Научная статья на тему 'Коррекционно-развивающих комплекс упражнений как средство компенсаторного развития школьников с нарушениями зрения'

Коррекционно-развивающих комплекс упражнений как средство компенсаторного развития школьников с нарушениями зрения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
708
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛАБОВИДЯЩИЕ МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ / СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕНСАЦИЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ АНАЛИЗАТОРОВ / ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ / ТИФЛОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ / VISUALLY IMPAIRED PRIMARY SCHOOL CHILDREN / SENSORY-PERCEPTUAL ACTIVITIES / COMPENSATION OF VISUAL FUNCTION / RELATIONSHIP OF ANALYZERS / GENERAL DIDACTIC PRINCIPLES OF TEACHING / TIFLOPEDAGOGICS LEARNING PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухонина Наталья Сергеевна

В статье рассматривается проблема компенсации зрительного дефекта слабовидящих младших школьников средствами включения системы коррекционно-развивающих упражнений Раскрыто содержание термина «сенсорно-перцептивная деятельность», принципов процесса обучения, которые способствуют компенсаторному развитию и активизируют компенсаторные механизмы. Основной тезис статьи утверждение, что сенсорные и перцептивные процессы как регуляторы взаимодействия человека с предметами и явлениями окружающего мира являются основой психического развития человека и важным условием человеческой жизнедеятельности в целом, а построенная на этой основе система коррекционно-развивающих упражнений будет оптимизировать учебный процесс слабовидящих младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTIONAL DEVELOPING THE SET OF EXERCISES AS MEANS OF COMPENSATORY DEVELOPMENT OF SCHOOL STUDENTS WITH VISUAL IMPAIRMENT

The article considers the problem of compensating a visual defect visually impaired Junior schoolchildren by means of inclusion of system of correctional-developmental exercises Revealed the contents of the term «sensory-perceptual activities», principles of the learning process that contribute to the development of compensatory and activate compensatory mechanisms. The main thesis of the article is the statement that sensory and perceptual processes as regulators of human interaction with objects and phenomena of the surrounding world are the basis of human mental development and an important condition of human life in General, and the system of correctional and developmental exercises built on this basis will optimize the educational process of visually impaired younger students.

Текст научной работы на тему «Коррекционно-развивающих комплекс упражнений как средство компенсаторного развития школьников с нарушениями зрения»

Педагогика

УДК 376.1

кандидат педагогических наук, доцент Сухонина Наталья Сергеевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО КОМПЕНСАТОРНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема компенсации зрительного дефекта слабовидящих младших школьников средствами включения системы коррекционно-развивающих упражнений Раскрыто содержание термина «сенсорно-перцептивная деятельность», принципов процесса обучения, которые способствуют компенсаторному развитию и активизируют компенсаторные механизмы. Основной тезис статьи - утверждение, что сенсорные и перцептивные процессы как регуляторы взаимодействия человека с предметами и явлениями окружающего мира являются основой психического развития человека и важным условием человеческой жизнедеятельности в целом, а построенная на этой основе система коррекционно-развивающих упражнений будет оптимизировать учебный процесс слабовидящих младших школьников.

Ключевые слова: слабовидящие младшие школьники, система коррекционно-развивающих упражнений, сенсорно-перцептивная деятельность, компенсация зрительных функций, взаимоотношения анализаторов, общедидактические принципы обучения, тифлопедагогические принципы обучения.

Annotation. The article considers the problem of compensating a visual defect visually impaired Junior schoolchildren by means of inclusion of system of correctional-developmental exercises Revealed the contents of the term «sensory-perceptual activities», principles of the learning process that contribute to the development of compensatory and activate compensatory mechanisms. The main thesis of the article is the statement that sensory and perceptual processes as regulators of human interaction with objects and phenomena of the surrounding world are the basis of human mental development and an important condition of human life in General, and the system of correctional and developmental exercises built on this basis will optimize the educational process of visually impaired younger students.Key words: visually impaired primary school children, sensory-perceptual activities, compensation of visual function, relationship of analyzers, General didactic principles of teaching, tiflopedagogics learning principles.

Keywords: visually impaired Junior high school students, the system of correctional-developing exercises, sensory-perceptual activities, compensation of visual function, relationship of analyzers, General didactic principles of teaching, tiflopedagogics learning principles.

