Научная статья на тему 'Подготовка будущих архитекторов к активной социальной деятельности средствами социального проектирования'

Подготовка будущих архитекторов к активной социальной деятельности средствами социального проектирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / АКТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ / KEYWORDS. PRIORITY NATIONAL PROJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION / ACTIVE SOCIAL ACTIVITY / PREPARATION OF THE FUTURE ARCHITECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никонова Елена Равильевна

Социальное проектирование предлагается в статье как средство подготовки будущих архитекторов к активной социальной деятельности (на примере изучения дисциплины «Реализация национальных проектов РФ»). Выявлен комплекс педагогических условий, реализация которого позволит сделать эту подготовку более эффективной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никонова Елена Равильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparation of the future architects for active social activity by means of social designing

Social designing is offered in article as means of preparation of the future architects to active social activity (on an example of studying of discipline “Realization of national projects of the Russian Federation”). The complex of the pedagogical conditions which realization will allow to make this preparation of more effective is revealed.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих архитекторов к активной социальной деятельности средствами социального проектирования»

УДК 378.147:72

Е. Р. Никоноба

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ К АКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Социальное проектирование предлагается в статье как средство подготовки будущих архитекторов к активной социальной деятельности (на примере изучения дисциплины «Реализация национальных проектов РФ»), Выявлен комплекс педагогических условий, реализация которого позволит сделать эту подготовку более эффективной,

Social designing is offered in article as means of preparation of the future architects to active social activity (on an example of studying of discipline "Realization of national projects of the Russian Federation"), The complex of the pedagogical conditions which realization will allow to make this preparation of more effective is revealed,

Ключевые слова: приоритетные национальные проекты Российской Федерации, активная социальная деятельность, подготовка будущих архитекторов,

Keywords, priority national projects of the Russian Federation, active social activity, preparation of the future architects,

В настоящее время в Российской Федерации накопилось много социальных проблем, которые обусловили возникновение и реализацию следующих приоритетных национальных проектов: «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и «Развитие АПК». Эти проекты, по сути, являются социальными. Они направлены на качественное улучшение различных сторон жизни россиян. Однако вышеназванные приоритетные направления развития нашей страны не могут решить все социальные проблемы, которые копились десятилетиями. В связи с этим социальное проектирование стало важной составляющей внутренней политики нашей страны.

Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего. Создатель социального проекта ставит перед собой реальные цели и имеет в своем распоряжении необходимые для осуществления проекта ресурсы. Социальный проект - это инструмент для осуществления положительных социальных изменений, который основан на человеческом свойстве конструировать реальность. Люди выступают субъектом исторического процесса. Своей деятельностью они способны влиять на ход событий. Известно, что влиять на ход событий могут только люди, обладающие активным началом. Оно

© Никонова Е. Р., 2011

проявляется в творчестве, которое необходимо при конструировании и проектировании реальности, в различных формах социальной деятельности [1]. Именно такие люди требуются для реализации политики социального проектирования. Безусловно, они должны быть готовы к активной социальной деятельности.

Анализ словосочетания «активная социальная деятельность» показал, что в научной литературе и бытовой речи понятие «деятельность» часто употребляется как синоним понятия «активность». Но понятие «активность» скорее означает социальное качество личности, способность производить социально значимые действия, а понятие «деятельность» означает сами действия, совершаемые поступки, дела, творчество.

Таким образом, в широком смысле «Активная социальная деятельность» - особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приемами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств, как инициативность и ситуативность.

Анализ указанных выше национальных проектов показал, что одной из составляющих их реализации является проектирование и строительство. В рамках ПНП «Здоровье» проектируются и строятся уникальные центры высоких медицинских технологий. Проект «Образование» дал россиянам современные университетские комплексы. Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» направлен на улучшение жилищных условий наших соотечественников: в рамках этого проекта проектируется и возводится дешевое социальное жилье для городских жителей. «Развитие АПК» -это проект, в рамках которого создаются рабочие места и жилье для молодых специалистов на селе. Таким образом, для успешной реализации ПНП необходимо участие в них архитекторов.

