Научная статья на тему 'Опыт специализированной психолого-педагогической помощи детям с проблемным развием в условиях учебной деятельности'

Опыт специализированной психолого-педагогической помощи детям с проблемным развием в условиях учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КУРС / PROBLEMS OF TEACHING AND DEVELOPMENT / SPECIAL PSYCHOLOGICAL COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Князева Татьяна Николаевна

В статье анализируется опыт и результаты исследования автора по организации специализированной психолого-педагогической помощи младшим школьникам, имеющим проблемы в овладении учебной деятельностью. Рассматривается авторский психологический курс коррекционно-развивающих занятий для младших школьников, ориентированный на преодоление различных проблем, возникающих у школьников в ходе обучения. Анализируется структура, ведущие задачи, тематика и методы работы с ребенком в ходе развивающих занятий. Приводятся результаты сравнительного исследования по определению уровней психологической готовности у младших школьников, обучавшихся и не обучавшихся по данному курсу. Показано, что как для младших школьников с проблемным развитием, так и для их сверстников, развивающихся в норме, обучение по данному курсу способствует выраженному продвижению в развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF SPECIALIZED PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO CHILDREN WITH PROBLEM DEVELOPMENT IN THE CONDITIONS OF EDUCATIONAL ACTIVITY

The article analyzes the experience and results of the author''s research on the organization of specialized psychological and pedagogical assistance to junior schoolchildren, who have problems in mastering educational activity. The author''s psychological course of corrective-developing classes for junior schoolchildren is considered, aimed at overcoming various problems that arise in schoolchildren during training. The structure, leading tasks, subjects and methods of work with the child in the course of developing classes are analyzed. The results of a comparative study to determine the levels of psychological preparedness for younger schoolchildren who have studied and who have not studied at this course are presented. It is shown that both for junior schoolchildren with problem development and for their peers developing in the norm, training in this course promotes a pronounced progress in development.

Текст научной работы на тему «Опыт специализированной психолого-педагогической помощи детям с проблемным развием в условиях учебной деятельности»

Педагогика

УДК 159.9.07

доктор психологических наук, профессор Князева Татьяна Николаевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ОПЫТ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ПРОБЛЕМНЫМ РАЗВИЕМ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье анализируется опыт и результаты исследования автора по организации специализированной психолого-педагогической помощи младшим школьникам, имеющим проблемы в овладении учебной деятельностью. Рассматривается авторский психологический курс коррекционно-развивающих занятий для младших школьников, ориентированный на преодоление различных проблем, возникающих у школьников в ходе обучения. Анализируется структура, ведущие задачи, тематика и методы работы с ребенком в ходе развивающих занятий. Приводятся результаты сравнительного исследования по определению уровней психологической готовности у младших школьников, обучавшихся и не обучавшихся по данному курсу. Показано, что как для младших школьников с проблемным развитием, так и для их сверстников, развивающихся в норме, обучение по данному курсу способствует выраженному продвижению в развитии.

Ключевые слова: младшие школьники, проблемы обучения и развития, специальный психологический курс.

Annotation. The article analyzes the experience and results of the author's research on the organization of specialized psychological and pedagogical assistance to junior schoolchildren, who have problems in mastering educational activity. The author's psychological course of corrective-developing classes for junior schoolchildren is considered, aimed at overcoming various problems that arise in schoolchildren during training. The structure, leading tasks, subjects and methods of work with the child in the course of developing classes are analyzed. The results of a comparative study to determine the levels of psychological preparedness for younger schoolchildren who have studied and who have not studied at this course are presented. It is shown that both for junior schoolchildren with problem development and for their peers developing in the norm, training in this course promotes a pronounced progress in development.

Keywords: junior schoolchildren, problems of teaching and development, special psychological course.

Введение. Происходящая в настоящее время интенсификация школьного обучения вызывает много вопросов в плане учета психовозрастных и индивидуальных особенностей развития детей, особенно на начальном этапе обучения. В начальной школе в связи с погружением ребенка в новую ведущую деятельность - учебную - требуется максимальное внимание к диагностике и учету особенностей детей в плане потенциала их развития. Не секрет, что многие дети, начинающие обучение в условиях его интенсификации, происходящей уже в начальной школе, по разным причинам не адаптируются в этом процессе, результатом чего являются проблемы освоения школьной программы и отставание в развитии важнейших психических свойств и функций этого возрастного этапа.

