Научная статья на тему 'Формирование активной социальной позиции будущих архитекторов (на примере обучения дисциплине «Реализация национальных проектов РФ»)'

Формирование активной социальной позиции будущих архитекторов (на примере обучения дисциплине «Реализация национальных проектов РФ») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ / ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОЦИАЛЬНО АКТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никонова Е. Р.

Рассматривается формирование активной социальной позиции будущих архитекторов на примере обучения дисциплине «Реализация национальных проектов РФ». Целью этой учебной дисциплины является формирование социально-личностных компетенций у студентов специальности «Архитектура», позволяющих воспитать социально активную личность. Предлагается оценка базовых компетенций, адаптированных к данной дисциплине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никонова Е. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование активной социальной позиции будущих архитекторов (на примере обучения дисциплине «Реализация национальных проектов РФ»)»

УДК 378.147 ББК Ч448.00

ГСНТИ 14.35.07

Код ВАК 13.00.08

Е. Р. Никонова

Пенза

Penza

ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ (на примере обучения дисциплине «Реализация национальных проектов РФ»)

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: активная социальная позиция; приоритетный национальный проект; социальноличностные компетенции; социально активная личность; социальная активность.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается формирование активной социальной позиции будущих архитекторов на примере обучения дисциплине «Реализация национальных проектов РФ». Целью этой учебной дисциплины является формирование социально-личностных компетенций у студентов специальности «Архитектура», позволяющих воспитать социально активную личность. Предлагается оценка базовых компетенций, адаптированных к данной дисциплине.

E. R. Nikonova

BUILDING OF ACTIVE SOCIAL POSITION OF FUTURE ARCHITECTS (on the basis of the course «Realization of national projects of the Russian Federation»)

KEY WORDS: active social position; the priority national project; socially-personal competences; the socially-active person; social activity.

ABSTRACT. The article discusses building of active social position of the future architects on an example of the course «Realization of national projects of the Russian Federation». The purpose of this subject matter is the formation of so-cially-personal competences of students majoring in “Architecture”, allowing to bring up the socially-active person. The estimation of the basic competences, adapted for the above-named discipline is given.

С 2005 г. в нашей стране реализуются приоритетные национальные проекты «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» и «Развитие АПК», направленные на качественное улучшение жизни россиян. С 2009 г. эти проекты реорганизованы в долгосрочные программы.

Одной из составляющей эффективной реализации этих проектов является активная социальная позиция людей, непосредственно участвующих в их разработке и претворению в жизнь. Следует отметить, что изменения, возникшие в социуме до 2005 г., привели к тому, что резко снизилась социальная активность общества в целом. Особенно заметно снижение социальной активности у молодежи [2; 3].

Однако именно активная социальная позиция молодых людей является определяющей в перспективном развитии общества. В результате возникает потребность в формировании социально активной позиции молодежи вообще и студенческой в частности. В высших учебных заведениях эта задача традиционно решается в рамках преподавания таких дисциплин, как «Политология», «Социология», «История Отечества» и т. п. Но опыт показывает, что комплекс гуманитарных учебных дисциплин формирует социальную ориентацию будущих архитекторов общего направления, который не учитывает особенности их творческой профессии. Более того, основная задача этих дисциплин — снабжение студентов теоретическими знаниями. В гуманитарном комплексе отсутствует ценностно-мотивационная направленность. Это означает, что знания, приобретенные при изучении этого курса, далеко не всегда приводят к формированию активной социальной позиции у будущих архитекторов.

Активная социальная позиция будущих архитекторов — особая, мотивированная, осознанная позитивная деятельность будущих архитекторов, направленная на гармоничное преобразование

общественной жизни (социальные проекты — непосредственное проектирование или участие в кем-то созданных социальных проектах) с помощью профессиональных знаний в области архитектуры.

Для более успешного формирования активной социальной позиции у будущих архитекторов в ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» введена дисциплина «Реализация национальных проектов РФ». Она ориентирована на изучение четырех основных приоритетных проектов социального развития нашей страны, таких, как «Жилье», «Образование», «Здоровье» и «Развитие АПК», и дает знания студентам о ходе их реализации в России.

Цель этой дисциплины — формирование социально-личностных компетенций, позволяющих воспитать социально активную личность. Они входят в группу базовых компетенций, которые выглядят следующим образом.

Персональная (индивидуальная) компетенция, означающая готовность к восприятию социальных проблем страны, пониманию и анализу ситуаций, которые развивают самореализацию будущих архитекторов в общественной жизни.

