Научная статья на тему 'Социальное проектирование в подготовке архитекторов к профессиональной деятельности. Анализ мотивационной составляющей'

Социальное проектирование в подготовке архитекторов к профессиональной деятельности. Анализ мотивационной составляющей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МОТИВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / МОТИВЫ / МОТИВАЦИИ / SOCIAL DESIGN / MOTIVATIONAL COMPONENT / MOTIVES / MOTIVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никонова Елена Равильевна

Основное внимание в данной статье уделено анализу мотивационной составляющей процесса подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в ходе социального проектирования в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никонова Елена Равильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL DESIGN IN PREPARATION OF ARCHITECTS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY. ANALYSIS OF THE MOTIVATIONAL COMPONENT

The main attention in this article is paid to the analysis of a motivational component of process of preparation of architects to professional activity during social design in higher education institution.

Текст научной работы на тему «Социальное проектирование в подготовке архитекторов к профессиональной деятельности. Анализ мотивационной составляющей»

УДК 378.091.212.035:72 ББК 74.5 E. P. Никонова Старший преподаватель

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВКЕ АРХИТЕКТОРОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АНАЛИЗ МОТИВАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ

Основное внимание в данной статье уделено анализу мотивационной составляющей процесса подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в ходе социального проектирования в вузе.

Ключевые слова: социальное проектирование, мотивационная составляющая, мотивы, мотивации.

Е. R. Nikonova Senior lecturer

SOCIAL DESIGN IN PREPARATION OF ARCHITECTS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY. ANALYSIS OF THE MOTIVATIONAL COMPONENT

The main attention in this article is paid to the analysis of a motivational component of process of preparation of architects to professional activity during social design in higher education institution.

Key words: social design, motivational component, motives, motivations.

Введение в 2007 году в учебные планы Пензенского государственного университета архитектуры и строительства дисциплины «Реализация национальных проектов Российской Федерации» (в том числе и на архитектурном факультете) позволило иначе взглянуть на процесс профессиональной подготовки архитекторов. Появилась реальная возможность готовить архитекторов к профессиональной деятельности в ходе освоения учебного социального проектирования.

Если рассматривать процесс подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в ходе освоения учебного социального проектирования, можно обозначить следующие компоненты, на исследование которых ориентируют выбранные педагогические подходы: мотивационный, когнитивный, компе-тентностный и деятельностный. Каждый из них представляет собой достаточно сложное образование. С точки зрения системного подхода это позволяет считать их подсистемами в исследуемой системе профессиональной

подготовки архитекторов. В данной статье рассмотрим подробнее мотивационную составляющую.

При изучении структуры мотивационной составляющей рассматриваемого процесса анализировались работы различных российских и зарубежных авторов. Каждый из них рассматривал мотивацию как сложную многокомпонентную систему, имеющую свою структуру и иерархию.

Элементами мотивационного компонента являются виды потребностей, которые выделяет А.Г. Маслоу. Он считает, что человек нуждается в признании, высокой оценке его достоинств, в уважении людей и возможности уважать себя за достойную деятельность. Потребности человека в признании А.Г. Мас-лоу делит на два вида:

1. Человек желает и стремится чего-либо достичь. Это дает ему ощущение адекватности, компетентности и даже могущества, а значит наступает уверенность, свобода, независимость.

2. Человек хочет иметь достойную репутацию или стать престижным, т.е. заслужить уважение окружающих, считая, что таким образом завоюет в обществе признание, внимание, определенно высокий статус, даже славу.

Удовлетворенная потребность дает человеку возможность адекватно жить и трудиться, зная, что он полезен и необходим социуму.

Неудовлетворенная потребность, напротив, разрушая личность, «съедая» ее изнутри, внушает ей чувство слабости, беспомощности, беззащитности, даже униженности. Такая личность неактивна, ибо находится в постоянном унынии [1].

Мотивы к деятельности в ряде исследований Е.С. Соколовой (иначе, потребности) проявляются в:

- контактах с другими людьми,

- осмыслении себя и своего возможного интеллектуального и профессионального роста,

- активной деятельности на благо общества,

- умении отстаивать свои убеждения и интересы,

- воплощение своих идей в жизнь,

- успешной деятельности,

- потребности и стремлении человека быть в обществе других людей.

- необходимости создания комфортных отношений с другими людьми,

- почтительном отношении, основанном на признании чьих-нибудь достоинств,

- оказании поддержки,

- познании жизни социума,

- акцентирование внимания к себе и своей деятельности,

- благополучии, успехе, влиянии и влиятельности [2].

