Научная статья на тему 'Системный подход к выявлению комплекса педагогических условий процесса подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в ходе социального проектирования в вузе'

Системный подход к выявлению комплекса педагогических условий процесса подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в ходе социального проектирования в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEM APPROACH / КОМПЛЕКС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ / COMPLEX OF PEDAGOGICAL CONDITIONS / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / PEDAGOGICAL INFLUENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никонова Е.Р.

Предпринята попытка с помощью системного подхода выявить педагогические условия процесса подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в ходе освоения социального проектирования в вузе и, проанализировав их как различные виды педагогического воздействия, представить их комплексно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никонова Е.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM APPROACH TO IDENTIFICATION OF A COMPLEX OF PEDAGOGICAL CONDITIONS OF TRAINING OF ARCHITECTS TO PROFESSIONAL ACTIVITY DURING SOCIAL PROJECTING AT A HIGHER EDUCATION INSTITUTION

An attempt by means of system approach is made to reveal pedagogical conditions of the process of training of architects to professional activity during development of social projecting at a higher education institution and, having analysed them as different types of pedagogical influence, to present them in a complex.

Текст научной работы на тему «Системный подход к выявлению комплекса педагогических условий процесса подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в ходе социального проектирования в вузе»

УДК 378.4

Е. Р. Никонова

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ВЫЯВЛЕНИЮ КОМПЛЕКСА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ АРХИТЕКТОРОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ВУЗЕ

Предпринята попытка с помощью системного подхода выявить педагогические условия процесса подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в ходе освоения социального проектирования в вузе и, проанализировав их как различные виды педагогического воздействия, представить их комплексно.

Ключевые слова: педагогические условия, системный подход, комплекс педагогических условий, педагогическое воздействие.

Социальное проектирование для архитекторов есть деятельность по разработке социальных проектов, связанная напрямую с их профессиональными знаниями, умениями и навыками. Это сформированная готовность улучшать жизнь социума, привнося в нее гармоничные преобразования среды. Это способность соотносить решение социальных проблем с проектированием адекватной социальной архитектуры, дизайна, рекламы и т. п.

Идеями проектировать социальные ситуации с целью улучшения качества жизни человека наполнена современная внутренняя политика нашей страны. Эти идеи приобрели зримую форму - они стали приоритетными национальными проектами Российской Федерации (ПНП РФ).

У будущих архитекторов в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства появилась возможность освоить основы социального проектирования в ходе изучения дисциплины «реализация национальных проектов РФ».

Учебное социальное проектирование в профессиональной подготовке будущих архитекторов направлено на развитие социально значимых свойств, качеств личности студентов и системы общечеловеческих нравственных ценностей, формирование их творческих способностей.

Оно способствует:

- включению выпускников архитектурного факультета строительного вуза не только в профессиональную, но и социальную деятельность на благо социума;

- формированию деятельностных навыков и умений в области реального социального проектирования с целью их самоактуализации и самореализации в будущей профессиональной деятельности.

Учебное социальное проектирование на архитектурном факультете - технология социального воспитания, главный педагогический смысл которой - создание условий для социальных проб творческой личности архитектора. Поскольку мы говорим о педагогическом процессе, то имеем в виду создание педагогических условий. Педагогические условия -одна из сторон закономерности образовательного процесса в вузе. Они создаются для того, чтобы образовательный процесс стал более эффективным и успешным.

Инструментом проведения исследования процесса подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в ходе освоения социального проектирования в вузе и получения его результатов является система научных подходов и методов - методология исследования. Неадекватные методы исследования могут привести к ошибочным выводам, которые порождают ошибочные представления о сути исследуемого педагогического процесса. По-

этому, приступая к исследованию процесса профессиональной подготовки архитекторов в ходе освоения социального проектирования в вузе, необходимо обосновать адекватность выбираемой методологии исследования.

Отправной точкой в этом выборе являются принципы научного исследования: системность, доказательность и объективность. Следует заметить, что они взаимообуславливают и взаимодополняют друг друга. Опора на принцип системности ориентирует на рассмотрение предмета исследования как на нечто целостное и не позволяет упустить важные элементы исследуемого процесса. Принцип доказательности требует опоры на адекватную и качественно проработанную теоретическую базу, которая на сегодняшний день является общепризнанным эталоном. Оба этих принципа позволяют доказать достоверность полученных результатов на теоретическом уровне. Это является одним из условий, подтверждающих объективность полученных результатов исследования.