Анализ современного социального заказа на специалистов-архитекторов показал, что их профессиональная деятельность в настоящее время должна иметь ярко выраженную социальную направленность, т. е. архитекторы должны быть готовы к активной социальной деятельности. Анализ также показал, что на сегодняшний день в обществе остро ощущается недостаток в таких архитекторах. Вузы строительного профиля формировали и формируют мышление студентов таким образом, что оно, в основном, направлено на профессиональную деятельность. Это приводит к тому, что теряется связь с социумом, не происходит должного становления социальных свойств и качеств личности (гражданственности, нравственности, неравнодушного отношения к социальным проблемам страны и т. п.) [2].

Е. Р. Никонова. Подготовка будущих архитекторов к активной социальной деятельности.

Прежде чем ориентировать вузы на подготовку социально активных архитекторов, необходимо сформировать научно-теоретическую базу, которая в настоящее время отсутствует. Формирование такой базы необходимо начать с выяснения значения понятия «Активная социальная деятельность будущих архитекторов».

В настоящей публикации дано авторское толкование этого понятия. Оно складывается из следующих компонентов:

- особая, мотивированная, осознанная деятельность будущих архитекторов, направленная на позитивные изменения в жизни общества с внесением в нее гармоничных преобразований, в частности на создание социальных проектов (непосредственное проектирование ситуации) или участие в кем-то созданных социальных проектах профессией «архитектор»;

- осмысление культурной миссии возрождения архитектурной среды новым поколением архитекторов.

Проблема профессиональной подготовки таких специалистов сейчас остро стоит перед обществом в целом и перед высшим образованием в частности. Значимость такой подготовки возрастает в процессе обучения студенческой молодежи, так как их активная социальная деятельность является определяющей в перспективном развитии социума.

Обусловили эту проблему следующие обстоятельства:

1. В современном обществе нет опыта подготовки будущих архитекторов к активной социальной деятельности.

2. Активная социальная деятельность носит двойственный характер: она может быть как созидательна, так и разрушительна. Если у молодых людей не сформировать готовность к положительно направленной социальной деятельности, они будут проявлять ее в отрицательном аспекте. Например, молодежный экстремизм представляет собой особую деструктивную агрессивную форму активной деятельности, выходящей за рамки общепринятых норм и направленной на разрушение социальной системы или какой-либо ее части [3].

Указанные обстоятельства обусловливают необходимость профессиональной подготовки специалистов, чья активная социальная деятельность будет иметь положительный характер.

Традиционно в высших технических учебных заведениях эта задача решается в рамках дисциплин гуманитарного комплекса («Политология», «Социология», «История отечества» и т. п.). В современном мире ни одна специальность (техническая, гуманитарная, творческая) не обходится без знаний основных законов развития социума. Вышеназванные дисциплины формируют готов-

ность к активной социальной деятельности общей направленности.

Если говорить о процессе подготовки архитекторов, то студентам, прежде чем проектировать социально значимый объект, необходимо сначала провести анализ ситуации, а для этого нужно освоить методы сбора социологической информации, овладеть современными приемами диагностики социальных явлений и процессов, получить ценные практические навыки основ социального проектирования, опираясь на знание фундаментальных законов развития социума. Это позволяет утверждать, что процесс профессиональной подготовки будущих архитекторов нуждается в адаптации гуманитарного комплекса учебных дисциплин к профессии архитектора. Но здесь опять возникает проблема: преподаватели этого комплекса дисциплин не знают основ архитектурного проектирования. В результате им сложно, а порой и невозможно адаптировать дисциплины гуманитарного комплекса к профессиональным особенностям архитектурных специальностей.

Попытка решения этой проблемы была предпринята в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства. В 2007 г. в учебные планы была включена дисциплина «Реализация национальных проектов РФ», задачей которой является подготовка будущих архитекторов к активной социальной деятельности.

Необходимо было искать новые пути и средства для такой подготовки. В процессе составления учебно-методического комплекса дисциплины было выявлено, что подготовка будущих архитекторов должна иметь три составляющие:

1. Создание ценностно-мотивационного отношения будущих архитекторов к активной социальной деятельности.

2. Изучение будущими архитекторами существующих в РФ приоритетных национальных проектов (их структуры, хода реализации, порядка финансирования и т. п.) и основ социального проектирования.

