Анализ полученных результатов убеждает в том, что использование данного курса в процессе обучения младших школьников с проблемным развитием сегодня вполне реально, поскольку он технологично и пошагово помогает детям с проблемами развития и обучения их преодолевать.
Литература:
1. Вильшанская, А. Д. Условия формирования приёмов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР / А. Д. Вильшанская // Дефектология. - 2005. - № 2. - С. 57-65.
2. Князева, Т.Н. Проблема психокоррекционной помощи детям при переходе из начальной в основную школу / Т.Н.Князева // Интеграция образования. - 2005. - № 1-2. С. 131-139.
3. Князева, Т.Н. Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников / Т.Н.Князева. - М.: Аркти. - 2004. - 214 с.
4. Князева, Т.Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе / Т.Н.Князева. С-Петербург: Речь. - 2007. - 118 с.
5. Князева, Т.Н. Психологические механизмы интеграции детей с проблемным развитием в общеобразовательную среду / Т.Н.Князева // Нижегородское образование. - Н.Новгород, 2010, № 3. -С. 146-153.
6. Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 19-34.
7. Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. / У.В.Ульенкова, О.В. Лебедева. - М.: Академия. - 2011. - 176 с.
Педагогика
УДК: 378.2
кандидат философских наук Коняев Владимир Михайлович
Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук Белевцев Виталий Владимирович Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук Горденко Наталья Владимировна
Ставропольский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (г. Ставрополь)
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УЧЕТОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Аннотация. Успешное формирование различных компетенций лежит через овладения знаний, умений и навыков, через повышение мотивации к образовательному процессу. В статье представлены психологические свойства личности, с учетом которых необходимо менять методику занятий, разрабатывать новые методы проведения занятий. С момента рождения человека познавательная его деятельность основывается на его психических свойствах начиная с восприятия и ощущения реального мира для его чувственного познания. Преподавателю при планировании и проведении учебных занятий необходимо учитывать психические особенности обучающихся, активировать все формы и виды памяти, активизировать все процессы мышления на каждом этапе излагаемой темы применяя активные и интерактивные методы обучения.
Ключевые слова: память, внимание, самооценка, ощущение.
Annotation. Successful formation of various competencies lies through mastering knowledge, skills and skills, by increasing motivation for the educational process. The article presents the psychological properties of the personality, taking into account which it is necessary to change the methods of study, to develop new methods of conducting classes. From the moment of a person's birth, his cognitive activity is based on his psychic properties, starting with the perception and sensation of the real world for his sensory cognition. Teacher in the planning and conduct of training sessions must take into account the mental characteristics of students, activate all forms and types of memory, activate all the thinking processes at each stage of the topic, using active and interactive teaching methods.
Keywords: memory, attention, self-estimation, sensation.
Введение. Психология (от др. греч. учение о душе, сознании, характере) - наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования, развитие психической деятельности и психики человека. Психология тесно связана с медициной психических расстройств. Психика человека основана на свойствах его мозга и проявляется в свойствах личности, таких как характер, интерес, темперамент, чувства и д.р.
С момента рождения человека познавательная его деятельность основывается на его психических свойствах начиная с восприятия и ощущения реального мира для его чувственного познания. Восприятие мира взаимосвязана с различной его деятельности. Опираясь на психические свойства личности, преподавателю любой науки, для продуктивной трудовой деятельности, т.е. нести «светлое учение», знания учащимся, необходимо руководствоваться основами психологии, различными видами связанных между собой познаний: ощущение, восприятие, внимание и память.
Изложение основного материала статьи. Ощущение - психологический процесс, отражающий отдельные состояния, свойства внешней среды (окружающего мира) при участии нервной системы. По Аристотелю существуют пять чувств: зрение, слух, вкус, осязание и обоняние.
Все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям. Источником ощущений является раздражитель с определенной величины интенсивности, которая зависит от состояния рецепторов и силы действующего раздражителя.
Концентрация внимания основанное на волевом усилии и психических свойствах личности, делают ощущения более точными, что должно быть использовано в преподавании. Ощущение и восприятие взаимосвязаны.
