Научная статья на тему 'Авторские социальные проекты как средство формирования готовности будущих архитекторов к активной социальной позиции'

Авторские социальные проекты как средство формирования готовности будущих архитекторов к активной социальной позиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / SOCIAL ACTIVITY / YOUTH PROFESSIONAL SOCIAL ACTIVITY / PROFESSIONAL SOCIALLY-PERSONAL COMPETENCES / INDIVIDUAL DESIGNING / RUSSIAN FEDERATION PRIORITY NATIONAL PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никонова Елена Равильевна

В статье выявлены пути, связанные с формированием готовности будущих архитекторов к социальноактивной жизненной позиции (на примере обучения дисциплине «Реализация национальных проектов РФ»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никонова Елена Равильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Author's social projects as means of formation of readiness of the future architects to the active social position

In the article, the ways connected with formation of readiness of the future architects to socially-active vital position (on an example of training to discipline «Realization of national projects of the Russian Federation») are revealed.

Текст научной работы на тему «Авторские социальные проекты как средство формирования готовности будущих архитекторов к активной социальной позиции»

Для проверки обоснованности различий в достижении уровней становления проектной культуры при использовании различных форм и методов освоения проектной деятельности в экспериментальных и контрольной группах мы применили критерий тенденций Джонкира (критерий S), предназначенный для выявления тенденций изменения признака при переходе от выборки к выборке при сопоставлении не менее трех выборок. Статистически достоверные результаты подтвердили сформулированную гипотезу: тенденция, характеризующая положительную динамику становления проектной культуры, при переходе от группы к группе не случайна, а обусловлена выбором используемых организационных форм и методов, применяемых в технологии.

Данные свидетельствуют о формировании у студентов познавательной активности, самостоятельности в поиске наиболее эффективных решений, в сопоставлении предложенных идей с реальным состоянием инновационных процессов, происходящих в регионе и в стране в целом.

Таким образом, было доказано значение специально организованной системы социального проектирования в вузе, как одного из условий достижения цели становления и развития проектной культуры студентов.

Позитивные итоги формирующего этапа эксперимента дают основание констатировать, что в процессе реализации педагогический модели произошли заметные изменения в формировании каждого из компонентов в структуре проектной культуры личности, а именно усилилась мотивация участия студентов в социально-значимой проектной деятельности, что повлекло за собой увеличение количества инноваторов, и, как следствие, повышение эффективности реализации молодежной политики в вузе и в Ульяновской области в целом. Ощутимы изменения в целеполагании: цели проектной деятельности отвечают реальным потребностям социума, в проектах содержатся подходы и способы, технологии, идеи нестандартных решенийсоци-ально значимых задач. Эксперты отмечают улучшение качественных показателей выполненных студентами проектов, все больше проектов реализуется как внутри университета, так и за его пределами.

Библиографический список

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. 2-е изд. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО МОД ЭК, 1997. - 352 с.

2. Бондаревская Е.В. Теория и практика лич-ностно ориентированного образования. - Ростов-на-Дону, 2000. - 232 с.

УДК 378.091.212.035:72

Никонова Елена Равильевна

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

twisterNK@mail.ru

АВТОРСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ К АКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ

В статье выявлены пути, связанные с формированием готовности будущих архитекторов к социальноактивной жизненной позиции (на примере обучения дисциплине «Реализация национальных проектов РФ»).

Ключевые слова: социальная активность, профессиональная социальная активность молодежи, профессиональные социально-личностные компетенции, индивидуальное проектирование, приоритетные национальные проекты Российской Федерации.

Перестроечные процессы, происходящие в нашей стране, привели к снижению жизненного уровня людей, и наше правительство обратило внимание на то, что такие стороны жизни социума, как здравоохранение, образование, строительство жилья и развитие агропромышленного комплекса не полу-

чают достаточного финансирования. Поэтому с 2005 года в стране запущены и выполняются приоритетные национальные проекты «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и «Развитие АПК», направленные на качественное улучшение этих сторон жизни россиян. С 2009 года эти проекты

© Никонова Е.Р., 2011 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4

157

реорганизованы в долгосрочные программы. Благодаря их поэтапной реализации, социальное развитие нашей страны несколько улучшилось.

Анализ сложившейся в этой области ситуации выявил, что одной из составляющих эффективной реализации этих проектов является активная социальная позиция людей, непосредственно участвующих в их разработке и претворении в жизнь. Но перестроечные процессы, привели еще и к резкому снижению социальной активности общества, в целом, и молодежи, в частности. Это обстоятельство оказалось существенным тормозом в успешном развитии нашего общества. В результате возникает проблема формирования социально-активной жизненной позиции граждан нашей страны. Особенно важно ее развивать у студенческой молодежи, так как их активная социальная позиция является определяющей в перспективном развитии социума.

