УДК 378.147
МОДЕРНИЗАЦИЯ 1Т-ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ФГОС ПОКОЛЕНИЯ «3+»
Погонышев В.А., д.т.н., профессор Брянского аграрного университета Погонышева Д.А., д.п.н., профессор Брянского государственного университета Горнева Е.А., к.п.н., доцент Брянского государственного университета
Аннотация. В статье обоснована Summary. In article need is proved and the
необходимость и предложена методика technique of improvement of IT training of future
совершенствования IT-подготовки будущих economists in the conditions of transition to federal
экономистов в условиях перехода к educational standards of generation "3+" is offered. федеральным образовательным стандартам
поколения «3+». Keywords. Education, bachelor, information
Ключевые слова. Образование, бакалавр, technologies, competences, information culture. информационные технологии, компетенции, информационная культура.
В мировом сообществе проходят одновременно две крупные революции: в информационных технологиях (ГГ) и бизнесе, которые осуществляют глубокое
взаимодействие друг с другом, обеспечивая прочную основу в своем развитии. Формирование постиндустриального
информационного общества приводит к изменению позиции общества и личности в отношении целей и задач высшего образования, актуализирует подготовку социально мобильного конкурентоспособного специалиста, обладающего информационной культурой, сформированной на уровне, достаточном для эффективного решения профессиональных задач.
Информационная культура специалиста экономического профиля проявляется в наличии у него совокупности личностных, профессиональных и полипрофессиональных качеств, обусловливающих творческое решение профессиональных задач с применением ГГ, а также его способности плодотворно сотрудничать в различных межпрофессиональных сообществах
посредством локальных и глобальных компьютерных сетей. Огромная роль в становлении информационной культуры бакалавра принадлежит ГТ-подготовке, качество которой зависит от ключевых факторов (социокультурных, социально-экономических, психолого-педагогических) и ряда закономерностей (результативность ИТ-подготовки студентов обусловлена
образовательными потребностями общества и личности, образовательными ресурсами
Содержание 1Т-подготовки выпускников вузов является одним из компонентов методической системы и требует специального рассмотрения. Исследователи [2, с. 18; 3, с. 172 и др.] отмечают, что для сферы 1Т-образования свойственно быстрое устаревание предметных знаний. Общепризнанной является точка зрения, согласно которой состав компетенций, связанных с информационной деятельностью, должен пересматриваться, по крайне мере, раз в 5 лет, а потому модернизация стандартов для этой области имеет принципиальное значение. Наличие вариативного компонента ФГОС позволяет адаптировать содержание
информационной подготовки бакалавров к изменяющимся условиям, формируя и обновляя его с учетом современных тенденций развития ГГ-отрасли, требований работодателей, задач, особенностей и типичных проблем (в том числе психологических) профессиональной
деятельности выпускников вузов. Таким образом, модернизация стандартов для сферы ГГ-образования имеет принципиальное значение.
Вместе с тем, в отношении ФГОС сложилась некоторая неоднозначность. Так, существует точка зрения (Э.Ф. Морковина, Т.П. Петухова, А.Е. Шухман и др.) о необходимости их рассмотрения лишь как обязательного минимума содержания образования по той или иной профессии или профилю подготовки [9]. Связано это с тем, что работодатели при оценке профессиональной компетентности
выпускников вузов, установлении соответствия сотрудников занимаемым должностям руководствуются, в первую очередь, профессиональными стандартами. По их
общества и вуза; уровень профессиональной 1Т -компетентности конкурентоспособного
специалиста зависит от потребности субъекта образовательного процесса в оптимальном сочетании инновационных и традиционных форм, средств и методов обучения) [10, с. 132; 4, с. 315-317 и др.].
всех профессиональных и большинства универсальных компетенций, необходимых выпускнику для эффективной реализации своих рабочих задач в трудовом коллективе, чем ФГОС высшего образования[2; 11; 12; 14 и
др.].
Действительно, применяемые в вузах с 2011 года ФГОС третьего поколения обнажили ряд проблем, свойственных современной системе высшего образования. К ним можно отнести следующие:
- «переизбыточность» дисциплин и дублирование их содержания вследствие построения обучения в системе «бакалавр -магистр» на основе образовательных программ специалитета без внесения соответствующих корректив;
- существование подхода к наполнению регионального компонента, исходя из «специфики ППС кафедры /факультета», а не с учетом влияния формируемых в процессе изучения дисциплин компетенций на конкурентоспособность выпускников.
