Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ КУРСА «ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ» ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ КУРСА «ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ» ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
государство / гражданская идентичность / региональный компонент / история России / студенчество / педагогическая специальность / «трудные вопросы истории» / история общественной мысли России / state / civic identity / regional component / history of Russia / students / pedagogical specialty / “difficult questions of history” / History of public thought of Russia

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юркина Наталия Николаевна

Новый курс «Основы российской государственности», внедряемый в систему высшего образования, требует детальной разработки и грамотного сочетания его компонентов. В статье обосновываются междисциплинарный характер дисциплины, раскрываются возрастные особенности студентов, которые необходимо учитывать при работе в высшей школе, а также рассматриваются компоненты дисциплины с точки зрения формирования у студентов педагогических вузов специальных компетенций, необходимых для дальнейшего ведения педагогической деятельности. Обучение студенчества в рамках дисциплины «Основы российской государственности» должно иметь практический характер и быть направлено на формирование умения приобретать самостоятельные знания, формировать свои взгляды и убеждения и транслировать их.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юркина Наталия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMPONENTS OF THE COURSE “FUNDAMENTALS OF RUSSIAN STATEHOOD” FOR PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

The new course “Fundamentals of Russian Statehood”, introduced in the system of higher education, requires detailed development and competent combination of its components. The article substantiates the interdisciplinary nature of the discipline, reveals the age characteristics of students, which should be taken into account when working in higher education, and also considers the components of the discipline from the point of view of formation of special competencies in students of pedagogical universities, necessary for further pedagogical activity. Teaching students in the framework of the discipline “Fundamentals of Russian Statehood” should have a practical character and be aimed at the formation of the ability to acquire independent knowledge, to form their own views and beliefs and to broadcast them.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ КУРСА «ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ» ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ»

УДК 94(47).083 ББК 93

Педагогика профессионального образования DOI: 10.31862/2073-9613-2023-3-11-19

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ КУРСА «ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ» ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

■ 1111 ..........

Аннотация. Новый курс «Основы российской государственности», внедряемый в систему высшего образования, требует детальной разработки и грамотного сочетания его компонентов. В статье обосновываются междисциплинарный характер дисциплины, раскрываются возрастные особенности студентов, которые необходимо учитывать при работе в высшей школе, а также рассматриваются компоненты дисциплины с точки зрения формирования у студентов педагогических вузов специальных компетенций, необходимых для дальнейшего ведения педагогической деятельности. Обучение студенчества в рамках дисциплины «Основы российской государственности» должно иметь практический характер и быть направлено на формирование умения приобретать самостоятельные знания, формировать свои взгляды и убеждения и транслировать их.

Ключевые слова: государство, гражданская идентичность, региональный компонент, история России, студенчество, педагогическая специальность, «трудные вопросы истории», история общественной мысли России.

Для цитирования: Юркина Н.Н. Формирование компонентов курса «Основы российской государственности» для педагогических вузов // Преподаватель XXI век. 2023. № 3. Часть 1. С. 11-19. DOI: 10.31862/2073-9613-2023-3-11-19

11

FORMATION OF COMPONENTS OF THE COURSE "FUNDAMENTALS OF RUSSIAN STATEHOOD" FOR PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

■ N.N. Yurkina

Abstract. The new course "Fundamentals of Russian Statehood", introduced in the system of higher education, requires detailed development and competent combination of its components. The article substantiates the interdisciplinary nature of the discipline, reveals the age characteristics of students, which should be taken into account when working in higher education, and also considers the components of the discipline from the point of view of formation of special competencies in students of pedagogical universities, necessary

© Юркина Н.Н., 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

for further pedagogical activity. Teaching students in the framework of the discipline "Fundamentals of Russian Statehood" should have a practical character and be aimed at the formation of the ability to acquire independent knowledge, to form their own views and beliefs and to broadcast them.

