Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
ТИХОНОВА Наталья Владимировна и другие ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ...
УДК 159.99:378.1
DOI: 10.26140/anip-2021-1001-0095
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ СТАРШИХ КУРСОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
© Автор(ы) 2021 SPIN: 4244-8621 AuthorlD: 757556 ORCID: 0000-0002-9560-7264
ТИХОНОВА Наталья Владимировна, кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения
SPIN: 2215-4081 AuthorlD: 475571 ORCID: 0000-0002-9846-2216
ЧУПИНА Виктория Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии с курсом ПО Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого (660022, Россия, Красноярск, улица Партизана Железняка, 1, e-mail: [email protected]) ORCID ID: 0000-0002-1593-0839
КУЗНЕЦОВА Екатерина Геннадьевна, магистрант 2 курса направления «Педагогическое образование», Института педагогики, психологии и социологии Сибирский федеральный университет (660041, Россия, Красноярск, проспект Свободный, 79, e-mail: [email protected]) Аннотация. В статье представлены результаты опроса студентов-медиков старших курсов, направленного на выявление проблем дистанционного обучения в части формирования практических навыков и коммуникативной компетентности. Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящий период времени мир претерпевает большие изменения не только сфере здравоохранения, но и образования. Одной из первоочередных задач высшего образования является формирование профессиональных компетенций будущих специалистов. Коммуникативная компетентность относится к базовой составляющей в профессии врача, поэтому её формированию уделяется большое значение в процессе обучения студентов. Однако в связи с тем, что сложилась непростая обстановка в стране и мире, студентов стали переводить на дистанционное обучение, что не могло не сказаться на формировании коммуникативной компетентности и освоении практических навыков обучающимися. Огромное количество студентов перешло на дистанционное обучение, в том числе ряд дисциплин стал преподаваться онлайн, в том числе и у студентов медицинского университета. Однако это привело к трудностям формирования коммуникативных и практикоориетированных компетенций у студентов-медиков старших курсов. В связи с вышесказанным, целью исследования явилась комплексная оценка проблем в формировании коммуникативных и практикоориентированных компетенций у студентов-медиков старших курсов на дистанционном обучении. На основе полученных данных предложены способы для решения выявленных проблем с использованием дистанционного обучения.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, практикоориентированные компетенции, дистанционное обучение, коммуникация, коммуникативное взаимодействие, практикоориентированное обучение.
FORMATION OF COMMUNICATIVE AND PRACTICE-ORIENTED COMPETENCIES IN SENIOR MEDICAL STUDENTS IN THE CONTEXT OF DISTANCE LEARNING
© The Author(s) 2021
TIHONOVA Natalia Vladimirovna, candidate of medical sciences, associate professor, associate professor
of the department of public health and public health CHUPINA Viktoriia Borisovna, candidate of psychological sciences, associate professor, associate professor of the department of clinical psychology and psychotherapy with a postgraduate course Krasnoyarsk State Medical University of Professor Voino-Yasenrtsky (660022, Russia, Krasnoyarsk, street Partizna Zheleznyak, 1, e-mail: [email protected]) KUZNETSOVA Ekaterina Gennadevna, 2nd year undergraduate student of the direction "Pedagogical Education", Institute of Pedagogy, Psychology and Sociology Siberian Federal University (660041, Russia, Krasnoyarsk, Svobodny Avenue, 79, e-mail: [email protected]) Abstract. The article presents the results of a survey of senior medical students aimed at identifying the problems of distance learning in terms of the formation of practical skills and communicative competence. The relevance of the study is due to the fact that at the present time the world is undergoing major changes not only in the field of health, but also in education. One of the primary tasks of higher education is the formation of professional competencies of future specialists. Communicative competence refers to the basic component in the medical profession, so its formation is given great importance in the process of teaching students. However, due to the fact that there was a difficult situation in the country and the world, students began to be transferred to distance learning, which could not but affect the formation of communicative competence and the development of practical skills by students. A huge number of students switched to distance learning, including a number of disciplines were taught online, including students of the medical University. However, this has led to difficulties in the formation of communicative and practice-oriented competencies among senior medical students. In connection with the above, the aim of the study was a comprehensive assessment of the problems in the formation of communicative and practice-oriented competencies of senior medical students in distance learning. Based on the obtained data the proposed methods for the solution of identified problems with the use of distance learning.
Keywords: communicative competence, practice-oriented competencies, distance learning, communication, communicative interaction, practice-oriented learning.