3. Разработка будущими архитекторами авторских социальных проектов на основе профессиональных знаний в области архитектуры с выполнением презентации или видеоролика в программах Microsoft Office Power Point и Microsoft Movie Maker.

Подготовка будущих архитекторов к активной социальной деятельности будет эффективной, если будет реализован комплекс педагогических условий:

• обеспечить профессиональную направленность студентов к активным социальным преобразованиям жизни общества;

• включить студентов в социальные отношения, во взаимодействие с людьми и социальными

институтами в экономической, политической, духовной и других сферах деятельности;

• создать системно-деятельностную ориентированность на взаимодействие педагога и студентов в работе над изучением хода реализации национальных проектов РФ и учебным социальным проектированием;

• дать установку будущим архитекторам на самореализацию и самоактуализацию в ходе социального проектирования с применением их профессиональных качеств;

• использовать инновационные подходы в оформлении презентаций и видеороликов в программах Microsoft Office Power Point и Microsoft Movie Maker;

• формировать и совершенствовать навыки самостоятельной работы в ходе выполнения студентами-архитекторами социальных проектов;

• применить совокупность педагогических действий, учитывающих индивидуально-личностные особенности студентов и их готовность к позитивным социальным преобразованиям нашего общества профессиональными средствами.

Теоретической базой выделенного комплекса педагогических условий послужили:

- структурный подход к пониманию мотивации социальной активности молодежи (Л. И. Бо-жович, Н. В. Бордовская, А. Г. Маслоу, А. А. Ре-ан, Н. И. Сарджвеладзе, Е. С. Соколова, Г. В. Черняева, Э. С. Чугунова, В. А. Ядов);

- концептуальный подход к подготовке студентов к будущей активной социальной деятельности (Л. В. Горюнова, С. Н. Мартыновская, М. Л. Соколова, Т. В. Солонщикова);

- деятельностный подход, основу которого составляет теория деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин);

- синергетический подход к формированию личности (В. И. Загвязинский, И. Я. Ленер, М. Н. Скаткин, Г. Хакен);

- теория формирования социальной активности будущего специалиста в профессиональной деятельности (В. И. Жернов, А. В. Кирьякова, Т. А. Строкова);

- когнитивный подход, представленный в трудах Л. М. Архангельского, Дж. Келли, И. Я. Лер-нера, М. Н. Скаткина.

Благодаря реализации выделенных педагогических условий в процессе обучения будущих архитекторов удалось осуществить их эффективную подготовку к активной социальной деятельности.

В процессе обучения дисциплине «Реализация национальных проектов РФ» студентам предлагался ряд контрольных заданий, выполняя которые, они могли бы проявить свою готовность к активной социальной деятельности. Наиболее яркое проявление этой готовности выражалось в

выполнении заключительного контрольного задания «Пятый приоритетный национальный проект РФ», который заключался в разработке авторских социальных студенческих проектов, ориентированных на повышение качества жизни граждан РФ и учитывающих следующие направления социальной деятельности:

• архитектурно-градостроительное - «Бионическая архитектура в современном городе», «Безбарьерная среда для инвалидов-колясочников», «Современное эффективное озеленение города», «Трехуровневые дороги в современных городах», «Детский игровой комплекс»;

• экологическое и связанное с проблемами здравоохранения населения - «Дифференцированный сбор мусора», «Чистая и безопасная вода жителям России»; «Сельская медицина в России», «Проблема наркомании и алкоголизма среди молодежи»;

• связанное с сохранением культурного и архитектурного наследия, увеличением умственного и творческого потенциала РФ - «Сохранение архитектурного наследия на территории России», «Обеспечение преемственности культурных традиций», «Современная материально-техническая база для архитектурных вузов», «Увеличение притока талантливой молодежи в науку»;

• связанное с решением проблем социализации и адаптации населения и защитой его от неправомерных актов - «Дети улиц», «Дети, рожденные в неволе», «Проблемы терроризма в России», «Разумное применение смертной казни», «Гастарбайтеры», «Социальное насилие», «Бесправие животных»;

• информационно-рекламное - «О запрете на нецензурную брань», «Телевидение, которое нас убивает»;

• призванное решать проблемы студенчества - «Национальный проект о системе содействия трудоустройству студентов», «Социальное жилье для молодой студенческой семьи», «Заграничные стажировки студентов архитектурной специальности» и т. п.

