Научная статья на тему 'Технико – экономическая подготовка студентов ССУЗ с учетом компетентностного подхода'

Технико – экономическая подготовка студентов ССУЗ с учетом компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / APPROACH / VOCATIONAL TRAINING / PROFESSIONAL COMPETENCE / SOCIAL PARTNERSHIP / A REGIONAL LABOR MARKET / EDUCATIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закирова Е. Ю.

Рассмотрены основные моменты развития современных социально – экономических условий, озвучены основные проблемы во взаимодействии системы образования и работодателей в новых экономических условиях. Определена роль стандартов нового поколения, компетентностного подхода и модульного обучения в решении назревших проблем в образовании и варианты сотрудничества с предприятиями социальными партнерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

High lights of development modern socially – economic conditions are considered, the basic problems in interaction of an education system and employers in new economic conditions are sounded. The role of standards of new generation, the approach and modular training in the decision of the ripened problems in formation and variants of cooperation with the enterprises social partners is defined.

Текст научной работы на тему «Технико – экономическая подготовка студентов ССУЗ с учетом компетентностного подхода»

ТЕХНИКО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ССУЗ С УЧЕТОМ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Е.Ю. Закирова

Рассмотрены основные моменты развития современных социально - экономических условий, озвучены основные проблемы во взаимодействии системы образования и работодателей в новых экономических условиях. Определена роль стандартов нового поколения, компетентностного подхода и модульного обучения в решении назревших проблем в образовании и варианты сотрудничества с предприятиями - социальными партнерами.

Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональное образование,

профессиональная компетентность, социальное партнерство, региональный рынок труда, образовательные стандарты.

Technical and economic preparation of students of average special educational institution on the basis of the approach in the conditions of new educational standards. High lights of development modern socially - economic conditions are considered, the basic problems in interaction of an education system and employers in new economic conditions are sounded. The role of standards of new generation, the approach and modular training in the decision of the ripened problems in formation and variants of cooperation with the enterprises - social partners is defined.

Key words: approach, vocational training, professional competence, social partnership, a regional labor market, educational standards.

В последние несколько лет в российском обществе обострились проблемы подготовки специалиста-профессионала, которые зависят и от взаимодействия системы профессионального образования и производства встала наиболее остро. Президент РФ Д.А.Медведев, в своем ежегодном Послании к Федеральному собранию (2009) особо подчеркивает: «Для достижения этих целей начинать надо с самого начала - с воспитания новой личности уже в школе. Как справедливо когда-то заметил известный экономист Василий Леонтьев: «Образование

удовлетворяет одну из самых важных человеческих потребностей и представляет собой социальное инвестирование, ведущее к росту материального производства в будущем. Оно повышает уровень жизни нашего нынешнего поколения и при этом содействует повышению дохода будущих поколений» [1].

Нельзя оспаривать тот факт, что новый тип экономики диктует новые требования, предъявляемые к выпускникам ССУЗ. В докладе ЮНЕСКО говорится: «Все чаще

предпринимателям нужна не квалификация, которая с их точки зрения слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а компетентность, которая рассматривается как своего рода коктейль навыков, свойственных каждому индивиду...» [2].

Современные социально-экономические условия выдвигают новые требования к профессиональной подготовке рабочих и специалистов. Возрастает роль человеческого капитала, как основного фактора экономического развития. На рынке труда особенно заметны следующие тенденции: резкое сокращение спроса на работников низкой квалификации; увеличение персонала, занимающегося конструированием, техническим обслуживанием, маркетингом; потребность в руководителях способных не только просто контролировать технологический процесс, но и экономить рабочее время, организовывать коллективный труд, планировать людские и материальные ресурсы с наибольшей эффективностью; возрос спрос на молодых специалистов, способных к производственной деятельности на уровне профессионального мастерства с

первых дней самостоятельной производственной деятельности [4]. Помимо высоких требований к технической подготовке, руководители предъявляют не менее высокие требования к экономической подготовке специалистов, т.е. большое внимание стали уделять комплексной подготовке студентов по различным направлениям деятельности. Это привело к повышению требований к уровню профессиональной компетентности рабочих, специалистов и руководителей.

Для обеспечения возросших требований к образованию работников необходимо кардинально изменить систему профессионального образования, подходы и технологии к подаче учебного материала. В Федеральной целевой программе развития образования на 2011-15 годы, четко ставятся цели и задачи которые необходимо решить в системе образования для устранения назревших проблем, целью которой является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. Задачами Программы являются: поддержка региональных комплексных программ развития профессионального образования, направленных на достижение стратегических целей инновационного развития и стимулирование взаимодействия организаций науки, высшего, среднего и начального профессионального образования, российских и зарубежных компаний в рамках общих проектов и программ развития; подготовка кадров по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России; кооперирование учреждений профессионального образования с внешней средой для формирования устойчивых двухсторонних связей по трудоустройству выпускников и поддержанию процессов непрерывного образования для сотрудников предприятий».[5] Таким образом, цели и задачи Программы, учитывая сроки ее реализации (2011-2015 годы), соответствуют Концепции долгосрочного социально- экономического развития РФ до 2020 года и основным направлениям деятельности Правительства РФ до 2012 года, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. В сложившихся условиях, с учетом требований предприятий - основных заказчиков профессиональных образовательных услуг, необходима коренная переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность» и т.д., на понятия «компетенция», «компетентность». Это означает не «учить», а «научить учиться», что обосновывает необходимость непрерывности,

многоуровневости, гибкости, мобильности и интегративности профессионального образования и ориентированности его на региональный рынок труда. В таких условиях модернизация образования с учетом требований предприятия становиться обоснованно необходимой. Но «Модернизация - это не самоцель. Это лишь инструмент, с помощью которого мы сможем решить давно назревшие проблемы в экономике и социальной сфере, подержания тех, кто в более всего нуждается и создать условия для распространения способностей тех, на кого мы очень наедимся, то есть на наших детей, нашу молодежь...Забота о будущем поколении - это самые надежные, умные и благодатные инвестиции» [6].

