Научная статья на тему 'Развитие коммуникативной деятельности как компонента содержания образования слабовидящих школьников'

Развитие коммуникативной деятельности как компонента содержания образования слабовидящих школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1270
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС / КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕНСАЦИЯ / СЛАБОВИДЯЩИЕ МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / КОММУНИКАТИВНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / SPECIAL COURSE / COMMUNICATION / EQUALIZATION / STAR-BLIND PRIMARY SCHOOL STUDENTS / NONVERBAL WAYS OF COMMUNICATION / COMMUNICATIVE COMPONENT / COMMUNICATIVE LITERACY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быкова Е.Б., Замашнюк Е.В.

В статье рассматривается содержание коррекционного курса «Развитие коммуникативной деятельности» как компонента, входящего в структуру коррекционно-развивающей области федерального государственного образовательного стандарта начального образования слабовидящих обучающихся. Представлены пять направлений содержания программы развития коммуникативной деятельности слабовидящих младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быкова Е.Б., Замашнюк Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of communicative activity as a component of education of visually impaired students

The article considers the correctional course “Communication Development” as a component of special development field of the Federal State Standard for primary education of visually impaired students. The authors describe the five areas of the communication development program for visually challenged primary school students.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативной деятельности как компонента содержания образования слабовидящих школьников»

УДК 159.9

Быкова Елена Борисовна

кандидат психологических наук, доцент кафедры тифлопедагогики Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена

Замашнюк Елена Вадимовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры тифлопедагогики Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ШКОЛЬНИКОВ

Bykova Elena Borisovna

PhD in Psychology, Assistant Professor, Department for Methods of Teaching the Blind, Herzen State Pedagogical University of Russia

Zamashnyuk Elena Vadimovna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Department for Methods of Teaching the Blind, Herzen State Pedagogical University of Russia

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE ACTIVITY AS A COMPONENT OF EDUCATION OF VISUALLY IMPAIRED STUDENTS

Аннотация:

В статье рассматривается содержание коррекци-онного курса «Развитие коммуникативной деятельности» как компонента, входящего в структуру коррекционно-развивающей области федерального государственного образовательного стандарта начального образования слабовидящих обучающихся. Представлены пять направлений содержания программы развития коммуникативной деятельности слабовидящих младших школьников.

Summary:

The article considers the correctional course "Communication Development" as a component of special development field of the Federal State Standard for primary education of visually impaired students. The authors describe the five areas of the communication development program for visually challenged primary school students.

Ключевые слова:

коррекционный курс, коммуникативная деятельность, компенсация, слабовидящие младшие школьники, невербальные средства общения, коммуникативный компонент, коммуникативная грамотность.

Keywords:

special course, communication, equalization, star-blind primary school students, nonverbal ways of communication, communicative component, communicative literacy.

Общая динамика развития ребенка с нарушениями зрения подчинена тем же закономерностям, что и при нормальном развитии. Однако особенности детей, связанные с нарушением зрения, ограничивают получение информации из окружающего мира, приводят к нарушению средств общения, изменяют способы коммуникации, обедняют социальный опыт и создают трудности социальной адаптации. Низкая эффективность коммуникативных умений у детей с нарушениями зрения обусловлена ограниченным восприятием таких выразительных средств общения, как взгляд, жест, мимика и пантомимика. Малая психическая активность приводит к тому, что общение возникает позже, чем у зрячего, и только в ситуативно-эмоциональной форме.

Как отмечает Г.В. Никулина, анализ возрастных особенностей, присущих младшим школьникам, позволяет в качестве обязательных условий реализации программы по формированию базовой коммуникативной культуры школьников с нарушениями зрения на начальной ступени обучения выделить следующее:

- ориентацию на бурно развивающееся теоретическое рефлексивное мышление;

- ориентацию на формирующуюся у учащегося позицию школьника и учебную мотивацию;

- создание условий для формирования у учащихся в процессе овладения содержанием программы курса внутреннего плана действия, что обеспечивает развитие чувства компетентности в области межличностного взаимодействия, лежащего в основе формирования адекватной самооценки младшим школьником себя как субъекта коммуникативной деятельности;

- ориентацию на значение для младшего школьника авторитета взрослого [1].

Следует выделить еще один важный возрастной фактор межличностной коммуникации

слабовидящих школьников, отмеченный Л.В. Фомичевой. Самовыражение ребенка с нарушением зрения в процессе делового общения с нормально видящим партнером во много опреде-

ляется ролью, которую ему отводит этот партнер, тем, признается ли личностная состоятельность воспитанника с нарушением зрения или он постоянно находится в ситуации ведомого, чрезмерно опекаемого или непризнанного неудачника [2].

Коррекционный курс «Развитие коммуникативной деятельности» входит в структуру кор-рекционно-развивающей области федерального государственного образовательного стандарта начального образования слабовидящих обучающихся. Данный курс является обязательным и проводится в форме групповых и индивидуальных коррекционных занятий. Такая форма педагогического взаимодействия особенно актуальна для реализации целей коммуникативного развития в младшем школьном возрасте, что обусловлено внеситуативно-деловой формой общения со сверстниками и взрослыми, что научно обосновывается в работах М.И. Лисиной.

Реализация содержания курса «Развитие коммуникативной деятельности» предполагает, что слабовидящие обучающиеся осознают значимость общения в жизни человека и для своего дальнейшего развития. Предполагается формирование у них потребности в общении, использовании средств общения, развитие навыков коммуникации для установления контактов с окружающими, обогащение представления о себе и своих возможностях, формирование образов окружающих людей, развитие вербальных и невербальных средств общения, расширение и обогащение социального опыта. Развитие получит межличностная система координат «слабовидящий - нормально видящий». Слабовидящие обучающиеся расширят и углубят знания о себе, своих коммуникативных возможностях, приобретут опыт самовыражения в мимике, жестах, пантомимике, речи.

