ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
Научная статья УДК 141.2 : 124.5 EDN: WEYCYW
doi: 10.21685/2307-9525-2024-12-2-14
ФИЛОСОФСКО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В ВУЗОВСКОМ КУРСЕ «ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ»
Антонина Гилеевна Давыденкова1, Анастасия Анатольевна Василенкова2
1 2Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, Санкт-Петербург, Пушкин, Россия
Аннотация. Актуальность и цели. Современные изменения в системе высшего профессионального образования в России потребовали введения новых учебных курсов, в том числе курса «Основы российской государственности». Социально-политические условия современного этапа развития нашей страны потребовали обратить самое пристальное внимание на духовную составляющую российской общественной жизни. Это в значительной степени и актуализировало вопросы воспитания подрастающих поколений, в том числе и на уровне вузовского образования. В учебные планы бакалавриатуры всех направлений подготовки включен этот курс. Целью программы данной учебной дисциплины является решение следующих задач воспитательного характера: расширенное знакомство с историей становления российской государственности на всех этапах ее существования; акцентирование внимания на значении традиционных русских ценностей для становления гражданских позиций человека-патриота; содействие выработке способностей к мировоззренческим установкам молодого человека как личности с критическим мышлением, разделяющим менталитет русского народа. Материалы и методы. Решение указанных задач составило содержательный материал настоящего исследования. Он позволил выполнить целевую установку данной работы, которая заключается в осмыслении философско-мировоззренческих позиций, обусловливающих преемственность в сохранении традиций русской национальной культуры со стороны студенческой молодежи. Для выполнения поставленной цели рассмотрены современные научные публикации по теме концептуального формирования современных политических и управленческих решений, классическая философская и культурфилософская литература. Методологическая база работы основана на использовании методов исследования таких сложных систем, как культура, цивилизация, народный дух. Результаты. Исследование может быть применено как в педагогической вузовской деятельности, так и в постановке и решении задач проблемного поля философской антропологии и философии культуры. Выводы. Первые опыты изложения материала «Основы российской государственности» позволяют сделать вывод, что русский социокультурный мир есть главное основание российской государственности. Патриотическая направленность данного курса позволяет констатировать, что подрастающие поколения, а студенты в особенности, проникнутся пониманием своего долга перед Российским государством.
Ключевые слова: российская государственность, мировоззрение студенческой молодежи, менталитет, философия культуры, русская культура
Для цитирования: Давыденкова А. Г., Василенкова А. А. Философско-мировоззренческие вопросы в вузовском курсе «Основы российской государственности» // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2024. Т. 12, № 2. С. 139-148. doi: 10.21685/2307-95252024-12-2-14 EDN: WEYCYW
© Давыденкова А. Г., Василенкова А. А., 2024. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License.
PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY, PHILOSOPHY OF CULTURE
Original article
PHILOSOPHICAL AND IDEOLOGICAL ISSUES IN THE ACADEMIC DISCIPLINE "PRINCIPLES OF RUSSIAN STATEHOOD"
Antonina G. Davydenkova1, Anastasia A. Vasilenkova2
1 2Saint Petersburg State Agrarian University, Saint Petersburg, Pushkin, Russia
Abstract. Background. Modern changes in the system of higher education in Russia have required the introduction of new academic disciplines, including "Principles of Russian Statehood". The social and political conditions of the current stage of the country development have required paying close attention to the spiritual dimensions of Russian public life. This has significantly updated the issues of educating younger generations, including at the university level. The academic discipline was included in the undergraduate (Bachelor's degree) curricula of all areas of study. The working program of this discipline aims at solving the following educational tasks: exploring the history of the establishment of Russian statehood at all stages of its existence; focusing on the importance of traditional Russian values for the formation of civic engagement and public stance of a patriot; promoting the worldview and broadening the horizons of a young person as a person with critical thinking, sharing the mentality of the Russian people. Materials and methods. The solution of the above tasks has formed the substantive material for this study. It enables fulfilling the aim, which consists in understanding the philosophical and ideological positions that determine the continuity in preserving the traditions of Russian national culture on the behalf of the student youth. This aim is achieved through using modern scientific publications on the conceptual formation of modern policy and management decisions, classical philosophical and cultural philosophical literature. The methodological basis of the study is the use of methods for examining such complex systems as culture, civilization, and national spirit. Results. The study can be applied both in teaching activity of universities and in formulating and solving problems in the field of philosophical anthropology and philosophy of culture. Conclusions. The first experiments of presenting the material "Principles of Russian Statehood" allow concluding that the Russian social and cultural world is the main foundation of Russian statehood. The patriotic focus of this discipline shows that the younger generations, students in particular, will embrace an understanding of their duty to the Russian state.