Введение. Роль зрительной системы в психической деятельности человека невозможно переоценить. Именно «зрение дает нам наиболее совершенное, настоящее восприятие предметов» [4]. Однако получение информации об окружающем мире происходит за счет сформированной сложной системы анализаторов (чувственного восприятия), а также с помощью перцептивных действий. В связи с этим встает вопрос о необходимости создания специальных подходов обучения школьников с нарушениями зрения, учебная деятельность которых в основном построена на активном включении зрительного анализатора. По данным отечественной тифлологии, компенсация осуществляется на основе условно-рефлекторной выработки в процессе деятельности тонких анализаторных дифференциаций путем расширения задействованных афферентаций из сохраненных анализаторов и через создание новых динамических перво - и второсигнальных связей, обеспечивающих эту деятельность [3].

Формулировка цели статьи. В статье рассматривается проблема компенсации зрительного дефекта слабовидящих младших школьников средствами включения в учебный процесс комплекса коррекционно-развивающих упражнений, активизирующих сенсорно-перцептивную деятельность.

Изложение основного материала статьи. В системе коррекционного обучения одновременно с поэтапным развитием сенсорно-перцептивной деятельности с прогнозированием возможных трудностей у слабовидящих младших школьников необходимо обеспечить создание базовой основы для формирования элементарных представлений и практических умений. Для этого вводится система коррекционно-развивающих упражнений, тесно связанных с темой и основным учебным задачам урока, направленная на подготовку учащихся к усвоению базовых понятий.

Содержание коррекционно-развивающих упражнений, построенных на основе использования перцептивных действий, а также познавательной и игровой деятельности детей, предполагает активное взаимодействие сохранных анализаторов (остаточное зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Система дидактических упражнений должна учитывать психолого-педагогические закономерности становления перцептивных действий и уровень сенсорного развития слабовидящих младших школьников.

Цель данного коррекционно-развивающего комплекса упражнений заключается в формировании:

- четких конкретных представлений о сенсорных эталонах;

- навыков осязательной дифференцировки признаков и свойств предметов;

- умения ориентироваться на слух, использовать прикосновение и кинестетическое ощущение при выполнении практических упражнений;

- представлений о предметном мире за счет использования обонятельного и вкусового восприятия в познании окружающей среды;

- усвоения четких, полных представлений о свойствах и отношениях предметов, а также их размещении в пространстве и на плоскости.

Для усиления эффективности данного коррекционного обучения следует придерживаться следующих организационно-педагогических условий, в частности:

- учет психофизических особенностей, уровня сформированности сенсорной перцепции младших школьников со сниженным зрением;

- организация индивидуального и дифференцированного подходов с учетом познавательных возможностей в усвоении сенсорных эталонов;

- привлечение к предметно-практической деятельности игры, рисования, дидактических вербальных заданий;

- включение в процесс усвоения учебного материала комплекса ощущений разных модальностей;

- применение системы дидактических упражнений по развитию сенсорно-перцептивной деятельности учащихся, связанных с темой и комплексной целью урока.

- использование на каждом уроке коррекционно-развивающих дидактических материалов, направленных на всестороннее развитие чувственного восприятия младших школьников со сниженным зрением.

Как сказано было выше, данная система упражнений буде способствовать активизации сенсорно-перцептивной деятельности слабовидящих учащихся. Данный факт является важным условием правильной организации и построения коррекционно-педагогического процесса в специальной школе для детей с нарушениями зрения, который не предполагает доминированное использование поврежденного зрительного анализатора.

Таким образом, следует раскрыть содержание понятия «сенсорно-перцептивной деятельности». Сенсорные и перцептивные процессы как регуляторы взаимодействия человека с предметами и явлениями окружающего мира являются основой психического развития человека и важным условием человеческой жизнедеятельности в целом. Так как границы сенсорики и сенсорно-перцептивной деятельности в условиях жизненной активности людей трудно разделить, то удобнее использовать термин «сенсорно-перцепивная деятельность». Следовательно, под термином «сенсорно-перцептивная деятельность» мы будем понимать чувственное восприятие и перцептивные действия, которые обеспечивают осознанное чувственное выделение определенных свойств исследуемых объектов с последующим преобразованием сенсорной информации в отображении действительности в форме построения образа, адекватного предметному миру и цели деятельности.

