Научная статья на тему 'Модель технико-экономической подготовки студентов ССУЗ в контексте федеральных образовательных стандартов среднего профессионального образования'

Модель технико-экономической подготовки студентов ССУЗ в контексте федеральных образовательных стандартов среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СПЕЦИАЛИСТ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закирова Е. Ю.

Статья посвящена проблемам экономической подготовки студентов технических специальностей ССУЗ в рамках реализации федеральных образовательных стандартов среднего профессионального образования. Проведено исследование спроса и предложения образовательных услуг региона; определены проблемы реализации ФГОС СПО. Представлена модель технико-экономической подготовки на основе модульно-компетентностного подхода. Определены структура модели, ее методическое содержание и условия реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Закирова Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель технико-экономической подготовки студентов ССУЗ в контексте федеральных образовательных стандартов среднего профессионального образования»

УДК 377.5

МОДЕЛЬ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ССУЗ В КОНТЕКСТЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.Ю.Закирова

Статья посвящена проблемам экономической подготовки студентов технических специальностей ССУЗ в рамках реализации федеральных образовательных стандартов среднего профессионального образования. Проведено исследование спроса и предложения образовательных услуг региона; определены проблемы реализации ФГОС СПО. Представлена модель технико-экономической подготовки на основе модульно-компетентностного подхода. Определены структура модели, ее методическое содержание и условия реализации.

Ключевые слова: экономическая подготовка, Федеральный образовательный стандарт, компетентностный подход, специалист, региональный рынок труда.

В современных рыночных условиях развития государства вопрос качественной подготовки специалистов является одним из основных условий жизнеспособности, конкурентоспособности, востребованности

образовательного учреждения на рынке образовательных услуг и выпускников на рынке труда. В последние годы на рынке труда особенно заметны следующие тенденции: резкое сокращение спроса на работников низкой квалификации; увеличение персонала, занимающегося конструированием, техническим обслуживанием, маркетингом; потребность в руководителях, способных не только просто контролировать технологический процесс, но и экономить рабочее время, организовывать коллективный труд, планировать людские и материальные ресурсы с наибольшей эффективностью [1, С. 50].

Подготовка современного специалиста на основе интеграции образования, науки и производства - это процесс профессионального становления личности обучаемого, обусловленный высоким уровнем профессионализма научно -педагогических кадров, инновационными технологиями обучения и воспитания, собственной учебной и научно-исследовательской активностью, и направленный на формирование готовности к обучению через всю жизнь,

способности к самоорганизации и конкурентоспособности на рынке труда [2, С. 3].

Профессиональная деятельность является определяющей при проектировании содержания образовательного процесса по отдельным специальностям. В соответствии с этим необходима корреляция между требованиями Федеральных образовательных стандартах среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) и запросами предприятий региона, т.е. корреляция между основными видами и функциями деятельности, необходимыми специалисту на предприятии, и знаниями, умениями и навыками, формируемыми через освоение общих и профессиональных компетенций в образовательном процессе.

В последние 10 лет наблюдается значительный сдвиг спроса и предложения образовательных услуг в сторону экономических дисциплин. По данным исследований, проведенных В.В.Кузнецовым в рамках изучения корпоративного образования, было установлено увеличение спроса у работодателей на знания по следующим экономическим дисциплинам: менеджмент - на 7.8%; финансы - на 11.8%; делопроизводство - на 6.1%; кадры, персонал - на 17%; маркетинг на 17.8%; налоги - на 5%; организация процессов - на 10.4% [3, С. 32].

Эти данные были подтверждены нашим исследованием, проведенным в 2010-2011 годах. Опрос менеджеров разного уровня отдельных предприятий Поволжского региона (ОАО КМПО, ОАО «Химпром» и др.) дал следующие результаты: большинство опрошенных руководителей (-80%) выразили неудовлетворенность качеством работы своих подчиненных, связав это с нехваткой у них знаний по различным направлениям экономической подготовки (управление персоналом - 83%; логистика - 82%; организация труда - 90%; делопроизводство - 50%; менеджмент качества - 54%; организация управления - 69%; экономика отрасли - 46%; маркетинг - 80%; менеджмент - 34%; организация производства - 65%).

Полученные в результате анкетирования данные дают нам основание утверждать, что экономическая составляющая в подготовке студентов технического профиля является одной из важных частей программы обучения, ориентированной на потребности регионального рынка труда.

