УДК 378 ББК 74.48
Педагогика профессионального образования DOI: 10.31862/2073-9613-2021-3-43-54
ОНЛАЙН-КОММУНИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
I Н.М. Полевая, В.В. Ситникова
Аннотация. В России внедрение методов обучения в дистанционном формате с применением современных педагогических, перспективных информационных и телекоммуникационных технологий является актуальным направлением развития системы образования. Это обусловлено обширностью территории Российской Федерации в целом и отдаленностью отдельных регионов и населенных пунктов в частности. Несмотря на очевидные преимущества дистанционной формы обучения, ее реализация нередко связана с возникновением проблем коммуникационного характера, что обуславливается низким уровнем культуры дистанционного межличностного общения. В связи с этим изучение онлайн-комму-никации в условиях виртуальной образовательной среды вуза представляется актуальным в рамках данной статьи. Статья посвящена проблеме культуры коммуникации студентов и преподавателей в процессе применения дистанционных образовательных технологий в виртуальной образовательной среде. В статье анализируются: понятия «образовательная среда», «виртуальная образовательная среда» с точки зрения технологического и организационно-коммуникативного подходов. Кроме того, рассматриваются средства дистанционной коммуникации, особенности, противоречия культуры коммуникации в процессе дистанционного обучения. А также характеризуется понятие и особенности коммуникативного конфликта, причины его возникновения. Описываются правила дистанционной коммуникации, преимущества средств коммуникаций, необходимых для обучения в дистанционном формате.
Для цитирования: Полевая Н.М., Ситникова В.В. Онлайн-коммуникации в условиях виртуальной образовательной среды вуза // Преподаватель XXI век. 2021. № 3. Часть 1. С. 4354. DOI: 10.31862/2073-9613-2021-3-43-54
Ключевые слова: онлайн-коммуникация, виртуальная образовательная среда, культура онлайн-коммуникации, коммуникативный конфликт, средства коммуникации, дистанционное обучение, «цифровое» деловое общение.
ONLINE-COMMUNICATION IN THE VIRTUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY
I N.M. Polevaya, V.V. Sitnikova
Abstract. Introduction of distance learning methods in Russia with the use of modern pedagogical, advanced information and telecommunication technologies is an urgent direction in the development of the education system. This is due to the vast territory of
© Полевая Н.М., Ситникова В.В., 2021
l/j^i Q I Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
Ithe Russian Federation as a whole and the remoteness of certain regions and settlements, in particular. Despite the obvious advantages of distance learning, its implementation is often associated with communication problems, which is caused by the low level of culture of distance interpersonal contact. In this regard, the study of online communication in the conditions of virtual educational environment of the university seems relevant in the framework of this article. The article deals with the problem of students' and teachers' communication culture in the process of distance learning technologies application in virtual education environment. The article analyzes: the concept of "educational environment", "virtual educational environment" from the point of view of technological and organizational-communicative approaches. In addition, the means of distance communication, peculiarities, contradiction of the culture of communication in the process of distance learning are considered. The notion and features of communicative conflict and the reasons for its occurrence are also characterized. The article describes the rules of distance communication, the advantages of the means of communication necessary for learning in a distance format.
Keywords: online communication, virtual educational environment, online communication culture, communication conflict, communication tools, distance learning, digital business communication.
Cite as: Polevaya N.M., Sitnikova V.V. Online Communications in the Virtual Environment of the University. Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2021, No. 3, part 1, pp. 43-54. DOI: 10.31862/2073-9613-2021-3-43-54
Введение. Внедрение дистанционных образовательных технологий и реализация электронного обучения в высших учебных заведениях нашей страны, происходящие особенно активно уже на протяжении последних десяти лет, а в последний год ставшие едва ли не 44 единственно возможными, подкреплены необходимой нормативной базой [1-3].
