УДК 378.147
Габриель Наталья Леонидовна
кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и общественных наук
ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», г. Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ» В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ПАРАДИГМЫ
Natalia L. Gabriel
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor the Department of Philosophy and social sciences
Federal State-Financed Educational Institution of Higher Professional Education 'Perm State Humanitarian Pedagogical University' 614990, Russia, Perm 24, Sibirskaya Str., e-mail: [email protected]
THE FORMATION OF COMPETENCIES OF THE DISCIPLINE 'HISTORY' IN THE FRAMEWORK OF THE ACTIVITY PARADIGM
Аннотация: рассматривается проблема формирования общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся по программам бакалавриата с использованием наиболее эффективных образовательных технологий в высшем учебном заведении.
Ключевые слова: деятельностные категории, компетенция, компетентность, междисциплинарные связи, образовательные технологии, проектная деятельность, педагог, идентичность.
Annotation: the problem of formation Non-Technical Skills of learners in bachelor programs with using the most effective educative technologies in the higher educational establishmentis considered.
Keywords: pragmatist categories, competence, interdisciplinary links,edutech, project activities, teacher, identity.
© Габриель Н.Л., 2016
Реформирование в сфере социально-экономической и политической жизни страны, тенденции глобализации, характеризующие общемировой процесс, определили новый социальный заказ общества высшей школе. Развитие российского общества в эпоху коммуникаций требует от системы образования, в первую очередь от высшей школы, подготовки высокотехнологичных специалистов, обладающих широкой эрудицией, социальной мобильностью, стремлением к самостоятельному личностному и профессиональному росту.
Поэтому в современной системе образования особое место занимает ориентация на результат познавательной деятельности. Понимание результата образования зависит от той парадигмы, в рамках которой он рассматривается. Неслучайно стандарты второго поколения созданы в рамках деятельностной парадигмы, категориями которой выступают «компетенция» и «компетентность».
Понятие «компетенция» выступило «в качестве общего определения... интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих», что позволяет говорить не просто о модернизации учебного процесса, а о переходе к новой образовательной парадигме [3, с. 34]. Компетентность специалиста предполагает не только наличие профессиональных знаний, умений и навыков, но и способность и готовность реализовывать знания, опыт, личностные качества в профессиональной и социальной сфере.
Тем самым системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы высшего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения студентами новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Государственный образовательный стандарт в перечне требований к результатам освоения программ подготовки специалиста называет как профессиональные (ПК), так и общекультурные компетенции (ОК), которые представляют основную платформу компетентностного подхода. По мнению некоторых специалистов, «попытка внедрения компетентностного подхода
на основе репродуктивных методов обучения обречена на провал, поскольку компетенции могут быть сформированы только как результат вовлеченности студента в образовательный процесс» [4, с. 126]. Именно компетентностный подход при овладении научным мировоззрением предполагает единый алгоритм к формированию общекультурных и профессиональных компетенций, междисциплинарное и наддисциплинарное построение дисциплин, а также использование инновационных образовательных технологий. Поставленные задачи успешно реализуются в формате учебной и внеучебной деятельности.
Важную роль в решении задачи формирования общекультурных и профессиональных компетенций в педагогическом вузе играют дисциплины социально-гуманитарного цикла. Синтез гуманитарных наук позволяет сформировать научное понимание картины мира, а именно обусловленности исторических событий, деятельности исторических личностей, научных концепций и, как итог, общественной парадигмы в целом.
Общекультурные и профессиональные компетенции многогранны, в ФГОС по разным направлениям подготовки предусмотрены различные их варианты. Вместе с тем если обобщить, то в целом учебный курс по истории, к примеру, по направлению подготовки «Педагогическое образование» направлен на формирование таких общекультурных компетенций, как владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14); способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15). Профессиональные компетенции отражают способность к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10), а также выявлению и использованию возможностей региональной
культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11) [1].
