Научная статья на тему 'Индивидуальное социальное проектирование как средство подготовки будущих архитекторов к самореализации и самоактуализации'

Индивидуальное социальное проектирование как средство подготовки будущих архитекторов к самореализации и самоактуализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / SOCIAL PROJECTS / SOCIAL DESIGNING / MOTIVATION OF SOCIAL ACTIVITY / INDIVIDUAL ARCHITECTURAL DESIGNING / INDIVIDUAL SOCIAL DESIGNING / SELF-REALIZATION / SELF-ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никонова Елена Равильевна

Изложены материалы исследования проблемы самореализации и самоактуализации будущих архитекторов как основы их подготовки к активной социальной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никонова Елена Равильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL SOCIAL DESIGNING AS MEANS OF PREPARATION OF THE FUTURE ARCHITECTS TO SELF-REALIZATION AND SELF-ACTUALIZATION

The article shows materials of research of the problem of self-realization and self-actualization of the future architects as bases of their preparation for active social activity.

Текст научной работы на тему «Индивидуальное социальное проектирование как средство подготовки будущих архитекторов к самореализации и самоактуализации»

УДК 378.02:37.016

Е. Р. Никонова

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ

Изложены материалы исследования проблемы самореализации и самоактуализации будущих архитекторов как основы их подготовки к активной социальной деятельности.

Ключевые слова: социальные проекты, социальное проектирование, мотивация социальной активности, индивидуальное архитектурное проектирование, индивидуальное социальное проектирование, самореализация, самоактуализация.

Приоритетные национальные проекты Российской Федерации - это социальные проекты, они реализуются в нашей стране с 2005 г. и направлены на качественное улучшение жизни россиян в области образования, здравоохранения, жилищного строительства и развития агропромышленного комплекса. Именно эти сферы затрагивают в России каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал» - образованную и здоровую нацию. От их состояния зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны. Каждый из проектов предполагает конструирование и строительство совершенно уникальных зданий и сооружений, создание новой пространственной среды.

Очевидно, что деятельность, связанная с разработкой и внедрением указанных проектов, является социальным проектированием и имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, позитивной направленности, а также преодолению разнообразных социальных проблем [1]. Данное обстоятельство предъявляет особые требования к тем, кто будет их разрабатывать и внедрять в жизнь. Такие требования характеризуются стремлением человека проявить себя в социуме через отражение своих талантов и способностей в положительном направлении. Известно, эти качества личности принято считать самореализацией и самоактуализацией [2]. В связи с этим возникает вопрос: обладают ли указанными качествами разработчики и исполнители социальных проектов?

Анализ результатов внедрения социальных проектов показал, что одной из причин их недостаточной эффективности является человеческий фактор, который можно характеризовать как отсутствие самореализации и самоактуализации его разработчиков и исполнителей [3] Эту причину обусловило перестроечное время, характерная черта которого

- разрушение старых идеалов. На их смену еще не пришли новые идеалы, имеющие позитивную социальную ориентацию [4]. Формирование такой позиции - задача нашего общества. С особой актуальностью она встает перед профессиональным

образованием, готовящем кадры в том числе для разработки и реализации приоритетных национальных проектов Российской Федерации, обладающие такими личностными качествами, как самореализация и самоактуализация.

По традиции позитивную социальную ориентацию должен формировать гуманитарный комплекс учебных дисциплин («социология», «культурология», «психология» и т. п.). Учитывая специфику технических вузов, следует заметить, что в этом аспекте роль указанного комплекса приобретает особую важность.

Анализ учебных программ блока гуманитарных дисциплин показал, что он дает лишь общие представления:

- об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях;

- о культуре как целостном явлении и определении наиболее общих законов ее функционирования, а также анализе феномена культуры как системы;

- о поведении и психических процессах в психике людей и т. д.

