Научная статья на тему 'Как осуществить мониторинг реализации государственного образовательного стандарта в ССУЗ?'

Как осуществить мониторинг реализации государственного образовательного стандарта в ССУЗ? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как осуществить мониторинг реализации государственного образовательного стандарта в ССУЗ?»

нательных учреж-Ъактическим про-

з является инте-гссиональных и _ний, многообра--ограмм учрежде-Гразования.

Сразил форм обу-развитие различ-бсз отрыва от работы . а др.), а также с от-гтхрытого обучения, -т*я очного и заочно-

- - ••■татом являет-

лагоприятных 1 педагога в . - лтельном пробного партнер-:явное участие в исарерывного педаго-всех возможных Его реализация •гтойное финанси--ччгх учреждений инвестиций в чело-:1ггь престиж зна-к учению, ментальных прин-педагогического -•^ет модернизация этой сис-ния системы юстоит в соз-лнизма устой-зития образо-.нмосвязанной нческим ори-•;ной системы . современное юго и дополни-юго педагогиче-

■среход к управ-тачающий, что -ггроля являют-ного процесса нального педального профес-) сами по себе, а

оценка того, как и в какой мере эти условия (условия качества образования) находят выражение, воплощаются в современных ключевых компетенциях обучающихся, их личностном развитии и, в частности:

- изучении и использовании (освоении) лучшего отечественного и зарубежного опыта обеспечения современного качества образования и управления образованием (в том числе опыта управления качеством образования), создании банка данных этого опыта, образовательных инноваций;

- обеспечении нового типа связи между образованием в системе ССУЗ-ВУЗ-ИПК и рынком труда на основе изучения его текущих и перспективных потребностей, управлении предложением образовательных услуг и формировании спроса на образовательные услуги учреждений среднего, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования;

- создании независимой системы оценки и контроля качества образования;

- создании мониторинга среднего профессионального и дополнительного

профессионального педагогического образования как единства процессов наблюдения, анализа, диагностики и прогноза развития образования;

- развитии научного и методического потенциала педагогических кадров, владеющих компьютерными образовательными технологиями, посредством повышения их квалификации, через их участие в республиканских, федеральных и международных образовательных проектах, конкурсах.

Таким образом, фундаментализация непрерывного профессионального педагогического образования в системе ССУЗ-ВУЗ-ИПК является важной основой, базисом информационного потенциала и научного мировоззрения, способов преобразовательной, продуктивной теоретической и практической деятельности, системного мышления и творчества, ценностных отношений и ориентаций и, в конечном итоге базисом обновления, совершенствования и развития данной системы в современных условиях модернизации отечественного образования и развития общества.

КАК ОСУЩЕСТВИТЬ МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА В ССУЗ?

Т. В. Лопухова, старший научный сотрудник ИПП ПО РАО, кандидат педагогических наук, доцент Казанского государственного энергетического университета

В настоящее время в средних профессиональных учебных заведениях (ССУЗ) нашей страны осуществляется реализация ГОС второго поколения. Проведенный анализ самих образовательных стандартов показал, что их качество во втором поколении стало значительно лучше и в большей степени отвечает за-

даче повышения качества подготовки специалистов среднего звена.

Процесс реализации образовательных стандартов (ОС) в среднем профессиональном образовании (СПО) - это процесс подготовки специалистов в соответствии с требованиями ОС, составляющими которого являются освоение

участниками процесса реализации ОС в СПО образовательных стандартов как норм деятельности; внедрение стандартов в процесс подготовки специалистов в виде учебных планов, программ, методического оснащения; обеспечение требований к минимуму содержания подготовки специалистов в учебном процессе.

Участниками процесса реализации ОС в СПО являются органы управления системой СПО страны, республики; учебно-методические центры СПО; руководители ССУЗ; руководители отделений; руководители методических объединений; преподаватели, студенты, выпускники ССУЗ.

Сегодня практически отсутствует четко структурированное объективное основание оценки реализации государственных образовательных стандартов. «Развертывающийся процесс почти 15-летнего освоения системного нормативного целеполагания даже в отечественной высшей школе еще не оказал решающего влияния на массовую практику оценки качества образования в России» [2. С.7]. Новое качество образовательной системы страны в целом и образовательных систем СПО и ВПО связывается с более высоким уровнем организации и управления этих систем, «ориентированным на достижение более высокого рубежа в качестве образования и развития человека» [2, С. 9].