Keywords: Russian statehood, worldview of student youth, mentality, philosophy of culture, Russian culture
For citation: Davydenkova A.G., Vasilenkova A.A. Philosophical and ideological issues in the academic discipline "Principles of Russian statehood". Elektronnyy nauchnyy zhurnal "Nauka. Ob-shchestvo. Gosudarstvo" = Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2024;12(2): 139-148. (In Russ.). doi: 10.21685/2307-9525-2024-12-2-14
Возникновение философского знания, согласно концепции «осевое время» Карла Яспер-са [1], явилось тем феноменом, что разделил историю человечества на доцивилизационный и цивилизационный уровни. Философия стала основанием научного мировоззрения при всей необходимости сохранения таких мировоззренческих форм, как мифология и религия. Понятие «осевое время» Н. А. Бердяев определяет как «ось, которую следует искать там, где возникли предпосылки, позволяющие человеку стать таким, каков он есть сегодня» [2, с. 18].
© Davydenkova A.G., Vasilenkova A.A., 2024. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
В этом плане философия выполняла в течение многих веков теоретико-методологическую и научно-познавательную функции, формировала аксиологическую составляющую духовной жизни человека. Современная философия по преимуществу связана с критическим переосмыслением общечеловеческих ценностей. Эти ценности рассматриваются как реально функционирующие морально-этические принципы отношений между людьми, как требования морали и права, не подвергающие сомнению значимость высших духовных ценностей: добра, истины, красоты - и потребности в самосовершенствовании. «Центральной категорией социогуманитарных наук является понятие человека как личности. От интерпретации личностного содержания зависит познавательная, социальная, ценностная ориентация любой философской системы... Философия личности и проблема культурной идентичности является сегодня одной из наиболее востребованных» [3, с. 4, 9].
Воспитание молодых людей как состоявшихся личностей является ведущей задачей образовательной системы на всех ее уровнях: дошкольном, школьном, среднепрофессио-нальном и высшем. В связи с этим в учебные планы вузовского образования с 2023 г. был включен курс «Основы российской государственности», который направлен на формирование человека как патриота и гражданина своей Родины, что соответствует современной идее ценностей русского социокультурного мира как главного основания российской государственности. Сегодня в исследовательской литературе философского, педагогического, исторического и правового плана содержательная сторона этого учебного курса активно обсуждается, что говорит об актуальности заявленной темы [4-7]. Фактически об этом в свое время писал член Конституционного Суда Российской Федерации Г. А. Гаджиев, когда указывал, что «конституционные принципы, основные права человека, другие конституционные ценности, будучи разновидностью важнейших социальных ценностей, . обладают созидательным потенциалом» [8].
В содержательную сторону учебного курса включены исторические основы российской государственности и философско-теоретические разработки цивилизационного процесса; ресурсно-природные, территориальные и экономические основы формирования России как страны-континента (евразийцы); научно-технический потенциал и человеческий ресурс страны. Люди - то главное, ради чего создается государство. Только они созидают государственность. Как складываются взаимоотношения Человека и Государства в историческом процессе? Какие социальные и духовные ценности соответствуют российской государственности, на что можно опереться в их сохранении и укреплении? Вот главные вопросы фило-софско-мировоззренческого плана данного учебного курса.
Отдельный человек, как и человечество в целом, живет и развивается, имея определенные взгляды на мир, на свое место в нем. Мировоззрение большинства граждан страны заключено в Основном законе государства как цель или, иначе, как национальная идея1. По мировоззренческому ориентиру человека и государства существует и развивается наука, строится социальная жизнь, объясняются факты исторического существования. Структурно мировоззрение представлено в знаниях, убеждениях, идеях, принципах, духовных ценностях и идеалах. На наш взгляд, эту связь самоопределения человека в общественной жизни, своих взглядах именно через мировоззренческие выводы немецкого философа Иммануила Канта хорошо определил наш отечественный ученый Арсений Владимирович Гулыга: «По словам Канта, Ньютон впервые увидел порядок и правильность там, где до него находили лишь беспорядочное многообразие, а Руссо открыл в людском многообразии единую природу человека» [9, с. 16-17]. Единое в многообразии - вот диалектика этих суждений, и если мы ее продолжим, то выходим сегодня на значимость государственного мировоззрения, объективных и субъективных основ его существования, что и образует сердцевину курса «Основы российской государственности».