В ее состав входят:

- психологическая готовность студентов к самостоятельному анализу социальных проблем при изучении дисциплины «Реализация национальных проектов РФ»;

- формирование социальной направленности научной и творческой деятельности, благодаря рациональному распределению своего времени (на архитектурном факультете выделено много часов в учебном плане для того, чтобы студенты смогли в полном объеме овладеть профессиональной дисциплиной «Архитектурное проектирование»; однако нельзя забывать о том, что именно авторское социальное проектирование

© Никонова Е. Р.,

поможет сформировать социальные свойства и качества личности будущего архитектора и определить его связь с социумом);

- готовность к постоянному саморазвитию, самообразованию и самосовершенствованию;

- готовность гармонизировать социальным проектированием с применением профессиональных знаний в области архитектуры окружающий мир.

Коммуникативная компетенция, означающая готовность к психологическому взаимодействию и профессиональному сотрудничеству с преподавателем, группой, другими членами общества.

К ней можно отнести:

- гражданственность, так как изучаемая дисциплина направлена на изучение хода реализации основных социально значимых национальных проектов нашего государства — Российской Федерации;

- готовность работать в коллективе;

- свободное и уверенное владение приемами общечеловеческого и профессионального общения;

- готовность внимательно выслушивать и оценивать мнение других (преподавателя, сокурсников);

- способность участвовать в диспутах и дискуссиях в учебных группах, доказывать и отстаивать свою точку зрения;

- готовность принимать и уважать точку зрения другого человека (преподавателя, сокурсников) по обсуждаемой теме.

Инновационно-информационная компетенция как владение передовыми инновационными технологиями (в частности, умение оформить свое сообщение в виде мультимедиаматериала), готовность работать с информацией, которая предлагается в Интернете и в СМИ.

Она рассматривается как:

- готовность самостоятельно собирать и анализировать информацию о ходе реализации приоритетных национальных проектов РФ;

- способность преобразовывать (делать выводы, прогнозировать развитие той или иной ситуации, выделять самостоятельно позитивные и (или) негативные стороны реализации приоритетных направлений социального развития нашей страны и т. д.) информацию с учетом требований педагога (для устного сообщения, реферата, презентации);

- способность свободно владеть компьютерными программами для создания презентаций, слайд-шоу, монтажа видеороликов на тему собственного социального проекта в рамках изучаемой дисциплины;

- готовность находить необходимую информацию для написания авторского социального проекта, оформлять материал, применяя профессиональные знания композиции, колористики и цве-товедения, шрифтов.

Профессиональная компетенция архитектора, т. е. гармоничное единство теоретических и практических навыков для осуществления в будущем профессиональной и социально активной деятельности.

Эта компетенция подразумевает:

- готовность применения в будущей профессии знаний, полученных при изучении дисциплины «Реализация национальных проектов РФ»;

- способность к осознанию своей социальной и профессиональной значимости;

- готовность адекватно и гибко приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям труда и жизни в обществе [1].

Однако и педагог должен обладать профессиональными компетенциями, позволяющими ему:

- включить студента в систему межличностных отношений;

- быть высоконравственным человеком и служить примером для воспитания нравственности у студентов;

- занимать в обществе социально активную позицию;

- создавать тематические ситуации, насыщенные переживаниями, с целью развития у студентов чувства сопричастности к судьбе страны и ее социальным проблемам;

- через воспитание как органическую часть образовательной системы создавать условия для развития социально активной личности, ее жизненного становления и самоутверждения;

- рассматривать воспитание как процесс управления развитием социально активной личности через создание благоприятной воспитательной среды, ее наполнение разнообразными формами и методами, позволяющими максимально реализовать способности и дарования каждой личности;

- достичь понимания внутреннего мира студентов, их интересов и устремлений, своевременно корректируя их ценностно-мотивационное отношение к социально активной позиции;

- педагогически грамотно осуществлять оценивание авторских студенческих работ, вовлекая в дискуссию всю студенческую аудиторию [4].

В результате преподавания дисциплины «Реализация национальных проектов РФ» у студентов архитектурного факультета появились необходимые компетенции, позволившие им создать авторские социальные проекты, которые могут быть использованы, с одной стороны, для повышения качества жизни российских граждан, с другой — сформировать позитивные свойства личности молодых людей (неравнодушие, высокую нравственность, чистоту помыслов, сопричастность к судьбе своего Отечества, гражданственность) и готовить их к активной социальной позиции, к участию в социальных преобразованиях нашей страны. Студенческие социальные проекты студентов архитектурного факультета учитывают следующие направления социальной деятельности:

