УДК 94(47).083+908
DOI: 10.18384/2949-5164-2024-1-35-46
ЗНАЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕНОСТЕЙ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА «ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ»
Иерусалимский Ю. Ю.12, Попова А. В.1
1 Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова 150003, г. Ярославль, ул. Советская, д. 14, Российская Федерация;
2 Государственный университет просвещения
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация
Аннотация
Цель. Рассмотрение методики использования традиционных ценностей в преподавании дисциплины «Основы российской государственности», анализ практики внедрения их в образовательный процесс и поиск наиболее успешной методики проведения лекционных и практических занятий на основе анкетирования студентов.
Процедура и методы. Проведён анализ результатов обучения студентов Ярославского государственного университета имени П. Г. Демидова (ЯрГУ). В работе использованы сравнительный, статистический и общенаучные методы исследования, а также метод анкетирования. Результаты. На основе анализа анкетирования студентов ЯрГУ были рассмотрены наиболее успешные методы преподавания курса «Основы российской государственности». Также выявлена эффективность внедрения в процесс преподавания традиционных российских ценностей в качестве связующего звена между блоками курса.
Теоретическая и/или практическая значимость. На основе практики чтения лекций и проведения практических занятий дисциплины «Основ российской государственности» на первом курсе ЯрГУ сформулирована методика преподавания данной дисциплины в высших учебных заведениях. Предложена методика проведения лекционных и семинарских занятий с использованием понятия «традиционных ценностей». Проанализирована оценка студентов ЯрГУ данного курса. Ключевые слова: традиционные ценности, курс «Основы российской государственности», высшее образование, учебная программа, методика
Благодарности: Исследование выполнено при поддержке проекта Минобрнауки России № FENZ-2023-0007
THE IMPORTANCE OF TRADITIONAL VALUES IN TEACHING THE COURSE "FUNDAMENTALS OF RUSSIAN STATEHOOD"
Yu. lerusalimskiy12, A. Popova1
1 P.G. Demidov Yaroslavl State University
ul. Sovetskaya 14, Yaroslavl 150003, Russian Federation
2 Federal State University of Education
ul. Very Voloshinoi 24, Mytishchi 141014, Moscow Region, Russian Federation
Abstract
Aim. To review the methodology of using traditional values in teaching the discipline "Fundamentals of Russian Statehood", analyze the practice of introducing it into the educational process and search
© CC Иерусалимский Ю . Ю Попова А. В 2024.
for the most successful methods of conducting lectures and practical classes based on student questionnaires.
Methodology. The analysis of the learning outcomes of students of P.G. Demidov Yaroslavl State University (YarSU) is carried out. The paper uses comparative, statistical and general scientific research methods, as well as the questionnaire method.
Results. Based on the analysis of YarSU students' survey, the most successful methods of teaching the course "Fundamentals of Russian Statehood" were reviewed. The effectiveness of introducing traditional Russian values into the teaching process as a link between the course parts has also been revealed. Research implications. Based on the practice of lecturing and conducting practical classes in the discipline "Fundamentals of Russian Statehood" in the first year of YarSU, a methodology for teaching this discipline in higher education institutions has been formulated. A methodology for conducting lectures and seminars using the concept of "traditional values" is proposed. YarSU students' assessment of this course is analyzed.
Keywords: traditional values, the course "Fundamentals of Russian statehood", higher education, curriculum, methodology
Acknowledgments. The reported study was supported by the project of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. FENZ-2023-0007
Введение
Дисциплина «Основы российской государственности» (далее - ОРГ) введена в учебный план высших учебных заведений Российской Федерации с 1 сентября 2023 г. и вызвала много дискуссий по её содержанию и методике преподавания. Данный курс ставит перед собой задачу не только расширить знания и углубить уже имеющиеся представления в области обществознания, истории, политологии, философии, культурологии, регионове-дения, краеведения, географии и ряда других учебных предметов, но и способствует созданию условий для самоидентификации и социализации студентов [5, с. 139], что особенно актуально для первокурсников . Вчерашние школьники зачастую испытывают стресс от смены привычной среды и коллектива, а групповая работа и интерактивные методы обучения в рамках рассматриваемой дисциплины могут положительно сказаться на адаптации студентов и снизить психологическую нагрузку в новых для них условиях
Основная цель курса заключается в формировании у обучающихся системы знаний, навыков и компетенций, а также ценностей, правил и норм поведения, связанных с осознанием принадлежности
к российскому обществу, развитием чувства патриотизма и гражданственности, формированием духовно-нравственного и культурного фундамента развитой и цельной личности, осознающей особенности исторического пути российского государства, самобытность его политической организации и сопряжение личного достоинства и успеха с общественным прогрессом и политической стабильностью своей Родины1. Поскольку на протяжении длительного времени в системе высшего образования РФ отсутствовали дисциплины, связанные с комплексным подходом к формированию у студентов мировоззрения, направленного на понимание и осознания России как государства-цивилизации, её культурных и исторических особенностей, формирование гражданской позиции и осмысление современных процессов как внутри страны, так и роли России на международной арене
В. Э . Багдасарян и арх. Сильвестр (Лукашенко) отмечали: «Образование напрямую связано с моделью цивилизации Через образование, по сути дела, воспроизводится соответствующий цивилиза-ционно-идентичный антропологический
1 Основы российской государственности: практ. рекомендации / авт.-сост. В . М . Марасанова. Ярославль: ОМЦ ЯрГУ им . П . Г. Демидова, 2023 . С . 3 .