Исследователь Е.М. Суходолова считает, что «...глобальное применение дистанционных образовательных технологий в образовательной деятельности вуза, к сожалению, пока не содействует развитию культуры межличностного общения и, в целом, не преследует этих целей. Развитие виртуальной образовательной среды, с одной стороны, направлено на повышение уровня коммуникативности между обучающимися. Однако, с другой стороны, информационно-коммуникативные технологии зачастую усложняют взаимодействие, например, могут еще больше увеличить пассивную роль обучающегося или поддерживают так
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ _
называемое «социальное безделье» студента» [4].
События 2020 года, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, лишь подтвердили не только необходимость глобального развития виртуального пространства образовательных учреждений, но и перспективность поиска новых возможностей развития личности обучающихся, в частности, развития культуры их межличностного общения. Изложенное выше определяет актуальность настоящей статьи.
В научных работах следующих авторов акцентируется внимание на рассмотрении разных видов коммуникативной культуры: Л.А. Аухадаева [5], В.И. Максакова [6], A.A. Погорадзе [7] и др.), трудовой и профессиональной (В.Г. За-кирова [8], И.И. Зарецкая [9] и др.), технологической и информационной (М.М. Абдуразаков [10], И.В. Роберт [11], В.Д. Симоненко [12] и др. В диссертационных работах Е.А. Ефимкина [13] 2010 г.; Н.В. Лопатина [14] 2006 г.;
3/2021
Е.В. Филиндаш [15] 2016 г. рассматриваются организационные и педагогические условия формирования компетенций общения и их мониторинг в процессе подготовки студентов. В диссертационных исследованиях З.Р. Девтерова [16] 2007 г.; Е.М. Суходолова [4] 2006 г.; В.В. Уголь-кова [17] 2009 г. анализируются дидактические основы использования информационно-коммуникационных и интернет-технологий в обучении студентов. В диссертациях А.М. Бондарьковой [18] 2010 г.; В.Т. Волова [19] 2000 г.; Ю.В. Григорьева [20] 2012 г. рассматриваются организационные вопросы повышения качества дистанционного образования в вузе.
З.Р. Девтерова рассматривает виртуальную образовательную среду с технологической и организационно-коммуникативной точек зрения. Так, с технологической точки зрения виртуальная образовательная среда представляет собой «...информационное пространство взаимодействия участников учебного процесса, порождаемое технологиями информации и коммуникации, включающее комплекс компьютерных средств и технологий, позволяющее осуществлять управление содержанием образовательной среды и коммуникацию участников. В свою очередь, с организационно-коммуникативной точки зрения виртуальная образовательная среда рассматривается как «.сложная самонастраивающаяся (подразумевает корректировку поведения,
действий участников процесса коммуникации применительно к изменяющейся ситуации) и самосовершенствующаяся (подразумевает постепенное установление эффективной взаимосвязи, ее совершенствование по мере усвоения более сложных типов взаимосвязей) коммуникативная система, обеспечивающая прямую и обратную связь между обучающим, обучающимся и другими участниками учебного процесса» [16].
При всех преимуществах обучения в виртуальной образовательной среде (гибкость, индивидуализация, многообразие возможностей и пр.) в формате дистанционного обучения есть и слабая сторона: общение и обратная связь. Большинство виртуальных образовательных платформ изначально создавались не с целью обучения, а самообразования обучаемых. Иными словами, обучаемый (студент) получает базис знаний в виде электронных книг, лабораторных практикумов и систем тестирования знаний. Это дает основу для дальнейшего самостоятельного изучения.
Средства коммуникации в дистанционном формате можно подразделить на синхронные и асинхронные (см. рис. 1).
Согласно С.А. Бородачеву, коммуникации в виртуальной образовательной среде делятся на три типа: «один-к-одному», «один-ко-многим», «многие-ко-многим» (см. рис. 2).
