УДК 378.091.212.035:72 E. P. Никонова
ББК 74.5 Старший преподаватель
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОДГОТОВКИ АРХИТЕКТОРОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ВУЗЕ
В статье идет речь о принципиально новых подходах в подготовке архитекторов к профессиональной деятельности в процессе учебного социального проектирования в вузе и формировании у них необходимых компетенций.
Ключевые слова: приоритетные национальные проекты РФ, социально-личностные компетенции, компетенция социализации, коммуникативная компетенция.
E. R. Nikonova Senior lecturer
COMPETENCE-BASED COMPONENT OF THE TRAINING OF ARCHITECTS FOR THE PROFESSIONAL ACTIVITY IN THE PROCESS OF SOCIAL PLANNING IN HIGH SCHOOL
The article referred to the principally new approaches in the preparation of architects for the professional activity in the course of the school of social engineering in the University and to develop the necessary competencies.
Key words', priority national projects of the Russian Federation, social and personal competence, competence socialization, communicative competence.
Современный этап развития общества характеризуется внедрением в нашей стране различных социальных проектов, вложением сил и средств в самое главное - в человеческий капитал. С 2005 года в Российской Федерации успешно реализуются приоритетные национальные проекты, которые являются социальными и направлены на качественное улучшение жизни россиян.
Одними из составляющих этих проектов являются проектирование и строительство доступного и комфортного жилья в городе и на селе, медицинских центров высоких технологий, инновационных школ и вузов. Это обстоятельство предполагает участие в них специалистов строительных специальностей, в том числе и архитекторов. Уровень эффективности такого участия определяется качеством их подготовки к профессиональной деятельности в процессе учебного социального проектирования в вузе.
С введение в Пензенском университете архитектуры и строительства в 2007 году дисциплины «Реализация национальных проектов РФ» появилась реальная возможность готовить таких специалистов, в частности на архитектурном факультете.
До введения в учебные планы вуза вышеназванной дисциплины
социально-личностные компетенции, например, формировались на основе изучения гуманитарного блока дисциплин. Но это были компетенции общей направленности, которые не могли готовить архитекторов к современной профессиональной деятельности, обусловленной социальным заказом. А профессиональные компетенции архитектора, соответствующие основным видам профессиональной деятельности, выглядели следующим образом:
- овладение приемами проектирования объектов архитектурной среды;
- осуществление мероприятий по реализации принятых проектных решений;
- планирование и организация процесса архитектурного проектирования;
- способность продолжить образование.
С другой стороны в требованиях к уровню подготовки архитекторов указано, что будущий специалист должен:
- владеть объемом общегуманитарных, естественнонаучных, инженернотехнических и профессиональных знаний, необходимых для высокопрофессионального осуществления своей деятельности, методами их использования при выработке перспективных решений преобразования среды;
- знать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, уметь учитывать их при разработке экологических и социальных проектов.
Однако выделенные требования учитывают формирование лишь некоторых знаний и умений, которыми должен обладать архитектор, а дисциплины, которая способствовала бы получению знаний о перспективном изменении социальной среды и учила бы разработке социальных проектов, ранее в учебных планах архитектурно-строительных вузов не было.
Компетентностная составляющая имеет достаточно сложную структуру, которая определяется описательной компетентностной моделью выпускника вуза по направлению подготовки «Архитектура» 270100 (бакалавриат)». Это позволяет считать ее подсистемой процесса профессиональной подготовки.
«Компетентностная модель выпускника вуза по направлению подготовки «Архитектура» 270100 (бакалавриат)» дана в ФГОС ВПО 3 поколения. Компетенции ОК-8, ориентирует на формирование осознания социальной значимости будущей профессии, наличия высокой мотивации к осуществлению профессиональной деятельности, к повышению уровня
io8
профессиональной компетенции. Структура этой компетенции состоит в том, что будущий архитектор:
- осознает социальную значимость своей профессии;
- осознает наличие высокой мотивации к осуществлению профессиональной деятельности и повышению уровня профессиональной компетентности.