тип» [2, с. 10]. Согласны с этими положениями . Перед преподавателями ОРГ стоит непростая задача: сделать курс не только полезным в плане получения студентами теоретических знаний, но и создать условия для повышения интереса к изучаемым вопросам и усиления патриотических чувств обучающихся .
В связи с этим видится необходимым внедрение в процесс преподавания данного курса традиционных для России ценностей, которые должны интегрироваться в лекционный материал и практические занятия всего периода изучения ОРГ Ввиду распространения в молодёжной среде чуждых российской ценностно-смысловой матрице компонентов, сформированных на основе зарубежных либеральных парадигм, обращение к таким базовым понятиям, как жизнь, патриотизм, служение Отечеству, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, крепкая семья, любовь и др 1 способствует лучшему восприятию материала и выгодно контрастирует с «ценностями» современной западной антицивилизации, которая практически ничего общего не имеет с англо-саксонской, французской, испанской или итальянской цивилизациями . Лидеры современного западного мира представляют интересы международных олигархов и транснациональных монополий, которые опираются на выгоду и прибыль, а не на традиционные ценности своих цивилизаций
Включение в образовательный процесс традиционных ценностей призвано помочь студенту соотносить теоретический материал с его личным эмпирическим восприятием различных процессов, свойственных российскому обществу, а значит, глубже погружаться в содержание изучаемой дисциплины
1 Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей» // Президент России: [сайт]. URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 02.02.2024 г.)
Методика использования традиционных ценностей на занятиях по ОРГ
Во время преподавания ОРГ необходимо постоянно проводить связи между тематическими блоками, включающих в себя такие вопросы, как «Что такое Россия» (1 блок), «Российское государство-цивилизация» (2 блок), «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации» (3 блок), «Политическое устройство России» (4 блок) и «Вызовы будущего и развитие страны» (5 блок)2. В рамках каждого блока предусмотрены лекционные и семинарские занятия, раскрывающие наиболее важные аспекты каждой темы. Одним из объединяющих элементов между тематическими блоками курса стоит использовать традиционные ценности российского государства-цивилизации [4, с. 40-76, 139-237].
Первый блок «Что такое Россия» включает в себя вопросы, расширяющие у студентов знания о географическом положении РФ и её территориально-административном делении, языковом и культурном разнообразии народов России, общероссийских и региональных символах и монументах, а также о выдающихся людях - героях страны. Всё это позволяет представить пространственные, человеческие, ресурсные и идейно-символические параметры нашей страны В ходе занятий обучающиеся смогут обратиться к объективным и характерным данным о России, её географии, ресурсах, экономике, узнают о населении страны и её многонациональной культуре, о религиях и языках3 Поскольку в данном разделе учебным планом предполагается 1 лекция, то углубление знаний студенты фиксируют в ходе практических занятий
2 Основы российской государственности: практ. рекомендации / авт. -сост. В . М. Марасанова. Ярославль: ОМЦ ЯрГУ им . П . Г. Демидова, 2023 . С. 4-8 .
3 Россия: географические факторы и природные богатства ЦФО: методич . пособ . для вузов / авт. -сост. В . М . Марасанова. Ярославль: ИПК «Индиго», 2023 80 с
¡$$N 2949-5156^
по темам: «Многообразие российских регионов», «Испытания и победы России» и «Герои страны, герои народа»1
I блок. При изучении первого раздела рассматриваются фактически все традиционные ценности, т к в процессе освоения материала обучающиеся на примере героических страниц истории России и судеб отдельных выдающихся личностей раскрывают такие важные аспекты, как патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, созидательный труд (на примере важнейших изобретений и открытий российских учёных), взаимопомощь и взаимоуважение, коллективизм, историческая память и преемственность поколений, единство народов России Многие студенты в качестве героев выбирают членов своей семьи, что укрепляет данную ячейку общества, способствует усилению чувства преемственности поколений и связи каждой семьи с историей страны
II блок. Обращаясь ко второму блоку курса, посвящённому России как государству-цивилизации, необходимо раскрыть такие вопросы, как понятие и виды цивилизации, особенности цивилизаци-онного подхода, выделить отличительные черты государства-цивилизации, разобрать понятия государства и госу-дарственности2 и т. д. При этом важно акцентировать внимание аудитории на такой ценности, как многонациональ-ность (единство народов России), что определяет особенности цивилизацион-ного развития страны, которые основаны на истории многонационального (наднационального) характера российского государства, тысячелетней традицией мирного сосуществования народов в отечественной истории от древнерусского
1 Испытания, победы, герои России: метод . пос . для вузов / авт. -сост. В . М . Марасанова. Ярославль: Индиго, 2023. 88 с.