Восприятие - отражение предметов в целом, процессов, явлений основываясь на одном или нескольких ощущений, создающих полное представление об объекте, передающих не только его свойство, но и качество. Представление представляет собой образ объекта в его непосредственной отсутствии, основанный на
восприятии и является базой для процесса мышления. Создание процесса мыслить и рассуждать, также является одной из задач преподавателя. При активном восприятии для развития наблюдательности также должно быть использовано при преподавании.
Внимание - избирательная сосредоточенность восприятия на определенный объект, выражающееся в отчетливости его содержания и отношения к объекту. Так как внимание является неотъемлемой частью познавательной деятельностью, направленной на объект, выделяют сенсорно-перцептивное, интеллектуальное и моторное внимание.
За проявление (сосредоточенность) внимания отвечают психологические характеристики личности, потребности и интересы человека, его свойства и качества. К функциям внимания относят бдительность, обнаружение сигнала, избирательное и распределенное внимание, поиск, отождествление, замещение информации. В зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют пассивное (непроизвольное), произвольное, послепроизвольное (вторичное непроизвольное) внимание.
Пассивное внимание - внимание, характеризующее неосознанным выбором направлений, вызванное внутренними и внешними факторами.
Непроизвольное внимание может быть вызвано воздействием внешних раздражителей (шум, запах, свет и д.р.), психологическому состоянию человека и может иметь отрицательное влияние на достижение успеха в обучении, снижая трудоспособность отвлекая от достижения поставленной цели.
Произвольное - это внимание, обусловленное воздействием оптимального возбуждения в мозге, сознательно вызываемое намерениями человека. Отсюда очевидна роль преподавателя для формирования у обучающихся произвольного внимания. Разделяют произвольное внимание: бдительность и осторожность, для концентрации на нужной деятельности, для достижения заранее поставленной цели.
Преподаватель в своей профессиональной деятельности должен учитывать при обучении обучающихся смену сильной концентрации внимания на менее напряжённую работу переключая внимание на более лёгкие (интересные) задания (виды действия).
Послепроизвольное внимание - вид внимания поддерживающееся активной деятельностью с отсутствием напряжения, возникающее на основе стремления к работе.
Произвольное и непроизвольное внимание дополняют, тем самым содействуют лучшему восприятию материала и сохранению устанавливаемых связей. Внимание является неотъемлемой частью в достижении успеха в обучении, в быту и этим должен руководствоваться преподаватель при построении, проработки учебных вопросов занятия.
Память - способность сохранения, накопления и воспроизведение знаний, событий, информации о событиях внешнего мира. Память относится к основным познавательным процессам, таким, как восприятие, ощущение и мышление. Различают сенсорную, кратковременную и долговременную память.
Сенсорная память - память, возникающая под воздействием органов чувств.
Кратковременная память характеризуется минимальным временем хранения информации и разрушается под воздействием вновь поступившей информации.
Время хранения информации долговременной памяти, устойчива к воздействиям, нарушающим кратковременную память и сравнимо с продолжительностью жизни организма.
Память является основной психической характеристикой личности при обучении (приобретение новой информации), прогнозирования, воображения, сознания, усвоения (хранение и воспроизведение полученной информации) и д.р. Если процессе воспроизведения затруднен, то активируется процесс припоминания, т.к. не всегда воспроизведение полученной информации является точной копией эталонной. Это можно объяснить следующим, что полученная информации всегда преобразовывается на основе психических свойств личности.
С формами памяти связаны условия успешного запоминания и воспроизведения. Запоминание представляет процесс запечатления и сохранения информации. Выделяют следующие виды запоминания: произвольное (преднамеренное запоминание с использованием каких-либо приемов с заранее поставленной целью), непроизвольное (непреднамеренное запоминание без использования каких-либо приемов и заранее поставленной цели).