Данный коррекционный курс до настоящего времени не был выделен как компонент содержания образования слабовидящих школьников, а проходил как раздел по обучению социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зрения в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений !!!-!У вида. Одним из направлений обучения социально-бытовой ориентировке является коммуникативный компонент.

Как указывает Е.В. Замашнюк, коммуникативный компонент в рамках обучения социально-бытовой ориентировке вбирает в себя все многообразие форм и способов овладения языком и речью, другими видами коммуникации (например, язык компьютеров) и использование их в различных областях деятельности и общения. Автор отмечает, одним из макрофакторов, влияющих на социализацию личности, является культура общения, которая предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанного на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм общения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту [3].

Структура коррекционного курса «Развитие коммуникативной деятельности» включает пять направлений работы:

1. Общение и его роль в жизни человека.

2. Формирование образа человека.

3. Формирование коммуникативной грамотности.

4. Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия.

5. Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей.

Первое направление предполагает формирование у ребенка положительного отношения к

миру, к себе и окружающим людям: родителям, педагогам, сверстникам, развитие умения дифференцировать речевое и неречевое общение. Содержанием образования является формирование умений определять значение и воспроизводить мимику, жесты, позы на объектной картине. Предполагается работа по совершенствованию мышечного аппарата, участвующего в воспроизведении мимических, пантомимических движений. Развитие эмоционального компонента невербальных средств заключается в умении определять и передавать эмоциональный компонент невербального общения. Происходит развитие умения использовать зрительное и слуховое восприятие как способ ориентации в коммуникативной ситуации; определять внешний вид человека, его позы, жесты, мимику, пантомимику; ориентироваться в условиях внешней ситуации общения. Обучаемый знакомится с собственными выразительными возможностями и механизмами деятельности анализаторских систем (взгляда, движений), с ролью зрения в общении.

Второе направление подразумевает формирование образа себя и партнера по коммуникации, расширение и обогащение представления о своем теле, качествах характера, формирование представления о своих умениях и возможностях, способности дифференцировать, узнавать, называть базовые эмоции, понимать по выражению лица эмоциональное состояние человека, понимать и делиться с другими своими вкусами и предпочтениями, привязанностями и привычками. Происходит формирование понятия «партнер по общению», представлений о качествах своего характера, умения применять некоторые движения и действия человека в ситуации общения, использовать способы обогащения опыта восприятия и понимания партнера по общению.

Третье направление включает в себя процессы формирования умения ориентироваться в условиях внешней ситуации общения, подбирать вербальные и невербальные средства, оценивать результативность общения и отвечать адаптацией своего коммуникативного поведения. Происходит обучение грамматически правильному оформлению речи, умению принимать участие в беседе. Формами работы данного направления могут быть групповые задания. Проводится обучение основам риторики, использованию темпа, тембра, громкости речи, пауз, поз и мимики в игровой деятельности.

Четвертое направление направлено на организацию процесса социального взаимодействия, знакомство с видами взаимодействия, партнером по общению, развитие способности вступать и поддерживать общение, обладать инициативой и активностью, планировать учебное сотрудничество. Наблюдается овладение навыками совместной организационной работы, выработка умения руководить и подчиняться, оценивать результативность общения, отвечать адаптацией своего коммуникативного поведения, развитие контролирующей и регулирующей роли в совместной с партнером деятельности.

Пятое направление. Когда речь идет о развитии детей с нарушением зрения, с системных позиций компенсация нарушенных функций всегда идет в направлении сохранения функциональными системами способности обеспечивать полезные для организма приспособительные результаты [4]. Содержание работы по данному направлению направлено на формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей; выработку и закрепление комплекса компенсаторных способов к осмыслению, целостному и детализированному зрительному восприятию, использованию сохранных анализаторов для ориентации в коммуникативной ситуации; обучение владению монологичной и диалоговой формами речи; развитие умения вступать в процесс общения, используя словесные формы приветствия, уменьшительно-ласкательные формы обращения к партнеру; развитие умения использовать в общении нормы речевого этикета в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией, проводить риторический анализ произведения, совершенствовать навыки ораторской речи.

Таким образом, реализация данных направлений коррекционной работы по развитию коммуникативной деятельности слабовидящих младших школьников позволит достичь планируемых результатов овладения обучающимися умениями и навыками коммуникативной деятельности.

Ссылки:

1. Никулина Г.В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения. СПб., 2006.

2. Фомичева Л.В. К вопросу о социализации ребенка раннего возраста с нарушением зрения // Специальное образование. 2014. № 2 (34).

3. Замашнюк Е.В. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях III—IV вида : учеб. пособие. СПб., 2012.

4. Быкова Е.Б. Компенсирующая роль телесной психотерапии при нарушениях ранних структур характера детей со зрительной депривацией // Теория и практика общественного развития. 2014. № 16.

References:

1. Nikulina, GV 2006, Formation of communicative culture of the visually impaired, St. Petersburg.

2. Fomicheva, LV 2014, 'On the issue of socialization of young child with visual impairment', Special education, no. 2 (34).

3. Zamashnyuk, EV 2012, Socio-consumer orientation in special (correctional) educational institutions III-IV type: Proc. Allowance, St. Petersburg.

4. Bykova, EB 2014, 'Compensatory role of physical therapy in violation of earlier structures of the nature of children with visual deprivation', Theory and Practice of Social Development, no. 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.