Keywords: state, civic identity, regional component, history of Russia, students, pedagogical specialty, "difficult questions of history", History of public thought of Russia.

Cite as: Yurkina N.N. Formation of Components of the Course "Fundamentals of Russian Statehood" for Pedagogical Universities. Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2023, No. 3, part 1, pp. 11-19. DOI: 10.31862/2073-9613-2023-3-11-19

По поручению президента Российской Федерации В.В. Путина Министерство образования и науки должно до 1 августа 2023 г. разработать и включить в образовательные программы высшего образования курс (модуль) «Основы российской государственности» [1]. Перед педагогами и методистами высшей школы встает вопрос о содержательном наполнении данного курса. Спецификой его для обучающихся педагогических вузов является, прежде всего, необходимость не только дать представление о базовых ценностях Российской Федерации и показать генезис формирования русского го-12 сударства в исторической ретроспективе, но и наполнить курс таким содержанием, которое позволит в дальнейшей педагогической деятельности реализовывать его идеи уже непосредственно при работе с учащимися. В этой связи важным является формирование умений педагога воспитывать у учащихся активную гражданскую позицию, патриотизм и правовую культуру.

Декан факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова Андрей Шутов справедливо отмечает: «Важно, чтобы новый курс был современным, имел дискуссионный характер, не утверждал какие-то постулаты, а выходил на приобретенные знания, чтобы они для студентов были своими собственными» [2]. Опыт препо-

давания в вузе показывает, что развитие самостоятельного мышления, формирование у студентов навыка самообучения и саморазвития происходит при весомой доле самостоятельной работы. Содержательно данный курс находится в междисциплинарном поле и включает в себя компоненты дисциплин «История России», «История отечественного государства и права» [3], «Формирование гражданской идентичности» [4]; проблемы развития общественной мысли России, идеи государственного строительства, высказанные различными политическими силами и деятелями культуры и образования в ХУ1-ХХ вв. [5]. Можно говорить и о связи нового курса с «Философией истории», «Историографией истории России» [6] и «Историей исторической науки» [7], «Источниковедением» [8]. Большое место в понимании процесса формирования Российского государства дает «Историческое краеведение»; региональный компонент, вводимый в курс, помогает понять особенности российского государства как многонационального, федеративного, сформировать веротерпимость, уважение к иным ценностям и культурам. Важное роль в преподавании приобретает продолжение рассмотрения в вузовском курсе «трудных вопросов истории» [9].

На ступени высшего образования воспитание и обучение должны выйти

на более высокий, осознанный уровень восприятия и трансляции студентом. Воспитание в высшей школе проходит эффективно, если педагог учитывает возрастные особенности студента. Студенчество отличается не только определенными психологическими особенностями, но и общими социальными чертами, изучавшимися А.Н. Семашко, Т.В. Ищен-ко и многими другими исследователями, подчеркивавшими временный статус студенчества, целостность его как социальной группы, а соответственно, и определенную детерминированность поведения, самостоятельность и ярко выраженную самоидентификацию. Особенности поведения и мировоззрения студенчества во многом обусловлены общими интересами, общими или схожими бытовыми условиями и материальным положением, а также общим родом занятий (обучением в вузе). Все это задает определенный ритм жизни студента, формирует сплоченность и особый настрой. В вузы, как правило, устремляется молодежь, планирующая повысить свой социальный статус, имеющая определенные амбиции и интеллектуальные и творческие способности.

