ТЕХНОЛОГИЯ МОНИТОРИНГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ
БАБАНОВА И.А.
Происходящие в обществе социальноэкономические изменения предъявляют новые требования к личности специалиста. На первый план выдвигается способность быть субъектом своего профессионального развития, самостоятельно находить решения социально и профессионально значимых проблем в условиях быстро меняющейся действительности.
Social and economic changes occurring in a society make new demands to the person of the expert. On the foreground ability is put forward to be subject of the professional development, independently to find decisions socially and professionally significant problems in the conditions of quickly changing validity.
В качестве основного фактора обновления профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и региональных рынков труда, а так же перспективы их развития.
Специалисты утверждают, что научно-технический прогресс и темпы интенсивности производств будут сдерживаться не столько дефицитом вычислительной техники, программноуправляемого оборудования, сколько недостатком профессионально-подготовленных квалифицированных рабочих и специалистов [3].
В современной экономической ситуации, влияющей на многие аспекты жизни, становится особенно сложным осуществить профессиональный выбор, он не всегда совпадает с профессиональными намерениями. Процесс профессионального самоопределения зачастую носит ситуативный, бессистемный характер. Многие выпускники школ не готовы сделать самостоятельный выбор профессионального направления в сфере личностных ориентиров и потребностей работодателей. В современных условиях, обусловленных проблемой выбора профессии, самоопределения, самореализации личности, выбор профессии не всегда может быть окончательным, а в условиях непрерывности образования необходимо умение самостоятельно выстраивать собственную профессионально-жизненную перспективу. Снижение интереса к техническим специальностям и их престижа выдвигает проблему разработки нового подхода и содержания процесса подготовки специалистов такого направления. В то же время наблюдается некоторое рассогласование целей и задач модернизации профессионального обучения с его содержанием, непроработанность и недостаточность методических рекомендаций по педагогическому стимулированию профессионального самоопределения в системе среднего профессионального образования.
Профессиональное самоопределение - это сложный и длительный процесс, неотъемлемый от развития личности в целом; процесс формирования личностью своего отношения к окружающему миру, к профессионально-трудовой среде; процесс поэтапного принятия решения о том, как, посредством чего, можно согласовать собственные представления и потребности общества; процесс формирования индивидуального стиля деятельности, жизни [6].
Профессиональное самоопределение студента ССУЗ рассматривается как формирование специалиста в результате его профессиональной подготовки - обучения и воспитания, в процессе теоретического и профессионального обучения, производственной практики и других форм деятельности.
Контроль процессов и результатов профессионального становления студентов должен носить мониторинговый характер, а сам мониторинг должен строиться на научно установленных
и теоретически обоснованных закономерностях, для чего выделяются научные принципы системности, процессной ориентации, планирования и информационного обеспечения [7, с.9].
В широком смысле мониторинг - это постоянное наблюдение за развитием какого-либо процесса с целью контроля, прогноза и развития [1, с.11].
Мониторинг предназначен не только для постоянного обеспечения субъектов управления разнообразной информацией, но и для констатации эффекта определенного действия, выявления того управленческого воздействия, которое привело к запланированному эффекту [1, с.12].
Мониторинг является неотъемлемым компонентом эффективного управления педагогической системой и определяется как процесс непрерывного научно обоснованного диагностикопрогностического отслеживания профессионально значимых личностных характеристик студентов, детерминирующих их профессиональное самоопределение, а также изменений в профессиональной деятельности студентов с целью включения результатов наблюдений в управление процессом их профессионального становления в ССУЗ технического профиля, поиска инновационных технологий обучения, стимулирования личностного и профессионального развития [2, с.3].
В этих условиях представляется весьма актуальной разработка и использование модели мониторинга профессионального самоопределения и управления этим процессом, представляющей собой целостную систему, реализующую множество функций (структурирование, непрерывный сбор информации, анализ, реализация обратной связи и др.) (рис. 1).
В основу мониторинга был положен системный подход, составивший методологотеоретическую основу вариативных экспериментов [10, с.96].