Эти негативные тенденции потребовали поиска новых путей совершенствования принципов функционирования высшей школы, одним из которых стала разработка нового поколения стандартов «3+», которые предполагают:
- включение в ООП общекультурных компетенций, универсальных для всех направлений подготовки соответствующего уровня, общепрофессиональных и профессиональных компетенций (включаются в соответствии с видами профессиональной деятельности, на которые ориентирована ООП), предоставление вузу возможности дополнения списка ПК с учетом ориентации программ на конкретные области знаний и (или) вид(ы) деятельности;
- диверсификацию программ подготовки за счет формирования в процессе обучения только тех компетенций, которые определены ФГОС и обеспечивают максимальную конкурентоспособность выпускников вузов, а значит, и самого вуза;
- обеспечение вариативности в подходах к содержательному наполнению предметных дисциплин (набор дисциплин различных предметных областей должен определяться
мнению, эти стандарты через описание должностных обязанностей и соответствующих им ЗУНов, свойств личности дают более подробную расшифровку
внешних экспертов - работодателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет), а также преподавателей смежных образовательных областей, специалистов по разработке и сертификации оценочных средств с целью приближения контрольных мероприятий к задачам будущей профессиональной деятельности обучающихся.
В свете перехода на стандарты поколения «3+» возникает актуальная необходимость качественной модернизации сложившейся системы подготовки бакалавров,
унаследовавшей свое содержание, формы, методы и средства от специалистета, на основе инновационных форм и технологий обучения.
Предлагаемая авторами статьи методика модернизации содержания IT-дисциплин, изучаемых будущими экономистами, базируется на основных положениях концептуального подхода, ориентированного на подготовку мобильного конкурентоспособного специалиста, как субъекта инновационной деятельности, обладающего высокой готовностью к саморазвитию, самосовершенствованию,
самоактуализации, способного к творческому решению профессиональных задач,
отвечающего требованиям рынка труда. Особенности подготовки будущих
специалистов-инноваторов раскрыты в работах С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, В.А. Сластенина, Н.Д. Никандрова, В.И. Андреева, Л.С. Подымовой, А.В. Хуторского и др. Педагоги отмечают, что отечественная экономика должна функционировать в среде, обеспечивающей постоянные инновации, получение конкурентных преимуществ инноваторами [7]. Под инновационным образовательным процессом понимают процесс развития образования за счет создания, освоения и применения новшеств. Инновационный процесс представляет собой процесс совершенствования образовательной системы на основе инновационного развития и изменения целей, задач, содержания и средств образования [8].
В качестве системообразующего компонента и конечной цели IT-подготовки будущих экономистов выступает ее ориентированность на формирование у студентов информационной культуры, структурными составляющими которой выступают: мотивационно-ценностный,
исключительно их соответствием
профессиональным компетенциям,
обозначенным в ФГОС), а также в методиках формирования профессиональных компетенций, сосредоточении внимания, в первую очередь, на правильной организации образовательного процесса, исключающей распыление учебного времени на непрофильные дисциплины, не формирующие нужных компетенций;
- разработка нового порядка и создание условий для привлечения к процедурам текущего контроля успеваемости и
аксиологический (осознание ценности для будущей профессиональной деятельности навыков работы с современными информационными и коммуникационными технологиями; адекватное представление о будущей профессиональной среде и совокупности профессиональных задач, решаемых с привлечением ГГ; ориентация на инновационно-преобразующую деятельность с применением специализированного
программного обеспечения); мотивационный (мотивация учебной и профессиональной деятельности, использованию при решении профессиональных задач прикладных программных средств; стремление к достижению успеха; потребность в самосовершенствовании в области ГГ); целеполагающий (целевая установка на получение профессии, освоение ГГ как средства решения профессиональных задач; сформированность творческой субъектной позиции);
• Когнитивно-деятельностный компонент представляют критерии: когнитивный (объем и качество знаний в области ГГ и программного обеспечения, их соответствие требованиям ФГОС ВПО); деятельностный (качество умений и навыков информационной деятельности, их соответствие ФГОС ВПО; владение технологией и опытом применения информационных средств и прикладного программного обеспечения для решения профессионально-ориентированных задач; инновационный (владение методами разработки инновационных способов решения профессиональных задач на основе 1Т);
• Рефлексивно-коммуникативный компонент описывают критерии: рефлексивный (осознание себя как субъекта учебной и профессиональной деятельности; рефлексия результатов учебной и
когнитивно-деятельностный и рефлексивно-коммуникативный. Для оценки уровня сформированности информационной культуры по каждому из компонентов были выделены и научно обоснованы следующие их критерии и показатели:
привлечения современных информационных средств и технологий. Неразвиты организаторские способности. Присутствуют неадекватные самооценки.
