йО!: 10.34216/2073-1426-2019-25-2-127-130 УДК 378:338
Погонышев Владимир Анатольевич
доктор технических наук, профессор Брянский государственный аграрный университет, Брянск
Погонышева Дина Алексеевна
доктор педагогических наук, доцент Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского
Морозова Елена Ивановна
кандидат экономических наук, доцент Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского [email protected], [email protected], [email protected]
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
Статья посвящена подготовке бакалавров в вузе как субъектов будущей предпринимательской деятельности. Рассмотрено место малого бизнеса в цифровой экосистеме. Раскрыто сущностное содержание моделирования деятельности предпринимателя, основополагающих принципов. Выявлено, что эффективность подготовки студентов тесно зависит от социокультурных, психолого-педагогических и социально-экономических факторов. Определена роль компетентностного подхода в обеспечении высокого качества подготовки будущих предпринимателей в соответствии с социальным заказом информационного общества. Предлагается модель подготовки бакалавров в креативном образовательном пространстве вуза, описана технологическая поддержка образовательного процесса. Установлены структура профессиональной компетентности бакалавров как субъектов будущей предпринимательской деятельности и ее важнейшие компоненты. Выявлены уровни сформированности профессиональной компетентности обучающихся. Обоснованы организационно-педагогические условия подготовки в цифровом образовательном пространстве вуза будущих предпринимателей.
Ключевые слова: бакалавриат, предпринимательство, моделирование, профессиональная компетентность, организационно-педагогические условия.
Формирование цифровой экосистемы порождает новые требования к выпускникам вузов, так как в процессе жизнедеятельности общества в условиях глобальных вызовов постоянно возникают проблемы, для разрешения которых востребован инновационно-преобразующий интеллект субъектов профессиональной деятельности. В настоящее время проблема формирования отечественного интеллектуально -креативного потенциала нашла свое отражение в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года, в Федеральном законе «Об образовании» и др. Исследователи отмечают, что для современной высококонкурентной транзитивной экономики характерно непрерывное совершенствование технических и технологических возможностей, бизнес-процессов с целью удовлетворения актуальных потребностей рынка. Бизнес-среде свойственны неопределенность, гетерогенность, нелинейность, турбулентность, динамичность, спиралевидность, голографичность, цикличность, фрактальность, и др. [1].
Цифровизация экосистемы, нарастание социальных трансформаций, неопределенных ситуаций в социуме, наличие многовариантных решений в предпринимательской среде, принимаемых на основе анализа потоков слабоструктурированной информации, предъявляют довольно высокие требования к ее субъекту в плане активности. [4].
Общеизвестно, что в сетевом пространстве неопределенность как отсутствие определенности повсеместно присутствует в межличностной ком-
муникации, в образовательной и профессиональной деятельности, в принятии решений [1; 2; 4]. Для предпринимательства также характерны неопределенность, присутствие вероятностных сценариев развития многочисленных событий. В качестве источников неопределенности могут служить состояния внешней среды (социокультурные и политические факторы, научные достижения, технические и технологические инновации, поведение конкурентов, состояние рынков ресурсов и др.) и внутренней среды. Используемым в процессе принятия решений информационным ресурсам свойственны динамичность, турбулентность, асимметрия, неопределенность.
В связи с тем, что деятельность предпринимателя сопряжена с управлением объектами и субъектами бизнес-среды в условиях неопределенности, предприниматели вынуждены либо принимать существующую неопределенность ситуаций, либо избегать ее. Исследователи под толерантностью к неопределенности понимают «устойчивость ... к действию фактора неопределенности внешней и внутренней среды. Определяется сочетанием когнитивных способностей к снятию неопределенности и эмоциональной тенденцией к восприятию неопределенных ситуаций» [2].
Высокая степень неопределенности, наличие как алгоритмических, так и нестандартных методов разрешения возникающих проблем в бизнес-среде вызывают необходимость при формировании предпринимательских компетенций у студентов вуза адекватной подготовки обучающихся. По мне-
© Погонышев В.А., Погонышева Д.А., Морозова Е.И., 2019
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2
127
нию авторов, в процессе профессионального становления и развития будущих предпринимателей существует ряд противоречий: между темпом изменения содержания высшего образования и динамикой предпринимательства; между системным, межпредметным характером деятельности предпринимателей и фрагментарностью учебных материалов; между целостной культурой предпринимательства и ее представленностью абстрактными знаниями, готовыми алгоритмами.