2 Изучение истории российской государственности: учебные материалы образовательного модуля:
учеб . -метод . пос . / В . М . Марасанова, В . Э . Багдаса-рян, Ю . Ю . Иерусалимский, М. В . Дмитриев и др . Ярославль: Индиго, 2023 . С . 8-10 .
] 2024/№1
государства и формирования русского централизованного государства, Московского царства, Российской империи, СССР, современной Российской Федерации . Апеллирование к основной идее Концепции внешней политики России, заключающейся в представлении о России как самобытном государстве-цивилизации, имеющем европейские корни, но представляющем уникальную культурную, историческую, религиозную, этническую, политико-территориальную основу3, позволяет использовать при раскрытии особенностей формирования нашего государства как цивилизации такие традиционные ценности, как Родина, служение Отечеству, религия, жизнь, любовь, семья, духовность, соборность, история, единство народов России, честь, достоинство, цивилизационная идентичность и др . [4, с . 139-237].
III блок, посвящённый, собственно, российскому мировоззрению и ценностным константам российской цивилизации, призван подробно раскрыть каждую из традиционных ценностей и её место в системной модели мировоззрения Изучая понятие «пентабазиса», студентам может быть предложено самим попробовать раскрыть каждый из его элементов (человек - семья - общество -государство - страна) через соответствующие ценности
Представляется важным создать обучающимся условия для поиска примеров отражения традиционных ценностей как в различных событиях истории России, так и в современной жизни, что обеспечивает понимание преемственности, несмотря на изменение государственного строя, территориально-административного деления и пр . Демонстрация сохранения важнейших маркеров российского общества на протяжении
3 Указ Президента Российской Федерации от 31.03 . 2023 № 229 «Концепция внешней политики Российской Федерации» // МИД: [сайт]. URL: https://www. mid . ru/ru/detail-material-page/ 1860586 (дата обращения: 03.02.2024)
Вестник Государственного университета просвещения. Серия: История и политические науки
всей отечественной истории позволяет студентам глубже осознать особенности развития России как государства-цивилизации, найти аргументы в пользу необходимости защиты суверенности и уникальности нашей страны и оценить различия между ценностным ядром России и стран Запада [3].
IV блок. В этом блоке темы занятий посвящены политическому устройству современной России В частности, предлагается углубить знания по вопросам, связанным с признаками государства, основами конституционного строя [1] и организацией государственного управления в РФ, стратегическим планированием1. Данный раздел невозможен без обращения к основному нормативно-правовому акту нашей страны - Конституции РФ . Изучая этот документ, необходимо обратить внимание студентов на фиксацию в нём всех традиционных ценностей, которые отражены и в преамбуле, и в статьях, являясь основой главных положений Конституции2 Кроме того, стоит сделать акцент на том, что стратегическое планирование в виде государственных программ и национальных проектов также ориентировано на сохранение и укрепление традиционных российских ценностей Обучающимся может быть предложено самим определить, внимание к каким из ценностей содержит тот или иной план развития страны
V блок Завершающий блок дисциплины рассматривает комплекс вопросов, связанных с вызовами будущего и развитием России Данный раздел призван на основе ранее изученных материалов курса создать для студентов условия для формирования их понимания и личного отношения к современным про-
1 Основы российской государственности: практ рекомендации / авт.-сост. В . М . Марасанова. Ярославль: ОМЦ ЯрГУ им . П . Г. Демидова, 2023 . С . 23 .