Конечно, причины такого отставания связаны не только с процессом интенсивности самого обучения (увеличением объема деятельности, разнообразия его методов и форм, усложнением и увеличением объема и содержания), но и с потенциалом самого ребенка в плане овладения этим арсеналом. Это и есть главная проблема современного образовательного поля - недоучет детской индивидуальности для овладения всей предлагаемой массой образовательных услуг. Значение дифференцированной психологической помощи в этом плане крайне велико. Общепризнанной является необходимость такой помощи учащимся, у которых уже в начале обучения выявились проблемы успеваемости и развития.

В связи с этим необходимостью становится не просто психологическая помощь этим детям в плане продвижения в обучении, нужна специальная система психологических мер и средств коррекционно-развивающей направленности с целью оптимизации развития этих детей в условиях школьного обучения, формирования у них психологических механизмов готовности к дальнейшему обучению и механизмов профилактики возможных негативных осложнений при переходе в основную школу.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является анализ и обсуждение психолого-педагогического опыта организации специализированной помощи таким детям посредством включения в образовательный процесс коррекционно-развивающего курса психологических занятий с детьми и формирования у них психологической готовности к переходу на вторую ступень общего образования (в основную школу), преодоления трудностей развития на первой ступени школьного обучения.

Исследование проводилось на протяжении ряда лет, начиная с 2006 года в различных школах г. Нижнего Новгорода, поэтому мы имеем возможность представить основные характеристики организации такой помощи детям в процессе их обучения и обобщенные результаты этой работы (по данным двух последних лет).

Изложение основного материала статьи. Анализ исследований, посвященных изучению этой проблемы на этапе перехода от младшего школьного к подростковому возрасту, показал, что в психологических исследованиях крайне мало внимания уделяется проблемам готовности ребенка к переходу из начальной в основную школу, при том, что проблемы такого характера учителя и школьные психологи отмечают постоянно [1],[ [6],[7].

Потребности в помощи психолога у детей в начальной школе многообразны: это и развитие интеллектуально-психологических функций, и коррекция негативных социально-личностных проявлений, и адаптация к школе, и профилактика дезадаптации при переходе в основную школу и т.д. Анализируя задачи, стоящие перед психологом в начальной школе и реально выполняемую им деятельность, становится понятно, что многое из необходимого содержания психологу объективно не удается осуществить (по различным причинам).

Тем не менее, рассматривая эти задачи с точки зрения их целенаправленности, нетрудно заметить, что большинство из них может быть связано в единый коррекционно-развивающий комплекс, объединенный общей протяженной целью - формирования у младших школьников психологической готовности к переходу в основную школу и профилактики возможной дезадаптации. В этом случае в систему выстраиваются задачи

коррекции и развития интеллектуальных функций ребенка, формирование элементов учебной деятельности, социально-личностного продвижения.

Эти задачи могут быть реализованы в ходе специального курса психологических занятий, проводимых на протяжении третьего, четвертого (предвыпускного и выпускного) классов в начальной школе. Такая цель была реализована в специальной психологической развивающей программе для младших школьников[3], [4]. Она дает возможность школьным психологам и учителям предвосхитить осложнения в их психическом развитии, связанные с грядущими кризисными изменениями.

В качестве основных задач, решаемых в ходе данного развивающего курса, можно выделить следующие:

1 .Развитие интереса школьников к познанию и к учению.

2. Развитие субъектности ребенка в учебной деятельности и формирование основных компонентов этой деятельности.

3. Развитие и коррекция интеллектуально-психологических функций.

4. Формирование коммуникативных навыков.

5. Профилактика тревожности, связанной с переходом в основную школу.

Осуществление поставленных задач рассчитано на 2 года в течение которых реализуется данный курс.

Отбор детей для проведения с ними специальных психологических занятий проводился на основе специальной диагностики в конце второго - начале третьего класса, которая направлена на выявление важнейших параметров, определяющих характер необходимой психологической помощи:

-уровня развития обучаемости ребенка (после двух лет обучения);

-особенностей развития основных интеллектуально-личностных свойств (на предмет выявления наиболее отстающих в развитии);

-характера освоения учебной деятельности (овладения ее компонентами);

-специфики формирования некоторых личностных качеств.