В настоящее время интенсивно разрабатываются проблемы мониторинга качества образования и управления качеством подготовки специалистов. Так,

Н.В.Кузьминой (Головко-Гаршиной) [1] разработана общая теория мониторинга качества подготовки специалистов,

Н.А. Селезнева предлагает в качестве основы мониторинга качества высшего образования общую модель сравнительной оценки качества высшего образования [2]. Исследуя качество специалистов в области образования, Н.В. Кузьмина (Головко-Гаршина) [1] выделила три аспекта теории профессионализма и продуктивной созидательной деятельности;

- единый критерий качества образования;

- системное обеспечение качества подготовки педагогов;

- управление качеством подготовки педагогов соответствующими средствами.

Г.И. Ибрагимовым разработана концепция мониторинга и оценки качества подготовки специалистов среднего звена. Он отмечает, что поворот в исследованиях по проблемам педагогического контроля, наметившийся к концу 90-х годов, связан с введением государственных образовательных стандартов. Перед органами управления, руководителями и преподавателями ССУЗ встал вопрос - как выполняется стандарт, достигает ли он выполнения требований к минимуму содержания и уровню подготовки?

Основную цель мониторинга реализации ГОС СПО мы определяем как создание информационных условий для формирования целостного представления о состоянии и изменениях реализации образовательных стандартов в процессе подготовки специалистов.

В ходе мониторинга реализации ГОС СПО необходимо решить следующие задачи:

- разработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление о реализации ГОС СПО в ССУЗ и ее результатах;

- систематизация информации о состоянии и развитии системы качества подготовки специалистов;

- обеспечение регулярного и наглядного представления информации о процессе подготовки специалистов в ССУЗ и системе СПО в целом;

- информационное обеспечение анализа и прогнозирования состояния реализации ГОС СПО в конкретном ССУЗ и в системе СПО;

- выработка управленческих решений.

Нами были выделены научные принципы мониторинга, имеющие определяющее значение для реализации ГОС СПО. Важнейшим из них является принцип системности.

Принцип процессной ориентации управления качеством обусловливает

необходи всех этап ность вне готовки I ность ко ции обра:

Прш ном урс качества вития ка. СПО.

При! чения пр ВОЗМОЖНС татах м участник ССУЗ.

На

МОННТОр!

ведения

СПО:

• пр качество ССУЗ, ность ре

• пр ции об с специал] ступлеш

•пр ции и с< качеств) него зве лиза тр€ тельных

• щ вающий

• П] индикат ниторив

Все раженш ства, я стандар Ч.А. Чи

Ш

вания,

ваться

подготс

- £ качеств

качества

подготовки средств а-

лэтана кон-•■31 качества • о звена, .довани-го кон--X годов, ных обед орга-:н и пре-зс - как .7 ли он :уму со-

а реали-как соз-. вий для -елставления .лизации процессе

рг&лизации ГОС следующие

показателей, те представле-в ССУЗ и ее

.эЁормации о со-

качеетва

-Е*ного и нагляд-иермации о про-_шстов в ССУЗ и

обеспечение ана-гостояния реали->ггном ССУЗ и в

:гнческих реше-

научные прин--эщие опреде-.шзации ГОС зляется прин-

ориентации

обусловливает

необходимость отслеживания и оценки всех этапов этой подготовки и возможность внесения корректив в процесс подготовки на любой стадии, дает возможность контролировать процесс реализации образовательного стандарта.

Принцип планирования на системном уровне определяет планирование качества подготовки специалистов, развития кадров на основе требований ГОС СПО.

Принцип информационного обеспечения предусматривает необходимость и возможность информирования о результатах мониторинговых операций всех участников реализации ГОС СПО в ССУЗ.

На основании научных принципов мониторинга определены принципы проведения мониторинга реализации ГОС СПО:

• принцип приоритета управления качеством подготовки специалистов в ССУЗ, обеспечивающий востребованность результатов мониторинга;

• принцип достоверности информации об обеспечении качества подготовки специалистов и своевременности ее поступления в орган управления качеством;

• принцип достаточности информации и сопоставимости с требованиями к качеству подготовки специалистов среднего звена, принятыми на основании анализа требований потребителей образовательных услуг;

• принцип комплексности, обеспечивающий всесторонность анализа;

• принцип соответствия выявленных индикаторов и показателей объекта мониторинга.

