Научная статья на тему 'Подготовка в вузе будущих ИТ-специалистов как субъектов профессиональной деятельности'

Подготовка в вузе будущих ИТ-специалистов как субъектов профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИТ-СПЕЦИАЛИСТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INNOVATION / IT PROFESSIONALS / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Погонышева Д. А.

Ключевая роль в реализации Стратегии «Инновационная Россия – 2020» принадлежит ИТ-специалистам, как главным носителям ИТ-инноваций, выступающих стратегическим фактором инновационного развития экономики. Описаны компоненты профессиональной компетентности ИТ-специалистов. Обоснованы педагогические условия формирования ИТ-специалистов как субъектов профессиональной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Погонышева Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING UNIVERSITY OF FUTURE IT PROFESSIONALS AS A SUBJECT OF PROFESSIONAL ACTIVITIES

Key role in the implementation of the strategy "Innovative Russia 2020" belongs to IT professionals as the main carriers of IT innovation, strategic factor speakers innovative economic development. The components of professional competence of IT professionals. Substantiated pedagogical conditions of formation of IT professionals as subjects of professional activities

Текст научной работы на тему «Подготовка в вузе будущих ИТ-специалистов как субъектов профессиональной деятельности»

УДК 37.01(075.8)

ПОДГОТОВКА В ВУЗЕ БУДУЩИХ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ КАК СУБЪЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Д.А. Погонышева

Ключевая роль в реализации Стратегии «Инновационная Россия - 2020» принадлежит ИТ-специалистам, как главным носителям ИТ-инноваций, выступающих стратегическим фактором инновационного развития экономики. Описаны компоненты профессиональной компетентности ИТ-специалистов. Обоснованы педагогические условия формирования ИТ-специалистов как субъектов профессиональной деятельности.

Ключевые слова: инновация; ИТ-специалисты; профессиональная компетентность

Происходящие в обществе социально-экономические трансформации выдвинули проблему инновационных преобразований в число приоритетных. Снижение национальной конкурентоспособности обусловлено проявлением серьезных негативных тенденций: снижение в целом качества образования на всех его уровнях; в недостаточной степени сформированность у россиян жизненных установок, моделей поведения, способствующих значительному росту инновационной активности. Надежда на существенный подъем инновационной экономики РФ связана с имеющимся человеческим капиталом [3].

В теории и методике профессионального образования все более утверждается концептуальный подход, который ориентирован на подготовку мобильного конкурентоспособного специалиста, как субъекта инновационной деятельности, обладающего высокой готовностью к саморазвитию, самосовершенствованию, самоактуализации, способного к творческому решению профессиональных задач, отвечающего требованиям рынка труда. Особенности подготовки будущих специалистов-инноваторов раскрыты в работах Архангельского С.И., Бабанского Ю.К., Сластенина В.А., Никандрова Н.Д., Андреева В.И., Подымовой Л.С., Хуторского А.В. и др. Педагоги отмечают, что отечественная экономика должна функционировать в среде, обеспечивающей постоянные инновации, получение конкурентных преимуществ инноваторами [4]. Под инновационным образовательным процессом педагоги понимают процесс развития образования за счет создания, освоения и применения новшеств. Инновационный процесс представляет собой процесс совершенствования образовательной системы на основе инновационного развития и изменения целей, задач, содержания и средств образования [5].

В мировом сообществе проходят одновременно две крупные революции: в информационных технологиях и бизнесе, которые осуществляют глубокое взаимодействие друг с другом, обеспечивая прочную основу в своем развитии. Формирование постиндустриального информационного общества приводит к изменению позиции общества и личности в отношении целей и задач высшего профессионального образования, модернизации общей и профессиональной культуры, актуализирует подготовку социально мобильного конкурентоспособного специалиста в области информационных технологий. Таким образом, существует социальный заказ на ИТ-специалистов, обеспечивающих высокое качество ИТ-решений. ИТ-специалист управляет сложными динамическими системами. Для него характерны свойства профессиональных групп: человек - техника, человек - знаковая система, человек -человек.

Конкурентоспособность специалиста в области ИТ представляет собой интегративную характеристику личности, представленную совокупностью личностных, профессиональных и полипрофессиональных качеств, обусловливающих творческое решение профессиональных задач в ИТ-сфере, способность плодотворно сотрудничать в различных межпрофессиональных сообществах. Качество профессиональной подготовки ИТ-специалистов зависит от ключевых факторов (социокультурных, социально-экономических, психолого-педагогических), закономерностей (результативность подготовки студентов обусловлена образовательными потребностями общества и личности, образовательными ресурсами общества и вуза; уровень профессиональной компетентности конкурентоспособного ИТ-специалиста зависит от потребности субъекта образовательного процесса в оптимальном сочетании инновационных и традиционных форм, средств и методов обучения).

