НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ
РАБОЧИХ
ПРАШКЕВИЧ Ю.А.
Перед учреждениями начального профессионального образования стоит задача установления соответствия организационнопедагогических условий стандартам нового поколения. В статье представлен анализ требований к условиям формирования конкурентоспособности будущих рабочих с позиции Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения.
Образовательные стандарты нового поколения направлены, во-первых, на приближение образовательного учреждения к потребностям практики, жизни. Во- вторых, позволяют создавать условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих рабочих.
Фундамент нового содержания обучения и воспитания будущих рабочих - воспитательный процесс профессионального учебного заведения ориентирован на воспитание таких профессионального важных качеств, которые позволяют успешно конкурировать на рынке труда.
Одна из актуальных проблем развития сферы образования сегодня- повышение его качества, т.е. совокупности отличительных, наиболее полно выраженных, существенных свойств, в полной мере обеспечивающих полное развитие. С этой проблемой во всех странах связывают успешность образования, повышения его потенциала и эффективности.
Говоря о современном базовом профессиональном образовании, мало кто воспринимает в качестве его результата только сумму профессиональных знаний, успеваемость. Образование сегодня - это «образование, придающее силы» для достижения той цели, которую перед собой ставит человек, это то, что само по себе дает наилучшие шансы в жизни и оправдывает претензию на преимущества перед другими, то есть позволяет будущему рабочему быть конкурентоспособным. Конкурентоспособность это основное условие профессиональной и социальной успешности человека, которое обеспечивается уровнем образования и степенью проявления будущим рабочим своей субъектности. Особая роль образования в современном мире, превращение его в самую важную сферу человеческой деятельности актуализирует проблему качества подготовки будущих рабочих, а их развитие и саморазвитие конкурентоспособности становится одной из приоритетных педагогических проблем.
Конкурентоспособность человека, по мнению ученых, в профессиональной деятельности зависит не только от наличия глубоких знаний и умений, но и, в первую очередь, от системы мотивов и ценностного отношения к выбранной профессиональной специальности. Конкурентоспособность - это сложное индивидуальное образование. Критерием конкурентоспособности выступает умение определить, а также быстро и эффективно использовать в конкретной борьбе свои преимущества, особые личные и профессиональные качества [2].
Показателями качественной подготовки современного рабочего можно принять два основных интегральных критерия:
- количество времени, необходимое выпускнику учреждения начального образования для адаптации на рабочем месте в соответствии со своей профессией;
- количество «родственных» (смежных) профессий, но которым
Выпускник может работать без значительных затрат времени и сил на их освоение.
Before establishments of initial vocational training there is a problem of an establishment of conformity of organizational-pedagogical conditions to standards of new generation. In article the analysis of requirements to conditions of formation of competitiveness of the future workers from a position of Federal state educational standards of the third generation is presented.
Кроме того, необходимо исследовать комплекс качеств будущего рабочего, который бы позволял ему с учетом конъюнктуры рынка труда, собственных возможностей и потребностей эффективно конкурировать и реализовывать свой потенциал. Для учреждений начального профессионального образования такой маркетинговый подход к организации собственной деятельности означает необходимость поиска и реализации технологий, которые обеспечивали бы будущему рабочему конструктивное соотношение личностных и общественных целей развития. [4,5].
Повышение качества профессиональной подготовки современного рабочего возможно при условии внесения существенных изменений в процедуру обучения путем внедрения инноваций, в частности новых нетрадиционных технологий проектирования оценки (текущего контроля). Проектирование технологий оценки конкурентоспособности рабочего - это процесс обоснования и выбора соответствующих критериев оценки, адекватных поставленной цели. Одним из вариантов оценки конкурентоспособности будущего рабочего может служить создание паспорта профессиональной карьеры или портфолио индивидуальных профессиональных достижений выпускника учреждения начального профессионального образования. Основное назначение данного технологического приема - помочь выпускникам совершить переход от учебы к трудовой деятельности или продолжению обучения на более высоком уровне и представить работодателям наиболее полные сведения о квалификации, а также академических знаниях, умениях и навыках молодых людей - претендентов на место работы. Для работодателей паспорт профессиональной карьеры ценен тем, что показывает, что умеет и может делать претендент на место работы, а не только то, чему он был обучен. Кроме того, паспорт позволяет более эффективно провести профессиональный отбор, подобрать место работы, наиболее соответствующее профессиональным компетенциям, которыми овладел выпускник, в конечном итоге это способствует повышению производительности труда, уменьшению затрат на переподготовку, снижению текучести кадров [3].