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Правовой сервер КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 06.03.2024).
Функционально мировоззрение представлено возможностями человека и общества познавать, оценивать, формировать целостную картину мира и общества, прогнозировать, интегрировать представления, верования, убеждения. В зависимости от приоритетности целевых предпочтений выделяют основные мировоззренческие установки: теоцентризм, природоцентризм, антропоцентризм, наукоцентризм, социоцентризм. Мировоззренческие установки лежат в основе таких ведущих доктрин истории общества, как формационный и цивилизационный подходы.
Цивилизационный подход к рассмотрению общественной жизни ставит на первое место культурные особенности. Культура - это результат и процесс человеческой деятельности, это совокупность мировоззренческих позиций человеческих объединений. Академик В. С. Степин как ведущий отечественный разработчик деятельностного подхода к культурно-историческому процессу пишет: «Историческое развитие культуры делает ее сложноструктурированным образованием. В системе программ поведения, общения и деятельности, транслируемых в культуре и меняющихся в процессе ее исторического развития, можно выделить три уровня. Первый из них представлен реликтовыми программами, которые являются своеобразными осколками прошлых культур..., но тем не менее они регулируют некоторые виды общения и поведения людей. Второй слой программ, транслируемых в культуре, можно обозначить как программы настоящего. Среди них есть и культурная традиция. Наконец, третий слой образует программы, адресованные будущему. Они могут и не внедряться в ткань сегодняшней социальной жизни, но влияют на нее косвенно. Это фундаментальные научные открытия, это авангард в искусстве, новые философские идеи, опережающие свой век» [10, с. 105-106].
Одной из таких идей социально-философского плана, которая приобрела актуальное значение, является аксиологический подход. С его позиций бытие культуры содержит:
- оценочную программу, которая направлена на социализацию формирующихся общественных отношений;
- материальную реализацию процесса воспроизводства Человека как субъекта историко-культурной деятельности;
- культурные универсалии, охватывающие все многообразие бытия социума;
- духовную составляющую воспроизводства жизненного уклада человеческих поколений [11, с. 113-133].
Культура находит свое реальное воплощение в материальных, духовных и социальных продуктах, исторически сформировавшихся и постоянно воспроизводящихся. Поэтому история, культура и традиции неразрывно связаны между собой. Основополагающие функции традиций - регулировать и социализировать. Первая осуществляет себя в созидании моральных и правовых норм, а вторая - социализирующая - направлена на закрепление и стабилизацию общественных отношений. И здесь свою роль играют мифологизирующие и религиозные представления о том, как, т.е. морально оправданно, поступать по отношению к Другим.
Сегодня на повестку дня в российском обществе в вопросе отношения к традициям, их сохранения в мировоззренческих установках подрастающих поколений выходит документ стратегического планирования по обеспечению национальной безопасности «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Он был принят Указом Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809. Программа в отношении российских традиционных ценностей дает следующие ориентиры:
«4. Традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.
5. К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного
над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России»1.
Государство сегодня в условиях борьбы за сохранение суверенитета рассматривает традиционные ценности как основу российской державности в области духовной культуры. Они должны и способны «обеспечивать единство нашей многонациональной и многоконфессиональной страны»2, т.е. обеспечивать существование единого культурного пространства России. Акцент на полиэтнической и многоконфессиональной сущности нашей страны-цивилизации составляет особенность культурологического плана всего учебного курса «Основы российской государственности».
Российское культурное пространство концентрично: от образа «Малой Родины» до общероссийской культуры, которая есть синтез культур более двух сотен этносов и народов нашей страны. Поэтому и идентичность россиянина проявляется многоуровнево: городская («петербуржец»), региональная («житель Ленинградской области», «крымчанин»), национально-этническая (русский, татарин, чеченец и др.), цивилизационная (россиянин). Идентификация входит в систему мировоззренческих установок человека и социума. Мировоззрение как таковое включает в себя систему взглядов, оценочных суждений о мире и месте в нем человека, это элементы и горизонты восприятия мира как личностного, так и общественного характера. Оно формирует социальное самочувствие и самосознание личности, способствует поведенческой ориентации. Мировоззренческие ориентиры русского человека были и остаются стержнем его приверженности к российской государственности [12].
