Формирование компетенции культуры профессиональной коммуникации у студентов в условиях виртуального пространства
Фаргиева Зульфия Султангиреевна,
ассистент кафедры математики и информационно-вычислительной техники, Ингушский государственный университет
E-mail: kaf_pedagogikivo@bk.ru
Актуальные процессы социальной действительности указывают на необходимость развития у выпускников вузов культуры профессиональной коммуникации. Констатируется, что повсеместная цифровизация формирует новую культуру виртуального общения, свои закономерности самореализации личности. Сеть Интернет также содержит в себе множество образовательных возможностей, которые имеет смысл использовать для формирования культуры профессиональной коммуникации в виртуальном пространстве у будущих специалистов. Представлены результаты теоретического и эмпирического исследования, указывающие на недостаточную готовность студентов к выстраиванию профессиональных коммуникаций. Научная новизна исследования заключается в том, что описаны направления формирования культуры профессиональной коммуникации в виртуальном пространстве у студентов университета. Первое направление предполагает погружение студентов в цифровые коммуникации в популярном мессенджере и обсуждение в нем актуальных вопросов учебной и внеучеб-ной деятельности. Второе направление связано с формированием представлений студентов в области бесконфликтного общения (в реальном и виртуальном пространстве), повышением ценности нравственных аспектов взаимодействия. Третье направление предполагает обогащение их знаний об эффективных практиках профессионального общения с коллегами и потенциальными клиентами путем изучения работы социальных сетей различных организаций. Данные направления получили практическое воплощение у студентов университета и находятся на стадии оценки их эффективности.
Ключевые слова: культура профессиональной коммуникации, виртуальное пространство, студенты университета, цифровая образовательная среда, сетевые сообщества, социальные сети, сайты, мессенджеры, цифровой этикет, виртуальная идентичность личности.
о с
U
см см о см см
Освоение будущими специалистами профессиональных коммуникаций является важным условием их конкурентоспособности, эффективности, продуктивности. Навыки делового общения в существующих реалиях востребованы у представителей различных профессиональных областей. Клиентоориентированный подход сегодня применяется не только в бизнес среде, но и в учреждениях здравоохранения, образования, культуры и пр. Причем набирает обороты тенденция перехода разного рода коммуникаций (дружеских, семейных, профессиональных) в виртуальную среду, которая является достаточно привлекательной для различных возрастных категорий граждан, особенно для молодежи.
Большинство современных студентов не мыслят себя без виртуальных коммуникаций, они общаются с друзьями, родными, однокурсниками, преподавателями для решения различных вопросов учебного и внеучебного плана. Интернет-пространство настолько прочно вошло в нашу жизнь, что оказало влияние на все сферы человеческой деятельности: досуг, образование, отношения, работу. Оно стало формировать новую культуру отношений, выстраиваться в соответствии с определёнными правилами этики дискурса, адаптировавшимися под виртуальную реальность.
Если не регулировать процессы общения, не согласовывать их с культурными нормами, то возникает угроза разрыва отношений, подрыва авторитета личности, покушения на эмоциональное благополучие коммуникаторов. Эти явления нередки для коммуникации в виртуальной среде, которая позволяет «людям преодолеть границы пространства, языка, социальных статусов», становится средством глобального человеческого общения, свободным от контроля цензуры [1].
В этой связи ученые проявляют серьезный научный интерес к появлению новой сферы, среды, привлекательной для людей, развивающейся по своим законам, не всегда понятным для студентов. Так, Е.Р. Южанинова пишет о формировании аксиосферы интернета, представляющей собой «иерархизированную, многомерную, относительно устойчивую совокупность исторически сложившихся ценностей интернета, ... воспринимаемых студентами как благо» [2, с. 25]. Отмечается, что она обладает образовательным потенциалом, так как позволяет осуществлять коммуникации с широким кругом людей.
По словам Л.Д. Александровой общение в виртуальном мире способствует появлению новой идентичности личности - homo virtualis (виртуаль-
ный субъект). Она ориентирована на современные способы межкультурной коммуникации, протекающей в сетевых сообществах [3]. Студенты могут по-разному презентовать себя в сети Интернет, подчеркнуть свои сильные стороны и скрыть слабые, использовать различные средства самоописания и самопродвижения.