После самостоятельного ознакомления с учебными, учебно-методическими
Средства дистанционной коммуникации
Рис. 1. Средства дистанционной коммуникации
45
Уровни коммуникаций
«группа студентов-группа студентов»
«преподаватель-группа студентов»
«преподаватель-технология»
Рис. 2. Типы коммуникаций в виртуальной образовательной среде
материалами, размещенными преподава-46 телем в электронном курсе, студенты выполняют практические задания, присылают их на проверку. В этом случае реализуется коммуникация типа «один-к-одному». Такая коммуникация зависима от направленности и содержания системы обучения. Оценивая выполненные задания, преподаватель может давать комментарии, но интерактивного взаимодействия субъектов образовательного процесса в электронной среде не происходит.
Тип коммуникации «один-ко-многим» наблюдается на базе массовых открытых онлайн-курсов (МООК) и реализуется на уровнях «преподаватель - группа студентов». В данном случае преподаватель взаимодействует со студентами в режиме видеолекции («онлайн» и «офлайн»).
Коммуникация на уровне «студент -группа студентов» успешно реализуется в рамках групповой работы на онлайн-до-сках Padlet и Miro.
При подготовке ответов по вопросам курса и оказании помощи студентам в решении учебных задач, вызывающих затруднения, применяется тип коммуникации «многие-ко-многим». В этих целях активно используются чаты и форумы [21].
Кроме того, коммуникации в непосредственной и дистанционной форме характеризуются определенными особенностями. Данное обстоятельство оказывает существенное влияние на восприятие получаемой участниками образовательного процесса информации и ее обработку, что подтверждается данными проведенных эмпирических исследований [5; 8; 11; 16].
Особенности коммуникаций в непосредственной и дистанционной формах представлены на рис. 3.
Стоит пояснить, что при непосредственном взаимодействии, получая обратную связь по разнообразным каналам, воспринимая все разнообразие сигналов и меняя стратегию разговора, преподаватель имеет возможность повлиять на восприятие информации.
В свою очередь, при взаимодействии в дистанционном формате эмоциональность и «смыслы» общения в большей степени зависят от принимающей информацию стороны, что выражается в придании написанному эмоций и восприятия, исходя из собственных установок и стереотипов. В связи с этим необходимость соблюдения границ официального и неофициального общения сохраняется как при виртуальном, так и при непосредственном контактах. Это в равной степени распространяется на ситуации, когда студент ведет переписку с преподавателем в социальной сети, в мессенджерах, по электронной почте. Во всех случаях общение не должно переходить на фамильярность и создавать неловкости. В противном случае у обеих сторон может возникать психологический дискомфорт.
Осуществляя коммуникации в университете или за его пределами, субъекты образовательного процесса не могут позволить себе нарушать деловую этику.
В условиях виртуального общения пользователи также должны соблюдать правила деловой коммуникации. О принципах и особенностях «цифрового» делового общения должны знать обе стороны: преподаватель и студент. В противном случае неизбежны конфликты между ними.
Стоит отметить, что при нарушении личного пространства может возникать коммуникативный конфликт. В данном случае личное пространство означает «зону комфорта», в которой человек чувствует себя спокойно и уверенно. Следует различать понятие личное пространство в дистанционной среде и среде непосредственного контактного общения. При контактном общении зона комфорта/личное пространство измеряется в метрах (в зависимости от степени интимности от 45 см до 6 м). В дистанционном формате понятие личное пространство трансформируется: степень интимности определяется не в метрах, а часах и трудозатратах (регламентация рабочего дня, то есть начала, окончания и в целом продолжительности рабочего дня и объёма выполненной работы). Данная зона действует как амортизатор во время межличностного общения. При этом для человека является важным, чтобы определенный объем пространства, который он считает личным, был вокруг него. От близости с теми или иными людьми зависят размеры этого пространства. Также они обуславливаются
47
Рис. 3. Особенности коммуникаций в непосредственной и дистанционной формах
принятыми в культуре формами общения, видами деятельности и пр. Если нарушаются социальные нормы, то нарушается личное пространство.