Впервые понятие мировоззрения ввел в философию Иммануил Кант в своей «Критике способности суждения» (1790), где он говорил о «созерцании мира», «Weltanschauung». Семантически наиболее близки к категории «мировоззрение» понятия «идеология» и «картина мира». Молодой Карл Маркс определял идеологию как отражение истинных, объективно существующих, но преходящих общественно-экономических формаций. Для него она есть одна из форм социального «отчуждения» [13]. В современной исследовательской литературе социальное отчуждение дополняется анализом «духовного отчуждения» [14]. Как пишет М. В. Заладина, «отчуждение формирует свои специфические формы, проявляющиеся в циф-ровизации, виртуализации общения, проблемах с онлайн-образованием, в обратном влиянии выходящих из-под контроля научных открытий, в институциональной идеологии, во власти политических институтов над культурой, в манипулятивном влиянии средств массовой информации» [14, с. 3].
Мифологию как исторический тип мировоззрения рассматривал выдающийся деятель русской культуры Серебряного века А. Ф. Лосев. Миф для него есть живое, одушевленное и в конце концов «антропоморфное понимание бытия» [15, с. 92]. Историю России начала ХХ в. с ее Первой, Второй и Третьей (октябрьской) революциями Лосев оценивал как процесс мифологического хаоса в российском массовом сознании. По Лосеву, не надстроечные моменты (политика, наука, искусство, церковь) движут историей: они сами в процессе формирования и развития «управляются мифологическими силами».
Сегодня мифы различных уровней (социальные, политические, даже научные) «сознательно конструируются и сознательно распространяются, тиражируются с помощью средств массовой коммуникации... Массовый человек не просто утверждает свое право на заурядность, но безбоязненно провозглашает себя посредственностью» [16, с. 196]. Процесс массо-визации культуры затронул все сферы человеческих отношений: экономику, политику, идеологию и массовое сознание людей. Его преодоление является одной из задач курса «Основы российской государственности». В нем философско-мировоззренческой тематике посвящен
1 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 // Правовой сервер Консультант-Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430906/ (дата обращения: 06.02.2024).
2 Там же.
третий раздел «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации». Здесь выделяются два ведущих вопроса: 1) коммуникативные и смысловые аспекты мировоззрения; 2) специализация активности государственных и политических структур.
В смысловые аспекты мировоззренческих ориентаций людей входят вопросы психолого-эмоциональных или ментальных характеристик. Ф. М. Достоевский утверждал, что при начале «всякой национальности идея нравственная всегда предшествовала зарождению национальности, ибо она же и создавала ее. Исходила же эта нравственная идея всегда из идей мистических, из убеждений, что человек вечен, что он не простое земное животное, а связан с другими мирами и с вечностью. Эти убеждения формулировались всегда и везде в религию, в исповедание новой идеи, и всегда, как только начиналась новая религия, так тотчас же и создавалась граждански новая национальность» [17, с. 460-461]. В истории нашей страны мы рефлексируем несколько этапов идейно-мировоззренческого значения, отражавших фундаментальные основы российской государственности. Эти идеи - во-первых, славянского объединения и правосудия; во-вторых, православия и соборности.
Цивилизационная идея объединения восточных славян для сохранения своей политической самостоятельности и культурной самобытности привела к созданию древнерусской государственности в 862 г. Она органично соединялась с идеей правосудия. Летописец пишет, что, когда создавалась русская державность на Вечевой площади в Новгороде, люди «реша сами в себе - поищем князя, дабы правил нами по праву».
Вторая идея - переход от язычества с его многобожием к православному христианству с его основополагающей идеей личностного единобожия. Она органично соединилась с парадигмой соборности («хоровая идея»). Философия соборности - одна из ведущих в русской философии, но именно в славянофильстве она приобрела концептуальное значение. Соборность имеет двоякий характер: с одной стороны, олицетворяет социальную жизнь русских людей в рамках сельской (поземельной) общины, с другой - выражает содержательную сторону деятельности Русской православной церкви [18].