Все эти принципы находят свое выражение в принципах менеджмента качества, являющихся основой семейства стандартов ИСО 9000:2000 (Д. Вест,

Ч.А. Чинфрани, Д.Д. Цикалс) [3].

Н.Л. Гунявиной обозначены требования, которыми следует руководствоваться при выборе показателей качества подготовки специалистов среднего звена:

- возможность обобщенной оценки качества подготовки специалистов на

основе целостного описания такого качества;

- возможность использования показателей мониторинга при достижении конечного результата - качества подготовки специалистов, обеспечивающего их конкурентоспособность на рынке труда;

- учет влияния на качество подготовки специалистов требований потребителей образовательных услуг;

- направленность на обеспечение управления качеством подготовки специалистов [4].

Исходя из названных требований, можно определить комплексные показатели (Н.Л. Гунявина называет их индикаторами) объекта мониторинга:

- обеспечение качества подготовки специалистов среднего звена;

- правовых норм в отношении будущих специалистов;

- требований ГОС СПО.

Методологической основой оценки

качества УВП ССУЗ является системный подход в обеспечении условий и оценке качества подготовки специалиста как образовательной услуги, а также принцип взаимосвязи качества подготовки специалистов с потребностями рынка труда.

На основании нормативных документов по лицензированию и аттестации ССУЗ, а также на основании теоретического анализа литературных источников определены критерии оценки качества проектных составляющих учебно-воспитательного процесса в ССУЗ:

- профессиональной образовательной программы - соответствие ГОС СПО, учет требований рынка труда;

- учебного плана - пропорциональность теоретического и практического обучения в соответствии целям профессиональной образовательной программы, последовательность, опора учебного процесса на фундаментальные дисциплины, преемственность, целесообразность, системность;

- программ учебных дисциплин -содержание всех дидактических единиц, содержащихся в Государственных требованиях к минимуму знаний выпускников по специальности, сформулированные

цели дисциплины и требования к знаниями и умениям студентов, целесообразность и последовательность разделов программы, указание межпредметных связей, методические рекомендации по изучению дисциплины, полнота перечня рекомендуемой литературы и т.п.;

- календарных планов по учебным дисциплинам - системность, последовательность, отражение всех видов учебных занятий и их обеспечения;

- расписания учебных занятий - соответствие учебному плану, учет научной организации учебной деятельности студентов и преподавателей.

На основании системы педагогических условий подготовки квалифицированных специалистов разработаны обобщенные критерии оценки качества процессов обучения и воспитания будущих специалистов - уровень материально-технического обеспечения УВП, уровень методического обеспечения УВП, уровень педагогического мастерства преподавателей, уровень воспитательных мероприятий в ССУЗ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нами определены следующие критерии оценки качества результата учебно-воспитательного процесса в ССУЗ:

- уровень знаний, умений, навыков, оцениваемый по результатам контрольных работ, зачетов, экзаменов, защит курсовых работ и выпускных квалификационных работ;

соответствие сформированных профессиональных и личностных качеств студентов требованиям ГОС СПО и работодателей; качество производственной деятельности выпускников ССУЗ, оцениваемое по оценкам работодателей и по результатам деятельности.

При определении этих критериев был использован материал исследований требований к качеству подготовки специалистов со средним профессиональным образованием.

Рассмотрим способы оценки процессов реализации образовательных стандартов в ССУЗ.

Одним из основных способов является анализ учебных планов, программ учебных дисциплин, регулярный кон-

троль содержания подготовки будущих специалистов. Такой анализ осуществляется независимой комиссией, в состав которой входят ведущие педагоги самого учебного заведения, представители предприятий и организаций соответствующего профиля, ученые, занимающиеся данной проблемой (аналогично методическим советам по специальностям в вузах).

Анализ соответствия материального обеспечения учебного процесса требованиям ГОС по специальностям проводится специальной комиссией, назначаемой руководителем ССУЗ из числа руководителей методических объединений и отделений. Фактически это видоизмененный акт готовности ССУЗ к новому учебному году.

Анализ качества учебно-методического обеспечения процесса реализации ОС производится руководством ССУЗ ежегодно по данным библиотеки (наличие современных учебников и учебных пособий в необходимом количестве) и по данным руководителей методических объединений (наличие необходимых методических рукописных разработок, программ производственной практики, заданий на курсовое и дипломное проектирование). Эффективным способом оценки качества методического обеспечения процесса реализации ОС СП О являются методические семинары преподавателей.