ВВЕДЕНИЕ образования. Одной из первоочередных задач высшего
В настоящий период времени мир претерпевает боль- профессионального образования является формирова-шие изменения не только сфере здравоохранения, но и ние профессиональных компетенций будущих специ-
TIHONOVA Natalia Vladimirovna and others FORMATION OF COMMUNICATIVE AND PRACTICE ...
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
алистов. Коммуникативная компетентность относится к базовой составляющей в профессии врача, поэтому её формированию уделяется большое значение в процессе обучения студентов. Однако в связи с тем, что сложилась непростая обстановка в стране и мире, студентов стали переводить на дистанционное обучение, что не могло не сказаться на формировании коммуникативной компетентности и освоении практических навыков обучающимися. Огромное количество студентов перешло на дистанционное обучение, в том числе ряд дисциплин стал преподаваться онлайн, в том числе и у студентов медицинского университета [1-5]. Однако это привело к трудностям формирования коммуникативных и прак-тикоориетированных компетенций у студентов-медиков старших курсов.
МЕТОДОЛОГИЯ
В связи с вышесказанным, целью исследования явилась комплексная оценка проблем в формировании коммуникативных и практикоориентированных компетенций у студентов-медиков старших курсов на дистанционном обучении.
Задачи, поставленные в ходе исследования:
1. провести комплексный анализ дистанционного обучения студентов лечебного факультета;
2. оценить формирование коммуникативных и прак-тикоориентированных компетенций у студентов-медиков на основе специально разработанного авторского опросника;
3. разработать рекомендации по оптимизации подходов к формированию коммуникативных и практико-ориентированных компетенций у студентов-медиков старших курсов на дистанционном обучении.
В исследовании принимали участие 393 студента 4 курса, обучающихся по специальности «Лечебное дело» КрасГМУ г. Красноярска (из них девушек - 240, юношей - 153).
Метод исследования: опрос. Для исследования был разработан опросник, ориентированный на выявление проблем дистанционного обучения в части формирования практических навыков и коммуникативной компетентности. Опрос респондентов проводился в онлайн-режиме на сайте КрасГМУ.
Процесс обучения в некоторых учебных заведениях весь выстроен онлайн, однако медицина всегда была тем направлением, которое предпочитали обучать офлайн. Пандемия внесла определенные коррективы в действующую систему образования, в результате чего учебные заведения должны были максимально перестроиться под новые условия существования [6-8]. Для оценки качества формирования коммуникативных и практико-ориентированных компетенций у студентов-медиков старших курсов на дистанционном обучении проведено данное исследование.
ния обнаружилось недостаточное количество учебного материала доступного онлайн. Также возникают сложности с изложением практического материала педагогами и выполнением практических заданий студентами без пояснений преподавателя, о чем сказали 78,3% опрошенных и ещё 25,1% студентов полностью не усваивают материал.
При опросе большинство студентов, участвующих в опросе (64,9%), отметили отсутствие возможности получения практических навыков, данные представлены на рисунке 2.
3,10*
здок
20,60%
64.90?!
1,10%
Рисунок 1 - Оценка студентами качества преподавания теоретического и практического материала в условиях дистанционного обучения (составлено авторами)
РЕЗУЛЬТАТЫ
В процессе проведенного исследования был выявлен ряд проблем, с которыми столкнулись студенты, у 41,7% опрошенных в процессе дистанционного обуче-
■ От гут сбир возможности получения практических навыков
■ Изменились отношения в вашей группе
Отсутствие коммуникации с преподавателями
■ Обуч ение пр ох о дит вне комфортной и не привычной об становке
Появились элементы с оциопатаи
Другое
Рисунок 2 - Оценка студентами возможности получения практических знаний в режиме дистанционного обучения (составлено авторами)
На дистанционном обучении отсутствует возможность у постели пациента в совершенстве овладеть необходимыми навыками, данный факт отметили 61,4% опрошенных студентов-медиков.
Об отсутствии достаточной коммуникации между преподавателем, студентом и пациентом сообщили 77,7% опрошенных обучающихся, столкнувшихся с этой проблемой.
Кроме выше перечисленного обнаружена нехватка специализированных учебно-методических материалов, отсутствие мотивации к дистанционному обучению у студентов, а также трудности с самостоятельной работой над материалом, который преподаватель давал на самостоятельное изучение [9, 10].
