Научная статья на тему 'Формирование компетенций инновационными методами обучения'

Формирование компетенций инновационными методами обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / COMPETENCES / INTERACTIVE FORMS OF EDUCATION / TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горденко Дмитрий Владимирович, Резеньков Денис Николаевич, Горденко Наталья Владимировна

В статье рассматривается проблема формирования компетенций инновационными методами обучения, развивающих познавательную активность обучающихся, их творческое мышление, умение применять полученные знания на практике. Предложен инновационный метод обучения в виде интегрированного комплексного занятия, как наиболее сложной формой проведения в слиянии нескольких дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горденко Дмитрий Владимирович, Резеньков Денис Николаевич, Горденко Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMPETENCE BY INNOVATIVE METHODS OF TRAINING

The article deals with the problem of the formation of competences by innovative teaching methods that develop students' cognitive activity, their creative thinking, the ability to apply this knowledge in practice. An innovative teaching method is proposed in the form of an integrated complex occupation, as the most complex form of conducting several disciplines in a merger.

Текст научной работы на тему «Формирование компетенций инновационными методами обучения»

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат технических наук, доцент Горденко Дмитрий Владимирович

Ставропольский филиал Краснодарского Университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат технических наук, доцент Резеньков Денис Николаевич Ставропольский филиал Краснодарского Университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук Горденко Наталья Владимировна

Ставропольский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (г. Ставрополь)

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ИННОВАЦИОННЫМИ МЕТОДАМИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования компетенций инновационными методами обучения, развивающих познавательную активность обучающихся, их творческое мышление, умение применять полученные знания на практике. Предложен инновационный метод обучения в виде интегрированного комплексного занятия, как наиболее сложной формой проведения в слиянии нескольких дисциплин.

Ключевые слова: компетенции, интерактивные формы обучения, методы обучения.

Annotation. The article deals with the problem of the formation of competences by innovative teaching methods that develop students' cognitive activity, their creative thinking, the ability to apply this knowledge in practice. An innovative teaching method is proposed in the form of an integrated complex occupation, as the most complex form of conducting several disciplines in a merger.

Keywords: competences, interactive forms of education, teaching methods.

Введение. К одному из основных направлений развития педагогических теорий в современных условиях относится проблема подготовки профессионально-компетентного специалиста. Это связано с ростом требований к уровню и качеству процесса обучения, что особенно важно в условиях реформ современного образования и государственной программы «Развития образования».

В связи с этим особого внимания заслуживает проблема формирования компетенций инновационными методами обучения, развивающих познавательную активность обучающихся, их творческое мышление, умение применять полученные знания на практике. Для этого необходимо использовать современные методики проведения занятий (тренинги, дискуссии, круглые столы, викторины и д.р.), которые формируют компетентную профессиональную личность.

Изложение основного материала статьи. Образование объективно нуждается в применении инновационных подходов, внедрение которых в учебный процесс позволит формировать у обучающихся профессиональные умения, навыки, компетенции при меньших затратах времени. Формы обучения, определяющие взаимодействие преподавателя и обучающихся, являются интерактивными формами. Здесь важным в процессе совершенствования организации обучения выступает применение интерактивных форм, позволяющих обеспечивать эффективность субъект-субъектных отношений между преподавателем и обучающимися. Приведем часто используемые разновидности современных методов обучения.

Тренинг (упражнения, отработка нормативов, тренировки и т.д.), используется в процессе обучения на практических занятиях. Тренинги (одиночные, попарные, в малых группах) могут применяться не только как отдельная форма, но и как эффективный метод в составе интегрированных занятий.

Подготовка интегрированных комплексных занятий (далее - ИКЗ) включает в себя ряд обязательных этапов:

- определение необходимости проведения ИКЗ;

- определение целей занятия и их конкретизация;

- детализация подцелей и задач занятия;

- определение бюджета времени на реализацию каждой подцели и выбор педагогических приемов для их достижения;

- определение точек контроля и инструментария для оценки уровня достижения целей;

- определение критически важных точек, недостижение целей на которых требует повтора материала;

- выбор стратегии работы с отстающими;

- выбор технических средств обучения, способов их применения и подготовка материально-технического обеспечения занятия;

- разработка дидактических материалов;

- подготовка сценарного плана занятия;

- организация подготовки обучаемых к занятию;

- апробация преподавателями методики совместного проведения занятия.