Для студенчества характерны стремление к общению со сверстниками и поиск смысла жизни, максимализм и нигилизм. Во многом студенческий максимализм обусловлен его возрастными особенностями, эгоцентризмом, на фоне расцвета физических сил студент ощущает высокую потребность в самореализации, инстинкт самосохранения в этом возрасте снижается, появляется стремление экспериментировать, совершать необдуманные поступки. Высокие нравственные идеалы, характерные для студенческого возраста, и постоянный поиск смысла жизни и своего места в ней развивают не только критичное мышление и логику, но также и скептицизм, чрезмерную кри-

тичность и нетерпимость. Противоречие между идеалистическими представлениями и окружающей действительностью вызывают протест и отрицание авторитета, опыта старших; студентам характерна категоричность, поспешность оценок и выводов. При работе со студентами рекомендуется учитывать их возрастные и социальные характеристики. Так, большинство учебных планов и программ предполагает большую долю самостоятельной работы студентов при освоении дисциплин, а также весомую долю творческих заданий, форм работы, направленных на поисковую деятельность, развивающих критическое и аналитическое мышление.

Что касается студентов педагогических специальностей, здесь в основе дисциплины «Основы российской государственности» лежит продолжение формирования гражданской идентичности студента, а также формирование его правовой культуры и патриотизма. В курс необходимо добавить и методическую составляющую, поскольку он является продолжением воспитания гражданской идентичности и патриотизма на уровне среднего общего ^3 образования, с одной стороны, и требует от выпускника высшей школы компетентного подхода при работе с учащимися, с другой. В настоящее время изучение дисциплины в МПГУ предусмотрено у студентов первого курса по специальности 46.03.01 История, направленность (профиль) «Историческая политология».

Начинать изучение «Основ российской государственности» рекомендуется с формулирования и осмысления базовых понятий. Для определения компонентов курса необходимо, прежде всего, разобраться в тех понятиях, которыми будет апеллировать педагог высшей школы. Очевидно, среди них должны присутствовать сам термин «государство»,

трактуемый по-разному различными научными школами и учениями [10], «патриотизм», «гражданская идентичность» и «правовая культура», необходимо обсуждать со студентами, сравнивать их, понимать, что они отличаются по смысловому наполнению и трактовкам. На каждое понятие в рамках курса «Основы российской государственности» существовали и существуют различные точки зрения. В форме докладов, обсуждения разных авторских позиций, осмысления особенностей наполнения того или иного понятия и его связи с определённой эпохой, мировоззрением, характерным для данного времени, пониманием связи трактовки понятия с личностью автора, его задачами и установками происходит прочное усвоение обучающимися основ российской государственности, ее эволюции, понятий, лежащих в основе курса. Формируется умение апеллировать ими свободно, отличать различные точки зрения, критически относиться к информации из различных источников.

Важно формировать у учащейся молодежи понимание самого термина «граж-14 данская идентичность». Чаще всего идентичность рассматривается как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан государства, имеющей для индивида значимый смысл [11], а также тождественность личности статусу гражданина, личная оценка своего гражданского состояния, готовность и способность выполнять сопряженные с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства. Также исследователи отмечают эмоциональную составляющую гражданской идентичности. Сегодня гражданская идентичность определяется как сложная система, сформированная на основе устойчивых социокультурных характеристик общества,

социально-политических, национально-культурных, религиозных и иных особенностей. По сути, идентичность выступает как осознанный процесс соотнесенности или тождественности человека с определенной государственной общностью в конкретном социально-политическом контексте [12]. В настоящее время гражданская идентичность рассматривается в первую очередь как фактор консолидации вокруг интересов страны, поэтому степень ее укорененности в сознании и поведении граждан выступает как залог политической и духовной консолидации, а также модернизации общества и государства. В педагогической науке разработка понятия «гражданская идентичность» ведется в соответствии со стандартами общего образования.

Центральным звеном содержания курса «Основы российской государственности» должна стать история становления и развития Российского государства, формирование и функционирование системы управления и государственного аппарата на разных этапах исторического развития Российского государства в соответствии с запросами и требованиями времени. В основе данного смыслового блока могут лежать юридические науки, разрабатывающие данное направление на высоком научном уровне. Понимание генезиса власти, целесообразности установления монархического режима, а также специфики Российского государства, его геополитического, географического положения, диктовавших определенные направления развития системы власти, — все эти вопросы необходимо рассматривать со студентами в форме обсуждения докладов, аналитических бесед и составления структурно-логических схем и кластеров.