При запоминании и воспроизведении информации необходимо осмыслить ее, что является характеристикой процесса запоминания. Принято выделять механическое запоминание (выполнение действий, доведенных до автоматизма - навык) и осмысленное. Точность воспроизведения информации зависит от методик запоминания, т.е. как информация откладывалась (по частям или в целом (заучивание)). Запоминать большой объем информации можно полностью (в целом), частично и комбинировать частично и в целом. В зависимости поставленной задачи и объема полученной информации необходимо использовать различные приемы запоминания.
Недостатки, связанные с представлением информации, выражаются в отсутствии умений соблюдать логику в изложении содержания, формулировать тезисы, подтверждать их необходимой аргументацией, делать достаточные выводы. Недостатки в классификации фактов выражается в затруднениях в установлении общего основания, в точном соблюдении этого основания. Самой значительной трудностью для студентов является оценка информации: оценка степени ее полезности, достаточности, соответствия тому, что было нужно, понимания целесообразного соотношения теоретических и эмпирических знаний.
Большинство обучающихся (80%) не имеют навыков беглости чтения текста, 12% из этого числа студентов со слабой техникой чтения, потому что с внедрением компьютеризации книги заменили компьютеры, смартфоны и д.р. Проведенное наблюдение показало, что студенты (20%), обладающие высокими навыками чтения и говорения быстрее усваивают учебный материал, успевают на «хорошо» и «отлично», обладают высокими психологическими навыками, хорошими способностями запоминать и воспроизводить информацию.
Студенты первых курсов испытывают большую трудность в применении стилей речи, потому как у большинства из них (70%) отсутствует различия, не имеют представления о наличии стилей. Данное утверждение построено на проведенном анализе самостоятельных работ студентов (в научных работах встречаются слова из бытового стиля речи). Немногие из студентов способны замечать и исправлять свои речевые недочеты. Еще меньшая часть готова браться за исправление ошибок в работах своих товарищей.
Успешное формирование различных компетенций лежит через овладения знаний, умений и навыков, через повышение мотивации к образовательному процессу, планирование своей учебной работы,
самостоятельности, взаимовыручки и д.р. Планирование считается важным фактором в обучении. Девять студентов из десяти не придают значимость планирования и распределения времени.
Преподавателю при планировании и проведении учебных занятий необходимо учитывать психические особенности обучающихся, активировать все формы и виды памяти. Учебное занятия должно строиться на основе прошедшего материала с подтверждением теории на практике, повторяя и дополняя его, только таким образом, будут активироваться успешные достижения к обучению, мышление, поиск решения и д.р. Проблема мыслительного процесса заключается не только в правильной направленности поиска решений задач, но и в правильности, сложности их постановки. Все это придает умственной деятельности учащихся активный характер.
Опираясь на представленные психолого-педагогические основы преподавания, преподаватель должен у обучающихся активизировать все процессы мышления на каждом этапе излагаемой темы применяя активные и интерактивные методы обучения. Занятие можно построить от частного к общему (метод индукции) или от общего к частному (метод дедукции).
Как в процессе обучения методы индукции и дедукции взаимосвязаны между собой. В индукции мы идем от отдельных примеров, явлений и т.д. к их обобщению. В дедукции наоборот от обобщений (общего) к отдельным примерам (частному). В обучении, использование индуктивного метода необходимо при изучении нового, сложного материала. С применением индуктивного метода обучения активизируется мышление обучающихся, но от преподавателя требуется соответствующий подход и необходимая подготовка, проработка занятия. Сложность данного метода обучения заключается в том, что на всем протяжении занятия, преподаватель ведет обучающихся к самостоятельному заключению, а этот процесс зависит от индивидуальности развития психологических качеств студента.
Преподаватель при использовании дедуктивного метода, в отличии от индуктивного сам формулирует выводы, выраженные в следствие, теореме, положении, законе иллюстрирую примерами, случаями, фактами и д.р. Использование преподавателем во время занятия синтез индуктивного и дедуктивного (индуктивно-дедуктивный) метода, от простого к сложному, начиная с индукции и переходя в дедукцию, тем самым активирует мышление обучающихся, умение замечать различные нюансы в новом материале.
