СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПСИХОЛОГИИ
УДК 378
JEL I23
Авдеева Анна Павловна
канд. психол. наук, ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет)», г. Москва, Российская Федерация
ORCID: 0000-0002-8010-7988 e-mail: [email protected]
Сафонова Юлия Анатольевна
канд. филос. наук, «Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет)», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-7093-4202 e-mail: [email protected]
Anna P. Avdeeva
Cand. Sci. (Psy.), Bauman Moscow State Technical University (national research university), Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-8010-7988 e-mail: [email protected]
Yulia A. Safonova
Cand. Sci. (Philos.), Bauman Moscow State Technical University (national research university), Moscow, Russia ORCID: 0000-0001-7093-4202 e-mail: [email protected]
DOI 10.26425/1816-4277-2021-3-162-167
КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Аннотация. Рассмотрена актуальная проблема организации коммуникативного пространства дистанционного обучения студентов первого курса вуза. Развитие информационных технологий, необходимость внедрения инновационных подходов, возникновение мировых экстремальных социальных ситуаций, таких как пандемия COVID-19 2019-2021 гг., активизировали использование дистанционного подхода в образовательной деятельности. Цель статьи - изучение опыта организации коммуникативного пространства при дистанционном обучении, поскольку коммуникативное пространство является одним из ключевых факторов эффективного обучения. В результате эмпирического исследования были проанализированы аспекты формирования коммуникативного процесса, социальных связей и отношений к учебной деятельности первокурсников. Сделан вывод, что эффективность организации коммуникативного пространства при дистанционном обучении во многом зависит от коммуникативных компетенций преподавателя. Выявлены важнейшие компетенции преподавателей для организации коммуникативного пространства онлайн-обучения - направленность на инновации, развитость эмпатических способностей, навыков делового и интернет-общения. Ключевые слова: коммуникативное пространство, дистанционное обучение, коммуникация в вузе, студенты-первокурсники, сильные связи, слабые связи, коммуникативные компетенции, межличностное взаимодействие
Для цитирования: Авдеева А.П., Сафонова Ю.А. Коммуникативное пространство дистанционного обучения студентов вуза//Вестник университета. 2021. № 3. С. 162-167.
COMMUNICATIVE SPACE OF DISTANCE LEARNING FOR UNIVERSITY STUDENTS
Abstract. The article considers the actual problem of organizing the communication space of distance learning for first-year students of the university. The development of information technologies, the need to introduce innovative approaches, the emergence of global extreme social situations, such as the COVID-19 pandemic of 2019-2021years, - intensified the use of distance approach in educational activities. The purpose of this article is to study the experience of organizing the communicative space of distance learning, because communicative space is one of the key factors for effective learning. As a result of the empirical research, the issues of the formation of the communicative process, social connections and attitudes to educational activities among first-year students have been analysed. The paper concludes, that the effectiveness of the organization of the communicative space of distance learning depends largely on the communicative competencies of the teacher. The study reveals the most important competencies of teachers for organizing the communication space of online learning -the focus on innovation, the development of empathic abilities of teachers, business and Internet-communication skills.
Keywords: communicative space, distance learning, communication at the university, first-year students, strong ties, weak ties, communicative competencies, interpersonal interaction
For citation: Avdeeva A.P., Safonova Yu.A. (2021) Communicative space of distance learning for university students. Vestnik universiteta, no. 3, pp. 162-167. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-3-162-167
© Авдеева А.П., Сафонова Ю.А., 2021.
Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/). © Avdeeva A.P., Safonova Yu.A., 2021.
This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
Введение
Актуальность работы связана с текущей ситуацией с СОУГО-19 в мире, необходимостью образовательным учреждениям быть готовым переходить на удаленный формат работы. Опыт дистанционного обучения (далее - ДО) в условиях пандемии показал отсутствие единых принципов и подходов к его организации. Преподаватели и студенты стихийно вырабатывают новые формы взаимодействия, передачи и получения знаний. Эти стихийные наработки нуждаются в рефлексии и обобщении с учетом специфики образовательного учреждения.
