Научная статья на тему 'Программа по коррекционных занятий для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида'

Программа по коррекционных занятий для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2221
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПЕРЦЕПТИВНО-МЫСЛИТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ / СЕНСОРНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ДЕТИ С ОВЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махавкина И. А.

Обучение и воспитание в специальном (коррекционном) образовательном учреждении имеет коррекционно-развивающую направленность, что обусловлено недостатками психофизического развития учащихся, нуждающихся в специальных педагогических подходах, и реализацией основной цели деятельности СКОШ VIII вида достижение социальной адаптации и интеграции обучающихся с отклонениями в развитии. Помимо фронтальной коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, в базисном учебном плане выделены часы для проведения специальных коррекционно-развивающих занятий. Основной задачей этих занятий является преодоление психофизических недостатков, препятствующих успешному освоению учебных навыков, в первую очередь, чтения, счёта и письма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа по коррекционных занятий для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»

5. Хуторской А.Н. Деятельность как содержание образования//Народное образование. -2003.- №8.

6. http://www.nvspb.ru/stories/rossiya-strana-s-nepredskazuemym-proshlym-47249 Россия -страна с непредсказуемым прошлым // Александр Филюшкин, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории славянских и балканских стран исторического факультета СПбГУ

7. http://perm.hse.ru/okrug Любимов Л.Л. Наиболее трудные проблемы реализации

ФГОС.

8. http://perm.hse.ru/okrug. Любимов Л.Л. Необходимо пересмотреть подходы к гуманитарному образованию.

УДК 37/027.8

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА

Махавкина И.А., 2016 г.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области №Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №31», Архангельск.

Аннотация: Обучение и воспитание в специальном (коррекционном) образовательном учреждении имеет коррекционно-развивающую направленность, что обусловлено недостатками психофизического развития учащихся, нуждающихся в специальных педагогических подходах, и реализацией основной цели деятельности СКОШ VIII вида - достижение социальной адаптации и интеграции обучающихся с отклонениями в развитии. Помимо фронтальной коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, в базисном учебном плане выделены часы для проведения специальных коррекционно-развивающих занятий. Основной задачей этих занятий является преодоление психофизических недостатков, препятствующих успешному освоению учебных навыков, в первую очередь, чтения, счёта и письма.

Ключевые слова:

коррекция и развитие перцептивно-мыслительной сферы, сенсорные процессы, дети с ОВЗ.

В работах по специальной психологии умственно отсталых детей подчеркивается, что основным признаком интеллектуальной недостаточности является недоразвитие познавательной стороны деятельности. Недоразвитие и недостатки познавательной деятельности проявляется и в сенсорно-перцептивном освоении детьми окружающего мира [1].

У детей указанной категории имеют место нарушения разной модальности и, соответственно восприятия объектов, явлений и ситуации. Особенности восприятия четко видны у детей младшего школьного возраста. Следовательно, необходимо корректировать и развивать перцептивно-мыслительную сферу за счет использования психомоторных и сенсорных процессов. И как показывает практика, это происходит под влиянием

специального (коррекционного) обучения [3].

ЦЕЛЬЮ данного курса является коррекция и развитие перцептивно-мыслительной сферы посредством

использования психомоторных и сенсорных процессов, способствующей оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социальной адаптации в обществе.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач. Основная из них: обогащение чувственного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.

Данная программа была составлена на основе методических рекомендаций и

разработок Удаловой Э.Я. и Метиевой Л.А. «Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии» и курс коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Но были внесены существенные изменения: выделены этапы реализации программы; расширено и доработано тематическое планирование; изменена сама структура программы (темы объединены в блоки в соответствии с каналами восприятия -зрительный, слуховой, тактильный); разработан и систематизирован комплекс упражнений по развитию психических функций, на основе ряда специальных литературных и интернет изданий.

Задачи формирование сенсорно-перцептивной деятельности на каждом этапе должны быть взаимосвязаны с общими задачами обучения и воспитания детей, и формулируются в соответствии с принципом направленности обучения на решение взаимосвязанных задач образования, воспитания и общего развития детей [4].

На коррекционные занятия отводятся занятия по расписанию. Учитывая психологические особенности детей, целесообразно давать материал небольшими дозами, дробно, с более постепенным, чем обычно, усложнением, увеличивая количество закрепляющих упражнений, включая материал для повторения и самостоятельных работ. Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятиях через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность и т. д. в процессе преимущественно коллективной деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чувства, способствует овладению различными способами управления собственным поведением.