2 Конституция Российской Федерации // Президент России: [сайт]. URL: http://www.kremlin. ru/acts/ constitution/item#chapter_start (дата обращения:
03 02 2024)
цессам как внутри, так вне страны, а также самоидентификации себя как части российского общества, осознания своей жизненной траектории, интегрируемой в масштабе страны
Обучающиеся на этом этапе подробно анализируют вызовы, стоящие перед Россией сегодня (как глобальные, так и в качестве отдельной цивилизации), и проецируют своё участие в преодолении этих угроз3 . Здесь также важно обратиться к сценариям развития российской цивилизации, к ценностям российской цивилизации, основанным на традиции, к понятию традиционных ценностей, их сохранению и укреплению, как к фактору, сдерживающему разрушительное влияние насаждаемых транснациональными монополями в западных странах псевдоценностных ориентиров4. Демонстрация отличий реагирования западных лидеров, выдающих себя за выразителей интересов «цивилизованного» мира, и российского общества на глобальные проблемы, стоящие в наши дни перед всем человечеством, через призму системной модели мировоззрения позволяет обратить внимание студентов на порочные методы транснациональных «элит» по их решению
Методика проведения занятий по ОРГ
В целях повышения интереса студентов и глубокого погружения их в проблематику курса дисциплина предполагает использование различных методов изучения материала, в т ч интерактивных Семинары могут проводиться в формате презентаций, деловых игр и дебатов, свободных дискуссий, интеллектуальных
3 Багдасарян В . Э ., Иерусалимский Ю . Ю . Актуальные вызовы и проблемы развития России: мето-дич пособ для вузов Ярославль: ИПК «Индиго», 2023 64 с
4 Багдасарян В . Э ., Иерусалимский Ю . Ю . Сценарии развития российской цивилизации: методич По-соб для вузов Ярославль: ИПК «Индиго», 2023 43 с .; Багдасарян В . Э . , Иерусалимский Ю . Ю . Ценности российской цивилизации: методич пособ для вузов Ярославль: ИПК «Индиго», 2023 80 с
игр и конкурсов, докладов, проектных работ, составления интеллект-карты, просмотра актуальных обучающих и художественных видеоматериалов, «мозговых штурмов», деловой игры и т д 1 Разнообразие тем позволяет использовать различные формы работы, что особенно важно ввиду различия учебных групп на первом курсе по направлению подготовки («гуманитарии», «технари» и др ), школьного багажа студентов, их количеству и т д
Весьма эффективным является формат работы в мини-группах Особенно на первом занятии, когда первокурсники ещё не знакомы друг с другом . Например, при проведении семинара «Многообразие российских регионов» обучающиеся делятся на группы из 3-4 чел . и готовят устную презентацию о своём родном регионе Подразумевается, что при делении студенты группируются, в первую очередь, по территориальному признаку (например, все 3 человека из Вологодской области); если же в группу попадают представители разных областей, то, как правило, они используют сравнительный метод при подготовке рассказа
Актуальность такой формы работы повышается с учётом того, что нередко учебное расписание (особенно, если лекционные и семинарские занятия ведут разные преподаватели) предполагает проведение сначала семинарского занятия, а уже затем вводной лекции . Групповые проекты позволяют, с одной стороны, снизить нагрузку при подготовке на каждого отдельного студента (ввиду разделения обязанностей), а с другой -повышению коммуникации между первокурсниками внутри группы и уровня ответственности перед одногруппниками
1 Испытания, победы, герои России: метод пос для вузов / авт -сост В М Марасанова Ярославль: Индиго, 2023 . С . 44-56; Основы российской государственности: практические рекомендации по курсу / авт -сост В М Марасанова Ярославль: ОМЦ ЯрГУ им . П . Г. Демидова, 2023 . С. 7-8 .
В то же время нельзя преувеличивать пользу группового метода, т к один эрудированный и подготовленный студент может вытянуть всю группу, и получится, что реальные знания в процессе подготовки получили 1-2 учащихся, а остальные спрятались за их широкой спиной Подобный печальный опыт наблюдался в советском образовании в 1930-е гг. , когда задание давалось небольшому коллективу обучающихся, а отвечал за всех один «бригадир», оценка которого и ставилась всей «бригаде» Понятно, что усваивал тему занятия один «бригадир», который готовился к занятию и отвечал на нём, т. е. у него работала кратковременная и долговременная память . У такого учащегося полученные знания зачастую хранились на протяжении всей жизни, а у его одногруппников ничего не оставалось в памяти уже на следующий день
Важно отметить предоставление права выбора тем для проекта или презентации самим студентам: необходим определённый перечень с примерами исключительно рекомендательного характера. Выбор объекта и предмета исследования самостоятельно позволяет повысить интерес и лояльность как к рассматриваемому вопросу, так и к дисциплине в целом
Преподавателям необходимо учитывать специализацию обучающихся. Для этого существует единый учебно-методический комплекс по ОРГ, так и специальные учебные пособия2 Стоит обратить внимание, что в ходе проведения занятий по ОРГ студенты факультета биологии и экологии ЯрГУ, например, в рамках семи-
2 Основы российской государственности: учеб пос . / Т. В . Евгеньева, И . И . Кузнецов, С. В . Пере-везенцев, А . В . Селезнева и др . М .: Дело, 2023 . 536 с ; Основы российской государственности: учеб . пос . для студентов / А . П . Шевырёв, В . В . Лапин, С. В . Рогачёв, А . В . Туторский и др . М. : Дело, 2023 432 с ; Основы российской государственности: учебно-методический комплекс по дисциплине для образовательных организаций высшего образования / В М Марасанова, В Э Багдасарян, Ю . Ю . Иерусалимский, Л . Г. Титова, С. А . Кудрина. М. : Дело, 2023 .212 с .