Соответствие преподавания отдельных учебных дисциплин требованиям ОС выявляется способом взаимного посещения занятий, контрольных посещений занятий ведущими методистами ССУЗ; аттестацией преподавателей (содержание и форма анализа занятий, отзывы студентов, результаты учебной деятельности студентов, тестирование). Оценка качества производственной практики возможна способом проведения специальных студенческих конференций по итогам практики. Соответствие учебного проектирования требованиям ОС осуществляется методом анализа проектов специальной комиссией. При этом целесообразно поручить такой комиссии проведение конкурса на лучшие курсовые и дипломные

проекты г срезы 3Не результаті ССУЗ на непосредс скников, выпускни ставляющ тария. Дл; результат» ции ОС в оценку средств, и зависимой опыта исг дагогичесі

Для с тательног< ходимо И( включаюп тодов.

Перва тоды оце сформирої компонент профессио качеств:

- мет< умений и деятельное

- урої обучающи

- позн

- прос студентов;

- КОМ!

тов;

- навы

Втора

оценки кас исходит уч

- мате]

- прей

- мето,

- воет

Треть?

методов оп в ССУЗ -специалист результати тельности

:товки будущих _тиз осуществля-: сией, в состав педагоги самого "явители пред-ветствующе--.мающиеся дан-1ЧНО методиче-остям в вузах), материального процесса требова-[М проводится й. назначаемой ш числа руководи-^аедннений И отде-г~: видоизмененный Г'Зому учебному

учебно-методи-:са реализа-уководством библиотеки нков и учеб-количестве) .й методиче-■ еобходимых разработок, л практики, •мное проек-способом кого обеспе-ОС СПО яв-.ры препода-

давания отдель-ттебованиям ОС ■много посеще-:ых посещений диетами ССУЗ; :гй (содержание отзывы студен-л деятельности Оценка качест-•гтики возможна опальных сту-по итогам прак-ного проектиро-осуществляется рсе-ггов специальной яг целесообразно по-лроведение кон-т^.ьые и дипломные

проекты по специальностям, контрольные срезы знаний студентов ССУЗ. Анализ результатов деятельности выпускников ССУЗ на производстве методом опроса непосредственных руководителей выпускников, методом анкетирования самих выпускников является необходимой составляющей педагогического инструментария. Для подтверждения достоверности результатов оценки процессов реализации ОС в СПО необходимо осуществлять оценку качества диагностических средств, используя для этого методы независимой экспертной оценки и анализа опыта использования предложенного педагогического инструментария.

Для оценки качества учебно-воспитательного процесса (УВП) в ССУЗ необходимо использовать комплекс методов, включающий в себя несколько групп методов.

Первая группа включает в себя методы оценки обученности студентов, сформированное™ у них мотивационного компонента направленности личности и профессионально важных личностных качеств:

- методы оценки ЗУН, в том числе умений и навыков исследовательской деятельности студентов;

- уровня познавательной мотивации обучающихся;

- познавательной активности;

- профессиональной направленности студентов;

- коммуникативных умений студентов;

- навыков самообразования.

Вторая группа методов - методы

оценки качества условий, в которых происходит учебно-воспитательный процесс:

- материального обеспечения УВП;

- преподавания;

- методического обеспечения;

- воспитательных мероприятий.

Третья группа методов состоит из

методов оценки качества результата УВП в ССУЗ - качества подготовленности специалистов к квалифицированной и результативной профессиональной деятельности по результатам деятельности

на производстве. Эта группа методов имеет следующую структуру:

1. Разовый контроль и оценка качества результатов деятельности специалиста по определенным показателям (соответствие стандарту, производительность и т.п.).

2. Пролонгированный контроль и оценка качества результатов деятельности:

результаты деятельности оцениваются многократно, причем каждый раз это новый продукт деятельности;

оценка одного и того же результата деятельности в течение определенного периода времени с целью выявить его надежность, долговечность, стабильность характеристик.

Важным условием эффективной реализации ГОС в ССУЗ является обоснованное соотношение отраслевого и регионального компонентов.