При Владимире Святом, как подчеркивается в исторической тематике «Основ российской государственности», зарождается наша государственная историческая конституция, потому что для решения государственных дел Владимир Святославич формирует две институции русского народа: воинство и Церковь. Сын Владимира великий князь Киевский Ярослав Мудрый в «Русской Правде» дает правовой синтез славянского обычного права с христианскими нормами поведения, запрещающими убийство человека человеком. Можно назвать также еще одну важную инструментально-идейную мировоззренческую основу становления российской государственности - участие народа. Вечевое устройство Новгорода и Пскова, Земские Соборы Ивана Грозного и династии Романовых решали основополагающие государственно-правовые вопросы коллегиально, в совете «с Землей». Примером может послужить возвращение Малороссии (Украины) в общедержавное российское устройство, что осуществлено было по постановлению Земского Собора 1653 г. («возвращение народа домой»).
Другая инструментальная идея, взаимосвязанная с соборной деятельностью в ее социальной трактовке, - это практика отбора лучших людей, государствостроителей через людей воинских, т.е. через дружину. Другими словами - это идея социальных лифтов. Актуальной она стала сегодня на базе инициативы Президента России о подборе административных кадров муниципального уровня и выше из воинов-участников Специальной военной операции на Украине. Люди, доказавшие свой патриотизм ратным делом, по праву должны стать резервом и практической стороной сегодняшней управленческой деятельности.
Управление на уровне социума и культуры как вид творческой деятельности сопряжено с понятием культурного менталитета, или «национального характера», или «духа народа», по выражению немецкого культурфилософа Вильгельма фон Гумбольдта [19]. Укажем на несколько возможных определений национального менталитета:
- особенности индивидуального и группового сознания, способствующие восприятию в психоэмоциональном плане социокультурных ценностей;
- энергетическое поле на уровне этноса, что характеризует его интеллектуальный и духовный уровни;
- характер и строй человеческого мышления;
- исторически обусловленный языковой феномен, активный, действенный фактор общественного развития.
Психологические основы и отличительные черты русского характера как культурная составляющая отмечаются многими исследователями: простота, доброта, трудолюбие жителей России. Вот ведущие ментальные черты русского народа: стремление к свободе духа; традиция чрезмерного напряжения сил, что обусловлено причинами природно-географического характера; практика взаимной помощи и поддержки, шедшая от социального бытия сельской общины; терпеливость к лишениям природного и общественного характера; самоуничижение, принижение своих заслуг; благотворительность и благодеятельность, что связано с многовековой социальной практикой русского православия; гостеприимство и душевная открытость; стремление к державности как основе сохранения самобытности русского человека; превалирование социальных и бытовых эмоций в противовес европейской рациональности [20].
Второй раздел курса «Основы российской государственности» посвящен цивилизаци-онным ее основам. Философско-мировоззренческие основы такого подхода к отечественной истории помогают обосновать необходимость обращения к одному важному событию политической жизни современной России. Методологически важно в преподавании курса «Основы российской государственности» использование современных документов философско-теоретического характера, имеющих теоретико-познавательное и политологическое значение. Таким примером могут служить выступления и доклады президента В. В. Путина. На заседании дискуссионного клуба «Валдай» (5 октября 2023 г.) он обосновал мысль, что ци-вилизационный подход к международным отношениям дает основание для формирования справедливого многополярного мироустройства. Он сказал: «Это совершенно естественно и объяснимо, особенно для интеллектуальной среды. В эпоху кардинальных перемен, когда рушится весь привычный уклад, очень важно осознать, куда мы идем, к чему хотим прийти»1.
Президент предложил шесть основных принципов будущего мироустройства мира.
1. Это мир, «в котором никто и никогда не будет пытаться возводить искусственные барьеры на пути общения людей, их творческой реализации и процветания»2.
2. Россия выступает за культурное и цивилизационное многообразие. В этой связи «навязывание любой стране или народу, как им жить, как чувствовать себя»3 не имеет права на существование.
3. «Никто не имеет права, да и не может управлять миром за других или от имени дру-гих»4, из чего следует вывод, что мир будущего будет миром коллективных решений.
4. Глава государства обозначил отказ от блокового подхода в международных отношениях как наследия холодной войны второй половины ХХ в.
5. Справедливость для всех, потому что «всем должен быть обеспечен доступ к благам современного развития, и попытки его ограничить для любой страны или народа должны рассматриваться как акт агрессии»5.