Целевой компонент модели мониторинга призван оперативно и своевременно решать задачи по сбору, хранению, обработке и представлению необходимой информации, выявлять все изменения, происходящие в сфере учебно-воспитательного процесса, получать конкретную картину изменений в профессиональном становлении студентов в определенный момент, на определенной стадии и делать заключение о тенденциях этого процесса.
Прослеживается развитие студента, начиная с этапа профессионального ориентирования и заканчивая на стадии дипломного проектирования и производственной адаптации.
Полученные объективные данные являются основанием для принятия управленческих решений, помогают обозначить направления, способствующие решению проблемы профессионального становления студентов, систематизировать информацию, и на основании анализа и осмысления обозначить пути решения проблем: укрепление материально-технической базы; организацию и прохождение практики; регулярное обновление учебно-методических материалов; изменение содержания и корректирование специальных и общепрофессиональных дисциплин с учетом ГОС СПО (рабочие программы, лекционный и проверочный материал, учебные пособия и т.д.).
При реализации образовательных профессиональных задач значение имеет обеспечение контроля процесса обучения на всех стадиях.
В связи с этим должны осуществляться:
— ранняя профориентация и анализ уровня подготовки абитуриентов;
— текущий и промежуточный контроль качества подготовки студентов;
— итоговый контроль качества знаний, умений и навыков выпускников.
Основными задачами мониторинга, по мнению В.В. Репкина, Г.В. Репкиной, Е.В. Заики, являются [4, с. 170]:
1. Акцентирование внимания на процессуальной стороне учебной деятельности, в отличие от результативной (сформированность знаний, развитие психических процессов, свойств, качеств).
2. Оптимизация использования зоны ближайшего развития студента.
3. Индивидуальный подход к студенту.
4. Организация личностно-своеобразного мониторинга, соответствующего достаточно широкому диапазону личностных вариаций деятельности преподавателя.
5. Профилактика деструктивных изменений в структуре учебно-профессиональной деятельности студентов.
6. Достижение максимально возможного эффекта обучения, наиболее полное использование ресурсов обучающихся.
7. Фиксация и учет непрогнозируемых изменений в учебно-профессиональной деятельности, которые дают положительный эффект.
8. Обеспечение регулярного и наглядного представления информации о процессе подготовки специалистов.
ОБЪЕКТЫ
Личностные Учебно- Формы Результаты профес-
характеристики воспитательныи взаимодействия сионального само-
студентов процесс определения
о
СУБЪЕКТЫ
Студент Преподаватель Родители Группа Отделение Курс
V
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ
V
ЭТАПЫ
V
РЕЗУЛЬТАТ
Рис. 1. Модель мониторинга профессионального самоопределения студентов колледжа
Объектами мониторинга являются личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению, формы взаимодействия всех субъектов, учебно-воспитательный процесс и практическая деятельность студентов колледжа, определяющие становление профессионального самоопределения, формирования профессиональных
компетенций.
Личностные характеристики определяют социально-психологический портрет студента, уровень его подготовки, систему ценностей, отношение к обучению, представление о профессиональном будущем и др. Направленность личности включает потребности, интересы, убеждения, ценностные ориентации и вытекающие из них мотивы, установки и системы отношений.
Учебно-воспитательный процесс, основанный на современных формах, методах, средствах обучения и воспитания, является определяющим условием формирования профессионального самоопределения личности, нацеленной на построение своей профессиональной карьеры, своей профессиональной «Я - концепции».
При организации и функционировании системы педагогического мониторинга возникают как объективные, так и субъективные трудности, препятствия на различных этапах: нерациональное распределение часов в содержании отдельных рабочих программ, существенное расхождение между содержанием тестовых заданий и действующими рабочими программами, одинаковые задания для студентов всех возрастных групп и уровней подготовленности и др.
Субъектами мониторинга являются студенты колледжа, преподаватели, родители, также сформированные группы, курсы обучения и специальности.
Модель мониторинга включает методологический компонент, представленный системой принципов и комплексом эмпирических методов исследования [4, с. 169], (рис. 2.).