Но ни одна из учебных дисциплин целенаправленно не формирует у будущих специалистов таких личностных характеристик, благодаря которым он может приобрести положительную социальную направленность. Этот факт подтверждает исследование научных разработок в области социального проектирования (Тощенко Ж. Т., Антонюк Г. А., Булгаков С. Н., Степин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А., Бестужев-Лада И. В., Ядов В. А.), которое показало, что на практике знания, связанные с областью социальных наук, используются в недостаточной степени.

С 2007 г. в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства на всех специальностях была введена дисциплина «реализация национальных проектов РФ» с целью ознакомления с современными направлениями социального развития страны. Появилась возможность в ходе ее изучения готовить будущих архитекторов к активной социальной деятельности.

Почему были выбраны именно архитекторы? Ответ на этот вопрос был получен при анализе строительных профессий. Он показал, что самореализация и самоактуализация в наибольшей степени необходимы творческим профессиям. Эта отличительная черта в полной мере должна быть присуща будущим архитекторам. Но опыт работы показал, что далеко не все из них обладают указанными качествами и готовы к активной социальной деятельности.

Самореализация и самоактуализация для сту-дентов-архитекторов является важной составляющей их будущей деятельности. На базе вышеназванного вуза в течение четырех лет в условиях естественного учебного процесса проводилась исследовательская работа. Ее цель - доказать, что индивидуальное социальное проектирование является средством подготовки будущих архитекторов к самореализации и самоактуализации.

Решался блок задач:

- развитие устойчивой мотивации к активной социальной деятельности;

- формирование системы знаний о социальном развитии РФ (в частности о приоритетных национальных проектах) и основах социального проектирования;

- подготовка к использованию профессиональных знаний при разработке индивидуальных социальных проектов.

Решение выделенного блока задач опиралось на принципы доступности, системности, последовательности, самореализации, сознательности, гражданственности и социальной активности [5]. Система регулятивных принципов познавательной активности позволила выделить следующие подходы к целенаправленной подготовке будущих архитекторов к активной социальной деятельности, а значит, к самореализации и самоактуализации:

- ценностно-мотивационный, который поэтапно выстраивался от определения исходного уровня мотивационного отношения к активной социальной деятельности, через создание ценностно-мотивационного отношения к ней к эффективному формированию устойчивого ценностно-мотивационного отношения;

- когнитивный - от установления базового уровня знаний о существующих в РФ приоритетных национальных проектах и основах социального проектирования через изучение вышеперечисленного к индивидуальному социальному проектированию на основе профессиональных знаний в области архитектуры;

- деятельностный - через выявление исходного уровня готовности к активной социальной деятельности; сбор информации и анализ существующей ситуации по современным социальным проб-

лемам РФ к разработке и презентации индивидуального социального проекта.

Характеризуя выделенные подходы, следует сказать, что:

1. Для развития устойчивой мотивации к самореализации и самоактуализации студенты-архитекторы должны осмыслить и понять ценность своего возможного интеллектуального и профессионального роста. Активная деятельность на благо общества, умение отстаивать свои интересы, потребность в познании жизни социума, акцентирование внимания на насущных социальных проблемах помогут не только в карьерном росте, благополучии и успехе, но и самореализации и самоактуализации. Однако и удовлетворенная потребность человека в признании дает ему возможность адекватно жить и трудиться с сознанием того, что он полезен и необходим социуму [6]. Мотивация должна носить яркий эмоциональный позитивный характер, это способствует выявлению целостности и целенаправленности профессиональной деятельности будущих архитекторов. Если речь идет о самореализации и самоактуализации, то мотивация «быть» должна преобладать над мотивацией «иметь» [7]. Для творческой специальности «архитектура» мотивация намечает своеобразную траекторию движения социально-психологических установок, определяет развитие специалиста в профессиональном отношении, формы проявления и меру его творческой активности, а социальные мотивы должны быть связаны с общественной жизнью, социально значимыми категориями (труд, страна, народ и др.) [8].