Исходя из принципа системности научного исследования, в качестве основополагающего необходимо выбрать системный подход к изучению процесса подготовки архитекторов к профессиональной деятельности методом социального проектирования в вузе.

Системный подход - направление в научном исследовании, отражающее всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности. Его гносеологической основой является общая теория систем, начало которой положил австралийский биолог Л. Берталанфи [1, 2, 3]. Системный подход представляет собой форму методологического знания, связанную с исследованием и созданием объектов как систем. Он подводит к рассмотрению проблемы не в изоляции от обстоятельств внутренних и внешних, а в единстве связей с окружающей средой, понимая сущность каждой связи и отдельного элемента, проводя ассоциативные векторы между общими и частными целями. В результате исследуемый процесс профессиональной подготовки должен рассматриваться как система, в которой выделены отдельные элементы, внутренние и внешние векторные связи, с обязательным учетом того, что цели и функции каждого отдельного элемента исходят из общей цели и общей функции.

Учитывая вышесказанное при создании модели вышеназванного процесса, мы условно представляли состояние исследуемого процесса в виде системы, в которой были выделены следующие подсистемы:

1. Целевая подсистема (задачи, принципы).

2. Содержательная подсистема (этапы, подходы, формы и методы обучения).

3. Результативно-оценочная подсистема (уровни подготовки и критерии оценки) [4].

После того как нами была создана модель процесса подготовки, необходимо было дополнить ее еще одним компонентом - комплексом педагогических условий.

Под комплексом педагогических условий подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в процессе социального проектирования в вузе понимаем совокупность внешних и внутренних обстоятельств образовательного процесса в вузе, от реализации которых зависит процесс профессиональной подготовки специалистов такого уровня.

При выявлении комплекса педагогических условий эффективной подготовки архитекторов к профессиональной деятельности учитывался социальный заказ общества, степень разработанности этой проблемы в научно-методической литературе, критерии и уровни профессиональной подготовки таких специалистов с опорой на ценностно-мотивацион-ный, когнитивный, компетентностный и деятельностный подходы.

Комплекс педагогических условий, как подсистема в системе подготовки архитекторов методом социального проектирования в вузе, включает:

1. Организационно-педагогические воздействия:

- выявление для архитекторов значимости гармонизующей творческой составляющей учебного социального проектирования;

- включение студентов в отношения с людьми и социальными институтами в экономической, политической, материальной, духовной, творческой и других сферах деятельности;

- приобретение и улучшение навыков самостоятельной работы в ходе выполнения студентами-архитекторами авторских социальных проектов;

- обеспечение архитекторов системой знаний, которая позволяет готовить их к профессиональной деятельности в процессе социального проектирования в вузе.

2. Психолого-педагогические воздействия:

- установка на самореализацию и самоактуализацию в ходе социального проектирования с применением профессиональных качеств архитектора;

- системно-деятельностное ориентирование на взаимодействие педагога и студентов в процессе осуществления учебного социального проектирования;

- применение совокупности педагогических действий, учитывающих индивидуально-личностные особенности студентов.

3. Учебно-методическое воздействие:

- составление ведущим педагогом учебно-методического обеспечения дисциплины "реализация национальных проектов РФ";

- создание учебного пособия для этой дисциплины;

- применение инновационных подходов в оформлении презентаций и видеороликов на авторский студенческий социальный проект в программах Microsoft Office Power Point и Microsoft Movie Maker.

Реализация комплекса педагогических условий позволила эффективно готовить архитекторов к профессиональной деятельности в процессе социального проектирования в вузе, так как система педагогических воздействий:

- помогла в ходе изучения дисциплины «реализация национальных проектов РФ» сформировать у архитекторов ценностно-мотивационное отношение к подготовке к профессиональной деятельности в процессе социального проектирования в вузе, дать студентам установку на самореализацию и самоактуализацию, помогла выявить значимость гармонизующей творческой составляющей учебного социального проектирования [5];

- была направлена на изменение когнитивной структуры личности студентов архитектурного факультета: приобретение опыта освоения системы знаний о реализации приоритетных социальных направлений в РФ и знаний основ социального проектирования;

- позволила сформировать у архитекторов базовые (социально-личностные) компетенции: персональную, коммуникативную, учебно-познавательную, инновационно-информационную, профессиональную [6],

а взаимодействие педагога и студентов и, кроме того, включение будущих архитекторов в социальные отношения позволили сформировать умения и навыки самостоятельной деятельности архитекторов по социальному проектированию с применением профессиональных знаний в области архитектуры.