Дискуссия о том, можно ли рассматривать ДО как самостоятельную форму образования, или это вспомогательный метод обучения, остается открытой. Независимо от решения этого вопроса, важно выделить те методологические основания, которые будут заложены в будущем в систему ДО. Уже сейчас понятно, что невозможно просто перенести аудиторные методы преподавания в среду онлайн, необходимы новые разработки. Для этого важно выделить проблемные точки как учебного, так и всего коммуникационного процесса в режиме ДО.
Методология
Связь процесса обучения и коммуникации неоднократно подчеркивалась в работах педагогов Л. В. Занко-ва, И. Я. Лернера и др. Обучение рассматривается как организованный процесс общения авторами В. К. Дьяченко, Н. Д. Никандровым и др. Ю. К. Бабанский, А. В. Мудрик, В. А. Сластенин отмечают единство познания и общения в обучении [2].
Процесс обучения - диалог, в ходе которого происходит передача не только знаний, но и их ценностное наполнение. В ходе такого ценностного взаимодействия осуществляется выход за пределы имеющегося знания, включение его в новый контекст рассмотрения, согласование и координация смыслов, смысловая трансформация позиций его участников с учетом их личностных вкладов. Педагог и учащийся осознают свою значимость друг для друга на всех этапах обучения и уровнях общения [4].
Коммуникативное пространство является одной из составляющих образовательного пространства, оно обеспечивает передачу информации, социально-перцептивные и интерактивные процессы между субъектами коммуникаций - студентами и преподавателями [1]. Содержательное разнообразие коммуникативных практик может как способствовать повышению качества образования, так и снижать его [5].
Понятие коммуникативного пространства имеет обобщенный характер и может быть использовано для анализа процесса коммуникаций в условиях дистанционного обучения при пандемии. От организации коммуникативного пространства во многом зависит эффективность образовательной деятельности в дистанционном формате. Отсутствие конструктивной коммуникации в режиме диалога при дистанционном обучении обусловливает у студентов сложности в усвоения знаний. Особенно остро стоит проблема для студентов первого курса, так как социальные связи в вузе в этот период носят неустойчивый характер.
Оценка эффективности организации коммуникативного образовательного пространства предполагает изучение:
- самого коммуникативного процесса;
- формальных и неформальных социальных связей в системе «студент-преподаватель»;
- отношений студентов к учебному процессу в дистанционном формате.
Цель исследования - анализ опыта ДО в техническом вузе глазами студентов-первокурсников. Задачи:
- исследование процесса коммуникации между преподавателями и студентами;
- изучение специфики социальных связей первокурсников;
- исследование отношения студентов к учебной деятельности в дистанционном формате.
В эмпирическом исследовании приняло участие 64 студента первого курса Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана.
Исследование включало:
- написание студентами эссе в свободной форме «Мой опыт дистанционного обучения»;
- дискуссии;
- статистическую обработку информации.
Результаты исследования
Анализ результатов исследования процесса коммуникации в ДО, показал, что 80 % студентов в той или иной мере отмечают проблемы коммуникации как напрямую, так и косвенно связанные с учебным процессом. Только 20 % считают, что коммуникация по сравнению с периодом до дистанционного обучения изменилась мало.
Особо остро студенты ощущают проблему быстрой связи с преподавателем. Однако, по сравнению с осенью 2020 г., здесь отмечается позитивная динамика: «в вузе момент коммуникации с преподавателями обыгран более профессионально. У нас существует своя электронная почта, некоторые преподаватели создали группы в мессенджерах, где мы можем задавать интересующие нас вопросы, почти каждый преподаватель на первом занятии предоставил нам свой номер телефона, что не может не радовать, ведь это сильно упрощает момент коммуникации. В целом могу сказать, что переход на ДО в плане коммуникации в вузе произошел более плавно, чем в школе».
Выделены следующие частотные проблемы учебной коммуникации, озвученные в работах, помимо технических проблем и помех.