Согласно характеристике (обязательного) порогового уровня сформированное™ компетенции выпускник архитектурного факультета строительного вуза:
- знает историческую роль и место профессии в обществе;
- соотносит свою профессию с другими сферами деятельности современного общества;
- понимает ценность профессиональной деятельности;
- распознает уровни профессиональной компетентности;
- формулирует мотивы повышения уровня профессионального мастерства.
Однако, как показал анализ существующей ситуации, сознание социальной значимости профессии и соотнесение полученной профессии с другими сферами деятельности современного общества (в частности с развитием его социальной сферы) ни один предмет строительного вуза не формирует. Но в учебных планах ФГОС ВПО 2 поколения существует дисциплина "Реализация национальных проектов РФ", которая готовит архитекторов к профессиональной деятельности в процессе социального проектирования в вузе на основе базовых социально'-личностных и профессиональных компетенций. Ее основная цель - научить архитекторов социальному проектированию и тем самым подготовить их к эффективной профессиональной деятельности.
В рамках изучаемого педагогического процесса нами были выделены пять основных базовых социально-личностных компетенций - персональная, коммуникативная, учебно-познавательная, инновационно-информационная, профессиональная компетенция архитектора.
Рассматривая количественный состав компетенций, обращаемся к "Глоссарию терминов рынка труда, разработки стандартов..." ЕФО и выясняем, что существуют четыре модели (способа) определения компетенций, которые основаны на:
1) параметрах личности;
2) выполнении задач и деятельности;
3) выполнении производственной деятельности;
4) управлении результатами деятельности.
К рассмотрению принимаем первую модель с включением элементов второй. Согласно Глоссарию в состав первой модели входят "... личные качества и опыт, которым обладает человек: знание, образование, подготовка и другие личные характеристики, которые позволяют ему эффективно выполнять свою деятельность"[1].
Подробный анализ рассматриваемых компетенций позволил трактовать их следующим образом:
1. Персональная (индивидуальная) компетенция, означающая готовность к индивидуальному самостоятельному восприятию актуальных социальных проблем в нашей стране, пониманию и анализу различных сложных ситуаций, к самопознанию, саморазвитию, самоактуализации и, в конечном счете, к самореализации в профессиональной деятельности.
В ее состав входят:
- психологическая готовность студентов к самостоятельному анализу социальных проблем при изучении дисциплины «Реализация национальных проектов РФ»;
- формирование социальной направленности научной и творческой
деятельности, благодаря рациональному распределению своего времени (на архитектурном факультете выделено много часов в учебном плане для того, чтобы студенты смогли в полном объеме овладеть профессиональной дисциплиной «Архитектурное
проектирование»). Однако нельзя забывать о том, что социальное проектирование поможет сформировать социальные свойства и качества личности будущего архитектора и определить его связь с социумом;
- готовность к постоянному саморазвитию, самообразованию и самосовершенствованию;
- готовность гармонизировать окружающий мир социальным проектированием с применением профессиональных знаний в области архитектуры.
Следовательно, персональная (индивидуальная) компетенция - это осознанная готовность и способность понимать социальную целевую направленность дисциплины "Реализация национальных проектов РФ" и возможность почувствовать свою сопричастность к судьбе страны.
2. Коммуникативная компетенция, обозначающая готовность к психологическому взаимодействию и профессиональному сотрудничеству с преподавателем, группой, другими членами общества.
iic
К ней принадлежат:
- гражданственность, ибо изучаемая дисциплина направлена на изучение хода реализации основных социально-значимых национальных проектов нашего государства - Российской Федерации;
- готовность работать в коллективе;
- свободное и уверенное владение приемами общечеловеческого и профессионального общения;
- готовность внимательно выслушать и оценить мнение других (преподавателя, сокурсников);
- способность участвовать в диспутах и дискуссиях в учебных группах, доказывать и отстаивать свою точку зрения;
- готовность принимать и уважать точку зрения другого человека (преподавателя, сокурсников) по обсуждаемой теме.