6. Президент обозначил: мы за равноправие, за различие потенциалов разных стран, т.е. культурно-цивилизационное многообразие. Подчеркнем, что идея культурного многообразия различных народов нашей Земли, их равноправия и самобытности была впервые аргументированно доказана нашим выдающимся соотечественником - философом и социологом Н. Я. Данилевским [21].
1 Полный текст выступления Владимира Путина на заседании дискуссионного клуба «Валдай» 5 октября 2023 // Лента новостей Ставрополя : сайт. URL: https://stavropol-news.net/politics/2023/10/05/162750.html (дата обращения: 06.03.2024).
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.
5 Там же.
Укажем в качестве выводов, что сегодня, во-первых, на повестку дня международного значения выходит проблема защиты цивилизационных условий существования всех народов мира. В полном согласии с этим тезисом идет изложение учебного материала в курсе «Основы российской государственности». Во-вторых, российскую цивилизацию невозможно свести к одному общему знаменателю. Россия - страна многонациональная и поликонфессиональная. Констатация этого феномена составляет одну из особенностей мировоззренческого плана в курсе «Основы российской государственности». Это означает, что подрастающие поколения, а студенты в особенности, проникнутся пониманием своего долга перед государством, страной, обществом, но главное - перед собой, понимая этот долг как нравственную самореализацию человека. В-третьих, вузовский курс «Основы российской государственности» с методологической и теоретико-познавательной стороны направлен на адекватное отражение российского исторического прошлого, особенностей и черт национального характера, мировоззренческих составляющих и ставит перед собой задачу формирования человека как патриота и гражданина.
Список литературы
1. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. : Республика, 1994. 527 с. EDN: SIPDRN
2. Бердяев Н. Смысл истории. М. : Мысль, 1990.176 с.
3. Арефьев М. А., Давыденкова А. Г., Карцева А. А., Резлер В. М. Концепт человека в контексте философской антропологии: западноевропейская и отечественная традиция : монография. СПб. : С.-Петерб. гос. аграр. ун-т, 2022. 204 с. EDN: HOLAYU
4. Полосин А. В. Шаг вперед: проблема мировоззрения в современной России // Вестник Московского университета. Серия 12, Политические науки. 2022. № 3. С. 7-23. EDN: LBCIJV
5. Перевезенцев С. В., Ананьев Д. А. Аксиологические основы российской государственности: «правда» и «справедливость» в отечественном идейно-политическом дискурсе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2023. Т. 25, № 1. С. 21-37. doi: 10.22363/23131438-2023-25-1-21-37 EDN: GOOEJG
6. Руденко А. М., Шестаков Ю. А. Социально-философские основы формирования патриотического сознания человека в современном российском обществе // Наука. Искусство. Культура. 2023. № 3 (39). С. 147-156. EDN: AGXLHY
7. Российское общество: архитектоника цивилизационного развития : монография / Р. Г. Бра-славский, В. В. Галиндабаева, Н. И. Карбаинов [и др.]. М. : СПб. : Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук, 2021. 340 с. doi: 10.19181/monogr.978-5-89697-375-1.2021 EDN: RQBEMM
8. Гаджиев Г. А. О пространственно-временном мышлении в конституционном праве (вопросы юридической онтологии и аксиологии) // Сравнительное конституционное обозрение. 2011. № 6 (85). С. 82-93. EDN: ONQUPV
9. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М : Айрис Пресс : Рольф, 2001. 413 с.
10. Степин В. С. Программирующие функции культуры в человеческой деятельности // Культу-рогенез и культурное наследие : сб. ст. / науч. ред. и сост. А. В. Бондарев. М. : СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2014. С. 91-122. EDN: UGYRLL
11. Перевезенцев С. В., Пучнина О. Е., Страхов А. Б., Шакирова А. А. К вопросу о методологических принципах изучения российских базисных традиционных ценностей // Вестник Московского университета. Серия 18, Социология и политология. 2021. Т. 27, № 4. С. 113-133. doi: 10.24290/10293736-2021-27-4-113-133 EDN: DEAYZJ
12. Философия права и ответственность государства : коллективная монография / под ред. С. И. Дудника, И. Д. Осипова. СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, 2012. 382 с. EDN: VWCYIH
13. Арефьев М. А., Давыденкова А. Г. The atheism in the worldview of Karl Marx and antitheolo-gism in anarchocollektivism of M. A. Bakunin // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2019. Т. 35, №. 1. С. 186-193. doi: 10.21638/spbu17.2019.115 EDN: VXLNFG
14. Заладина М. В. Социально-философский анализ духовного отчуждения : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11. Нижний Новгород, 2020. 25 с. EDN: ONUAAL
15. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М. : Ладомир, 1994. 538 с.