Интегрированные комплексные занятия, как наиболее сложная форма проводятся в слиянии нескольких дисциплин, что обусловливает необходимость их совместной работы, начиная с первых шагов проектирования хода занятия. В зависимости от ситуационной задачи, этапы подготовки занятия могут быть более или менее трудозатратными, однако все они носят обязательный характер.

В связи с тем, что ИКЗ, в сравнении с классическими видами занятий, требует больших временных затрат профессорско-преподавательским составом, необходимо в первую очередь определить перечень занятий, которые целесообразно проводить в форме ИКЗ. Данный этап относится, скорее, к планированию образовательного процесса в целом, так как произвольное включение в сетку занятий ИКЗ вне связи с общей логикой прохождения обучения не позволит достигнуть ожидаемого эффекта.

ИКЗ целесообразно планировать в следующих случаях:

- при повторяемости однотипных вопросов либо рассмотрении одного вопроса с позиций нескольких учебных дисциплин;

- при необходимости формирования у обучающихся умений по применению общих положений теории, излагаемой в рамках одной из дисциплин, для решения конкретных задач практики в различных ситуациях.

Наиболее типичный пример для ведомственных вузов - необходимость научить слушателя применять теорию оперативной деятельности при работе по вводной, отражающей конкретную оперативную ситуацию:

- при невозможности полноценного рассмотрения вопроса либо качественной отработки практического задания в рамках одной дисциплины без учета положений других дисциплин. Так, сложно себе представить занятие по проблемам привлечения к конфиденциальному сотрудничеству, на котором не рассматриваются вопросы психологии.

Одним из преимуществ ИКЗ является тот факт, что их проведение зачастую позволяет уменьшить общий бюджет учебного времени за счет исключения избыточного дублирования учебного материала в рамках различных дисциплин и ускорения формирования требуемых компетенций.

Определение цели является обязательным для любого занятия. Однако зачастую эта процедура выполняется формально, и сформулированная цель фактически не несет необходимой смысловой нагрузки. При подготовке к ИКЗ целеполагание является ключевым этапом и требует внимательного, скрупулезного подхода.

Преподавателю на занятиях, проводимых в течение 6-8 учебных часов, всегда можно выделить 10-15 минут для тренинга по закреплению навыков у обучающихся на каком-то этапе (мероприятии) обучения.

В имитационных играх, выделяют, как правило, две составные части модели среды и системы. Создаваемая преподавателем обстановка, имитирующая реальную, возникающую в профессиональной деятельности выражается в моделируемой среде. Она является входящей информацией для созданной модели управляющей системы, на выходе которой на основе решений игроков, моделирующих действия управленцев. По сути, при проведении практических, а также групповых упражнений и тренингов будь то на модели, на местности или при работе на компьютере преподаватель проводит имитационную игру с обучающимися. В зависимости от учебных целей занятия создается обстановка, имитирующая реальную, которая позволяет вырабатывать или закреплять навыки и умения в уяснении задачи и принятии правильных решений.

Оценка конкретных ситуации - это самостоятельная форма организации занятия в активной деятельности ученика, при которой в пределах отведенного времени обучающиеся должны найти поиск решений поставленной задачи или проблемы, возникающие в их будущей профессиональной деятельности. Целесообразно проводить на занятиях с обучающимися, имеющими определенные знания, навыки и умения организации выполнения поставленных задач.

Наиболее часто используются три вида возможных ситуаций:

-стандартная;

-подобная;

-новая.