В связи с этим формируются новые феномены самопрезентации, например виртуальной идентичности личности, которая, по словам Д.Н. По-горелова, «может быть интерпретирована с позиций ответа на вопрос «Кто я?» в рамках субкультуры пользователей социальных сетей» [4, с. 267]. Я-реальное и Я-виртуальное могут существенно отличаться, чем и пользуются определенные люди, организации, корпорации, демонстрируя себя в гораздо лучшем свете. Однако различные уловки часто обнажаются при выстраивании профессиональных коммуникаций с данными субъектами. Поэтому возникает необходимость не формального, а реального повышения статуса личности (организации, сообщества), который проявляется не только во внешних, визуальных образах, но и во внутренних коммуникативных характеристиках.
В этой связи вопросам развития культуры коммуникации студентов в виртуальном пространстве в последние годы посвящается все больше научных публикаций. Так, Е.М. Суходолова, Е.П. Су-ходолова описывают условия развития культуры межличностного общения студентов в условиях виртуального образовательного пространства университета. Они связываются с наличием в вузе электронной информационно-образовательной среды, развитием социальных сетей вуза, охватывающих различные направления работы учебного заведения, организацией системы форумов, учебных занятий в онлайн-формате, проведением тематических флешмобов, акций, дистанционных творческих конкурсов всестороннего воспитания личности студентов [5, с. 84]. Однако указанные способы затрагивают лишь внешние аспекты виртуальных коммуникаций, не совершенствуя внутренние, содержательные особенности профессионального общения студентов.
Поэтому Н.Л. Альварес рассматривает развитие медиаобразования и межкультурных коммуникаций как условие повышения компетентности студентов-журналистов. Отмечается, что они сами могут выступать консультантами для других граждан (школьников, пожилых людей) по темам развития массовой коммуникации [6]. Знания усваиваются гораздо лучше, когда их можно не только получить, но и донести до других. Соответственно данное решение достаточно уместно для формирования культуры профессиональной коммуникации в виртуальном пространстве у студентов университета.
Большое значение развитию культуры профессиональной коммуникации уделяется работниками образования. Исследователи указывают на необходимость расширения представлений педагогов
школ о цифровом этикете, так как они активно взаимодействуют в профессиональных сообществах, что требует выстраивания профессиональной коммуникации в соответствие с этическими нормами взаимодействия, безопасной самопрезентации в социальных сетях [7]. Учителя выступают примером подражания для учеников, поэтому им крайне недопустимо иметь низкую культуру профессиональной коммуникации в виртуальном пространстве.
Д.Ф. Ильясов утверждает, что общение в сетевом сообществе педагогов позволяет им осуществлять концептуализацию и популяризацию научных знаний в виде визуализированных моделей. Однако это повышает их ответственность за содержание и интерпретацию транслируемых научных знаний [8]. Эта позиция, несомненно, указывает на необходимость улучшения качества профессиональных коммуникаций педагогов в новых, виртуальных форматах.
По словам А.А. Чивилева, в повышении квалификации работников образования важно делать акцент на развитии их межличностной коммуникации, многочисленных диалогов и полилогов (непосредственных и опосредованных). Они могут успешно осуществляться при помощи сети Интернет: синхронных и асинхронных способов обмена информацией и профессионального взаимодействия [9]. Необходимость высокой культуры цифровых коммуникации рассматривается в деятельности педагогов-библиотекарей, воспитателей, школьных учителей и пр. [10; 11; 12]. Таким образом, становится понятным, что культура профессиональной коммуникации требует развития или формирования у действующих или будущих специалистов различных профессиональных областей.
Для этого необходимо погружать их в цифровые коммуникации, совершенствовать цифровое образовательное пространство университета. Также значение имеет формирование представлений студентов в области безопасного виртуального общения, повышение ценностей нравственных аспектов взаимодействия, обогащение представлений об эффективных практиках профессионального общения с коллегами и потенциальными клиентами: потребителями, заказчиками, получателями услуг.
Для исследования культуры профессиональной коммуникации студентов нами была использована комплексная психологическая диагностика общения (КПДО), разработанная Г.В. Акоповым и Т.В. Семеновой [10]. В ней изучались такие параметры коммуникации как: общительность, стили общения, уровни общения и сферы общения. Параметр «направленность общения», включенный в данную методику, мы не принимали во внимание. В исследовании приняли участие 62 студента 3 курса, обучающихся в университете по направлению профессиональной подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии». Полученные результаты диагностики представлены в таблицах 1,2.
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
Таблица 1. Особенности общительности и стилей общения студентов
№ Параметр проф. коммуникации Показатели проявлений и стилей обще-ния,%
1 Общитель- Высокий Средний Низкий
ность 16,13 54,88 28,99
2 Стили общения Консолидирующий Конвенциональный Директивный
32,26 48,39 19,35
Как можно обнаружить, у студентов доминирует средний уровень общительности (54,88%) и преобладает конвенциональный стиль (48,39%). Вполне очевидно, что в идеальном варианте должны доминировать высокая общительность и консолидирующий стиль. Полученные данные являются основанием для корректировки основных параметров общения студентов.