ViV
нарских занятий по темам «Испытания и победы России», «Герои страны, герои народа», «Россия и глобальные вызовы» и др в качестве примеров рассматривали различные случаи эпидемий, а в качестве героев выступали врачи и учёные-биологи . Студенты-физики выбирали темы, связанные с выдающимися изобретениями, космосом и т. п. Этот факт доказывает важность возможности корректировки тем с учётом специфики аудитории
Позитивный эффект имело апеллирование студентов к поиску примеров не только в прошлом нашей страны, но и в современных явлениях. Наиболее ярко это проявилось при подготовке презентаций на тему «Отражение российских ценностей в отечественном кинематографе/живописи и скульптуре/литературе/ музыкальной культуре»1 Обучающиеся всех направлений с большим интересом делились друг с другом любимыми произведениями искусства, анализируя их на предмет традиционных ценностей
Особое внимание студентов факультетов биологии и экологии, психологии, исторического, физического и института иностранных языков ЯрГУ привлекли темы IV и V блоков, связанные с национальными проектами и актуальными вызовами для России Учащиеся в докладах отметили, что ряд национальных проектов реализуется даже в их небольших населённых пунктах. Таким образом, происходит повышение интереса студентов к данной теме и поиску возможности личного участия в развитии страны
Эффективность лекций определяется, помимо всего прочего, наглядностью презентационных материалов . Современные студенты относятся в своём большинстве к поколению «визуалов», поэтому становится сложнее удерживать их внимание традиционной формой проведения занятий. Качественная инфо-графика, вынесение основных тезисов,
1 Багдасарян В . Э . , Иерусалимский Ю . Ю . Ценности российской цивилизации: метод пособ для вузов Ярославль: ИПК «Индиго», 2023 С 61
наличие схем, карт, иллюстраций позволяют сосредоточить внимание аудитории на важных аспектах и способствуют лучшему запоминанию материала. Лекционные занятия призваны, в первую очередь, разобраться со сложным для студентов понятийным аппаратом дисциплины, а также на конкретных примерах проиллюстрировать наиболее важные процессы как внутри страны, так и на международной арене
Безусловно, большую роль в успешном проведении курса ОРГ играет личность преподавателя, его эрудированность и универсальные знания по целому ряду учебных предметов, т к ОРГ является интегрированным курсом Преподавателям, помимо глубокого знания теории, необходимо обладать актуальной информацией для приведения ярких примеров во время чтения лекций и исчерпывающих ответов на вопросы студентов В этом заключается специфика курса: буквально каждый день существует потребность в обновлении материала. Студенты гораздо лучше усваивают материал, который им интересен и полезен Кроме того, важно давать возможность каждому обучающемуся высказать свою точку зрения, при этом избегая эмоциональных комментариев, чтобы не спровоцировать агрессию Очень эффективны статистические данные или примеры из жизни Теоретические материалы должны быть подкреплены конкретными примерами При этом есть смысл уходить от категоричных заявлений, аккуратно направляя студента на размышления и анализ полученной информации Не рекомендуется уходить от ответов на вопросы, в т ч и провокационные В то же время следует соблюдать баланс: нельзя идти за студентами, «заигрывать» с ними, а надо самому вести учащихся за собой
В целом, можно отметить, что темы семинарских и лекционных занятий вызвали живой интерес и обсуждение у студентов ЯрГУ. Некоторые темы заинтересовали первокурсников настолько,
¡$$N 2949-5156^
что выразились в формате внеаудиторных занятий (организация экскурсий по просьбе студентов, съёмка видеороликов
0 родном крае и героях, рисование сюжетов презентации) Из «минусов» можно выделить сложность некоторых терминов и формулировок тем, особенно для обучающихся на негуманитарных специальностях, и редкие эпизоды провокационного поведения со стороны студентов в ходе сравнения традиционных ценностей России и стран Запада.