Еще одним компонентом курса «Основы российской государственности» может стать работа с различными исто-

рическими, юридическими источниками. Установление степени достоверности источников разных видов, понимание их структуры и особенностей формирования корпуса тех или иных источников в различные исторические периоды помогают студенту освоить компетенции критического анализа информации, умения отличать различные информационные сообщения по их характеру, происхождению, цели, адресату и прочее. Анализ и критика источника также способствует формированию представлений о генезисе Российского государства, его правовой системы, менталитета русского народа. Изучение студентами документов правового характера (судебников и сборников законов, проектов конституций XIX в. и действовавших в различные исторические периоды конституций СССР и РФ), их сравнительная характеристика могут быть проведены в форме составления сравнительных таблиц. Такая деятельность помогает понять сущность правовых основ российского государства.

Общественная мысль России также оставила заметный след в развитии мировой философии и государствоведения в виде программных документов, теоретических сочинений, статей, прокламаций, листовок и прочее. Широкий пласт сочинений русских общественных и политических деятелей позволяет изучить и понять идею блага России и ее трактовки в различные исторические периоды, а также разными политическими направлениями (от консервативных до радикальных и националистических). Изучение моделей общественного развития, знакомство с произведениями русских классиков общественной мысли заставляют студента вслед за автором ответить на важные вопросы. Работа с биографиями, применение биографического метода и оценка характеров судеб отдельных

политических и общественных деятелей, реформаторов и революционеров, помогают студенту сделать свой личный выбор, формируют личностные компетенции и направлены на усвоение уроков истории.

Региональный компонент в преподавании курса «Основы российской государственности» также имеет важное значение. Наиболее высокий педагогический результат в процессе изучения родного края имеет работа педагога высшей школы на стыке таких дисциплин, как история края, его география, язык, литература и культура. Эффективным педагогическим средством является проведение параллелей при изучении памятников культуры и местной литературы, истории, изучение особенностей географического положения и ресурсов отдельного региона, специфики его климатических условий, а также выполнение практических работ, направленных на изучение регионального материала по истории, литературе и географии. Краеведческий материал позволяет сделать межпредметные связи личностно окрашенными [13]. Особенно эффективна в этом отношении проектная деятельность обучающихся, где развиваются навыки ведения научно-исследовательской деятельности, составляющие одну из базовых компетенций будущего педагога. Междисциплинарные проекты по краеведению предоставляют широкие возможности для интеграции материала из различных учебных дисциплин.

Региональный компонент помогает студенту не только понять многонаци-ональность и масштаб родной страны, но и увидеть непосредственную связь истории с современностью. Регионо-ведение позволяет видеть многоуров-невость структуры России, изучать ее экономику, политику, культуру на микро- мезо- и макроуровнях [14]. Об этом

свидетельствуют различные федеральные программы по развитию регионов, государственное регулирование в сфере взаимодействия регионов и центра. Знакомство со стратегиями и программами регионов в рамках курса позволит студенту понять взаимодействие и механизмы структур и органов власти в современной России, принимать участие в жизни страны и региона осознанно и активно.

Приемы локализации событий и локальная история в целом способствуют развитию критического мышления, пониманию того, как крупные события российской истории сказываются на жизни регионов, как они выглядят из глубинки, как разворачиваются. «Государство, нация, локальная общность рассматриваются не как территориально-генетические «закономерности», а как изобретения или конструкции, в истории которых важно выявлять поддерживавшие их культурные факторы, связь социального и культурного пространства, пейзажа и идентичности» [15]. Здесь региональная идентичность в сознании обучающихся прочно связывается с гражданской 16 идентичностью и активной гражданской позицией, стремлением беречь и развивать русскую провинцию, ее культуру и историю. Работа в рамках курса «Основы российской государственности», направленная на формирование идентичности, может быть связана с практической деятельностью молодежи, общественно-полезным трудом. Например, изучение местных памятников архитектуры и зодчества и их охрана, участие в археологических и этнографических экспедициях, помощь ветеранам и многое другое. Мощным воспитательным фактором может стать участие студентов в возрождении разнообразных местных традиций, включающих налаживание старинных производств (как, например,

кружево в Рязани), праздников и фестивалей, и даже местных систем управления, как, например, на Алтае.