Студенты продуктивного уровня (среднего) уровня имеют положительное отношение к профессиональной деятельности, осознают значимость ГГ для повышения ее эффективности. Хорошо ориентируются в проблемах в области ГГ (для конкретной предметной области), отслеживают тенденции развития рынка прикладного программного обеспечения. Обладают готовностью к освоению ГГ -инноваций как средством решения профессиональных задач на продуктивном уровне. Объем и качество знаний в области ГГ и программного обеспечения, умений и навыков информационной деятельности соответствуют требованиям ФГОС ВПО. Развито стремление к достижению успеха, повышению эффективности профессиональной деятельности на основе использования ГГ-инноваций. Присутствует адекватная самооценка. Сформирована субъектная позиция. Развиты общегражданские качества и организаторские способности. Способны проектировать профессиональное развитие с применением соответствующего прикладного программного обеспечения и ГГ.
Для студентов креативного (высокого) уровня присуще отношение к будущей профессиональной деятельности и ГГ как к личностной и социальной ценности. Они обладают высокой готовностью к выполнению профессиональных функций и работе в информационно насыщенной профессиональной среде. Учебно-профессиональные задачи решают на творческом уровне с применением ГГ. Обладают способностью к разработке ГГ -проектов, их оценке и реализации. Ярко выражено стремление к достижению успеха, лидерству, саморазвитию и
самосовершенствованию в сфере прикладного программного обеспечения. Обладают креативным мышлением. Владеют приемами конструктивного профессионального и межличностного общения, в том числе в сетевых сообществах. Каждый из выделенных уровней взаимодействует с соседним. Между студентами внутри конкретного кластера присутствуют
промежуточной аттестации, а также экспертизе оценочных средств
• мотивационно-ценностный компонент характеризуют следующие критерии:
профессиональной деятельности, реализуемых с привлечением IT); самоконтроль (саморегуляция поведения в сетевых профессиональных сообществах, учебной и профессиональной деятельности);
коммуникативный (владение способами конструктивного межпрофессионального и межличностного общения, в том числе реализуемого в Интернет-среде).
Для репродуктивного (низкого) уровня IT -подготовки специалистов экономического профиля характерно фрагментарное проявление информационной культуры. Не сформировано ценностное отношение к будущей профессиональной деятельности, а также к IT как средству решения профессиональных задач. Отсутствует осознание себя как субъекта информационной деятельности. Отсутствует стремление к повышению уровня знаний, умений и навыков в области IT. Профессиональные задачи решаются преимущественно на
репродуктивном уровне, без профессиональных и IT-компетенций, определенных ФГОС, разработка тематики творческих работ (проектов) обучающегося. Технологическое обеспечение процесса формирования конкурентоспособного
специалиста характеризуется внедрением современных педагогических технологий (технология проектной деятельности, технология совместной деятельности, кейс-технология и др.), созданием развивающей информационно-образовательной среды
(электронные и гипертекстовые учебники и учебно-методические пособия,
мультимедийные обучающие программы, средства компьютерного моделирования, распределенные базы данных и базы знаний, информационно-справочные системы,
виртуальные лаборатории, системы offline и online тестирования).
Ведущими тенденциями
профессиональной IT-подготовки будущих специалистов являются гуманизация, фундаментализация, междисциплинарность, интегративность, непрерывность и др. На основе выявленных тенденций нами обоснованы педагогические условия формирования информационной культуры будущих специалистов экономического профиля, обусловленной социально-
различия в качестве профессионального развития. При переходе от низшего до высокого уровня происходит полноценное формирование информационной культуры будущих
специалистов экономического профиля.
Реализация цели - личностное и профессиональное развитие будущего экономиста - предопределяет рациональное содержание и структурирование
профессионально значимого материала, отбор профессионально развивающих задач, направленных на формирование В них также четко представлены группы профессиональных компетенций,
характеризующих аналитическую, научно-исследовательскую, инновационно-
предпринимательскую и другие виды деятельности.
Педагоги справедливо считают, что эффективная организация самостоятельной деятельности субъектов образовательного процесса в инновационном образовательном пространстве вуза является ключевым фактором формирования профессионально мобильных конкурентоспособных специалистов,
обладающих ключевыми компетенциями [1]. Исследователи отмечают необходимость увеличения числа заданий для самостоятельной работы обучающихся,строящихся на
интегративной основе (внутрипредметного и межпредметного содержания), необходимой для интеграции отдельных компонентов
компетенций в опыт и формирование общекультурных и профессиональных компетенций, придавая ей характер учебно-профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа обеспечивает планомерный переход субъекта образовательной деятельности в статус субъекта
профессиональной деятельности [13].