Недостаток эмоционального и невербального компонента в общении: «трудно перейти с живого общения с людьми, когда ты способен увидеть вживую полную гамму их эмоций, чувств, на общение с ними с помощью Zoom, Skype, FaceTime и так далее»; «не очень удобно излагать свое мнение, смотря в монитор, ты не можешь видеть настоящей реакции», «общение в онлайн режиме отнимает возможность передачи невербальных данных между людьми. Мы стали хуже понимать друг друга, мы стали отдаляться эмоционально».
Нет возможности ориентироваться на других людей, как на ролевые модели взаимодействия: «в университете вы получаете не только знания, вы учитесь работать с другими людьми. На ДО мне не хватает общения с одногруппниками, потому что по своей природе я заряжаюсь от других людей».
Нет позитивного группового давления: «рядом нет постоянных «напоминателей» в лице одноклассников», «снизилась степень идентификации себя как члена группы. Пропало чувство атмосферы взаимной мотивации, рабочей обстановки, из-за чего теперь сложнее себя организовывать».
В качестве оптимальной формы передачи учебной информации, подходящей для ДО, студенты выделяют лекцию: «дистанционные лекции, пожалуй, являются наиболее удачным решением, так как они хорошо усваиваются в комфортной обстановке дома». С точки зрения опыта и наработок, эта форма занятия в ДО-режиме является наиболее исследованной, хотя и она также требует трансформации в подаче материала при переходе в онлайн. Дистанционная лекция также подвержена техническим проблемам. Семинары и практические занятия онлайн требуют большей трансформации и применения новых методов и технологий. Здесь каждый преподаватель применял свои наработки и новации.
Следует отметить, что формат «задание по почте» не воспринимается студентами как «занятия». Нередко такая форма работы в эссе именуется не «семинаром», «лекцией», а «домашним заданием». Отсюда у студентов возникает ощущение перегруженности домашними заданиями: «некоторые преподаватели просто не проводят лекции и семинары в привычном формате, а предпочитают давать материал «на откуп» студентам».
Важным аспектом организация эффективного учебного взаимодействия в дистанционном формате является разработка регламента коммуникативного процесса для образовательных учреждений в условиях ДО: правил нахождения в видео-сервисах для преподавателей и студентов. Необходимо решить проблему «черных квадратов» - отсутствия включенной камеры у студентов. Также необходима выработка новых этических правил. Некоторые этические правила уже складываются спонтанно (выключать микрофон, если не говоришь). Эти внешние контролирующие моменты должны помочь студенту мобилизовать личностные ресурсы для повышения эффективности учебной деятельности.
Изучение специфики социальных связей первокурсников показало, что в условиях дистанционного обучения студенты оказываются выключенными из системы «слабых связей». Концепция сильных и слабых связей была предложена М. Грановеттером. Сила связи - комбинация продолжительности, эмоциональной интенсивности, близости, взаимного доверия и реципрокных услуг, которые характеризуют данную связь. К сильным связям относят родителей, близких родственников, друзей, к слабым связям - новых знакомых, связи с которыми установились, но еще не стали дружескими; дальних родственников; бывших коллег и старых знакомых (если с ними поддерживается связь). Также это люди, с которыми мы общаемся, но знакомы не достаточно близко.
Слабые связи рассматривают как условие интеграции в различные сообщества, а также как условие формирования разнообразных возможностей индивидов. Слабые связи соединяют членов различных малых групп. В связи с этим ресурсы и возможности личности значительно расширяются вследствие установления связей не внутри своей группы, а между разными социальными группами («сила слабых связей») [3].
Для студентов «слабые связи» в вузе - преподаватели, сокурсники, одногруппники, с которыми общаются не очень тесно, но которые также являются источником информации о том, что происходит в других информационных полях.
У студентов-первокурсников сильные связи в вузе не успели образоваться, большинство связей к моменту объявления ДО (ноябрь) в вузе носили характер слабых: «на примере осени 2020 г. могу сказать, что этот режим очень портит всю коммуникацию между людьми, особенно когда ваша дружба только зарождается»; «группа не успела сложиться. В школе мы все были вместе 11 лет, в самоизоляции и ДО поддерживали друг друга, здесь - особенно с приближением сессии - каждый сам за себя».