Полученные результаты дали возможность отобрать группы учащихся для проведения специальных психологических занятий сообразно с содержанием и объемом необходимой детям коррекционно-развивающей психологической помощи. Все испытуемые были условно разделены на 3 группы по состоянию нервно-психического здоровья:

1-я группа - дети с задержкой психического развития (ЗПР) - 76 человек. Это учащиеся имеющие диагнозы ЗПР и ММД (минимальная мозговая дисфункция), обучающиеся в общеобразовательных классах. 2-я группа - испытуемые с нормативным развитием (НР) - 68 человек. У этих детей в школьных медицинских документах данных о каких-либо нарушениях нервно-психического здоровья заявлено не было, группа здоровья - основная. 3-я группа - учащиеся, которых мы отнесли к группе условно нормально развивающихся (УНР) - 36 человек. В анамнезе этих детей (в медицинских картах и других документах) содержатся данные о различных нервно-психических нарушениях, зафиксированных в раннем, дошкольном или младшем школьном возрасте (эмоциональные нарушения, психодинамические расстройства, фобии, гипертревожность и др.).

Содержание 1 года занятий в ходе психологического спецкурса, который мы назвали «Я учусь учиться», рассчитано на коррекцию и формирование необходимых интеллектуально-личностных структур, позволяющих ребенку выйти на уровень субъектности в учебной деятельности. Поэтому основным направлением I этапа обучения в ходе курса (3 класс) являлась активизация мотивационного и интеллектуального потенциала ребенка, в привлекательной для него форме демонстрации ему интересных сторон познавательной деятельности, актуализация его возможностей в этой сфере.

Учитывая основные трудности развития младших школьников в период 7-9 лет, в качестве основных развивающих задач на I этапе (I год) занятий мы выделили следующие:

- Развитие навыков произвольного внимания и восприятия;

- Формирование приемов образного и логического запоминания. Расширение объема памяти;

- Обучение приемам аналитико-синтетической деятельности в ходе познания;

- Развитие рефлексивно-регулятивных и контрольно-оценочных действий;

- Знакомство с приемами целеполагания и планирования деятельности;

- Формирование связной и логической речи учащихся.

Для этого уже в процессе проектирования курса отбирались наиболее адекватные с этой точки зрения психолого-педагогические методы, формы и приемы организации взаимодействия детей между собой, а также детей и учителя при решении задач того или иного занятия. Например, один из содержательных блоков курса, направленный на формирование рефлексивно-регулятивных и контрольно-оценочных действий имел следующие структурно-тематические характеристики (таблица 1):

Таблица 1

Содержательно-тематические характеристики программы (фрагмент)

Тема занятия Развивающие задачи Основные содержательные аспекты занятия Приемы организации деятельности

Что такое цель и зачем она нужна Развитие умения определять цель предстоящей деятельности. Осознание содержания с точки зрения ее цели. Понятие о цели. Какие могут быть цели (обмен мнениями). Какие цели достигнуты и какие еще впереди. Учимся определять и формулировать цель деятельности. Беседа, игра, упражнения, парная работа.

Как достичь цели Обучение целеполаганию и планированию. Формирование действий контроля и самоконтроля. Определение самой точной цели из нескольких. Построение плана-алгоритма достижения цели (на материале арифметической задачи и текста). Упражнения, беседа, самостоятельная работа, работа в парах.

Учимся планировать Обучение составлению плана деятельности. Развитие навыков самоконтроля. Составление планов к различным заданиям (для различных групп). Исправление деформированных планов. Упражнение, групповая работа по планированию, самостоятельная работа.

В лабиринте информации или Приемы работы с текстом Обучение приемам целеполагания, планирования и анализа текста с целью его осмысления и выбора нужной информации. Групповая (дифференцированная) работа по определению цели, плана деятельности, поиска информации, формулировке вопросов и ответов на них. Методика «Пчелиный рой».

Мы выпускаем газету Обучение выбору и структурированию нужной информации. Развитие навыков учебного сотрудничества (в группе). Формирование навыков целеполагания и планирования. Выпуск мини-газеты, посвященной той или иной области знания: - математике, - русскому языку, - литературе (чтению), - природоведению с данным общим планом выбора информации Групповое сотрудничество.

Как я работал редактором Формирование навыков контроля и оценки. Развитие умения классифицировать ошибки. Исправление печатного текста (ошибок) и их классификация (объяснение), «ловушки» в тексте. Доказательство правильности исправлений. Деформированный текст и его коррекция. Практическая работа, беседа, игра, упражнение.

