Научная статья на тему 'Формирование компетенций социализации и коммуникации у будущих архитекторов средствами индивидуального социального проектирования'

Формирование компетенций социализации и коммуникации у будущих архитекторов средствами индивидуального социального проектирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВА: КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД / SOCIALIZATION COMPETENCES / COMMUNICATIVE COMPETENCE / ACTIVITY APPROACH / ACTIVITY METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никонова Елена Равильевна

В статье идет речь о принципиально новых подходах к подготовке будущих архитекторов к активной социальной деятельности средствами индивидуального социального проектирования и формировании у них компетенций социализации и коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никонова Елена Равильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socialization and communication competences formation in future architects by means of individual social projecting

There is of principally new approaches to future architects' preparation to active social activity by means of individual social projecting and formation of socialization and communication competence in them.

Текст научной работы на тему «Формирование компетенций социализации и коммуникации у будущих архитекторов средствами индивидуального социального проектирования»

УДК 378.091.212.035:72

Никонова Елена Равильевна

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

twisterNK@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И КОММУНИКАЦИИ У БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ СРЕДСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

В статье идет речь о принципиально новых подходах к подготовке будущих архитекторов к активной социальной деятельности средствами индивидуального социального проектирования и формировании у них компетенций социализации и коммуникации.

Ключевые слова: компетенции социализации, коммуникативная компетенция, деятельностный подход, деятельностный метод.

В Концепции модернизации Российского образования до 2025 года записано, что «...Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования».

В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года» указано на необходимость формирования у молодежи трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции [1].

Современный этап развития общества характеризуется внедрением в нашей стране различных социальных проектов, вложением сил и средств в самое главное - в человеческий капитал. С 2005 года в Российской Федерации успешно реализуются приоритетные национальные проекты, направленные на качественное улучшение жизни россиян: строительство доступного и комфортного жилья в городе и на селе, медицинских центров высоких технологий, инновационных школ и вузов. В стране назрела острая необходимость в высокопрофессиональных специалистах, владеющих всесторонними знаниями не только в области выбранной профессии, но и в области социального проектирования.

С введением в Пензенском университете архитектуры и строительства в 2007 году дисциплины «Реализация национальных проектов РФ» появилась реальная возможность готовить таких специалистов, в частности на архитектурном факультете.

До введения в учебные планы вуза вышеназванной дисциплины компетенции социализации, например, формировались на основе изучения гуманитарного блока дисциплин. Но это были компетенции общей направленности. Они, не могли готовить будущих архитекторов к активной социальной дея-

тельности, а профессиональные компетенции архитектора, соответствующие основным видам профессиональной деятельности, выглядели следующим образом:

- овладение приемами проектирования объектов архитектурной среды;

- осуществление мероприятий по реализации принятых проектных решений;

- планирование и организация процесса архитектурного проектирования;

- способность продолжить образование.

С другой стороны в требованиях к уровню подготовки архитекторов указано, что будущий специалист должен:

- владеть объемом общегуманитарных, естественнонаучных, инженерно-технических и профессиональных знаний, необходимых для высокопрофессионального осуществления своей деятельности, методами их использования при выработке перспективных решений преобразования среды;

- знать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, уметь учитывать их при разработке экологических и социальных проектов.

Однако выделенные требования учитывают формирование лишь некоторых знаний и умений, которыми должен обладать будущий архитектор, а дисциплины, которая конкретно отвечает за перспективное изменение социальной среды и непосредственную разработку социальных проектов ранее в учебных планах архитектурно-строительных вузов не было.

Дисциплина «Реализация национальных проектов РФ», предназначенная дать студентам архитектурного факультета знания обо всех приоритетных направлениях развития РФ и основах социального проектирования, формирует у них компетенции социализации, которые проявляются в умении использовать профессиональные знания для создания индивидуальных социальных проектов. Она призвана развивать способности будущих архитекторов к самореализации в новых социально-экономических условиях и адаптации к различным изменениям в жизни общества. Тесно связана с компетенцией социализации коммуникативная компетенция.