Для СПО федеральный компонент образовательного стандарта регламентирует базовый уровень содержания и номенклатуру учебных предметов; квалификационную структуру; основные требования к содержанию обучения; порядок контроля качества профессиональной подготовки в учебном заведении.

Национально-региональный компонент стандарта определяет те нормативы, которые относятся к компетенции регионов (например, в области родного языка и литературы, географии, искусства; этнографических, демографических, экологических особенностей региона, а также его промышленной, сельскохозяйственной, транспортной и сырьевой сфер).

Национально-региональный компонент определяет конкретную номенклатуру учебных предметов; содержание подготовки с учетом специфики региона; содержание контрольных заданий для оценки уровня и качества подготовки по определенным предметам.

Структура мониторинга реализации ГОС СПО включает в себя следующие четыре подсистемы:

1.Подсистема наблюдений состояния и измерений реализации ГОС СПО.

Данная подсистема включает в себя методы и способы наблюдений за реализацией ГОС СПО на всех этапах процесса подготовки специалистов: при приеме абитуриентов в ССУЗ; в учебно-воспитательном процессе ССУЗ; в процессе выпускных квалификационных испытаний и в период адаптации молодых специалистов на объектах профессиональной деятельности.

Методы и способы измерений качества подготовки специалистов (квалимет-рический компонент) представляют собой существенную составляющую данной подсистемы.

2. Подсистема оценки качества реализации ГОС СПО.

По данным наблюдений и результатам измерений возможно осуществить оценку качества подготовки специалистов, которая в свою очередь состоит из оценки качества проекта подготовки специалистов, оценки качества процесса подготовки специалистов и оценки качества результата подготовки специалистов. Для оценивания необходимы критерии оценки или эталоны, по которым осуществляется оценка. Так, проект подготовки специалистов - образовательная программа - имеет своим эталоном ГОС СПО.

Критерием оценки качества процесса подготовки специалистов в ССУЗ является уровень знаний, умений, навыков, оцениваемый по результатам контрольных работ, зачетов, экзаменов, защит курсовых работ, отчетов по производственным практикам.

Критериями оценки качества результата подготовки специалистов являются требования ГОС СПО к выпускным квалификационным работам, соответствие сформированных профессиональных и личностных качеств студентов требованиям ГОС СПО и работодателей; качество производственной деятельности выпускников ССУЗ, оцениваемое по оценкам работодателей и по результатам деятельности.

3. Подсистема корректирующих и предупреждающих воздействий.

Корректирующие и предупреждающие воздействия наиболее эффективны на этапе сбора, анализа и передачи информации, необходимой для принятия решений. Однако наиболее достоверные данные для коррекции возможно получить только посредством контроля за результатом управляющих воздействий.

4. Подсистема прогноза качества.

Современная наука о качестве - ква-литология позволяет на основе анализа данных мониторинга качества разрабатывать прогноз качества. Для системы среднего профессионального образования в целом и ССУЗ в частности прогноз качества подготовки специалистов осуществляется на основе анализа качества абитуриентов, качества учебно-воспитательного процесса в ССУЗ, а также на основе анализа эволюции требований к качеству подготовки.

Мониторинг, будучи составной частью информационной логистики, нацелен на получение своевременной и полной информации, позволяющей принимать адекватные управленческие решения [5]. Мониторинг реализации ГОС СПО должен обеспечить возможность оценки качества подготовки в произвольно взятый момент времени и прогноза развития процесса подготовки.

В целях обеспечения целостности и оперативности проведения мониторинга реализации ГОС СПО весь процесс этой подготовки следует разбить на блоки или модули. Соответственно этим модулям формируются информационные блоки, обеспечивающие эффективный мониторинговый процесс.

Первый модуль - соответствие образовательных программ государственному образовательному стандарту СПО. Источники информации о качестве образовательных программ должны обеспечить возможность анализа процесса и результата подготовки специалистов. Такими источниками являются ежегодные отчеты ССУЗ и отчеты на этапе самоаттестации, акты государственных аттестационных комиссий, отзывы с предприятий, на которых работают выпускники ССУЗ, а

также даннь ников.