Рисунок 2. Принципы мониторинга
1. Научность - научная обоснованность модели и отслеживаемых параметров.
2. Приоритет управления. В триаде управление - мониторинг - экспертиза (прогноз), управлению принадлежит ведущая роль, мониторинг и экспертиза являются обеспечивающими блоками. Управление разрабатывает целевые установки и намечает контуры проблемы, экспертиза выступает в качестве средства против возможной профессиональной узости решения проблемы. Одним из результатов мониторинга являются полученные знания и сведения, передаваемые для принятия решений [7, с. 9].
3. Целостность - непрерывность триады управление - мониторинг - экспертиза (прогноз).
4. Оперативность - выражается не столько в технической стороне дела - оперативности, переработки и выдаче информации, сколько в оперативности принятия решения в конкретной ситуации. Оперативность - существенный признак мониторинга, и он рассматривается
как универсальный принцип.
5. Проблемная организация существует в противопоставлении идее тотального мониторинга, она снимает синдром «избытка данных - недостатка информации». Программа исследований и наблюдений разворачивается только на определенную проблему. Такая организация оставляет возможность для постановки конкретных проблем и развертыванию специальных программ.
6. Диагностичность - наличие модели или критериев, с которыми можно соотнести реальное состояние отслеживаемого объекта, системы или процесса.
7. Развитие - система выполнимости. Для данного принципа мониторинга существуют устойчивые задачи функционирования систем, для которых важна стабильность и многолетние результаты исследования с целью прогнозирования или уточнения прогнозов.
8. Обратная связь - информированность объекта мониторинга о результатах, которая позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс.
9. Соответствие - выявление индикаторов и показателей объекта мониторинга [7, с. 9].
10. Проблемная ориентированность - включение в состав системы отслеживания наиболее проблемных показателей и критериев, на основании которых можно делать выводы.
11. Технологичность критериев отслеживания - включение в критерии максимального количества информации при сохранении удобства их отслеживания.
Методологической основой оценки результативности формирования профессионального самоопределения студентов колледжа является системный подход в педагогическом руководстве и обеспечении соответствующих педагогических условий, оценка качества подготовки специалиста как образовательной услуги, а также принцип взаимосвязи качества подготовки специалистов с потребностями рынка труда.
Мониторинг осуществлялся методом наблюдений для отслеживания изменений профессионального развития и определения смысла происходящих явлений, методом тестовых ситуаций - созданием специальных условий, например, введением интегративной дисциплины «Введение в специальность», тестированием, опросом, анкетированием, анализом продуктов деятельности, и т.д.
Система мониторинга предусматривает этапы: подготовительный, исходно-диагностический, уточняющий, планово-прогностический, организационно-деятельностный, коррекционно-творческий итогово-аналитический [5].
На каждом этапе проводятся замеры, дающие определенную информацию, определяющую дальнейшее поле деятельности.
1. Подготовительный этап - осуществляется целенаправленная систематизация собранной информации о научно-теоретической подготовке нового набора, его профессиональной ориентации. Оценивается средний балл абитуриентов, конкурс по специальностям. На основании этих данных планируется профориентационная работа, набор на следующий учебный год.
2. Исходно-диагностический - определяется уровень соответствия профессиональных запросов необходимым требованиям, личностные характеристики студентов. На этом этапе работают как преподаватели - предметники, классные руководители, так и психолог, который имеется в штате учебного заведения.
3. Уточняющий этап - выявляются объективные и субъективные причины, обеспечивающие результативность студентов.
4. Планово-прогностический - планируется и прогнозируется деятельность студентов с учетом выявленных проблем.
5. Организационно-деятельностный - организуется работа, направленная на ликвидацию выявленных профессиональных проблем.
6. Коррекционно-творческий - внесение в планирование деятельности корректив с учетом
изменившихся условий.
7. Итогово-аналитический - определяется эффективность мероприятий, направленных на совершенствование процесса профессионального самоопределения студентов.
