УДК 378.091.212.035:72
Никонова Елена Равильевна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
twisterNK@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И КОММУНИКАЦИИ У БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ СРЕДСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
В статье идет речь о принципиально новых подходах к подготовке будущих архитекторов к активной социальной деятельности средствами индивидуального социального проектирования и формировании у них компетенций социализации и коммуникации.
Ключевые слова: компетенции социализации, коммуникативная компетенция, деятельностный подход, деятельностный метод.
В Концепции модернизации Российского образования до 2025 года записано, что «...Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования».
В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года» указано на необходимость формирования у молодежи трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции [1].
Современный этап развития общества характеризуется внедрением в нашей стране различных социальных проектов, вложением сил и средств в самое главное - в человеческий капитал. С 2005 года в Российской Федерации успешно реализуются приоритетные национальные проекты, направленные на качественное улучшение жизни россиян: строительство доступного и комфортного жилья в городе и на селе, медицинских центров высоких технологий, инновационных школ и вузов. В стране назрела острая необходимость в высокопрофессиональных специалистах, владеющих всесторонними знаниями не только в области выбранной профессии, но и в области социального проектирования.
С введением в Пензенском университете архитектуры и строительства в 2007 году дисциплины «Реализация национальных проектов РФ» появилась реальная возможность готовить таких специалистов, в частности на архитектурном факультете.
До введения в учебные планы вуза вышеназванной дисциплины компетенции социализации, например, формировались на основе изучения гуманитарного блока дисциплин. Но это были компетенции общей направленности. Они, не могли готовить будущих архитекторов к активной социальной дея-
тельности, а профессиональные компетенции архитектора, соответствующие основным видам профессиональной деятельности, выглядели следующим образом:
- овладение приемами проектирования объектов архитектурной среды;
- осуществление мероприятий по реализации принятых проектных решений;
- планирование и организация процесса архитектурного проектирования;
- способность продолжить образование.
С другой стороны в требованиях к уровню подготовки архитекторов указано, что будущий специалист должен:
- владеть объемом общегуманитарных, естественнонаучных, инженерно-технических и профессиональных знаний, необходимых для высокопрофессионального осуществления своей деятельности, методами их использования при выработке перспективных решений преобразования среды;
- знать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, уметь учитывать их при разработке экологических и социальных проектов.
Однако выделенные требования учитывают формирование лишь некоторых знаний и умений, которыми должен обладать будущий архитектор, а дисциплины, которая конкретно отвечает за перспективное изменение социальной среды и непосредственную разработку социальных проектов ранее в учебных планах архитектурно-строительных вузов не было.
Дисциплина «Реализация национальных проектов РФ», предназначенная дать студентам архитектурного факультета знания обо всех приоритетных направлениях развития РФ и основах социального проектирования, формирует у них компетенции социализации, которые проявляются в умении использовать профессиональные знания для создания индивидуальных социальных проектов. Она призвана развивать способности будущих архитекторов к самореализации в новых социально-экономических условиях и адаптации к различным изменениям в жизни общества. Тесно связана с компетенцией социализации коммуникативная компетенция.
© Никонова Е.Р., 2012
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
119
Формирование коммуникативной компетенции существенно расширит возможности самореализации и адаптации будущих архитекторов. Коммуникативная компетенция способствует разностороннему развитию личности студентов-архитекто-ров и предполагает необходимость сочетания учебной деятельности с социальным проектированием в ракурсе выбранной профессии, направленным на развитие личностных качеств обучающихся (нравственность, гражданственность, соучастие, сопричастность, неравнодушие), их познавательной активности (анализ насущных социальных проблем страны), самореализации и социализации.
Формирование коммуникативной компетенции немыслимо без деятельностного подхода. Комплекс контрольных работ и, в частности, заключительное контрольное задание «Пятый виртуальный социальный проект» с выполнением презентации или видеороликов предполагают осуществление студентами целенаправленной деятельности - индивидуального социального проектирования. Это наглядный пример эффективной реализации принципов деятельностного подхода и того, как учебно-воспитательная деятельность правильно организована и увязана в общем контексте с учетом интересов, ценностных ориентаций и возможностью участия будущих архитекторов своей профессией в решении социальных проблем нашей страны.
Адаптированные к дисциплине «Реализация национальных проектов РФ» принципы деятельностного подхода трактуются следующим образом:
- принцип ценностно-мотивированного подхода к индивидуальному социальному проектированию;
- принцип индивидуального проектирования, конструирования и создания ситуации, способной вызвать сопереживание, участие, сопричастность;
- принцип нравственного обогащения, усиления и углубления развития студента с целью развития у него неравнодушного отношения к социальным проблемам отечества;
- принцип результативности индивидуального социального проектирования (наряду с целями, задачами, финансированием, сроками реализации, студенты-архитекторы обязательно «прописывают» ожидаемые результаты проекта и свое личное профессиональное участие в создаваемом проекте).
Разработанную последовательность деятельностных шагов называют технологией деятельностного метода, которая в нашем случае имеет следующую последовательность:
1. Анализ социальных проблем в стране, который стимулирует мотивацию выбора наиболее интересной темы для разработки индивидуального социального проекта.
2. Самостоятельный подбор материала к будущему социальному проекту на основе полученных
знаний в ходе изучения дисциплины «Реализация национальных проектов РФ» и основ социального проектирования.
3. Текстовое описание проекта (проблема, способы ее решения, цели, задачи, деятельность в рамках проекта, финансирование, ожидаемые результаты).