В ФГОС СПО эта проблема частично решена, т.к. в основе построения стандарта лежит ориентация на рынок труда, конкретного работодателя. Это возможно благодаря тому, что в стандарте предусмотрена вариативная часть. Она включает учебные часы, которые образовательное учреждение может использовать для усиления теоретической и/или практической подготовки студентов. При этом учебное заведение ориентируется на потребности базовых предприятий, вводя дополнительные дисциплины, модули, увеличивая часы практики, вводя творческие проекты и т.п. Благодаря этому подготовка специалистов становится более практикоориентированной, учитывающей потребности предприятий региона.

Как показала практика внедрения стандарта, эта работа сопряжена с некоторыми трудностями. Переход на ФГОС в системе профессионального образования произошел резко, без соответственной подготовки преподавателей, учебных заведений и предприятий - социальных партнеров. В связи с этим при внедрении ФГОС СПО возникает ряд проблем и трудностей на научном, процессуальном и деятельностном уровне.

В педагогике выделяют, как минимум, два подхода к пониманию дефиниции «компетентность» (как ключевой, так и профессиональной). Одни (А.В.Хуторский, Г.В.Мухаметзянова, Г.И.Ибрагимов и др.) ключевые и профессиональные компетенции рассматривают как качества личности, которые важны для осуществления деятельности в той или иной сфере. Другие (А.М.Новиков, В.Ландшеер, М.А.Чошанов и др.) говорят о них как о совокупности компонентов (профессиональных, социальных и др.), необходимых в любой профессиональной деятельности. Другими словами, первые делают акцент на личностных свойствах, а вторые - на знаниях и умениях, предназначенных для широкого применения.

Отсутствие четкой концептуальной основы компетентностного подхода в методологии педагогической науки привело к возникновению ряд проблем процессуального уровня: 1) отсутствие практических рекомендаций по разработке модульных программ для ССУЗ; организации и методике обучения; организации и методике проведения оценки компетенций; 2) слабая степень владения преподавателями активными, инновационными методами и технологиями обучения.

Внедрение ФГОС СПО привело к пересмотру подхода к организации учебного процесса. В связи с сокращением часов на разделы учебного плана в ФГОС был значительно сокращен перечень дисциплин обязательных к изучению. В частности, во многих ФГОС СПО по техническим специальностям были исключены некоторые дисциплины, которые представлены в ГОС СПО. Так из цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин был исключен предмет «Основы рыночной экономики»; из цикла общепрофессиональных дисциплин были удалены «Экономика отрасли», «Менеджмент» т.д. Некоторые дидактические единицы вышеперечисленных дисциплин были введены в модули по специальности, но в очень ограниченном количестве. Отчетливо видно, что наблюдается тенденция к сокращению часов на экономическую подготовку, при общем увеличении часов на образовательную программу по специальности.

Таким образом, с одной стороны, наблюдается возрастание спроса на экономическую подготовку специалистов у работодателя, а с другой стороны, сокращение количества часов на изучение экономических дисциплин. В частности общее количество часов экономической подготовки по специальности «Производство летательных аппаратов» в ГОС СПО составляло 382 часа, а в ФГОС СПО (без учета вариативной части) 302 часа. В таких условиях необходимо изменить подход к преподаванию экономических дисциплин. Одним из таких путей является оптимизация учебного процесса в условиях модульно-компетентностного подхода за счет комплексной подготовки студентов.

В сложившейся ситуации технико-экономическая подготовка студентов технических специальностей представляет одним из возможных вариантов выхода из сложившейся ситуации. Концепция технико-экономической подготовки - это обучение инновационному предпринимательству. В соответствии с исследованиями Р.С.Сафина, Е.Л.Матухина и др. в ИПП ПО РАО сказано: «В системе профессионального образования инновационное содержание представлено фрагментарно. Отдельные темы включены в программы профилирующих предметов, в профессиональный модуль по специализации, что исключает системность обучения инновационному предпринимательству» [4, С. 93].

Объединить и систематизировать фрагменты инновационной подготовки позволяет разработанная модель технико-экономической подготовки студентов ССУЗ. В предложенной модели на основе модульного подхода к проектированию представлены: содержание, методы, формы и средства обучения, адекватные содержанию будущей профессиональной деятельности и требованиям к профессиональным качествам специалистов. В этой связи профессиональные компетенции предусматривают понимание сущности инноваций и особенностей инновационных процессов; знание теоретических основ, моделей и методов инновационного менеджмента и маркетинга и т.д. [4, С. 89]. Предложенная модель реализована в Казанском авиационно-техническом колледже им.П.В.Дементьева, на базе специальностей «Производство летательных аппаратов» и «Производство авиационных двигателей».