По трудозатратам оценка конкретных ситуаций, требует значительно меньше времени, чем другие формы обучения. Анализ решений обсуждается методом межгруппового обсуждения. Для более глубокого восприятия ситуационной задачи и полной проработки вопросов, путей решения задачи, повышение внимания, проявление интереса, постановка ее должна сопровождаться, подкрепляться вспоминающими материалами (рисунками, картами, обстановкой и д.р.

Занятия по оценки ситуации могут проводиться в различных формах (учебно-ролевые игры, мозговой штурм, дискуссии, круглый стол и д.р.) в зависимости от поставленных целей, содержания и вида ситуаций, отведенного времени, подготовленности обучаемых.

В учебно-ролевых играх участникам выдаются инструкции действий для выполнения ролей. Обучаемые, каждый в указанной роли, разыгрывают ситуации, возникающие при организации выполнения задачи. Если все это фиксируется видеосъемкой, а затем просмотрено с разбором поведения, то от такой формы занятий для всех субъектов игры положительный эффект значительно возрастает. Таким образом, учебно-ролевые игры - это форма проведения занятий по заранее спланированному алгоритму (плану) для вхождения в заданную роль (образ), развивает репродуктивное и творческое педагогическое и психологическое мышление в постоянно изменяющейся практике обучения и развития. Целесообразным считается проведение ролевых игр с контингентом, уже имеющими определенные навыки профессиональной деятельности.

Четко определенные заранее ролевые функции участников занятия с применением интерактивных технологий позволят продумать возможные варианты реализации приобретенных навыков и умений, в зависимости от сюжетных ходов, предусмотренных сценарием. Это, в свою очередь, облегчит работу педагога и экспертов по оценке уровня развития профессиональной компетентности, в зависимости от меняющейся ситуации в ходе обучения.

Ролевые функции с применением интерактивных технологий выстраивается по следующему алгоритму:

1) описание ситуаций с рассмотрением нескольких путей решения;

2) подборка методов, приемов решения проблемных ситуаций;

3) предоставление самостоятельности участникам для творческого подхода решения поставленной задачи;

4) подведение итогов с оцениванием действий участников.

Основой данной формы может быть только модель профессиональной деятельности в целом, а не ее отдельные элементы. Моделируемая система рассматривается как динамическая, что проявляется в игре в виде цепочки решений. Решение, принимаемое на основании исходной обстановки, определяет последующие действия игроков, на основе многоэтапной задачи и доведенной обстановки, игроки организуют деятельность и принимают решение на каждом следующем этапе. В процессе принятия решений участники осуществляют деловое общение и совместную деятельность. Игра базируется на основе доведенной игрокам (коллективам) исходной ситуационной обстановки, которая должна быть дополнена в процессе проведения игры, после чего осуществляется выработка, обсуждение и принятие решений. Параллельно без участия игроков осуществляется анализ хода игры руководителями. При этом содержание этапов игры может подвергаться существенной коррекции.

В ходе деловой игры формируются профессиональные и должностные навыки, умения принятия решений; моделируется совместная деятельность (взаимодействие) участников и их общение в процессе выполнения задачи; обеспечивается соответствие деятельности и общения установленным правовым, социальным, профессионально-деятельностным (специальным, технологическим и др.) нормам.

Такие интерактивные формы, могут применяться не только с целью развития, закрепления навыков и умений, но и с целью проверки уровня подготовки, т.е. как итоговые формы контроля результатов обучения.

Эффективность различных видов с применением инновационных подходов к обучению взаимосвязана от

мастерства преподавателя, умений преподносить учебный материал, выбранных технологий обучения, от его правильных доброжелательных взаимоотношениях с обучающимися, создавать ситуации, в которых обучаемые могут максимально проявить свои самые лучшие качества, поэтому исследование путей повышения эффективности современных технологий обучения в формировании умений предполагало и разработку рекомендаций преподавателям, использующим данные методики в учебное и внеучебное время. Преподаватель должен нести ответственность за управление аудиторией в любой ситуации, за этические, профессиональные нормы, за свою коммуникативную компетентность, позволяющую ему обучать посредством интерактивных технологий. Имеется ввиду взаимодействия обучающихся и обучающего представляющих систему обмена информацией, раскрытие внутренних возможностей личности. Преподаватель выступает как архитектор межличностных отношений, он организует интерактивное взаимодействие и практически является его исполнителем и управленцем.