Результаты проведенного исследования. С целью уточнения теоретических положений, раскрывающих сущность и особенности онлайн-коммуникации в условиях виртуальной образовательной среды вуза, был проведен пилотный мини-опрос студентов, обучающихся на факультете социальных наук ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет». В опросе приняло участие 109 человек из числа студентов. Опрос был проведен с использованием онлайн-сервиса для создания форм обратной связи: он-лайн-тестирований и опросов Google Формы.
Анализ результатов опроса позволяет проиллюстрировать следующие аспекты.
Большинство респондентов (55,9%) отметили, что культура межличностной коммуникации в виртуальной образовательной среде развита слабо: 23,7% респондентов оценили уровень развития культуры межличностной коммуникации 48 в виртуальной образовательной среде как средний, а 20,3% затруднились с ответом (см. рис. 4).
В качестве преимуществ онлайн-комму-никации в виртуальной образовательной среде респонденты выделили следующее:
• четко определенные сроки и объемы выполнения и сдачи заданий (76,3%);
• развитие навыков грамотной формулировки и оформления текстового контента (59,3%);
• регуляция и саморегуляция степени эмоциональности виртуальной коммуникации (33,9%);
• прозрачность образовательного процесса (27,1%);
• получение опыта общения с ведущими учеными и специалистами-прак-
23.7%
55.9%
20.3%
Рис. 4. Уровень развития культуры межличностной коммуникации в виртуальной образовательной среде (данные самооценки студентов)
тиками, привлеченными к образовательному процессу (18,6%);
• нет преимуществ (1,7%).
К недостаткам онлайн-коммуникации в виртуальной образовательной среде респонденты отнесли следующее:
• необходимость ожидания ответа (в тех случаях, когда нужно что-то уточнить) (66,1%);
• сложность интерпретации электронных заданий (54,2%);
• односторонний подход без диалога между преподавателем и студентами (45,8%);
• обезличенность студента и преподавателя (37,3%);
• нарушение личного пространства («зоны комфорта», где человек чувствует спокойствие и уверенность) (16,9%);
• нет недостатков (1,7%).
Суммарный процент ответов превышает
100%, так как вопросы предполагали множественный выбор ответов респондентов.
Среди сложностей, возникающих в процессе онлайн-коммуникации в период обучения в дистанционном формате респонденты указали:
• проблемы онлайн-коммуникации в период обучения в дистанционном формате (78%);
• отсутствие индивидуального подхода и учета индивидуальных обстоятельств (47,5%);
• контент, вызывающий затруднения в восприятии и понимании (39%);
• невозможность соблюдать строго установленные сроки выполнения заданий (27,1%).
В качестве рекомендаций решения проблем в процессе онлайн-коммуникации в период обучения в дистанционном формате респонденты предложили следующие пути и способы: совершенствование системы коммуникаций в части регламентации ее правил; обучение преподавателей и студентов различным видам коммуникации в онлайн-среде, развитие имеющихся навыков; введение своевременного оповещения студентов и преподавателей о полученных сообщениях, требующих ответов (система Moodle); улучшение технического оснащения аудиторий, чтобы расширить возможности преподавателя по проведению занятий в режиме веб-конференций; применение индивидуального подхода к учету затруднительных ситуаций, возникающих у студентов в процессе дистанционной коммуникации.
Заключение. Резюмируя все выше изложенное, целесообразно сформулировать следующие правила дистанционных коммуникаций:
1. При дистанционном общении желательно использовать технологии визуальной виртуальной коммуникации. В этом случае задействуется невербальный видимый канал, по которому передается дополнительный пласт информации. В образовательном процессе данная проблема решается с помощью аудиовизуальных средств, основанных на зрительном и слуховом восприятии материала: запись краткого видеообращения к слушателям, голосовое сопровождение теоретического
материала, видеопрезентация. При создании видеороликов необходимо зафиксировать экспозицию, чтобы исключить ее неравномерность в течение всего ролика, правильно выставить цветовой баланс, фокус. Кроме того, чтобы удерживать внимание слушателей, необходимо выбирать интересные локации и сопровождать учебный материал актуальными фото- и видеорядами, ориентированными на целевую аудиторию. Важное значение имеет внешний вид преподавателя, его интонация, поза, мимика, жесты, взгляд.