В завершение курса рекомендуется провести анализ так называемых «трудных вопросов истории» [9], сформулированных в историко-культурном стандарте и вызывающих наибольшие трудности у педагогов — выпускников педагогических специальностей — при работе в школе. К «трудным вопросам» относятся дискуссионные темы, по которым существует несколько точек зрения историков, а также те темы, которые в силу своей актуальности стали основой для спекуляций и фальсификаций в средствах массовой информации. Подробный разбор со студентами таких тем позволяет дать базовые знания по ключевым проблемам отечественной истории, сформировать критическое мышление, научиться пользоваться научной литературой и применять результаты исследований на практике в школе.

При формировании компетенций учителя, будущего педагога средней школы, встает вопрос об умении им вести воспитательную деятельность в школе, формировать у обучающихся патриотизм, гражданскую идентичность, правовую культуру, понимать специфику российского государства. Это происходит как на классных часах, так и во внеурочной деятельности, и требует от учителя специальной подготовки. «Основы российской государственности» как нельзя лучше подходят для этой цели. Проведение тематических классных часов, «бесед о важном» требует от будущего учителя знания русской истории, владения основными понятиями и информацией, помогающей, компетентно вести воспитательную деятельность в данном русле.

Работа учителя при подготовке к воспитательной деятельности состоит из нескольких смысловых блоков:

1. Подготовка учителя к классному часу с акцентом на личностные результаты по ФГОС. Здесь уделяется особое внимание раскрытию тем с опорой на нужный материал, умение его отобрать в соответствии с темой, с акцентом на развитие патриотизма, правовой культуры и гражданской идентичности школьников. Отдельное внимание уделяется подготовке в каждом классе, начиная с пятого и до девятого. Рекомендуется подготовить планы-конспекты для каждого классного часа, пользуясь материалами вузовского курса «Основы российской государственности».

2. В школьной воспитательной системе возникает необходимость рассматривать проблемные или «трудные вопросы истории», специально изучаются они преимущественно в старших классах и во внеурочной деятельности. В «трудных» вопросах истории помогает разо-

браться знание историографии и развития общественной мысли России на разных исторических этапах.

4. Для подготовки учителя важно умение не только пользоваться историческими источниками, но и иметь четкое представление о том, как можно использовать художественную литературу, произведения искусства при проведении внеурочных мероприятий. Методические рекомендации по применению данного вида источников в воспитательной работе также могут содержаться в специализированной литературе по педагогике и методике воспитательной работы.

5. Особое значение имеет понимание учителем основ российской государственности, представление о формировании и развитии системы управления страной, а также об особенностях российской правовой системы, ее формирования с учетом особенностей Российского государства.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Перечень поручений по итогам заседания Госсовета 22.12.2022 Пр-173ГС, п. 11 а). URL: https://www.rbc.ru/politics/31/01/2023/63d933a39a79479292bbe8ad (дата обращения: 13.03.2023). 17

2. Содержание нового курса «Основы российской государственности» обсудят со всеми вузами. URL: https://tass.ru/obschestvo/17011675 (дата обращения: 11.02.2023).

3. Исаев, И.А. История отечественного государства и права. URL: http://www.ivurcol.net/el_ resurs/2_kurs/istoriya_otech_gos-va_i_prava1.pdf (дата обращения: 15.03.2023).