Вне постоянного взаимодействия и целенаправленного поддержания контакта слабые связи распадаются. Отсюда происходит ослабление не только информационных ресурсов личности, но и смыслов, ценностей, окрашивающих пребывание студента в социокультурной среде вуза. Нет мотивирующего воздействия среды:
1) «Общение онлайн не может заменить живого общения: мы стали меньше говорить на посторонние темы, наши разговоры касались только учебы»;
2) «Немаловажной частью обучения является общение со сверстниками, которые могут помочь понять материал, напомнить о домашнем задании и просто успокоить перед экзаменом. В отличие от обычного обучения, когда, находясь в вузе, можно спросить у одногруппника что угодно, просто подойдя к нему, в условиях обучения на расстоянии общение затрудняется, и иногда узнать что-то у группы представляется невыполнимым»;
3) «Я почти не общаюсь с одногруппниками, постоянное общение сохранилось только с одним человеком»; «никакие технологии не заменят живого общения, потому что университет - это не только учеба, но и общение с одногруппниками».
Вероятно, с проблемой ослабления слабых связей сталкиваются все студенты вуза в условиях ДО, но для студентов старших курсов эта ситуация сглажена наличием образовавшихся в вузе сильных связей. Хотя стоит подчеркнуть необходимость культивировать слабые связи и в этом случае: студент, выключенный из системы слабых связей, не получает информацию о том, что происходит в других социальных полях.
Далее, рассмотрим отношение студентов к учебной деятельности в дистанционном формате. Большинство студентов (68 %) негативно оценивают ДО как альтернативу традиционному обучению в вузе, характеризуя ее, скорее, как вынужденную меру. При этом они стараются увидеть некоторые плюсы в ситуации: приобретение новых навыков, освоение новых технологий, саморазвитие и пр.: «я приобрел важный опыт, научился работать в онлайн-семинарах, искать информацию в Интернете, стал уделять внимание тайм-менеджменту и др. организационным моментам».
Еще 20 % студентов придерживаются позиции: «во всем есть свои плюсы и минусы», не выражают однозначно отрицательного или положительного отношения к ДО. Только 8 % студентов увидели в ДО больше плюсов по сравнению с традиционным обучением. Они связывают это с возможностью вернуться в родной город: «В Москве мне катастрофически не хватало времени, у меня было слишком много задач и обязанностей, и учеба давалась не так легко, как хотелось. После перехода на дистанционную форму я переехал обратно в свой родной город, и тут мне стало значительно легче». 4% студентов отмечают, что ДО может быть эффективно только как вспомогательное средство.
В качестве основного плюса ДО студенты отмечают (фигурирует почти во всех работах): появление свободного времени вследствие экономии времени на дорогу. Это время студенты используют для общения в семье, саморазвития, углубленной подготовки к отдельным предметам, досуга и развлечений.
Вместе с тем некоторые студенты (19 %) отмечают увеличение количества домашних заданий в режиме ДО, что нивелирует эту экономию времени: «с самоизоляцией объем работы ни разу не уменьшился, он серьезно увеличился».
Кроме того, обучение в режиме ДО требует навыков самоорганизации, если их нет, то «путь от кровати до ноутбука оказывается длиннее, чем от дома до вуза».
При описании минусов ДО студенты выделяют такие типовые проблемы, как технические сложности, особенности подачи материала в онлайн-режиме, много домашних заданий, проблемы со здоровьем, возникающие из-за длительного сидения у монитора и т. п. Иногородние студенты отмечали неудобства, связанные с разными часовыми поясами.
Особенно следует отметить сложности, связанные с усвоением материала в ДО-режиме. Сами студенты осознают важность самоорганизации, дисциплины, выработки режима дня при дистанционном обучении. В 43 % работ описанию этих качеств уделяется значительное место. Студенты говорят о том, что дом у них ассоциируется с отдыхом, развлечениями, поэтому «многие не могут удержать себя от возможности одновременно изучать урок и заниматься чем-то другим».