2. Поскольку содержание электронного текста может быть неверно интерпретировано, инструкции к нему должны быть максимально чёткими, однозначными в интерпретации и при необходимости сопровождаться последующим звонком/ сообщением. Зачастую преподаватель и студент интерпретируют информацию по-разному: преподаватель, размещая задание на электронной платформе, подразумевает один алгоритм действий студентов, а студенты — другой. Поэтому инструкция должна содержать не только требования к выполнению задания, сроки
и критерии оценки, но и образец выпол- 49 ненного задания. При выполнении творческих заданий инструкция должна содержать разъяснения о вариабельности их выполнения. При разработке инструкции к выполнению заданий необходимо соблюдать баланс между необходимостью следовать четким детально прописанным требованиям и возможностью авторского творческого и научного подхода студента.
3. Нежелательно использовать электронную почту или другие каналы письменной коммуникации для разбора конфликтов и сложных ситуаций, а также для предоставления развивающей обратной связи. Учебный процесс в дистанционной форме, осуществляемый в границах
виртуальной образовательной среды, предполагает размещение образовательного контента, оценку его качества, контроль «цифрового следа» студентов и преподавателей. Для обеспечения полноценной онлайн-коммуникации виртуальная образовательная среда оснащена необходимыми инструментами: чатами, форумами, веб-конференциями и пр. Поэтому использование личных каналов связи нецелесообразно, так как нарушает границы зоны комфорта. Кроме того, личные каналы связи не подлежат контролю со стороны образовательных организаций.
4. Санкции (позитивные — похвала и благодарность и негативные — порицание, неодобрение) должны быть не только регулярными, но и по возможности публичными. Санкции позволяют показать заинтересованность преподавателя и студента в образовательном процессе, подчеркнуть важность усилий и вклада каждого участника образовательного процесса. Санкции выполняют стимулирующую роль в образовательном процессе и формируют ощущение принадлежности к коллективу/группе, что очень затруднено
50 в дистанционном формате.
5. Сторонам-участникам дистанционной коммуникации нельзя нарушать границы личного пространства друг друга. В дистанционной коммуникации понятие личного пространства размывается, его границы четко не определены и устанавливаются опытным путем. Поэтому необходимо сразу четко проговаривать правила онлайн-коммуникаций и неукоснительно следовать им в процессе обучения. Это позволяет свести вероятность возникновения коммуникативных конфликтов к минимуму.
Несомненно, какими бы ни были электронные книги (с использованием анимации, красочных иллюстраций и графиков), ничто не сможет заменить
непосредственное общение между преподавателем и студентами. Именно это обстоятельство является одним из самых слабых элементов системы дистанционного обучения.
Однако у виртуальной коммуникации есть свои преимущества:
1. Четко определенные сроки и объемы выполнения и сдачи заданий. Это объясняется тем, что образовательная платформа работает по строгим правилам, нарушение которых не предусматривается. То есть нельзя договориться, как с преподавателем, объяснить отсутствие работы какими-либо уважительными причинами. Поэтому общение студента с преподавателем в дистанционном формате требует быть более «деловым».
2. Прозрачность образовательного процесса. Она обеспечивается системой многоступенчатого контроля на разных уровнях и разными субъектами. Строгая регламентация образовательного процесса в дистанционной среде, с одной стороны, делает процесс максимально понятным и однозначным, с другой — защищает субъектов от внештатных ситуаций.
3. Регуляция и саморегуляция степени эмоциональности виртуальной коммуникации. Виртуальные контакты дают возможность более адекватно оценить эмоциональную реакцию на взаимодействие в дистанционном формате и скорректировать информационное послание адресату.
4. Получение опыта общения с ведущими учеными и специалистами-практиками, привлеченными к образовательному процессу. Возможность непосредственной коммуникации с указанными субъектами может быть затруднена по причине разного географического положения и др., а дистанционная коммуникация позволяет преодолеть этот барьер.