Выводы. Таким образом, одним из основных путей повышения эффективности комплексного применения интерактивных форм и методов обучения, является совершенствование процесса воспитания, обучения по формированию у обучающихся компетенций разного характера, опираясь на субъект-субъектные отношения в процессе обучения.

Литература:

1. Горденко Н.В. Формирование академических компетенций на современном этапе развития российского образования. Монография. - Ставрополь: ООО «Издательско-информационный центр «Фабула», 2012. - 160 с.

2. Горденко Н.В. Современные научные подходы к организации образовательного процесса. // Современные наукоемкие технологии №4, 2007. С. 86-87.

3. Горденко Н.В. Проективное образование как способ активизации учебной деятельности студентов. // Современные наукоемкие технологии №4, 2007. С. 87-88.

4. Горденко Н.В., Тищенко Ю.В. Логическое познание и групповые формы учебной работы как способ интенсификации обучения. // Успехи современного естествознания №3, 2008. С. 78-79.

5. Кравченко Т.И., Барсукова А.Д., Горденко Н.В., Скиба В.А. Самостоятельная работа студентов: Методические рекомендации. - Ставрополь: Изд-во СФМГУПИ, 2006. - 74 с.

6. Горденко Д.В., Горденко Н.В., Шапошников Е.В., Горбачев А.В., Павлюк Д.Н. Методика проведения занятий в сложной форме обучения в рамках компетентностного подхода // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20054 (дата обращения: 24.01.2019).

7. Горденко Н.В., Горденко Д.В., Резеньков Д.Н., Шапошников Е.В., Павлюк Д.Н. Инновационное обучение в программе подготовки специалистов // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3.; URL: https://science-education.m/m/artide/view?id=24872 (дата обращения: 24.01.2019).

8. Захаров Н.М., Горденко Н.В., Резеньков Д.Н., Гончаров М.О., Горденко Д.В. Роль преподавателя на основе психологических свойств учащихся в рамках компетентностного подхода // European Social Science Journal. - 2017. - № 6. С. 256-262.

9. Коняев В.М., Белевцев В.В., Горденко Н.В. Формирование компетенций обучающихся с учетом психологических свойств личности в рамках компетентностного подхода // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. С. 404-407.

10. Горденко Д.В., Горденко Н.В. Формирование профессиональных компетенций на основе инновационных методов обучения // В сборнике: Общество и личность: гуманизация в условиях информационной и коммуникационной культуры. Сборник научных статей преподавателей, обучающихся вузов, научно-практических работников. - 2018. С. 530-534.

Педагогика

УДК 378:81'276(075.8)

доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной и инновационной деятельности Гордиенко Татьяна Петровна

ГБУОВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь); старший преподаватель Мезенцева Анна Игоревна

Черноморское высшее военно-морское ордена Красной звезды училище имени П. С. Нахимова (г. Севастополь)

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В данной статье описывается научно-методическое обеспечение экспериментальной работы по формированию конкурентоспособного специалиста технического профиля средствами иностранного языка.

Ключевые слова: научно-методическое обеспечение, экспериментальная работа, формирование, конкурентоспособный специалист, технический профиль, средства, иностранный язык.

An^a^n. This article describes the scientific and methodological support of experimental work on the formation of a competitive technical profile specialist by means of a foreign language.

Keywords: scientific and methodological support, experimental work, formation, competitive specialist, technical profile, means, foreign language.

Введение. На формирующем этапе эксперимента по формированию конкурентоспособного специалиста технического профиля средствами иностранного языка авторами были поставлены цели и задачи экспериментальной работы, описан ход эксперимента и особенностей его организации.

Поставленные цели и задачи экспериментальной работы, ход эксперимента и особенности его организации актуализируют проблему данной статьи: предоставить научно-методическое обеспечение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.