Таблица 2. Характеристики уровней и сфер общения студентов
№ Параметр проф. коммуникации Показатели уровней и сфер общения,%
1 Уровни общения Контактный Информационный Смысловой Рефлексивный
29,03 35,48 25,81 9,68
2 Сферы общения Деловая Педагогическая Семейная Досуго-вая
43,55 20,97 12,90 22,58
Из таблицы становится ясно, что среди уровней общения доминирует информационный (35,48%), а среди сфер - деловая (43,55%). Сложно отдать предпочтение определённым уровням и стилям, в каждом из них есть свои преимущества и недостатки. Но стоит отметить то, что студенты испытывают трудности в установлении новых контактов, однако в деловом общении они ориентированы на решение профессиональных вопросов.
Описанные данные показывают наличие определённого потенциала в имеющихся проявлениях профессионального общения студентов. Однако говорить о высоком уровне культуры такого общения преждевременно. Поэтому нами были определены направления формирования культуры профессиональной коммуникации в виртуальном пространстве у студентов университета.
Первое направление предполагает погружение студентов в цифровые коммуникации в популярном мессенджере и обсуждение в нем актуальных вопросов учебной и внеучебной деятельности. Второе направление связано с формированием представлений студентов в области бесконфликт-5 ного общения (в реальном и виртуальном про-Ы странстве), повышение ценности нравственных § аспектов взаимодействия. Третье направление ^ предполагает обогащение их знаний об эффективных практиках профессионального общения
с коллегами и потенциальными клиентами путем изучения работы социальных сетей различных организаций.
Итак, детализируем содержание каждого направления, предполагающего формирование культуры профессиональной коммуникации в виртуальном пространстве у студентов университета.
В рамках реализации первого направления осуществлялось погружение студентов в цифровые коммуникации. Для этого было создано сообщество в популярном мессенджере, в рамках которого инициировалось обсуждение актуальных вопросов учебной и внеучебной деятельности студентов. Модератором сообщества выступал куратор группы, который задавал темы для обсуждения, а также регулировал студенческие дискуссии. Темы были связаны как с решением традиционных учебных вопросов, так и воспитательной работы, внеучебных мероприятий разного рода. На кураторских часах, встречах со студентами обсуждались этические аспекты такого виртуального дискурса, проявляющиеся в стандартных ритуалах коммуникации: приветствие, прощание, благодарность, уважительное обращение и пр. Внимание уделялось вопросам избегания сворачивания виртуального общения, его упрощения и трансформации в виртуальный сленг, недопущения использования информационного мусора (флеймин-га), профилактики кибербуллинга, троллинга и пр. Обсуждалась этичность обращения с вопросами к куратору студентов в мессенджере в вечернее время, выходные и праздничные. Анализировались другие факторы, определяющие характер и культуру делового общения в дистанцированной форме. Таким образом, подчёркивалась важность безопасной, уважительной, деловой коммуникации в данном сообществе.
Второе направление связано с формированием представлений студентов в области бесконфликтного общения (в реальном и виртуальном пространстве). Для этого использовался потенциал лекционных и практических занятий учебных дисциплин психолого-педагогического и информационно-технологического цикла. На дисциплинах психолого-педагогического цикла студенты рассматривали основные конфлик-тогены в профессиональном общении, стадии развития конфликта, различные стратегии поведения в нем. Обсуждались способы конструктивной критики и эффективного высказывания комплиментов в деловом общении. Рассматривались особенности дистанционного и очного общения, правила культурного поведения и общения в различных пространствах: в университете, в гостях, транспорте, других общественных местах. Акцент делался на повышении ценности нравственных аспектов взаимодействия путем решения ситуационных задач, в которых студентам необходимо было продемонстрировать свою профессиональную культуру. На дисциплинах информационно-технологического цикла рассматривались вопросы безопасности применения различных инфор-
мационных продуктов, программ, сервисов и пр. Отмечалась целесообразность ухода от использования запрещенных в России социальных сетей, информационных каналов, сайтов, руководители которых признаны иноагентами. Исследовались информационные технологии и программные средства отечественного производства, которые могут применяться для повышения качества профессиональной деятельности студентов и их коммуникации.