Данные проблемы обусловлены тем, что система высшего профессионального образования оказалась не готова к такому массовому дистанционному обучению. Занятия в аудитории под личным контролем преподавателей стимулируют у студентов дисциплину и сосредоточенность, что помогает им лучше усваивать материал. Так же оказались недостаточно подготовлены технические площадки со всем необходимым учебным материалом, что, безусловно, усложняет процесс обучения студентов [11]. Однако благодаря возникновению подобных ситуаций удается своевременно выявить пробелы в дистанционном обучении.
Кроме того, необходимо добавить, что во время дистанционного обучения у студентов возникли трудности и коммуникативного характера [12, 13]. Был выявлен ряд причин, которые обуславливают их возникновение, а именно:
- не у всех преподавателей достаточный уровень владения средствами информационных и коммуникационных технологий (есть трудности в организации совместной учебной деятельности в условиях дистанционного обучения, а также не налажена коммуникация со студентами вне учебных аудиторий);
- отсутствие четкого и понятного педагогам алгоритма оценивания результатов обучения студентов в условиях дистанционного обучения;
- психологические трудности при коммуникации студентов внутри группы возникли у 51,0% опрошенных.
В рамках проведенного исследования обнаружено,
376
OECD: 5.01 Psychology; ASJC: 3204; WoS Subject Categories: VI
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
ТИХОНОВА Наталья Владимировна и другие ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ...
что большинство студентов, а именно 62,7% опрошенных считают, что для подготовки будущих врачей недопустимо обучаться исключительно дистанционно.
Постоянное дистанционное обучение невозможно для будущих врачей, так как занятия в подобной форме не позволяют оттачивать навыки на практике у постели больного, с чем согласны 57,1% опрошенных студентов.
ВЫВОДЫ
По результатам проведенного исследования заметно, что значимая роль в дистанционном обучении студентов-медиков должна принадлежать практикоориен-тированному обучению, так как без этого невозможно формирование и развитие профессиональных, а также коммуникативных навыков и умений, которые нужны врачу в повседневной работе [14, 15].
На основе полученного материала разработан ряд предложений направленный на решение проблемы формирования коммуникативных и практикоориентирован-ных компетенций у студентов-медиков старших курсов на дистанционном обучении.
Необходимо создать адаптивную дистанционно-образовательную среду для педагогов и студентов. В процессе адаптации к среде преподаватели должны усвоить основы новых технологий в области дистанционной педагогики для того, чтобы иметь возможность качественно обучать студентов, а те, чтобы могли хорошо учиться [16-22]. В текущий момент проблему коммуникаций между преподавателями и студентами помогают решить программы для общения по видеосвязи, такие как Skype, Zoom и др.
Для того чтобы у студентов-медиков в рамках дистанционного обучения сформировать практические навыки также необходимо использовать обучение в видео формате, но с возможностью визуализации пациента и наглядным оттачиванием практического материала (препарировать органы и ткани, проводить операции) [23-24].
Проблему непонимания материала, заданного на самостоятельное изучение преподавателем можно решить с помощью системы наставничества с привлечения студентов старших курсов, которые уже знают этот материал и могли бы помочь в его освоении.
Для улучшения усвоения полученной информации давать студентам проверочные тесты после каждого блока пройденного материала.
В рамках развития коммуникативного взаимодействия среди студентов необходимо использовать групповые формы работы во время учебных занятий или дома в рамках выполнения домашней работы. Для преодоления коммуникативных трудностей у обучающихся также подойдет проведение коммуникативных тренингов онлайн студентами старших курсов по специальности «Клиническая психология». Еще интересен метод групповых онлайн-игр (большая подборка игр и упражнений представлена по адресу: https://trainingtechnology. ru/kommunikativnye-uprazhneniya-i-igry/).
Психологическую поддержку студентам, испытывающих психологический дискомфорт и коммуникативные трудности оказывают работники психологического центра онлайн (в системе WhotsApp, Viber, Zoom).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Салахиева В.С. Проблема формирования основ профессионально-коммуникативной компетенции студентов-медиков // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2016. Т. 16. № 12. С. 194-196.
2. Морозов Г.Б., Осинцева А.А. О проблемах формирования реальных профессиональных компетенций студентов, обучающихся дистанционно //Педагогическое образование в России . 2017. № 6. С. 156163.
3. Мосеева ДМ., Рыкачевская А.Г. Значение коммуникативных навыков в практике педиатра и их формирование у студентов старших курсов медицинского вуза //Forcipe. 2020. Т. 3. № S. С. 688-689.