Л.П. Григорьева [1] в своих работах подчеркивала, что при частичном поражении зрительных функций компенсация возможна за счет сохранных механизмов зрительной системы при участии других структур мозга. Компенсация у младших школьников с нарушением зрения базируется на нормально функционирующих корковых механизмах, с помощью которых при опоре на тактильный, слуховой и другие анализаторы, образуются сложные слухо-тактильно-двигательные функциональные системы связи, которые являются физиологической основой развития высших форм познавательной деятельности и играют ведущую роль в процессах компенсации.

Важность перестроения взаимоотношения анализаторов при нарушении зрения подчеркивал А.Г. Литвак [3]. Он считал, что образование новых внутренних или межанализаторных связей, относительное доминирование других, нежели у видящих анализаторных систем, происходит именно при поврежденном зрении.

Т.А. Дорофеева [2] определила некоторые особенности органов чувств у слабовидящих учащихся. По ее данным, дети младшего школьного возраста с нарушениями зрения имеют трудности в представлениях функций органов чувств, слабо осознают возможности тактильного, слухового, обонятельного и вкусового анализаторов в процессе пополнения недостаточной зрительной информации. При спонтанном развитии преобладает моносенсорный способ восприятия, а также не сформированы системы сенсорных эталонов для анализа, синтеза и систематизации признаков предметов.

Сопоставляя вновь воспринятые качества предметов через органы чувств, ребенок точнее и глубже познает разные свойства конкретных предметов, а его восприятие становится целенаправленным и организованным. Поэтому необходимо систематически активизировать перцептивные действия для активного восприятия.

По мнению А.Г. Литвака [3], при стимулировании перцептивных потребностей в процессе специально организованного обучения, включая в деятельность сохранные анализаторы системы, можно дать направление развития психики слабовидящих, которое приближается к уровню развития детей с нормальным зрением.

В отечественной психологии чувственному познанию отводится очень важная роль в системе познавательных процессов. Чувственное отображение - основа развития логического мышления и речи. Главными формами чувственного отображения являются ощущения и восприятия.

Многими тифлопедагогами определена связь между ощущениями и умственной деятельностью. В исследованиях Л.П. Уфимцевой и Т.К. Окладниковой [5] выявлено, что сложность получения ряда ощущений не обеспечивает дифференцировки объектов и их сравнения, что значительно усложняет формирование умственных операций. Способы и приемы умственной деятельности можно формировать уже на базе чувственного опыта. Таким образом, сенсорно-перцептивное развитие - фундамент умственного развития ребенка.

Процесс обучения, который предполагает данное развитие, должен базироваться на общедидактических принципах обучения, адаптированных к зрительным возможностям слабовидящих младших школьников, и специфических тифлопедагогических принципах обучения и воспитания детей с нарушениями зрения. В тифлодидактике принципы обучения определяются как система наиболее общих, существенных требований, которые определяют характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса в специальных школах.

К общедидактическим принципам, на которых следует строить процесс обучения слабовидящих младших школьников, следует отнести: принцип последовательности и систематичности обучения -предполагает формирование у учащихся стройной логической системы знаний, взаимосвязанных фактов и закономерностей любой науки; принцип сознательности в обучении - обеспечивает понимание учащимися задач и смысла своей деятельности, предполагает инициативность и самостоятельность учащихся; принцип наглядности - позволяет обогатить учащихся чувственным познавательным опытом для полноценного овладения абстрактными понятиям. Требует использования дифференцировки, вариативности; принцип доступности - обусловливает соответствие содержания и объема, методов и приемов усвоения знаний, умений и навыков на основе учета возрастных и типологических особенностей учащихся; принцип прочности знаний, умений и навыков - предполагает прочное сохранение в памяти знаний, умений и навыков, их свободное отображение и использование на практике.

В специальной педагогической литературе считается, что принципы способствуют интеграции разных способов форм, методов и приемов в целостную систему, определяют стратегическое направление целостного подхода к решению задачи коррекционно-педагогического процесса.

Согласно этому процесс обучения, предполагающий сенсорно-перцептивное развитие, должен учитывать следующие тифлопедагогические принципы: принцип педагогического оптимизма - базируется, во-первых, на уровне современного научного и практического знания о потенциальных возможностях младших школьников с нарушениями зрения, во-вторых, на представлении о современных педагогических возможностях их реабилитации. Этот принцип учитывает современный гуманистический взгляд привлечения каждого человека независимо от его психофизических особенностей в учебный процесс; принцип необходимости специального педагогического руководства - направленный на коррекционно-компенсаторное преобразование различных психических функций и удовлетворение особых учебных потребностей младшего школьника с нарушениями зрения; принцип индивидуального и дифференцированного подхода - предполагает учет индивидуальных отклонений, которые усложняют процесс обучения, и классификацию детей по остроте зрения, состоянием интеллекта, способами восприятия учебного материала; принцип коррекционно-компенсаторной направленности обучения - предполагает построение учебного процесса с использованием сохранных анализаторов, а также необходимость системного характера коррекционно-компенсаторных воздействий на разные сферы психического и физического развития младшего школьника с нарушениями зрения.