Третье направление предполагало обогащение знаний студентов об эффективных практиках профессионального общения с коллегами и потенциальными клиентами путем изучения работы социальных сетей различных организаций. В первую очередь анализировалась деятельность сайта университета, его интерактивная составляющая, связанная с возможностью получения «обратной связи». Также изучалась работа социальной сети университета, оперативность реагирования медиаторов на обращения пользователей сети. Далее рассматривались сайты крупных компаний и их представленность в социальных сетях, соответствие принципу клиентоориентированности и культуры профессиональных коммуникаций сотрудников. Студентам необходимо было выступить в роли клиента и задать вопрос на форуме конкретной организации, а далее проанализировать полученный ответ. Критериями оценки ответов являлись: оперативность, этичность, содержательность, направленность на клиента. При этом и самим студентам важно было выстроить диалог в русле высокой культуры профессиональной коммуникации: вежливо обратиться, корректно выразить свою просьбу, вежливо отказаться от ненужных предложений и пр.
Таким образом, представленные содержательные линии раскрывались на учебных и внеучеб-ных занятиях, на дисциплинах разного цикла Они были направлены на формирование культуры профессиональной коммуникации в виртуальном пространстве у студентов университета. И предполагали развитие ценностных, этических аспектов общения, его осуществления в рамках действующего нормативно-правового поля, применения в реальном и виртуальном взаимодействии.
Современный выпускник вуза должен оперативно реагировать на происходящие изменения социальной действительности. Ему необходимо уметь выстраивать партнерские отношения с коллегами, потребителями услуг той организации, в которой он работает. Даже если его деятельность связана с работой в системе «человек-техника», «человек-знак» одних узко профессиональных компетенций в области информационных систем и технологий сегодня недостаточно. Для того, чтобы «удержаться на плаву» в сфере высокой конкуренции в престижных компаниях, требуется сформированная культура делового общения. Такое общение может реализовываться как в реальном, так и виртуальном формате, причем второй вариант становится все более востребо-
ванным. Соответственно в вузе необходимо уделить особое внимание формированию культуры профессиональной коммуникации в виртуальном пространстве у студентов университета.
Для этого нами предложены три направления работы: а) погружение студентов в цифровые коммуникации в популярном мессенджере и обсуждение в нем актуальных вопросов учебной и внеу-чебной деятельности; б) формирование представлений студентов в области бесконфликтного общения (в реальном и виртуальном пространстве), повышение ценности нравственных аспектов взаимодействия; в) обогащение их знаний об эффективных практиках профессионального общения с коллегами и потенциальными клиентами путем изучения работы социальных сетей различных организаций.
Данные направления получают практическое воплощение. Перспективами развития настоящего исследования является проведение повторной диагностики профессионального общения студентов и определение уровня их культуры коммуникации после реализованных педагогических решений.
Литература
1. Баева Л.В. Виртуальная коммуникация: классификация и специфика // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2014. - Т 14. - № 4-1. - С. 5-10.
2. Южанинова Е.Р. Ценностное самоопределение студента университета в аксиосфере интернета: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Южанинова Екатерина Рафаэлевна. - Оренбург, 2015. - 391 с.
3. Александрова Л.Д. Культура виртуальной коммуникации: монография. - Челябинск: Изд-во РБИУ, 2012. - 119 с.
4. Погорелов Д.Н. Структура виртуальной идентичности пользователей социальных сетей // Казанский педагогический журнал. - 2020. -№ 4 (141). - С. 262-267.
5. Суходолова Е. М., Суходолова Е.П. Развитие культуры межличностного общения студентов в условиях виртуальной образовательной среды университета // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № . 4 (83). - С. 82-85.
6. Альварес Н.Л. Медиаобразование и межкультурные коммуникации: от виртуальных проектов - к реальным результатам // Медиаобразо-вание. - 2006. - № 2. - С. 21-26.
7. Селиванова Е.А. Развитие представлений о цифровом этикете у современного педагога как фактора готовности к обмену знаниями в виртуальной среде // Казанский педагогический журнал. - 2021. - № 5(148). - С. 74-81.
8. Ильясов Д.Ф. Популяризация научных психолого-педагогических знаний среди учителей: монография. - Челябинск: ЧИППКРО, 2019. - 232 с.
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о
т О
от
З
и о со
9. Чивилев А.А. Современные коммуникативные технологии в системе повышения квалификации работников образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2020. - № 2(43). - С. 118-129.
10. Олефир, С.В. Цифровые компетенции педагога-библиотекаря общеобразовательной организации: структура и формирование / С.В. Олефир // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2022. -№ 1(50). - С. 15-23.
11. Шлат, Н.Ю. Опыт разработки дополнительной образовательной программы для воспитателей, реализуемой на платформе Moodle / Н.Ю. Шлат // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2022. -№ 2(51). - С. 80-92.
