означает, что он не дает себе покоя, отдыха, не допускает своего профессионального устаревания, а значит однообразия уроков теоретического и производственного обучения, возникновения стереотипных привычек поучать других.

Педагогическая культура - это гарант сохранения контингента профессионально-педагогических работников, так как она способствует их саморегуляции в разнообразных видах профессионально-педагогической деятельности, направленных на освоение, передачу и создание педагогических ценностей, форм, методов и средств теоретического и производственного (практического) обучения. Она позволяет педагогу профессионального обучения выделить свое профессиональное «Я» из окружающей его педагогической деятельности, рефлектировать свои педагогические действия, речь, ход движения педагогической мысли. Благодаря достижениям высокого уровня педагогической культуры именно педагог получает возможность быть в определенной степени инициативным, самостоятельным, ответственным за свои педагогические действия, у него появляется иной взгляд на педагогическую деятельность, свое место и роль в обществе, развитость собственной личности.

Личностная культура не может существовать вне педагога профессионального обучения. Она порождена тем, что педагог постоянно стремится искать смысл своего труда, совершенствуя себя и педагогическое окружение, в котором он живет. Таким образом, педагогическую культуру педагога профессионального обучения следует рассматривать

только с позиции личности, возможностей ее самореализации. При этом уровень ее развития определяется «долгостойкостью», т. е. длительностью стремления, старания в достижении образов, которые задаются самой личностью. Наличие личностных планок, границ в индивидуальном развитии предполагает, что у такого педагога есть собственные критерии, позволяющие приводить в действие его внутренние механизмы (потребность, мотивы, цели, способности, активность, волю, эмоции, интеллект). Это означает, что педагог профессионального обучения не остановится в своем личностном развитии. Его отношение к собственному «движению» можно в какой-то степени принять за основной критерий развития его педагогической культуры. Без саморазвития невозможно развитие педагогической культуры педагога профессиональной школы.

Таким образом, педагогическая культура педагога профессионального обучения пред-

ставляет собой систематизирующее, сквозное, интегральное качество личности, которое отражает степень стремления педагога в достижении самостоятельно определенных личностных показателей в разнообразных видах профессионально-педагогической деятельности и общения.

Методика профессионального обучения выступает фактором ее развития благодаря архитектонике методической деятельности и большому разнообразию ее видов: анализ учебно-программной документации, планирование системы учебных занятий, моделирование и конструирование форм представления учебной информации на уроке, конструирование и проектирование деятельности учащихся по формированию технических понятий и практических умений, разработке методики обучения по предмету, рефлексия собственной деятельности при подготовке к уроку и анализу его результатов [7, с. 23].

07.12.2010

Список литературы:

1. Бенин В.Л. Педагогическая культурология / В.Л. Бенин. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. - 515 с.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебное пособие / Э.Ф. Зеер. - М.: НПО «МОДЭК», 2003. -480с.

3. Кузнецов В.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность: учебное пособие / В.В. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 173с.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304с.

5. Новиков А.М. Основания педагогики / А.М. Новиков. - М.: Эгвес, 2010. - 208 с.

6. Саранцев Г.И. Методическая подготовка будущего учителя в современных условиях / Г.И. Саранцев // Педагогика. -

2006. - №7. - С.61-68.

7. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения / Н.Е. Эрганова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. -160с.

Сведения об авторе: Кузнецов Владимир Викторович, профессор кафедры теории и методики профессионального образования Оренбургского государственного университета,

доктор педагогических наук, профессор 460018, пр-т Победы, 13, тел. (3532) 372584, vvkusnetsov@yandex.ru

UDC 371(0758)

Kuznetsov V.V.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

METHODICS OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF A TEACHER’S ACTIVITY AND PERSONALITY

The main structural components of professional and pedagogical activity, its content, pedagogical culture as an essential personality characteristics and teacher’s activity of professional school are made out in the article.

Key words: professional and pedagogical activity, teachers pedagogical functions of professional school, professional and pedagogical activity’s components, pedagogical culture, axiological foundations of professional and pedagogical activity, methods of professional studying.

Bibliography:

1. Benin V.L. Pedagogical culturology / V.L. Benin. - Ufa: BGPU, 2004. - 515 p.

2. Zeer E.F. Psychology of professional studying school book / E.F. Zeer. - M: NPO ‘MODAK’, 2003 - 480 p.

3. Kuznetsov V.V. Information into the pedagogical and professional specialty: school book / V.V. Kuznetsov. - M.: ‘Academia’,

2007. - 173 p.

4. Leontiev A.N. Activity. Consciousness. Personality / A.N. Leontiev. - M.: Politizdat, 1975. - 304 p.

5. Novikov A.M. Pedagogy’s foundations / A.M. Novikov. - M.: Agres, 2010. - 208 p.

6. Sarantsev G.I. Methodical training of the fature teacher in modern conditions / G.I. Sarantsev // Pedagogy. - 2006. - №7. - P. 61-68.

7. Arganova N.E. Methods of professional studing / N.E. Arganova. - M.: ‘Academia’, 2007. - 160 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.