Одним из инструментов модернизации обучения с учетом требований работодателей может стать комплексная технолого-экономическая подготовка студентов ссуз, реализуемая через формирования таких профессиональных компетенций, как: осуществлять руководство

производственным участком и обеспечивать выполнение производственных заданий; проверять качество выпускаемой продукции и/или выполняемых работ; проводить сбор, обработку и накопление технической, экономической и других видов информации для реализации инженерных и управленческих решений и оценки экономической эффективности производственной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий; обеспечивать безопасность труда на производстве. Это естественно повышает требования к качеству подготовки специалистов по техническим специальностям. Идеальным результатом современного образования должен стать компетентный специалист, а реальным - создание условий для достижения поставленной цели в образовательном учреждении [3, с.10]. Но эти требования было сложно реализовывать в рамках стандартов второго поколения, т.к. эти стандарты были недостаточно ориентированы на практическую деятельность будущих специалистов. Коллективам учебных заведений СПО приходилось разрабатывать дополнительные программы обучения, что было достаточно сложно и затратно.

В Казанском авиационно-техническом колледже, благодаря внедрению стандартов нового поколения, педагогический коллектив стал шире реализовывать практико-ориентированный, компетентностный подход, с учетом требований работодателей, их представлений о компетентном специалисте, т.е. с учетом требований регионального рынка труда. Эту задачу решает модульное обучение, в рамках которого реализуются как профессиональные компетенции, так и специальные направления подготовки, в которых нуждается предприятия, такие как: «Организация и

управление работой структурного подразделения», «Организационно-управленческий модуль», «Управленческий модуль» и т.д. Модульный подход в подготовке специалистов позволяет комплексно производить подготовку техников, техников - технологов, старших техников, охватывая не только техническую подготовку, но и сопрягать экономическую подготовку специалистов, через реальные интегрированные курсовые и творческие проекты, соединяющие в себе техническую и экономическую части, выполненные с учетом производственных особенностей конкретного предприятия.

В связи с этим, при разработке программ обучения в направлении экономической подготовки большое внимание уделяется практической направленности обучения, под конкретное рабочее место, профессию. Это учитывается преподавателями при разработке календарно -тематических планов, методических указаний к выполнению практических, курсовых и дипломных работ. Тематика курсовых работ увязывается с будущей профессиональной деятельностью студентов, и носит, в большинстве своем, прикладной характер. При написании курсовых работ используются конкретные материалы из опыта базовых предприятий. Примерная тематика курсовых работ может звучать так: «Сравнительная характеристика информационных систем обеспечения управления на различных уровнях управления предприятием»; «Влияние качества выпускаемой цехом продукции на конкурентоспособность предприятия»; «Анализ условий труда и его мотивация в цехе (на участке) в рамках новых условий хозяйствования»; «Организация подготовки и управления производством на участке монтажа и отработки многофункциональной системы регистрации полетов сборочного (механосборочного, механического) цеха»; «Организация подготовки и управления производством на участке по доработке электрической части самолета сборочного (механосборочного, механического) цеха» и т.д.

Реализация тематики курсовых проектов, качественное освоение общих и профессиональных компетенций возможны благодаря большому количеству часов практического обучения, когда руководителями практики выступают ведущие специалисты предприятий, привлечение их к преподаванию в части специальных дисциплин, организации лабораторных и практических работ на базе предприятия.

Такой подход к организации профессионального обучения, позволяет сформировать компетентного специалиста, с учетом требования рынка труда, позволяет повысить конкурентоспособность выпускника. Компетентностный подход делает процесс обучения более осмысленным, интересным, профессионально значимым, дает возможность четко увидеть, где в профессиональной работе студент сможет применить свои знания, полученные в процессе теоретического обучения, приобрести опыт коллективной работы, пройти адаптацию к производственной деятельности.

Таким образом, качество профессиональной подготовки, под которым мы понимаем функциональную и личностную подготовленность выпускника учебного заведения к профессиональной деятельности, зависит от качества формирования профессиональных компетенций и от взаимодействия с социальными партнерами, обеспечивающими эту подготовку.

Литература:

1. Послание президента Федеральному собранию от 12.11. 2009. - М./ Электронный ресурс www. кгетНп-ги, 2009г.

2. Доклад международной комиссии по образованию, представленный ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище». - М.: ЮНЕСКО, 1997.

3. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего образования (методологические и методические аспекты). Методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. -114. С.10

4. Дьяченко Ю.А., Корчагин Е.А. и др. Взаимодействие учебных заведений и предприятий, как компонент интеграции профессионального образования и производства. // Казанский педагогический журнал. - 2008.-№8 (62). - С. 45-53

5. По материалам к заседанию Президиума Правительства 11 ноября 2010 года (пресс-релиз) // Интернет-портал Правительства РФ [электронный ресурс] (ИШк/Люусгптсп^ги).

6. Послание президента Федеральному собранию от 30.11.2010. - М./ [Электронный ресурс] www. Kremlin.ru, 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.