ISSN 2307-9525 (Online)
16. Арефьев М. А., Давыденкова А. Г. Массовая культура как доминантная культура глобализирующегося мира // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2015. Т. 206. С. 190-196. EDN: TXQCLD
17. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений : в 15 т. Т. 14 : Дневник писателя, 1877, 1880, август 1881. СПб. : Наука, 1995. 783 с.
18. Осипов И. Д. Философия политики и права в России : монография. СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, 2015. 264 с.
19. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию / пер. с нем. Г. В. Рамишвили. М. : Прогресс, 2000. 400 с.
20. Романенко И. Б. Социокультурная идентичность: альтернатива мультикультурализма и по-ликультурализма // Философско-культурологические проблемы идентичности в контексте современности : сб. тр. Междунар. конф. «Культурная идентификация молодежи в условиях глобализации» (г. Санкт-Петербург, 1-30 апреля 2010 г.). СПб. : С.-Петерб. политехн. ун-т Петра Великого, 2010. С. 86-92. EDN: TSSPZT
21. Кожурин А. Я. Н. Я. Данилевский: жизнь и творчество : монография. СПб. : Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 2020. 203 с. EDN: HJBTMY
References
1. Yaspers K. Smysl i naznachenie istorii = Essence and aim of history. Moscow: Respublika, 1994:527. (In Russ.)
2. Berdyaev N. Smysl istorii = Significance of history. Moscow: Mysl, 1990:176. (In Russ.)
3. Arefev M.A., Davydenkova A.G., Kartseva A.A., Rezler V.M. Kontsept cheloveka v kontekste filosofskoy antropologii: zapadnoevropeyskaya i otechestvennaya traditsiya: monografiya = Concept of a human in the context of philosophical anthropology: Western European and Russian tradition: monograph. Saint Petersburg: S.-Peterb. gos. agrar. un-t, 2022:204. (In Russ.)
4. Polosin A.V. A step forward: problem of worldview in modern Russia. VestnikMoskovskogo uni-versiteta. Seriya 12, Politicheskie nauki = Bulletin of Moscow University. Series 12, Political Science. 2022;(3):7-23. (In Russ.)
5. Perevezentsev S.V., Ananev D.A. Axiological foundations of Russian statehood: "truth" and "justice" in the Russian ideological and political discourse. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Politologiya = Bulletin of Russian Peoples' Friendship University. Series: Political Science. 2023;25(1):21-37. (In Russ.). doi: 10.22363/2313-1438-2023-25-1-21-37
6. Rudenko A.M., Shestakov Yu.A. Social and philosophical foundations of the formation of a person patriotic consciousness in modern Russian society. Nauka. Iskusstvo. Kultura = Science. Art. Culture. 2023;(3):147-156. (In Russ.)
7. Braslavskiy R.G., Galindabaeva V.V., Karbainov N.I. et al. Rossiyskoe obshchestvo: arkhitektoni-ka tsivilizatsionnogo razvitiya: monografiya = Russian society: architectonics of civilization development: monograph. Moscow: Saint Petersburg: Federal'nyy nauchno-issledovatel'skiy sotsiologicheskiy tsentr Ros-siyskoy akademii nauk, 2021:340. (In Russ.). doi: 10.19181/monogr.978-5-89697-375-1.2021
8. Gadzhiev G.A. On spatial and temporal thinking in constitutional law (issues of legal ontology and axi-ology). Sravnitelnoe konstitutsionnoe obozrenie = Comparative constitutional review. 2011;(6):82-93. (In Russ.)
9. Gulyga A.V. Nemetskaya klassicheskaya filosofiya = German classical philosophy. Moscow: Ayris Press: Rolf, 2001:413. (In Russ.)
10. Stepin V.S. Programming functions of culture in human activity. Kulturogenez i kulturnoe nasledie: sb. st. = Cultural Genesis and Cultural Heritage: Collection of Articles. Moscow: Saint Petesburg: Tsentr gumanitarnykh initsiativ, 2014:91-122. (In Russ.)