Для проведения коррекционной работы требуется специально

организованная предметно-

пространственная развивающая среда:

- функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);

- игрушки и пособия для развития

тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная тропа для ног, массажный коврик, полусфера и др.);

- оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (магнитофон, набор аудио-видеокассет для релаксации, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.);

Структура программы коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:

- развитие крупной и мелкой моторики;

- тактильно-двигательное восприятие;

- кинестетическое и кинетическое развитие;

- восприятие цвета, формы, величины; конструирование предметов;

- развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;

- восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния,

барических ощущений, вкусовых качеств;

- развитие слухового восприятия и слуховой памяти;

- восприятие пространства;

- восприятие времени.

Разделы:

«Развитие крупной и мелкой моторики» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции психолога, что является в свою очередь основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев.

Пальчиковую гимнастику, специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей (движения карандашом в воздухе, письмо ручкой в воздухе, обводка лекал и т.д.), упражнения на координацию движений рук («кулак-ладонь» поочередно и одновременно, др.) следует проводить 2-3 раза на каждом занятии по 2-3 минуты.

«Восприятие формы, величины и цвета предметов». Выделение формы, цвета и

величины - обязательный этап чувственного познания мира. При знакомстве с этими свойствами расширяется поле восприятия -основа развития интеллекта.

Основной задачей данного раздела является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. С учетом особенностей психофизиологического

развития умственно отсталых детей становится ясно, что данный вид работы требует системного и последовательного подхода. Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов, но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2-3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать разные приемы измерения.

Раздел «Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти» обусловлен рядом особенностей зрительного восприятия умственно отсталых школьников, которые значительно затрудняют

ознакомление ребенка с окружающим миром: замедленность, узость восприятия,

недостаточная дифференцированность,

снижение остроты зрения и направлен на их нивелирование.

Раздел «Кинетическое и

кинестетическое развитие». предполагает проведение специальных упражнений на развитие зрительно-моторной координации с предметами и без них, физические упражнения на развитие симметричной мышечной силы тела, на координацию верхних и нижних конечностей, других частей тела. Это влияет на улучшение адаптации в пространстве и его более уверенном освоении, повышение

работоспособности ребенка, статической и динамической выносливости

«Восприятие пространственных

отношений» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом.

В процессе специально организованной планомерной и последовательной работы на коррекционных занятиях у ребенка формируются следующие умения:

1. ориентироваться в схеме

собственного тела;

2. определять расположение предметов в ближнем и дальнем пространстве;

3. моделировать пространственное расположение предметов;

4. ориентироваться на поле листа бумаги;

5. двигаться в заданном направлении и изменять его.

Для полноты ощущений об объектах окружающего мира в программу включены занятия, основной целью которых является развитие тактильно-двигательного

восприятия.

Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Речь идет различении поверхностей предметов на ощупь (мягкий, твердый, шершавый, колючий), определения их температурного режима (горячий, холодный и др.), вибрационных качеств и возможностей. Тактильные ощущения, которые возникают при последовательном ощупывании предмета, выделении его контура (или объема), поверхности позволяют уточнить знания детей о материалах, их свойствах и качествах, сформировать обобщенное представление о самом объекте. Без специально организованной

коррекционной работы тактильная

чувствительность у таких детей не развивается

[5].

«Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств»

«Особые» свойства предметов, к которым относятся вкус, запах, температура, вес, качество поверхности, познаются благодаря совокупной работе анализаторов. Освоение дополнительных перцептивных действий по восприятию предметов (понюхать, попробовать на вкус, взвесить на руке, полизать и т.д.) и знакомство с новыми свойствами обогащают представления ребенка об окружающем мире, наполняют его новыми эмоциональными переживаниями. Благодаря восприятию все свойства предмета объединяются, и составляется целостное представление, что в дальнейшем помогает узнавать предмет по одному или нескольким свойствам. Если представления ребенка неточные, неполные, он может путать

предметы, не узнавать их нетипично ими пользоваться.

Особое значение придается развитию осязания, т.к. недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и, в дальнейшем, оперировании образами.