Междисциплинарность 1Т -инноваций обусловливает необходимость широкого использования в профессиональной 1Т -подготовке специалистов экономического профиля кейс-технологии, формирующей аналитические, проектные, коммуникативные, социальные, креативные навыки, самоанализ. Кейсами выступают различные ситуации на предприятиях, имеющих современную информационную инфраструктуру. В рамках внеаудиторной самостоятельной работы целесообразно выполнение творческими коллективами студентов проектов по оптимизации бизнес-архитектуры и системной архитектуры организаций, включающих оптимизацию бизнес-процессов, системы документооборота, архитектуры данных,
преобразующей ролью информатизации общества:
• развитие инновационных процессов в отечественной и мировой культуре;
• взаимодействие бизнеса, науки и
системы 1Т -подготовки специалистов;
• моделирование социо-человеко-технических образовательных комплексов;
• использование инновационных образовательных технологий;
развитие электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (в
том числе и при обучении инвалидов), а также сетевой формы реализации образовательных программ.
Брянские вузы осуществляют
профессиональную подготовку бакалавров по направлениям: «Бизнес-информатика
(Электронный бизнес)», «Прикладная информатика (в экономике)», «Экономика (профили: экономика предприятий и организаций, финансы и кредит, финансы в банковской сфере, бухгалтерский учёт, анализ и аудит, налоги и налогообложение)», «Менеджмент») и др. В проектах ФГОС ВПО поколения «3+» применительно к подготовке бакалавров по данным направлениям одной из важнейших компетенций выступает
«способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-ХХХ)».
3. Бондарева Е.В. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов прикладной информатики в экономике: Автореф. дис. ... к. пед. наук. -Волгоград: ВГПУ, 2006. - 25 с.
4. Горнева Е.А. Информационная культура будущих педагогов: сущность, аспекты, процесс формирования // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. № 12 (33): Аспирантские тетради. - СПб.: Изд-во «Книжный дом». - 2007. - С. 315-317.
5. Ильина Н.Ф. Критерии готовности педагога к инновационной деятельности // Педагогика. - 2012. - №7.
6. Инновационная Россия -2020. - М.: Минэкономразвития России, 2010.
7. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. - 2004. - №4.
8. Педагогика профессионального образования / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2007.
9. Петухова Т.П., Шухман А.Е., Морковина Э.Ф. О разработке содержания профильной подготовки бакалавров с использованием профессиональных стандартов ИТ-отрасли // Открытая всероссийская
прикладной и технической архитектур. Считаем, что инновационная образовательная среда вуза обеспечивает эффективное формирование информационной культуры будущих
специалистов экономического профиля как субъектов профессиональной деятельности.
Литература. 1. Антюхов А.В., Фомин Н.В. Концептуальные основания организации самостоятельной работы студентов в бакалавриате и магистратуре // Вестник БГУ. -№1. - Брянск: Изд-во БГУ, 2012.
2. Болонский процесс: глоссарий (на основе опыта мониторингового исследования) / Авт. сост.: В.И. Байденко и др. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - 148 с.
11. Прозорова Г.В. Структурирование содержания профильной подготовки будущих ИТ-специалистов в виде учебных модулей // II Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в науке и образовании» (Чебоксары, 2013). URL: http://chb.ito.edu.ru/2013/ section/190/93891/ (дата обращения: 15.05.2013).
12. Профессиональный стандарт «Специалист по информационным системам». М., 2011. URL: http://www.apkit.ru/committees/education/ meetings/ standarts.php (дата обращения: 19.05.2013).
13. Современные образовательные технологии / под ред. Н.В. Бордовской. - М.: КНОРУС, 2011.
14. Тельнов Ю.Ф. Использование профессиональных стандартов в разработке основной образовательной программы ВПО по направлению «Прикладная информатика» // Открытая всероссийская конференция «Преподавание Информационных Технологий в России». URL: http://www.it-education.ru/2009/reports/Tel'nov.htm (дата обращения: 12.05.2013).
15. Черкасова И.И., Яркова Т.А. Подготовка учителя к применению кейс-метода в процессе исследования образовательных проблем // Сибирский педагогический журнал. - 2009. -№11.
конференция «Преподавание
Информационных Технологий в России». URL: http://www.it-education.ru/2009/reports/ Petuhova_Shuhman_ Morkovina.htm (дата обращения: 12.05.2013).
10. Погонышева Д.А. Подготовка в вузе будущих ИТ-специалистов как субъектов профессиональной деятельности // Вестник Брянского госуниверситета. - №1(2). - 2013. -с.131-134.