4. Ахметова О.С. Психолого-педагогический анализ формирования профессиональных компетенций в процессе дистанционного обучения // Пензенский психологический вестник. 2016. № 2 (7). С. 114120.
5. Ерофеева В.С. Сравнительный анализ возможностей очного и
дистанционного обучения при формировании компетенций в высшем профессиональном образовании // Педагогические измерения. 2020. № 1. С. 28-33.
6. Киселев А.А. Дистанционное обучение студентов: проблемы и перспективы его развития после пандемии коронавируса // Развитие образования. 2020. № 2 (8). С. 97-100.
7. Булаева М.Н., Гущин А.В., Воронина И.Р. Возможности технологии дистанционного обучения в вузе //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4 (33). С. 48-51.
8. Салмина Н.Г., Джулакян У.Л., Звонова Е.В. Организация учебной деятельности студентов-медиков на практических занятиях в условиях дистанционного обучения //Психология обучения. 2020. № 5. С. 78-87.
9. Бахтина Н.Н., Марковский Р.Р. К проблеме временной организации учебной детельности студентов в условиях дистанционного обучения // The Scientific Heritage. 2020. № 46-4 (46). С. 65-66.
10. Агранович Н.В., Ходжаян А.Б. Возможности и эффективность дистанционного обучения в медицине // Фундаментальные исследования. 2012. № 3-3. С. 545-547.
11. Никишина Т.В. Проблема обратной связи в дистанционном обучении студентов высших учебных заведений // Общество и цивилизация. 2015. Т. 2. С. 89-92.
12. Кудрина Е.В. Результат обучения как компонент учебной деятельности студентов вузов в условиях дистанционного обучения // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 4. С. 98-106.
13. Поликарпова М.Ж., Михалева О.В. Формирование у студентов коммуникативных компетенций в условиях цифровой образовательной среды //Перспективы науки. 2020. № 7 (130). С. 169-172.
14. Чиркова В.М. Обучение коммуникативным навыкам студентов-медиков //Региональный вестник. 2019. № 4 (19). С. 32-33.
15. Лисовский О.В., Гостимский А.В., Карпатский И.В., Лисица И.А., Кузнецова Ю.В., Завьялова А.Н. Перспективы дистанционного обучения при формировании профессиональных компетенций в медицинском вузе //Виртуальные технологии в медицине. 2020. № 3 (25). С. 101-102.
16.ПолянскаяН.А., ВласенкоН.Ю., ГетманН.А. Современные образовательные технологии формирования профессиональных компетенций студентов-медиков // Успехи современного естествознания. 2015. № 9. С. 72-76.
17. Бородина К.М. Дистанционное обучение - новая парадигма преподавания анатомии человека студентам медикам // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 4 (33). С. 27-29.
18. Саклакова Н.Н. Специфика дистанционного обучения для развития коммуникативных компетенций на уроках иностранного языка на старших курсах (уровень в2+, с1) // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 (83). С. 178-179.
19. Кириллова А.В., Усатова И.Ю. Влияние covid-19 на психологический комфорт обучающихся иностранному языку в дистанционном формате в вузе //Балканское научное обозрение. 2020. Т. 4. № 4 (10). С. 29-32.
20. Ваганова О.И., Абрамова Н.С., Кутепова Л.И. Современные технологии обучения экономическим дисциплинам в вузе // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 100-103.
21. Вольчик В.В., Ширяев И.М. Дистанционное высшее образование в условиях самоизоляции и проблема институциональных ловушек // Актуальные проблемы экономики и права. 2020. Т. 14. № 2. С. 235248.
22. Невраева Н.Ю., Быстрай Е.Б., Кабанов А.М., Савельева Н.Х., Сорокина Н.И. Методика организации учебных занятий у аспирантов для сдачи экзамена по английскому языку // Гуманитарные балканские исследования. 2020. Т. 4. № 1 (7). С. 38-42.
23. Выхристенко Л.Р., Судибор Н.Ф. Практикоориентированное обучение студентов на кафедре врача общей практики // Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2020. Т. 19. № 1. С. 94-103.
24. Хвощ Р.Н., Макарова О.В. Пациентоцентричный подход в формировании коммуникативной компетенции будущих врачей // Вопросы методики преподавания в вузе. 2020. Т. 9. № 34. С. 61-69.
Статья поступила в редакцию 28.12.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021