Коррекционно-развивающий комплекс, запускающий механизмы развития сенсорно-перцептивной деятельности младших школьников с нарушениями зрения включает предметно-практическую и игровую деятельность, дидактические упражнения с использованием разных анализаторов, вербальные задания в виде загадок, рифмованных задач.

Сенсорно-перцептивное развитие зависит также от содержания деятельности, в процессе которой оно происходит. Предметно-практическая деятельность выступает средством компенсации поврежденного зрения, становится конкретным видом практики ребенка, способствует усвоению учащимися знаний различного содержания и степени сложности.

Приведем примеры комплекса упражнений (Таблица 1), которые построены с учетом работы по разным вариантам с применением одного и того же дидактического материала. Это, в свою очередь, будет облегчать работу учителя по подготовке дидактического материала и развивать наблюдательность и смекалку учащихся.

Таблица 1

№ Название упражнения Цель упражнения Материалы Ход упражнения

1 Тактильные фигуры (1 вариант) Развивать зрительно- тактильную перцепцию; формировать представления о геометрических фигурах. Геометрические фигуры с поверхностями различной фактуры (по 2 карточки каждого вида): треугольник и квадрат из бархатной бумаги, круг и треугольник из пластмассы, квадрат и треугольник из дерева, круг и квадрат из картона, два квадрата из наждачной бумаги. Геометрические фигуры перемешиваются и выкладываются на столе перед учеником. Задача найти парные геометрические фигуры по фактуре поверхности.

2 Тактильные фигуры (2 вариант) Развивать зрительно- тактильную перцепцию; формировать представления о геометрических фигурах. 20 геометрических фигур с различной структурой поверхности (каждого вида по 4 штуки): 1 вид -фигуры из картона, 2 вид - фигуры из пластмассы, 3 вид - фигуры из наждачной бумаги, 4 вид - фигуры из бархатного бумаги, 5 вид - фигуры обклеены кукурузной мукой. Фигуры перемешиваются и располагаются перед учениками на столе. Учитель выбирает из них и показывает в качестве образца 5 геометрических фигур с различной структурой поверхности. Детям необходимо подобрать к образцу все фигуры, группировать по определенным признакам.

3 Тактильные фигуры (3 вариант) Развивать зрительно- тактильную перцепцию; формировать представления о геометрических фигурах. 4 коробки с наклеенным образцом, 5 фигур из картона, 5 фигур из пластмассы, 5 фигур из наждачной бумаги и 5 фигур из бархатного бумаги. Ученикам нужно рассортировать геометрические фигуры в зависимости от структуры поверхности, разложив их в коробки с наклеенным образцом. В результате нужно получить четыре набора геометрических фигур.

4 Тактильные фигуры (4 вариант) Развивать зрительно- тактильную перцепцию; формировать представления о геометрических фигурах. 5 геометрических фигур: первая сделана из картона, вторая - из пластмассы, третья - из бархатного бумаги, четвертая - из наждачной бумаги, пятая оклеена кукурузной мукой. Каждому ученику предлагаются 5 геометрических фигур. Нужно выстроить ряд фигур от менее шершавой до более шершавой поверхности.

Выводы. Рассмотренные в таблице примеры комплекса коррекционно-развивающих упражнений направлены на формирование сенсорных эталонов. Одноименность названия и цели позволяют учителю варьировать с одними и теми же дидактическими материалами. Активизация сенсорно-перцептивной деятельности слабовидящих младших школьников за счет включения комплекса коррекционно-развивающих упражнений может значительно обогатить предметно-практическую деятельность детей данной категории, а это , в свою очередь, позволит им усвоить учебный материал, подготовиться к изучению следующих тем в начальном звене школы.

Литература:

1. Григорьева Л. П. Проблема компенсации нарушений перцептивно-когнитивного развития детей (экспериментально-теоретический аспект): [сообщение I] / Л. П. Григорьева // Дефектология. - 1999. - № 2. -С. 9-18.