4. Коррекция ошибок (устные аудиторные сообщения, индивидуальные консультации с педагогом, обсуждения в группах и подгруппах).
5. Самостоятельная работа студентов-архитекто-ров над созданием презентаций или видеороликов индивидуального социального проекта с использованием полученных профессиональных знаний (кла-узурная разработка архитектурного объекта для своего социального проекта).
6. Аудиторный просмотр презентаций в специальных мультимедийных аудиториях с коллективным обсуждением.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании дисциплины «Реализация национальных проектов РФ» обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
- принцип целостности;
- принцип непрерывности;
- принцип деятельности;
- принцип психологической комфортности;
- принцип вариативности;
- принцип творчества.
Эти принципы конкретны и отражают насущные общественные потребности. Но и они под влиянием социальных изменений в жизни страны, позитивных изменений в высшем профессиональном образовании, внедрением инновационных методов обучения качественно меняются и совершенствуются. Современные принципы обусловливают требования ко всем компонентам учебного процесса -логике, целям и задачам, формированию содержания, выбору новых форм и методов, стимулированию, планированию и анализу результатов.
Выделим несколько принципов, которые являются важным фактором подготовки будущих архитекторов к активной социальной деятельности:
Принцип сознательности и активности. Осознанная познавательная активность студентов архитектурного факультета является важнейшим фактором не только обучения, но и подготовки к активной социальной деятельности.
Принцип наглядности обучения. Групповые просмотры презентаций и видеороликов индивидуальных социальных проектов с последующим обсуждением позволяют целенаправленно формировать у студентов архитектурного факультета профессиональный вкус, шрифтовые навыки, умения колористических оформлений. Это позволит будущим архитекторам на деле проявить свою социальную профессиональную значимость.
120
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
Принцип систематичности и последовательности. Дисциплина «Реализация национальных проектов РФ» дает будущим архитекторам систему знаний в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся; процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее, чем логичнее составлена программа курса: от ценностных мотиваций, через когнитивный компонент к профессиональному участию в индивидуальном социальном проектировании.
Принцип прочности знаний. Если будущие архитекторы поймут ценность преподаваемого материала по основам социального проектирования, создадут свой индивидуальный социальный проект, приобщатся к судьбе своей отчизны, проявят свою сопричастность к проблемам родины, целенаправленно профессионально поучаствуют в позитивных изменениях социума (пусть пока виртуально), то все эти действия примут характер прочных знаний и обязательно принесут положительные результаты в их дальнейшей жизни и карьере.
Принцип доступности обучения. Он вытекает из возрастных закономерностей студенческого возраста. Студентам 3 курса, изучающим дисциплину «Реализация национальных проектов РФ», достаточно несложно освоить знаниевый компонент дисциплины и осознанно перейти к индивидуальному социальному проектированию.
Принцип научности. Этот принцип обеспечен самим содержанием дисциплины, его соответствием уровню социального и научно-технического прогресса, освоением межпредметных навыков, плавным переходом от теории к творческой про-
фессиональной деятельности направленной на улучшение жизни социума.
Принцип связи теории с практикой. Чем тщательнее и более заинтересованно студенты архитектурного факультета анализируют социальные проблемы общества, тем больше возникает мотиваций к целенаправленной активной социальной деятельности через выбранную профессию с целью положительных изменений жизни социума.
Сформулированные дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий организации непрерывного процесса формирования коммуникативной компетенции у будущих архитекторов.
В заключении хочется отметить, что правильно сформированная система подходов, формирование компетенций социализации и коммуникаций в рамках дисциплины «Реализация национальных проектов РФ» позволяет эффективно готовить будущих архитекторов к активной социальной деятельности.
Библиографический список
1. Давыдов В.В. О перспективах теории деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 1993. - N° 2. - С. 25-31.
2. ЗайцевВ.Н. Практическая дидактика. - М., 2000.
3. Найниш Л.А., Фетисов А.Н., Кожеуров А.А. Педагогические условия подготовки конкурентоспособного специалиста в рамках ассоциации «Университетский учебный комплекс». - Пенза, 2008
4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года.
5. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М., 2002.
УДК 37
Хасия Татьяна Владимировна
Волжский государственный инженерно-педагогический университет, г. Н. Новгород
tatyana-hasia@yandex.ru
ИННОВАЦИОННАЯ ИДЕЯ ОБУЧЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
В статье рассматривается инновационная идея обучения, которая заключается в том, что студент в своей учебной деятельности должен сам побывать в разных ролях технологического процесса образования: в роли постановщика задачи, в роли исполнителя и в роли потребителя. Особое внимание при этом уделяется групповой работе, так как именно работа в команде формирует профессиональную компетентность специалиста.
Ключевые слова: инновация, социально-профессиональная компетентность, стратегия образования, реальные запросы образования, модернизация российского образования.
Берущая свои истоки в первой половине в том числе, педагогической, которая опирается на
ХХ века, инноватика изучает закономер- два плодотворных результата развивающей теории
ности процесса создания и освоения но- инновационного образования.
вовведений и первоначально была связана с эконо- «Дайте мне рычаг и я переверну Землю!». Кто-
мической, технико-технологической, управленчес- то может сказать, что Архимед не собирался пере-кой деятельностью человека, и в наименьшей степе- ворачивать Землю, его знаменитая фраза лишь ил-
ни с социокультурной. Лишь последние десятиле- люстрировала возможности рычага. На самом деле
тия отмечены развитием социальной инноватики, он предложил одно из самых глобальных новшеств
© Хасия Т.В., 2012
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
121