2. Когнитивный компонент подготовки будущих архитекторов к самореализации и самоактуализации в высших архитектурно-строительных учебных заведениях рассматривался недостаточно глубоко. В нашем случае студенты в ходе изучения дисциплины «реализация национальных проектов РФ» смогли не только полно и всесторонне изучить ход реализации приоритетных национальных проектов в нашей стране, но и получить знания основ социального проектирования. В течение учебного года ими был выполнен ряд контрольных работ, заключительным этапом стал индивидуальный социальный проект, который по аналогии с приоритетными национальными проектами страны назывался «Пятый виртуальный социальный проект».

3. Деятельностная составляющая подготовки будущих архитекторов к самореализации и самоактуализации также до изучения дисциплины «реализация национальных проектов РФ» практически не решалась в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства. Разработанная авторская методика этой дисциплины пред-

лагает студентам создать презентации на собственный социальный проект в виде слайд-шоу в программе Microsoft Power Point или видеороликов в Windows Movie Maker.

Проектирование для архитекторов - дисциплина творческая. Обучение происходит по двум направлениям: типовое и индивидуальное архитектурное проектирование. В наибольшей степени творчество проявляется в индивидуальном архитектурном проектировании [9]. Оно позволяет не только более полно учесть функции проектируемого объекта и найти в нем каждому свое место, но и максимально точно удовлетворить запросы заказчика. Архитектурные проекты создаются людьми и для людей. Это свидетельствует об их социальной направленности. Если архитектурный проект решает насущные социальные задачи, т. е. включается еще одна установка - «во имя людей», «на благо людей», «в защиту людей», «в защиту окружающей среды», «в защиту животных» и т. п., то его можно назвать индивидуальным социальным проектом [10].

С помощью индивидуального социального проектирования, на наш взгляд, можно эффективно формировать активную социальную позицию будущих архитекторов, т. е. помочь им осмыслить культурную миссию возрождения гармоничной архитектурной среды, стимулированную позитивной социальной деятельностью [11]. Индивидуальное социальное проектирование не только наделяет студентов-архитекторов чувством сопричастности к судьбе отечества, гражданственности и высокой нравственностью, но и помогает им самореализоваться и самоактуализироваться в будущей профессии [12].

На примере дисциплины «реализация национальных проектов РФ» и индивидуального социального проектирования в заключительном контрольном задании «Пятый виртуальный социальный проект» и созданной презентации студентам-архитекторам удалось осуществить решение ряда насущных проблем нашего государства с применением знаний по архитектуре.

Можно выделить основные темы студенческих социальных проектов:

Архитектурная гармонизация городской среды

- Проблемы транспортной сети в России с презентацией проекта трехуровневых дорог с автостоянками.

- Улучшение городской среды с помощью создания бионических архитектурных объектов и гармонического включения их в городской ландшафт (создание проектов бионических объектов в среде своего города).

Развитие культуры

- Повышение уровня российского искусства и улучшение уровня жизни творческой интеллиген-

ции (проект выставочного павильона графики, живописи и скульптуры).

Рекламные

- Здравый разум будущего или медиаобразование (проект-реклама).

- За чистоту русского языка (проект-реклама).

Здравоохранение

- Сельская медицина в России (проект-идея сельской больницы).

Экологические

- Чистая и безопасная вода - жителям России (проект-идея завода современной технологии очистки воды).

- Эффективное озеленение города - проект (фрагментарный) озеленения некоторых микрорайонов и общественного центра.

- Эффективная сортировка и сбор мусора - дизайнерское предложение уникальных по функциям и разнообразных по цвету контейнеров.

Студенческие

- Содействие трудоустройству студентов - проект центра трудоустройства молодых специалистов.

- Обеспечение доступным жильем молодой студенческой семьи (проект доступного социального жилья).

Защита, лечение и адаптация больных и асоциальных людей

- Хосписная и паллиативная помощь с созданием проекта учреждения инновационной медико-социальной помощи.

- Проблема наркомании и алкоголизма среди молодежи - создание проекта центра медикаментозной помощи, психологической поддержки, коррекции и адаптации.

- Против социального насилия - проект центра психологической помощи людям, пострадавшим от социального насилия.

- Проблема гастарбайтеров - создание проекта центра помощи гастарбайтерам.