Традиционно в высших технических учебных заведениях эта задача решается в рамках дисциплин гуманитарного комплекса («Политология», «Социология», «История отечества» и т.п.). Но здесь существуют проблемы, которые обусловлены тем, что они формируют социальную активность общей направленности и иногда отстают от бурно развивающихся перестроечных процессов. Безусловно, что социальную активность профессиональной направленности можно формировать в рамках любой учебной дисциплины технического вуза. Но для этого нужно, чтобы она была включена в перечень задач этой дисциплины, чтобы ее содержание было связано с этой задачей и чтобы для этого было отведено соответствующее учебное время. Ситуация же показывает, что ни одна из учебных дисциплин (кроме дисциплин гуманитарного комплекса) не имеет выделенных компонентов. Кроме этого постоянно нарастающая тенденция сокращения учебного времени не позволяет отводить его на формирование социально активной жизненной позиции у студентов.

В качестве регионального компонента в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства была введена дисциплина «Реализация национальных проектов РФ», которая преподается в том числе и на архитектурном факультете. Ее содержание предполагает формирование профессиональной социальной активности, потому что будущие архитекторы должны осознавать социальные проблемы страны и уча-

ствовать в их решении в ракурсе выбранной профессии. Каждый национальный проект страны предполагает проектирование и строительство центров высоких медицинских технологий, современных больниц, школ, доступного и комфортного жилья, как в городе, так и на селе. И уже буквально завтра от будущих архитекторов может потребоваться умение создавать собственные индивидуальные социальные проекты для нашей страны и участвовать в их реализации.

Под активной социальной позицией будущих архитекторов понимается их инициатива и деятельность, направленные на положительные изменения жизни общества с внесением гармоничных преобразований в окружающую жизнь и среду в рамках выбранной профессии. Для ее формирования использовалась система базовых социально-личностных компетенций. Адаптация этих компетенций к вышеназванной дисциплине выглядит следующим образом:

1. Персональная, (индивидуальная), которая означает готовность к индивидуальному самостоятельному восприятию актуальных социальных проблем в нашей стране, пониманию и анализу различных сложных ситуаций, к самопознанию, саморазвитию, самоактуализации и, в конечном итоге, к самореализации в профессиональной деятельности.

В нашем случае - это готовность и способность понимать социальную целевую направленность дисциплины «Реализация национальных проектов РФ» и возможность почувствовать свою сопричастность к судьбе страны.

2. Компетенция смыслового взаимодействия между людьми, означающая готовность к психологическому взаимодействию и профессиональному сотрудничеству с преподавателем, группой, другими членами общества.

Эта компетенция предполагает умение студен-тов-архитекторов свободно и уверенно владеть приемами общечеловеческого и профессионального общения на основе саморазвития, самообразования и самосовершенствования.

3. Инновационно-информационная, которую автор трактует как владение передовыми инновационными технологиями (в частности умение оформить презентацию своего индивидуального социального проекта с использованием новейших технологий), готовность работать с различными формами подачи информации (интернет, СМИ, телевидение и т.п.).

158

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

Она рассматривается как способность будущих архитекторов собирать, анализировать и систематизировать материал для создания индивидуального социального проекта, используя современные мультимедийные программы, с его возможной дальнейшей реализацией в ракурсе выбранной профессии.

4. Профессиональная квалификация архитектора, т.е. гармоничное единство теоретических и практических навыков для осуществления в будущем профессиональной и социально-активной деятельности.

Эта компетенция подразумевает способность будущих архитекторов понимать свою социальную и профессиональную значимость и готовность применять в будущей профессии знания, полученные при изучении дисциплины «Реализация национальных проектов РФ» [1].

Однако и педагог должен обладать профессиональными компетенциями, позволяющими ему:

- включить студента в систему межличностных отношений;

- быть высоконравственным человеком и служить примером для воспитания нравственности у студентов;

- создавать тематические ситуации, насыщенные переживаниями, позволяющими студентам воспринимать социальное проектирование, как авторское социальное проектирование, т.е. учащиеся должны научиться участвовать в развитии внутренней политики страны;

- через воспитание, как органическую часть образовательной системы, создавать условия для развития социальной активности личности, её жизненного становления и самоутверждения;

- рассматривать воспитание как процесс управления развитием социально-активной личности через создание благоприятной воспитательной среды, её наполнение разнообразными формами и методами, позволяющими максимально реализовать способности и дарования каждой личности;

- стараться достигать понимания интересов и устремлений студентов, их внутреннего мира, своевременно корректируя и даже устраняя негативные процессы;

- педагогически грамотно осуществлять оценивание авторских студенческих работ, вовлекая в это всю студенческую аудиторию;

- служить значимым и ярким примером для студентов во всем [2].