Структурными составляющими профессиональной компетентности специалиста в области ИТ выступают: мотивационно-ценностный, когнитивно-деятельностный и рефлексивно-коммуникативный компоненты. Разработанная структура профессиональной компетентности будущего ИТ-специалиста позволила нам обосновать критерии и показатели ее сформированности. Мотивационно-ценностный компонент характеризуют следующие критерии: аксиологический (осознание ценности будущей профессиональной деятельности в области ИТ; адекватное представление о будущей профессиональной

ИТ-среде; ориентация на инновационно-преобразующую деятельность); мотивационный (мотивация учебной и профессиональной деятельности; стремление к достижению успеха; потребность в самосовершенствовании); целеполагающий (целевая установка на получение профессии; сформированность творческой субъектной позиции). Когнитивно-деятельностный компонент представляют критерии: когнитивный (объем и качество знаний, их соответствие требованиям ФГОС ВПО); деятельностный (качество умений и навыков, их соответствие ФГОС ВПО; владение технологией разработки ИТ-решений; инновационный (владение методами разработки ИТ-инноваций; внедрение ИТ -проектов). Рефлексивно-коммуникативный компонент описывают критерии: рефлексивный (осознание себя как субъекта учебной и профессиональной деятельности; рефлексия результатов учебной и профессиональной деятельности в ИТ-сфере); самоконтроль (саморегуляция поведения и учебной и профессиональной деятельности); коммуникативный (владение способами конструктивного межпрофессионального и межличностного общения).

Для репродуктивного (низкого) уровня подготовки ИТ-специалистов характерно фрагментарное проявление профессиональной компетентности. Не сформировано отношение к будущей профессиональной деятельности в ИТ-сфере как к личностной и социальной ценности. Отсутствует осознание себя как субъекта учебной и профессиональной деятельности. Отсутствует стремление к повышению уровня знаний, умений и навыков. Профессиональные задачи решаются преимущественно на репродуктивном уровне. Неразвиты организаторские способности. Присутствуют неадекватные самооценки. Студенты продуктивного уровня (среднего) уровня имеют положительное отношение к учебной и профессиональной деятельности. Хорошо ориентируются в проблемах в области информационных технологий. Обладают готовностью к разработке и внедрению ИТ-инноваций на продуктивном уровне. Объем и качество знаний, умений и навыков соответствуют требованиям ФГОС ВПО. Развито стремление к достижению успеха. Присутствует адекватная самооценка. Сформирована субъектная позиция. Развиты общегражданские качества и организаторские способности. Способны проектировать профессиональное развитие. Для студентов креативного (высокого) уровня присуще отношение к будущей профессиональной деятельности как к личностной и социальной ценности. Они обладают высокой готовностью к выполнению профессиональных функций. Учебно-профессиональные задачи в области ИТ решают на творческом уровне. Обладают способностью к разработке ИТ-проектов, их реализации. Ярко выражено стремление к достижению успеха, лидерству, саморазвитию и самосовершенствованию. Обладают креативным мышлением. Владеют приемами конструктивного профессионального и межличностного общения. Каждый из выделенных уровней взаимодействует с соседним. Между студентами внутри конкретного кластера присутствуют различия в качестве профессионального развития. При переходе от низшего до высокого уровня происходит полноценное формирование профессиональной компетентности будущих ИТ-специалистов.

Реализация цели - личностно-профессиональное развитие будущего ИТ-специалиста -предопределяет рациональное содержание и структурирование профессионально значимого материала, отбор профессионально развивающих задач, направленных на формирование профессиональной компетентности, разработка тематики творческих работ (проектов) обучающегося. Технологическое обеспечение процесса формирования конкурентоспособного ИТ-специалиста характеризуется внедрением современных педагогических технологий (технология проектной деятельности, технология совместной деятельности, кейс-технология и др.), созданием развивающей информационно-образовательной среды (электронные и гипертекстовые учебники и учебно-методические пособия, мультимедийные обучающие программы, средства компьютерного моделирования, распределенные базы данных и базы знаний, информационно-справочные системы, виртуальные лаборатории, системы off-line и on-line тестирования).