- Безбарьерная среда для инвалидов-колясочни-ков - проект (фрагментарный) изменения среды своего города.

- Дети улиц (проект-идея центра временного содержания, развития и адаптации беспризорных детей).

Защита животных

- Бесправие животных - защита «братьев наших меньших» с проектированием питомника для временного проживания бездомных животных и оказания им своевременной ветеринарной помощи.

Можно было бы перечислять студенческие идеи еще и еще. Все они разнообразны по своему содержанию и социальной направленности, достойны внимания, а выполненные презентации и видеоро-

лики наглядно доказывают, что с помощью инди- введена в учебные планы далеко не во всех выс-

видуального социального проектирования нам уда- ших учебных заведениях Российской Федерации.

ется эффективно готовить будущих архитекторов к Именно поэтому мы разработали, апробировали

самореализации и самоактуализации. авторскую методику и можем предложить ее как

Развить и реализовать свои таланты, творческие средство эффективной подготовки будущих специ-

возможности, социальное предназначение студен- алистов к самореализации и самоактуализации че-

там-архитекторам поможет индивидуальное соци- рез активную социальную деятельность (пусть

альное проектирование, которое можно познать, пока еще виртуальную) для внедрения в учебные

изучая дисциплину «реализация национальных программы всего российского архитектурно-стро-

проектов РФ». Нам известно, что эта дисциплина ительного образования.

Список литературы

1. Луков В. А. Социальное проектирование: учеб. пос. 7-е изд. М.: Изд-во Моск. гуманитарного ун-та: Флинта, 2007. 240 с.

2. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского; ред.-сост. Л. А. Карпенко. 2-е изд., Ростов н/Д, 1998.

3. Социальное проектирование и самореализация личности: учеб.-метод. комплекс / ФГОУ ВПО «Северо-Западная академия государственной службы»; авт. В. П. Вершель. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2011. URL: http://szags.ru/index.phtml?id_page=465

4. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980. С. 39.

5. Елисеев О. П. Роль социальной активности будущего специалиста в его профессиональном становлении. URL: http://www.automobul.ru/

pedagogic/the-role-of-social-activity-of-the-future-expert-in-his-professional-development.html

6. Чешев В. В. Модели поведения «понимающей социологии» М. Вебера в свете категорий «поведение» и «деятельность» // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2008. Вып. 1(75). С. 78-88.

7. Лапина Т. С. Социальная активность как фактор и выражение нравственного развития личности / Нравственное развитие личности / под ред. О. П. Целиковой. М.: Московский рабочий, 1969. С. 123-146.

8. Мартыновская С. Н. О критериях актуализации творческого потенциала будущего специалиста // Современные проблемы науки и образования. 2006. № 1 С.70-71.

9. Фокин Ю. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество. М.: Издат. центр «Академия», 2002. 224 с.

10. Мудрик A. В. Введение в социальную педагогику. М.: Ин-т практ. психол., 1997. С. 28.

11. Апресян Р. Г. Ценностные парадигмы воспитания // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2008. Вып. 1(75). С. 89-94.

12. Соколова М. Л. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов в вузе: дис. ... канд. пед. наук, Архангельск, 2001. 202 с.

Никонова Е. Р., соискатель, ст. преподаватель.

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства.

Ул. Г. Титова, 28, Пенза, Россия, 440028.

E-mail: twisterNK@mail.ru

Материал поступил в редакцию 08.08.2011.

E. R. Nikonova

INDIVIDUAL SOCIAL DESIGNING AS MEANS OF PREPARATION OF THE FUTURE ARCHITECTS TO SELF-REALIZATION AND SELF-ACTUALIZATION

The article shows materials of research of the problem of self-realization and self-actualization of the future architects as bases of their preparation for active social activity.

Key words: social projects, social designing, motivation of social activity, individual architectural designing, individual social designing, self-realization, self-actualization.

Penza State University of Architecture and Construction.

Ul G. Titova, 28, Penza, Russia, 440028.

E-mail: twisterNK@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.