Надо заметить, что мотивы меняются в зависимости от изменений в обществе: исторических, демографических, социальных, экономических и т.д. От мотивов напрямую зависят цели.

Формирование мотивационного компонента представляет собой систему (в нашем случае подсистему). Ее элементы показал американский психолог А. Маслоу, классифицировав мотивации по принципу относительного приоритета актуализации мотивов. Эта классификация имеет пять уровней, расположенных в иерархической соподчиненности и выглядит следующим образом:

• физиологические потребности - голод, жажда, сексуальность и т.п.;

• потребности безопасности;

• потребности в социальных связях;

• потребности самоуважения;

• потребности самоактуализации.

По А. Маслоу, самоактуализация может стать мотивом поведения, лишь, когда удовлетворены все остальные потребности.

Из всех мотивов основной интерес А. Мас-лоу обращен на потребности в самоактуализации. Исследователь пишет: «Даже когда все эти потребности удовлетворяются, мы все же часто можем ожидать, что если индивид не занимается тем, для чего он предназначен, то вскоре возникнут новые неудовлетворенность и беспокойство. Чтобы находиться в согласии с собой, музыкант должен создавать музыку, художник рисовать, поэт писать стихи. Человек должен быть тем, чем он может быть. Эту потребность можно назвать самоактуализацией. Она означает желание человека самоосуществиться, а именно его стремление стать тем, чем он может быть» [1].

Так формируется самооценка человека. Она считается здоровой и устойчивой тогда, когда человек обладает знаниями и умениями и, чувствуя свою компетентность, считается готовым к профессиональной деятельности. Он ощущает, что может ответственно подойти к выполнению каких-либо действий, реализуя свое собственное «Я», а не идеализированное «псевдо-Я» [1].

Л.И. Божович, исследователь закономерностей формирования личности в области социологии, указывает на то, что каждая личность имеет структуру, а главным системообразующим признаком этой структуры является «внутренняя позиция личности», при условии, что доминируют некоторые мотивы деятельности, они же и выявляют целостность, целенаправленность и всю дальнейшую жизнь личности. «Внутренняя позиция личности» вступает скорее в соподчинение, чем во взаимодействие, с мотивами различных ситуаций. А основой мотивации является эмоциональный феномен и эмоциональная значимость предмета, на который направлена деятельность [3].

Однако социолог В.А Ядов, говоря о важности социальной мотивации в своем труде «Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности» (1979), полагает, что «существует общая направленность интересов личности в определенные сферы социальной активности [4]. Можно полагать, что она формируется на основе более высоких социальных потребностей и представляет собой предрасположенность к идентификации с той или иной областью социальной деятельности (ее не нужно смешивать с направленностью мотивации по Л. И. Божович) [3]. Например, можно обнаружить доминирующую направленность интересов в сферу профессиональной деятельности...» В.А. Ядов считает, что «направленность, как и социальные

установки, обладает свойствами когнитивного, эмоционального и поведенческого характера».

Г. В. Черняева в своих научных исследованиях утверждает, что интерес к социальной мотивации сегодня возрос «не только у российских исследователей, но и у «практических» политиков, профессиональных менеджеров, педагогов и практикующих психологов. Он связывает этот процесс с демократизацией некоторых форм политической жизни общества, с усилением социальных противоречий, конфликтов и нестабильности в социальной и экономической жизни общества, с ростом динамичности современной российской экономики и политики, с кардинальной сменой нормативных социальных систем, разрастанием и усложнением аппарата управления».

Проблема мотивации сегодня суперакту-альна в некоторых сферах профессиональной деятельности и относится к ряду актуальнейших социально-психологических проблем любого современного социального сообщества.

Мотивационная культура личности должна соответствовать принятым в обществе стандартам - деятельностной активности, целенаправленности, эмоциональности и т.д. Выявление особенностей мотивационной культуры личности помогают анализировать структуру мотивационной сферы личности

[5].

Н.И.Сарджвеладзе утверждает, что вопросы «почему» и «зачем» адресуются человеческой деятельности с целью выяснения движущих сил активности, ее мотивационных основ. В данном случае речь идет о мотивационных основах взаимодействия личности с социумом.

Проблеме мотивации человеческой деятельности посвящено множество обобщающих теоретических работ в российской и зарубежной психологии. В них анализируется природа потребностей, целей, стремлений и других движущих сил человеческой деятельности. Среди прочих фундаментальных вопросов проблемы классификации потребностей, выявления иерархического строения их взаимосвязи, выделения специфически человеческих потребностей - являются узловыми.

Человеческие потребности делятся на биогенные, психогенные и социогенные (каждый вид подразделяется на субстанциональный и функциональный).