Результаты практики ведения курса ОРГ в ЯрГУ
Для оценки эффективности результатов курса ОРГ было проведено общее анкетирование обучающихся ЯрГУ, а также ряда отдельных студентов разных направлений подготовки
Обучающимся (789 анкет) было предложено ответить на 22 вопроса Большинство респондентов - студенты в возрасте от 18 до 22 лет (90%), лишь 10% на момент опроса не достигли совершеннолетия На вопрос о характере образования в вузе большая часть распределила «бегунок» 10-бальной шкалы следующим образом:
- образование должно быть современным (7,56), практико-ориентирован-ным (7,13) и развивать профессиональные качества (6,18);
- преподаватель должен проявлять живой интерес к жизни студентов (6,59), обладать широким кругозором (5,05) и быть специалистом в конкретной области (4, 95)
Больше половины опрашиваемых хотели бы участвовать в волонтёрской деятельности, что позволяет говорить о необходимости активного вовлечения первокурсников в поле добровольчества и информирования их о возможности принять участие в данном виде деятельности, как на это указывала В М Мара-санова в своём учебном пособии1
1 Испытания, победы, герои России: метод пос для вузов / авт -сост В М Марасанова Ярославль: Индиго, 2023 . С. 24 .
] 2024/№1
В процессе получения образования для студентов наиболее актуальными оказались практические умения и навыки в профессиональной области (75%), новые знакомства и связи (59%), трудоустройство (49%) и расширение кругозора и повышение общей эрудиции (45%) Наиболее привлекательная работа для студентов ЯрГУ - высокооплачиваемая, дающая карьерные перспективы (74%), с комфортными условиями труда на рабочем месте (55%), с возможностью совмещать карьеру и личную жизнь (53%), дающая возможность развивать свои навыки (41%).
Почти 70% считают, что смогут в полной мере реализовать свои способности и таланты в России 86% отметили наличие условий для молодых людей в нашей стране для поиска применения своих навыков и возможностей добиться успеха в жизни
Основными ценностями для себя студенты выбрали:
- права и свободы человека (54%);
- справедливость (53%);
- взаимопомощь и взаимоуважение (50%);
- жизнь (49%);
- крепкую семью (44%)
Обращает внимание тот факт, что 2/3
респондентов наиболее важным для себя считают саморазвитие и личный успех, чем служение и помощь другим Налицо тенденция, характерная для западного общества - стремление к индивидуализму
Почти 60% первокурсников отмечают важность изучения общественных наук Чуть больше половины (52%) считают, что государству необходимо принимать участие в формировании мировоззрения граждан Однако лишь 44% считают необходимым изучение курса ОРГ
Россию в будущем большинство студентов видит, используя уже упоминавшуюся 10-бальную шкалу, как комфортную, безопасную и заботливую (7,15), современную и динамично развивающу-
Вестник Государственного университета просвещения. Серия: История и политические науки
юся (7,1), справедливую, обеспечивающую равные возможности страну (5,94)
Ценности, соответствующие элементам пентабазиса, студенты расположили следующим образом (в порядке убывания):
- созидание и развитие (человек) - 6,99;
- любовь и доверие (семья) - 6,52;
- согласие и сотрудничество (общество) - 6,51;
- сила и ответственность (государство) - 6,06;
- единство многообразия (страна) -3,91.
55% отметили, что верят в то, что через 10-15 лет Россия будет соответствовать их идеальному образу. Положительную оценку динамики развития страны дали 52%
Большинство студентов идентифицируют себя, в первую очередь, как представителя своей семьи (рода) - 25%, гражданина страны - 24%, и представителя своего поколения - 15% Однако следующим по популярности ответом стала самоидентификация как гражданина мира - 12%, что тоже, в свою очередь, отражает влияние западной идеологии на российскую молодёжь На вопрос «Кем лично вы себя считаете во вторую очередь?» ответы остались прежними, изменилось лишь процентное соотношение: в качестве представителя своей семьи (рода) себя видят 24%, гражданина страны - 17% и представителя своего поколения - 14% Третьей характеристикой студенты выбрали снова те же категории: представитель своей семьи (рода) - 17%, гражданин страны - 16%, представитель своего поколения - 13% Также лидирует категория «представитель мужского/ женского пола» - 13% Это даёт основание полагать, что для большинства опрашиваемых характерны всё же традиционные взгляды на своё место в обществе: заметно влияние семьи, важность преемственности поколений, восприятие себя как представителя страны Часть респондентов (77%) считают, что большинство
из их окружения имеют возможность влиять на своё будущее; 57% полагает, что их знакомые оптимистично смотрят на своё будущее; 44% ответили, что большая часть их окружения понимает своё будущее
Таким образом, на основе полученных результатов анкетирования можно сделать вывод о неоднозначном отношении студентов как к традиционным ценностям и процессам, касающимся России в целом, так и к введению в образовательные программы вузов такого важного, с точки зрения формирования мировоззрения, курса, как ОРГ Особое внимание обращает на себя тот факт, что традиционные для России ценности (крепкая традиционная семья, преемственность поколений, взаимопомощь) в ценностной картине мира соседствуют со стремлением, прежде всего, к индивидуальному успеху, заработку и личным интересам В связи с этим необходим комплексный подход к изучению содержания дисциплины ОРГ, включающий в себя методы, направленные на углубление знаний студентов, и на их эмоциональное восприятие материала