5. Развитие навыков грамотной формулировки и оформления текстового
контента. Это очень полезно и ценно для последующего применения данного навыка при подготовке и оформлении курсовых и выпускных квалификационных работ.
6. Перед началом виртуальной коммуникации в образовательном процессе возможно изучить и учесть особенности целевой группы (интересы, возраст, уровень образования, направление подготовки). Виртуальная коммуникация стимулирует клиентоориентированность.
Таким образом, онлайн-коммуникации в условиях виртуальной образовательной среды вуза позволяют: развивать культуру межличностного общения студентов; расширять понимание содержания будущей профессиональной деятельности; использовать практико-ориентированные формы и методы обучения; реализовы-вать поэтапный переход от академизиро-ванной учебной деятельности студентов к предпрофессиональной.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 19.06.2021).
2. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_278297/ (дата обращения: 19.06.2021).
3. Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации. Приказ Минобрнауки России от 14.03.2020 № 397. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348668/ (дата обращения: 19.06.2021).
4. Суходолова, Е.М. Развитие культуры межличностного общения студентов в процессе применения дистанционных образовательных технологий: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2020. ^ 213 с.
5. Аухадаева, Л.А. Коммуникативная культура студентов педагогического вуза // Высшее образование сегодня. М., 2006. № 11. С. 54-56.
6. Максакова, В.И. Педагогическая антропология / под ред. В.И. Максаковой и др. М.: Академия, 2004. 208 с.
7. Погорадзе, А.А. Правовая культура как фактор устойчивого социального развития // Социально-правовые проблемы устойчивого развития. Новосибирск, 2003. С. 24-27.
8. Закирова, В.Г. Типы взаимодействий субъектов в информационно-образовательной среде / Э.Г. Сабирова, В.Г. Закирова // Казанский педагогический журнал. 2012. № 1. С. 159-165.
9. Зарецкая, И.И. Проектирование проблемы технологического образования // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. Общественные науки. 2012. № 28.
10. Абдуразаков, М.М. Технология преподавания информатики. Махачкала: ДГПУ, 2005. 65 с.
11. Роберт, И.В. Информатизация образования (педагогико-эргономический аспект). М.: РАО, 2002. 195 с.
12. Симоненко, В.Д. Современные педагогические технологии: учеб. пособие / В.Д. Симоненко, Н.В. Фомин Брянск: Изд-во Брян. гос. пед. ун-та им. акад. И.Г. Петровского, 2001.
13. Ефимкина, Е.А. Методика использования дистанционных образовательных технологий в обучении французскому языку студентов-лингвистов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2010. 21 с.
14. Лопатина, Н.В. Теоретико-методологические основания управления информатизацией в России: автореф. дис ... д-ра социол. наук. М., 2008. 35 с.
15. Филиндаш, Е.В. Особенности информационного общества, инициирующие одиночество в среде российской молодежи // Вестник ГУУ. 2015. № 8. С. 243-248.
16. Девтерова, З.Р. Диагностическое тестирование как механизм управления учебной деятельности в дистанционном обучении // Вестник Университета Российской академии образования. 2012. № 1. С. 29-31.
17. Угольков, В.В. Компьютерные технологии как средство обучения иностранным языкам в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 26 с.
18. Бондарькова, А.М. Педагогическое управление профессиональным саморазвитием студентов технических вузов, обучающихся дистанционно: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2010. 188 с.
19. Волов, В.Т. Системно-кластерная теория и технология повышения качества дистанционного образования в вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2000. 25 с.
20. Григорьев, Ю.В. Моделирование процесса дистанционного группового обучения студентов вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2012. 24 с.
21. Бородачев, С.А. Функционирование образовательного пространства педагогического вуза на базе программных систем электронного обучения // Молодой ученый, 2011. Т. 2. № 2. С. 75-77.
REFERENCES
1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federalnyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ [About Education in the Russian Federation. Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ].
52 Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed: 19.06.2021). (in Russ.)