Выполненные студентами-архитекторами презентации авторских социальных проектов были дополнены клаузурным решением архитектурных объектов, которые были направлены:

- на улучшение визуальной среды, реконструкцию и (или) реставрацию городского центра, современное решение колористического оформления фасадов жилых комплексов спальных районов;

- сохранение исторически значимой городской среды;

- охрану, реставрацию и сохранение памятников архитектуры;

- создание музея деревянного зодчества Пензы и Пензенской области под открытым небом с

Л. В. Гордеева. Чужая речь как предмет риторического анализа на речевых занятиях 6 вузе

целью сохранения немногочисленных сохранившихся до наших дней исторически значимых деревянных домов;

- создание питомников для бездомных животных, для их содержания и оказания им ветеринарной помощи;

- предложение архитектурного решения комплексного объекта для асоциальных людей и плана мероприятий по социализации таких личностей;

- предложение создания развивающего центра, бесплатных мини-бассейнов, спортивных площадок и мини-залов, дешевого и комфортного жилья для выпускников детских домов, центров по дальнейшему трудоустройству сирот, детей-инвалидов, молодых людей с ограниченными физическими возможностями и т. п.;

- создание центра досуга молодежи;

- расширение улиц и дорог, создание дополнительных современных автостоянок (желательно подземных), корректное исправление градостроительных ошибок с учетом нарастающей автомобилизации (с предложениями по изменению градостроительной ситуации своего города).

В рамках статьи нам удалось перечислить лишь основные темы социальных проектов, решаемые сегодня студентами архитектурного факультета. Их практическая значимость несомненна, актуальность очевидна. Более того, многие из них можно было бы применить для реального решения социальных проблем нашего общества уже буквально сегодня.

Анализ всех этих направлений показывает, что социальное проектирование является эффективным средством подготовки будущих архитекторов к активной социальной деятельности.

Примечания

1. Луков В. А. Социальное проектирование: учеб. пособие. 7-е изд. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та: Флинта, 2007. С. 7-9.

2. Беляев А. В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи: дис. ... д-ра пед. наук. Ставрополь, 1997. 315 с.

3. Левикова С. И. Молодежная субкультура. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. С. 392-450.

УДК 378.147:811.161.1

Л. В. Гордееба

ЧУЖАЯ РЕЧЬ КАК ПРЕДМЕТ РИТОРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА НА РЕЧЕВЫХ ЗАНЯТИЯХ В ВУЗЕ

В статье рассматривается вопрос о чужой речи как профессионально значимом коммуникативном феномене. Особое внимание обращается на характеристику особенностей изучения данного феномена в рамках вузовской системы речевой подготовки учителя-словесника.

The article is devoted to speech of another person as the professionally important communicative phenomenon. Special emphasis draws to characteristic of learning features this phenomenon within the framework of university system of speech preparation of the man of letters.

Ключевые слова: чужая речь, жанры чужой речи, способы заимствования и введения чужой информации.

Keywords: speech of another person, genres of speech of another person, ways of borrowing and introduction of the another's information.

Чужая речь является обязательным компонентом профессиональных высказываний учителя-словесника, профессия которого требует качественной переработки и использования разнообразной информации с целью решить триединую задачу: сформировать предметные компетенции школьников, оказать воспитательное воздействие на личность учеников, развить механизмы восприятия и переработки школьниками данной информации. Однако, используя разнообразные источники, педагог не всегда успешно включает их в профессиональную речь. Так, к частотным коммуникативным недостаткам, связанным с воспроизведением содержания первоисточников, мы относим единообразный характер педагогических высказываний, разрушение жанрово-стилис-тического единства монологов учителя и урока в целом, дословный пересказ источников с одновременным отсутствием ссылок на них и мн. др. Необходимость устранения этих недостатков требует специальной работы в вузе, которая сможет обеспечить формирование специфических профессиональных умений, связанных с качественным воспроизведением сведений из первоисточников и включением в содержание педагогических монологов, созданных на их основе, креативных элементов.

В содержание опытного обучения входят сведения о способах заимствования чужой информации (полном и индибидуально-абторском), способах введения чужой речи в педагогический

© Гордеева Л. В., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.