Успешное и эффективное преподавание ОРГ в ЯрГУ зафиксировал анонимный опрос студентов, проведённый по инициативе преподавателей дисциплины . Респондентами стали студенты физического и исторического факультетов, факультета психологии, института иностранных языков ЯрГУ Анкета предполагала 3 вопроса: «Что Вы считаете самым важным в преподавании дисциплины», «Что узнали нового?» и «Что осталось непонятно?» Также у студентов была возможность в свободной форме указать плюсы и минусы преподавания ОРГ, высказать предложения и замечания Всего были проанализированы 171 опросных листов
В целом, можно сказать, что оценка студентов в абсолютном большинстве положительная: замечания зафиксированы только в 12 анкетах (около 7%). В каче-
стве недостатков курса отмечается сложность некоторых терминов, опережение лекционных занятий семинарскими, непонимание необходимости предмета в программе Мнение об отсутствии практической значимости данной дисциплины высказывали студенты физического факультета, что можно объяснить преимущественно прикладным характером направления их подготовки Все остальные 159 студентов указали важность и необходимость дисциплины в учебной программе Основными аргументами служили:
- поднятие патриотических настроений;
- расширение знаний о стране в целом и своём регионе;
- возможность глубже разобраться в современных процессах внутри России и её положении на международной арене;
- сформировать своё отношение к данным аспектам на основе новой информации;
- открыть для себя факты из культуры и истории нашей страны, которые вызывают гордость
52 учащихся (из опрошенных 171) выразили благодарность преподавателям, отметили позитивное отношение к студентам, коммуникабельность, лёгкую и комфортную атмосферу на занятиях, формат работы и возможность открытых дискуссий Некоторые студенты охарактеризовали ОРГ как «самый комфортный и интересный курс за весь семестр» Отсутствие давления и насаждения «нужных» настроений в ходе занятий позволило получить такие ответы: «и лекции, и практики были моральным отдыхом после давления на других предметах»; «очень понравился курс ОРГ, а главное понравилось отношение преподавателей к курсу и студентам» .
Многие анкеты содержат комментарии студентов о форматах работы: обучающиеся высоко оценили возможность лучше узнавать одногруппников (особенно важно для первокурсников), повы-
шать сплочённость внутри коллектива, улучшать навыки публичного выступления Большинству импонирует тот факт, что темы для докладов и проектов можно корректировать, исходя из их собственных интересов Развитие навыков и коллективная работа также способствуют повышению интереса к содержанию курса
Заключение
Содержательное наполнение традиционными ценностями структуры курса «Основы российской государственности» подразумевает их тщательное и глубокое изучение вне зависимости от направления вуза и его географической расположенности Необходимо выбрать наиболее эффективные методы и форматы работы с разными аудиториями студентов Интерактивный характер занятий, наглядность информации и непрерывный диалог со студентами -факторы, способствующие постижению студентами традиционных ценностей
В процессе преподавания наблюдалось повышение лояльности студентов разных направлений подготовки к различным аспектам дисциплины, усиление патриотических чувств, увеличение внимания к традиционным духовно-нравственным ценностям Повышенное внимание к традиционным ценностям и выбор данного понятия в качестве связующего между изучаемыми блоками курса способствовал успешному внедрению ОРГ в образовательные программы ЯрГУ Этот факт подтверждается оценкой студентов на основе проведённого анкетирования
В то же время преобладание, пусть и незначительное, студентов, выбравших для себя основными ценностями права и свободы человека по отношению к традиционным ценностям, напрямую связано с тем, что вкладывали в них эти принципы родители и педагоги поколения 1990-х гг. В 90-е гг. XX в . РФ ориентировалась на Запад со всеми вытекающими отсюда последствиями: отказ от государ-
ственной идеологии; учебники, изданные фондом Сороса; внедрение западной терминологии и методологии в общественные науки и т д
Человекоцентричность, прекрасная сама по себе, доведённая до крайности, как в либерализме, так и в выборе главных ценностей права и свободы личности, может привести к атомизации общества, к его распаду Успешно противостоять этому могут традиционные
ценности: любовь, истина, соборность, служение Отечеству и др Всё это показывает правильность и своевременность введения курса «Основы российской государственности» в вузовское обучение и важность использования традиционных ценностей не только для преподавания ОРГ, но и для цивилизационного возрождения России
Дата поступления в редакцию 26.11.2023
ЛИТЕРАТУРА
1. Багдасарян В . Э . Конституция Российской Федерации в сравнительном страновом и историческом анализе. М. : Духовное просвещение, 2019. 296 с.