Сарджвеладзе Н.И. выделяет «два мотивационных источника активности - "быть" и "иметь". Они «представляют собой интегральные динамические тенденции, "пронизывающие" всю мотивационную сферу личности» [6].

Э.С. Чугунова, например, в своих научных трудах выясняла связь профессиональной мотивации и творческой активности инженеров.

Мотивация определяет потенциальные возможности личности, полноту и интенсивность личного вклада в научно-технический прогресс, пассивность или активность субъекта в профессиональной деятельности, намечает своеобразную «траекторию» движения социально-психологических установок [7], определяет развитие специалиста в профессиональном отношении, формы проявления и меру его творческой активности [8], [9].

Мотивация существенно влияет на профессиональную идентификацию - «спайку» личности с профессией, на уровень проявления творческой активности - научного, технического творчества, на успешность управленческой деятельности [7, 8, 9].

Мотивация представляет собой сложное многоуровневое образование, включающее интенциальный, компетенциальный и когнитивный компоненты. Ее совершенствование осуществляется в ходе постоянного заполнения новых уровней своей организации за счет локализации в индивидуальном опыте человека актуализированных мотивационных значений усваиваемых единиц знания [10].

По мнению Н. Бордовской и А. Реана мотивация, как ведущий фактор становления ценностно-мотивационного отношения будущих специалистов к своей профессии, ее поведения и деятельности, представляет исключительный интерес. По существу, нельзя наладить какое бы то ни было эффективное педагогическое взаимодействие с личностью без учета особенностей ее мотивации [11].

Мотивационная сфера личности - это совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности.

Авторы учебника по педагогике [11] формулируют простое рабочее определение термина «мотив». Мотив - это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности.

Мотив - побуждение личности, идущее изнутри к какому-либо виду деятельности, поведению, виду общения и имеющее своей целью удовлетворение определенной потребности. Ценности, социальные установки, убеждения, интересы, идеалы могут быть представлены как мотивы, но главное

- это разнообразные потребности личности (от простейших биологических до наивысших социальных). Мотивационная область личности - это совокупность стойких мо-

тивов, которые выражают направленные действия личности и имеют определенную иерархию.

Трудовая деятельность настраивает человека на получение какого-либо общественно значимого продукта или результата. Этот результат индивидуально значим, он заключается в освоении субъектом социально приобретенного опыта, знаний и т.д. Мотивом игровой деятельности выступает сам процесс деятельности, а не ее результат. Это является основным ее признаком.

Учитывая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

1.Мотивы меняются от происходящих изменений в обществе, в том числе и от социальных изменений.

2.Мотивом поведения может стать самоактуализация лишь тогда, когда удовлетворены все остальные потребности (физиологические, безопасности, в социальных связях, самоуважения).

3.Мотивы к продуктивной профессиональной деятельности проявляются в контактах с другими людьми, осмыслении себя и своего возможного интеллектуального роста и социальной сопричастности, активной деятельности на благо общества.

4.Мотивом к профессиональной деятельности являются потребности человека в признании (человек желает и стремится чего-либо достичь; человек хочет заслужить уважение окружающих). Удовлетворенная потребность дает человеку возможность адекватно жить и трудиться, зная, что он полезен и необходим социуму.

5.Некоторые мотивы деятельности выявляют целостность, целенаправленность и всю дальнейшую жизнь личности.

6.Социальные мотивы связанны с общественной жизнью, социаль-нозначимыми категориями (труд, страна, народ и др.).

7.Мотивация - ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности.

8.Мотивация к социальному проектированию в профессиональной деятельности -возможность получения какого-либо общественно значимого продукта, результата.

9.Мотивация - совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, стремлений, целей, влечений, мотивационных установок, идеалов.

Развитие устойчивой мотивации к студенческому социальному проектированию на протяжении учебного года в рамках дисциплины «Реализация национальных проектов РФ» формировалось следующим образом: выполнялся ряд контрольных заданий, определяющих интересы и цели студентов. Зада-

ния формировались таким образом, чтобы постепенно расширить область знаний студентов - от получения знаний о социальной политике РФ через выбор приоритетных направлений развития страны, через внесенные в эти направления изменения, связанные с мировым финансовым кризисом к выполнению творческого задания - авторского (учебного) социального проекта. Контрольные работы, предлагаемые будущим архитекторам к выполнению, разрабатывались нами по нарастающей степени сложности.

Кроме того, периодически проводилось анкетирование и тестирование на определение уровня сформированности мотивационных компонентов.