Оценка и отметка Знакомство с правилами оценивания. Понимание критериального смысла отметки. В чем разница между оценкой и отметкой. За что ставится отметка. Критерии отметок письменных работ (как пример). Тренировка в критериальном оценивании. Лекция-беседа, упражнение, работа в парах.

Когда исчезают отметки Развитие навыков критериального оценивания. Развитие навыков анализа при критериальном оценивании. Контроль и оценка классной работы по выделенным критериям; само- и взаимооценка, выделение положительных характеристик и недостатков работы. Беседа, упражнения, парная работа, самоанализ.

Как преодолеть неуверенност ь в себе (тренинг) Развитие адекватной самооценки на основе тренинга. Формирование мотивации достижения. Тренинги на преодоление неуверенности в себе, повышение самооценки, самоанализ с выделением положительных качеств личности партнера по общению. Тренинг, игра.

Когда помогает дневник Обучение приемам самоанализа и самоорганизации. Формирование навыков планирования. Что такое личный дневник и зачем он нужен. Как вести дневник. Анализ ситуации в дневнике. Планирование своих действий в различных ситуациях. Лекция-беседа, упражнение, игра, самостоятельная работа.

На II этапе (2 год) обучения продолжается работа по направлениям I этапа, однако в качестве особой добавляется задача знакомства ребенка с условиями и характером учебной деятельности в основной школе и формирования у учащихся адаптивного поведения при переходе на II ступень обучения. Таким образом, в целом, вводимый психологический спецкурс включал в себя следующие содержательно-целевые блоки:

I. Коррекция и развитие отстающих интеллектуально-познавательных функций.

II. Обучение способам решения интеллектуально-познавательных задач.

III. Развитие рефлексивно-регулятивных навыков поведения и деятельности.

IV. Формирование социально-коммуникативных действий.

V. Формирование общих представлений учащихся о характере учебной деятельности в основной школе и развитие приемов адаптивного поведения при переходе на II ступень.

Каждый из представленных содержательных блоков имел как системообразующие задачи развития познавательной мотивации ребенка (на различном содержательном материале и с помощью различных приемов).

По итогам психологических занятий и коррекционно-развивающего обучения в конце 4 класса проводилась комплексная психологическая диагностика на предмет изучения готовности ребенка к обучению в основной школе по специально разработанной психологической методике, являющейся частью общей программы исследования [2], [3], [5] (рис. 1). Выход проблемного ребенка на уровень целенаправленной активности и самостоятельности в процессе учебной деятельности является одной из главных задач всего коррекционно-развивающего процесса по отношению к таким детям и одной из основных задач данного психологического курса.

120

100 г

&0 01

1° ш

го40 т

20 0

Дели с задержкой развития (экспериментам ьная группа) Дети с за дежкой развития контрольная группа) Дс1 и с условно нормативным развитием (эксперимента/1 ьная группа) Дети с условно нормативным развитием (контрольная группа) ДС1 и с нормативным развитием (экспериментал ьная группа) Д01 и с нормативным развитием (контрольная группа)

5 уровень 15 26 0 0 0 0

й 4 уровень 26 34 5 7 0 0

■ Зуровень 35 37 41 71 35 41

■ 2уровень 20 3 50 22 55 51

■ 1 уровень 0 0 4 0 10 9

Рисунок 1. Сравнительные результаты продвижения младших школьников (%), обучавшихся по специальной коррекционно-развивающей программе (экспериментальная группа)

Выводы. Результаты продвижения младших школьников, с которыми проводилось специализированное обучение в ходе разработанного курса, показали позитивную динамику по всем основным параметрам уровня психологической готовности к переходу на вторую ступень школы (от самого высоко 1 уровня готовности ко второй ступени школьного образования, до 5 - самого низкого уровня психологической готовности, свидетельствующего о серьезной школьной дезадаптации и проблемах развития ребенка) [4]. Эти результаты показали, что психологический курс коррекционно-развивающих занятий в начальной школе решает комплекс задач по развитию интеллектуально-личностно-деятельностного потенциала детей, отстающих в развитии. Резервные возможности этих детей в младшем школьном возрасте могут быть обнаружены и изучены при изменении традиционного подхода к их обучению в сторону его оптимизации.