Таким образом, история, как и другие дисциплины социально-гуманитарного цикла в структуре образовательной программы подготовки специалиста-педагога, направлена не только на овладение знаниями в области конкретных наук, но и на становление личности, осознающей значение своих профессиональных и социальных функций, имеющей устойчивое позитивное отношение к своим общественным обязанностям, нацеленной на совершенствование и развитие общества.
В современном образовании большую роль играет широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, увеличение объема самостоятельной работы студентов. При изучении дисциплин социально-гуманитарного цикла активно используются информационно-коммуникационные образовательные технологии: лекция-презентация, реферат-презентация, демонстрация учебных фильмов, а также такие методы, как групповая дискуссия, деловая игра, проблемное обучение, проектная деятельность. Данные методы открывают новые возможности для развития познавательных способностей студентов: памяти, мышления, воображения, творческой самоактивации.
С помощью этих методов в образовательном процессе акцент смещается в сторону развития мыслительного процесса, а не только памяти: через постановку учебной проблемы, ее изучение и решение студенты усваивают и сами знания, и способы овладения ими, а также развивают способность к поиску путей и средств решения проблемных ситуаций. В центре внимания решение главной задачи системы образования, которая заключается в переходе с репродуктивного метода обучения на продуктивный, деятельностный, обеспечивающий системное включение обучающихся в учебно-познавательную и научную деятельность (понимаем под данной категорией в том числе и социально ведущую деятельность, целеустремленную систему, нацеленную
на результат) [2, с. 9]. Многие специалисты отмечают эффективность такого подхода в образовательном процессе [5, с. 95].
Вместе с тем хотелось бы отметить, что можно оспоривать те или иные выводы сторонников системно-деятельностного подхода, но трудно не согласиться с тем, что поиск смыслов образовательной парадигмы продолжает оставаться актуальным и требует дальнейшего, более детального теоретико-методологического осмысления. Не вдаваясь глубоко в теоретическую часть вопроса, акцентируем внимание на том, что разнообразие образовательных технологий позволяет достичь двух уровней подготовки специалиста: профессионализма и компетентности, - которые находятся в диалектическом единстве. И только в их взаимодействии можно целостно определять зрелость специалиста, уровень его квалификации и образованности.
Личностно-ориентированному развивающему обучению способствуют различные его методы. В качестве одного из обучающих методов по дисциплине «История» можно отметить диалоговое обучение. Для этого на практических занятиях организуется групповая работа с документами и различными источниками информации. В ходе диалогового обучения ориентация на формирование компетентностей позволяет по-новому взглянуть на проблему углубления интеграции учебных предметов, преодоления узкого знания, ограниченного одной дисциплиной, и выхода на междисциплинарный уровень результатов образования.
При этом существенно возрастает роль знаний методологического характера при изучении не только истории, но и других дисциплин. В связи с этим знания студентов приобретают фундаментальность, теоретико-методологическую глубину и основательность, становятся более систематизированными, выстраиваясь в целостную картину мира. Внимание студентов фиксируется в первую очередь на общих, типичных чертах различных процессов.
Так, при рассмотрении одной из главных проблем в познании истории об основных подходах в изучении исторического процесса, выделяется вопрос «Типы цивилизаций в современном мире» и предлагаются противоречивые
70
оценочные суждения исследователей разных эпох, различные взгляды на российскую, западную и восточную цивилизации. Размышляя над поставленными вопросами, студенты выдвигают разные версии, гипотезы.
Начинается активный поиск ответа на проблемные вопросы, осознание сущности противоречий и общих черт развития человеческого общества, формулирование различных предположений. Далее с помощью сложных мыслительных операций (анализа, синтеза) у студентов появляется идея решения, которая затем конкретизируется и фиксируется в виде опорной схемы или тезисов. Так, интеллектуально преодолевая незнание, студент становится субъектом собственного обучения, овладевает универсальными умениями: личностными, познавательными, коммуникативными и регулятивными. Получив новое знание, студент в открытом диалоге представляет решение проблемы.