У студентов архитектурного факультета сформировалось три типа мотивации учения:

1. Мотивация, заложенная в самом процессе учебной деятельности. Сам процесс приобретения знаний возбуждает у студентов интерес к овладению определенным кругом знаний, умений и навыков. Любознательность и неудержимое стремление познавать все новое лежат в основе стремления студентов овладевать знаниями. Студенты получают истинное удовольствие от удовлетворения любознательности, от сознания расширения своих перспектив знакомства с действительностью, с открытием для себя ранее неизвестных вещей (знаний) - например, закономерностей развития общества, новейших изменений в социальной жизни россиян, реализации приоритетных национальных проектов РФ, основы социального проектирования и т.д. [12, 13].

Устойчивые познавательные интересы определяют мотивацию будущих архитекторов не только к тому, чтобы преодолевать препятствия, затрачивать усилия там, где это необходимо, но и к тому, чтобы стремиться преодолевать трудности интеллектуального характера, браться за сложное новое дело, требующее самостоятельного творческого подхода [14].

2. Мотивация, которая также связана с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности, но имеющими положительный характер. Это мотивация, которая связана с гражданскими и моральными мотивациями студентов, с его жизненной перспективой. Такая мотивация процесса учения с достаточно остро переживаемым чувством гражданского долга перед страной, перед людьми, связана с представлениями об учении как пути к осуществлению своего назначения. У молодых людей (20 летнего возраста) такие побуждения выступают в ярко выраженной форме, осознаются достаточно отчетливо, часто выражаются в виде комплекса стремлений и

чувств, в виде внутреннего долга. Учение в роны личности, поскольку мотивы учения

определенном смысле становится не просто определяются узколичными устремлениями

нужным, но и привлекательным, т.к. отноше- и не дают достаточного эффекта.

ние к нему осознается в контексте широких 3. Так называемая «отрицательная» моти-

социальных запросов и побуждений челове- вация. Под этим термином понимается осоз-

ка. Если такая установка достаточно устой- нание студентами определенных неудобств и

чива, она занимает существенное место в неприятностей, которые возникнуть, если он

личности студента и дает ему силы для пре- не будет учиться. Например, это пережива-

одоления известных затруднений, для прояв- ния, вызванные отрицательным отношением

ления терпения, усидчивости реальной заин- более успешных сокурсников; неприятности,

тересованности в получении знаний. связанные с необходимостью пройти обяза-

Иногда эта форма мотивации носит узко- тельное обучение (напоминания, выговоры,

личный характер, потому что определяется угрозы родителей, окружающих при низкой

не широкими социальными, а узколичными успеваемости, ведущего преподавателя, ку-

мотивами. Процесс учения выстраивается ратора, декана и т.д.). Учение требует опре-

как направление к личному благополучию, деленных усилий и желания, и если препо-

как способ создать себе выдающееся по- даватель вовремя не объяснит цели и задачи

ложение среди окружающих, как средство дисциплины, которой он обучает студентов,

продвижения по карьерной лестнице. Если результат педагогической деятельности будет

нет интереса к обучению, появляется стрем- плачевным.

ление к внешним и по сути незначительным Мотивационная составляющая исследу-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

атрибутам, которые может принести учение емого процесса была призвана направить

- хорошим оценкам, диплому и т.д. Это опре- педагогические усилия при подготовке ар-

деляет формальный подход и недобросовест- хитекторов на формирование системы ценное отношение студента к учебе. Мотивация ностей, мотивов, мотиваций и стремления к

узколичного характера не обладает такой по- профессиональной деятельности, отвечаю-

будительной силой, как широкая социальная щей требованиям современного социально-

мотивация, мобилизующая ценностные сто- го заказа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маслоу А.. Мотивация и личность [Текст]/А. Маслоу // 3-е изд. СПб. : Питер, 2003. 351 с.

2. Соколова Е.С. Структурный подход к пониманию мотивации социальной активности молодежи [Электронный ресурс]. Информационный гуманитарный портал "Знание. Понимание. Умение" / 2008 / №2 - Педагогика. Психология. - Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru

3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] /Л.И.Божович // - М., 1968. С.15.

4. Ядов, В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под. ред. В.А. Ядова. Л.: Наука, 1979. 264 с.

5. Черняева Г.В. К вопросу о мотивации социальной активности личности // Полигнозис, 2(14), 2001.

6. Сарджвеладзе, Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. 1989. 23 с.

7. Чугунова Э.С. Изучение социально-психологических установок сотрудников НИИ и КБ с целью профессионального прогнозирования // Социальное прогнозирование в науке. М., 1983. С. 85.