2. Ob utverzhdenii Poryadka primeneniya organizaciyami, osushchestvlyayushchimi obrazovatelnuyu deyatelnost, elektronnogo obucheniya, distancionnyh obrazovatelnyh tekhnologij pri realizacii obrazovatelnyh programm. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 23.08.2017 № 816 [On Approval of the Procedure for the Introduction of Models, E-Learning, Distance Learning Technologies in the Implementation of Educational Programs. Order of the Ministry of Education and Science of Russia No. 816 dated 23.08.2017]. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_ LAW_278297/ (accessed: 19.06.2021) (in Russ.)
3. Ob organizacii obrazovatelnoj deyatelnosti v organizaciyah, realizuyushchih obrazovatelnye programmy vysshego obrazovaniya i sootvetstvuyushchie dopolnitelnye professionalnye programmy, v usloviyah preduprezhdeniya rasprostraneniya novoj koronavirusnoj infekcii na territorii Rossijskoj Federacii. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 14.03.2020 № 397 [On the Organization of Educational Activities in Organizations Implementing Educational Programs of Higher Education and Relevant Professional Programs, in the Context of the Spread of a New Coronavirus Infection in the Territory of the Russian Federation. Order of the Ministry of Education and Science of Russia No. 397 of March 14, 2020]. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_348668/ (accessed: 19.06.2021) (in Russ.)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХ1__3 , 2021
ВЕК ' 2021
4. Suhodolova E.M. Razvitie kultury mezhlichnostnogo obshcheniya studentov vprocesse primeneniya distancionnyh obrazovatelnyh tekhnologij [Development of a Culture of Interpersonal Communication of Students in the Process of Using Distance Educational Technologies]: PhD Dissertation (Pedagogy). Kazan, 2020, 213 p. (in Russ.)
5. Auhadaeva L.A. Kommunikativnaya kultura studentov pedagogicheskogo vuza [Communicative Culture of Students of a Pedagogical University]. Vysshee obrazovanie segodnya = Higher Education Today, 2006, No. 11, pp. 54-56. (in Russ.)
6. Maksakova V.I. Pedagogicheskaya antropologiya [Pedagogical Anthropology], ed. by V.I. Maksakova and others. Moscow, Akademiya, 2004, 208 p. (in Russ.)
7. Pogoradze A.A. Pravovaya kultura kak faktor ustojchivogo socialnogo razvitiya [Legal Culture as Sustainable Development]. In: Socialno-pravovye problemy ustojchivogo razvitiya [Social and Legal Problems of Sustainable Development]. Novosibirsk, 2003, pp. 24-27. (in Russ.)
8. Zakirova V.G. Tipy vzaimodejstvij subektov v informacionno-obrazovatelnoj srede [Types of Interactions of Subjects in the Information and Educational Environment], E.G. Sabirova, V.G. Zakirova. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal = Kazan Pedagogical Journal, 2012, No. 1, pp. 159-165. (in Russ.)
9. Zareckaya I.I. Proektirovanie problemy tekhnologicheskogo obrazovaniya [Designing the Problem of Technological Education]. Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.G. Belinskogo. Obshchestvennye nauki = News of the V.G. Belinsky Penza State Pedagogical University. Social Sciences, 2012, No. 28. (in Russ.)
10. Abdurazakov M.M. Tekhnologiya prepodavaniya informatiki [Teaching Technology of Informatics]. Mahachkala, Dagestan State Pedagogical University, 2005, 65 p. (in Russ.)
11. Robert I.V. Informatizaciya obrazovaniya (pedagogiko-ergonomicheskij aspekt) [Informatization of Education (Pedagogical and Ergonomic Aspect)]. Moscow, Russian Academy of Education, 2002, 195 p. (in Russ.)
12. Simonenko V.D. Sovremennye pedagogicheskie tekhnologii: Ucheb. posobie [Modern Pedagogical Technologies: Textbook. Allowance], V.D. Simonenko, N.V. Fomin. Bryansk, Publishing house of 53 the I.G. Petrovsky Bryansk State Pedagogical University, 2001. (in Russ.)