В работах отмечается сложность сосредоточиться в домашней атмосфере, настроиться на работу, дифференцировать области работы и развлечения ^оиТиЬе, фильмы и сериалы, компьютерные игры и т. д.): «коэффициент полезного действия от работы дома сильно снижается, потому что дома мы обычно отдыхаем, как только возвращаемся после окончания рабочего дня»; «несмотря на увеличение количества времени, эффективность его использования снизилась в разы»; «в процессе дистанционного обучения создается крайне противоречивая (то ли дома, то ли на учебе), сложная, отвлекающая обстановка, в которой очень сложно сосредоточится на конкретном задании, нужно помнить обо всех делах, уметь переключаться между ними и правильно организовывать свое время».
Сами студенты подсказывают способ решения этой проблемы через соблюдение ежедневных ритуалов и правил подготовки к рабочему процессу: «...первое, и самое важное, на мой взгляд, к каждой паре необходимо готовиться: встать, привести себя в порядок, одеться и подготовить рабочее место, иначе учебный процесс будет крайне непродуктивным».
Заключение
В онлайн-формате процесс коммуникации носит опосредованный характер, при этом его сложнее контролировать, и преподавателям труднее удерживать внимание студентов. В коммуникативном пространстве дистанционного обучения сложнее формируются социальные связи между студентами и преподавателями.
Для студентов первого курса особенно остро стоит проблема несформированности сильных связей в вузе и распада едва образовавшихся слабых связей. Это лишает студента информационной, ресурсной, эмоциональной и прочей поддержки. Для всех студентов в период ДО актуальна проблема поддержания слабых связей. Необходимо сознательно культивировать систему слабых связей и обмен информацией в них.
Для эффективной организации коммуникативного пространства в дистанционном формате значение имеют коммуникативные компетенции преподавателя. Мотивирование студентов, их вовлеченность в учебный процесс зависит от эмпатических способностей преподавателя, его коммуникативных навыков, владения технологиями интернет-общения.
Значимый фактор эффективности усвоения материала студентами в условиях ДО - мотивационная готовность преподавателя пробовать новые методы и формы работы онлайн, не ограничиваясь и не ограничиваясь от студентов почтовыми сервисами.
Библиографический список
1. Белякова, Н. Ю., Гончаров, С. А., Гнатюк, О. Л., и др. Принципы формирования коммуникативного пространства современного университета: коллективная монография. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. - 393 с.
2. Висторобская, В. Д. К вопросу об учебной коммуникации в педагогическом взаимодействии участников образовательного процесса // Молодой ученый. - 2017. - № 15 (149). - С. 556-560.
3. Грановеттер, М. Сила слабых связей // Экономическая социология. - 2009. - Т. 10, № 4. - С. 31-50.
4. Кагермазова, Л. Ц., Масаева, З. В., Абакумова, И. В. Диалог как дидактическая инициация смыслообразования учащихся в практике образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-3. -С. 324-328.
5. Маркова, О. Ю. Коммуникативное пространство вуза: субъекты, роли, отношения // Коммуникация и образование. Сборник статей. Под ред. С. И. Дудника. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. - С. 345-364.
References
1. Belyakova N. Yu., Goncharov S. A., Gnatyuk O. L. et al. Principles offorming communicative space of a modern university: collective monograph, St. Petersburg, Herzen University, 2016, 393 p. (In Russian).
2. Vistorobskaya V D. To the question of study communication within pedagogical interaction of the educational process's participants, Molodoi uchenyi, 2017, no. 15 (149), pp. 556-560.
3. Granovetter M. The strength of weak ties, Economic Sociology, vol. 10, no. 4, pp. 31-50. (In Russian).
4. Kagermazova L. Ts., Masaeva Z. V, Abakumova I. V. Dialogue as a didactic initiation of sense-formation of students in the practice of the educational process, Problems of modern pedagogical education, 2020, no. 68-3, pp. 324-328. (In Russian).
5. Markova O. Yu. The communicative space of the university: subjects, roles, relationships, Communication and Education. Collection of Articles, Ed. S.I. Dudnik, St. Petersburg, St. Petersburg Philosophical Society, pp. 345-364. (In Russian).