С точки зрения системного подхода комплексность педагогических условий, которые реализовывались на каждом этапе исследования, заключается в следующем:

- без реализации педагогического воздействия у архитекторов не смогло бы само собой сформироваться устойчивое ценностно-мотивационное отношение к профессиональной деятельности в процессе социального проектирования в вузе [7];

- без освоения знаний в области архитектурного проектирования и основ социального проектирования, знаний о реализуемых в стране приоритетных национальных проектах не возникло бы становление ценностей и обозначение мотивов для конструирования желаемых состояний будущего с проектированием зданий социального назначения;

- без закрепления на деле осознанно мотивированных знаний и умений, имеется в виду авторское социальное проектирование, не удалось бы добиться столь эффективного результата - высокопрофессиональной подготовки архитекторов, призванных гармонизировать окружающий мир и ориентированных на современный заказ общества.

Становится понятным, что при исключении одного из звеньев в цепочке процесс подготовки таких специалистов нельзя считать логичным, завершенным, эффективным, а выполненные по отдельности педагогические условия не дадут должного закрепления и развития достигнутых результатов. В этом и состоит суть системного подхода к выявлению комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в ходе освоения социального проектирования в вузе.

Список литературы

1. Берталанфи Л. Общая теория систем - критический обзор // Исследования по общей теории систем. М., 1969. С. 2324.

2. Берталанфи Л. Общая теория систем - обзор проблем и результатов // Системные исследования: ежегодник. М., 1969.

3. Берталанфи Л. История и статус общей теории систем // Системные исследования: ежегодник. М., 1973.

4. Никонова Е. Р. Системный подход в моделировании процесса подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в ходе освоения социального проектирования в вузе // Перспективы науки и образования, 2014. № 1.

5. Никонова Е. Р. Индивидуальное социальное проектирование как средство подготовки будущих архитекторов к самореализации и самоактуализации // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2012. Вып. 2 (117). С. 131-135.

6. Никонова Е. Р. Компетентностная составляющая подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в процессе социального проектирования в вузе // Перспективы науки и образования. 2013. № 4. С. 107-113.

7. Никонова Е. Р. Социальное проектирование в подготовке архитекторов к профессиональной деятельности. Анализ мотивационной составляющей // Перспективы науки и образования. 2013. № 5. С. 115-120.

Никонова Е. Р., старший преподаватель кафедры «Градостроительство». Пензенский государственный университет архитектуры и строительства.

Ул. Титова, 28, Пенза, Россия, 440028. E-mail: twisterNK@mail.ru

Материал поступил в редакцию 19.12.2013.

E. R. Nikonova

THE SYSTEM APPROACH TO IDENTIFICATION OF A COMPLEX OF PEDAGOGICAL CONDITIONS OF TRAINING OF ARCHITECTS TO PROFESSIONAL ACTIVITY DURING SOCIAL PROJECTING AT A

HIGHER EDUCATION INSTITUTION

An attempt by means of system approach is made to reveal pedagogical conditions of the process of training of architects to professional activity during development of social projecting at a higher education institution and, having analysed them as different types of pedagogical influence, to present them in a complex.

Key words: pedagogical conditions, system approach, complex of pedagogical conditions, pedagogical influence.

References

1. Bertalanffy L. The general theory of systems - the critical review. In book: Researches on the general theory of systems. Moscow, 1969, pp. 23-24 (in Russian).

2. Bertalanffy L. The general theory of systems - the review of problems and results. In book: System researches. Year-book. Moscow, 1969 (in Russian).

3. Bertalanffy L. History and status of the general theory of systems. In book: System researches. Year-book. Moscow, 1973 (in Russian).

4. Nikonova E. R. System approach in modeling of process of training of architects to professional activity during development of social design in higher education institution. Science and Education Prospects, 2014, no. 1, pp. X-X (in Russian).

5. Nikonova E. R. Individual social designing as means of preparation of the future architects to self-realization and self-actualization. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, Scientific magazine, 2012, vol. 2 (117), pp. 131-135 (in Russian).

6. Nikonova E. R. Competence-based component of training of architects to professional activity in the course of social design higher education institution. Science and Education Prospects, 2013, no. 4, pp. 107-113 (in Russian).

7. Nikonova E. R. Social design in training of architects for professional activity. Analysis of a motivational component. Science and Education Prospects, 2013, no. 5, pp. 115-120 (in Russian).

Penza State University of Architecture and Construction.

Ul. Titova, 28, Penza, Russia, 440028. E-mail:twisterNK@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.