Понятие конкурентоспособности будущего рабочего обладает достаточной степенью конструктивности и может быть положено в основу проектирования всей образовательной деятельности учебного заведения. При этом за основополагающие свойства конкурентоспособности личности следует принять:
- четкость целей и ценностных ориентации будущих рабочих;
- трудолюбие; творческое отношение к делу;
- способность к риску;
- независимость;
- парадигмальность мышления;
- способность к непрерывному саморазвитию;
- способность к непрерывному профессиональному росту;
- стремление к высокому качеству конечного продукта.
При анализе проблемы развития конкурентоспособности будущего рабочего, в частности закройщиков и парикмахеров, в профессиональном лицее № 18 г. Оренбурга нами отмечен региональный подход, раскрывающий специфику конструирования региональной системы начального профессионального образования. Под региональной образовательной системой мы понимаем результат взаимодействия профессионального лицея и предприятий, частных фирм, учреждений посредством которых возможны реализация совокупности образовательных программ. Обоснование понятия конкурентоспособности будущего рабочего как результата управления региональной образовательной системой, включающей в себя подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих, фиксирующего наличие конкурентных преимуществ нашло отражение в определении принципов развития системы профессионального образования в Оренбургской области:
- сохранение и развитие фундаментальности начального профессионального образования;
- развитие гуманитарной составляющей образования (изучение российской и мировой культуры, углубленное изучение иностранных языков, изучение региональных аспектов истории, изучение экономических и правовых основ, экологическое воспитание и образование студентов и др.);
- ранняя профессионализация учащихся, нацеленность на прикладные исследования, выполнение в образовательных учреждениях научно-практических проектов, повышение конкурентоспособности выпускников учреждений начального профессионального образования и молодых рабочих на рынке труда;
- повышение качества обучения теоретического и производственного обучения на основе использования инновационных образовательных технологий, внедрения результатов научных исследований;
- обеспечение равной доступности начального профессионального образования (в городах и районах Оренбургской области, сельской местности);
- создание системы многоуровневого непрерывного образования через сотрудничество, координацию деятельности и интеграцию образовательных и научных учреждений области различных уровней;
- учет региональных особенностей в обучении и научных исследованиях, разработка регионально-национального компонента профессионального образовании, нацеленность на решение прикладных региональных проблем;
- укрепление сотрудничества с ведущими образовательными учреждениями страны, активизация международного сотрудничества в системе профессионального образования.
Реализация образовательных программ, технологий обучения в учреждениях начального и среднего профессионального образования в соответствии с новыми задачами социальноэкономического развития позволит коренным образом улучшить качество подготовки учащихся, создаст условия выпуска на рынок труда профессионально компетентного, конкурентоспособного рабочего.
Одним из важных в этом направлений является повышение квалификации инженернопедагогических коллективов по проектированию программ профессиональных модулей и учебных дисциплин на компетентностной основе в соответствии со стандартами нового поколения, а также применение современных образовательных технологий, актуальных для реализации новых стандартов.
Основной целью научно-образовательного проекта в профессиональном лицее № 18 г. Оренбурга является определение педагогических условий подготовки конкурентоспособного будущего рабочего. Главная задача данного проекта заключается в определении содержания и разработке модели профессионально компетентного, конкурентоспособного рабочего, а также выработке практических рекомендаций по созданию педагогических условий для формирования такого рабочего в учреждениях профессионального образования Оренбургской области.