© Никонова Е.Р., 2012

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

119

Формирование коммуникативной компетенции существенно расширит возможности самореализации и адаптации будущих архитекторов. Коммуникативная компетенция способствует разностороннему развитию личности студентов-архитекто-ров и предполагает необходимость сочетания учебной деятельности с социальным проектированием в ракурсе выбранной профессии, направленным на развитие личностных качеств обучающихся (нравственность, гражданственность, соучастие, сопричастность, неравнодушие), их познавательной активности (анализ насущных социальных проблем страны), самореализации и социализации.

Формирование коммуникативной компетенции немыслимо без деятельностного подхода. Комплекс контрольных работ и, в частности, заключительное контрольное задание «Пятый виртуальный социальный проект» с выполнением презентации или видеороликов предполагают осуществление студентами целенаправленной деятельности - индивидуального социального проектирования. Это наглядный пример эффективной реализации принципов деятельностного подхода и того, как учебно-воспитательная деятельность правильно организована и увязана в общем контексте с учетом интересов, ценностных ориентаций и возможностью участия будущих архитекторов своей профессией в решении социальных проблем нашей страны.

Адаптированные к дисциплине «Реализация национальных проектов РФ» принципы деятельностного подхода трактуются следующим образом:

- принцип ценностно-мотивированного подхода к индивидуальному социальному проектированию;

- принцип индивидуального проектирования, конструирования и создания ситуации, способной вызвать сопереживание, участие, сопричастность;

- принцип нравственного обогащения, усиления и углубления развития студента с целью развития у него неравнодушного отношения к социальным проблемам отечества;

- принцип результативности индивидуального социального проектирования (наряду с целями, задачами, финансированием, сроками реализации, студенты-архитекторы обязательно «прописывают» ожидаемые результаты проекта и свое личное профессиональное участие в создаваемом проекте).

Разработанную последовательность деятельностных шагов называют технологией деятельностного метода, которая в нашем случае имеет следующую последовательность:

1. Анализ социальных проблем в стране, который стимулирует мотивацию выбора наиболее интересной темы для разработки индивидуального социального проекта.

2. Самостоятельный подбор материала к будущему социальному проекту на основе полученных

знаний в ходе изучения дисциплины «Реализация национальных проектов РФ» и основ социального проектирования.

3. Текстовое описание проекта (проблема, способы ее решения, цели, задачи, деятельность в рамках проекта, финансирование, ожидаемые результаты).

4. Коррекция ошибок (устные аудиторные сообщения, индивидуальные консультации с педагогом, обсуждения в группах и подгруппах).

5. Самостоятельная работа студентов-архитекто-ров над созданием презентаций или видеороликов индивидуального социального проекта с использованием полученных профессиональных знаний (кла-узурная разработка архитектурного объекта для своего социального проекта).

6. Аудиторный просмотр презентаций в специальных мультимедийных аудиториях с коллективным обсуждением.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании дисциплины «Реализация национальных проектов РФ» обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

- принцип целостности;

- принцип непрерывности;

- принцип деятельности;

- принцип психологической комфортности;

- принцип вариативности;

- принцип творчества.

Эти принципы конкретны и отражают насущные общественные потребности. Но и они под влиянием социальных изменений в жизни страны, позитивных изменений в высшем профессиональном образовании, внедрением инновационных методов обучения качественно меняются и совершенствуются. Современные принципы обусловливают требования ко всем компонентам учебного процесса -логике, целям и задачам, формированию содержания, выбору новых форм и методов, стимулированию, планированию и анализу результатов.

Выделим несколько принципов, которые являются важным фактором подготовки будущих архитекторов к активной социальной деятельности:

Принцип сознательности и активности. Осознанная познавательная активность студентов архитектурного факультета является важнейшим фактором не только обучения, но и подготовки к активной социальной деятельности.

Принцип наглядности обучения. Групповые просмотры презентаций и видеороликов индивидуальных социальных проектов с последующим обсуждением позволяют целенаправленно формировать у студентов архитектурного факультета профессиональный вкус, шрифтовые навыки, умения колористических оформлений. Это позволит будущим архитекторам на деле проявить свою социальную профессиональную значимость.