4. Воспитание гражданской идентичности сельских школьников: опыт региональной инновационной площадки: учебно-методическое пособие / под ред. Л.В. Байбородовой, А.В. Репиной. Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2013. 268 с.

5. Лубков, А.В., Цветков, В.Ж. Белое движение в России — его программа и вожди. Учебно-методическое пособие. М.: Прометей, 2003. 188 с.

6. Лачаева, М.Ю. История исторической науки России: дореволюционный период. Учебник для бакалавров. М.: Прометей, 2018. 646 с.

7. Репина, Л.П., Зверева, В.В., Парамонова, М.Ю. История исторического знания: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Дрофа, 2004. 288 с.

8. Источниковедение истории СССР: учебник / под ред. И.Д. Ковальченко. М.: Высшая школа, 1981. 496 с.

9. Ананченко, А.Б. Трудные вопросы истории России: учебное пособие. Вып. 2 / А.Б. Ананченко, Н.Н. Глухарев, А.А. Карасева, В.П. Попов, Д.О. Чураков, В.Ж. Цветков, А.И. Юрьев / под общ. ред. А.Б. Ананченко. М.: МПГУ, 2017.

10. Государство. URL: https://investments.academic.ru (дата обращения: 18.03.2023). Семёнова, А.А., Зарубин, В.Г. К вопросу о формировании гражданской идентичности и толерантности современной студенческой молодёжи: социологический аспект // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Философия. Культурология. Социология. Социальная работа. 2016. Т. 11. № 3. С. 195-200.

11. Семенова, Ю.А. Гражданская идентичность личности в глобализирующемся мире: фило-софско-антропологический аспект: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Челябинск, 2012.

12. Юркина, Н.Н. Краеведение в системе школьного исторического образования // Преподавание истории и обществознания в школе. 2020. № 5. С. 39-43.

13. Юркина, Н.Н. Значение краеведения и регионоведения для познания Отечественной истории // Преподаватель XXI век. 2018. № 3. Ч. 1. С. 233-246.

14. Маловичко, С.И. Новая локальная история в актуальном гуманитарном знании. URL: http:// uctopuk.info/article/novaya-lokalnaya-istoriya-v-aktualnom-gumanitarnom-znanii (дата обращения: 10.06.2018).

REFERENSES

18

1. Perechen poruchenij po itogam zasedaniya Gossoveta 22.12.2022 Pr-173GS, p. 11 a) [List of Instructions Following the Results of the Meeting of the State Council on 22.12.2022 Pr-173GS, item 11 a)]. Available at: https://www.rbc.ru/politics/31/01/2023/63d933a39a79479292bbe8ad (accessed: 13.03.2023). (in Russ.)

2. Soderzhanie novogo kursa "Osnovy rossijskoj gosudarstvennosti" obsudyat so vsemi vuzami [The Content of the New Course «Fundamentals of Russian Statehood» Will Be Discussed with All Universities]. Available at: https://tass.ru/obschestvo/17011675 (accessed: 11.02.2023). (in Russ.)

3. Isaev, I.A. Istoriya otechestvennogo gosudarstva i prava [History of the National State and Law]. Available at: http://www.ivurcol.net/el_resurs/2_kurs/istoriya_otech_gos-va_i_prava1.pdf (accessed: 15.03.2023). (in Russ.)

4. Vospitanie grazhdanskoj identichnosti selskih shkolnikov: opyt regionalnoj innovacionnoj ploshchadki [Education of the Civic Identity of Rural Schoolchildren: The Experience of a Regional Innovation Platform: An Educational and Methodological Manual], ed. by L.V. Bayborodova, A.V. Repina. Yaroslavl, Departament obrazovaniya Yaroslavskoj oblasti, 2013, 268 p. (in Russ.)

5. Lubkov, A.V., Cvetkov, V.Zh. Beloe dvizhenie v Rossii — ego programma i vozhdi [The White Movement in Russia — Its Program and Leaders. Educational and Methodical Manual]. Moscow, Prometej, 2003, 188 p. (in Russ.)