12. Красницкая, Е.С. Использование ресурсов системы дополнительного профессионального образования для формирования имиджевой культуры педагогов / Е.С. Красницкая // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2022. - № 3(52). - С. 34-44.
13. Комплексная психологическая диагностика общения (КПДО): Метод. разработка для бакалавриата по направлению «Психология» и магистратуры по направлению «Социальная психология» / Сост. Г.В. Акопов, Т.В. Семенова. Самара: ПГСГА, 2015.
FORMATION OF THE COMPETENCE OF THE CULTURE OF PROFESSIONAL COMMUNICATION AMONG STUDENTS IN THE VIRTUAL SPACE
Fargieva Z.S.
Ingush State University
Actual processes of social reality indicate the need to develop a culture of professional communication among university graduates. It is stated that the widespread digitalization forms a new culture of virtual communication, its own patterns of self-realization of the individual. The Internet also contains many educational opportunities that it makes sense to use to form a culture of professional communication in the virtual space among future professionals. The results of theoretical and empirical research are presented, indicating the insufficient readiness of students to build professional communications. The scientific novelty of the study lies in the fact that the directions of the formation of a culture of professional communication in the virtual space among university students are described. The first direction involves immersing students in digital communications in a popular messenger and discussing topical issues of educational and extracurricular activities in it. The second direction is connected with the formation of students' ideas in the field of conflict-free communication (in real and virtual space), increasing the value of the moral aspects of interaction. The third direction involves enriching their knowledge of effective practices of professional communication with
colleagues and potential clients by studying the work of social networks of various companies. These directions have received practical implementation among university students and are at the stage of evaluating their effectiveness.
Keywords: professional communication culture, virtual space, university students, digital educational environment, online communities, social networks, websites, instant messengers, digital etiquette, virtual personal identity.
References
1. Baeva L.V. Virtual communication: classification and specifics. Bulletin of the Saratov University. New series. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy. - 2014. - T 14. - No. 4-1. -P. 5-10.
2. Aleksandrova L.D. Culture of virtual communication: monograph. - Chelyabinsk: Publishing House of the RBIM, 2012. -119 p.
3. Pogorelov D.N. The structure of the virtual identity of users of social networks // Kazan Pedagogical Journal. - 2020. - No. 4 (141). - S. 262-267.
4. Sukhodolova E. M., Sukhodolova E.P. Development of the culture of interpersonal communication of students in the conditions of the virtual educational environment of the university // World of Science, Culture, Education. - 2020. - no. 4 (83). -S. 82-85.
5. Alvarez N.L. Media Education and Intercultural Communications: From Virtual Projects to Real Results // Media Education. - 2006. - No. 2. - S. 21-26.
6. Yuzhaninova E.R. Value self-determination of a university student in the axiosphere of the Internet: dis. ... Dr. ped. Sciences: 13.00.01 / Yuzhaninova Ekaterina Rafaelevna. - Orenburg, 2015. - 391 p.
7. Selivanova E.A. Development of ideas about digital etiquette in a modern teacher as a factor of readiness for knowledge exchange in a virtual environment // Kazan Pedagogical Journal. -2021. - No. 5 (148). - S. 74-81.
8. Ilyasov D.F. Popularization of scientific psychological and pedagogical knowledge among teachers: monograph. - Chelyabinsk: CHIPPKRO, 2019. - 232 p.
9. Chivilev A.A. Modern communication technologies in the system of advanced training of educational workers // Scientific support of the system of advanced training of personnel. - 2020. - No. 2 (43). - S. 118-129.
10. Olefir, S.V. Digital competencies of a teacher-librarian of a general educational organization: structure and formation / S.V. Olefir // Scientific support for the system of advanced training of personnel. - 2022. - No. 1 (50). - S. 15-23.
11. Shlat, N. Yu. Experience in developing an additional educational program for educators implemented on the Moodle platform / N. Yu. Shlat // Scientific support for the system of advanced training. - 2022. - No. 2 (51). - S. 80-92.
12. Krasnitskaya, E.S. The use of resources of the system of additional professional education for the formation of the image culture of teachers / E.S. Krasnitskaya // Scientific support for the system of advanced training of personnel. - 2022. - No. 3(52). -S. 34-44.
13. Comprehensive psychological diagnostics of communication (KPDO): Method. development for undergraduate studies in the direction of "Psychology" and magistracy in the direction of "Social Psychology" / Comp. G.V. Akopov, T.V. Semenov. Samara: PSGA, 2015.
о с
u
CM CM