В ходе познавательной деятельности «на выходе» мы имеем следующий результат. С опорой на источники, оценки авторитетных экспертов и других исследователей поиск информации заставляет студентов обрести понимание о том, что поставленная проблема крайне сложна и противоречива. Студент осознает, что она касается глубинных вопросов мироздания и прежде всего онтологии человеческого бытия, его культурно-исторических типов, которые отличаются глубокими противоречиями и характеризуются как серьезнейшими религиозно-историческими различиями, так и общими чертами, что и находит свое отражение в научных концепциях. В частности, с позиции осмысления студентами ценности российской цивилизации они приходят к выводу о том, что она уникальна, сложна и исключительно богата. Помимо этого она антино-мична, что нашло глубокое отражение в трудах русской философской мысли. Свидетельством тому является знакомство с интеллектуальным наследием Н.А. Бердяева, В.В. Розанова, Ф.М. Достоевского, И.В. Киреевского. Вместе с тем они понимают, что, не преодолев разобщенности и не признав единства своего прошлого, настоящего и будущего, человеческая цивилизация не сможет справиться с вызовами времени и что единство это не есть отрицание многообразия народов, культур, цивилизаций, обществ.
71
Технология диалогового обучения как один из способов индивидуального и личностного продвижения позволяет студентам увидеть многомерность общественно-исторического развития, понять возможности гуманитарных наук в становлении идентичности человека в мире глобализации. С позиции профессиональной состоятельности вырабатывается готовность к деятельности в постоянно меняющихся экономических и социальных условиях, к непрерывному образовательному обучению в течение всей жизни. Личность должна уметь быстро анализировать информацию, принимать творческие решения, обладать коммуникативными навыками. Вместе с тем без взаимодействия исторического и социального-философского дискурса невозможно понимание особенностей и перспектив жизни современного человека.
Формирование профессиональных и общекультурных компетенций успешно реализуется и в рамках внеучебной работы с использованием такой образовательной технологии, как проектная деятельность, которая является наиболее эффективной формой объективации полученных знаний, навыков и умений. Примером построения внеучебной работы с позиции формирования междисциплинарных связей и профессиональных компетенций является олимпиада. Основные задачи ее организации - реализация междисциплинарного подхода в образовательном процессе для поддержания профессионального статуса студента, конструирование индивидуальной траектории личностного развития, создание условий для устойчивого интереса к учебно-организационной и научно-исследовательской деятельности.
В организации внеучебной или самостоятельной работы студентов в рамках олимпиады особое внимание обращается на формирование навыков использования гуманитарных знаний в будущей профессии.
По существу, реализация такой формы, как междисциплинарная олимпиада, позволяет студенту на практике получить представление об основах профессии педагога. Во-первых, педагог как человек, профессионально занимающийся преподавательской и воспитательной работой, формирует у детей базовые общечеловеческие ценности, такие как гуманность, толерантность, культура
мышления, уважительное отношение к истории своей страны, личностное самоопределение. Во-вторых, мировоззренческие основания в контексте педагогической деятельности позволяют специалисту лучше понимать процессы воспитания, образования, развития и формирования личности. В-третьих, работа педагога служит основой для реализации воспитательно-образовательной и культурно-просветительской деятельности (всестороннее и гармоничное развитие ребенка с учетом объективных закономерностей развития общества, особенностей культуры, быта, традиций и т. д.).
Таким образом, современная образовательная парадигма, опираясь на дисциплины социально-гуманитарного цикла, в частности на историю, ставит перед студентами цель - раскрыть возможности гуманитарной науки в становлении идентичности человека в современном мире. А в качестве результата прогнозирует формирование у специалиста с высшим образованием целостной системы качеств личности, которая делает ее самодостаточной и саморазвивающейся.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. - URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_11/prm46-1.pdf (дата обращения: 01.05.2016).
2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов // Практика образования. - 2008. - № 2. - С. 9-14.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-44.
4. Леонова Е.В. Формирование общекультурных компетенций у студентов технического вуза // Высшее образование в России. - 2010. - № 2. - С. 124-131.
5. Лиферов А.П. Глобальное образование - путь к интеграции мирового образовательного пространства. - М.: Пед. поиск, 1997. - 107 с.