2. Дорофеева Т. А. Формирование представлений о сенсорных возможностях у младших школьников с нарушением зрения в рамках коррекционной программы «Ребенку о нем самом» / Т. А. Дорофеева // Дефектология. - 2002 - № 6. - С. 47-50.

3. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: [учеб. пособ.] / А. Г. Литвак. - Спб.: КАРО, 2006. - 336 с.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн; [сост. А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская]. - СПб.: Питер, 2001. - 712 с.

5. Уфимцева Л. П. Психокоррекционные занятия с младшими школьниками, имеющими нарушения зрения / Л. П. Уфимцева, Т. К. Окладникова // Дефектология. - 2002. - № 1. - С. 42-49.

Педагогика

УДК 159.9

старший преподаватель кафедры «Иностранных языков» Таратута Ирина Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный аграрный университет Северного Зауралья» (г. Тюмень)

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В

АГРАРНОМ ВУЗЕ

Аннотация. Основная деятельность высшего учебного заведения - образовательный процесс. Для организации учебного процесса необходимо соединить все его элементы, наладить их взаимодействие между собой, определить содержание деятельности преподавателей и студентов. Комфортная и благополучная психологическая атмосфера на занятиях в вузе, несомненно, способствует успешности обучения студентов. Одна из основных задач преподавателя современной высшей школы не только делиться научной информацией с обучающимися, но и создание психологического комфорта в процессе обучения. [1] Эмоциональное состояние обучающихся на занятиях является одним из важнейших показателей благополучия психологической атмосферы и комфортности обучения в учебном учреждении.

Ключевые слова: эмоциональное состояние, вуз, фактор, учебный процесс, общение, личность, эмоции, мотивация, обучение, преподаватель, студент, эффективность, педагогическое воздействие.

Annotation. The main activity of the higher educational institution is the educational process. For the organization of educational process it is necessary to connect all its elements, to adjust their interaction among themselves, to define the maintenance of activity of teachers and students. Comfortable and prosperous psychological atmosphere in the classroom at the University, of course, contributes to the success of students ' learning. One of the main tasks of a teacher of a modern higher school is not only to share scientific information with students, but also to create psychological comfort in the learning process. [1] the Emotional state of students in the classroom is one of the most important indicators of the well-being of the psychological atmosphere and comfort of learning in an educational institution.

Key word: emotional state, University, factor, educational process, communication, personality, emotions, motivation, training, teacher, student, efficiency, pedagogical impact.

Введение. «Формирование личности учащегося — процесс многогранный: помимо передачи знаний и выработки определенных умений преподаватель влияет на социально-нравственную сферу воспитанника. Положительное воздействие возможно только при эмоциональной гармонии со студентами и совместной целенаправленной деятельности с ними. Учет состояния, настроения, мотивов воспитанников, тактичность в общении с ними значительно повышают эффективность педагогического воздействия, обусловливают позитивную динамику в личностном развитии обучаемых», - утверждает Резник С.Д. [1, c. 12-13].

Следует отметить, что эмоции относятся к основным психическим категориям, которые оказывают основополагающее влияние на мотивацию и поведение человека, в том числе и на отношение к учебной деятельности. [2] Мотивация же обучения у студентов в вузе зависит от умения преподавателя вызывать и сохранять интерес к своему предмету [3, c. 166]. По данным исследователей, такие активные, положительные эмоции, как радость и «спортивная» злость, являются мотивационными и повышают эффективность учебной деятельности учащихся, в то время как пассивные - страх, печаль, разочарование, - являются демотивационными и обладают противоположенным эффектом [4, с. 1409].

Отрицательные эмоции студентов в процессе обучения могут вызываться разнообразными причинами, не относящимися непосредственно к учебной деятельности, но связанные с ней опосредованно, а именно, плохое самочувствие или утомление обучающихся, неблагоприятная обстановка в коллективе (в студенческой группе), авторитарный стиль общения преподавателя со студентами, а для многих такой стиль общения является стрессовым. Следует также отметить, что заложенные в семье неконструктивные стереотипы общения и поведения вызывают негативный стиль эмоционального реагирования студентов на всевозможные ситуации и взаимодействия в учебном процессе в вузе.

Таким образом, изучение эмоционального состояния студентов как фактора успешности обучения в аграрном вузе вызывает неподдельный интерес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.