Соответствующая методика преподавания школьного предмета рекомендует учителям более конкретное использование этих методов в работе над отдельными темами учебной программы.
Примерный план учебного занятия, построенной на индукции: сообщить отдельные факты, процессы, предметы для наблюдения и осмысливания, указать, какие общие и специфические моменты их должны быть выделены, что относительно их уже известно и что является новым, показать, какое индуктивное умозаключение должно быть построено и как оно должно быть оформлено, дать дополнительные сведения, содействующие формированию мыслительного навыка индукции.
План на основе дедуктивного метода: сообщить общий закон, правило или понятие, добиться понимания его учащимися, показать применение его для объяснения единичных случаев, провести возможно более полную конкретизацию и иллюстрацию, показать ценность выводов, основанных на дедукции, дать задание на решение разных задач с помощью дедукции.
Выводы. Из изложенного очевидна необходимость учета преподавателем как процессов мышления при построении своих лекции и других занятий, самооценки владения современными образовательными технологиями, так и особенностей учащихся. Важно также развивать мышление учащихся для переходов от конкретных понятий к научным обобщениям.
Литература:
1. Горденко Н.В. Формирование академических компетенций на современном этапе развития российского образования. Монография. - Ставрополь: ООО «Издательско-информационный центр «Фабула», 2012. - 160 с.
2. Горденко Н.В. Современные научные подходы к организации образовательного процесса. / Современные наукоемкие технологии №4, 2007. С. 86-87.
3. Горденко Н.В. Проективное образование как способ активизации учебной деятельности студентов. / Современные наукоемкие технологии №4, 2007. С. 87-88.
4. Горденко Н.В., Тищенко Ю.В. Логическое познание и групповые формы учебной работы как способ интенсификации обучения. / Успехи современного естествознания №3, 2008. С. 78-79.
5. Кравченко Т.И., Барсукова А.Д., Горденко Н.В., Скиба В.А. Самостоятельная работа студентов: Методические рекомендации. - Ставрополь: Изд-во СФМГУПИ, 2006. - 74 с.
6. Горденко Д.В., Горденко Н.В., Шапошников Е.В., Горбачев А.В., Павлюк Д.Н. Методика проведения занятий в сложной форме обучения в рамках компетентностного подхода // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20054 (дата обращения: 17.05.2017).
7. Горденко Н.В., Горденко Д.В., Резеньков Д.Н., Шапошников Е.В., Павлюк Д.Н. Инновационное обучение в программе подготовки специалистов // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24872 (дата обращения: 17.05.2017).
8. Захаров Н.М., Горденко Н.В., Резеньков Д.Н., Гончаров М.О., Горденко Д.В. Роль преподавателя на
основе психологических свойств учащихся в рамках компетентностного подхода // European Social Science
Journal. - 2017. -№ 6. С. 256-262.
9. Белевцев В.В. Организация процесса профессиональной подготовки студентов ВУЗа на военной кафедре / диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ставрополь, 2003.
10. Рыжов А.В., Белевцев В.В., Шаров Е.Н. Использование профессиональных компетенций образовательных стандартов при изучении дисциплины «Огневая подготовка» в высших учебных заведениях МВД России. / В сборнике: Проблемы современного педагогического образования выпуск 55 часть 11. - 2017 г., - С. 181- 186.
Педагогика
УДК: 378
кандидат педагогических наук, доцент Петухова Лариса Петровна
Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского (г. Брянск); доктор педагогических наук, профессор Степченко Татьяна Александровна Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского (г. Брянск); старший преподаватель Шкуричева Елена Викторовна
Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского (г. Брянск)
ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ ИНФОРМАЦИОННОГО УСВОЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
Аннотация. В работе представлены результаты изучение особенностей стиля информационного усвоения у старшеклассников. Знание преобладающего стиля информационного усвоения и индивидуально типологических особенностей позволит учителю более продуктивно взаимодействовать с учениками на уроке. Анализ результатов эмпирического исследования выявил прямая взаимосвязь между индивидуально-типологическими особенностями и конкретно-последовательным стилем информационного усвоения у старшеклассников.