На первом этапе нашего исследования (2004 -2006гг.) произведен анализ научнометодической литературы по проблеме подготовки конкурентоспособного рабочего в сфере базового профессионального образования, изучение опыта работы учреждений начального и среднего профессионального образования Оренбургской области по подготовке профессионально компетентного конкурентоспособного рабочего.
На втором этапе (2006 - 2009гг.) проведены социологические исследования по выявлению качеств профессионально компетентного, конкурентоспособного рабочего (закройщика) Оренбургской области и разработка модели такого рабочего. Третий, заключительный, этап (2010- 2011гг.) нацелен на выработку практических рекомендаций по созданию педагогиче-
ских условий для формирования конкурентоспособного рабочего, в учреждениях начального профессионального образования Оренбургской области и проведение семинаров-практикумов.
Можно утверждать, что конкурентоспособность является не только профессиональной, но и, в значительной мере, индивидуально-личностной характеристикой будущего рабочего.
На наш взгляд конкурентоспособность - это интегральное качество личности, представляющее совокупность ключевых компетенций и ценностных ориентации, позволяющих данной личности успешно функционировать в социуме и цивилизованно решать проблемы профессионального роста.
Развитие конкурентоспособности носит системный характер. Это процесс, требующий создания определенных условий, среды, в которой осуществляется деятельность и происходит личностно-профессиональное развитие. В структуре конкурентоспособности могут быть выделены следующие базовые характеристики (показатели): когнитивный, эмотивный, деятельностный, ценностный. Как показало наше исследование развитие конкурентоспособности будущего рабочего - это сложный, многоаспектный процесс, протекающий поэтапно. Эти моменты учитываются при конструировании региональной системы профессионального обучения, в которой предусмотрен обязательный развивающий эффект и возможность учащимся приобрести опыт творческой профессиональной деятельности и опыт конструктивного профессионального общения, то есть моделируется конкурентоформирующая образовательная среда, являющая гарантом качества базового профессионального образования.
Таким образом, перед учреждениями начального профессионального образования стоит задача привести требования, а именно материально-техническое оснащение, учебнометодическое и кадровое обеспечение учебного процесса, в соответствие со стандартами нового поколения.
По нашему мнению, характеристика конкурентоспособности выпускников учреждений базового профессионального образования, в соответствие со стандартами нового поколения, включает описание области, объектов и основных видов профессиональной деятельности, представляющих собой относительно автономные профессиональные функции, каждая из которых имеет специфические объекты, условия, инструменты, характер и результаты труда и определена работодателем как необходимый компонент содержания основной профессиональной образовательной программы. На их основе в стандартах нового поколения структурируется содержание образовательной программы, разрабатываются контрольно-измерительные материалы, подбираются формы и методы обучения и оценивания результатов подготовки. Такой подход позволяет повысить качество профессионального образования, максимально приблизив квалификацию выпускников системы базового профессионального образования к требованиям современного рынка труда.
Библиографический список:
1. Батышев С.Я. Энциклопедии профессионального образования./ - М. Профессиональное образование, 1999г.
2. Ковалев, А.В. Развитие конкурентоспособности рабочих в регионе: проблемы и противоречия, концептуальные основы / А.В. Ковалев — М.: Логос, 2006 — 184 с.
3. Профессиональное образование и формирование личности специалиста//ИПР СПО.-2002- 175с.
4. Скиба А.И. Формирование конкурентоспособности учащихся в условиях социальнопрофессиональной среды профессиональных училищ и лицеев/ Автореф.дис. канд.пед.наук. Спб., 2005.
5. Субетто А.И., Проблема качества образования в России. Контекст адекватности» // «Академия Тринитаризма», М., Эл. №77- 6567
Ключевые слова: конкурентоспособность, показатели подготовки, принципы развития, цели, задачи.
Keywords: competitiveness, preparation indicators, principles of development, the purpose, problem.