С целью разрешения отмеченных авторами противоречий предложены подходы к подготовке студентов вуза как субъектов предпринимательской деятельности. Методической основой нашего исследования выступает компетентностный подход (А.Г. Асмолов, Э.Ф. Зеер, В.А. Сластенин, В.В. Сериков и др.), теории педагогического моделирования (А. А. Вербицкий, В.И. Загвязинский и др.) и математического моделирования социально-экономических систем (Л.В. Канторович, Дж. Нейман и др.), культурно-технологическая парадигма образования (Н. Д. Никандров, А.М. Новиков , В. А. Поляков и др.).
В нашем исследовании ключевой дефиницией выступает цифровое образовательное пространство, под которым мы понимаем содержательные характеристики деятельности, взаимодействие разнородных субъектов образовательного процесса на основе использования цифровых технологий. Данное пространство служит контекстом и инструментом образовательного процесса.
В педагогической литературе исследователи раскрывают содержание модели будущего специалиста как эталона личностных и профессиональных качеств. [3]. При моделировании деятельности предпринимателя в вузе в созданных педагогами дидактических условиях обучающиеся воспроизводят функции и роли субъекта этой деятельности.
Следует отметить, что содержание и условия предпринимательской деятельности всегда вероятны, проблемны, характерны риск и неопределенность, поэтому основной единицей содержания обучения выступает проблемная ситуация, предполагающая включение продуктивного мышления обучающегося. Система данных ситуаций развертывает в динамике содержание образования, формирует предпосылки междисциплинарного и трансдисциплинарного подхода, как средства разрешения этих ситуаций. Таким образом, происходит трансформация содержания и форм деятельности студента в соответствующие содержание и формы предпринимательской деятельности. В квазипрофессиональной деятельности обучающихся моделируются полноценные фрагменты предпринимательства. В цифровом образовательном пространстве происходит развитие познавательных и профессиональных мотивов, выступающих центральным компонентом формирования будущего предпринимателя.
Моделирование деятельности предпринимателя в образовательном пространстве вуза осуществляется в соответствии с принципами: целостность модели, обобщенность задач, перенос умений и навыков из одной предпринимательской среды в другую, выбор форм, методов и приемов обучения, корректировка содержания, его инвариантных и вариативных компонентов, активизация творческого мышления, рефлексия, развитие, фракталь-ность, экономичность, компетентностный подход.
Реализация программы «Цифровая экономика Российской Федерации» актуализирует подготовку в вузе социально мобильных будущих предпринимателей, владеющих информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), используемых для профессионального развития. В работах выдающихся ученых (С. А. Бешенков, Е.А. Климов, Р.С. Немов, И.В. Роберт и др.) показано, что ИКТ выступают не только объектом изучения, но и мощным средством модернизации образовательного процесса, ориентированного на подготовку бакалавров как субъектов будущей предпринимательской деятельности.
С целью установления уровня сформирован-ности важных личностных качеств современного предпринимателя нами было проведено анкетирование студентов 3-4 курсов, обучающихся по направлениям «Бизнес-информатика» и «Менеджмент». Анализ результатов демонстрирует тот факт, что студенты четвертого курса по сравнению с третьекурсниками более ответственны, инициативны, преимущественно ориентированы на достижение поставленных целей, готовы успешно работать в цифровой бизнес-среде. Эти результаты имели для нас важное значение при отборе форм и методов креативного образовательного процесса. Считаем, что в цифровом образовательном пространстве вуза для реализации социально-значимых проектов формирование необходимых личностных и профессиональных качеств студентов происходит наиболее успешно.
Установлено, что эффективность подготовки в вузе студентов - будущих предпринимателей обусловлена взаимодействием социокультурных (модернизация, трансформация общей и предпринимательской культуры), психолого-педагогических (гуманистическая парадигма образования, системный, аксиологический, личностно ориентированный, синергетический, деятельностный, компе-тентностный подходы) и социально-экономических (формирование цифровой экосистемы) факторов.
Технологическая поддержка подготовки конкурентоспособного предпринимателя в условиях креативной образовательной среды включает интерактивное обучение, технологию проектной деятельности, перевернутое обучение, технологию совместной деятельности, онлайн обучение, адаптивное обучение, кейс-технологии и др. [5].
На основе выполненного исследования мы считаем, что профессиональная компетентность бакалавра как субъекта будущей предпринимательской деятельности включает когнитивно-деятельност-ный, мотивационно-ценностный и рефлексивно-коммуникативный составляющие. Анализируя структуру профессиональной компетентности бакалавра, мы обосновали критерии и показатели сформированности ее элементов.