Ключевые слова: стиль информационного усвоения, конкретно - последовательный стиль информационного усвоения, индивидуально - типологические особенности, экстраверсия, интроверсия, нейротизм.
Annotation. The paper presents the results of studying the characteristics of the style of information assimilation in high school. Knowledge of the prevailing style of information assimilation and individual typological features will allow the teacher to interact more productively with students in the classroom. The analysis of the results of empirical research revealed a direct relationship between individual-typological features and specific-consistent style of information assimilation in high school students.
Keywords: style of informational assimilation, specific - consistent style of informational assimilation, individual - typological features, extroversion, introversion, neuroticism.
Введение. К настоящему времени проведено достаточно исследований, посвященных характеру влияния индивидуально-психологических характеристик старших школьников на процесс усвоения информации и формирования знаний (М.А. Холодная, Э.А. Голубева, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, В. Граф, И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис, И.А. Бердникова, Ю.М. Орлов и др.). Однако большинство этих исследований, посвященных эффективности усвоения учебной информации, рассматривают отдельно педагогические и психологические факторы, при этом представлено недостаточное количество данных о комплексном влиянии этих факторов на процесс и результат усвоения в процессе обучении. Существуют психологические особенности старшеклассников, которые способствуют или препятствуют эффективному усвоению учебного материала в зависимости от формы его предоставления и значимо различаются у старшеклассников с различными индивидуальными психологическими характеристиками.
Ранний юношеский возраст - наиболее благоприятный для психологического, биологического и социального развития. В этот период все возможности и способности личности максимально мобилизуются. Личность в этот период сталкивается с новыми социальными ситуациями, модель поведения в которых еще не сформирована. Очень долго происходит определение стиля информационного усвоения учебного материала адекватного ситуации, т.к. у личности складывается потребность в той или иной модели обучения, но реализовать ее в рамках учебного процесса не всегда получается.
Цель исследования: изучение особенностей стиля информационного усвоения у старшеклассников с различными индивидуально-типологическими особенностями.
Объект исследования: стиль информационного усвоения.
Предмет исследования: стиль информационного усвоения у старшеклассников с различными индивидуально-типологическим особенностями.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между конкретно-последовательным стилем информационного усвоения и индивидуально-типологическими особенностями.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; эмпирические: анкетирование, тестирование.
Методики исследования: личностный опросник Г. Айзенка. (Тест на темперамент EPI); методика «Определение стиля информационного усвоения» А.Р. Грегоса.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Остроглядовская средняя общеобразовательная школа» Стародубского района, Брянской области. В исследовании участвовали ученики 10-11 классов в количестве 40 человек, из них 23 юноши и 17 девушек в возрасте 16-18 лет.
Изложение основного материала статьи. Проблема усвоения учебной информации и оценка качества знаний - одна из ключевых проблем современного образования [6].
Условия повышения эффективности усвоения информации в учебном процессе в целом можно разделить на психологические и педагогические.
Среди психологических условий и факторов процесса усвоения информации выделяют: развитие разных форм мышления (например, критического или образного) и мыслительных операций, задействованных в учебном процессе; индивидуальные особенности восприятия информации; влияние типов мышления на процесс усвоения; потребностно - мотивационную сферу учащихся, которая влияет на адаптацию старшеклассников к учебе и повышение эффективности учебной деятельности; индивидуальные стили информационного усвоения; развитие познавательной мотивации, наличие ориентировочной основы, обращение к индивидуальному опыту в контексте коммуникативно-познавательной деятельности [5].
А. Р. Грегос определял стили учения в зависимости от того, опирается ли ученик на конкретный опыт либо абстрактные знания, а также от того, имеют ли стратегии его учения последовательный либо произвольный характер [9]. В итоге были выделены четыре типа учеников с такими стилями информационного усвоения, как: конкретно-последовательный (предпочитают непосредственное, шаг за