Формирование коммуникативной компетенции существенно расширит
возможности самореализации и адаптации будущих архитекторов.
Коммуникативная компетенция способствует разностороннему развитию личности студентов-архитекторов и предполагает необходимость сочетания учебной деятельности с социальным проектирование в ракурсе выбранной профессии, направленным на развитие личностных качеств обучающихся (нравственность, гражданственность, соучастие, сопричастность, неравнодушие), их познавательной активности (анализ насущных социальных проблем страны), самореализации и социализации.
Кроме коммуникативной компетенции у будущих архитекторов в ходе изучения дисциплины «Реализация национальных проектов РФ» формируются следующие компетенции: учебно-познавательная,
информационная, инновационно-информационная, социализации.
3. Учебно-познавательная компетенция — это совокупность умений
и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами
целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.
4. Инновационно-информационная компетенция — это
способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию. Анализ ситуации показал, что в Российской Федерации ведется весьма сомнительный анализ социальных проблем, который в основном опирается лишь на общественное мнение.
Задача архитектора - глубокий анализ и расширенный поиск информации по интересуемой социальной проблеме, сравнение с решением идентичной проблемы за рубежом, выявление новых способов решения проблемы в своем отечестве, обработка полученных данных для принятия проектного решения.
В настоящем исследовании она трактуется еще и как готовность к овладению передовыми инновационными технологиями (в частности, умение оформить свое сообщение в виде мультимедиа-материала), способность работать с информацией, которая дается в Интернете и в СМИ. Она рассматривается как:
- готовность самостоятельно собирать и анализировать информацию о ходе реализации приоритетных национальных проектов РФ;
- способность преобразовывать (делать выводы, прогнозировать развитие той или иной ситуации, выделять самостоятельно позитивные и (или) негативные стороны реализации приоритетных направлений социального развития нашей страны и т.д.), информацию с учетом требований педагога (для устного сообщения, реферата, презентации);
- способность свободно владеть компьютерными программами для создания презентаций и слайд-шоу, монтажа видеороликов на тему собственного социального проекта в рамках изучаемой дисциплины «Реализация национальных проектов РФ»;
- готовность находить необходимую информацию для написания авторского социального проекта, оформлять материал применяя профессиональные знания композиции, колористики и цветоведения, шрифтов.
5. Профессиональная компетенция архитектора, т.е. гармоничное единство теоретических и практических навыков для осуществления в будущем профессиональной и социальной деятельности.
Эта компетенция подразумевает:
- готовность применения в будущей профессии знаний, полученных при изучении дисциплины «Реализация национальных проектов РФ»;
- способность к осознанию своей социальной и профессиональной значимости;
- готовность адекватно и гибко приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям труда и жизни в обществе;
- готовность осуществлять возможное руководство профессиональным коллективом, т.к. постоянно растущее стремление изменить себя обязательно будет служить положительным стимулом для изменения коллектива и общества вокруг себя.
Правильно сформированная система вышеперечисленных компетенций в рамках дисциплины «Реализация национальных проектов РФ» позволяет эффективно готовить архитекторов к профессиональной деятельности в процессе социального проектирования вузе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Глоссарий терминов профессионального образования и рынка труда / Авт.-сост.: О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева. - М.: Центр изучения проблем проф. образования, 2001. - 64 с.
REFERENCES
1. Glossary of vocational education and labour market / O.N. Olejnikov, A.A. Murav'ev. Moscow, Centr izuchenija problem prof. obrazovanija, 2001. 64 p.
Информация об авторе
Никонова Елена Равильевна (Россия, г. Пенза) - Старший преподаватель кафедры ГРАДО. Пензенский государственный университет архитектуры и строительства. E-mail: twisterNK@mail.ru
Information about the author
Nikonova Elena Ravil'evna (Russia, Penza) - Senior lecturer of the department of GRADO. Penza state university of architecture and construction. E-mail: twisterNK@mail.ru