Мотивационно-ценностный компонент отражают: адекватное понимание сущности и особенности бизнес-среды, творческая активность, потребность в профессиональном развитии. Когнитивно-дея-тельностный компонент представляют:
- объем, качество знаний будущих предпринимателей, в том числе основы современного предпринимательства (технологического, социального, внутрифирменного, международного);
- основы технологий создания, ведения и развития бизнеса, бизнес-планирования, бизнес-прогнозирования, бизнес-аналитики, бизнес-коммуникаций, ИКТ, риск-менеджмента, математического моделирования в области конкурентологии, права, экономической безопасности и др.;
- основы предпринимательского поведения на различных уровнях (индивидуальный, корпоративный, государственный, международный);
- владение технологией разработки бизнес-проектов, в том числе с использованием цифровых технологий;
- владение технологиями разработки и реализации бизнес-инноваций и др.
Для оценки рефлексивно-коммуникативного компонента мы используем рефлексивный (рефлексия результативности учебной и будущей деятельности в бизнес-среде) и коммуникативный критерии (владение продуктивными технологиями межкультурного и межпрофессионального взаимодействия в бизнес-среде).
Нами предложена уровневая характеристика сформированности профессиональной компетентности обучающихся: репродуктивный (низкий), продуктивный (средний) и креативный (высокий). Например, для репродуктивного уровня свойственна фрагментарность профессиональной компетентности в сфере предпринимательства. Преобладает преимущественно алгоритмическое мышление. Продуктивный уровень характеризуется позитивным отношением к предпринимательской деятельности. Обучающиеся знакомы с проблемами предпринимательства в цифровой среде. Отмечается стремление к достижению успеха, субъектность позиции. Креативный уровень отличается готовностью студентов к успешному решению задач в сфере предпринимательства. Присутствует стремление к успеху, лидерству. Выпускники демонстрируют инновационно-креативное мышление, владеют
технологиями конструктивного сотрудничества в предпринимательской среде. Каждый уровень связан с соседним. Переход от низкого до высокого уровня обеспечивает продуктивное формирование профессиональной компетентности бакалавров в сфере предпринимательства.
Организационно-педагогическими условиями формирования профессиональной компетентности выпускников как субъектов будущей предпринимательской деятельности в цифровом образовательном пространстве выступают:
- моделирование подготовки студентов, опираясь на аксиологический, деятельностный, системный, личностно ориентированный, синергетиче-ский и компетентностный подходы;
- установление закономерностей моделирования подготовки обучающихся как субъектов предпринимательской деятельности;
- использование цифровых технологий в креативном образовательном пространстве вуза;
- мониторинг результативности подготовки студентов как субъектов будущей предпринимательской деятельности.
Таким образом, результаты проведенного педагогического исследования показывают, что подготовка в вузе студентов как будущих предпринимателей обусловлена образовательными потребностями общества и личности, цифровыми образовательными ресурсами вуза, организационно-педагогическими условиями.
Создание креативного образовательного пространства дает уникальную возможность полноценного формирования бакалавров как субъектов будущей предпринимательской деятельности.
Библиографический список
1. Горбов Н.М., Горбова Т.М., Погонышева Д.А. Биоадекватное управление социо-эколого-эконо-мическими системами с использованием теории фракталов // Вестник Брянского государственного университета. - 2018. - № 1. - С. 208-214.
2. Карпов А.В. Психология менеджмента [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psionlib. ru/psihologiya-menedshz136.html (дата обращения: 11.02.2019).
3. Педагогика профессионального образования / под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2008. - 368 с.
4. Погонышев В.А., Погонышева Д.А., Горне-ва Е.А. Модернизация содержания информационной подготовки бакалавров на современном этапе развития высшего образования // Вестник Брянского государственного университета. - 2015. - № 2. -С. 81-87.
5. Современные образовательные технологии / под ред. Н.В. Бордовской. - М.: КНОРУС, 2010. -432 с.
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 2
129
References
1. вогЬоу КМ., ОогЪоуа Т.М., Pogonysheva Б.Л. Bioadekvatnoe upravlenie 8осю-еко^о-ekonomicheskimi sistemami 8 ispol'zovaniem teorii fraktalov // Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2018. - № 1. - 8. 208-214.
2. Karpov ЛУ Psihologiya menedzhmenta [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: Ы1р:// psionlib. ru/psihologiy a-menedshz 13 6. html (data obrashcheniya: 11.02.2019).
3. Pedagogika professional'nogo obrazovaniya / pod red. УЛ. Slastenina. - М.: Лkademiya, 2008. - 368 8.
4. Pogonyshev УЛ., Pogonysheva Б.Л.. Gorneva Е.Л. Modernizaciya soderzhaniya informacionnoj podgotovki bakalavrov na sovremennom etape razvitiya vysshego obrazovaniya // Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. -2015. - № 2. - 8. 81-87.
5. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii / pod red. КУ Bordovskoj. - М.: KNORUS, 2010. - 432 8.