В процессе обучения, когда были сформированы эти компетенции, студентам предлагался ряд контрольных заданий, выполняя которые они могли бы проявить свою социальную активность. Проявление этой активности выражалось в разработке индивидуальных студенческих авторских проектов, которые можно поделить на следующие группы:

Студенческие:

- сложности с проведением учебных производственных и технологических практик, которые должны давать опыт работы в выбранной профессии;

- отсутствие связи с другими вузами нашей страны и зарубежными высшими учебными заведениями с целью накопления и передачи опыта;

- отсутствие современной материально-технической базы в вузе и, как итог, проект-идея нового архитектурного учебного корпуса и выставочного павильона для демонстрации лучших студенческих творческих работ.

Профессиональные (архитектурные):

- архитектурное преобразование городской среды (улучшение визуальной среды, реконструкция и (или) реставрация городского центра, современные колористические решения спальных районов и т.п.);

- сохранение исторически значимой городской среды;

- охрана, реставрация и сохранение памятников архитектуры;

- создание музея деревянного зодчества Пензы и Пензенской области под открытым небом с целью сохранения немногочисленных сохранившихся до наших дней исторически значимых деревянных домов;

- создание питомников для бездомных животных, для их содержания и оказания им ветеринарной помощи (с предложением архитектурного решения объекта);

- судьба людей без определенного места жительства (с предложением архитектурного решения комплексного объекта и плана мероприятий по социализации таких личностей);

- судьба брошенных детей и сирот (с предложением создания архитектурного проекта-идеи развивающего центра, бесплатных мини-бассейнов, спортивных площадок и минизалов, дешевого и комфортного жилья для выпускников детских домов, центров по дальнейшему трудоустройству сирот, детей-инвалидов, молодых людей

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4

159

с ограниченными физическими возможностями и т.п.);

- досуг молодежи (с созданием архитектурного проекта-идеи досугового центра);

- расширение улиц и дорог, создание дополнительных современных автостоянок (желательно подземных), корректное исправление градостроительных ошибок с учетом нарастающей автомобилизации (с предложениями по изменению градостроительной ситуации своего города).

Общечеловеческие и молодежные:

- «Дети ВОВ»;

- экологические;

- коррупция и бюрократизм;

- фашизация и экстремистские настроения молодежи;

- рост преступности и социальное насилие;

- алкоголизация страны (алкоголизация молодежи) и, как следствие, деградация и вымирание населения.

Анализ всех этих направлений показывает, что в ходе изучения дисциплины «Реализация нацио-

нальных проектов РФ» был продемонстрирован достаточно высокий уровень социальной активности студентов-архитекторов.

Библиографический список

1. Акмеология: методология, методы и технологии. Материалы научной сессии / под общ. ред. А.А. Деркача. - М., 1998.

2. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

3. НайнишЛ.А., ФетисовА.Н., КожеуровА.А. Педагогические условия подготовки конкурентоспособного специалиста в рамках ассоциации «Университетский учебный комплекс»: Монография. - Пенза, 2008.

4. Седова Н.Н. Мораль и социальная активность (опыт социологического исследования) // Социол. исслед. - 2004. - № 8.

5. Шадриков В.Д. Базовые компетенции педагогической деятельности // Сибирский учитель. -2007. - Вып. № 6 (54).

УДК 37.013(075)

Трубников Александр Петрович

Курский государственный университет centr-monolit@mail. т

КЛУБНЫЙ КОЛЛЕКТИВ В СИСТЕМЕ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА

Автор анализирует социально-психологические и педагогические основы организации деятельности клубного коллектива, обеспечения его социализирующего влияния на подростков и старшеклассников. В поле зрения автора оказываются механизмы и факторы сплочения клубного коллектива, мотивации включения старших школьников в социально-значимую деятельность, формирования в них социальной ответственности.

Ключевые слова: клуб, клубная деятельность, клубный коллектив, сплоченность, организованность, социальная ответственность личности старшего школьника.

Возрастающее значение общественных объединений молодежи, в том числе и подростков, старшеклассников, студентов; растущая степень их влияния на социально-нравственное развитие юношества, формирование основных социальных, психологических и личностных свойств будущих граждан страны, придают осуществлению социально-педагогической поддержки таких молодежных объединений, координации их деятельности, актуализации личностного и группового потенциала клубов и их членов характер насущной государственной задачи, вписываются в логику стратегической молодежной политики государства. Клубный коллек-

тив позволяет решать широкий спектр вопросов социализации и воспитания молодежи, развивать опыт социального взаимодействия, партнерства, отстаивания своего мнения, но и уважения мнения других; формирует устойчивые навыки социально одобряемого поведения и отношений, учит принимать на себя ответственность, но и быть ответственным перед своим коллективом. Коллективизм при этом не выглядит традиционным способом «стандартизации» личности, ее нивелировки, не ведет к утрате человеческой индивидуальности, - наоборот, - при правильной инструментовке и грамотной позиции педагога он становится важным фактором личностного

160

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

© Трубников А.П., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.