13. Efimkina E.A. Metodika ispolzovaniya distancionnyh obrazovatelnyh tekhnologij v obuchenii francuzskomuyazyku studentov-lingvistov [Methodology for Using Distance Learning Technologies in Teaching French to Linguistic Students]: Extended Abstract of PhD Dissertation (Pedagogy). Nizhnij Novgorod, 2010, 21 p. (in Russ.)
14. Lopatina N.V. Teoretiko-metodologicheskie osnovaniya upravleniya informatizaciej v Rossii [Theoretical and Methodological Foundations of Informatization Management in Russia]: Extended Abstract of ScD Dissertation (Sociological). Moscow, 2008. 35 p. (in Russ.)
15. Filindash E.V. Osobennosti informacionnogo obshchestva, iniciiruyushchie odinochestvo v srede rossijskoj molodezhi [Features of the Information Society, Initiating Loneliness Among the Russian Youth]. Vestnik GUU = Bulletin of the University of the Russian Academy of Education, 2015, No. 8, pp. 243-248. (in Russ.)
16. Devterova Z.R. Diagnosticheskoe testirovanie kak mekhanizm upravleniya uchebnoj deyatelnosti v distancionnom obuchenii [Diagnostic Testing as a Mechanism for Managing Educational Activities in Distance Learning]. Vestnik Universiteta Rossijskoj Akademii Obrazovaniya = Bulletin of the University of the Russian Academy of Education, 2012, No. 1, pp. 29-31. (in Russ.)
3 / 2021 ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХ1
' ВЕК
17. Ugolkov V.V. Kompyuternye tekhnologii kak sredstvo obucheniya inostrannym yazykam v vuze [Computer Technologies as a Means of Teaching Foreign Languages at the University]: Extended Abstract of PhD Dissertation (Pedagogy). Moscow, 2QQ4, 26 p. (in Russ.)
18. Bondarkova A.M. Pedagogicheskoe upravlenie professionalnym samorazvitiem studentov tekhnicheskih vuzov, obuchayushchihsya distancionno [Pedagogical Management of Professional Self-Development of Students of Technical Universities Studying Remotely]: PhD Dissertation (Pedagogy). Moscow, 2Q1Q, 188 p. (in Russ.)
19. Volov,V.T. Sistemno-klasternaya teoriya i tekhnologiya povysheniya kachesttva distancionnogo obrazovaniya v vuze [System-Cluster Theory and Technology for Improving the Quality of Distance Education at a University]: Extended Abstract of ScD Dissertation (Pedagogy). Kazan, 2QQQ, 25 p. (in Russ.)
2Q. Grigorev Yu.V. Modelirovanie processa distancionnogo gruppovogo obucheniya studentov vuza [Modeling the Process of Distance Group Teaching of University Students]: Extended Abstract of PhD Dissertation (Pedagogy). Cheboksary, 2Q12, 24 p. (in Russ.)
21. Borodachev S.A. Funkcionirovanie obrazovatelnogo prostranstva pedagogicheskogo vuza na baze programmnyh sistem elektronnogo obucheniya [Functioning of the Educational Space of a Pedagogical University on the Basis of E-Learning Software Systems]. Molodoj uchenyj = Young Scientist, 2Q11, vol. 2, No. 2, pp. 75-77. (in Russ.)
54
Полевая Наталья Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной работы, Амурский государственный университет, [email protected] Nataliya M. Polevaya, PhD in Education, Associate Professor, Social Work Department, Amur State University, [email protected]
Ситникова Виктория Владимировна, кандидат социологических наук, доцент, кафедра социальной работы, Амурский государственный университет, [email protected] Viktoriya V. Sitnikova, PhD in Sociology, Associate Professor, Social Work Department, Amur State University, [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.03.2021 Принята к публикации 26.04.2021 The paper was submitted 15.03.2021 Accepted for publication 26.04.2021