- архитектурно-градостроительное □ «Бионическая архитектура в современном городе», «Безбарьерная среда для инвалидов-колясочни-ков», «Современное эффективное озеленение города», «Трехуровневые дороги в современных городах», «Детский игровой комплекс»;

- экологическое и связанное с проблемами здравоохранения населения □ «Дифференцированный сбор мусора», «Чистая и безопасная вода

— жителям России»; «Сельская медицина в России», «Проблема наркомании и алкоголизма среди молодежи»;

- связанное с сохранением культурного и архитектурного наследия, увеличением умственного и творческого потенциала РФ — «Сохране-

ние архитектурного наследия на территории России», «Обеспечение преемственности культурных традиций», «Современная материально-техническая база для архитектурных вузов», «Увеличение притока талантливой молодежи в науку»;

- связанное с решением проблем социализации и адаптации населения и защитой его от неправомерных актов — «Дети улиц», «Дети, рожденные в неволе», «Проблемы терроризма в России», «Разумное применение смертной казни», «Гастарбайтеры», «Социальное насилие», «Бесправие животных»;

- информационно-рекламное — «О запрете на нецензурную брань», «Телевидение, которое нас убивает»;

- призванное решать проблемы студенчества — «Национальный проект о системе содействия трудоустройству студентов», «Социальное жилье для молодой студенческой семьи», «Заграничные стажировки студентов архитектурной специальности» и т. п.

Разработанный нами метод социального проектирования для будущих архитекторов (в рамках

дисциплины «Реализация национальных проектов РФ») помогает формировать у них социальноличностные компетенции и является особым способом организации учебно-проектной деятельности, приводящей к достижению социально значимого результата посредством заранее определенной последовательности разработанных этапов и реализации предложенной студентом архитектурной идеи (клаузурный проект здания или сооружения, реклама, дизайнерская разработка и т. п.).

Формирование активной социальной позиции будущих архитекторов средствами социального проектирования, осуществляемое в ходе изучения дисциплины «Реализация национальных проектов РФ», — одно из новых и современных направлений в образовательно-воспитательном процессе высшего строительного образования. Указанный курс формирует необходимые социально-личностные компетенции и может быть рекомендован для преподавания во всех строительных вузах нашей страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. АКМЕОЛОГИЯ : методология, методы и технологии (материалы науч. сессии, посвященной 75-летию чл.-кор. РАО, президента МААН Н. В. Кузьминой). М. : РАГС, 1998.

2. БУЛАНОВА-ТОПОРКОВА М. В. Педагогика и психология высшей школы : учеб. пособие. Ростов н/Д : Феникс,

2002

3. ДУЛИНА Н. В., ОВЧАР Н. А. Социальная активность студентов и возможные формы ее проявления // Социология и общество : пути взаимодействия : тез. докл. и выступ. на III всерос. социологическом конгрессе / Ин-т со-

циологии РАН ; Российское о-во социологов. М., 2008.

4. ЛИСОВСКИЙ В. Т. Социальные изменения в молодежной среде // Credo. Оренбург, 2002. №1.

5. ЛЯСНИКОВ Н. В., ЛЯСНИКОВА Ю. В. Социально-экономические условия формирования духовной культуры

студенческой молодежи (социологический аспект). М. : Изд-во : ВНИИФК, 2003.

6. МАКАРОВА И. В. Психология : конспект лекций. 2-е изд. М. : Высшее образование, 2008.

7. МАНГЕЙМ К. Диагноз нашего времени. М., 2004.

8. МАРТЫНОВА М. Д. Развитие лидерства и социальной активности молодежи в системе высшего образования

как основание для формирования управленческих качеств будущих специалистов // Университетское управление. 2003. № 5—6 (28).

9. НАЙНИШ Л. А., ФЕТИСОВ А. Н., КОЖЕУРОВ А. А. Педагогические условия подготовки конкурентоспособного специалиста в рамках ассоциации «Университетский учебный комплекс» : моногр. Пенза, 2008.

10. ПЕДАГОГИКА / под ред. Ю. К. Бабанского. М. : Просвещение, 1983.

11. СЕДОВА Н. Н. Мораль и социальная активность (опыт социологического исследования) // Социологические исследования. 2004. № 8.

12. СОКОЛОВА Е. С. Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2008. №2. Педагогика. Психология. Структурный подход к пониманию мотивации социальной активности молодежи.

13. ШАДРИКОВ В. Д. Базовые компетенции педагогической деятельности // Сибирский учитель. Выпуск №6 (54), ноябрь-декабрь, 2007 г.

14. ШАЛАМОВА Л. Социальная активность молодежи : принципы управления // Высшее образование в России. 2006. №7.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Л. А. Найниш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.