Значительные отклонения,

наблюдаемые в речевой регуляции деятельности умственно отсталого ребенка, имеют в своей основе, в том числе и недостатки слухового восприятия вследствие их малой дифференцированности. У умственно отсталых детей отсутствует должное соответствие между словом, обозначающим предмет и конкретным образом (Р.М. Боскис, Р.Е. Левина, В.Г. Петрова). Недостаточно воспринимая и осмысливая предметы и явления окружающей действительности, учащиеся не испытывают потребности в их точном обозначении. Накопление слов, обозначающих свойства и качества объектов и явлений осуществляется значительно медленнее, чем в норме. Для решения указанных недостатков в программу включен раздел «Развитие слухового восприятия и слуховой памяти». Создание основы для более полного овладения речью возможно через использование игровых приемов работы, направленных на различение неречевых, речевых, музыкальных звуков и шумов; выполнение физических упражнений различного ритмического рисунка;

имитационные (речевые и безречевые) упражнения; игру на детских музыкальных (шумовых) инструментах и т.д. Занятия по формированию слухового восприятия целесообразно использовать для выработки слухомоторных координации. Развитие общеинтеллектуальных умений начинается с развития зрительного и слухового восприятия [6].

«Восприятие времени» предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, время года. Это сложный раздел программы для умственно отсталых учащихся, т.к. время как объективную реальности представить трудно: оно всегда в движении, текуче, непрерывно, нематериально. Восприятие времени больше опирается не на реальные представления, а на рассуждения о том, что можно сделать за тот или иной временной интервал. Еще сложнее

формируются у детей представления о последовательности основных жизненных событий и их продолжительности.

Формальное заучивание слов (понятий), обозначающих временные категории, не приносит успеха. Только конкретная практическая деятельность, многократно закрепляемая через дидактические игры, выполнение заданий бытового характера, наблюдения и др., связанные с переживанием положительного эмоционального опыта в разные временные отрезки, поможет сформировать чувство времени и временные ориентировки.

Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий от первого к четвертому классу. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы,

способствующих целостному психическому развитию ребенка (например: развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие осязательных ощущений; или: упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти, др.). Для этого данные разделы были обледенены в блоки. Исходя из особенностей детей, педагог-психолог вправе самостоятельно определить круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии и выделить из них приоритетную. Сложность выполняемых заданий различна для учащихся и зависит от уровня их развития. С плохо успевающими учениками психолог занимается индивидуально в ходе занятия.

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться:

- ориентироваться на сенсорные эталоны;

- узнавать предметы по заданным признакам;

- сравнивать предметы по внешним признакам;

- классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

- давать полное описание объектов и явлений;

- различать противоположно направленные действия и явления;

- видеть временные рамки своей деятельности;

- определять последовательность событий;

- ориентироваться в пространстве;

- целенаправленно выполнять действия по инструкции;

- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

- опосредовать свою деятельность речью.

Хотелось бы добавить, что

своевременная психолого-педагогическая помощь детям с ОВЗ начальных классов является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.

Список литературы

1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под реакцией В.В. Воронковой М., 1994.

2. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка. М., 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 2003.

4. Метиева Л.А., Удалова, Э.Я. Развитие сенсорной сферы. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида □Электронный ресурс□ / Л.А.Метиева, Э.Я. Удалова// - Режим доступа:http://www.prosv.ru/ebooks/Metieva_Razvitie_sensomoi_sferi/index.html (30.08.2013)

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В. 2Т. М., 1989

6. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2003.

7. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. М., 2005.

8. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М., 2001.

УДК 371.333

РОЛЬ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Жукова Т.Н., 2016

Новгородский Государственный Университет им. Ярослава Мудрого, студентка, Великий

Новгород

Аннотация: В статье рассматриваются визуальные технологии в школьном образовательном процессе. Автор ставит проблему чрезмерного использования визуализации и мультимедиа, ищет причину внедрения таких технологий в школьное образовательное пространство. По его мнению, такой причиной является развитие массового общества, в которое дети, обучающиеся с использованием современных технологий, довольно-таки легко смогут интегрироваться. Автор считает это отрицательным моментом и пытается найти выходы из сложившейся ситуации.

Ключевые слова: Визуализация, мультимедиа, массовое общество.

Термин «визуализация» происходит от латинского visualis - воспринимаемый зрительно, наглядный. Под визуализацией подразумевается «процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания; придание зримой формы любому мыслимому объекту, субъекту, процессу и т. д.» [1]. Визуализировать можно определенную территорию, портрет личности, инструкцию к телевизору, авиакатастрофу, политическую ситуацию, спортивные достижения,

кулинарный рецепт - абсолютно все данные.

По сути, визуализация - это технология. И, как любая другая технология, визуализация имеет определенную цель, применяет концепции, методы и средства, заимствованные из других областей: принципы дизайна карты (картография), принципы обозначения данных в графиках (статистика), правила композиции, макетирования, колористики (графический дизайн), стиль написания (журналистика), программные средства (информатика, программирование), ориентация на

читательскую аудиторию (психология восприятия) [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.