120

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

Принцип систематичности и последовательности. Дисциплина «Реализация национальных проектов РФ» дает будущим архитекторам систему знаний в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся; процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее, чем логичнее составлена программа курса: от ценностных мотиваций, через когнитивный компонент к профессиональному участию в индивидуальном социальном проектировании.

Принцип прочности знаний. Если будущие архитекторы поймут ценность преподаваемого материала по основам социального проектирования, создадут свой индивидуальный социальный проект, приобщатся к судьбе своей отчизны, проявят свою сопричастность к проблемам родины, целенаправленно профессионально поучаствуют в позитивных изменениях социума (пусть пока виртуально), то все эти действия примут характер прочных знаний и обязательно принесут положительные результаты в их дальнейшей жизни и карьере.

Принцип доступности обучения. Он вытекает из возрастных закономерностей студенческого возраста. Студентам 3 курса, изучающим дисциплину «Реализация национальных проектов РФ», достаточно несложно освоить знаниевый компонент дисциплины и осознанно перейти к индивидуальному социальному проектированию.

Принцип научности. Этот принцип обеспечен самим содержанием дисциплины, его соответствием уровню социального и научно-технического прогресса, освоением межпредметных навыков, плавным переходом от теории к творческой про-

фессиональной деятельности направленной на улучшение жизни социума.

Принцип связи теории с практикой. Чем тщательнее и более заинтересованно студенты архитектурного факультета анализируют социальные проблемы общества, тем больше возникает мотиваций к целенаправленной активной социальной деятельности через выбранную профессию с целью положительных изменений жизни социума.

Сформулированные дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий организации непрерывного процесса формирования коммуникативной компетенции у будущих архитекторов.

В заключении хочется отметить, что правильно сформированная система подходов, формирование компетенций социализации и коммуникаций в рамках дисциплины «Реализация национальных проектов РФ» позволяет эффективно готовить будущих архитекторов к активной социальной деятельности.

Библиографический список

1. Давыдов В.В. О перспективах теории деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 1993. - N° 2. - С. 25-31.

2. ЗайцевВ.Н. Практическая дидактика. - М., 2000.

3. Найниш Л.А., Фетисов А.Н., Кожеуров А.А. Педагогические условия подготовки конкурентоспособного специалиста в рамках ассоциации «Университетский учебный комплекс». - Пенза, 2008

4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года.

5. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М., 2002.

УДК 37

Хасия Татьяна Владимировна

Волжский государственный инженерно-педагогический университет, г. Н. Новгород

tatyana-hasia@yandex.ru

ИННОВАЦИОННАЯ ИДЕЯ ОБУЧЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

В статье рассматривается инновационная идея обучения, которая заключается в том, что студент в своей учебной деятельности должен сам побывать в разных ролях технологического процесса образования: в роли постановщика задачи, в роли исполнителя и в роли потребителя. Особое внимание при этом уделяется групповой работе, так как именно работа в команде формирует профессиональную компетентность специалиста.

Ключевые слова: инновация, социально-профессиональная компетентность, стратегия образования, реальные запросы образования, модернизация российского образования.

Берущая свои истоки в первой половине в том числе, педагогической, которая опирается на

ХХ века, инноватика изучает закономер- два плодотворных результата развивающей теории

ности процесса создания и освоения но- инновационного образования.

вовведений и первоначально была связана с эконо- «Дайте мне рычаг и я переверну Землю!». Кто-

мической, технико-технологической, управленчес- то может сказать, что Архимед не собирался пере-кой деятельностью человека, и в наименьшей степе- ворачивать Землю, его знаменитая фраза лишь ил-

ни с социокультурной. Лишь последние десятиле- люстрировала возможности рычага. На самом деле

тия отмечены развитием социальной инноватики, он предложил одно из самых глобальных новшеств

© Хасия Т.В., 2012

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.