2 . Багдасарян В . Э . , арх. Сильвестр (Лукашенко). Педагогические системы: цивилизационно-цен-
ностные основания. Ярославль: Индиго, 2023. 418 с.
3 . Багдасарян В. Э. , арх. Сильвестр (Лукашенко). Россия и Запад: цивилизационные различия .
Ярославль: Специализированный полиграфический комбинат, 2023. 304 с . 4. Багдасарян В. Э. , арх. Сильвестр (Лукашенко). Традиционные ценности: стратегия цивилиза-
ционного возрождения. Ярославль: СПК, 2022. 256 с. 5 . Борзова Т. А. Возвращение к истокам: о подходах к преподаванию курса «Основы российской государственности» в высшей школе // Мир науки, культуры, образования . 2023. № 4. С. 138— 142.
REFERENCES
1. Bagdasaryan V E. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii v sravnitel'nom stranovom i istoricheskom analize [The Constitution of the Russian Federation in comparative country and historical analysis]. Moscow, Dukhovnoye prosveshcheniye Publ. , 2019. 296 p .
2 . Bagdasaryan V. E. , arch . Sylvester (Lukashenko) . Pedagogicheskiye sistemy: tsivilizatsionno-tsennost-
nyye osnovaniya [Pedagogical systems: civilizational and value foundations]. Yaroslavl: Indigo Publ. , 2023 418 p
3 . Bagdasaryan V. E. , arch . Sylvester (Lukashenko). Rossiya i Zapad: tsivilizatsionnyye razlichiya [Rus-
sia and the West: civilizational differences]. Yaroslavl, Spetsializirovannyy poligraficheskiy kombinat Publ. , 2023. 304 p .
4. Bagdasaryan V. E. , arch . Sylvester (Lukashenko). Traditsionnyye tsennosti: strategiya tsivilizatsionnogo vozrozhdeniya [Traditional values: strategy for civilizational revival]. Yaroslavl, SPK Publ. , 2022. 256 p . 5 . Borzova T. A . [Return to the origins: on approaches to teaching the course "Foundations of the Russian Statehood" in higher school]. In: Mir nauki, kultury, obrazovaniya [World of Science, Culture, Education], 2023, no. 4, pp. 138-142.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Иерусалимский Юрий Юрьевич - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной средневековой и новой истории Ярославского государственного университета имени П . Г. Демидова; профессор кафедры истории России Государственного университета просвещения; научный руководитель лаборатории военной истории, руководитель Межведомственной рабочей группы по вопросам сохранения российского исторического и культурного наследия в США при ЯрГУ, ведущий научный сотрудник научно-образовательной лаборатории «Россия и Европа: сравнительное изучение доиндустриальных обществ» ЯрГУ, руководитель Центра по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей ЯрГУ; e-mail: osniyar@uniyar. ac.ru
Попова Алина Владимировна - ассистент кафедры новейшей отечественной истории Ярославского государственного университета им . П . Г. Демидова; e-mail: [email protected]
Yuriy Yu. Ierusalimskiy - Dr. Sci. (History), Prof. , Department Head, Department of Medieval and Modern Russian History, P. G . Demidov Yaroslavl State University; Prof. , Department of Russian History, Federal State University of Education; Scientific Director, Military History Laboratory; Department Head, Interdepartmental Working Group on the Preservation of Russian Historical and Cultural Heritage in the USA at YarSU, leading researcher, Research and Educational laboratory "Russia and Europe: Comparative Study of Pre-Industrial Societies" of YarSU, head of the Center for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values of YarSU; e-mail: osniyar@uniyar. ac. ru
Alina V. Popova - Teaching Assistant, Department of Modern Russian History, P G Demidov Yaroslavl
State University;
e-mail: wwaaww1@rambler. ru
Иерусалимский Ю . Ю . , Попова А . В . Значение традиционных ценностей в преподавании курса «Основы российской государственности» // Вестник Государственного университета просвещения . Серия: История и политические науки . 2024. № 1. С. 35-46. Э01: 10.18384/2949-5164-2024-1-35-46
Ierusalimskiy Yu. Yu. , Popova A . V The importance of traditional values in teaching the course "Fundamentals of Russian Statehood". In: Bulletin of Federal State University of Education. Series: History and Political Sciences, 2024, no . 1, pp . 35-46. DOI: 10.18384/2949-5164-2024-1-35-46
INFORMATION ABOUT AUTHORS
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
FOR CITATION