Ведущими тенденциями профессиональной подготовки будущих ИТ-специалистов являются гуманизация, фундаментализация, междисциплинарность, интегративность, непрерывность и др. На основе выявленных тенденций нами обоснованы педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих ИТ-специалистов, обусловленной социально-преобразующей ролью информатизации общества:

-развитие инновационных процессов в отечественной и мировой культуре; -взаимодействие бизнеса, науки и системы подготовки ИТ-специалистов; - моделирование социо-человеко-технических образовательных комплексов; -использование инновационных образовательных технологий; -развитие системы дистанционного образования.

Брянский государственный университет осуществляет профессиональную подготовку бакалавров по направлениям 080500-Бизнес-информатика, 230700-Прикладная информатика, 230400-

Информационные системы и технологии. В ФГОС ВПО третьего поколения применительно к подготовке бакалавров по данным направлениям четко представлены группы профессиональных компетенций, характеризующих аналитическую, научно-исследовательскую, инновационно-предпринимательскую и другие виды деятельности. Применительно к подготовке бакалавров бизнес-информатики ФГОС ВПО включает компетенции: проводить анализ инноваций в экономике, управлении и ИКТ (ПК-4); проектировать и внедрять компоненты ИТ-инфраструктуры предприятия, обеспечивающие достижение стратегических целей и поддержку бизнес-процессов (ПК-15) и др. ФГОС ВПО бакалавров прикладной информатики содержит компетенции: способен применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач (ПК-21); способен готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности (ПК-22) и др. Для бакалавров информационных систем и технологий Стандарт включает компетенции: способность участвовать в постановке и проведении экспериментальных исследований (ПК-24); способность формировать новые конкурентоспособные идеи и реализовывать их в проектах (ПК-28) и др.

Педагоги справедливо считают, что эффективная организация самостоятельной деятельности субъектов образовательного процесса в инновационном образовательном пространстве вуза является ключевым фактором формирования профессионально мобильных конкурентоспособных специалистов, обладающих ключевыми компетенциями [1].

Исследователи отмечают необходимость увеличения числа заданий для самостоятельной работы обучающихся, строящихся на интегративной основе (внутрипредметного и межпредметного содержания), необходимой для интеграции отдельных компонентов компетенций в опыт и формирование общекультурных и профессиональных компетенций, придавая ей характер учебно-профессиональной деятельности. Самостоятельная работа обеспечивает планомерный переход субъекта образовательной деятельности в статус субъекта профессиональной деятельности [6].

Междисциплинарность ИТ-инноваций обусловливает необходимость широкого использования в профессиональной подготовке ИТ-специалистов кейс-технологии, формирующей аналитические, проектные, коммуникативные, социальные, креативные навыки, самоанализ. Кейсами выступают различные ситуации на предприятиях, имеющих современную информационную инфраструктуру. В рамках внеаудиторной самостоятельной работы целесообразно выполнение творческими коллективами студентов проектов по оптимизации бизнес-архитектуры и системной архитектуры организаций, включающих оптимизацию бизнес-процессов, системы документооборота, архитектуры данных, прикладной и технической архитектур. Считаем, что инновационная образовательная среда вуза обеспечивает эффективное формирование ИТ-специалистов как субъектов профессиональной деятельности.

Key role in the implementation of the strategy "Innovative Russia - 2020" belongs to IT professionals as the main carriers of IT innovation, strategic factor speakers innovative economic development. The components of professional competence of IT professionals. Substantiated pedagogical conditions of formation of IT professionals as subjects of professional activities.

Keywords: innovation, IT professionals, professional competence

Список литературы

1.Антюхов А.В., Фомин Н.В. Концептуальные основания организации самостоятельной работы студентов в бакалавриате и магистратуре// Вестник БГУ. №1.- Брянск: Изд-во БГУ, 2012

2.Ильина Н.Ф. Критерии готовности педагога к инновационной деятельности//Педагогика, 2012.-

№7

3.Инновационная Россия - 2020.-М.: Минэкономразвития России, 2010

4.Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия//Педагогика, 2004.-№4

5.Педагогика профессионального образования/ Под ред. В.А. Сластенина.-М.: Академия, 2007

6.Современные образовательные технологии/ под ред. Н.В. Бордовской.-М.: КНОРУС, 2011

7.Черкасова И.И., Яркова Т.А. Подготовка учителя к применению кейс-метода в процессе

исследования образовательных проблем//Сибирский педагогический журнал.-2009.-№11

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой автоматизированных информационных систем и технологий Брянского государственного университета имена академика И.Г. Петровского; Брянск

TRAINING UNIVERSITY OF FUTURE IT PROFESSIONALS AS A SUBJECT OF PROFESSIONAL ACTIVITIES

DA Pogonysheva

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.