Основой модели является блок «цели-задачи», в котором определена концепция образовательной деятельности в рамках учебного заведения. Все цели экономической подготовки классифицированы по уровням: 1 уровень -реализуемый ФГОС; 2 уровень - учебный предмет; 3 уровень - личностный; 4 уровень - метапредметный. Исходя из целей, также по уровням разрабатываются задачи экономической подготовки.

Содержательный компонент разработан на основе ФГОС СПО с учетом потребностей регионального рынка труда, целей и задач обучения. Он состоит из: методических документов (рабочих программах общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей) и методических средств обучения: 1) методические разработки - электронные учебники, рабочие тетради, лекции, вопросы к экзаменам и зачетам и т.д.; 2) методические указания к выполнению курсовых и практических работ; 3) технические средства обучения - мультимедийные и интерактивные средства обучения.

Содержание технико-экономической подготовки оценивается по трем параметрам: соответствие требованиям ФГОС СПО; соответствие требованиям квалификационной характеристики; соответствие требованиям работодателя. Для обеспечения соответствия содержательной части заданным параметрам, после определения целевого и содержательного компонента формируется процессуальный компонент. По данной методике подготовка специалиста состоит из трех этапов: 1) формирование теоретической базы; 2) освоение компетенций на уровне репродукции; 3) перенос и самостоятельное использование освоенных компетенций на профессиональную деятельность.

На каждом из этапов, исходя из педагогических принципов, подходов и условий подобраны конкретные формы и методы подготовки. Наиболее подходящими формами и методами для подготовки специалистов с участием представителей работодателей могут быть: 1) аудиторные занятия; 2) внеаудиторные занятия; 3) самостоятельная работа.

В процессуальном компоненте важное место отведено работе с работодателями, подключению специалистов заводов к разработке и проведению производственной практики, курсовому и дипломному проектированию, лекционным и семинарским занятиям, организации лабораторных и практических работ на базе предприятия.

Для определения качества реализации модели разработан результативный компонент. В ФГОС компетенции разработаны как сквозная форма контроля, единая для всех дисциплин специальности. Проблематика разработки этого

вопроса заключается в том, что если компетенции, предъявляемые ФГОС к студенту едины на территории всей страны, то компетенции предлагаемые предприятиями различны в зависимости от региона, где располагается базовое предприятие, и зависят от его отраслевой принадлежности и используемых на нем техники и технологий.

Результативный компонент в модели представлен как сложная система мониторинга качества, состоящая из нескольких базовых элементов: системы мониторинга качества образовательного учреждения и унифицированной системы оценки качества уровня готовности выпускников к профессиональной деятельности. Данная система содержит подборку контрольно-измерительных материалов, а также описывает результаты такой подготовки.

Источники:

1. Дьяченко Ю., Корчагин Е.А. [и др.]. Взаимодействие учебных заведений и предприятий, как компонент интеграции профессионального образования и производства // Казанский педагогический журнал, 2008. №8 (62). С. 45-53.

2. Мухаметзянова Г.В. «Системная целостность образования, науки и производства -инновационный путь развития экономики» // Казанский педагогический журнал, 2008. №10 (64). С. 3-12.

3. Кузнецов В.В. Корпоративное образование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Екатеринбург: Изд-во Росгоспрофпед. ун-та, 2010. 227 с.

4. Сафин Р.С., Матухин Е.Л. [и др.]. Обучение инновационному предпринимательству в системе непрерывного профессионального образования // Казанский педагогический журнал, 2012. № 5-6 (95). С.79-96.

References:

1. D'yachenko YU., Korchagin E.A. [i dr.]. Vzaimodeystvie uchebny'h zavedeniy i predpriyatiy, kak komponent integracii professional'nogo obrazovaniya i proizvodstva // Kazanskiy pedagogicheskiy jurnal, 2008. №8 (62). S. 45-53.

2. Muhametzyanova G.V. «Sistemnaya celostnost' obrazovaniya, nauki i proizvodstva -innovacionny'y put' razvitiya e'konomiki» // Kazanskiy pedagogicheskiy jurnal, 2008. №10 (64).

5. 3-12.

3. Kuznecov V.V. Korporativnoe obrazovanie: ucheb. posobie dlya stud. vy'ssh. ucheb. zavedeniy. Ekaterinburg: Izd-vo Rosgosprofped. un-ta, 2010. 227 s.

4. Safin R.S., Matuhin E.L. [i dr.]. Obuchenie innovacionnomu predprinimatel'stvu v sisteme neprery'vnogo professional'nogo obrazovaniya // Kazanskiy pedagogicheskiy jurnal, 2012. № 5-6 (95). S.79-96.

Зарегистрирована: 21.03.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.