11. Perevezentsev S.V. Puchnina O.E., Strakhov A.B., Shakirova A.A. On methodological principles for studying Russian basic traditional values. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18. Sotsiologiya i politologiya = Bulletin of Moscow University. Series 18, Sociology and Political Science. 2021;27(4): 113-133. (In Russ.). doi: 10.24290/1029-3736-2021-27-4-113-133
12. Dudnik S.I., Osipov I.D. (eds.). Filosofiya prava i otvetstvennost gosudarstva: kollektivnaya monografiya = Philosophy of law and responsibility of the state: collective monograph. Saint Petersburg: S.-Peterb. gos. un-t, 2012:382. (In Russ.)
13. Arefev M.A., Davydenkova A.G. The atheism in the worldview of Karl Marx and antitheologism in anarchocollektivism of M.A. Bakunin. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Filosofiya i kon-fliktologiya = Bulletin of St. Petersburg University. Philosophy and Conflict Studies. 2019;35(1): 186-193. doi: 10.21638/spbu17.2019.115
14. Zaladina M.V. Social and philosophical analysis of spiritual alienation. PhD abstract. Nizhniy Novgorod, 2020:25. (In Russ.)
15. Losev A.F. Istoriya antichnoy estetiki. Rannyaya klassika = History of ancient aesthetics. Early classics. Moscow: Ladomir, 1994:538. (In Russ.)
16. Arefev M.A., Davydenkova A.G. Mass culture as the dominant culture of a globalizing world. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kultury = Proceedings of St. Petersburg State Institute of Culture. 2015;206:190-196. (In Russ.)
17. Dostoevskiy F.M. Sobranie sochineniy: v 15 t. T. 14: Dnevnikpisatelya, 1877, 1880, avgust 1881 = Collected Works: in 15 volumes. Vol. 14: Diary of a Writer, 1877, 1880, August 1881. Saint Petersburg: Nauka, 1995:783. (In Russ.)
18. Osipov I.D. Filosofiya politiki i prava v Rossii: monografiya = Philosophy of policy and law in Russia: monograph. Saint Petersburg: S.-Peterb. gos. un-t, 2015. 264 s. (In Russ.)
19. Humboldt W. fon. Izbrannye trudy po yazykoznaniyu = Selected works on linguistics. Translated from German by G.V. Ramishvili. Moscow: Progress, 2000:400. (In Russ.)
20. Romanenko I.B. Social and cultural identity: an alternative to multiculturalism and polycultural-ism. Filosofsko-kulturologicheskie problemy identichnosti v kontekste sovremennosti: sb. tr. Mezhdunar. konf. «Kulturnaya identifikatsiya molodezhi v usloviyakh globalizatsii» (g. Sankt-Peterburg, 1-30 aprelya 2010 g.) = Philosophical and Cultural Problems of Identity in the Context of Modernity: Proceedings of the International Conference "Cultural Identification of Youth in the Context of Globalization" (St. Petersburg, April 1-30, 2010). Saint Petersburg: S.-Peterb. politekhn. un-t Petra Velikogo, 2010:86-92. (In Russ.)
21. Kozhurin A.Ya. N.Ya. Danilevskiy: zhizn i tvorchestvo: monografiya = N.Ya. Danilevsky: life and creativity: monograph. Saint Petersburg: Ros gos. ped. un-t im. A.I. Gertsena, 2020:203. (In Russ.)
Информация об авторах / Information about the authors
А. Г. Давыденкова - доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и социально-гуманитарных наук, Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, 196601, г. Санкт-Петербург, Пушкин, Петербургское шоссе, 2.
А. А. Василенкова - кандидат философских наук, доцент кафедры гражданского и земельного права имени П. Д. Сахарова, Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, 196601, г. Санкт-Петербург, Пушкин, Петербургское шоссе, 2.
A.G. Davydenkova - Doctor of Philosophy, Professor, Professor of the Department of Philosophy and Social Sciences and Humanities, Saint Petersburg State Agrarian University, 2 Petersburg Highway street, Saint Petersburg, Pushkin, 196601.
A.A. Vasilenkova - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Civil and Land Law named after P.D. Sakharov, Saint Petersburg State Agrarian University, 2 Petersburg Highway street, Saint Petersburg, Pushkin, 196601.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares no conflict of interests
Поступила в редакцию / Received 12.03.2024
Поступила после рецензирования и доработки / Revised 08.05.2024 Принята к публикации / Accepted 30.05.2024
ISSN 2307-9525 (Online)