Второй среда. Исто1 ветствии о< нейшими ко ся кадровьіі тодическое методически технические являются ея ные планы і плин, библ кадрового п ется по све, подавателей телей. Для также испо групп, резуі Анализ нал> димой учеб литературы каталогам и обеспеченно Третий вания. Исто стве препо; посещении анализом кг занятий и ] дисциплин, чение занят вателями, о: ков ССУЗ. подавання < данных об конкретным Четверт товки студеї дисциплин, ники инфор экзаменов, :

ЄКТОВ, ОТЧ'

практикам комиссий п< фикационнь При ис ниторинга к правильно с лени я инфо] мо разрабо'

я предупреждаю-лее эффективны и передачи ин-Г: для принятия -ее достоверные возможно полу-контроля за ревоздействий.

>за качества. о качестве — ква-ва основе анализа качества разрабаты-Для системы сред-образования в прогноз каче-стов осуществ-качеетва абиту-учебно-воспита-в ССУЗ, а также на требований к

/чи составной ча-® логистики, нацеленной и пол-одяющей прини-ленческие реше-реализации ГОС ~^чкть возможность ттовки в произволь-: семени и прогноза овки.

ч целостности и •я мониторинга -:ь процесс этой гь на блоки или этим модулям ионные блоки, ::-{вный монито-

— соответствие обра-государственному впвдарту СПО. Ис-о качестве образо-должны обеспечить процесса и резуль-~:алистов. Такими

__ежегодные отчеты

--ire самоаттестации, аттестационных ;лриятий, на ко-кники ССУЗ, а

также данные о трудоустройстве выпускников.

Второй модуль - образовательная среда. Источниками информации о соответствии образовательной среды, важнейшими компонентами которой являются кадровый состав преподавателей, методическое обеспечение, учебнометодическая литература и материально-технические условия в ССУЗ, ГОС СПО являются ежегодные отчеты ССУЗ, учебные планы и программы учебных дисциплин, библиотечные каталоги. Анализ кадрового потенциала ССУЗ осуществляется по сведениям о квалификации преподавателей, по самоотчетам преподавателей. Для анализа учебного процесса также используются журналы учебных групп, результаты контрольных заданий. Анализ наличия и использования необходимой учебной и учебно-методической литературы проводится по библиотечным каталогам и данным библиотеки о книго-обеспеченности студентов.

Третий модуль - качество преподавания. Источниками информации о качестве преподавания являются отчеты о посещении занятий преподавателей с анализом качества преподавания, планы занятий и рабочие программы учебных дисциплин, учебно-методическое обеспечение занятий, подготовленное преподавателями, отзывы студентов и выпускников ССУЗ. Информация о качестве преподавания опосредованно содержится в данных об успеваемости студентов по конкретным дисциплинам.

Четвертый модуль - качество подготовки студентов по дисциплинам, циклам дисциплин, уровням образования. Источники информации - результаты зачетов, экзаменов, защит курсовых работ и проектов, отчеты по производственным практикам и отчеты экзаменационных комиссий по защитам выпускных квалификационных работ.

При использовании в процессе мониторинга компьютерной техники важно правильно организовать форму представления информации. Для этого необходимо разработать бланки по каждому из

информационных модулей, которые были бы удобны для анализа информации.

Таким образом, контроль реализации образовательных стандартов будет наиболее эффективным при создании системы - мониторинга реализации ГОС СПО.

Методическими основами реализации стандартов профессиональной подготовки являются следующие принципиальные положения:

• целевое планирование процесса профессиональной подготовки;

• профессиональная направленность в отборе содержания;

• профессионально ориентированные технологии обучения;

• методическое обеспечение учебного процесса, созданное с учетом особенностей профессиональной деятельности будущих специалистов.

Структура мониторинга реализации ГОС СПО включает в себя следующие подсистемы: наблюдений состояния и измерений реализации ГОС СПО; оценки качества реализации ГОС СПО; корректирующих и предупреждающих воздействий; прогноза качества.

Литература:

1. Кузьмина (Головко-Гаршина) Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования.-М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - 144 с.

2. Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования: Лекция-доклад. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - 79 с.

3. Вест Д., Чинфрани Ч.А., ЦикалсД.Д. Принципы менеджмента качества - основа семейства стандартов ИСО 9000:2000 // Стандарты и качество, 2000, - № 7. - С. 74-77.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. ГунявинаНЛ. К вопросу о мониторинге реализации ГОС СПО // Среднее профессиональное образование. 2000.- № 12.- С. 2-5.

5. Кондаков И.М. Методологические проблемы мониторинга образования // Журнал прикладной психологии: Теория и методология психологии. 2002. - № 2. - С. 8 - 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.