6. Lachaeva, M.Yu. Istoriya istoricheskoj nauki Rossii: dorevolyucionnyj period [History of Historical Science of Russia: The Pre-Revolutionary Period. Textbook for Bachelors]. Moscow, Prometej, 2018, 646 p. (in Russ.)

7. Repina, L.P., Zvereva, V.V., Paramonova, M.Yu. Istoriya istoricheskogo znaniya [History of Historical Knowledge: Textbook. Manual for University Students]. Moscow, Drofa, 2004, 288 p. (in Russ.)

8. Istochnikovedenie istorii SSSR [Source Studies of the History of the USSR: Textbook], ed. by I.D. Kovalchenko. Moscow, Vysshaya shkola, 1981, 496 p. (in Russ.)

9. Ananchenko, A.B., Gluharev, N.N., Karaseva, A.A., Popov, V.P., Churakov, D.O., Cvetkov, V.Zh., Yurev, A.I. Trudnye voprosy istorii Rossii: uchebnoe posobie. Vyp. 2 [Difficult Questions of the History of Russia: Study Guide, iss. 2], ed. by A.B. Ananchenko. Moscow, Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet, 2017. (in Russ.)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ XX 3 / 202з

ВЕК

10. Gosudarstvo [The State]. Available at: https://investments.academic.ru (accessed: 18.03.2023). (in Russ.)

11. Semyonova, A.A., Zarubin, V.G. K voprosu o formirovanii grazhdanskoj identichnosti i tolerantnosti sovremennoj studencheskoj molodyozhi: sociologicheskij aspekt [To the Question of the Formation of Civic Identity and Tolerance of Modern Student Youth: A Sociological Aspect], Uchenye zapiski Zabajkalskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Kulturologiya. Sociologiya. Socialnaya rabota = Scientific Notes of the Trans-Baikal State University. Series: Philosophy. Cultural Studies. Sociology. Social Work, 2016, vol. 11, No. 3, pp. 195-200. (in Russ.)

12. Semenova, Yu.A. Grazhdanskaya identichnost lichnosti v globaliziruyushchemsya mire: filosofsko-antropologicheskij aspect [Civil Identity of a Person in a Globalizing World: Philosophical and Anthropological Aspect]: Extended Abstract of PhD Dissertation (Philosophy). Chelyabinsk, 2012. (in Russ.)

13. Yurkina, N.N. Kraevedenie v sisteme shkolnogo istoricheskogo obrazovaniya [Local History in the System of School Historical Education], Prepodavanie istorii i obshchestvoznaniya v shkole = Teaching History and Social Studies at School, 2020, No. 5, pp. 39-43. (in Russ.)

14. Yurkina, N.N. Znachenie kraevedeniya i regionovedeniya dlya poznaniya Otechestvennoj istorii [The Significance of Local History and Regional Studies for the Knowledge of National History], Prepodavatel XXI vek = Russian Journal of Education, 2018, No. 3, part 1, pp. 233-246. (in Russ.)

15. Malovichko, S.I. Novaya lokalnaya istoriya v aktualnom gumanitarnom znanii [New Local History in Actual Humanitarian Knowledge]. Available at: http://uctopuk.info/article/novaya-lokalnaya-istoriya-v-aktualnom-gumanitarnom-znanii (accessed: 10.06.2018). (in Russ.)

Юркина Наталия Николаевна, кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории России, Московский педагогический государственный университет; кафедра истории, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, nn.yurkina@mpgu.su

Natalia N. Yurkina, PhD in History, Associate Professor, Russian History Department, Moscow

Pedagogical State University; Department of History, Bauman Moscow State Technical University, 19 nn.yurkina@mpgu.su

Статья поступила в редакцию 18.03.2023. Принята к публикации 21.04.2023

The paper was submitted 18.03.2023. Accepted for publication 21.04.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.