На основании полученных данных по подготовке квалифицированных специалистов разрабатываются обобщенные критерии оценки качества учебно-воспитательного процесса, уровня материально-технического и методического обеспечения, преподавания, проведения практики, воспитательных мероприятий в колледже.
Оценка качества результатов учебно-воспитательного процесса определяется уровнем знаний, умений, навыков, оцениваемых по результатам контрольных работ, тестов, зачетов, экзаменов, защиты курсовых и дипломных работ, формированием профессиональных и личностных качеств студентов согласно требованиям ГОС СПО и работодателей, качеством производственной деятельности.
Оценка качества исходного «продукта», которым для колледжа можно считать абитуриента - отражается в экзаменационных отметках, результатах ЕГЭ, а также данных психолого-педагогической диагностики на этапе адаптации.
Оценка качественных характеристик образовательной среды:
— качество преподавательского состава, наличие высококвалифицированных профессиональных кадров;
— соответствие установленным требованиям материально-технической базы и информационно-методического обеспечения;
— уровень организации и проведения практических занятий, организация научноисследовательской работы.
Оценка качества промежуточного продукта - результат учебной деятельности студентов, а также сформированность профессионального самоопределения на данном этапе, позволяющие определить успешность освоения программного материала, действенность предложенных условий осуществления учебного процесса.
Качество выпускаемой продукции - это качество подготовленности выпускаемых специалистов. Уровень подготовленности оценивается по результатам их итоговой аттестации, итогового уровня сформированности профессионально и личностно значимых качеств.
В свете современных социально-экономических условиях представители предприятий оказались в сложной ситуации с собственными рабочими кадрами. Поэтому осуществляются поиск новых подходов к этой проблеме, одним из которых является система непрерывного образования, создание малых инновационных предприятий по профилю получаемого образования, фирм [8, с.9], структурных подразделений АУ СПО, образовательной инфраструктуры на основе горизонтальной кооперации между автономными учреждениями СПО и отраслевыми предприятиями [9, с.13].
Библиографический список:
1. Вершинин С.И., Логинова, Л.Г., Гоманкова Э.Р., Чагин, С.С. Организация комплексного мониторинга колледжей Москвы. /Под ред. С.И. Вершинина. - М.: «НОУ ИСОМ», 2006. - 52 С.
2. Гунявина Н.Л. К вопросу о мониторинге реализации ГОС СПО /Н.Л. Гунявина //Среднее профессиональное образование. - 2000. - №12. - С. 2-5.
3. Гладий Т.М. Организационно-педагогические условия подготовки подростков «группы риска» к социально-профессиональному самоопределению (на примере общеобразовательной реальной школы) Автореф. диссер. к.п.н., Москва, 2001. - 26 С.
4. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития /Э.Ф. Зеер. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2006. - 240 С.
5. Кондаков, И.М. Методологические проблемы мониторинга образования /И.М. Кондаков //Журнал прикладной психологии. - 2002. - №2. - С. 8-19.
6. Климова, И.К. Профессиональное самоопределение студентов ССУЗ сельскохозяйственного профиля. Автореф. дис. к.п.н. - Казань, 2004. - 22 С.
7. Лопухова, Т.В., Как осуществить мониторинг реализации государственного образовательного стандарта в ССУЗ? /Т.В. Лопухова //Профессиональное образование: Казанский педагогический журнал . - 2005. - №2. - С. 7-13.
8. Никитин, М.В. Новые направления развития профессионального образования //Профессиональное образование: Столица - 2010. - №11. - С. 5-12 .
9. Никитин, М.В. Формирование механизма образовательного аутсорсинга автономного учреждения СПО // Профессиональное образование: Столица - 2010. - №7. - С. 10-14 .
10. Приоритетные стратегии мониторинга качества воспитания студентов. /Под ред. В.И.Андреева. - Казань: Центр инновационных технологий, 2003. - 252 С.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, технология мониторинга профессионального самоопределения, принципы мониторинга.
Keywords: professional self-determination, technology of monitoring of professional selfdetermination, monitoring principles.