Анализ полученных результатов убеждает в том, что использование данного курса в процессе обучения младших школьников с проблемным развитием сегодня вполне реально, поскольку он технологично и пошагово помогает детям с проблемами развития и обучения их преодолевать.

Литература:

1. Вильшанская, А. Д. Условия формирования приёмов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР / А. Д. Вильшанская // Дефектология. - 2005. - № 2. - С. 57-65.

2. Князева, Т.Н. Проблема психокоррекционной помощи детям при переходе из начальной в основную школу / Т.Н.Князева // Интеграция образования. - 2005. - № 1-2. С. 131-139.

3. Князева, Т.Н. Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников / Т.Н.Князева. - М.: Аркти. - 2004. - 214 с.

4. Князева, Т.Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе / Т.Н.Князева. С-Петербург: Речь. - 2007. - 118 с.

5. Князева, Т.Н. Психологические механизмы интеграции детей с проблемным развитием в общеобразовательную среду / Т.Н.Князева // Нижегородское образование. - Н.Новгород, 2010, № 3. -С. 146-153.

6. Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 19-34.

7. Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. / У.В.Ульенкова, О.В. Лебедева. - М.: Академия. - 2011. - 176 с.

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат философских наук Коняев Владимир Михайлович

Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук Белевцев Виталий Владимирович Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук Горденко Наталья Владимировна

Ставропольский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (г. Ставрополь)

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УЧЕТОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Аннотация. Успешное формирование различных компетенций лежит через овладения знаний, умений и навыков, через повышение мотивации к образовательному процессу. В статье представлены психологические свойства личности, с учетом которых необходимо менять методику занятий, разрабатывать новые методы проведения занятий. С момента рождения человека познавательная его деятельность основывается на его психических свойствах начиная с восприятия и ощущения реального мира для его чувственного познания. Преподавателю при планировании и проведении учебных занятий необходимо учитывать психические особенности обучающихся, активировать все формы и виды памяти, активизировать все процессы мышления на каждом этапе излагаемой темы применяя активные и интерактивные методы обучения.

Ключевые слова: память, внимание, самооценка, ощущение.

Annotation. Successful formation of various competencies lies through mastering knowledge, skills and skills, by increasing motivation for the educational process. The article presents the psychological properties of the personality, taking into account which it is necessary to change the methods of study, to develop new methods of conducting classes. From the moment of a person's birth, his cognitive activity is based on his psychic properties, starting with the perception and sensation of the real world for his sensory cognition. Teacher in the planning and conduct of training sessions must take into account the mental characteristics of students, activate all forms and types of memory, activate all the thinking processes at each stage of the topic, using active and interactive teaching methods.

Keywords: memory, attention, self-estimation, sensation.

Введение. Психология (от др. греч. учение о душе, сознании, характере) - наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования, развитие психической деятельности и психики человека. Психология тесно связана с медициной психических расстройств. Психика человека основана на свойствах его мозга и проявляется в свойствах личности, таких как характер, интерес, темперамент, чувства и д.р.

С момента рождения человека познавательная его деятельность основывается на его психических свойствах начиная с восприятия и ощущения реального мира для его чувственного познания. Восприятие мира взаимосвязана с различной его деятельности. Опираясь на психические свойства личности, преподавателю любой науки, для продуктивной трудовой деятельности, т.е. нести «светлое учение», знания учащимся, необходимо руководствоваться основами психологии, различными видами связанных между собой познаний: ощущение, восприятие, внимание и память.

Изложение основного материала статьи. Ощущение - психологический процесс, отражающий отдельные состояния, свойства внешней среды (окружающего мира) при участии нервной системы. По Аристотелю существуют пять чувств: зрение, слух, вкус, осязание и обоняние.

Все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям. Источником ощущений является раздражитель с определенной величины интенсивности, которая зависит от состояния рецепторов и силы действующего раздражителя.

Концентрация внимания основанное на волевом усилии и психических свойствах личности, делают ощущения более точными, что должно быть использовано в преподавании. Ощущение и восприятие взаимосвязаны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Восприятие - отражение предметов в целом, процессов, явлений основываясь на одном или нескольких ощущений, создающих полное представление об объекте, передающих не только его свойство, но и качество. Представление представляет собой образ объекта в его непосредственной отсутствии, основанный на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.