8. Чугунова Э.С. Связь профессиональной мотивации и творческой активности инженеров // Вопросы психологии. - 1986. - № 4. С. 115.

9. Чугунова Э. С. Социально-психологические характеристики научных сотрудников НИИ и КБ // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. Вып. 7. М. - Л., 1979. С. 283-288.

10. Публичный доклад. Информация учебно-методического управления по состоянию на 15.02.2012 года для включения в Публичный доклад. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» [Электронный ресурс] Официальный сайт ПГУАС. - Пенза.,2011. - Режим доступа: http://www. pguas.ru/doclad.

11. Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов [Текст] / Н.В. Бордовская // - СПб: Издательство "Питер", (Серия "Учебник нового века"), 2000. 304 с.

12. Никонова, Е.Р. Формирование активной социальной позиции будущих архитекторов (на примере обучения дисциплине «Реализация национальных проектов РФ» // Вестник Уральского государственного педагогического университета «Педагогическое образование в России». Научный журнал №2 , апрель 2012 - С 223-226.

13. Никонова Е.Р. Индивидуальное социальное проектирование как средство подготовки будущих архитекторов к самореализации и самоактуализации // Вестник Томского государственного педагогического университета. Научный журнал. Выпуск 2(117) 2012. С. 131-135.

14. Педагогика. Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич - Мн.: «Соврем.слово», 2005. -720 с.

REFERENCES

1. Maslou A. Motivatsiia i lichnost' [Motivation and Personality], Saint Peterburg, Piter, 2003. 351 p.

2. Sokolova E.S. A structural approach to understanding the motivation of social activity of youth. Informatsionnyi gumanitarnyi portal "Znanie. Ponimanie. Umenie" - Information portal for the humanities "Knowledge. Understanding. Ability", 2008, no.2. (in Russian)

3. Bozhovich L.I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste [Personality and its formation in childhood]. Moscow, 1968. p.15.

4. Iadov V.A. Samoreguliatsiia i prognozirovanie sotsial'nogo povedeniia lichnosti [Self-control and prediction of social behavior of the individual]. Leningrad, Nauka, 1979. 264 p.

5. Cherniaeva G.V. To a question about the motivation of the social activity of the individual. Polignozis - Polignozis, 2001, on.2(14). (in Russian)

6. Sardzhveladze N.I. Lichnost' i ee vzaimodeistvie s sotsial'noi sredoi [Personality and its interaction with the social environment]. 1989. 23 p.

7. Chugunova E.S. The study of social attitudes of employees of research institutions are forecasting for professional. Sotsial'noe prognozirovanie v nauke - Social forecasting in science, Moscow, 1983. p.85. (in Russian)

8. Chugunova E.S. Communications professional motivation and creativity of engineers. Voprosy psikhologii - Questions of psychology, 1986, no.4. p.115. (in Russian)

9. Chugunova E.S. Socio-psychological characteristics of scientific research institutes. Problemy deiatel'nosti uchenogo i nauchnykh kollektivov - Problems of academic and research groups. Leningrad, 1979. pp.283-288. (in Russian)

10. Public report. Information of Educational Department, as of 15.02.2012 the year for inclusion in the public report. State educational institution of higher professional education "Penza State University of Architecture and Construction". Penza, 2011. Available at: http://www.pguas.ru/doclad (accessed 27 September).

11. Bordovskaia N.V. Rean A.A. Pedagogika. Uchebnik dlia vuzov [Textbook for high schools]. Saint Peterburg, Izdatel'stvo "Piter", 2000. 304 p.

12. Nikonova E.R. Formation of an active social position of future architects (for example, learning the discipline "The implementation of the national projects of the Russian Federation"). Vestnik Ural'skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta «Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii» - Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University "Pedagogical Education in Russia", 2012, no.2. pp.223-226. (in Russian)

13. Nikonova E.R. Individual social engineering as a means of training future architects to self-realization and selfactualization. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University, 2012, no.2(117). pp.131-135. (in Russian)

14. Pedagogika. Bol'shaia sovremennaia entsiklopediia / Sost. E.S.Rapatsevich [Large modern encyclopedia / Comp. E.S.Rapatsevich] - Minsk, Sovrem.slovo, 2005. 720 p.

Информация об авторе Никонова Елена Равильевна (Россия, г. Пенза) - Старший преподаватель кафедры «Градостроительство». Пензенский государственный университет архитектуры и строительства. E-mail: twisterNK@mail.ru

Information about author Nikonova Elena Ravil'evna (Russia, Penza) - Senior lecturer of the department «City construction». Penza State University of Architecture and Construction. E-mail: twisterNK@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.